Анализ стихотворения анчар. Стихотворение "Анчар" (Пушкин) и его анализ

А.С. Пушкин 4 года пребывал в ссылке за свое вольнодумство (1920-1924 гг.). После освобождения цензура не только не оставила его в покое, но и усилила контроль. Александр Сергеевич очень скоро увидел, что свободное творчество для тружеников пера его времени – лишь несбыточная мечта. Тем не менее, Пушкин не оставил перо и свои резкие, но справедливые мысли. Известно, что, узнав о гонениях, поэт хотел перебраться на Кавказ, но власть не дала разрешения на переезд.

В 1828 г. власть обвинила поэта в создании произведений с противоправительственными тенденциями. Их обнаружили в поэме «Гаврилиада» и стихотворении «Андрей Шенье». За Пушкиным приказали установить секретное наблюдение. Оказавшись заложником таких тяжких обстоятельств, Александр Сергеевич взял в руки свое традиционное оружие против гонений властей – перо и бумагу. Так и появилось стихотворение .

На момент создания стихов поэт находился в имении Вульфов Малинники под Тверью. Над произведением автор работал на протяжении сентября-ноября 1828 г. Результатом кропотливого труда стал лаконичный, но емкий текст. Все благодаря оригинальной аллегории. Пушкин использовал рассказы путешественников, побывавших на острове Ява. Они утверждали, что на острове есть дерево анчар. Оно способно источать вещество, отравляющее воздух, а его сок может запросто лишить жизни. Аборигены отравляли соком анчара стрелы, предназначенные для убийства врагов. Собирали же сок только те, кого вожди приговорили к смертной казни.

На наших землях первые упоминания о ядовитом дереве появились на рубеже XVIII –XIX. В периодических изданиях распространились публикации об анчаре, поэтому Пушкин имел о нем достаточно сведений. Исследователи предполагают, что главным источником для поэта стала заметка Ф.П. Фурша, врача, работавшего в Ост-Индийской компании. Рассказы путешественников считаются полулегендарными, но они стали прекрасной почвой для создания аллегорического образа деспотичной власти, убивающей тех, кто ставал на ее пути.

Следует учесть и те, что незадолго до появления «Анчара» Пушкина, П. Катенин (поэт-современник Александра Сергеевича) создал поэму «Сожаления». В ней говорится о «дереве жизни», которое толковалось как милосердие, добро царя. Многие исследователи считают, что анчар – антитеза к образу из поэмы Катенина, так как, по сути, его можно считать «деревом смерти».

1832 г. – дата появления «Анчара» в печати в альманахе «Северные цветы». Даже «экзотическая» аллегория не смогла скрыть настоящий смысл произведения. Глава третьего Отделения Бенкендфорд в образах всемирного зла увидел отображение тирании царской России. Пушкину пришлось объясняться.

Стихотворение получило широкое распространение только после смерти Александра Сергеевича. Ее, например, использовал философ И. Ильин, чтобы охарактеризовать переворот, который привел царскую России к гибели. Исследователи творчества поэта называли «Анчар» выстрелом, от которого Пушкин медленно погибал.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"

Время написания

Стихотворение написано в 1828 году. После возвращения из михайловской ссылки Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жёсткой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании проправительственного произведения "Андрей Шенье". Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения "Анчар".

Тема

В "Анчаре" поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное "зло", ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.

Главная мысль (идея)

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.

Поэтика

Жанр стихотворения - баллада. Стихотворный метр - четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

В основу сюжета этого произведения положены полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева. По рассказам, оно отравляет воздух вокруг себя, а сок его смертелен. По легенде, вожди местных племён посылают приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую потом употребляли для отравления стрел.

Пушкин создаёт яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

Природа породила смертоносное дерево в "день гнева". Описывая пустыню и зной, раскалённую почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь чёрный», листья его «дремучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.

В самом зловещем образе подчёркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Употребление оксюморона «мёртвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой - расцветом жизни. Когда «зелень мёртвая», чудовищно нарушаются законы природы.

Этот образ - ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к дереву смерти; равнодушно взирает на смерть раба, рассылает гибель соседям с отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противоречит «правилам» природы.

В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее.

Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота - условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина - не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».

Пушкин характеризует одинаковыми словами раба и стрелы: раб «послушно в путь потёк», князь разослал «послушные стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Пушкин использует в этом стихотворении архаичную лексику (в путь потек, древо смерти, тигр нейдет, вихорь), выразительные эпитеты и сравнения (чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола). Это придаёт стихотворению «легендарное», торжественное звучание.

Второй стих довершает образ пространства темой бесплодности. Сухая, раскаленная зноем почва - это мертвая почва. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков - образ матери, создающей жизнь. При этом в народной поэзии плодородная земля имеет постоянный эпитет, указывающий на влажность: «Мать-сыра земля». Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь - «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».

Вторая строфа посвящена характеристике анчара , его отношению к Природе, к тому Космосу, в центре которого он стоит.

Основной образ второй строфы - образ нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери.

В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение - «в день гнева». В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо - ведьма - в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.

Этот образ возникает за строчками второй строфы: «Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы - «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина).

Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον - «острая глупость») - стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны - жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

В основе сюжета — легендарный рассказ о дереве анчар, который растёт на острове Ява. Сок дерева смертелен, всё вокруг погибает от его яда. По легенде, испокон веков вожди племён посылали за смертельной смолой дерева людей, приговорённых к смерти. Яд использовали для стрел, создавая смертоносное оружие.Дерево было порождено природой « в день гнева». Это словно ошибка природы. Не случайно всё живое сторонится его, избегает. Любое зло противоестественно и природе, человеку .Внешне стихотворение напоминает средневековую балладу. Кажется, в нём нет ничего из жизни современной поэту России. Однако ярко прослеживается параллель между императором Николаем I, расправившимся с декабристами, установившим в России жестокий режим, и восточным правителем.Тема : зло,которое создаётся людьми, деятельность правителей, приводящая к смерти множества людей, несправедливость мира.Проблемы:
  • Социальная несправедливость, беспредельная власть господствующего класса и униженное положение народа
  • Проблема жизни и смерти. Ради чего живёт человек, как надо прожить жизнь (стоит ли её посвящать убийству других, в этом ли назначении человека, тем более — правителя)
  • Проблема тирании как одного из величайших зол человечества
  • Проблема власти человека над человеком
  • Проблема зла: всё живое избегает зла, зло противоестественно природе. Но от зла в природе ещё можно спастись(всё живое просто избегает дерева). А от зла человеческого спастись трудно или невозможно, как это стало для раба. Человек изощрённее природы, он более жесток и свиреп.
  • Проблема свободолюбия, стремления жить нормальной человеческой жизнью. Данная проблема вытекает из иносказательного содержания стихотворения. Читатель делает вывод, что так жить нельзя. В стихотворении нет солнца, света, только «вихорь чёрный», тьма, из которой человеку хочется вырваться.
  • Проблема слепого повиновения — тоже зло. Человек сам порой позволяет себе безропотно повиноваться насилию, вместо того, чтобы бороться с ним. Не только власть виновата в насилии, но и сам раб, который позволяет безропотно так к себе относиться.

Это стихотворение — протест поэта против угнетения, несправедливости, отсутствия свободы в обществе. Особенно это было важно в то время его современникам после поражения восстания декабристов, начала реакции в стране, когда в обществе появилось уныние, начали таять надежды на свободу. Поэт снова использует своё грозное оружие – слово, чтобы показать всю несправедливость, призвать к борьбе с ней, не дать пасть духом. Человек имеет право на свободу!

Ключевые слова: Анчар, лингвистический анализ текста, Пушкин, черновики.

А.С. Пушкин “Анчар”

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит -- один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И тигр нейдет -- лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес -- и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

При анализе любого стихотворения необходимо использовать не только литературоведческий, но и лингвистический анализ для более глубокого понимания смысла произведения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки А.С. Пушкин пишет несколько произведений, связанных с проблемой свободы и тирании в стране. Но за поэтом пристально следят, поэтому за основу произведения он берет легенду о смертоносном ядовитом дереве. Незадолго до этого П. Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «дерева жизни», символизировавший «царство милосердия». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «дереве смерти» как антитезу катенинскому древу.

При анализе данного стихотворения был применен принцип уровневого подхода к тексту, учтен принцип историзма.

Стихотворение «Анчар» условно можно разделить на две части. В первой дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. Это деление подсказывает сбив ритма в строке «Но человека человек», а также изменение звукового образного ряда. В первой части поэт использует аллитерацию, подчеркивающую мрачно-монотонный колорит (глухие согласные, шипящие), во второй - усиливается употребление сонорных звуков, которые подчеркивают развитие действия. Говоря об орфографических нормах, стоит отметить употребление старославянских слов с неполногласием («хладными, древо»). Именно А.С. Пушкин выработал стилистическую норму языка и разграничил употребление слов с полногласием и неполногласием. В данном стихотворении поэт использует славянизмы для создания колорита эпохи и торжественной приподнятости, т.к. Пушкин «рассказывает легенду».

Лексика была подобрана тоже с учетом стилистики легенды: чахлый, жаждущий, ветви, каплет, ввечеру, тлетворный, владыка,- она придает торжественность повествованию. Для понимания смысла произведения необходимо прокомментировать некоторые слова: Анчар- тропическое южноазиатское ядовитое дерево; Лыко- кора молодой липы и других лиственных деревьев. Таким образом, анализ лексики помогает постичь проведенную автором аллегорию восточной легенды с судьбой России и понять истинный смысл стихотворения: гибельность для страны неограниченной власти. лингвистический стихотворение пушкин анчар

Стихотворение богато художественно-изобразительными средствами: эпитетами (чахлая и скупая пустыня; черный вихорь; властный взгляд), метафорами (зелень мертвая ветвей, древо смерти), которые создают в сознании читателя яркие образы губительности дерева. Автор использует единственное сравнение «как грозный часовой», подчеркивающее одиночество и важную миссию дерева. Также А.С. Пушкин использует прием градации «и птица не летит, и тигр нейдет», но человек «послушно в путь потек» для усиления изображения власти владыки. В основе всего произведения лежит антитеза жизни и смерти, а также «непобедимого владыки» и « бедного раба». Поэт создает явную проекцию кому из них суждено жить, кому умирать. Легенда как жанр подразумевает яркую образность, поэтому Пушкин дополняет картину олицетворением «природа в день гнева породила» дерево.

На морфологическом уровне явных повторов нет, но стоит обратить внимание на значение глагола «течь». В стихотворении «стекает дождь в песок горючий», и человек «послушно в путь потек», проводится явная параллель. Употребление глагола «течь» по отношению к человеку говорит о лишении его воли, действии по необходимости свыше. Александр Сергеевич тем самым говорит о невозможности сопротивления власти, как и природе.

Синтаксические конструкции простые. В основе лежит параллелизм, основанный на контрасте: вихорь набежит - мчится прочь, яд растопясь от зною-застывает ввечеру, человек в путь потек - и к утру возвратился. Данный параллелизм изображает отторжение всего живого к дереву.

В стихотворении «Анчар» А.С. Пушкин проявляет свою позицию главным образом в выборе темы произведения; через исход сюжета и образы читатель понимает авторское отношение к власти.

Лучше понять авторский замысел помогает обращение к черновым рукописям. Черновые варианты «Анчара» сохранились, поэтому мы можем выявить места, в которых поэт испытывал затруднения. Например, строка о рабе: «И тот послушно в путь потек» в черновиках имела варианты «И тот бездумно в путь потек», «И тот за ядом в путь потек», «И смелый…». Оставление слова «послушно» означает желание автора показать невозможность отказа, смирение со своей участью. А вместо строки «И к утру возвратился с ядом» было: « И возвратился с ядом», «И возвратился безопасно», «и возвратился с ним послушно». Эти варианты строки говорят о первоначальном намерении автора возвратиться в целости. Этим меняется вся концепция стихотворения - в нем не остается ни идей о свободе и гуманности, ни о самодержавии, губительном для общества. Именно не оставленное слово «безопасно» подтверждает главную символику произведения: Анчар - воплощение неутолимой судьбы, владыка- человек, повелевающий самой судьбой и смертью, а раб является лишь орудием для достижения целей государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что лингвистический анализ текста позволяет глубже понять и отдельные детали, и общий смысл произведения. Анализ стихотворения «Анчар» показал, что все образы усиливают осознание гибели для общества неограниченной власти, но, в то же время, невозможность на данном этапе этому противостоять.

Библиографический список

1. Пушкин А.С. Анчар - http://roslit.com/book/Anchar_Pushkin