Что такое ресурс и зачем он нужен. Ресурсы внутренние и их значимость для человека

Нас не пропускает чудовище,оно боится солнечного света. Давайте его добавим, чтобы пройти дальше по тропинке.

  1. Визуализация проблемы (активизация внутренних ресурсов: чувства юмора,воображения,положительныхмыслей, психологического барьера

Задание: «Придумайтеэмоциональный образ своей проблемы и напишите его в ассоциациях"

  1. Упражнение «Сильные стороны» (активизация внутренних ресурсов: положительного самовосприятия, самораскрытия,

Примечание: Выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках и слабостях, никаких попыток самокритики и самоосуждения.

Задание: Возьмите чистый лист бумаги и напишите все свои сильные стороны – что вы любите, цените, принимаете в себе, что дает вам чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях, отметьте то, что является точкой опоры в различные моменты жизни.

После этого попытайтесь провести «инвентаризацию» своих сильных сторон.

  1. Упражнение "Продолжи фразу "(осознание личностного и профессионального ресурса)

Я горжусь своей работой,когда я....

· …….

· …….

· …….

Не хочу хвастаться, но в своей работе я...

· ……

· …..

· ….

  1. Притча о трех строителях.

Случилось так, что дорога неизвестного путника привела его к месту строительства некоего сооружения. Работа кипела повсюду, стучали молотки, кричали рабочие, в воздухе стоял запах строительного раствора. Путник решил выяснить, что строят здесь эти строители.

Первый строитель, к которому подошел путник с вопросом: «Что делает он?». Выполнял свою работу медленно, заторможено движения его были вялы и вообще, он был похож на раба, который знает, что в рабстве, суждено ему провести всю оставшуюся жизнь. Лицо его искажала еле заметная гримаса боли и безысходности.

На вопрос: «Ч то делает он?». Первый строитель отвечал: «Я работаю».

Ответ строителя, не открыл замысел этого строительства и тогда путник, задал вопрос «Что ты делаешь?», второму строителю. Второй строитель был безлик, такое впечатление произвел он на путника. Лицо его не выражало, ни каких эмоций, ни радости, ни печали, движения его были автоматичны. На вопрос: «Что ты делаешь?». Он отвечал: «Я делаю фундамент».

«Зачем он мне говорит такие очевидные вещи и ребенок может догадаться, что если начато строительство, значит, делают фундамент» - подумал путник. Не узнав, что за здание строится на этом месте, путник отправился со своим вопросом к третьему строителю.

Этот человек наслаждался тем, что делал, он радостно выполнял все необходимые действия, и с лица его, ни сходила еле уловимая улыбка. Путник спросил его «Что ты делаешь?» и он ответил ему: «Я строю храм».

Ответьте на вопрос:

· Какие внутренние ресурсы помогли третьему строителю справиться с эмоциональным выгоранием?

Занесите ответ в таблицу

  1. Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя" (Активизация ресурсного эмоционального состоя­ния (уверенности, успешности, удачи и т.д.).

Задание: Займите удобное положение, закройте глаза и расслабьтесь. Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие (5-7 ми­нут).

Возьмите листок бумаге и напишите об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии. Придумайтеновое имя, в котором бы отражалась самая суть получения ресурс­ного эмоционального состояния: «Я тот, который(ая) ... (делает то-то и то-то)» или «Я уверен(а) в себе, когда я... (делаю то-то и то-то)».

  1. Упражнение «Солнце Ресурсов жизненных сил»

Задание: Нарисуйте круг и в центре круга можете прописать несколько предложений, поясняющих, как могла бы выглядеть Ваша жизнь через 5 лет (через 3 года, через год), а на лучиках записывайте, каким путем Вы собирается этого достигнуть. Подпишите свои ресурсы, могут помочь Вам найти силы для решения Вашей проблем.



Вопросы:

1. Как бы вы хотели, чтобы Ваша жизнь (работа) выглядела через 5 лет?

2. За что вы смогли бы поблагодарить себя?

3. Кому бы вы еще сказали «спасибо» за оказание помощи Вам?

4. Что конкретное (пусть даже самое малое) Вы могли бы предложить себе, чтобы желаемое стало действительным?

Многие люди так загружены работой и заботами, что даже не замечают, как слабеет их жизненная сила. Быстро появляющаяся усталость, апатия, раздражительность, чувство недовольства окружающими - вот первые признаки таяния жизненной силы. Надо отвлечься от своих забот и немного времени посвятить себе и своему организму.

Нежелание потратить время на себя - прямой путь к болезням. Не стоит поднимать собственную самооценку иллюзией незаменимости, это вредно для здоровья и духовного развития. Всегда можно выбрать несколько часов для поднятия жизненного тонуса. Энергичный человек всегда сделает больше, чем постоянно работающий и делающий работу из последних сил. Кто умеет отдыхать — умеет и работать.

Многие считают, что для увеличения жизненной силы — Ки — необходимы специальные упражнения, которые посвященные люди хранят в секрете. Но все намного проще. Каждый, кто хочет, может увеличить свою жизненную силу. Есть врожденная жизненная сила, она дается нам при рождении от наших родителей и остается с человеком в течение всей жизни до самой смерти.

Приобретенная от родителей жизненная сила большей частью находится в почках человека. Поэтому столь важно беречь почки — они наша жизнь! Врожденная Ки вместе с Ки, полученной из пищи и из легких, совместно формирует человека. Энергия Ки — основа живой материи, она наполняет тело человека, и благодаря ей работают все органы.

На врожденную часть жизненной силы мы подействовать не можем. Но в наших силах увеличить приобретаемую жизненную силу — ту, которую мы получаем от природы, пищи, нашего ума и нашего тела. И предложенное в ролике простое упражнение для пополнения жизненной энергии от Натальи Правдиной служит именно для этого. Старайтесь выполнять его каждый день.

И давайте вкратце рассмотрим, куда уходит жизненная энергия и как её можно пополнить.

Жизненные ресурсы - это жизненно необходимая энергия, наши силы и здоровье, все то, что позволяет нам быть энергичными, активными, уверенными и счастливыми.
Как известно, ресурсы бывают внешние и внутренние. К внешним относятся деньги, время, к внутренним - энергетика человека и его здоровье.
Обратите внимание, что здесь, говоря о ресурсах, мы подразумеваем прежде всего внутреннюю силу человека.

Итак, каковы же признаки сниженного жизненного ресурса?
1. Постоянная усталость;
2. Отсутствие интереса к жизни;
3. Использование шаблонного поведения, повторяющееся длительное время;
4. Неудовлетворенность от реализованных задач;
5. Неспособность получать удовольствие, преобладание негативных эмоций.
Причины быстрого расхода энергии кроются чаще всего в нелюбимых обязательствах, скучной работе, во всем том, что нужно делать, потому что «надо». Подумайте, выбирали ли Вы неинтересное дело ради достойного оклада, мужа из-за страха одиночества , знакомых, с которыми не хочется общаться, но неудобно отказать…

Насколько Ваша жизнь наполнена похожими событиями? Так и получается, что вместо того, чтобы приумножить жизненную энергию гордостью от проделанной работы, любовью при взаимоотношении с противоположным полом, радостью от помощи другим, мы расходуем свои силы.

Так как же пополнить жизненную энергию?
Действительно прибавляет сил все то, что способствует проявлению положительных эмоций: хобби, любимая работа, открытые и честные отношения с людьми. Конечно, не всегда получается стать тем, кем хотелось бы, не общаться с нужными людьми и т.д. Однако, всегда можно пополнить этот ресурс дозированно.

Итак, рассмотрим способы пополнения жизненной силы.
1. Любимое хобби
Любое творчество обладает мощнейшей энергетикой. Сам процесс созидания является источником жизненного ресурса, а продукт творчества повышает не только улучшает нам настроение, но и повышает самооценку.

Не подкармливайте стресс и негативные ситуации собственной жизненной энергией!

Человек может иметь достаточное количество жизненной энергии, но быть физически слабым, со слабыми мышцами, мало двигаться. Такой образ жизни ведет к болезням, несмотря на большой жизненный потенциал. Нормальный ток жизненной энергии в организме нарушается, она скапливается в местах закупорок, вызывая там воспаления и доброкачественные опухоли. В таком случае надо изменить образ жизни, больше двигаться, вести активный образ жизни — гармонизировать движение жизненной энергии в организме помогают танцы, особенно народные, — они веками подбирались именно для живущих в каждой местности.

Пение народных песен да и вообще мелодичных песен также гармонизирует и увеличивает жизненную силу. Слушать песни в плохом исполнении - значит отдавать свою жизненную силу в окружающее пространство. Плохое пение напрягает желудок и печень; если длительное время слушать плохих певцов, то можно приобрести хронические заболевания. И наоборот, слушая хорошую музыку и выдающихся певцов, их живой великолепный голос, можно избавиться от многих заболеваний.

2. Домашние питомцы
Искренняя любовь домашних животных трогает, поднимает настроение, взаимодействие с животными успокаивает и умиротворяет.

3. Природа
Прогулки по лесу, паркам, взгляд на красивые места умиротворяет, успокаивает, заставляет изменить направление мыслей и, как следствие, дает жизненные ресурсы.
Прогулка по лесу под пение птиц или таинственный шелест листьев снимает напряжение и омолаживает организм, очищая от лишнего адреналина, подпитывает его жизненной силой. Чем чаще вы будете вслушиваться в окружающую природу, тем станете богаче духовно и сильнее физически. Равномерный шум дождя прекрасно расслабляет, уносит заботы и снимает стресс. Не сердитесь на плохую погоду вслушайтесь в ее песню — убежден, ваша жизненная сила возрастет. Многим очень помогает окрепнуть и снять напряжение утренняя прогулка босиком по росистой траве. Кроме сил такая прогулка дает душевный подъем, чувство свежести на целый день. Найдите свой собственный способ увеличения жизненной силы и почувствуйте, что именно он делает вас сильнее. Только тогда вы будете крепнуть с каждым днем и забудете о неприятностях и болезнях.

4. Методы телесно-ориентированной психологии
Различные медитативные методы, методы телесного отреагирования позволяют избавиться от накопившегося гнева и агрессии и восполнить баланс жизненного ресурса.

5. Поиск внутреннего ресурса
Для поиска ресурса внутри себя достаточно вспомнить ситуацию, в которой вы ощущали прилив сил, энергии, тепла и испытывали при этом внутренний комфорт. Побудьте в этом состоянии, прочувствуйте его. Такое упражнение приводит к тому, что даже в безнадежной ситуации мы чувствуем себя сильными и уверенными.

6. Различные арттерапевтические техники.
Арттерапевтические методы связаны с нашей творческой энергией, повышают ее, открывают наши эмоции, затрагивают чувства… К ним относятся: куклотерапия, работа c глиной, рисунками, мандалами, масками и другие.

7. Решение проблемы, забирающей энергию.
Нерешенные проблемы поглощают нашу энергию. Важно выделить из общего списка проблем ту, на которую уходит самое большое количество сил и времени. Для этого нужно выписать все нерешенные задачи, проранжировать данный список по интенсивности возникающих эмоций, понять, с какой проблемой связана ваша самая негативная эмоция: тоска, гнев, раздражительность, и т.д.
Именно на эту проблему в вашей жизни уходит самое большое количество сил и времени.
Помните, что с каждым прожитым годом жизненный ресурс будет поглощаться этой проблемой все больше и больше. Осознание проблемы - это уже важный шаг в пути к ее решению. Но если в реализации поиска выхода из ситуации возникли трудности, можно обратиться к помощи психолога.

Мы рассмотрели лишь некоторые способы пополнения жизненной энергии. Выберите приемлемый для себя и, возможно, вы увидите, что внутренняя энергия проявляется во внешней жизни, улучшая ее, решая сложные жизненные задачи, как, впрочем, и следует ожидать от сильного, уверенного и здорового человека.
По материалам:

Ресурсы бывают
восполнимыми и нет. К невосполнимым ресурсам относится время и частично здоровье.
внешними (деньги, время) и внутренними (здоровье, энергетика)

Различают два класса ресурсов

  1. Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека,
  1. Средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев

Использование ресурсов
Ресурсы можно тратить, а можно вкладывать, можно нарабатывать их своими силами и честно, можно за счет других.

Трата - это нецеленаправленное использование ресурсов, расходование, уничтожение ресурсов.

Вклад - это использование ресурсов, направленное на достижение какого-то определенного результата (как вариант - на восстановление этого или другого ресурса).

Ресурсное состояние (или - быть в ресурсе) - наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для решения предстоящих задач.

Виды ресурсных состояний

Основные виды ресурса - это физический, психологический, личностный и духовный ресурс.

Физически ресурсное состояние - это выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек.

Психологически ресурсное состояние – состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.
Человек в духе или нет, верит в себя или убежден, что у него ничего не выйдет, маэстро в депрессии или в объятиях вдохновенной музы - все это разные описания наличия или отсутствия психологического ресурса.

Как подкачать собственный ресурс

Когда человеку хотят помочь, ему стараются повысить его ресурсное состояние, когда хотят помешать - стараются из ресурсного состояния вывести.

Способов много:
Грелка . Душевно согреть - душевными интонациями, теплыми словами, благодарностью.
Взгрелка . Взбодрить - собственной бодростью, живыми интонациями, энергичными формулировками, верой в успех. При необходимости - взгреть: «Что расселся?! Работать!». Взрослым людям, помнящим, что такое долг - напомнить о их высоком долге. Иногда - напугать, рассердить, использовать высокотонусные отрицательные эмоции.
Унитаз . Помочь выговориться, освободиться от страхов или других мешающих переживаний.
Золотое зеркальце . Повысить веру в себя: похвалы и комплименты. «Ты молодец», «Прекрасно выглядишь!», «У тебя все получится!»
Деловая поддержка . Помочь освоить нужные умения: просто понятно объяснить, поддержать в первых попытках, отметить успехи.

- Роль Мечтателя, роль Реалиста и роль Критика.
В этой стратегии задано только начало: начинаем всегда с Мечтателя, с отключения внутренней критики и запуска свободного полета фантазии. Мечтатель должен наработать материал, который будут обрабатывать Критик и Реалист,

Продумывая свои новые проекты, используйте эту стратегию: вначале разрешите себе свободно мечтать, предполагая, что все складывается, что у вас неограниченное время, деньги, что все люди идут вам навстречу, удача с вами дружит... - мечтать полезно.
Когда намечтались, создали воодушевляющий вас проект - включите реалиста: продумайте как человек дела, какие шаги можно и нужно делать для реализации этого проекта. Где взять время, деньги, материальную базу, кого из людей можно и нужно подключить - все детали и подробности. Пока не думайте о трудностях и возможных неудачах, описывайте просто шаг за шагом, как все это сделаете и всего добьетесь. Расскажите несколько способ и путей, определите даты и сроки, назовите свои первые шаги. Отлично!
А когда поймете, на что это в реальности может быть похоже - отнеситесь к своему проекту критически: задумайтесь о том, где могут быть сбои и ошибки, где нужно "подстелить соломки", о каких трудностях нужно подумать еще раз. Критик - это не критикан, отнеситесь к своему проекту позитивно.

- Потоковое состояние (вдохновение)

Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:

Ясные цели (различимые ожидания и правила).
Концентрация и фокус внимания - высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
Потеря чувства самоосознания - слияние действия и осознанности.
Искажённое восприятие времени.
Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Техники, часто используемые в процессе

реабилитации и психотерапии

Ф.Е. Василюк (1984), разводя понятия стресс, фрустрация, конфликт и кризис, обосновывает четыре категориальных поля, соответствующих жизненным мирам, - витальность, деятельность, сознание и воля. На наш взгляд, ресурсы совладания с экстремальными ситуациями удобно относить именно к этим категориальным полям. Соответственно, можно разделить и техники, часто используемые в процессе реабилитации и психотерапии – в зависимости от того, на поддержание какие ресурсов совладания они направлены. На поддержание витальности – интереса, желания, активности – направлены многие техники телесной психотерапии (например, Е.С.Мазур, 2003), техники фокусирования (Ю.Джендлин, 2000). Основная их цель – пробудить в человеке желание жить, справляться с ситуацией, чтобы затем опереться на это желание, интерес при работе с психотравмирующими переживаниями. Опора на деятельность при реабилитации подразумевает акцент на активность человека в преодолении трудностей, на его стремление действовать и побеждать. «Попробуй сделать это» - эта техника часто применяется не только в бихевиоральной психотерапии, но и в когнитивной, арт-терапии, телесной психотерапии, гештальт-терапии. Наконец, сознание включает понимание того, как и почему я поступаю в той или иной ситуации, выбор, согласование конфликтующих мотивов. К этому категориальному полю относятся некоторые техники психоанализа, экзистенциальной психотерапии, гуманистической психотерапии. Работа в этом поле – это попытка осознания того, что эмоция, аффект, вина, переживание – это некоторое явление, имеющие свои причины и следствия. Тогда они перестают застилать все вокруг (как, например, явления «вторжения» воспоминаний, чувство вины, страх), и возможна дальнейшая реабилитационная или психотерапевтическая работа. В качестве иллюстрации можно вспомнить распространенную технику ситуационной реконструкции (например, S. Maddi, 1997, 1998) – событие рассматривается в расширенной перспективе, рассматриваются и анализируются его причины и возможные следствия, что приводит к переоценке угрозы и негативности самого события, его роли в жизни человека в целом.

Поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции, так и при реабилитации в экстремальных условиях.

? Как конкретно искать, как саморегулироваться?

  1. Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы. Если же (значительно чаще) это не так, необходим кропотливый поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание.
  1. Существует однако и второй вариант саморегуляции – при опоре не на психологические ресурсы, а через собственно экзистенцию. Личность принимает свою ответственность за происходящее и то, что случится – и отношение мотивационно-смысловая сфера личности – саморегуляция обращается. Действуя в экстремальных условиях, вопреки переживаниям личность изменяет, формирует собственные убеждения и диспозиции.

Понятие «ресурсы»

используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход , зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

Надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

Рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

Душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» .

В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса»

Н.Е.Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуации

В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состоя¬ния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности

Л.В.Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы - состояние здоровья и отношение к нему как к ценности

И.В. Дубровина : самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности

Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др.

В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

Вовлеченность в процесс жизни – убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

Уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать – убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

Принятие вызова жизни – убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) – это отношение человека к принципиальной возможности изменяться

Л.В.Куликов обозначает: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессогенной ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации

В качестве одного из компонентов жизнестойкости Л.А.Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А. Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач.

Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.

Актуальным направлением исследования личностных ресурсов является изучение их психологической структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.



Педагог – психолог
МБОУ СОШ №55 г.Иркутска
Береснева Снежана Сергеевна

В настоящее время установлено, что синдрому эмоционального и профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники. Эта проблема остается актуальной, поскольку возрастают требования к личности педагога, так как профессия учителя обладает огромной социальной важностью, и отличается очень высокой эмоциональной загруженностью. По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя. Поэтому задачей школьного психолога является работа, направленная на профилактику и снижение уровня профессионального выгорания, в особенности у молодых педагогов .

Данная разработка профилактического тренинга дает возможность нахождению внутренних ресурсов и позитивного мышления, помогающих снизить уровень выгорания, в том числе эмоционального. В процессе тренинга можно использовать следующие возможности:

  1. Неформальное общение с коллегами на различные темы, не связанным с учебным процессом, что позволит лучше узнать друг друга;
  2. Обмен опытом – формирование навыков взаимной поддержки в трудных ситуациях;
  3. Развитие способности прислушиваться к мнению других;
  4. Обучение здоровой самокритике;
  5. Умение прислушиваться к себе чтобы находить внутренние ресурсы для дальнейшей полноценной жизни и работы.

Основные цели тренинга заключаются в следующем:

  1. Повышение сплоченности коллектива;
  2. Снятие тревожности и агрессивности;
  3. Приобретение навыков позитивного мышления;
  4. Нахождение внутренних ресурсов, их творческое самораскрытие .

Представленный тренинг – своего рода комплекс психологических упражнений игрового, ролевого и творческого характера и имеет следующее содержание:

1. Знакомство с правилами работы в группе (ведущий объясняет каждое правило и спрашивает согласия участников на его применение);

2. Краткое представление себя группе (с использованием бейджиков);

3. Упражнение «Наши ожидания»;

4. Упражнение – разогрев «Вездеход»;

5. Тест самодиагностики по определению уровня стресса учителей «Стирка»;

6. Стихотворная импровизация;

7. Рисунок «Образ выгоревшего педагога»;

8. Релаксация «Заросший сад»;

9. Обратная связь «Дерево помощи»;

Максимальная продолжительность тренинга – 3 часа (зависит от активности группы и изобретательности психолога-тренера). Возможно, кто-то пожелает сократить упражнения, либо, наоборот, добавить еще. Также предполагается, что предложенные упражнения могут заменяться на другие, близкие по смыслу, если тренер посчитает это нужным сделать.

Предполагаемое количество участников – 15 человек.

Контингент участников – как молодые учителя так и учителя-стажисты.

В конце тренинга участники устно дают и тут же анализируют обратную связь о прошедшем занятии.

Приглашение на тренинг можно осуществить на рабочем совещании за неделю до занятия. Необходимо составить список учителей, желающих поучаствовать. Посещение тренинга должно быть добровольным .

По результатам занятия можно судить об эффективности подобранных упражнений.

Следует добавить, что очень эффективным для восприятия структуры занятия участниками, является использование презентации к тренингу. Презентация может содержать тему, цели, задачи тренинга, содержание, какой-то теоретический аспект и многое другое.

В целом, упражнения очень положительно влияют на учителей: создается неформальная обстановка в общении, налаживается эмоциональный контакт, участники чувствуют себя более раскрепощенными и позитивными. Достигается одна из основных целей: нахождение внутренних ресурсов для дальнейшей продуктивно работы.

Используемая литература:

  1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
  2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 256 с.
  3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с.: илл.
  4. Справочник педагога-психолога. Школа. (2012. №10) – изд. - ЗАО «МЦФЕР», www.menobr.ru
  5. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. (2012, №6 (501)), psy.1september.ru
  6. http://www.proshkolu.ru/

Предварительный просмотр:

Тренинг: «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе себя!»
Работа с синдромом эмоционального выгорания у молодых педагогов.
Педагог – психолог
МБОУ СОШ №55 г.Иркутска
Береснева Снежана Сергеевна

  1. Знакомство с правилами работы в группе (демонстрируются на слайде) (5 мин):
  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • Персонификация высказываний;
  • Обращение на «ты»;
  • Искренность в общении;
  • Активность;
  • Конфиденциальность;
  • Оцениваем не человека, а поступки;
  • Уважение к говорящему;
  • Применение санкций за нарушение правил тренинга (лишение на один круг права высказывать мнение) .
  1. Краткое представление себя группе (7 мин).

Цель: знакомство с группой, сплочение участников.

Материал: бейджики, цветные карандаши, мягкая игрушка.

Участники пишут на бейджиках свои имена, затем каждый (передавая игрушку по кругу) представляет себя группе: немного рассказывает о себе, либо как-то оригинально демонстрирует себя .

3. Упражнение «Наши ожидания» (7 мин).

Цель: выявление ожиданий участников.

Материал: бумага А4, ручки карандаши.

Отвечая на вопрос: «Чего вы ждете от данного тренинга? Какие результаты предполагаете получить?», каждый участник должен записать свои ожидания на лист бумаги. Затем все по кругу зачитывают свои записи .

4. Упражнение – разогрев «Вездеход» (10 мин)

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, снятие напряжение, сокращение дистанции в общении.

Участники передвигаются по комнате и внимательно слушают задания ведущего. В соответствии с заданиями выполняются и проигрываются различные действия.

«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…

Снежное поле, пронизывающий зимний вечер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!» .

5. Тест самодиагностики по определению уровня стресса учителей «Стирка» (15 мин)

Цель: выявление уровня стресса у педагогов.

Тренер зачитывает задание и варианты ответа к нему (можно все изображать в виде слайдов). Участники выбирают себе вариант, а затем разбирают и анализируют интерпритацию к нему.

«Представьте, что вы живете в те времена, когда все стирали вручную. У вас скопилось грязное белье и вам нужно постирать его обязательно сегодня. Но вдруг вы заметили, что небо на улице заволокло тяжелыми тучами. Какие мысли приходят вам в голову?».

Варианты выбора:

1. «Вот так дела! Может быть, мне сегодня стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»

2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня, по прогнозу, не должно быть такой погоды».

4. «Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку».

Интерпритация выбора:

Вариант 1 – уровень стресса достигает отметки 80 по 100 бальной шкале. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены действию стресса, что малейшие неудачи портят вам настроение на долгое время. Рекомендации: Вам пора хорошенько отдохнуть и как можно лучше заняться своим здоровьем.

Вариант 2 – уровень стресса на уровне 50 по 100 бальной шкале. Неблагоприятные обстоятельств не сбивают вас с толку и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже в неприятных ситуациях. Вы стараетесь справляться с проблемами и все складывается благополучно. Рекомендации: не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к неудачам и препятствиям, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

Вариант 3 – уровень стресса близок к 0. вы не позволяете проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по их поводу. Возможно, вы открыли для себя одну житейскую мудрость: «Мое волнение не станет препятствием для дождя, он все равно пройдет» .

6. Стихотворная импровизация (10 мин)

Цель: разминка, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Участникам даются рифмы, с помощью которых необходимо сочинить четверостишье, используя их. Затем все по кругу зачитывают свои произведения.

«Свеча – сгоряча

Здоровье – подполье» .

7. Рисунок «Образ выгоревшего педагога» (20 мин).

Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей и посмотреть на себя со стороны.

Материал: музыка для разминки, ватманы, цветные карандаши, фломастеры.

Группе необходимо разбиться на мини-группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие ничего не слышали. Каждой мини-группе выдается ватман, на котором нужно изобразить придуманный образ выгоревшего педагога. Это может быть все что угодно, единственное НО: словами описывать нельзя! К придуманному образу также придумывают название и пишут на обратной стороне ватмана. Затем мини-группы по очереди показывают свои творения, сами авторы при этом молчат. Остальные группы рассказывают все, что видят на рисунках. Наконец, авторы говорят название своего рисунка и рассказывают свой настоящий замысел на рисунке. Когда все расскажут, рисунки передаются по кругу соседней группе. Теперь задача каждой группы – переделать рисунок так, чтобы вместо выгорания там было что-то позитивное. Название также придумать новое. Обсуждение картин происходит аналогичным образом .

8. Релаксация «Заросший сад» (10 мин)

Цель: расслабление, освобождение от негативной энергии, формирование ощущения спокойствия, поиск внутренних ресурсов.

Материал: музыка для релаксации, коврики для тренинга.

Участники удобно располагаются на ковриках и закрывают глаза. Включается релаксационная музыка, ведущий читает текст:

«Представьте, что вы находитесь в старинном, заброшенном городе и совершаете прогулку по территории большого забытого замка…

Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой есть деревянная дверь… Откройте её и войдите…

Вы оказываетесь в старом, заброшенном саду…

Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает…Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли, трудно различить тропинки… вообразите, как вы начинаете приводить его в порядок… представьте, как вы пропалываете сорняки… подрезаете ветки… пересаживаете деревья… окапываете и пересаживаете их… Делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид…

Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали…

Со временном вы сможете возвращаться в этот сади продолжать начатую вами работу» .

9. Обратная связь «Дерево помощи» (20 мин) .

Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, обмен мнениями, анализ вариантов поведения при выходе из стресса, накопление опыта по борьбе со стрессами.

Материал: сделанное из бумаги дерево с пятью ветками без листьев крепится на доску. Заготовленные листочки (листья деревьев) по пять штук раздаются участникам. Также нужны маркеры и клеевой карандаш. Ветки дерева имеют свои названия: семья, ученики, коллеги, рабочее место, деятельность/творчество. Участники пишут на карточках, как данные сферы жизни (названия веток) помогают им бороться со стрессом. Затем каждый делится своими идеями и наклеивает листочки на дерево на соответствующие ветки .

Цель: ознакомление педагогов с теоретическим материалом по синдрому эмоционального выгорания.

В завершении участникам раздаются буклеты на память о полученном опыте и пройденном занятии .

Вопросы для обратной связи по всему тренингу:

  • Как вы можете оценить сегодняшнее занятие (поделитесь впечатлением)?
  • Оправдались ли ваши ожидания, которые были у вас в самом начале работы?
  • Ваши пожелания?

Предварительный просмотр:

Теория. СЭВ. Стадии, симптомы:

  • 1 стадия – на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком – провалы в памяти, относительно выполнения каких либо двигательных действий. Обычно на первые симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя 1 стадия может формироваться в течении 3-5 лет.
  • На 2 стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (даже дома, с друзьями), не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников), неделя длится нескончаемо, нарастание апатии, появление устойчивых соматических симптомов (не сил, энергии, головные боли, мертвый сон без снов, раздражительность, частые простуды). Данная стадия формируется в среднем от 5 до 15 лет.
  • 3 стадия – собственно личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного бессилия. Человек стремится к уединению. На этой стадии гораздо приятней общаться с животными и с природой, чем с людьми. Стадия формируется от 10 до 20 лет.

Дистресс – вредоносный стресс, который может иметь социально опасные последствия, в том числе неадекватное поведен

Симптомы дистресса:

Рассеянность, ухудшение памяти, повышенная возбудимость, постоянная усталость, потеря чувства юмора, тяга к курению, пристрастие к алкоголю, пропажа сна и аппетита (либо неумеренный аппетит), иногда психосаматические боли (в голове, в спине, в области желудка), отсутствие радости.

Если у вас 5 или более из этих признаков, то нужно срочно «вытаскивать себя из болота»!

Разработала и подготовила материал: педагог-психолог

МБОУ СОШ №55

Береснева С.С.

Информационная памятка для педагогов

«Стресс и дистресс»

Декабрь, 2013г.


Актуальное состояние.

Актуальное состояние (АС) – это то, что вы хотите изменить в своей жизни. Но пока не получается. Вас по каким-то причинам не устраивает это положение вещей. Например:
  • вижу собаку – чувствую страх;
  • сложно начать разговор первому;
  • слишком много ем;
  • не уверена в себе;
  • трудно вставать по утрам.

И вы хотите эту ситуацию изменить.

АС – это не обязательно то, что вас не устраивает. Это может быть и вариант "делаю хорошо – хочу делать ещё лучше". "Я хорошо играю в футбол – но хочу ещё лучше это делать". "Я умею выступать на публике – но хочу это делать лучше".

Желаемое состояние.

Желаемое состояние (ЖС) – это то, что вы хотите вместо АС.

Собственно, любое изменение – это переход из АС в ЖС.

Например:

  • хочу чувствовать себя спокойно рядом с собаками;
  • хочу уметь легко начинать разговор;
  • хочу есть столько, чтобы оставаться стройной;
  • хочу чувствовать себя более уверенно;
  • хочу легко вставать по утрам.

Формула изменения.

Итак, если человек хочет попасть из АС в ЖС, то возникает вопрос: что такого нужно добавить в АС, чтобы получить ЖС? Назовём то, что нужно добавить "ресурсом ". И тогда получаем формулу изменения:

Актуальное Состояние + Ресурс = Желаемое Состояние

Актуальное Состояние и Желаемое Состояние вроде как вещи постоянные, а вот Ресурс – это та переменная, которую стоит вычислить и подобрать.

Упражнение "Что я хочу изменить"

Возьмите лист бумаги и напишите в любом порядке 10 вещей, которые вы хотите изменить в своей жизни (которые вас не устраивают). Они могут быть совершенно разные по важности для вас. Например:

  • тяжело вставать по утрам;
  • большой вес;
  • стесняюсь попросить надбавку к зарплате;
  • теряюсь, когда на меня кричат;
  • грызу ногти;

После этого, запишите 10 целей, которые вы перед собой ставили, но пока не достигли (если цель есть в первом списке – пропустите её). Например:

  • научиться ездить на роликовых коньках;
  • купить новый шкаф;
  • съездить в Испанию;
  • починить зонтик;

Упражнение "Желаемое состояние"

Ко всем пунктам из первого списка дописать, "чего вы хотите вместо этого" (желаемое состояние). Желаемое состояние должно быть сформулировано положительно.

  • тяжело вставать по утрам – по утрам я встаю бодрым и выспавшимся;
  • большой вес – я стройная;
  • стесняюсь попросить надбавку к зарплате – могу легко разговаривать с начальником на любые темы;
  • теряюсь, когда на меня кричат – могу контролировать своё состояние в кризисной ситуации;
  • грызу ногти - могу контролировать своё состояние в кризисной ситуации;

Ресурсы

Ресурсы: все что нам может помочь в достижении цели.

Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности , убеждения , состояния и т.д.

"Ресурсы – это то, что пока не используется. Но может пригодиться. Для экономики это руда всякая, нефть, люди и там ещё чего-то. У человека тоже есть свои ресурсы – то, что он пока не использовал для достижения результата. Это может быть его спокойствие, радость, вера в победу, умение держать себя в руках… Всё то, что у него где-то есть, но вот пока для преодоления препятствия не используется."

Например, ресурсом может быть:

  • состояния (спокойствие, уверенность в себе);
  • качества (настойчивость, усидчивость);
  • убеждения ("Я имею право на ошибку");
  • способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника);
  • знания/информация (динамика изменения цены нефти марки "Urals " на Лондонской товарно-сырьевой бирже).

Ресурсы могут быть внутренними и внешними.

Внутренние ресурсы – это наши состояния, умения, убеждения , знания и т.д.

Внешние ресурсы – это другие люди, чужие убеждения, информация и т.д.

При определённых условиях внешние ресурсы могут стать внутренними: информация может стать знанием, мы можем использовать чужие убеждения или научиться чужим умениям.

Внешние ресурсы мы можем контролировать через собственное поведение.

Единственное, что человек может контролировать – это он сам. Всем остальным он может управлять только при помощи себя. То есть если нам нужна помощь других людей, мы можем получить её, воздействуя на них самим собой. Слова там говоря всякие, улыбаясь и жестикулируя. Если им наша жестикуляция понравится – помогут. Не понравится – значит надо жестикулировать как-то по другому. Или слова другие подобрать.

Именно поэтому в НЛП работают в первую очередь с внутренними ресурсами, а получение доступа к внешним ресурсам – это скорее цель поведения.

То что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать.

Расслабленность очень полезна, когда вы хотите отдохнуть. Но представьте: поздний вечер, вы возвращаетесь домой. Но по дороге к вам подходит пара небритых личностей и начинает у вас настойчиво требовать деньги, одежду и ценные вещи, а вы начинаете расслабляться… Тут скорее надо напрячься и быстро-быстро убежать.

Ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас.

Уверенности куча дома на диване, но никак не при общении с начальником. Естественно, потом надо эти самые ресурсы из места их захоронения как-то перенести в место их использования. Как нефть выкачивают из скважины и транспортируют на завод, где из неё бензин делают. Но об этом чуть позже. Сначала более подробно разберёмся с тем, что такое ресурсы.

Если кратко, то наверно можно так. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё что нужно есть. В крайнем случае можно всегда положить то, чего там не хватает. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из этой кладовой перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас.

Удобно считать, что все необходимые ресурсы для достижения цели у нас либо есть, либо мы можем их получить.

Просто такое полезное убеждение.

Ресурсы и выборы.

Вообще, в НЛП считается, что если у человека чего-то не получается, у него просто не достаёт выборов. В том смысле, что он просто выбирает лучшее что подходит и использует. Если это лучшее не слишком хорошее, получается ерунда. То есть для человека, который пытается повесится – это лучший выбор для него из тех, которые у него есть в данной ситуации. Если же добавить ему выборов (ресурсов), у него может оказаться что-то более приемлемое.

Упражнение "Что может быть ресурсом"

Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы с каждой стороны было не менее 15 пунктов.

Упражнение "Поиск ресурса"

Для актуального состояния составьте список ресурсов, которые нужно к нему добавить, чтобы получить желаемое состояние.

Не менее 5 АС для разных контекстов (личный, межличностный, профессиональный, друзья, дети и т.д.).

Упражнение "Ресурс и контекст"

Одна и та же вещь в одних контекстах может быть полезной (быть ресурсом), в других – мешать.

Возьмите какой-то конкретный ресурс ("состояние спокойствия", "независимость от чужого мнения") и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – мешать.

Например:

состояние спокойствия

ресурс: при беседе с налоговым инспектором;

не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.