Дмитрий кедрин биография. Дмитрий Кедрин: биография и интересные факты из жизни

Кедрин Дмитрий Борисович (1907-1945), русский советский поэт, драматург, переводчик.

Родился 4 (17) февраля 1907 в Богодуховском руднике, ныне пос. Щегловка (Донбасс). Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты. С 1931 жил в Москве, в 1933-1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия».

Приобрел известность после публикации стихотворения Кукла (1932), горячо поддержанного М.Горьким, трогательно-задушевных стихов о русской природе (Подмосковная осень, 1937; Зимнее, 1939, Осенняя песня, 1940) и связанных с народно-песенным началом в творчестве Кедрина (Две песни про пана, 1936; Песня про солдата, 1938) поэм Зодчие (1938) - о легендарных строителях небывалой красоты храма Покрова (Василия Блаженного), по приказу царя ослепленных, когда они неосторожно признались, что могли бы построить храм еще краше и тем умалить славу воздвигнутого; Песня про Алену-Старицу (1939), посвященная легендарной участнице бунта Степана Разина; Конь (1940) - о полулегендарном строителе-архитекторе «горододельце» конца 16 в. Федоре Коне.

В 1940 вышел единственный прижизненный сборник стихов Кедрина Свидетели. В 1943, несмотря на плохое зрение, поэт добился направления специальным корреспондентом в авиационную газету «Сокол Родины» (1942-1944), где печатал, в частности, сатирические тексты под псевдонимом Вася Гашеткин.

Интонации доверительной беседы, историко-эпическая тематика и глубокие патриотические импульсы питали поэзию Кедрина военных лет, где встает образ матери-Родины, горечью первых дней войны и непоколебимой волей к сопротивлению (стихи и баллады 1941, Ворон, Набег, Глухота, Князь Василько Ростовский, Весь край этот, милый навеки..., Колокол, День суда, Победа и др.).

Образами и ритмами русского народного творчества, традиционными сюжетами русской культуры насыщаются в это время и пейзажная и интимно-камерная лирика Кедрина (стихи и баллады Красота, 1942; Аленушка, 1942-1944; Колыбельная, 1943; Цыганка, Месяц однорогий..., оба 1944, и др.). Драматический характер поэзии Кедрина, насыщенной диалогами и монологами (стихи Беседа, Баллада о побратимах, Грибоедов), с наибольшей отчетливостью проявился в стихотворных драмах (Рембрандт, 1938, опубл. в 1940; утраченная в период эвакуации 1941 рукопись Параши Жемчуговой), а лаконическая образность его поэзии - в стихотворении Поединок (1933, интересном также и своеобразным поэтическим автопортретом писателя: «К нам в гости приходит мальчик / Со сросшимися бровями, / Пунцовый густой румянец / На смуглых его щеках. / Когда вы садитесь рядом, / Я чувствую, что меж вами / Я скучный, немножко лишний / Педант в роговых очках»).

Глубиной и энергией мысли отличается философская лирика поэта (Был слеп Гомер и глух Бетховен..., 1944; Бессмертие, Пластинка («Когда я уйду, / Я оставлю мой голос...»), Я, 1945). Для планетарного мышления Кедрина, как и других отечественных поэтов его поколения, характерно постоянное ощущение своей преемственной связи с мировой историей и культурой, знаками чего явились стихи и баллады, посвященные истории, героям и мифам других народов Приданое, 1935 («В тростниках просохли кочки, / Зацвели каштаны в Тусе, / Плачет розовая дочка / Благородного Фердуси...»); Пирамида, 1940 («...Лежал Мемфис на ложе из парчи...»); Свадьба («Царь Дакии, / Господень бич, / Аттила...»), Варвар, оба 1933-1940, и др. Кедрин переводил стихи с украинского, белорусского, эстонского, литовского, грузинского и др. языков.

Постоянной для Кедрина была тема трагического противостояния людей смелого творческого духа (среди них были не только признанные гении, но и безвестные мастера) грубой силе, власти и корысти, против которых талант, честность и смелость всегда беззащитны. Печальным подтверждением этого явилась и сама судьба Кедрина: поэт погиб в подмосковной электричке от рук бандитов 18 сентября 1945.

Кедрин, Дмитрий Борисович – русский советский поэт. Родился 4 февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в 1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922-1924). В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты “Сокол Родины” (1942-1944). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве “Молодая гвардия”.
Первый поэтический сборник – “Свидетели” был издан в 1940 году. Одним из первых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма “Рембрандт” (1940) о великом голландском художнике.
У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме “Зодчих”, поэмы – “Конь”, “Ермак”, “Князь Василько Ростовский”, “Песня про Алену-старицу” и др.
Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком.
18 сентября 1945 он трагически погиб под колесами пригородного поезда (по данным Игоря Лосиевского, был выброшен). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Вариант 2

Кедрин Дмитрий Борисович (1907-1945)- замечательный русский поэт, драматург и переводчик. В раннем возрасте стал сиротой и воспитывался бабушкой-дворянкой. Она приобщила будущего поэта к народному творчеству, ознакомила с поэзией таких известных писателей как Пушкин, Некрасов.

Родился на Донбассе в поселке Щеглова. Образование получал в Коммерческом училище и техникуме путей сообщения. В 1924 году уже печатался в местной комсомольской газете, писал стихи. Его увлекала не только поэзия, но и театр. С 1933-1941 гг. работал литконсультантом в издательстве “Молодая Гвардия” в Москве.

Известность к поэту пришла после издания стихотворения Кукла (1932), трогательных стихов о природе Руси (Подмосковная осень, 1937; Зимнее, 1939, Осенняя песня, 1940). Ряд стихотворений пронизаны нотками историзма и эпичности “Смертник”, “Казнь”, “Прошение”. В 1938 г. Кедрин издает замечательную поэму “Зодчие”, которая посвящалась строителям храма Василия Блаженного. Стихи “Алена-Старица” поэт посвятил московской воительнице.

“Свидетели” (1940 г) это первый и единственный сборник стихов поэта. В этом же году в свет выходит “Рембрандт” – драматическая история о голландском художнике. В 1943 году Кедрин работает корреспондентом в газете “Сокол Родины”, где печатался под вымышленным именем Вася Гашеткин. В этот период творчество поэта отражало горечь военного времени, непоколебимую волю к победе. Его беспокоила тема, разных социальных слоев населения. Он боролся за права талантливых, честных и смелых людей, которые были беззащитны против власти, грубой силы и корысти. Дмитрий создает поэму посвященную женщинам с нелегкой судьбой – Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой.

Кедрин много произведений посвятил мировой истории, ее связи с современностью, культуре других народов (Свадьба, Варвар и др.)

Он любил свою родину и посвятил Руси не одно произведение “Конь”, “Ермак”, “Князь Василько Ростовский”, “Песня про Алену-старицу”.

Кедрин Д. Б. заявил о себе не только как мастер поэмы, баллады, но и как замечательный лирик и переводчик. Он перевел много стихов с грузинского, литовского, украинского и других языков.

18 сентября 1945 года талантливый поэт погиб под колесами электрички от рук негодяев. Он предчувствовал беду и не раз замечал, что за ним ведется слежка.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Борис Борисович Гребенщиков Биография Борис Борисович Гребенщиков – российский музыкант, поэт, один из основателей русской рок-музыки. Борис Гребенщиков родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года. В 1970 году он окончил Физико-математический лицей в г. Ленинград. В 1972 году Борисом Гребенщиковым, Read More ......
  2. Анатолий Борисович Мариенгоф Биография Анатолий Мариенгоф – русский поэт и драматург, автор мемуаров. Родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в семье государственного служащего. В 1913 году мать Анатолия умерла и отец решает перебраться в Пензу. Там Мариенгоф учился Read More ......
  3. Александр Борисович Чаковский Биография Александр Борисович Чаковский родился 13 августа 1913 года в Санкт-Петербурге в семье врача. Все свое детство проводит в Самаре, где в 1930 году оканчивает среднюю школу, далее переезжает в Москву и устраивается помощником монтера на завод. Read More ......
  4. Виктор Борисович Шкловский Биография Виктор Борисович Шкловский – известный русский писатель, критик, киносценарист, родившийся 12 января 1893 года в Санкт-Петербурге. Мать имела русско-немецкое происхождение. Юные годы Виктора Шкловского прошли в Петербурге. Много раз мальчика исключали из школы. Причина – плохая Read More ......
  5. Николай Иванович Рыленков Рыленков Николай Иванович, русский советский поэт. Член КПСС с 1945. Родился в крестьянской семье. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933). Участник Великой Отечественной войны 1941−45. Печатался с 1926. Первая книга стихов – “Мои герои” Read More ......
  6. Сигрид Унсет Биография Сигрид Унсет – норвежская писательница. Родиной ее стал Каллундборг на острове Зеландия. Отец был норвежцем, мать – датчанкой. Вскоре семья переехала в Норвегию. В столице прошла юность Сигрид. Она часто посещала Исторический музей, с раннего детства ей Read More ......
  7. Сергей Петрович Алексеев Биография С. П. Алексеев родился на Украине, Погребищенском районе Винницкой области, в селе Плисков 1 апреля 1922 года. Отец работал врачом. С десяти лет мальчик учился в Москве. Окончив в 1940 году среднюю школу стал курсантом авиационного Read More ......
  8. Владимир Дмитриевич Дудинцев Биография Русский советский писатель-прозаик Дудинцев Владимир Дмитриевич родился в г. Купянск Харьковской области 16 (28) июля 1918 года. Отец будущего писателя, Семен Николаевич Байков служил в царской армии в чине офицера. Он был расстрелян большевиками в Харькове. Read More ......
Краткая биография Кедрин

Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 года в городе Макеевка. Мать родила его от мужчины на стороне, поэтому его усыновил брат матери и дал ему свое имя и фамилию. После того как названый отец отошел в мир иной, воспитанием Кедрина занимались бабушка, мама и тетя. Мальчика воспитывали стихами М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и сказками А.С. Пушкина. В связи с чем, у него с детских лет была тяга к литературному творчеству. Уже в 1924 в газете печатаются его первые стишки.
Этот момент можно считать началом литературной карьеры автора, однако сам он называл началом его карьеры момент публикации его поэмы "Казнь", которое состоялось в 1928 году в известном журнале Москвы "Октябрь".
После чего его стихотворения активно публиковались в ряде газет и журналов. В 1929 году его посадили в тюрьму - он не донес на отца своего друга, который являлся деникинским генералом. Срок его заключения составлял два года, однако пробыл он под стражей меньше полутора года и был освобожден досрочно. Это повлияло на судьбу автора, как минимум это событие заставило его эмигрировать в Москву.
Благодаря хорошим друзьям он смог стать одним из сотрудников литературного здания в газете "Кузница".
Автор часто приносил домой рюкзак с рукописными текстами начинающих авторов, так как это были рукописи, почерк не всегда был разборчив, поэтому Кедрин проводил за ними большую часть ночного времени, параллельно занимаясь написанием ответов размером в 3-4 листа.
Соседи отмечал,и что часто Кедрин с ними не здоровался, не вступал в беседы и игнорировал приветствия с их стороны. Однако никто не замечал, что все это время он ходил с блокнотом и ручкой в руках. Именно в этот период своей жизни он написал свои самые лучшие произведения.
Поэмы исторической тематики, вышедшие перед войной, а также всего одна книга со стихами "Свидетели" стали ключом к его знаменитости. В этот момент он уже был членом Союза писателей. Однако нехорошие события продолжали преследовать автора, и в этот раз это была ненависть в его адрес со стороны председателя Союза писателей, который за спиной называл Кедрина врагом народа.
Начало Великой Отечественно вынудило автора вместе с семьей оставаться в Черкизове, так как поездов в Москву не было, а членов Союза писателей эвакуировали. На фронт Кедрин не попал по причине слабого зрения. Однако это не заставило его сидеть, сложа руки, он активно принимал участие в дежурстве во время ночных налетов на Москву, рыл окопы, помогал в поимке врагов.
Хоть публиковаться он и не мог, однако творческой деятельности не оставлял, очень много писал и параллельно с этим занимался переводом антифашистских стихотворений. Он очень хотел попасть на фронт, и в 1943 году был направлен на прохождение медицинской комиссии.
С окончанием войны семья Кедрина, а именно он, жена, сынок и дочка продолжили проживать в Черкизове. Автор имел массу творческих идей. У него был готов к издательству поэтический сборник под названием "Русские стихи", однако он имел негативный отзыв, который дал возможность Союзу писателей "завернуть" книгу.
В связи с чем, для заработка денег, на которые ему необходимо было кормить свою семью, он берется за всевозможной работой.
В 1945, в год принятия Потсдамского соглашения, Дмитрий направляется в Москву, чтобы забрать деньги от Союза писателей, но не возвращается в родной Черкизов. Спустя несколько дней жена Кедрина опознает автора по фотографиям, представленным из городского морга Москвы. Тело автора было обнаружено 19 сентября того же года на мусорной куче, что располагалась недалеко от железнодорожных путей. Когда Людмила Кедрина попробовала узнать картину смерти мужа, так как у него были сломаны ребра и плече, ей культурно намекнули, чтобы она беспокоилась о воспитании детей. Кедрина Дмитрия Борисовича похоронили в Москве.

Дмитрий прославился не только своим поэтическим творчеством, но и публицистической и журналистской деятельностью.

Биография Дмитрия Кедрина: начало

Дмитрий считался внебрачным сыном. Еще в раннем детстве его усыновил приемный отец, дав ему свое отчество и фамилию. Однако он не смог долго воспитывать мальчика, рано скончавшись из-за болезни. Дмитрий Кедрин остался на воспитании своей матери, тети и бабушки. Уже спустя многие годы, поэт говорил, что в детстве около его колыбели сидели три женщины - три матери.

Интерес к литературе

О литературе юному Дмитрию Кедрину рассказывала бабушка. Именно она познакомила его с произведениями Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Николая Некрасова.

После знакомства с творчеством великих российских классиков, пробовал писать и сам Дмитрий Кедрин. Стихи маленького мальчика были еще совсем простыми и забавными. Бабушка не только знакомила внука с писателями и поэтами, но и с удовольствием слушала простые рифмованные строки, которые писал Дима.

Образование

Когда поэту исполнилось всего шесть лет, семье пришлось переехать в Днепропетровск.

Когда Дмитрий Кедрин стал старше, достигнув возраста девяти лет, мать настояла на том, чтобы у мальчика было хорошее образование. Именно тогда было принято решение о том, что мальчика стоит отдать в школу коммерции.

По дороге в школу, как вспоминал Дмитрий Кедрин, он всегда засматривался на памятник, установленный в честь Александра Сергеевича Пушкина. Сделанный из бронзы, монумент каждый день производил сильное впечатление на мальчика. Именно это восприятие и предопределило дальнейшую судьбу Дмитрия Кедрина, стихи которого с каждым годом становились все лучше и профессиональнее.

После окончания коммерческой школы, Дмитрий много занимался образованием самостоятельно. Поэт интересовался не только литературой, но и географией, биологией и многими другими науками. На столе у юного Дмитрия было всегда множество научных трудов известных ученых, чьи достижения были в абсолютно разных областях науки.

Серьезные шаги в творчестве

Заниматься своими стихами Дмитрий Кедрин начал только с 16 лет, несмотря на то, что уже на протяжении многих лет занимался поэзией. Самым удивительным было то, что особенно хорошо получались у поэта так называемые «стихотворения на злобу дня».

У Дмитрия было множество планов на жизнь, но все начало рушиться со сменой правительства и приходом революции.

Уже в 1924 году стихотворения Дмитрия Кедрина начали печатать в днепропетровской газете. Одним из первых стихов, которые были опубликованы еще на этапе раннего творчества, называлось «Так приказал товарищ Ленин». Именно после этого стихотворения, Дмитрий Кедрин стал известен в городе, в котором вырос.

Дальнейшее становление поэта

В 1922 году Дмитрий поступил в железнодорожный техникум. Однако закончить его ему не удалось - у поэта было очень слабое зрение, что создало серьезные препятствия для образования.

Но Дмитрий Кедрин не отчаивался. Будучи уже довольно-таки известным публицистом, поэт с легкостью устроился в городскую газету на место репортера. В журнале, который выпускался издательством газеты, печатались уже не только стихотворения Дмитрия Борисовича Кедрина, но и его статьи.

Поэтический голос

Дмитрий Борисович очень увлекался творчеством Владимира Маяковского. Он считал стихотворения поэта сильными, жизненными, особенными. Дмитрий побывал на всех выступлениях Маяковского, когда тот приезжал с выступлениями в Днепропетровск.

Изучая творчество и других поэтов, которые творили одновременно с ним, Дмитрий Кедрин приобрел свой собственный голос, свой стиль, который сразу узнавался сквозь те или иные строки. Он нашел свои темы. Именно они легли в основу стихов Дмитрия Борисовича Кедрина.

Личная жизнь

Будучи девятнадцатилетним парнем, Дмитрий встретил любовь всей своей жизни - семнадцатилетнюю Людмилу Хоренко, которая приехала в Днепропетровск издалека.

Жениться на любимой женщине Кедрину удалось лишь только через четыре года после знакомства.

Поэт всегда с особой трепетностью вспоминал о первой встрече с любимой женой. Он описывал ее в своей особенной манере - казалось бы, что можно было найти в такой девушки, но если только на миг представить ее образ - можно понять, отчего Дмитрий сразу влюбился в Люду.

Трудные жизненные обстоятельства

В 1931 году Дмитрий принял важное решение о переезде в советскую столицу вслед за своими друзьями. Вместе со своей женой Людмилой, Дмитрию пришлось поселиться в подвале старой двухэтажки.

Дмитрий Кедрин не хотел скрывать какие-либо факты из своей жизни. Поэтому, когда он писал свою анкету, он честно в ней написал о том, что был заключен в тюрьму в 1929 году за недонесение контрреволюционной информации на Украине. За это «правонарушение» Кедрин был осужден на два года тюрьмы. Проведя в заключении пятнадцать месяцев, поэт получил досрочное освобождение.

Сегодня, изучая жизнь и творчество Дмитрия Борисовича, историки приходят к выводу, что именно этот арест сильно повлиял на публикацию произведений Кедрина в городских журналах и газетах. Кроме этого, именно с этими событиями историки связывают загадочную смерть поэта, исследование которой продолжается до сих пор.

Новый шаг

В 1934 году у семейной пары Кедриных появилась прекрасная маленькая дочка. После рождения дочери, семья переезжает в Подмосковье. Именно там у поэта впервые за все время появилось «личное рабочее место», которое на самом деле было лишь маленьким закутком, огражденным занавеской.

Дмитрий не прекращал свою литературную деятельность. В 1932 году было опубликовано стихотворение Кедрина «Кукла». Именно это произведение принесло поэту огромную известность, потому как оно было оценено самим Максимом Горьким. Писатель говорил, что прекрасное стихотворение, написанное на высшем уровне.

Уже после этой оценки Горького, поэт написал множество своих лучших лирических стихотворений. Они рассказывали о красоте, о прекрасной природе тех краев, в которых жил и рос Дмитрий.

Творчество Кедрина

Произведения Дмитрия Борисовича отличаются от стихотворений его современников тем, что стиль, который выбрал поэт, был более философским. Кроме того, поэт часто обращался в своих стихотворениях к психологии и истории. Кедрин всегда восхвалял тех Творцов, которые создали прекрасную и вечную природу, которая способна сильно меняться на протяжении всего года, но при этом оставаться столь же великолепной, как и когда-то.

Из-за того, что стихотворения Кедрина не содержали в себе ни капли пафоса, которая была присуща всем поэтам тех лет, Дмитрий постоянно подвергался жестокой критике со стороны генерального секретаря Союза писателей. Вообще, говоря о творчестве Кедрина, нужно сказать, что очень многие советские критики советовали поэту бросить написание стихотворений на темы, связанные с историей.

Фронтовое время

С началом войны Кедрин хотел уйти добровольцем на фронт. В этом было поэту отказано, потому как его плохое зрение было бы помехой. Вместо этого Дмитрий занимался переводами разной антифашистской литературы, которую после печатали во всех советских газетах. Кроме этого, поэт и сам писал антифашистские произведения. Две книги с этими стихотворениями поэт отправил на рассмотрение для публикации. Однако в трудное для СССР время в издании сборников было отказано.

Уйти на фронт Дмитрию позволили лишь в 1943 году. Поэта сразу направили на работу в авиационной газете, где Кедрин занял место корреспондента. Но подписывать статьи своим именем ему все-таки не разрешили. Дмитрий Борисович писал о жизни летчиков, о их подвигах под псевдонимом «Вася Гашеткин».

За время своей работы, поэт часто писал письма жене, к которым прикладывал журналы со своими стихотворениями. За все военное время, таких журналов, посланных домой, было около 75 экземпляров, а стихотворений, вышедших из-под руки Кедрина, насчитывалось больше ста.

Самым известным произведением фронтового времени для Кедрина стало стихотворение «Аленушка. Делая анализ «Аленушки» Дмитрия Кедрина, можно сказать, что оно было написано под впечатлением одноименной картины Васнецова. Нельзя считать, что стихотворение - это описание картины. В стихотворении «Аленушка» поэт выразил свою любовь и тоску к Украине, к своей родине, к природе милого края.

Смерть поэта

Дмитрий Кедрин трагически скончался 18 сентября 1945 года. Официальная версия смерти говорит о том, что, возвращаясь домой с фронта, Дмитрий попал под колеса поезда. Такая трагедия произошла потому, что поэта вытолкнули во время движения поезда из вагона. Убийцами принято считать преступников, которые находились в поезде. Несмотря на это, во всех отчетах не написано ни слова о виновных лицах, и тело поэта было найдено не на железных путях, а в мусорной куче, которая находилась неподалеку от станции, на которой должен был выйти Дмитрий Борисович. Разбираясь в этом деле сейчас, историки приходят к выводу, что преступление было совершено совсем иначе. Смерть поэта Дмитрия Кедрина и сегодня остается загадкой.

Дмитрий Кедрин родился 4 февраля 1907 года в донбасском посёлке Берестово-Богодуховский рудник в семье горняка.

Женщина, которую он в конце жизни стал называть матерью, была его тётушкой, а фамилия, которую он носил, принадлежала его дядюшке. Дедом Дмитрия Кедрина по материнской линии был вельможный пан Иван Иванович Руто-Рутенко-Рутницкий, проигравший своё родовое имение в карты. Человек крутого нрава, он долго не женился, но в сорок пять лет выиграл в карты у своего приятеля его дочь Неонилу, которой было пятнадцать лет. Через год по разрешению Синода он женился на ней. В браке она родила пятерых детей: Людмилу, Дмитрия, Марию, Неонилу и Ольгу. Все девушки Рутницкие учились в Киеве в институте благородных девиц. Дмитрий в восемнадцать лет кончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Мария и Неонила вышли замуж. С родителями остались старшая дочь Людмила, некрасивая и засидевшаяся в девушках, и младшая – прелестная, романтичная, любимица отца Ольга.

Чтобы выдать замуж Людмилу, Иван Иванович не пожалел ста тысяч рублей приданого. Мужем Людмилы стал Борис Михайлович Кедрин – в прошлом военный, за дуэли выдворенный из полка, живущий на долги. Молодые переехали в Екатеринослав. После отъезда Кедриных Ольга призналась матери, что беременна. Причём неизвестно, сказала ли она, кто отец ребенка, или нет. А мать, зная крутой нрав и вздорность мужа, сразу отослала Ольгу к Неониле в город Балту Подольской губернии. Неонила отвезла сестру в знакомую молдавскую семью, неподалеку от Балты, где Ольга родила мальчика. Это случилось 4 февраля 1907 года.

Неонила уговаривала мужа усыновить ребёнка сестры, но тот, боясь осложнений по службе, отказался. Тогда Ольга поехала к Кедриным в Юзово. Боясь гнева отца и позора, она оставила ребёнка в молдавской семье, где у мальчика была кормилица. Ольге удалось уговорить Бориса Михайловича Кедрина усыновить её ребенка, и здесь же, в Юзово, точнее, на Богодуховском руднике, предшественнике нынешнего Донецка, за большие деньги поп окрестил ребёнка, записав его сыном Бориса Михайловича и Людмилы Ивановны Кедриных. В момент крестин мальчику было уже около года. Назвали его Дмитрием – в память о рано ушедшем из жизни брате Ольги и Людмилы.

В Днепропетровск, тогда ещё Екатеринослав, маленького Митю привезли в 1913 году. Здесь бабушка читала ему стихи Пушкина, Мицкевича и Шевченко, благодаря чему он навсегда влюбился в польскую и украинскую поэзию, которую впоследствии часто переводил. Здесь он начал писать стихи, учился в техникуме путей сообщения и впервые в 17 лет напечатал «Стихи о весне». Он писал в газете «Грядущая смена» и в журнале «Молодая кузница», приобрёл признание и популярность среди молодежи. Его уважали за талант, узнавали на улице, и здесь он пережил первый арест за «недоносительство».

Типичное для того времени обвинение оборачивается для Дмитрия Кедрина 15-ю месяцами заключения. После освобождения в 1931 году он переехал в Подмосковье, где ранее обосновались его днепропетровские друзья-поэты М.Светлов, М.Голодный и другие литераторы. Он работал в газете Мытищинского вагоностроительного завода, в качестве литконсультанта сотрудничал с московским издательством «Молодая гвардия». Его супругой стала Людмила Хоренко в которую также был влюблен его друг инженер-конструктор Иван Гвай, один из создателей «Катюши».

Дмитрий Кедрин, Людмила Хоренко и Иван Гвай.

Вот как об этом писал, основываясь на рассказах близких, в книге об отце «Жить вопреки всему» Светлана Кедрина: «Ивану очень понравилась Миля (Людмила Хоренко), и на первых порах он даже пытался за ней приволокнуться, но однажды мой отец отозвал его в сторону и сказал: «Слушай, Ванька, оставь Милю в покое, она мне очень дорога». - «Прости, Митяйка, я и не знал, что у тебя это так серьезно», - смущенно ответил Гвай».

Кедрин был внутренне независим, оставаясь при всём при этом идеалистом и романтиком. Он пытался самому себе представить большевистскую революцию, как совершенно естественный и даже желательный для России путь развития. Он пытался совместить в себе самом несовместимое. Однако обмануть себя не удалось. Поэт ощущал своё одиночество: «Я одинок. Вся моя жизнь - в минувшем. Писать не для кого и незачем. Жизнь тяготит все больше… Сколько еще? Гёте сказал правду: «Человек живёт, пока хочет этого».

Кто знает, как сложилась бы его жизнь, если б он не переехал в столицу, где начались все тяготы и унижения, главными из которых были постоянная бытовая неустроенность и невозможность издать книгу стихов.

В московский период жизни Кедрин не имел не то что квартиры или комнаты, но даже своего постоянного угла. Он часто переезжал с места на место, ютился со своей семьёй в убогих и тесных комнатёнках, перегороженных фанерой или занавесками, ему приходилось жить среди вечного шума и криков соседей, плача дочери и ворчания тётушки. С грустным и тревожным настроением Кедрин однажды записал в дневнике, обращаясь к жене: «А мы с тобой обречены судьбою в чужом дому топить чужую печь». В этой обстановке он умудрялся быть гостеприимным хозяином и писать изумительные стихи.

В 1932 году им было написано стихотворение «Кукла», сделавшее поэта известным. Говорят, что Горький до слёз растрогался при чтении этого стихотворения:

Как темно в этом доме!
Ворвись в эту нору сырую
Ты, о время моё!
Размечи этот нищий уют!
Тут дерутся мужчины,
Тут женщины тряпки воруют,
Сквернословят, судачат,
Юродствуют, плачут и пьют…

Мрачной картине настоящего противопоставлялся светлый пафос грядущих преобразований. Особенное впечатление на Горького произвели патетические строки:

Для того ли, скажи,
Чтобы в ужасе,
С чёрствою коркой
Ты бежала в чулан
Под хмельную отцовскую дичь, -
Надрывался Дзержинский,
Выкашливал лёгкие Горький,
Десять жизней людских
Отработал Владимир Ильич?

Алексей Максимович был искренне тронут, сумел оценить мастерство автора и 26 октября 1932 года организовал читку «Куклы» на своей квартире в присутствии членов высшего руководства страны.

Читал Владимир Луговской. Горький непрерывно курил и смахивал слёзы. Слушали Ворошилов, Будённый, Шверник, Жданов, Бухарин и Ягода. Вожди (кроме начитанного Бухарина) в поэзии ничего не смыслили, однако стихотворение им понравилось, и было одобрено. Больше того: это стихотворение получило одобрение и со стороны самого главного читателя и критика тех лет: «Прочёл «Куклу» с удовольствием. И.Сталин».

«Красная новь» напечатала «Куклу» в №12 за 1932 год. На следующий день после публикации Кедрин проснулся если не знаменитым, то авторитетным. Но высочайшее одобрение не слишком помогло Кедрину, и он не мог выйти со своими стихами к читателю – все его попытки издать книгу проваливались. В одном из его писем было написано: «Понять, что ты никогда не расскажешь другим того большого, прекрасного и страшного, что чувствуешь, – очень тяжело, это опустошает дотла».

Отвергнутые произведения Кедрин складывал в стол, где они пылились до очередного приезда друзей, его верных слушателей и ценителей. Он работал, не покладая рук, получал гроши, во всём себе отказывал. Он говорил жене: «Поэт хотя бы изредка должен издаваться. Книга – это подведение итога, сбор урожая. Без этого невозможно существовать в литературе. Непризнание – это фактически медленное убийство, толкание к пропасти отчаяния и неверия в себя».

Дмитрий Кедрин в конце 1930-х годов обратился в своем творчестве к истории России. Именно тогда им были написаны такие значительные произведения, как «Зодчие» («под влиянием которого Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев» - отмечает Евгений Евтушенко), «Конь» и «Песня про Алёну-Старицу».

Первую попытку издать книгу в ГИХЛе Кедрин предпринял вскоре после приезда в Москву, но рукопись вернули, несмотря на хорошие отзывы Эдуарда Багрицкого и Иосифа Уткина. В дальнейшем поэт, решивший для себя, что если в 1938 году книга не выйдет, то он прекратит писать, вынужден был исключить из неё многие вещи, в том числе уже получившие признание. После тринадцати возвращений рукописи для доработки, нескольких изменений названия и манипуляций с текстом эта единственная прижизненная книга Кедрина «Свидетели», в которую вошли всего семнадцать стихотворений, увидела свет. По поводу её автор писал: «Она вышла в таком виде, что её нельзя считать ни чём иным, как ублюдком. В ней сохранились не больше 5-6 стихотворений, которые стоят этого высокого имени…».

Любовь к России, к её истории, культуре и её природе, пронизывала такие его стихотворения конца 1930-х и 1940-х годов, как «Красота», «Родина», «Колокол», «Всё мне мерещится поле с гречихою…», «Зимнее». Он подготовит даже целую книжку с названием «Русские стихи».

Когда-то в сердце молодом
Мечта о счастье пела звонко.
Теперь душа моя - как дом,
Откуда вынесли ребенка.

А я земле мечту отдать
Все не решаюсь, все бунтую…
Так обезумевшая мать
Качает колыбель пустую.

Неудачная попытка их публикации относилась к 1942 году, когда Кедрин сдал книгу в издательство «Советский писатель». Один из ее рецензентов обвинил автора в том, что он «не чувствует слова», второй – в «несамостоятельности, обилии чужих голосов», третий – в «недоработанности строк, неряшливости сравнений, неясности мышления». И это в то время, когда поэзия Кедрина получила самую высокую оценку таких писателей, как М.Горький, В.Маяковский, М.Волошин, П.Антокольский, И.Сельвинский, М.Светлов, В.Луговской, Я.Смеляков, Л.Озеров, К.Кулиев и других литераторов. «Он подолгу стоял под Кремлевской стеной, - писала дочь поэта Светлана Кедрина, - любовался памятником Минину и Пожарскому и без устали кружил и кружил вокруг «Василия Блаженного». Этот храм не давал ему покоя, будоражил воображение, будил «генетическую память». Он был так красив, так вызывающе ярок, поражал такой законченностью линий, что после каждого свидания с ним Дмитрий Кедрин терял покой. Восхищение и восторг явились теми толчками, которые заставили отца изучить всю имеющуюся в Библиотеке Ленина литературу о строительстве храмов на Руси, об эпохе Ивана Грозного, о храме Покрова. Отца поразила легенда об ослеплении зодчих Бармы и Постника, которая и легла в основу созданной им за четыре дня поэмы «Зодчие».

Большинство своих стихотворений Кедрин так и не увидел напечатанными, а его поэма «1902 год» пятьдесят лет ждала своего опубликования.

Кедрин занимался переводами известных авторов. С конца 1938-го по май 1939 года переводил поэму Шандора Петефи «Витязь Янош». Но и здесь его ждала неудача: несмотря на хвалебные отзывы коллег и прессы, эта поэма при жизни Кедрина не была опубликована. Следующая попытка тоже провалилась: «Витязь Янош» Петефи вместе с «Паном Твардовским» Адама Мицкевича были включены в ту неизданную книгу стихов Кедрина, которую он сдал в Гослитиздат, уходя на фронт в 1943 году. Лишь девятнадцать лет спустя поэма Петефи увидела свет.

До этого, в 1939 году, Кедрин ездил в Уфу по заданию Гослитиздата переводить стихи Мажита Гафури. Три месяца работы оказались напрасными – издательство отказалось выпустить книгу башкирского поэта. В конце 1970-х годов Кайсын Кулиев писал о Кедрине: «Он много сделал для братства культур народов, для их взаимного обогащения, как переводчик».

Работая над исторической поэмой «Конь», Кедрин в течение нескольких лет изучал литературу о Москве и её зодчих, о строительных материалах того времени и способах кладки, перечитал множество книг об Иване Грозном, делал выписки из русских летописей и других источников, посещал места, связанные с событиями, которые собирался описать. Такие произведения донельзя трудоёмки, но, несмотря на это Кедрин увлечённо работал над ними, и в виде больших поэтических форм. Особо среди них выделялась гениальная драма в стихах «Рембрандт», на подготовку к которой у автора ушло около двух лет. Это произведение было опубликовано в 1940 году в журнале «Октябрь» и через год им заинтересовались в театральной среде, в том числе и Соломон Михоэлс, но постановке помешала война. Впоследствии «Рембрандт» звучал на радио, шёл по телевидению, по нему были несколько раз поставлены спектакли и опера.

В первые годы войны Кедрин активно занимался переводами с балкарского (Гамзат Цадаса), с татарского (Муса Джалиль), с украинского (Андрей Малышко и Владимир Сосюра), с белорусского (Максим Танк), с литовского (Саломея Нерис), Людас Гира). Кроме того, известны также его переводы с осетинского (Коста Хетагуров), с эстонского (Йоханнес Барбаус) и с сербскохорватского (Владимир Назор). Многие из них были опубликованы.

С самого начала войны Кедрин тщетно обивал все пороги, стремясь оказаться на фронте, чтобы с оружием в руках защищать Россию. Никто на фронт его не брал - по состоянию здоровья он вычеркнут изо всех возможных списков. Из стихотворения, датированного 11 октября 1941 года:

… Куда они? В Самару - ждать победу?
Иль умирать?.. Какой ни дай ответ, -
Мне всё равно: я никуда не еду.
Чего искать? Второй России нет!

Враг находился на расстоянии 18-20 километров, со стороны Клязьминского водохранилища отчётливо слышна была артиллерийская канонада. На какое-то время он с семьёй оказался буквально отрезанным у себя в Черкизове: поезда в Москву не ходили, Союз писателей эвакуировался из столицы, а Кедрин не сидел сложа руки. Он дежурил во время ночных налётов на Москву, рыл бомбоубежища, участвовал в милицейских операциях по поимке вражеских парашютистов. У него не было возможности печататься, но он не прекращал поэтической работы, активно занялся переводом антифашистских стихов, много писал сам. В этот период им написаны стихотворения «Жильё», «Колокол», «Уголёк», «Родина» и другие, сложившиеся в цикл под названием «День гнева». В одном из наиболее известных своих стихотворений «Глухота» он признался:

Война бетховенским пером
Чудовищные ноты пишет.
Её октав железный гром
Мертвец в гробу - и тот услышит!
Но что за уши мне даны?
Оглохший в громе этих схваток,
Из всей симфонии войны
Я слышу только плачь солдаток.

Наконец, в 1943 году он своего добился: его послали на фронт, в 6-ю воздушную армию, военным корреспондентом газеты «Сокол Родины». А перед уходом на фронт в 1943 году Кедрин отдал новую книгу стихов в Гослитиздат, но она получила несколько отрицательных рецензий и не была издана.

Военный корреспондент Кедрин писал стихи и очерки, фельетоны и статьи, выезжал на передовую, бывал у партизан. Он писал только то, что нужно было газете, но понимал, что «впечатления накапливаются и, конечно, они во что-то выльются». Фронтовые стихи Кедрина лётчики 6-й Воздушной армии хранили в нагрудных карманах, в планшетах и в маршрутных картах. В конце 1943 года его наградили медалью «За боевые заслуги». Кедрин писал в 1944 году: «…Многие мои друзья погибли на войне. Круг одиночества замкнулся. Мне – скоро сорок. Я не вижу своего читателя, не чувствую его. Итак, к сорока годам жизнь сгорела горько и совершенно бессмысленно. Вероятно, виною этому – та сомнительная профессия, которую я выбрал или которая выбрала меня: поэзия».

После войны к Кедрину вернулись все довоенные тяготы, которые он по-прежнему терпеливо переносил и однажды записал в своем дневнике: «Как много в жизни понедельников и как мало воскресений».

Семья Кедриных - сам Дмитрий Борисович, его жена Людмила Ивановна, дочь Света и сын Олег - продолжали жить в Черкизове на улице 2-я Школьная. А Дмитрий был полон больших творческих планов.

В августе 1945 года Кедрин вместе с группой писателей уехал в командировку в Кишинёв, который поразил его своей красотой и напомнил Днепропетровск, юность, Украину. Он решил по приезде домой всерьёз обсудить с женой возможность переезда в Кишинёв. А рано утром 19 сентября 1945 года неподалёку от железнодорожной насыпи на мусорной куче в Вешняках было найдено его тело. Экспертиза установила, что несчастье произошло накануне, примерно в одиннадцать часов вечера. Как поэт оказался в Вешняках, почему он приехал на Казанский вокзал, а не на Ярославский, при каких обстоятельствах погиб – остаётся загадкой. Светлана Кедрина приводила строчки из дневника, в которых её мать описывала утро 18 сентября 1945 года, то последнее утро: «Митя глядел в книжку. Не знаю, читал ли он её или думал. И я подумала: неужели этот человек - мой муж? Неужели он так нежен и ласков со мною, неужели его губы целуют меня?.. И я подошла к нему. «Что, милая?» - спросил Митя и поцеловал мою руку. Я прижалась к нему, постояла и отошла. Через несколько минут Митя ушел из дома на поезд в Москву… Я проводила его до дверей, Митя поцеловал мои руки, в голову. И вышел… в вечность от меня, от жизни. Больше я Митю не видела. Через четыре дня я увидела его фотографию, последнюю и такую страшную. Митя был мёртв. Какой ужас был в его глазах! Ах, эти глаза! Они сейчас всё мне мерещатся…».

Вдова попыталась восстановить картину гибели мужа, ведь в свидетельстве о его смерти отмечены перелом всех рёбер и левого плеча, но ей посоветовали заняться воспитанием своих детей. Дочь поэта Светлана Кедрина вспоминала: «Незадолго до смерти к нему явился близкий друг по Днепропетровску, ставший в эти годы большим человеком в Союзе писателей и немало помогавший нашей семье, и предложил папе доносить на своих товарищей: «Там знают, что все считают тебя порядочным человеком и надеются, что ты им поможешь…». Отец спустил приятеля с крыльца, а тот, встав и отряхнув брюки, с угрозой в голосе произнёс: «Ты ещё об этом пожалеешь»…

Она вспоминала также, как 15 сентября 1945 года её отец поехал по каким-то делам в Москву (а они жили тогда в ближнем Подмосковье) и, вернувшись, потрясённо сказал: «Скажи спасибо, что ты сейчас видишь меня перед собой. Только что на Ярославском вокзале какие-то дюжие молодцы чуть не столкнули меня под электричку. Хорошо люди отбили».

Сейчас, спустя много времени после смерти Дмитрия Кедрина можно предположить, что он стал жертвой репрессий. Приехав в 1931 году в Москву, он не честно написал в своей анкете, что в 1929 году был заключён в тюрьму «за недонесение известного контрреволюционного факта», чем сам поставил себя под удар. К этому прибавилось его дворянское происхождение, а после войны – его отказ работать сексотом. Его не коснулись репрессии 1937 года, но уже тогда он был в чёрных списках секретаря союза писателей Ставского, позволявшего себе говорить Кедрину: «Ты! Дворянское отродье! Или выучишь первые пять глав «Краткого курса» истории партии и сдашь зачёт лично мне, или я загоню тебя туда, куда Макар телят не гонял!» - пересказывая жене этот разговор, Дмитрий Кедрин не мог сдержать слёз обиды и унижения…

Известно предположение литературоведа Светланы Марковской.

– Согласно официальной точке зрения, Кедрина убили по заказу Сталина. В Москве же от писателей я слышала другую историю. Пользуясь тем, что Дмитрия печатали редко, соратники стали… воровать у него стихи. Однажды Митя заметил это и в беседах с членами СПУ пригрозил рассказать всё правлению. Чтобы не дать разгореться скандалу, его убрали. Поговаривали и о какой–то темной истории, связанной с его днепропетровским арестом.

Дмитрий Кедрин похоронен в Москве, на Введенском (или, как его ещё называют, Немецком) кладбище в районе Лефортова.

Евгений Евтушенко, отводя Кедрину роль «воссоздателя исторической памяти», писал в предисловии к одному из его сборников стихов: «Какое состояние внутренней перенесённости через время! Какой хваткий взгляд сквозь толщу лет!» – и дальше: «По кедринским страницам идут люди многих поколений, соединённые в человечество».

О Дмитрии Кедрине был снят документальный фильм «Засадный полк».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Александра Ратнера в поэтическом альманахе «Параллель»
Андрея Кроткова «Человек осени»
И материалов историко-художественного журнала «Солнечный ветер»

На кладбище возле домика
Весна уже наступила:
Разросшаяся черемуха,
Стрекающая крапива.

На плитах щербатых каменных
Любовники ночью синей
Опять возжигаю пламенник
Природы неугасимой.

Так трется между жерновами
Бессмертный помол столетий:
Наверное, скоро новые
В поселке заплачут дети.