Дыхательная гимнастика для детей. Комплексы дыхательной гимнастики

Методическая разработка «Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста».

Туркина Ирина Николаевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8» села Визинга, Сысольского района, Республики Коми.
Описание работы: В данной работе представлены дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста с использованием небольших авторских стихотворений, которые доступны и понятны в поэтапном описании. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений и, конечно же, родителям.
Цель: Научить детей управлять своим дыханием; подготовить дыхание детей к пению.
Задачи:
Учить детей делать выдохи и вдохи различной силы и долготы;
Развивать концентрацию внимания детей на дыхании;
Укреплять мышцы органов брюшной полости в подготовке к певческой деятельности.

Дыхательные упражнения.

1.Надуваем шар.

Надуваем шар с тобой,
Надуваем шар большой,
Он красивый – просто – Ах!
Ой, совсем надулся – Бах!

Описание упражнения.
Надуваем шар с тобой,
Руки сложены ладонь к ладони на уровне рта.

После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести в противоположные стороны примерно на 20 сантиметров.


Надуваем шар большой,
После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом разводим ещё шире.


Он красивый – просто – Ах!
После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести на всю ширину размаха рук.


Ой, совсем надулся – Бах!
Во время произнесения слова «Бах» ладони необходимо резко прижать друг к другу (чтобы получился хлопок).

2.Ветер-ветерок.

Чуть колышется трава
И слегка шумит листва –
Это лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Ветерок чуть осерчал,
Кепку с головы сорвал,
Травушку к земле прижал
И деревья раскачал.
Снова лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.

Описание упражнения.
Чуть колышется трава
И слегка шумит листва –

Это лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.
Ветерок чуть осерчал,
Кепку с головы сорвал,

Травушку к земле прижал
И деревья раскачал.
Дети в полный голос произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и с силой выдыхают.
Снова лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.

3. Водолазы.

Водолазы в любую погоду
Очень смело ныряют под воду.

Описание упражнения.
После произнесения этих слов необходимо сделать глубокий вдох, сомкнуть губы, зажать пальцами нос и задержать дыхание на несколько секунд, затем резко выдохнуть со звуком «пых».

4. Ладошкам холодно и жарко.

Описание упражнения.
Наши ладошки очень замёрзли, давайте их погреем.
Необходимо прикрыть рот ладонями и сделать несколько резких, сильных вдохов и выдохов, при этом вдохи и выдохи делать через рот.


Ладошки очень хорошо согрелись, теперь им стало жарко, давайте на них подуем.
Ладони отодвигаем от лица на расстояние примерно 20 см, делаем глубокий вдох через нос, складываем губы трубочкой и делаем долгий выдох.

5. Листочек на ветру.

Описание упражнения.
Дыхательное упражнение с предметом – это может быть осенний листочек, вырезанный из бумаги, а также цветочек, бабочка, снежинка, пушинка и всё, что угодно, на что хватит фантазии. Необходимо привязать отдельно к каждому предмету нитку.
Берём листочек за нитку, располагаем его на уровне лица примерно в 10 см от губ. Выполняем медленные вдохи и долгие, бесшумные выдохи, чередуя их с резкими, короткими, сильными вдохами и выдохами.


Благодарю за внимание!

Педиатры настоятельно рекомендуют применять дыхательную гимнастику для детей, особенно если ребенок часто болеет. Действенность ее неоднократно доказана на практике, главное условие - регулярность и соблюдение выбранной методики. Упражнения на дыхание разрабатывают легкие, оптимизируют их объем, восполняют содержание кислорода либо, напротив, регулируют его баланс с углекислым газом. Дыхательная гимнастика применяется для профилактики и лечения многих заболеваний дыхательной системы, аллергии, устранения симптомов других системных недугов, а также при реабилитации после болезней. Конкретный перечень показаний зависит от выбранной методики.

Что такое дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика - это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат.

Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.

Совет
Если ребенок дышит неправильно, это легко определить по узкой грудной клетке, открытому рту, сутулости и нервозности в движениях.

Цели и польза дыхательной гимнастики

Значение дыхательной гимнастики для детей - это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств. У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается. Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д.

Если родители не поспособствуют развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам.

Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта.

Польза дыхательных упражнений:

  1. Они укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  2. Способствуют выравниванию осанки.
  3. Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда - бодрость и хорошая концентрация внимания.
  4. Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы.
  5. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы.
  6. Прекращаются головные боли.
  7. Стимулируется деятельность желудка и кишечника.
  8. Исчезает напряжение в горле, голосовых связках.
  9. При правильном дыхании повышается иммунитет. С глубоким выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые мы вынуждены вдыхать в черте города.
  10. Ребенок учится прислушиваться к своему дыханию и всему организму.

Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:

  1. Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40-60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
  2. Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
  3. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
  4. Вдох делается только через нос.
  5. Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
  6. Дети 2-3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1-2 упражнений и постепенно вводить остальные.
  7. После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.

Ни в коем случае не отказывайтесь от лекарственных средств, которые прописал врач, особенно если болезнь тяжелая и хроническая! Дыхательная гимнастика - это мощная методика оздоровления, но она лишь сопровождает медикаментозное лечение.

Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.

У гимнастики есть противопоказания:

  1. Порок сердца - больной орган может не выдержать нагрузки.
  2. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
  3. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.

Упражнения для детей разного возраста

В возрасте 2-3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения:

  1. Встать, руки опустить вдоль тела. На раз - вдох, руки поднять, на два - выдох, руки опустить.
  2. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз - вдох, руки развести в стороны, на два - сделать выдох и обхватить руками плечи, на три - вернуться в исходное положение.
  3. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе.

Все упражнения повторяются 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет :

  1. Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз - выдох.
  2. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух.
  3. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.

Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения:

  1. На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе - другую. Дышать поочередно разными ноздрями.
  2. «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу».
  3. «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.

Игровые приемы и пособия для гимнастики

Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как игру. Примеры игровых упражнения для малышей:

  1. Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
  2. Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
  3. Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
  4. Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно.
  5. Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.

Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.

Пособия для дыхательной гимнастики своими руками

Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.

Совет
Для развития легких полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики.

Гимнастика на улице во время прогулки

Отличное решение - делать дыхательные упражнения для детей во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы ребенок не простудился.

  1. «Холодно». Ноги врозь, руки в стороны. Быстро скрещивать руки перед собой, хлопая ладонями по плечам и произнося «ух», а затем отводить назад.
  2. «Кто выше» . На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Потянуться как можно выше. На выдохе встать на полную стопу, руки вниз.

Авторские методы проведения гимнастики по Бутейко и Стрельниковой

Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т.д. Суть метода - это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа. Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний.

Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным. Как правильно дышать: вдох занимает 2-3 секунды, выдох - 3-4 секунды. Паузы между вдохами должны быть долгими. В первое время возникнет неприятное ощущение нехватки воздуха, страх, нежелание заниматься. Могут обостриться болезни. Однако это лишь временное явление, и скоро появляются признаки выздоровления.

Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых:

  1. Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново.
  2. Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение.
  3. В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.

Преимущество метода Бутейко - эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно.

Еще один автор эффективной методики - А. Н. Стрельникова. Суть ее метода - направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом. Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3-4 лет. Упражнения значительно улучшают состояние и усиливают эффект медикаментов. Наблюдается эффект при таких заболеваниях, как астма, пневмония, хронические болезни носоглотки, сахарный диабет, болезни сердца и неврологические заболевания. За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом.

Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага. Для начала нужно освоить три базовых упражнения:

  1. «Ладошки». Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох - сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох - произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3-5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода.
  2. «Погончики». Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз.
  3. «Насос». Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов.

Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий - дважды в день.

Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.

Дыхательная гимнастика в детском саду является наиболее оптимальным способом профилактики и укрепления здоровья детей. Картотека данной гимнастики олицетворяет разнообразные упражнения, которые очень нравятся детям.

Самая главная цель, которую преследуют сторонники дыхательной гимнастики – это общее укрепление и оздоровление организма ребенка.

  • обогащают организм кислородом;
  • являются отличным методом, помогающим ребенку в управлении своим дыханием;
  • улучшают работу всех внутренних органов;
  • позволяют ребенку стать более спокойным, и избежать стрессовых ситуаций;
  • имеют профилактическую направленность, позволяя сделать иммунитет малыша более стойким к различным простудным заболеваниям.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательная гимнастика в детском саду, картотека разнообразных методик для различных возрастов – требование обязательное для работников ДОУ. Место проведения – любое; очень полезно проведение комплекса на улице, но, если погодные условия не позволяют, комплексы проводятся в группе с воспитателем, или на музыкальных занятиях.

Для проведения некоторых упражнений имеются противопоказания. Их немного, но воспитателю необходимо проконсультироваться с родителями детей на предмет наличия у них хронических заболеваний.

  1. Регламент выполнения упражнений составляет от 10 минут до получаса. Выполнять комплексы следует только через час после еды.
  2. Следует использовать на таких занятиях разнообразные игрушки и другие демонстрационные материалы. Это повысит мотивацию и интерес детей к упражнениям.
  3. Используя стандартные комплексы упражнений, можно видоизменить их, добавив что-то свое, и сделав оригинальными.
  4. Когда позволяют погодные условия, обязательно выполнение комплекса на улице. Если гимнастика проходит в помещении, его температура не должна превышать 20 градусов.
  5. Для достижения наивысшего результата, необходимо ознакомить с упражнениями и родителей детей, чтобы они могли регулярно заниматься дома.

Картотека дыхательных упражнений для дошкольников

В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется дыхательной гимнастике. В арсенале каждого воспитателя есть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений.

Например:

  1. «Надуваем щечки»

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки. Руководителю нужно следить за струей выдыхаемого воздуха, она не должна быть шумной и резкой, наоборот – спокойная и плавная.

  1. «Насос»

Держа руки на поясе, ребенку необходимо выполнить небольшие по амплитуде приседания. В это время происходит вдох. Когда ребенок поднимается, происходит выдох. Повторить 4 раза. Чтобы тренировать более длительный выдох, через некоторое время следует увеличить глубину приседаний.

  1. «Говорок»

Ребенок сидит, тело не напряжено, руки внизу. Ребенок имитирует звуки, которые просит показать воспитатель.

Например:

  • Расскажи, как едет паровозик?
  • Покажи, как гудит машина?
  • Знаешь, с каким звуком поднимается тесто?
  • Вспомни, как говорит сова?

После вопросов необходимо поработать над длительным выдохом, это можно сделать с помощью пропевания различных гласных. Сначала взрослый показывает упражнение, затем делает его вместе с малышом, и, когда ребенок будет уверенно выполнять все указания, он может пропевать гласные самостоятельно.

  1. Работа над дыхательной системой

В момент проведения методики дети спокойно и расслабленно лежат на матах, ничто не должно отвлекать их внимания.

Взрослый просит «прислушаться» к дыханию, и дает команды:


Отвечая на эти вопросы, дети учатся анализировать свое дыхание, прислушиваться к своему организму.

  1. «Ёжик»

Упражнение выполняется с помощью игровой ситуации. Ребята фантазируют, что они маленькие ежики, которые разглядывают полянку в лесу. Посмотрят направо – удивленно вдыхают носом, будто увидев сову.
Затем выдыхают через рот. Смотря влево – видят зайчика или грибочки, и довольно «сопят» носиками. Под подходящее музыкальное сопровождение дети повторяют данное упражнение до 8-ми раз.

Гимнастика по А. Н. Стрельниковой для детей от 4 лет

Александра Николаевна Стрельникова – педагог-вокалист. Когда она тяжело заболела, с ней случился приступ удушья, и ей помогла актерская гимнастика. Вся ее методика основана именно на этой гимнастике. В последствии педагог стала помогать людям укреплять свой организм, а больным - излечиться от различных недугов.

В учреждениях дошкольного образования дыхательная гимнастика Стрельниковой получила широкое распространение, картотека ее упражнений насчитывает множество разнообразных техник и приемов, позволяющих детям бороться с простудными заболеваниями, и отлично укреплять иммунитет.

Выполнять комплекс следует, соблюдая несколько правил:

  1. Самый главный аспект гимнастики – вдох с помощью носа (он шумный и резкий).
  2. Выдыхать необходимо ртом, спокойно и плавно.
  3. Каждому определенному движению сопутствует вдох.
  4. Выполнению каждого упражнения соответствует определенный, четкий ритм. Он сравним со строевым маршем.

Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

Данное упражнение является разминочным.

  1. Ребенок находится в наиболее комфортной для него позиции.
  2. Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.
  3. По команде руководителя ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки.
  4. После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд), затем повторение всех действий несколько раз.

При возникновении головокружения следует расслабиться, сесть, увеличить время пауз.

«Погончики» или «Погонщик»

Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.

«Насос» или «Накачка»

Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде руководителя ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.

Не следует забывать о том, что каждое упражнение выполняется в ритме строевого шага. Руководителю необходимо следить за округленной спиной подопечных, а также за уровнем наклона – он не должен быть слишком низким. Выполнить данное упражнение следует 12 раз.

«Обними плечи» или «Обними себя»

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.

Руководителю необходимо узнать, есть ли дети с пороком сердца и ишемической болезнью сердца. С таким заболеванием выполнять упражнение не следует.

«Кошечка»

В позиции стоя ребенок начинает выполнять танцевальные приседания. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз. Руководитель обращает внимание на легкие, пружинистые приседания, и расслабленный, произвольной выдох. Ступни во время приседаний не нужно отрывать от пола, все действия выполняются с прямой спиной.

«Повороты головой»

Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох.
Повторение упражнения – 12 раз.

Гимнастика по К. П. Бутейко для детей 2-7 лет

Дыхательная гимнастика Бутейко направлена на снижение углекислого газа в крови с помощью поверхностного вдоха. Данный комплекс благотворно влияет на весь организм, особенно он показан детям при бронхиальной астме.

Главная цель комплекса – расслабление диафрагмы. Это происходит за счет уменьшения глубины вдоха и увеличения паузы после выдоха.

Упражнение «Часики»

Ребенок находится в положении стоя, ноги чуть расставлены. Руководитель предлагает ему представить, что он – маленькие часики. Можно спросить, как они «говорят?», ребенок ответит: «Тик-так»

После этого к словам добавляются махи прямыми руками вместе с произношением имитации часов.

«Трубач»

Исходное положение – сидя, спина прямая, но не напряжена.
Руки ребенка согнуты в трубочку, подняты на уровень рта. Медленно выдыхая, ребенок произносит «пф». Упражнение повторить 4-5 раз.

«Паровозик»

Веселое упражнение, которое пользуется большим интересом у детей. Воспитатель предлагает им представить, что они – большой паровозик.
Дети выстраиваются, и идут по кругу, приговаривая «чух-чух». Время выполнения данного упражнения: 20-30 секунд.

«Петух»

Ребенок стоит спокойно, прямо. Руководитель предлагает ему пофантазировать и представить, что он – петушок. Все дети с удовольствием показывают голосом, как кричат петухи.

После этого руководителю необходимо продемонстрировать само упражнение - нужно произносить «кукареку!», хлопая двумя руками по бедрам на каждый слог. Затем ребенок поднимает руки в стороны и, хлопая ими по бедрам, произносит: «Ку-ка-ре-ку». Следует повторить упражнение 5-6 раз.

«На турнике»

Упражнение выполняется с помощью гимнастической палки. Ребенок находится в положении стоя, держит ее перед собой.
Со вдохом ребенок поднимается на носочки, и в это время руки поднимают наверх палку. Выдох происходит с опусканием палки, и произношением звука «Ф».

«Карлики и великаны»

Дети идут по кругу, выполняя указания, которые произносит воспитатель. Он предлагает им показать карликов – присев, и идя на корточках, а затем великанов – дети вытягиваются и идут на носочках. Дыхание спокойное, не сбивчивое. Для большего вовлечения в процесс игры, руководителю следует подобрать подходящие по смыслу строки стихотворения и музыкальное сопровождение.

Такое упражнение входит в комплекс закаливания, поэтому выполнять его нужно без носков и обуви, и в майке и трусах.

Гимнастика из хатха-йоги для детей от 5 лет

Для приобщения детей к здоровому образу жизни, многие педагоги используют такую современную методику, как хатха – йога. Ее внедрение позволяет улучшить физическую и умственную способность детей, воспитать в них культуру здоровья.

Дыхательная гимнастика, имеющая обширную картотеку, совместно с рациональным режимом, правильным питанием и закаливанием в детском саду, дает отличный результат.

А конкретнее:

  • Сокращается число детей, болеющих ОРЗ и гриппом.
  • У детей наблюдается повышение жизненного тонуса.
  • Улучшается память и физическое развитие.
  • Дети лучше справляются с усвоением программы.
  • Повышается коммуникабельность и выносливость.

Упражнение «Змейка»

Дети сидят в комфортном положении. Правая рука зажимает левую ноздрю, и происходит вдох чрез правую. Затем зажимается правая ноздря, и через левую происходит выдох. Воспитателю необходимо использовать различные приемы имитации: дуновение ветерка, ураган, надувание шарика.

«Водолазы»

Воспитатель использует игровую ситуацию: дети представляют, что они отважные водолазы, которые ныряют в поиске затонувших кораблей. Необходимо найти подходящие картинки, видеофрагменты и занимательные истории. Данное упражнение учит детей задерживать дыхание. Необходимо повторить несколько раз.

«Шарик»

Исходное положение – лежа. Воспитатель просит детей сосредоточить внимание на дыхании, и глубоко вдохнуть, надувая грудь, «как шарик».

Упражнение помогает детям привыкать дышать диафрагмой.

«Ветер»

Воспитатель просит детей представить, что к ним в окошко залетел теплый, летний ветерок. Дети делают глубокий вдох носом и выдыхают со звуком «У». Затем воспитатель говорит, что подул холодный ветер, дети вдыхают носом, а на выдохе плотно смыкают зубы и произносят «Ааа».

Игры и упражнения для дыхания в стихах

В детском саду активно используются упражнения из картотеки дыхательной гимнастики в стихах.


Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений в стихах

Во время выполнения такой методики, руководителю важно наблюдать:

  • За вдохом детей – он осуществляется через нос.
  • За полным расслаблением плеч.
  • За выдохом – он умеренный и расслабленный.
  • За щеками – они не должны надуваться.
  • За общим состоянием ребенка – при возникновении головокружения, упражнения следует прекратить.

Упражнение «Футбол»

Для выполнения упражнения необходим маленький мячик и ворота (можно сделать из конструктора). Задача ребенка - «забить» в ворота гол. Язык в этот момент должен лежать на нижней губе.

Перед упражнением ребенок произносит строчки стихотворения:

  • «Мой веселый звонкий мяч» (во время первого знакомства с упражнением строчки произносит руководитель);
  • «Ты куда пустился вскачь?» (атем происходит непосредственное выполнение упражнения, и после него необходимо прочитать еще 2 строки);
  • «За тобой я успеваю» (при совместном выполнении упражнения детьми можно предложить читать строчки одному ребенку, пока другой выполняет задание);
  • «И в ворота забиваю» (повторить стихотворение несколько раз).

«Фокусник»

Упражнение развивает сильный, направленный выдох. Боковые края языка ребенка прижаты к верхней губе (в середине получается промежуток). На кончике носа находится маленький кусочек ваты.

Ребенок читает строчку стихотворения:

  • «Умелым фокусником хочу я стать» и в этот момент резко дует, стремясь уронить кусочек ваты.
  • «Волшебным образом я буду ватку в воздух поднимать!» – после прочтения фразы ребенок вновь повторяет упражнение.

«Снеговик»

Упражнение выполняется на столе, на котором лежат шарики из ваты. Руководитель предлагает ребенку «слепить» снеговика необычным способом, а именно с помощью дыхания.

На первом занятии руководитель сам читает строки стихотворения, а затем их рассказывает и сам ребенок.

  • «Со снегом я люблю играть» – ребенок делает вдох, катает шарики по столу.
  • «И Комья снежные катать» – после этих строк небольшая пауза.
  • «Снеговика задорного слеплю» - ребенок вновь дует на кусочки ваты.
  • «И вам (или имя воспитателя) за терпенье подарю» – ребенок берет шарики руками и «собирает» снеговика.

«Регулировщик»

Ребенок стоит прямо, воспитатель произносит строчку стихотворения:

  • «Верный путь он нам покажет» - ребенок вдыхает через нос, подняв правую руку наверх, а левую – в сторону.
  • «Повороты все укажет» - выдыхает со звуком «Р», теперь левая находится наверху, а правая – в стороне. Ребенок произносит звук «Ф» и в это время выдыхает.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики довольно широка. Можно выполнять упражнения как в детском саду, так и дома. Их можно видоизменять и дополнять в зависимости от возраста и возможностей детей.

Выполнение данной дыхательной гимнастики обеспечит отличную профилактику заболеваний детей, а также поднимет их жизненный тонус, улучшит работу многих внутренних органов, и позволит сплотиться друг с другом.

Видео о дыхательной гимнастике

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой в детском саду:

Логопед покажет несколько упражнений дыхательной гимнастики для детей:

Родителям рекомендуют обучать ребенка правильному дыханию еще с самого рождения. Таким образом, у малышей укрепляется иммунитет, увеличивается выносливость организма, и они реже болеют простудными или вирусными болезнями.

Дыхательная гимнастика для детей разрабатывается специалистами, хорошо знающими, насколько сильно можно напрягать еще развивающийся организм ребенка. Полезные упражнения можно выполнять утром или прогуливаясь на свежем воздухе. Нередко методики лечебной зарядки используют в детском саду. Сначала упражнения могут даваться с трудом, но со временем ребятишки будут с удовольствием выполнять зарядку вместе с другими детками и воспитателем.

Почему важно проводить с детьми дыхательную гимнастику?

С помощью правильного дыхания в организме ребенка происходит насыщение кислородом. Каждая клетка получает достаточное количество полезных микроэлементов, поэтому детки остаются здоровыми и энергичными. Кроме того, выполняя полезные упражнения, малыши с маленького возраста учатся управлять своим телом, эмоциями.

Слаженное дыхание стимулирует функции всех систем: нервной, сердечно-сосудистой, ЖКТ. За счет медленного выдоха ребенок учиться расслабляться. Даже если у него отмечается раздражительность, нервозность, то такие упражнения помогают справляться с негативными эмоциями, повышенным волнением.

Дыхательная гимнастика для детей станет неотъемлемой частью физических упражнений при регулярных простудных болезнях, бронхиальной астме, инфекционных поражениях легких и др. Ее применяют как дополнительное терапевтическое действие при лечении медикаментами.

Техника дыхательной гимнастики

Перед тем, как приступать к гимнастике, родители или воспитатели должны помнить важные условия:

  1. Не допускать симптомов гипервентиляции у ребенка

При резком дыхании у деток может участиться сердцебиение, покраснеет лицо, начнет покалывать в конечностях. Такие признаки говорят о гипервентиляции легких. Когда у малыша закружиться голова, взрослый человек должен помочь ему снять неприятные симптомы. Для этого ручки ребенка складывают ковшиком, после чего он должен глубоко подышать в ладошки 2-3 раза, плотно прижав их к личику. Затем гимнастику продолжают в обычном темпе.

  1. Вдохи нужно делать только носиком, а не ртом.
  2. Во время дыхания плечики не поднимают, а держат на одном уровне.
  3. Выдохи всегда должны быть медленными, плавными.
  4. При дыхании взрослые следят за тем, чтобы щечки ребенка не надувались. Если малыш все-таки не может научиться дышать как надо, то первое время он может держивать лицо ручками.

Придерживаясь техники упражнений, дети будут выполнять зарядку правильно и эффективно.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Для того чтобы ребенок не стеснялся делать упражнения в детском саду вместе с другими детками, воспитатели могут использовать игрушки. Они помогут малышам переключить внимание на маленьких «друзей» и раскрепоститься, расслабиться, принимать зарядку как игру.

Вот несколько упражнений для деток дошкольного возраста:

  • Бегемотик

Ребенок ложиться на спину, а на животик кладет любимую игрушку. Глубоко вдыхать и плавно выдыхать нужно через нос. Детям будет интересно наблюдать, как их любимец поднимается и опускается на животике, будто качается на качелях или восседает на бегемоте, который толстеет, а потом худеет.

  • Шарик

Это упражнение может сделать ребенок в 3 года или старше. Он садиться на стул или стоит. Затем ему нужно представить, что у него в ручках шарик. При вдохе он расширяется и, соответственно, ручки разводятся по сторонам. А при выдохе сжимается, поэтому ладошки соединяются вместе. Выдох сопровождается звуками «ффф», имитирующими спускающийся шар.

В этом упражнении можно добавить хлопанье ладошами, когда сильно надутый пузырь лопается. Потом ребенок опускает ручки и приседает так, как треснувший шарик испускает воздух.

  • Ворона

Данный тип гимнастики выполняется стоя. Ребенок расставляет ноги на ширине плеч. При вдохе ручки поднимаются как крылья летящей вороны. На выдохе он опускает их и медленно, растянуто говорит «карр».

  • Жук

Малыш выпрямляется, скрестив ручки на груди. Потом на вдохе он расставляет ручки по сторонам и поднимает голову. При выдохе снова становится в исходную позу и повторяет «Жууу-жууу»

  • Бросание мячика

Деткам в 3-4 года будет интересно делать упражнение с мячом. Итак, малыши стоят, подняв вверх ручки с мячиком. Они должны бросить его от уровня грудной клетки. При выдохе говорят «ухххх». Такое упражнение повторяют шесть раз. Обычно оно переходит в веселую игру с родителями или нянечкой.

Дыхательная гимнастика для ребенка в 3 года

После трехлетнего возраста малышам можно усложнять зарядку, добавляя задержку дыхания и больше движений. Так деткам в 3 года рекомендовано делать следующие упражнения:

  • Дерево

Малыш садиться на пол и скрещивает ножки, удерживая спинку прямой. Поднимая ручки вверх, он делает вдох, а опуская ладошки на пол — выдыхает. При этом, он должен согнуть спину, имитируя сгибающееся от сильного ветра дерево.

  • Ножницы

Ребенок в 3-4 года садиться так же, как в первом упражнении. Но ручки теперь вытягивает перед собой ладошками вниз. Вдыхая, он поднимает одну руку вверх, а другую опускает вниз. При выдохе положение ручек меняется.

  • Хомяк

У тех детей, которые любят домашних животных, это упражнение вызовет положительные эмоции. Ребенок должен надуть щеки, будто он набрал в рот много еды. Так пройтись 10 шагов и хлопнуть ладошками по щекам, выпуская воздух. Продолжая дышать носиком, он может пройти еще некоторое расстояние.

  • Поиски жемчужины

Это упражнение требует научиться задерживать дыхание. Малыш сумеет найти драгоценную жемчужину, только после ныряния на глубину условного океана. А для того чтобы не набрать в рот воды, он должен сделать вдох и не выдыхать столько, сколько сможет. Если малыши не умеют контролировать выдох, то на время могут закрыть носик пальцами.

Существует также дыхательная гимнастика для детей в стихах. Она помогает одновременно научить ребенка технично выполнять упражнения и выучить интересное стихотворение. Вот одно из них:

Зашипела грустно шина

И стоит теперь машина.

Ребенок должен надуть животик плавным вдохом носиком. Поочередно к выпяченному животу подтягивают коленки и выдыхают ртом. При этом необходимо сказать «шшшш», имитируя спускающееся колесо. Животик ребенка на конце выдоха должен втянуться.

Дыхательная гимнастика для детей в стихах понравится самым маленьким и малышам в 5-6 лет. Картотека стихотворений с упражнениями есть у воспитателей детских садов. Там всегда можно выбрать самые интересные и забавные произведения.

Гимнастика для детей с 5 лет

Малышам дошкольного возраста можно делать дыхательные упражнения, которые помогут им научиться владеть своим организмом. Ребенок с 5 лет способен прислушиваться к своему дыханию, расслаблять мышцы. Картотека детских садов содержит следующие упражнения, которые можно применять в тренировке малыша с 5-6 лет и старше.

  1. Слушаем дыхание

Это упражнение поможет ребенку определить глубину вдоха/выдоха, частоту, внутреннее состояние организма. Он может находиться в любом положении, но главное, чтобы мышцы тела были полностью расслаблены.

В процессе дыхания детки должны определять такие состояния:

  • Как проходит воздух по дыхательным путям, откуда он выходит?
  • Что движется при дыхании?
  • Насколько глубокий вдох и выдох?
  • Как часто происходит дыхание?
  • Насколько громкие звуки издаются?

После этого можно переходить к спокойным дыхательным упражнениям. Эта гимнастика поможет ребенку восстановить эмоциональный баланс после тревоги, волнения, стресса.

Итак, после сильной физической или нервной нагрузки дети должны принять любое расслабленное положение и закрыть глазки. Затем следует глубоко и медленно вдохнуть носом. Когда легкие расширяться до упора, делают паузу на время, которое позволяет организм. Потом плавно выдыхают носом. Упражнение повторяют до 10 раз. Дыхание должно быть бесшумным и очень легким.

А для укрепления организма, в частности верхних дыхательных путей, рекомендовано делать следующее упражнение:

  • Дышим ноздрей

Ребенок стоит ровно, расслаблено. Закрывает одну ноздрю пальцем и медленно вдыхает открытым носовым ходом. Затем выдох делают через ноздрю, которая только что была закрытой. Второй носовой канал в это время перекрывают пальцем. Выдох должен быть медленным, но до упора. Животик втягивается настолько, что в нем образуется впадина. Упражнение повторяют 6 раз.

  • Губки трубой

Выдох производят носом так, чтобы животик был полностью втянутым. Губки складывают трубой и резко вдыхают воздух, наполняя легкие до упора. После этого сглатывают, делают паузу на 2 секунды. Поднимают голову вверх и плавно выдыхают носом. Повторяют до 6 раз.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Этот способ закалки детского организма не простой, но подходит для малышей, которым можно объяснить, как правильно делать упражнения. Методика Стрельниковой производится таким образом, что дыхание выполняется вместе с гимнастикой. То есть, при каждом вдохе совершается одно из движений.

Гимнастика требует резкого и шумного вдоха, а не медленного и плавного. Дыхание производится носом, в то время как губы должны быть плотно сжаты. А вот выдох может быть спокойным, расслабляющим.

В процессе выполнения зарядки Стрельниковой воздух наполняет организм ребенка кислородом, улучшая кровообращение и усиливая приток крови к каждой клеточке тела. Таким образом, в организм поступает достаточное количество полезных элементов.

Точные упражнение содержит картотека гимнастики. Воспитатели или родители должны точно знать, как научить деток делать зарядку, чтобы у малышей не появлялись дискомфортные ощущения. Если дыхательные упражнения используются в качестве профилактики, то проводить их можно только раз в день. Ну а для терапии ЛОР-болезней необходимо повторять процедуру дважды.

Гимнастика тонизирует детей, бодрит, снимает усталость, апатию, заставляет стать активными и не сонливыми. Особенно это подойдет малышам, которым трудно просыпаться по утрам. Дыхательную зарядку Стрельниковой рекомендуют делать для профилактики ОРВИ, ЛОР-болезней и др. Ребенок становится гибким, пластичным, выравнивает походку и не сутулится.

Ищи ветра.

И.п. стоя. Подражать шуму ветра – тянуть длинный звук «с-с-с…» пока выдох не закончится. То же со звуками – «ш-ш-ш… з-з-з… ж-ж-ж… щ-щ-щ…». Каждый раз оправдывая, что шумит в данном конкретном случае. Либо это комарик, либо шум листвы и т.д.

Фырканье.

Длинное фырканье, когда вибрируют обе губы, выходит из ротовой щели сильная воздушная струя. Так маленькие дети делают, когда изображают езду на автомобиле. Задача – удлинить выдох. Это упражнение хорошо тренирует диафрагму.

Насос.

И.п. стоя. Тренируем другой навык: активные движения диафрагмы. С силой выталкивается звук «с». Нужно накачать шину у велосипеда. У нас в руках воображаемый ручной насос. Мы делаем характерные движения руками вниз, вместе со звуком.

Пульверизатор.

И.п. стоя. В этом упражнении еще короче и резче выходит воздух на звуке «ф». Руки сжимают воображаемую грушу, и она «брызгает» водой. Можно в середине круга поставить одного ребенка – пусть он будет пальмой или каким-нибудь южным растением. Сначала ему душно, знойно. По команде все берут в руки пульверизаторы и со звуком «ф» опрыскивают «стебель, листья» со всех сторон. «Растение» возвращается к жизни.

Ладошки.

И.п. стоя. Руки согнуть в локтях, локти вниз, ладошки развернуты от себя. Сделать короткий шумный вдох носом (шмыгнуть) и одновременно сжать ладошки в кулачки и разжать. Таких вдохов-движений сделать без остановки 4, потом отдохнуть. Повторить еще 4 раза. Рот полуоткрыт, неслышный выдох происходит через рот, но не акцентировать на нем внимание. Происходит сам собой.

Погончики.

И.п. стоя. Сжать кулачки и опустить их на уровень пояса. Во время шумного вдоха носом руки разгибаются, кулачки, как бы отталкиваясь от живота, направляются к полу и разжимаются. Потом возвращаются на прежнее место к животу и снова сжимаются. Делать быстро. За один вдох руки должны разогнуться и согнуться. Руки выше талии не поднимать. Делать с отдыхом по 4, 8 движений-вдохов.

Упражнения на дыхание для детей (от 7–12 лет)

1. И.п. лежа на животе. Голова отведена в сторону и прижимается щекой к коврику на полу. Все тело выровнено. Правую руку тыльной стороной кисти положить на поясницу. Лежать и наблюдать за дыханием и за ощущениями под ладонью. Специально не всасывать и не выпускать воздух, не напрягаться. Лежать свободно. Вы наверняка почувствуете волнообразные движения под рукой.

2. То же. Но сдвиньте руку чуть ниже, положите ее на крестец. Те же движения вы ощутите? Сильнее или слабее? Или они исчезли?

3. На счет раз – закрыть пальцем правой руки правую ноздрю, сделать вдох носом. На счет два – задержать дыхание, в это время поменять руку. На счет три – выдохнуть через правую ноздрю. Повторить в обратном порядке. Упражнение делать 4 раза.

4. На счет раз – пальцем правой руки зажать правую ноздрю. Повернуть голову налево и одновременно сделать вдох. На счет два – выдохнуть через рот (выходит теплый воздух, согревающий голосовые связки) и вернуть голову в исходное положение. Руки при этом опущены. Далее все повторить в противоположную сторону. Упражнение делать 4 раза.

5. Сделать вдох носом и одновременно ввинчивающими движениями пальцев рук провести линию от крыльев носа до переносицы. Выдохнуть на звук «ф». Упражнение делать 4 раза.

6. «Как на горке на пригорке стояли тридцать три Егорки (сброс, добор воздуха). И на одном дыхании говорить: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…» и т.д.

Лазер

И.п. стоя. Ноги на ширине плеч. «Разрезать» комнату от потолка до пола фиксированным выдохом. В конце выдоха на оставшемся дыхании произнести «Амба!» (что значит: «Я разрезал(-а) комнату»).

Обмотать дыханием

Фиксированным выдохом «обмотать» партнера с ног до головы. На оставшемся дыхании сказать «Баста!» (что значит: «Не вырвешься больше»). И потом также «разматывать» его.

Резонирование

Импульс в нашем мозге дает команду «Звучать!», и, как по велению волшебной палочки, расходится грудная клетка, опускается диафрагма, засасывается порция воздуха, на выходящем дыхании (выдохе) трепещут голосовые складки – возникает первоначальный слабый звук. Говорить на этом звуке можно, но недолго. Складки не выдерживают нагрузки. И когда нужно говорить громче, человек изо всех сил напрягает горло, думает, что от этого зависит громкость голоса.

На самом деле связки только рождают звук. Дальше задача других областей нашего тела – резонаторов – этот тихий звук преобразовать в сильный, полетный, наполненный обертонами. Вибрации распространяются по телу, заставляют полости – пустоты вибрировать с увеличенной частотой.

«Резонирование – максимальная концентрация звуковых волн» (из «Сценической речи» под ред. Козляниновой, Промптовой).

К резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа и придаточные полости, зубы. Для тренировки и проверки работы резонаторов используются сонорные звуки – м, н, л, р. При их произнесении, если приложить ладонь к груди, к носу, к гайморовым пазухам, ко лбу, темени, затылку, к спине – то можно почувствовать вибрацию. Эти ощущения говорят о правильной работе резонаторов. Сонорные звуки освобождают голосовые связки от перенапряжения. Снимается напряжение с окологортанной мускулатуры. Увеличиваются сила, звонкость, полетность голоса.