Где находится храм святых Бориса и Глеба в Зюзино: точный адрес и расписание богослужений. Церковь Бориса и Глеба, Кидекша: описание, история, архитектура, интересные факты

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Продолжаю свой рассказ о посещении храмового ансамбля Кидекши, старинного небольшого села, в котором когда-то находилась княжеская резиденция Юрия Долгорукого.

На этот раз он всецело посвящён главному храму историко-архитектурного ансамбля – белокаменной церкви XII века.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Наверняка, многие слышали о и большинство (во всяком случае – те, кто хоть немного интересуется историей) прекрасно представляют себе, как она выглядит. А вот церковь Бориса и Глеба редко кто упоминает в числе шедевров Древней Руси. Хотя именно она является старейшей на земле Суздальской.

Экспозиция, посвящённая истории храмового комплекса Кидекши. Западный притвор храма

Борисоглебская церковь была построена по заказу Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, как заглавный храм его резиденции в 1152 году.

Основанием для выбора места возведения этой церкви послужило предание о встрече тут двух братьев, Бориса и Глеба, сыновей князя Владимира Красное Солнышко. Здесь, на берегу реки Нерль, находилось их становище.

Впоследствии братья были убиты своим же родным братом Святополком, прозванным Окаянным, и стали первыми русскими святыми мучениками.

Святые князья Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Рубеж XVII-XVIII — XX века

В честь братьев Бориса и Глеба и была возведена эта церковь. И стоит она тут уже почти девять столетий.

Борисоглебская церковь – древнейший белокаменный памятник Владимирской области. Считается, что она-то и положила начало белокаменным храмам Владимиро-Суздальского княжества. Ныне эта церковь является памятником истории и архитектуры и внесена в список ЮНЕСКО.

Апсиды церкви святых князей Бориса и Глеба

В различных источниках говорится, что первоначально Борисоглебская церковь была схожа внешним обликом с древнейшими белокаменными владимирскими храмами – Дмитриевским собором во Владимире и церковью Покрова на Нерли, поэтому несложно представить себе, как она выглядела когда-то.

Левая фреска в центральной апсиде

Но Борисоглебская церковь была украшена не так богато – и во внутреннем убранстве, и в наружной белокаменной резьбе. Фасад церкви в Кидекше украшает лишь аркатурный поясок, впоследствии ставший обязательным элементом резьбы храмов Владимиро-Суздальского княжества.

Фреска над окном в центральной апсиде

Правая фреска в центральной апсиде

Храм в Кидекше построен по той же технологии, что и другие белокаменные храмы того времени: из отёсанного белого камня прямоугольной формы, методом забутовки (это когда выкладывается две параллельные стенки, а пространство между ними заполняется камнями с известковым раствором). За счёт этого храмовые стены получались очень крепкими и толстыми.

Внутренняя кладка храма

Булыжный фундамент Борисоглебского храма уходит вглубь земли на полтора метра. Умели же строить в древние времена! И, может быть, благодаря искусству строителей, и стоят до сих пор белокаменные шедевры древних зодчих.

Экспозиция, посвящённая истории храма. Западный притвор

Храм сильно пострадал во время нашествия монголо-татар в 1238 году, но уже спустя год был приведён в порядок.

Затем Борисоглебскую церковь частично перестраивали на рубеже XVI-XVII веков после обрушения части сводов.

Росписи над хорами

До наших дней сохранились хоры и их своды, на которые поднимались по деревянной лестнице.

Лестница на хоры. Вид с южной стороны

Но главное – в храме уцелели фрески XII века: Всадники, Святые жёны, Христос Вседержитель и остатки цветочных орнаментов на сводах и в центральной апсиде, обнаруженные в ходе реставрации в 2004 году.

Фреска XII века Христос-Вседержитель в нише южной стены храма

В раскопе, оставшемся открытым взору туристов и огороженным лишь перилами, виден первоначальный уровень пола XII века с белокаменным местом для священнослужителя.

Фрагменты фресок и первоначального пола храма в центральной апсиде

Впоследствии церковь Бориса и Глеба стала княжеской усыпальницей. Здесь в 1159 году погребли сына Юрия Долгорукого, князя Бориса. Он был захоронен в правой, южной аркасоли храма.

Надгробная плита князя Бориса, сына Юрия Долгорукого

А через два года здесь же, напротив его погребения, в левой северной аркасоли была захоронена его жена Мария, а в 1202 году и их дочь Ефросиния. Останки княжеских захоронений в советские годы куда-то бесследно исчезли.

Фреска XII века над захоронением сына Юрия Долгорукого

Мне показалось, что храм сильно нуждается в бережной и высокопрофессиональной реставрации. Но даже и в таком виде восхищает безмерно.

Композиция «Сотворение мира» в Кидекше

На рубеже XIX-XX столетий к западному фасаду церкви был пристроен притвор. К 300-летию династии Романовых, в 1913 году, свод притвора был расписан на тематику Ветхого завета.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Композиция «Сотворение мира», 1913 год.

Композиция эта называется «Сотворение мира». Она состоит из девяти медальонов.

В экспозиции храма имеется схема расположения медальонов.

Медальон № 1. «Первый день творения».

«И сказал Бог: да будет свет…»

Медальон № 2. «Второй день творения».

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды…»

Медальон № 3. «Третий день творения».

«И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша…»

Медальон № 4. «Четвёртый день творения».

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли…»

Медальон № 5. «Пятый день творения».

«И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной …»

Медальон № 6. «Шестой день творения».

«И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду ея. Скотов и гадов, и зверей земных, вода пресмыкающихся… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…»

Медальон № 7. «Седьмой день творения» («Отечество»).

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой ото всех дел Своих…»

Медальон № 8 – «Грехопадение».

Нарушив заповедь Бога, Адам и Ева согрешили, отведав плод с запретного древа познания добра и зла.

Медальон № 9. «Изгнание из Рая»

Архангел Михаил с мечом в руках изгоняет плачущих Адама и Еву из Рая.

Такое вот краткое наглядное изложение библейских сюжетов.

По сторонам портала (входа в центральную часть храма) – изображения архангела Гавриила (слева) и Михаила (справа).

Архангел Гавриил. Роспись западного притвора. Левая сторона

Архангел Михаил. Роспись западного притвора. Правая сторона

Чудесное всё-таки место – Кидекша. Удивительное. Как ужились тут разные стили, разные эпохи на нескольких десятках квадратных метров и даже в одном храме? От XII до начала XX века – и всё в одном храмовом комплексе. И при этом ничто не режет глаз своим несоответствием. Простая, гармония, живая история, в которой важна всякая деталь…

Фреска в центральной апсиде

Очень хотелось бы снова побывать в Кидекше. И рассмотреть внимательнее то, что окинула только беглым взглядом, спеша на встречу с ярким красавцем Суздалем, городом-праздником, с которым так трудно соперничать скромной Кидекше.

Многие говорят, что на фоне Суздаля Кидекша меркнет. Большинство туристов и вовсе ленятся заглядывать сюда. Считая, что незачем, если рядом, всего в четырёх километрах – ещё одна живая история, к тому же куда более известная – бывшая столица княжества, .

А я очень стремилась сюда, именно в это село с таким странным именем. И мне повезло. Я видела эту тихую, неяркую, но такую величественную древность.

А Вы были в Кидекше? И что больше всего запомнилось?

——————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");


Храмы

  • Храм Благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзине (приходской храм)

Духовенство

  • Протоиерей Владимир Кучумов
  • Иерей Николай Кривотулов

История

Двухэтажный храм «иже под колоколы» (то есть с венчающим здание ярусом звона), построен в 1688г. в стиле «московское барокко» боярином Б.Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов). Нижний теплый храм освящен в 1688г., верхний храм - в 1704г. Колокольня была пристроена в 1879г. Храм был закрыт в 1938г. и заброшен. В 1960-е гг. проведена косметическая окраска фасада, а само здание перестроено и занято госучреждениями. Богослужения возобновлены в июле 1989г.

Святыни

чтимая Тихвинская икона Божией Матери.

Расписание богослужений

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

прот.В.Бочков

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Бочков

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Бочков

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Бочков

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Бочков

прот.В.Кучумов

16.00 Молебен с Акафистом

СОБОРНЕ

Вечер

Всенощное бдение

СОБОРНЕ

8.00

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов иерей Александр

прот.В.Бочков

Вечер

Всенощное бдение

СОБОРНЕ

9.00 Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

прот.В.Бочков

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

прот.В.Бочков

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Бочков

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Бочков

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

прот.В.Бочков

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Бочков

иерей Александр

Вечер

Всенощное бдение

СОБОРНЕ

9.00 Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Всенощное бдение

СОБОРНЕ

9.00 Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

Всенощное бдение

СОБОРНЕ

9.00 Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

Всенощное бдение

СОБОРНЕ

9.00 Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Бочков

прот.В.Кучумов

иерей Александр

Вечер

СОБОРНЕ (Чин погребения Божией Матери)

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Кучумов

прот.В.Бочков

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Кучумов

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Бочков

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Бочков

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Кучумов

Вечер

Вечерня. Утреня

иерей Александр

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Бочков

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Бочков

Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

иерей Александр

прот.В.Бочков

Вечер

Всенощное бдение

СОБОРНЕ

9.00 Утро

Литургия св.Иоанна Златоуста

прот.В.Бочков

иерей Александр

Вечер

Вечерня. Утреня

прот.В.Бочков

Дополнительная информация

При храме действуют:

  • действует Воскресная школа;
  • приходская библиотека;
  • духовенство храма окормляет СИЗО №5, 1-ый судебный морг, отделение наркологической больницы №17, детский. интернат № 24

Контакты

Адрес: 113209, Перекопская ул., 7

Ближайшее метро: Севастопольская

Первыми русскими святыми, заслужившими народную любовь и почитание, стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В их честь построены храмы, одним из них является выдающийся памятник архитектуры - церковь Бориса и Глеба в Зюзине.

Страстотерпцы Борис и Глеб

Родные братья Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира . Пример отца, который из необузданного язычника превратился в кроткого раба Христова, отобразился в характере братьев. Они росли богобоязненными и послушными. Повзрослев, Борис и Глеб были отправлены князем Владимиром на княжение в Ростов и Муром.

Читайте о святом князе Владимире:

Будучи в преклонном возрасте, князю пришло известие, что на Русь надвигаются печенеги. Дать отпор врагу Владимир поручил сыну Борису. Во время пребывания святого Бориса в походе, его отец отошел ко Господу. Престол в Киеве занял старший брат Святополк занял и задумал погубить своих братьев. Убийство произошло в 1015 году.

Благоверные князья Борис и Глеб

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми . Их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав заступниками русской земли и небесными помощниками русских князей.

История и архитектура храма

В 1688 году началось строительство церкви и окончилось в 1704 году. Таким образом храму более 300 лет. Усадебный храм, на свои сбережения построил сподвижник Петра І князь Борис Иванович Прозоровский, а до него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

После известных событий старообрядческого раскола эти земли были конфискованы и пожертвованы уже царем Петром І за труды Б.И. Прозоровскому. И на этих землях, в Зюзине, князь решил построить каменный храм.

Для строительства был привлечен знаменитый архитектор Яков Бухвостов. С момента возведения церкви Бориса и Глеба в Москве появился архитектурный стиль, известный как нарышкинское или московское барокко. Храм является прототипом целого ряда других московских храмов.

Он имеет одну особенность устройства - алтарная апсида развернута на север. Почему именно так? Ответ прост - так пожелал Прозоровский Борис Иванович, чтобы алтарная апсида смотрела на центр Москвы, на север.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино

Храм двухэтажный: верхний храм в честь Бориса и Глеба - это летний храм; нижний храм - зимний, в честь великого князя Владимира.

В 1938 году храм был закрыт и разделил судьбу многих храмов, как города Москвы, так и всей страны. Перед закрытием храма были два замечательных настоятеля - Александр Харьюзов, который служил до 1937 года. Когда его арестовали и расстреляли, на его место пришел брат - отец Леонид. Над ним смеялись, что и ему недолго осталось служить. Но он совершил свой подвиг служения Богу. Вскоре он был арестован и расстрелян. И с 1938 года по 1989 год храм был закрыт.

В 1940-1941 годах в здании не было ни охраны, ни замков. Были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами, разрушена колокольня. Чудесным образом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское».

Храм использовали не по назначению. Он был и овощным складом, а в военные годы колокольня использовалась как наблюдательная вышка. Затем стал филиалом завода драгоценных металлов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, и, конечно, получил огромные повреждения.

После долгого забвения 15 мая 1989 года состоялось первое богослужение в память святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Но в храм еще не пускали, поэтому молебен совершили напротив храма, на улице.

Иконостас нижнего храма

А вот первая литургия состоялась уже 28 июля 1989 года в день великого князя Владимира в нижнем храме.

Всё, что сейчас находится в храме - это заново восстановленный интерьер. Иконостас совершенно новый, но выполнен по старым эскизам, фактически один к одному.

Роспись на стенах совершенно новая. И более того, храм не был расписан до начала 19 века. Причиной оказалась инженерная проблема. Когда раскрыли кровлю колокольни, начались протечки, потому что Яков Бухвостов, каким бы он не был известным архитектором, не учел одного - русской зимы, погодных условий.

При росписи храма встал вопрос - храм в стиле нарышкинского барокко, значит, и роспись должна быть в соответствующем стиле. Но когда начали приглашать художников со своими эскизами, то стало понятно, что роспись середины XIX века не очень воспринимается современниками, не лежит на сердце. И только эскизы в византийском стиле подошли для росписи. Именно это стиль был во времена Бориса и Глеба.

Святыни храма

Настоятелями московских храмов в дар храму были преподнесены святыни. Так, подаренная икона великомученика и целителя Пантелеймона настолько чудотворна, что самоочистилась и обновилась.

Был подарен Голгофский крест - великолепный и неповторимый.

Многие прихожане подарили свои иконы. Другие иконы были заново написаны, но уже стали намоленными:

Некоторые иконы заказывали и писали по просьбе прихожан, учитывали их пожелания. Одна из прихожанок принесла икону «Знамение» , которая была в храме с 1938 года до закрытия. Она ее спасла, чудом сохранила.

Суздальский район считается одним из самых интересных туристических маршрутов в нашей стране. Посмотреть на многочисленные достопримечательности во приезжают не только со всех уголков необъятной России, но и иностранцы, в частности, европейцы. И это не удивительно. Ведь Суздальский район по праву можно назвать музеем, работающим под открытым небом. Сегодня он входит в состав «Золотого кольца» России.

Святые места

На территории Суздаля невероятное количество и часовен. Владимирская епархия, в состав которой они входят, ведет свою историю с тринадцатого столетия. Сегодня здесь функционирует двадцать восемь монастырей и шесть храмов. Самыми крупными из них считаются Церковь Бориса и Глеба (Кидекша), Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире. Седьмого сентября 2014 года Владимирская епархия праздновала свое восьмисотлетие. На торжествах, возглавляемых Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, присутствовали не только верующие из всех уголков нашей страны, но и многочисленные туристы. Интерес к достопримечательностям Суздальской области с каждым годом возрастает. Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть этот «открыточный» русский уголок. Нужно сказать, что храмы Суздаля находятся не только в городе, но и разбросаны по живописным лугам и полям края. Одним из них является Церковь Бориса и Глеба (Кидекша).

Описание

Она построена в четырех километрах от Суздаля. Село Кидекша, в котором стоит этот редкий памятник зодчества, является древним, дославянским. Оно стоит у устья небольшой реки Каменки, среди необъятных полей. Храм Бориса и Глеба - одна из первых церквей, относящихся к владимиро-суздальской белокаменной архитектуре. На месте, где находится Кидекша, Каменка сливается с Нерлью - важнейшей жизненной артерией Суздальского края. Именно поэтому здесь в двенадцатом столетии князь решил построить укрепленный городок. Он хотел взять речной выход от Суздаля под свой контроль. Храм Бориса и Глеба возвела его мастеровая дружина примерно в 1152 году. Он должен был стать главным собором в резиденции князя. Двор был выстроен на высоком речном берегу в виде крепости. Оградительные сооружения имели в длину больше одного километра. Это была достаточно большая резиденция, по своим размерам сопоставимая с Москвой, основанной Юрием Долгоруким. К сожалению, многие ее сооружения не дошли до нас.

Предание

Место для строительства и название Борисоглебского храма было выбрано не случайно. Согласно преданию, именно тут произошла встреча братьев Глеба и Бориса, впоследствии признанных первыми на Руси святыми. Приехали они сюда по зову отца - князя Владимира. В «Степенной книге» говорится, что на реке на Нерли в Кидекшах близь города Суздаля находилось городище. И именно здесь условились встретиться Борис и Глеб, приехавшие из разных направлений в Киев к родителю - князю Красное Солнышко. Позже они были убиты третьим своим братом Святополком. Это предание стало поводом для того, чтобы освятить главный княжеский собор в честь этих двух русских первых святых.

История

В Кидекше до сих еще сохранились остатки оборонительных валов княжеской резиденции. По некоторым данным, сама церковь была заложена Юрием Долгоруким в честь двух своих младших сыновей - Бориса и Глеба, которые получили имена прославленных на Руси святых покровителей. Здесь есть усыпальница одного из них. Именно в Борисоглебской церкви находится сын Долгорукого князь белгородский и туровский Борис Юрьевич, умерший в 1159 году, со своей женой Марией и дочерью Ефросиней.

Во время монгольского нашествия Кидекша сильно пострадала. Но уже в 1239-м церковь Бориса и Глеба была отремонтирована и освящена. Согласно некоторым данным, именно в это время здесь была устроена алтарная резная преграда и белокаменное седалище.

Архитектура

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) не блещет таким утонченным мастерством, которое присуще, например, Успенскому или Дмитриевскому соборам, датируемым примерно тем же временем. Однако ее простота придает зданию особую притягательность некоей богатырской стати. Церковь Бориса и Глеба (Кидекша), архитектура которой весьма «сурова», имеет почти кубическую форму. У нее три выступающие могучими полуцилиндрами апсиды. Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) практически лишена резного убора. Только поясочек ее поребрика и городчатые небольшие карнизы в свое время украшали невероятно простой белый фасад.

Со второй половины тринадцатого века началось запустение этого храма. Своды и глава его разрушились. И только в шестнадцатом-семнадцатом столетиях Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) была отремонтирована. В работе был использован ее же старый белый камень. Тем не менее, четырехскатная крыша и маленькая глава не совсем отражали тот облик этого древнего храма, который у него был первоначально.

Внешний вид

Церковь Бориса и Глеба сделана одноглавой, четырехстолпной, трехапсидной. Она сложена из прекрасно отесанных и почти насухо положенных квадров очень качественного камня белого цвета. Стены наружными лопатками делятся на три неравных прясла, средний из которых шире и выше боковых. Над западным порталом выложена арка. Размеры церкви, ее общие пропорции и большинство конструктивных особенностей, в том числе и профиль лопаток невероятно близки Спасо-Преображенскому собору, построенному практически в то же время в Переславле-Залесском.

Особенности

В архитектуре Борисоглебской церкви наблюдаются явные параллели с западноевропейским искусством, в частности, романским. Например, привлекает внимание характерный делящий боковые прясла на два яруса. Интересен и перспективный портал, имеющий очень простой профиль в виде трех уступов и с немного вынесенным вперед Барабан был оснащен городчатым поясом, об этом свидетельствуют его остатки, найденные под кровлей храма. На нескольких камнях в кладке можно заметить идентичные для княжеских мастеров знаки.

Внутреннее убранство

Построенная в 1152-м, Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) в течение четырех десятилетий оставалась не расписанной. В 1947 году археологами были открыты фрагменты фресок, которые, как считают исследователи, принадлежат восьмидесятым годам двенадцатого столетия. Роспись, по всей вероятности, была сделана во времена Всеволода III по его приказу, о чем свидетельствуют многочисленные изображенные райские деревья и птицы, характерные для белокаменного убранства его эпохи и являющиеся отходом от канонической системы. В церкви сохранились также фрески из специальной ниши в толще северной стены, прямо под хорами.

Храмовый комплекс

К югу от собора в конце семнадцатого века поставили Святые ворота, которые открывали спуск на реку. В 1780-м рядом со сравнительно более древним холодным храмом построили «теплую» Стефаниевскую церковь, напоминающую своей двухскатной кровлей жилой дом. Комплекс завершает шатровая колокольня. Таким образом, в архитектурном ансамбле Кидекшы сочетаются строения, которые разделены во времени пятью веками, однако, несмотря на это, невероятно органично связаны между собой.

Если смотреть на этот комплекс со стороны реки Нерли, то сразу же ощущается то тонкое понимание гармонии природы и архитектуры, которое было присуще древним зодчим.

Храм Бориса и Глеба был обследован археологами досконально. Последние раскопки были проведены в 2011 году. В церкви был частично восстановлен пол. Были обнаружены многие неизвестные ранее элементы внутреннего убранства: основание иконостаса, нижняя часть престола, омфалий. В древнерусской архитектуре так называли розовый камень, находящийся на полу. Ученые считают, что самым уникальным мозаичным экземпляром является именно омфалий, который имела Церковь Бориса и Глеба (Кидекша).

Мастера, которые выполняли строительные работы по возведению храма, Юрием Долгоруким предварительно были направлены на обучение в Италию. В Риме они должны были изучать европейские архитектурные традиции того времени. Дело в том, что в то время на Руси еще не работали с природным камнем. Вот почему церковь получилась романской, в духе Европы двенадцатого столетия. Внешнее убранство ее было хоть и скромным, но даже в этом оно было великолепно. Внутри же все было намного богаче. Кроме того, археологи обнаружили в полу в центральной части церкви розовый камень - омфалий. Это было особое место, на которое становился епископ, совершая особо торжественную службу. Сегодня кидекшская Церковь Бориса и Глеба, занесенная в список памятников ЮНЕСКО, входит во Владимиро-Суздальский музейный заповедник.

Бориса и Глеба в Дегунине впервые упоминается в писцовой книге в 1584 г. как деревянный, прямоугольный (как обычная изба), а при нем несколько дворов церковного причта и пахотные земли. Как давно была построена в Дегунино Борисоглебская – сведений не сохранилось. Святые страстотерпцы князья Борис и Глеб издавна почитались на Руси как небесные покровители земли русской, особенно же им покланялись князья, видя в них чуть ли не личных помощников. Поэтому не удивительно, что в селе, являвшемся некогда вотчиной князей и их жен (впервые упоминается в Духовном завещании Ивана Калиты) стояла , посвященная благоверным князьям Борису и Глебу.

В Смутное время село и в нем были разорены интервентами. Дегунино превратилось в захудалую деревушку. Однако оно не исчезло совсем и со временем стало постепенно возрождаться. Так что в 1633 г. церковь восстановили, устроив еще и придел в честь Иоанна Богослова.

Икона св. Бориса и Глеба на наружной стене до реставрации

В 1700 г. указом самого Петра I Дегунино вместе с обветшавшим храмом было отделено от вотчины Рождественского собора и пожаловано Московскому Алексеевскому девичьему монастырю в Чертолье (где ныне возвышается Христа Спасителя). Селяне вместе с сестрами Алексеевского (довольно бедного) монастыря собрали-таки средства и в 1762 г. построили новую деревянную, но на каменном подклете, однопрестольную церковь, освятив ее снова во имя свв. блгв. кнн. Бориса и Глеба. Впрочем, уже в 1764 г. Екатерина II отделила Дегунино и от монастырских владений, крестьяне стали «экономическими», а Борисоглебская церковь обычной приходской.

Особую роль сыграла в жизни села и храма Николаевская железная дорога, проложенная здесь в 1843-1851 гг. Под ее строительство были переданы земли, за которые в 1863 г. крестьянскому обществу была выплачена государством вполне приличная компенсация.

15.05.2009
Престольный праздник

Это позволило осуществить давнюю мечту – построить вместо маленькой деревянной церквушки, не вмещавшей уже всех прихожан, приличный каменный . Заручившись согласием богородского купца В.А. Прорехова, арендовавшего у крестьянской общины землю под кирпичный завод, выплатить аренду натурой за 12 лет вперед (что составило 36 000 кирпичей), сельское общество обратилось с прошением к Митрополиту Филарету о строительстве каменного трехпрестольного храма (все 3 престола — рядом) и получило храмоздатную грамоту. Новый храм в псевдорусском стиле был поставлен рядом со старым деревянным. К основному объему массивного параллелепипеда с востока примыкала полукруглая апсида, а с запада двухъярусная колокольня (на нижнем прямоугольном ярусе – восьмерик с деревянным шатром). В 1866 г. храм с тремя престолами освятили во имя св. князей Бориса и Глеба, свт. Николая Мирликийского и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Старая деревянная церковь рядом с новым храмом простояла до 1884 г.

Молельная комната в Детском доме № 28

В первые годы советской власти храм не трогали. В 1925 г. даже зарегистрировали устав Борисоглебской общины верующих, однако, благодаря проводимой властями политике, уже в начале 1930-х гг. службы прекратились, поскольку служить их стало просто некому. В начале 1941 г. пустующий храм Бориса и Глеба в Дегунине передали под амбулаторию, затем в Божьем доме фабрика «Родина» шила трикотажные спортивные костюмы, а с 1987 г. стояли автомобили центра «Микрохирургии глаза».

09.05.2012
Чествование ветеранов Великой Отечественной войны

В 1960 г. село стало частью Москвы. Здание храма поставили под охрану как памятник архитектуры, благодаря чему он и дошел до наших дней. В 1991 г. Борисоглебский храм с разрушенной колокольней, спрятанный за железобетонным забором, все же был возвращен верующим, которые начали его возрождение. Сегодня он восстановлен и радует глаз своей красотой, скромно притаившейся среди многоэтажек.

Община храма уже много лет несет шефство над детским домом-интернатом № 28 для детей с ограниченными возможностями, психоневрологическим интернатом № 25, хосписом № 2 и другими медицинскими учреждениями, где для больных проводятся молебны, беседы, концерты и утренники, организуются паломнические поездки по святым местам.