Игры со школьниками на свежем воздухе. Подвижные игры на свежем воздухе

Подборка игр для организации прогулки детей

"ЗДРАВСТВУЙТЕ".

Все встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идёт по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и играющий, кото-рого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встре-тившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте!" Можно назвать ещё своё имя (это обговаривается в условиях игры). Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

"СВЕТОФОР".

На площадке надо начертить две линии на расстоянии 5 - 6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно по середине спиной к играющим. Он называет какой-нибудь цвет. Если у играющих присутствует этот цвет в одежде, они беспрепятственно проходят мимо водящего. Если у игрока нет такого цвета, то водящий может осалить перебегающего игрока. Осаленный становится водящим.

"ТРОПИНКА".

Участники игры выстраиваются в цепочку друг за другом. Тот, кто стоит первым в этой цепочке, становится водящим. Все идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причём водящий преодолевает различные препятствия. По сигналу водящего первый игрок становится в конце змейки, а водящим становится тот, кто оказался первым игроком.

"ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЗАМОК".

Играющие делятся на две команды. Первая - должна расколдовывать "замок", а вторая - помешать ей в этом. "Замком" может служить стена или дерево. Около "замка" находятся "главные ворота" - ребята из второй команды с завязанными глазами. Игроки, которые должны расколдовывать "замок" начинают двигаться по площадке по команде веду-щего к главным воротам. Их задача - незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до "замка". При этом игра считается оконченной. Но задача второй команды осалить тех, кто движется к "замку". Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончании игры команды меняются ролями.

" ГНЁЗДЫШКО ".

Дети приседают на корточки в кругу, взявшись за руки - это "гнёздышко". Внутри сидит "птичка". Снаружи летает ещё одна "птичка" - ведущий и даёт команду "Птичка вылетает!" "Гнездо" рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий командует: "В гнездо!" Все опять приседают. Кто не успел, тот становится ведущим.

"ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА".

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики зайца". Выбирают двое водящих - "заяц" и "охотник". "Заяц" должен убегать от "охотника", при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от "охотника". Если "охотник" осалит "зайца", то они меняются ролями.

"САНТИКИ-ФАНТИКИ ЛИМПОПО".

Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на не большое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет "показывающим движения". Этот игрок должен будет показывать различные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.) Все остальные игроки повторяют движения за ним. Задача водящего - определить, кто будет показывать движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры ребята хором произносят слова: "Сантики-фантики лим-по-по…". В незаметный для водящего момент показывающий меняет движение, все должны быстро тоже поменять движение, чтобы не дать водящему догадаться, кто ими руководит. Игра продолжается, пока показывающий не будет обнаружен.

"ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ".

На расстоянии 1-1,5 м начертите две параллельные линии. От них отмерьте по 4-5 м и начертите ещё две линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - "домики".

Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, то есть на расстоянии 1 - 1,5 м. Команд две, одна из них - "воробьи", а другая - "вороны". Ведущий встаёт между командами и называет слова: "воробьи" или "вороны". Если ведущий сказал "вороны", то вороны до-гоняют воробьёв, которые пытаются убежать за вторую линию. Если ве-дущий говорит "воробьи", то воробьи бегут и ловят ворон. Игра заканчи-вается, когда в команде не останется ни одного играющего.

"НЕВОД".

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя покидать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя "невод". Их задача - поймать как можно больше "плавающих рыб", то есть остальных игроков. Задача "рыб" - не попасться в "невод". Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в "неводе", то она присое-диняется к водящим и сама становится частью "невода". "Рыбки" не имеют права рвать "невод", то есть расцеплять руки водящих. Игра про-должается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной "рыбкой".

"КАПКАНЫ".

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их. Это капканы, они располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Все остальные берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По команде ведущего (хлопку, слову и т.д.) капканы "захлопываются", то есть, ребята, образующие капканы, опускают руки. Те играющие, которые попались в капканы, образуют пары и сами становятся "капканами". Победителем оказывается тот, кто не попадёт ни в один из капканов.

"ВОДЯНОЙ".

Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Играющие идут по кругу со словами:
"Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку
1, 2, 3".

Круг останавливается. "Водяной" указывает рукой на одного игрока и подходит к нему не раскрывая глаз. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются ролями, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

"БЕЛКИ НА ДЕРЕВЕ".

Все играющие - "белки", они должны стоять около дерева и держаться за него. Между деревьями бегает "собака" - водящий. "Белки" перебегают от дерева к дереву, а "собака" должна поймать кого-нибудь или другой вариант: "собака" должна занять место одной "белки".

"МИГАЛКИ".

Все игроки стоят парами по кругу, один игрок за спиной у другого. Руки у всех опущены. На линии круга стоит и водящий. У него за спиной нет партнёра. Он должен посмотреть в глаза одного из стоящих в кругу игроков и подмигнуть ему. Тот, кому подмигнули, бежит со своего места и встает за спиной водящего. Но у него это может не получиться, потому, что игрок, стоящий за ним, может удержать его. Если он успеет сделать это, все остаются на своих местах. Если же игрок успевает убегать, то оставшийся без пары игрок сам становится водящим.

"САЛКИ".

Выбирается один водящий, который должен догонять и осаливать игроков. Осаленный игрок тоже становится водящим, при этом он должен бегать и держаться одной рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Победителем становится тот, кого не поймали водящие игроки.

"ПОЙМАЙ ХВОСТ ДРАКОНА".

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", "последний - хвост" дракона. Голова должна дотронуться до него.

"ШКОЛА РАЗВЕДЧИКОВ".

(Мини- зарничка)

Один из участников - командир (ведущий), остальные "разведчики". Командир перед началом игры даёт команду построиться в линейку и знакомит детей с теми заданиями, которые они должны будут выполнить.
"ПАРАШЮТИСТЫ" - дети стоят на бревне, приседают, затем поднимают руки вверх, встают и прыгают с бревна.
"ЧУЖОЙ ПАТРУЛЬ" - Чтобы избежать неприятеля все прячутся за деревьями и кустами и бесшумно передвигаются определённое ведущим расстояние.
"ПОГОНЯ" - разведчики спасаются от неприятеля, превращаются в зайчиков, скачут. За ними гонятся собаки, дети тоже становятся собаками, громко лают, рычат, прогоняют чужих собак.
"ВОЗВРАЩЕНИЕ" - разведчики успешно выполнили задание и возвращаются домой. Сначала они плывут по реке (изображают греблю на лодках), затем летят на самолёте и выбирая место для посадки устраиваются на "аэродроме".

"ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ".

Водящему закрывают глаза. Кто-то из участников крутит его на месте. При этом можно произнести скороговорку: - "На чём стоишь?" -"На мосту". - "Что ешь?". "Колбасу". - "Что пьёшь?". -"Квас". - "Ищи мышей, а не нас".
После этих слов дети разбегаются по комнате. "Жмурка" на ощупь должен отгадать, если кого-нибудь поймает.

"ЛИПУЧКА".

Участники игры бегают по команде взрослого. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать убегающих участников игры. При этом они приговаривают: "Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать!". Каждого пойманного участника "липучки" берут за руку, и он тоже вместе с ними становится водящим. Затем к ним присоединяется четвёртый игрок и т.д.

"КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК".

Дети встают друг за другом в шеренгу. Каждый участник держится за плечи впереди стоящего. В таком положении, "змейкой", они преодолевают различные препятствия, выполняют задания ведущего,
НАПРИМЕР:
- Перейти через кочку
- Пройти через бревно
- Перепрыгнуть через лужу
- Обогнуть " широкое озеро "

При выполнении заданий дети не должны отцепляться друг от друга.

"РЫБАЧОК И РЫБКИ".

На площадке чертится большой круг. Один из играющих - "рыбачок", находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: "Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок".
На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

"НАЙДИ ПЛАТОК".

Все участники встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центре круга. Одному из играющих даётся в руки маленький платок. Он его передаёт другому, стоящему рядом, но так, чтобы не заметил водящий. У кого водящий заметит платок, тот и становится водящим.

"КОТ ИДЁТ".

Для игры очерчивается площадка, в углу которой отмечается "дом кота", а по сторонам - "норы мышек". Роль кота играет ведущий. Игра начинается с присказки, которую произносит учитель:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей!

"Мышки" вылезают из "норок", бегают, прыгают, повторяют хором слова:
Тра-та-та, тра-та-та
Нет усатого кота!

Но вот учитель подаёт сигнал: "Кот идёт!". Все мышки должны замереть и не двигаться. "Кот" обходит "мышей" и забирает к себе в дом тех, кто пошевелился. Смелые "мышки" за спиной кота могут шевелиться, но должны замереть, как только кот повернётся в их сторону. Учитель говорит: "Кот ушёл!" и мышки снова оживают.

"ПЛАТОЧЕК - ЛЕТУНОЧЕК".

Выбирается водящий, он считает: 1, 2, 3! - все участвующие в игре разбегаются в разные стороны. У одного из них в руке платочек, завязанный узелком. Водящий старается догнать игрока, у которого в руках находится платок и запятнать его. Играющие на бегу могут перебрасывать платок друг другу. Если платок упадёт на землю, то игра прекращается. Она продолжается вновь, как только платочек поднимут с земли.

"АЙСБЕРГИ".

Ведущий рисует на асфальте три круга разной величины (большой, средний, маленький) или раскладывает на полу ватманы, чтобы в них могли поместиться все участники игры. Все игроки свободно и хаотично движутся по площадке. По команде ведущего "Айсберги" все должны поместиться на выделенном пространстве. Кто заступает на край, тот выбывает из игры. Во время продолжения игры доступная площадь постепенно сокращается, в конце остаётся самый маленький круг.

Дети разного возраста огромную часть своего времени проводят в игре. В летний период года, а также в хорошую осенне-весеннюю погоду ребятам очень нравится играть тем более что подобное времяпрепровождение позволяет им выплеснуть накопившуюся за день энергию. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию несколько интересных для детей подвижных игр для организации их на свежем воздухе, которые обязательно понравятся мальчикам и девочкам разных возрастов.

Подвижные игры на свежем воздухе для дошкольников

Для ребят, которые еще не ходят в школу, лучше других подойдут следующие активные игры для организации на улице:

  1. «Мой веселый, звонкий мяч!». Все ребята встают в круг, держась за руки, а один из них, которого выбрали ведущим, занимает место в центре этого круга. Задача ведущего – выкатить мяч за пределы круга, а всех остальных игроков – не дать ему этого сделать. При этом мяч можно только пинать ногами, дотрагиваться до него руками по условиям игры категорически нельзя. В том случае, если ведущему удалось добиться цели, тот игрок, который пропустил мяч, занимает его место, и игра продолжается.
  2. «Горелки». Все участники игры делятся на пары и встают в колонну, а ведущий размещается напротив, лицом к ним. Дети произносят нараспев следующие слова:
  3. «Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло!

    Стой подоле,

    Гляди на поле.

    Едут там трубачи

    Да едят калачи.

    Погляди на небо:

    Звезды горят,

    Журавли кричат:

    -Гу-гу, убегу,

    Раз, два,

    Не воронь,

    А беги как огонь!»

    Произнеся этот стишок, участники последней пары расцепляют руки и быстро бегут к самому началу колонны с разных сторон. При этом ведущий пытается их запятнать. Если обоим игрокам удалось достичь цели и занять место первой пары в колонне, игра продолжается. Если же ведущий смог запятнать кого-то из ребят, этот участник занимает его место и игра начинается вновь.

  4. «Салки по-обезьяньи». Эта разновидность обыкновенных пятнашек необычайно нравится детям дошкольного возраста. Ее суть заключается в том, что ведущий догоняет убегающего игрока, который постоянно меняет способ передвижения, в то время как сам водящий делает точно так же.

Летние подвижные игры на свежем воздухе для школьников

Для школьников разного возраста, в том числе для подростков, подойдут следующие подвижные игры на свежем воздухе:

  1. «Два кольца». На земле при помощи палочки или мела рисуют 2 кольца, диаметр одного из которых значительно превышает диаметр другого. Круги располагаются один в другом. Участникам игры разрешается находиться только внутри маленького кольца или снаружи, вне большого. Задача каждого игрока – удержаться на допустимой территории, но при этом заставить остальных наступить на запретную зону.
  2. «Водяной пейнтбол». Все участники делятся на 2 команды, в каждую из которых входит одинаковое количество игроков. При помощи водяного оружия группы соревнуются в том, кто быстрее намочит соперников.
  3. «Веселая охота». В начале этой игры участники выбирают «кабана» - цель, которую необходимо поразить во время охоты. Остальные ребята делятся на 2 команды, каждая из которых получает яркие наклейки разных цветов. Задача «кабана» - убежать от «охотников» так, чтобы никому не удалось его осалить. Другие игроки должны любыми способами догнать жертву и приклеить к ней наклейку своего цвета. Побеждает та команда, которой удалось прицепить большее количество наклеек.
  4. «Прыжки через бревно». Первоначально на роль «бревна» выбирается один из участников, которому предстоит просто лежать и не двигаться. Задача остальных игроков – как можно быстрее перепрыгивать через «бревно» в разные стороны, стараясь не позволить сделать этого остальным ребятам.
  5. «Донести яйцо». Эта игра проводится по принципу Все игроки делятся на 2 команды, каждая из которых получает столовую ложку и несколько сырых куриных яиц. Капитаны обеих команд берут в зубы ложки и вкладывают в них одно яйцо, после чего отправляются к заданной цели на расстояние не менее 5 метров. Прикасаться к инвентарю руками категорически нельзя! После того, как капитан добился своей цели, он передает ложку следующему игроку, задача которого становится аналогичной.

Перетяжка парами

Вдоль площадки кладут канат. Середина его отмечается цветной ленточкой. На земле в двух метрах от середины поля проводят 2 параллельные линии. Две команды становятся вдоль каната с разных сторон. По сигналу играющие берутся руками за канат, поднимают с земли и по сигналу начинают тянуть его в свою сторону. Когда канат будет перетянут за линию одной из команд (его середина отмечена цветной ленточкой), игра останавливается. Игроки меняются сторонами площадки. Поединок повторяется.

Побеждает команда, которая большее число раз сумела перетянуть канат на свою сторону. Правила запрещают играющим отпускать канат. Перед игрой капитан команды может по своему усмотрению расставлять участников справа и слева от каната. Руки игроков, стоящих впереди, не должны быть ближе чем на 50—60 см от центральной ленточки.

Второй вариант. Канат кладут посередине. Обе команды выстраиваются в 15—20 шагах параллельно канату, поворачиваются к нему спиной и выполняют различные движения руками до сигнала. Когда прозвучит свисток, все поворачиваются и устремляются к канату. Задача игроков — захватить канат за середину, за концы и другие части.

Команда победила, если весь канат оказался за линией ее дома (где первоначально стояла команда).

Пустое место

Это своеобразные пятнашки с вызовом. Играющие образуют круг. Водящий бежит по внешней стороне круга, дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие останавливаются, подают друг другу обе руки, после чего приседают, а поднявшись, продолжают бег в ту же сторону. Каждый стремится занять свободное место в круге. Прибежавший вторым продолжает водить.

Побеждает игрок, который в ходе игры не побывал в роли водящего, т. е. все время занимал место первым.

Успей занять место

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет 2 каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий пытается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Переправа

Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу игроки, продвигаясь прыжками на одной (правой, левой) ноге, пересекают площадку и должны как можно быстрее оказаться за линией «дома» соперника. Побеждает команда, игроки которой раньше соберутся за противоположной линией. Игрок, закончивший передвижение последним, выбывает из игры. Затем следуют прыжки в обратную сторону, и снова из игры выбывает последний.

Можно изменить способ передвижения (прыгать на двух ногах из стойки или из приседа, бежать и пр.). Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся 2—3 самых выносливых прыгуна.

По числу игроков на площадке нетрудно определить команду-победительницу. Продолжая соревнование, можно выявить и самого быстрого игрока.

Круговые салки

Две равные команды располагаются кругами: один — наружный, другой — внутренний, лицом к центру.

По сигналу ребята продвигаются легкими прыжками (приставным шагом) по кругу. Один круг — влево, другой — вправо. При этом играющие внутреннего круга держатся за руки.

По свистку все останавливаются. Игроки наружного круга должны быстро присесть, а внутреннего — быстро обернуться, расцепив руки, и осалить тех, кто не успел присесть. Тот, кого осалили, становится в цепь внутреннего круга. Игра продолжается, только круги движутся в обратную сторону.

Играть можно до тех пор, пока не будет осалено большинство игроков внешнего круга. После этого участники игры меняются ролями. По правилам игроки наружного круга не должны отходить от внутреннего более чем на 1 шаг (иначе салить трудно).

Побеждает команда, игроки которой сумеют осалить за равное количество попыток больше игроков.

День и ночь

Две команды становятся на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии двух шагов. Одной команде дается название «день», другой — «ночь». У каждой команды на своей стороне площадки в 10—12 м есть «дом».

Ведущий игру неожиданно произносит название одной из команд, например «день». Эта команда быстро убегает в свой «дом», а игроки другой команды догоняют их и пятнают. Осаленных игроков подсчитывают и отпускают в свою команду.

Все становятся на свои места в шеренгах, игра повторяется. Важно, чтобы не было строгого чередования команд, тогда играющие предельно внимательны. Перед сигналом к бегу можно предложить игрокам выполнить несложные упражнения, чтобы отвлечь внимание.

Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается общее число пойманных игроков в той и другой командах за равное количество перебежек.

Салить игроков разрешается только до черты «дома». Пойманные продолжают участвовать в игре. В ходе игры-перебежки один участник может салить не только стоящего напротив, но и его соседей.

Прыгуны и пятнашки

На первой линии выстраивается команда пятнашек, на второй в 3 м впереди — команда прыгунов. По сигналу прыгуны убегают и перепрыгивают через «ров», расположенный на расстоянии 15—20 м от второй линии, шириной 80—100 см. Пятнашки стараются осалить их до «рва». Тот, кому это удается, приносит своей команде очко. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Перетяни через черту

Команды стоят в шеренгах друг напротив друга. Между ними проведена черта. По сигналу игроки берут стоящего напротив соперника за руки и стараются перетянуть его на свою сторону. Кому это удается, тот приносит своей команде очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает. Игра может проводиться на коньках; игра проводится на коньках, а перетягивают соперника, держась за концы клюшки.

В четыре стойки

Играют две команды. Одна располагается в «городе», другая — в «поле». В четырех местах «поля» ставятся четыре стойки на расстоянии 10 м одна от другой. Игроки команды «города» поочередно подают лаптой мяч в «поле» и бегут, касаясь рукой каждой из четырех стоек, а затем возвращаются к себе в «город». В случае опасности перебегающий может остановиться у одной из стоек, выжидая следующей подачи мяча. Игроки команды «поля» стараются поймать на лету пробитый мяч или поднять его с земли и попасть им в кого-нибудь из перебегающих. Когда это удается, команды меняются ролями. Каждый игрок, благополучно вернувшийся в «город», приносит своей команде очко. Команда, набравшая за время игры большее количество очков, побеждает.

Перестрелка

Площадка делится чертой поперек на две равные части. На расстоянии 2—2,5 м от каждой из коротких сторон площадки проводится еще по черте. Таким образом, площадка представляет собой поле, состоящее "из четырех полос: две полосы широкие — «города» и две узкие — места для «плена». Две команды игроков размещаются каждая в своем «городе» в произвольном порядке.

Руководитель выходит на середину площадки и подбрасывает мяч. Игроки стараются, не выходя из своих «городов», завладеть мячом, и между командами начинается перестрелка. Игроки каждой команды бросают мяч в игроков соперника, чтобы выбить их из «города» и взять в «плен». Каждый игрок, задетый мячом, становится пленником и переходит на полосу, помещающуюся за «городом» другой команды. Пленник может подбирать или ловить мяч, залетевший на его полосу, и бросать в игрока чужой команды. Пленных можно освобождать. Для этого надо бросить любому пленнику мяч так, чтобы он мог поймать его с лета. Если пленник поймает мяч, то, держа его в руках, беспрепятственно переходит в свой «город». Оттуда он может бросить мяч в противника или другому пленнику, чтобы его выручить. Команды препятствуют ловле мяча пленниками и стараются перехватить или задержать его. Выигрывает команда, сумевшая взять в плен всех игроков другой команды или большее их число.

Преследование

На противоположных концах дорожки (круга) чертят две стартовые линии, на которых выстраиваются команды. Двое играющих начинают бег со своей линии навстречу друг другу. Побеждает тот, кто раньше прибежит на линию соперника, за что приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Первым бросить шайбу

Две команды выстраиваются на катке у линии колоннами. По сигналу первые игроки команд устремляются к шайбе, лежащей в 15—20 м от линии и в 5—10 м от ворот. Игрок, бросивший шайбу, приносит команде одно очко, а в случае попадания по воротам — два. То же выполняют следующие игроки. Побеждает команда, набравшая большее число очков. -

Толкачи

По одному игроку от каждой команды выходят в круг диаметром около 1 м и толчками плеча стараются вытолкнуть соперника из круга. Тот, кому это удается, приносит команде очко. То же выполняют следующие игроки. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Игра может проводиться в нескольких кругах.

Колесо

Играющие делятся на 3—4 группы по 5—7 человек в каждой и выбирают водящего. На земле чертят круг диаметром 1,5—2 метра. Каждая группа выстраивается в колонну по одному за направляющим, который подходит к кругу. Колонны стоят с разных сторон круга лучеобразно, как спицы в колесе. Водящий стоит в стороне.

По сигналу он бежит в любую сторону вокруг «колеса», становится в затылок последнему игроку в какой-либо «спице» и дотрагивается до него. Тот так же передает сигнал стоящему впереди, а тот — дальше, и так до первого игрока «спицы», который кричит: «Есть!», выбегает за «колесо» и обегает его по кругу снаружи, возвращаясь на свое место. Все игроки этой колонны (и водящий) бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшийся в колонне последним, становится водящим.

Им может оказаться и прежний водящий, который продолжает водить, вставая возле другой «спицы» и обегая «колесо» вместе с ней.

Однако если водящий три раза подряд не сумел опередить бегущих и занять место в «спице», его заменяют новым игроком, а он встает в голову одной из колонн.

Ловля парами

Площадка (волейбольная или поменьше), ограниченная линиями, служит местом, где располагаются играющие. Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки.

По сигналу он вбегает внутрь площадки и преследует одного из играющих. Осалив его, делает пойманного своим помощником. Взявшись за руки, они бегут ловить нового игрока, стараясь окружить его свободными руками. Пойманный отходит в сторону и ждет, когда пара игроков поймает еще одного бегающего по площадке. После этого составляется вторая пара, которая также ловит остальных игроков. Каждый раз из двух пойманных ловцами составляется новая пара.

Игра продолжается до тех пор, пока на площадке останется один непойманный игрок.

Правила игры запрещают игрокам забегать за пределы площадки и вырываться после того, когда ловцы сомнут руки вокруг пойманного. Хватать за одежду и за руки нельзя, в этом случае пойманный отпускается. Если правила нарушили бегающие игроки, они считаются пойманными.

Ловля цепочкой

Площадка для игры такая же, как для описанной выше игры. Однако правила иные.

Игру также начинает водящий, который преследует игроков, свободно бегающих в поле. Догнав и осалив (окружив) игрока, берет его за руку, и они вдвоем начинают преследовать остальных. Третий играющий присоединяется к ним (встает в середину), и ловля продолжается. Каждый раз пойманным считается игрок, которого окружили ловцы, причем крайние должны сомкнуть руки. Цепочка ловцов увеличивается, и спасаться от них становится все труднее. Победителями считаются два последних участника, которых не поймали.

Быстро шагай

Водящий поворачивается лицом к стене или дереву, закрывает лицо руками или локтем и говорит: «Быстро шагай, оглянусь — замирай... раз, два, три, четыре... Стой!» Водящий может после любой цифры сказать слово «стой!» и быстро оглянуться. Остальные ребята, расположившиеся за чертой в 15—20 шагах от водящего, во время счета быстро продвигаются по направлению к водящему. Когда водящий крикнул «Стой!» и повернулся лицом к играющим, они замирают на местах. Игрока, который не успел вовремя остановиться или пошевелился после остановки, водящий посылает назад за черту.

После этого водящий закрывает глаза и повторяет речитатив. Все снова продвигаются вперед со своих мест, в том числе начинающие движение от черты. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь подойдет к водящему вплотную, коснется его рукой и, повернувшись кругом, как можно быстрее устремится за черту. Все игроки делают то же самое. Водящий бежит за ними, стараясь осалить кого-нибудь до черты. Осаленный становится новым водящим. Если догнать никого не удалось, водящий возвращается на прежнее место, игра продолжается с этим же водящим.

Подвижные игры на свежем воздухе

Подборка игр для организации прогулки детей

"ЗДРАВСТВУЙТЕ".

Все встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идёт по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте!" Можно назвать ещё своё имя (это обговаривается в условиях игры). Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

"СВЕТОФОР".

На площадке надо начертить две линии на расстоянии 5 - 6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно по середине спиной к играющим. Он называет какой-нибудь цвет. Если у играющих присутствует этот цвет в одежде, они беспрепятственно проходят мимо водящего. Если у игрока нет такого цвета, то водящий может осалить перебегающего игрока. Осаленный становится водящим.

"ТРОПИНКА".

Участники игры выстраиваются в цепочку друг за другом. Тот, кто стоит первым в этой цепочке, становится водящим. Все идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причём водящий преодолевает различные препятствия. По сигналу водящего первый игрок становится в конце змейки, а водящим становится тот, кто оказался первым игроком.

"ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЗАМОК".

Играющие делятся на две команды. Первая - должна расколдовывать "замок", а вторая - помешать ей в этом. "Замком" может служить стена или дерево. Около "замка" находятся "главные ворота" - ребята из второй команды с завязанными глазами. Игроки, которые должны расколдовывать "замок" начинают двигаться по площадке по команде веду-щего к главным воротам. Их задача - незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до "замка". При этом игра считается оконченной. Но задача второй команды осалить тех, кто движется к "замку". Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончании игры команды меняются ролями.

" ГНЁЗДЫШКО ".

Дети приседают на корточки в кругу, взявшись за руки - это "гнёздышко". Внутри сидит "птичка". Снаружи летает ещё одна "птичка" - ведущий и даёт команду "Птичка вылетает!" "Гнездо" рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий командует: "В гнездо!" Все опять приседают. Кто не успел, тот становится ведущим.

"ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА".

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики зайца". Выбирают двое водящих - "заяц" и "охотник". "Заяц" должен убегать от "охотника", при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от "охотника". Если "охотник" осалит "зайца", то они меняются ролями.

"САНТИКИ-ФАНТИКИ ЛИМПОПО".

Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на не большое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет "показывающим движения". Этот игрок должен будет показывать различные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.) Все остальные игроки повторяют движения за ним. Задача водящего - определить, кто будет показывать движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры ребята хором произносят слова: "Сантики-фантики лим-по-по…". В незаметный для водящего момент показывающий меняет движение, все должны быстро тоже поменять движение, чтобы не дать водящему догадаться, кто ими руководит. Игра продолжается, пока показывающий не будет обнаружен.

"ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ".

На расстоянии 1-1,5 м начертите две параллельные линии. От них отмерьте по 4-5 м и начертите ещё две линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - "домики".

Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, то есть на расстоянии 1 - 1,5 м. Команд две, одна из них - "воробьи", а другая - "вороны". Ведущий встаёт между командами и называет слова: "воробьи" или "вороны". Если ведущий сказал "вороны", то вороны до-гоняют воробьёв, которые пытаются убежать за вторую линию. Если ве-дущий говорит "воробьи", то воробьи бегут и ловят ворон. Игра заканчи-вается, когда в команде не останется ни одного играющего.

"НЕВОД".

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя покидать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя "невод". Их задача - поймать как можно больше "плавающих рыб", то есть остальных игроков. Задача "рыб" - не попасться в "невод". Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в "неводе", то она присое-диняется к водящим и сама становится частью "невода". "Рыбки" не имеют права рвать "невод", то есть расцеплять руки водящих. Игра про-должается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной "рыбкой".

"КАПКАНЫ".

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их. Это капканы, они располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Все остальные берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По команде ведущего (хлопку, слову и т.д.) капканы "захлопываются", то есть, ребята, образующие капканы, опускают руки. Те играющие, которые попались в капканы, образуют пары и сами становятся "капканами". Победителем оказывается тот, кто не попадёт ни в один из капканов.

"ВОДЯНОЙ".

Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Играющие идут по кругу со словами:
"Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку
1, 2, 3".

Круг останавливается. "Водяной" указывает рукой на одного игрока и подходит к нему не раскрывая глаз. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются ролями, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

"БЕЛКИ НА ДЕРЕВЕ".

Все играющие - "белки", они должны стоять около дерева и держаться за него. Между деревьями бегает "собака" - водящий. "Белки" перебегают от дерева к дереву, а "собака" должна поймать кого-нибудь или другой вариант: "собака" должна занять место одной "белки".

"МИГАЛКИ".

Все игроки стоят парами по кругу, один игрок за спиной у другого. Руки у всех опущены. На линии круга стоит и водящий. У него за спиной нет партнёра. Он должен посмотреть в глаза одного из стоящих в кругу игроков и подмигнуть ему. Тот, кому подмигнули, бежит со своего места и встает за спиной водящего. Но у него это может не получиться, потому, что игрок, стоящий за ним, может удержать его. Если он успеет сделать это, все остаются на своих местах. Если же игрок успевает убегать, то оставшийся без пары игрок сам становится водящим.

"САЛКИ".

Выбирается один водящий, который должен догонять и осаливать игроков. Осаленный игрок тоже становится водящим, при этом он должен бегать и держаться одной рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Победителем становится тот, кого не поймали водящие игроки.

"ПОЙМАЙ ХВОСТ ДРАКОНА".

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", "последний - хвост" дракона. Голова должна дотронуться до него.

"ШКОЛА РАЗВЕДЧИКОВ".

(Мини- зарничка)

Один из участников - командир (ведущий), остальные "разведчики". Командир перед началом игры даёт команду построиться в линейку и знакомит детей с теми заданиями, которые они должны будут выполнить.
"ПАРАШЮТИСТЫ" - дети стоят на бревне, приседают, затем поднимают руки вверх, встают и прыгают с бревна.
"ЧУЖОЙ ПАТРУЛЬ" - Чтобы избежать неприятеля все прячутся за деревьями и кустами и бесшумно передвигаются определённое ведущим расстояние.
"ПОГОНЯ" - разведчики спасаются от неприятеля, превращаются в зайчиков, скачут. За ними гонятся собаки, дети тоже становятся собаками, громко лают, рычат, прогоняют чужих собак.
"ВОЗВРАЩЕНИЕ" - разведчики успешно выполнили задание и возвращаются домой. Сначала они плывут по реке (изображают греблю на лодках), затем летят на самолёте и выбирая место для посадки устраиваются на "аэродроме".

"ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ".

Водящему закрывают глаза. Кто-то из участников крутит его на месте. При этом можно произнести скороговорку: - "На чём стоишь?" -"На мосту". - "Что ешь?". "Колбасу". - "Что пьёшь?". -"Квас". - "Ищи мышей, а не нас".
После этих слов дети разбегаются по комнате. "Жмурка" на ощупь должен отгадать, если кого-нибудь поймает.

"ЛИПУЧКА".

Участники игры бегают по команде взрослого. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать убегающих участников игры. При этом они приговаривают: "Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать!". Каждого пойманного участника "липучки" берут за руку, и он тоже вместе с ними становится водящим. Затем к ним присоединяется четвёртый игрок и т.д.

"КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК".

Дети встают друг за другом в шеренгу. Каждый участник держится за плечи впереди стоящего. В таком положении, "змейкой", они преодолевают различные препятствия, выполняют задания ведущего,
НАПРИМЕР:
- Перейти через кочку
- Пройти через бревно
- Перепрыгнуть через лужу
- Обогнуть " широкое озеро "

При выполнении заданий дети не должны отцепляться друг от друга.

"РЫБАЧОК И РЫБКИ".

На площадке чертится большой круг. Один из играющих - "рыбачок", находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки, обступив круг, хором говорят: "Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок".
На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

"НАЙДИ ПЛАТОК".

Все участники встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центре круга. Одному из играющих даётся в руки маленький платок. Он его передаёт другому, стоящему рядом, но так, чтобы не заметил водящий. У кого водящий заметит платок, тот и становится водящим.

"КОТ ИДЁТ".

Для игры очерчивается площадка, в углу которой отмечается "дом кота", а по сторонам - "норы мышек". Роль кота играет ведущий. Игра начинается с присказки, которую произносит учитель:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей!

"Мышки" вылезают из "норок", бегают, прыгают, повторяют хором слова:
Тра-та-та, тра-та-та
Нет усатого кота!

Но вот учитель подаёт сигнал: "Кот идёт!". Все мышки должны замереть и не двигаться. "Кот" обходит "мышей" и забирает к себе в дом тех, кто пошевелился. Смелые "мышки" за спиной кота могут шевелиться, но должны замереть, как только кот повернётся в их сторону. Учитель говорит: "Кот ушёл!" и мышки снова оживают.

"ПЛАТОЧЕК - ЛЕТУНОЧЕК".

Выбирается водящий, он считает: 1, 2, 3! - все участвующие в игре разбегаются в разные стороны. У одного из них в руке платочек, завязанный узелком. Водящий старается догнать игрока, у которого в руках находится платок и запятнать его. Играющие на бегу могут перебрасывать платок друг другу. Если платок упадёт на землю, то игра прекращается. Она продолжается вновь, как только платочек поднимут с земли.

"АЙСБЕРГИ".

Ведущий рисует на асфальте три круга разной величины (большой, средний, маленький) или раскладывает на полу ватманы, чтобы в них могли поместиться все участники игры. Все игроки свободно и хаотично движутся по площадке. По команде ведущего "Айсберги" все должны поместиться на выделенном пространстве. Кто заступает на край, тот выбывает из игры. Во время продолжения игры доступная площадь постепенно сокращается, в конце остаётся самый маленький круг.

Подвижные игры не только развивают силу, ловкость, смекалку, вырабатывают быструю реакцию, но и доставляют детям огромную радость. А подвижные игры на воздухе приносят еще и огромную пользу здоровью.
Игр, в которые можно играть на улице, очень много. Одни дают возможность познакомиться со сверстниками и быстрее найти с ними общий язык, другие учат договариваться или мириться, если вдруг возникают конфликты, третьи помогают преодолеть стеснительность. И все они – очень увлекательное занятие и большое удовольствие для ребенка.
Наверное, самая распространенная и самая любимая детская игрушка – мячик. И не случайно именно с мячом придумано столько игр.

Одна из них – игра «Попугайчики», одинаково хорошо подходящая как для самых маленьких ребятишек, так и для детей постарше. Для этой игры нужен теннисный мячик или примерно такой же по размеру, а играть в нее можно одному, можно вдвоем, а можно – компанией. Игра заключается в выполнении нескольких простых упражнений с мячом:

  • несколько раз подбросить мячик и поймать его, каждый раз стараясь подбрасывать все выше и выше;
  • подбросить мячик и, прежде чем его поймать, успеть хлопнуть в ладоши, увеличивая число хлопков с каждым следующим броском;
  • подбросить мяч вверх, дать ему упасть и поймать отскочивший от земли;
  • держа мячик в руке, отпустить его и поймать на лету другой рукой;
  • подбросить вверх лежащий на ладони мячик, перевернуть руку и поймать его тыльной стороной кисти, еще раз подбросить и поймать уже руками;
  • завести руку с мячом за спину, бросить так, чтобы он полетел вперед, и поймать его другой рукой.

Если мячик падает на землю, то ход получает другой игрок, и так по очереди.
Очень веселая, и вместе с тем, простая игра с мячом – «Съедобное-несъедобное», которая отлично тренирует внимательность. Все дети выстраиваются в ряд, а ведущий становится перед ними на расстоянии нескольких метров и бросает по очереди каждому мячик, называя при этом любой пришедший ему на ум предмет. Если предмет съедобный, то игрок должен поймать мяч, если нет – отбить или пропустить. Среагировавший правильно делает шаг вперед, не правильно – шаг назад. Выигрывает тот, кому удалось добраться до ведущего. В награду он сам становится ведущим. Обычно эта игра сопровождается взрывами хохота, так как по невнимательн6ости можно съесть стул или машину.
Девочки очень любят игру «Я знаю», в которой можно продемонстрировать не только ловкость, но и эрудицию. Сначала ставится задача: перечислить по пять названий рек, морей, городов, цветов и т.п. Играющий бьет рукой мяч об землю, на каждый удар произнося по одному слову, начиная с «Я знаю пять …» и дальше перечисляя то, о чем договорились. При ошибке или потере мяча игрок теряет ход. Выигрывает первый, выполнивший задание.
А вот игра «Десятки» больше полюбилась мальчикам. Для этой игры нужен не только мяч, а еще и стена с относительно ровной площадкой перед ней. Каждый игрок в строгой последовательности должен выполнить следующие упражнения:

  • десять раз как в волейболе ударить мячом об стенку;
  • девять раз ударить мячом об стенку, стукая по нему снизу ладонями;
  • восемь раз бросить мяч под правую ногу так, чтобы он стукнулся сначала об землю, затем об стенку, после чего поймать его руками;
  • семь раз сделать то же самое, только через левую ногу;
  • стать лицом к стене и, расставив ноги, шесть раз бросить мяч сзади так, чтобы проскочил между ног, ударился об землю, об стенку, и поймать его руками;
  • пять раз повторить предыдущее упражнение, стоя к стене спиной;
  • четыре раза ударить мяч об стену, подождать, пока от отскочит от земли и, не ловя, еще раз ударить об стену, после чего поймать руками;
  • сложить ладони «лодочкой» и три раза, не роняя, ударить мячом об стенку;
  • два раза сведенными вместе кулаками ударить мячом об стенку;
  • один раз прямым пальцем ударить мячом об стенку.

В завершение сдать «экзамен»: по одному разу повторить все упражнения. Причем во время экзамена нельзя хихикать или смеяться.
Для игр «Картошка», «Одиннадцать» и «Вышибала» нужен уже волейбольный мяч, подходят эти игры детям постарше.
При игре в «Картошку» все становятся в круг и играют в волейбол, пасуя мяч друг – другу. Уронивший садится в круг. Его можно «спасти», попав по нему мячом. Если кто-либо из сидящих сможет перехватить летящий мяч, то спасены будут все, а в круг садится упустивший мяч.
Игра «Одиннадцать» очень похожа на «Картошку». Все также становятся в круг и первый пасующий произносит: «Один». Следующие игроки про себя считают пасы, одиннадцатый должен мяч отбить в землю. Если просчитался, то садится в круг.
Игра «Вышибала» требует очень большой сноровки и ловкости. Двое игроков становятся по краям довольно просторной площадки. Все остальные в центре. Их задача в том, чтобы увернуться от летящего мяча, а задача «вышибал» попасть в бегающих, тогда они вылетят из игры.
Но, конечно, не только с мячиком можно играть на улице.

«Прятки» — эта игра является одной из самых любимых, и не одно поколение детишек играло в нее. Правила игры очень просты. Ведущий должен отыскать всех спрятавшихся. Как только он кого-нибудь находит, то бежит с ним наперегонки к условленному месту. Добежавший первым обязан «застукалиться». Новым ведущим становится «застукаленный» последним. Одна из разновидностей этой игры – «Московские прятки». Отличаются «Московские» от «обычных» только началом игры. Ведущий становится спиной к остальным игрокам, и один из них хлопает его по плечу. Ведущий должен угадать того игрока, который его хлопнул. Если угадал, то этот игрок бежит или прыгает к какому-либо месту, если нет, то прыгать приходится самому ведущему. А остальные ребята в это время прячутся. Дальше игра продолжается, как обычно.

Самым настоящим приключением для детей с разгадыванием хитрых меток, распутыванием замысловатых следов и азартной погоней является игра «Казаки – разбойники». Играют в игру две команды. Одна остается в определенном месте и считает до заранее оговоренного числа, после чего начинает погоню. Другая команда убегает, показывая противнику направление своего движения начерченными мелом стрелками. Задача догоняющих в том, чтобы найти все стрелки, правильно сориентироваться и настичь убегающих. Игра учит быстро соображать, мыслить логически и ориентироваться на местности.
Разновидностями «салок» являются игры «квача» и «выше ноги от земли». В «квачу» играют двумя способами. В первом случае один игрок, «квач», догонят убегающих от него других игроков. Тот, кого он догонит, становится «квачом». Во втором случае все, кого сможет догнать «квач», превращаются в его помощников. В игре «выше ноги от земли» ловить разрешается только тех игроков, ноги которых находятся на земле. Чтобы спастись от догоняющего, можно залезть на какое-либо возвышение: скамейку, горку. А можно лечь на землю и задрать ноги вверх.
Большой выдержки и внимания требует игра «Тише едешь – дальше будешь». Для этой игры нужна довольно большая площадка. Чертятся две ровные линии на расстоянии примерно 30 метров. Одна «старт», другая «финиш». Все игроки, за исключением водящего, становятся на старте. Водящий стоит на финише спиной ко всем остальным. «Тише едешь – дальше будешь», произносит водящий. После чего командует: «Раз, два, три!». Игроки на старте начинают двигаться к финишу. Но, как только водящий поворачивается, все должны замереть. Не успевшие отправляются обратно на старт. Выигрывает первый добравшийся до финиша.
В игру «Светофор» особенно любят играть маленькие дети. На площадке двумя линиями рисуется условная дорога шириной в несколько метров. Все играющие, кроме «светофора» становятся у одной стороны дороги. «Светофор» же на самой дороге спиной к остальным. Он называет любой пришедший ему на ум цвет. Те, у кого такой цвет присутствует в одежде, получают право спокойно перейти дорогу. Остальные должны успеть быстро перебежать дорогу, пока «Светофор» не обернулся и не поймал их. Пойманный становится «Светофором».
С цветом связана и другая игра – «Краски». В этой игре один игрок – «монах», второй – «продавец», все остальные «краски». Каждая «краска» выбирает себе цвет и шепотом сообщает его «продавцу». «Продавец» со своими «красками» садится на скамейку. «Монах» подходит к ним и произносит: « Я монах в синих штанах, пришел к вам за краской». На что «продавец» отвечает: « За какой?» После этого «монах» называет какой-нибудь один цвет. Если названная краска есть, то «продавец» сообщает об этом «монаху» и предлагает расплатиться за нее, хлопая ему по ладони сколько-нибудь раз. За это время «краска» пытается убежать. Удается – присоединяется к сидящим на скамейке, нет – сама становится «монахом». Если же «монах» не угадывает цвет и названной им «краски» нет на скамейке, то он должен проскакать круг на одной ноге и начать все снова.
«Классики» любимая игра девочек. Наверное, каждый видел эти «классики», нарисованные на асфальте. Два столбика примыкающих друг к другу клеток, пронумерованных по кругу от 1 до 10. Играют камешком, иногда плоскими жестяными коробочками. Сначала камешек бросают на цифру 1, затем, прыгая на одной ноге и толкая ею же камешек, перебрасывают его по всем «классам». Удачно пройдя через все «классы», не наступив на линию и не дав камешку попасть на нее, начинают игру сначала, но уже со следующего «класса». Выигрывает прошедший без ошибок все «классы».
Очень часто, набегавшись и напрыгавшись, дети все равно не хотят уходить домой. Как раз для этого случая подходят более спокойные игры, такие, как «Колечко», «Золушка», «Числа».
При игре в «Колечко» ребята держат перед собой сложенные вместе ладошки, а ведущий между ними проводит своими руками, тоже сложенными «лодочкой», незаметно опуская кому-нибудь колечко или другой маленький предмет. И после его слов: «Колечко, колечко, выйди на крылечко», обладатель предмета должен быстро выскочить из ряда игроков, тогда как остальные пытаются его удержать. Если у него это получается, то он становится ведущим.
«Золушка» игра, когда все садятся на скамейку, каждый снимает одну туфлю и бросает ее в кучу. Один отворачивается и говорит кому отдать указанную другим туфлю. В конце игры все оказываются обутыми в непарную обувь, что получается очень смешно и вызывает обычно бурю восторга.
«Числа» игра, когда ведущим загадывается некоторое число. Остальные игроки пытаются его отгадать, а ведущий словами «больше» и «меньше» направляет их в нужную сторону. Отгадавшему – приз. Игра спокойная, но может быть очень веселой, если пофантазировать с призами.

И это далеко не все игры, которыми дети могут заняться на свежем воздухе. Очень часто они придумывают и свои, не менее веселые и увлекательные, ведь творческая жилка заложена в них от природы. И пусть себе играют, лишь бы были здоровы и счастливы.