Имена мифические боги древнего рима. Боги и богини древнего рима и греции

Жители Древнего Рима были уверены, что их жизнь зависит от разных Богов. Каждая сфера имела своего определенного покровителя. В общем, пантеон римский богов состоял из наиболее значимых фигур и из второстепенных божеств, и духов. Римляне воздвигали храмы и ставили статуи своим богам, а еще регулярно приносили им дары и проводили праздники.

Римские боги

Религии Древнего Рима свойственен политеизм, но среди многочисленных покровителей можно выделить несколько значимых фигур:

  1. Самый главный правитель – Юпитер . Римляне считали его покровителем грозы и бури. Свою волю он проявлял, пуская на землю молнии. Считалось, что место, куда они попадут, становится священным. Просили у Юпитера дождей для хорошего урожая. Считали его еще покровителем римского государства.
  2. Римский бог войны Марс входит в триаду богов, возглавляющих римский пантеон. Изначально его считали покровителем растительности. Именно Марсу приносили в жертвы дары воины перед тем, как отправиться на войну, а также его благодарили после успешных сражений. Символом этого бога было копье – регин. Несмотря на свою воинственность, римляне изображали Марса в мирной позе, аргументируя это тем, что он отдыхает после проведения битв. Часто в руках он держал статую богини победы Ники.
  3. Римский Асклепий чаще всего представлялся старцем с бородой. Главным и самым известным атрибутом был посох, который обвивает змея. Его используют, как символ медицины и по сей день. Только благодаря своей деятельности и проделанной работе он был награжден бессмертием. Римляне создали огромное количество скульптур и храмов, которые посвящены именно богу врачевания. Асклепий сделал много открытий в области медицины.
  4. Римский бог плодородия Либер . Считали его также покровителем виноделия. Наибольшей популярностью он пользовался среди земледельцев. Этому богу посвящен праздник, проходивший 17 марта. В этот день молодые парни впервые надевали тогу. Римляне собирались на перекрестках, надевали маски, сделанные из коры, и раскачивали фаллос, который был создан из цветов.
  5. Бог солнца в римской мифологии Аполлон часто ассоциировался с животворящей силой неба. Со временем этому богу начали приписывать покровительство над другими сферами жизни. К примеру, в мифах Аполлон часто выступает представителем многих жизненных явлений. Поскольку он был братом богини охоты, его считали искусным стрелком. Земледельцы считали, что именно Аполлон имеет силы, которые помогают созревать хлебу. Для моряков он было богом моря, который передвигался верхом на дельфине.
  6. Бог любви в римской мифологии Амур считался символом неотвратимой любви и страсти. Представляли его молодым парнем или ребенком с кучерявыми волосами золотого цвета. На спине у Амура находились крылья, которые помогали ему передвигаться и с любой удобной позиции поражать людей. Несменными атрибутами бога любви был лук и стрелы, которые могли, как подарить чувства, так и лишить их. На некоторых изображениях Амур представлен с завязанными глазами, а это указывало, на то, что любовь слепа. Золотые стрелы бога любви могли поражать не только простых людей, но и богов. Влюбился Амур в обычную смертную девушку Психею, которая прошла много испытаний и в итоге стала бессмертной. Амур является популярным божеством, которого используют в создании различных сувенирных изделий.
  7. Римский бог полей Фавн был спутником Диониса. Считали его также покровителем лесов, пастухов и рыбаков. Он всегда был веселым и вместе с нимфами, которые сопровождают его, танцевал и играл на свирели. Римляне считали Фавна лукавым богом, который воровал детей, насылал кошмары и болезни. В жертву полей приносили собак и коз. Согласно легендам Фавн научил людей обрабатывать землю.

Это только небольшой перечень римских богов, поскольку их много и они совершенно разные. Многие боги Древнего Рима и Греции схожи во внешности, поведении и т.п.


В древности римляне представляли богов в виде неких невидимых сил, которые сопровождают человека на всем протяжении жизни и даже после нее.

Боги Древнего Рима

Для систематизации знаний создадим список и описание богов Древнего Рима, являющимися главными.

За время более тесных взаимоотношений Рима с Грецией римские боги из необъяснимой субстанции приобрели человеческий образ.

Рис. 1. Римский бог Юпитер.

Является главным среди всех богов. Покровитель неба и грозы. Он охраняет мировой порядок, является высшим божеством. Его сопровождает орел, а в качестве оружия использует молнии.

Жена и сестра Юпитера. Являлась защитницей девушек, заботясь об их браках и сохранения невинности до вступления в него. У нее в руках непременно был скипетр, а голову покрывала золотая диадема.

Отец Ромула и Рема. Марс охранял поля, но потом трансформировался в бога войны. В его честь назван месяц март. Щит и копье - его постоянное оружие.

Бог посева и жатвы. Научил людей сельскому хозяйству, а также жизни в мире и согласии. В его честь устраивался праздник Сатурналий.

Бог виноделия и развлечений. В честь него римляне пели песни и устраивали представления.

Был богом с двумя головами, смотрящим одновременно вперед и назад. Он был богом любого начала или начинания. Храмы в его честь имели форму городских ворот. Их открывали в военное время и закрывали в мирное.

Меркурий

Был вестником богов. Людям он приносил сновидения и вел умерших в царство мертвых. Меркурий покровительствовал ворам и торговцам. В руках у него всегда имелся кошелек с деньгами и жезлом-кадуцей.

Богиня мудрости, покровительница всех римских городов. Она защитница поэтов, учителей, актеров и писателей. Ее оружием является щит, шлем и копье. Возле нее непременно находятся змея или сова.

Аполлон был надзирателем за исполнением воли Юпитера. Ослушников он поражал стрелами или болезнями, а другим даровал различные блага. Также он является богом предсказаний и творчества. Изображался с луком в руках и колчаном стрел за спиной или в виде певца, держащего лиру.

Это бог водного мира. Он управляет штормами и посылает штиль. Его ярость не знает границ. Его оружием является трезубец.

Он является богом подземного мира и обладателем огромных подземных богатств.

Являлся богом кузнечного дела и огня. Охранял людей от пожара и был покровителем кузнецов. Обитал в глубине сицилийского вулкана Этна.

Богиня красоты. Покровительница супругов и необыкновенно прекрасная женщина. Считалась далеким предком Юлия Цезаря

Купидон (Амур)

Юноша, заведующий делами любви. Своим луком со стрелами он поражал души одиноких людей, разжигая в них любовь друг к другу. Также способен и убить любовь между мужчиной и женщиной.

Отвечала за земледелие и урожайность хлеба. Изображалась со снопом хлебных колосьев в руке.

Виктория

Богиня победы у римлян.

Богиня домашнего очага и пламени внутри него. У Весты были свои служительницы в храме - весталки. Они поклонялись только ей и хранили невинность на протяжении всей жизни.

Покровительница леса и его обитателей. Она охотница и помощница беременным во время родов. Защитница плебеев и рабов. Ее оружие - лук, а сопровождает ее лань.

По поверьям римлян, Квирин - это Ромул, основатель города Рим. После смерти он переродился, получив божественное начало.

Рис. 2. Римский бог Купидон.

Греческие и римские боги во многом похожи друг на друга и имеют одинаковые функции. Отличаются они только именами. Ко всему прочему, легенды и мифы Древней Греции распространились также и на римскую религиозную культуру.

Античная культура всегда привлекала человечество. После мрачного периода Средневековья люди обратились к достижениям Древней Греции и Древнего Рима, пытаясь постичь их искусство, отношение к жизни. Эпоха, следующая за Средневековьем, стала называться Ренессансом (Возрождением). Обращались к античности деятели культуры и искусств и в эпоху Просвещения. Так можно сказать почти о каждом историческом отрезке существования человечества. Так что же так привлекает нас в античных Греции и Риме? Более всего нам известны мифы и легенды, содержащие глубокие основы морали. Героями мифов становятся люди, фантастические существа и, конечно, боги.

Древние боги Рима

Древнеримские боги очень похожи на древнегреческих. Это не случайно: две цивилизации находились рядом, а когда Римская империя начала захватывать другие государства, она включала в свой пантеон и чужих богов.

Хотя пантеон богов Древнего Рима в результате значительно разросся, главными оставались 12 богов - 6 мужчин и 6 женщин - так называемый Совет богов. Помимо этого, есть еще другие почитаемые боги.

Сатурн

Один из значимых древних богов Рима. Сатурн не входил в Совет богов, но был весьма почитаем. Возникает вопрос: Сатурн - бог чего в Древнем Риме? Соответствующий древнегреческому Крону Сатурн - покровитель жизненных сил, земледелия. Безусловно, земледелие играло важную роль в античности, поэтому почитание этого бога вполне естественно.

Юпитер - бог молний

Юпитер был одним из наиболее почитаемых богов в Древнем Риме. Он ассоциировался с молниями и громом, считавшимися знамениями или наказаниями. Интересно, что места, пораженные молниями, являлись священными, их ограждали заборами и рядом с ними приносили жертвы. Любой римский полководец, отправляясь в поход и возвращаясь с победой, молился Юпитеру. Одним из самых значимых храмов Юпитеру был в Капитолии, который заложил Тарквиний Гордий.

Юнона - богиня семьи

Юнона - покровительница семьи и брака. Ее храм, как и Юпитера, располагался на Капитолийском холме (такая честь была оказана не многим богам). Богине было присвоено много эпитетов, среди которых есть и Монета - дающая совет. Его появление связано с интересной легендой.

В V веке до нашей эры между римлянами и этрусками завязалась война, которая продолжалась 10 лет. Из захваченного города Вейо привезли статую богини - Юноны, которая явилась одному из солдат и благословила. Именно в честь этого события был построен храм на Капитолийском холме, где приносили в жертву гусей. Когда, много позже, в 390 году до н. э., враги окружили крепость Капитолия, гуси разбудили предводителя крепости, и Рим удалось спасти. Считалось, что это было знаком от дающей совет богини.

В 3 веке до нашей эры именно в храме Юноны был основан монетный двор.

Нептун - повелитель морей

Брат Юпитера и покровитель моря, Нептун был вторым по силе богом Рима. По легенде, на дне моря у Нептуна был роскошный дворец.

Удивителен факт о боге моря: именно он подарил человеку первую лошадь!

Нептуна изображают с трезубцем, мощным оружием, которое способно разбить на куски что угодно.

Церера - богиня плодородия

Древнеримская богиня плодородия и материнства была почитаема в пантеоне богов Древнего Рима. С особенным уважением к Церере относились земледельцы: праздники в честь богини длились несколько дней.

Римляне приносили богине своеобразные жертвы. Вместо традиционных убийств животных, Церере отдавалась половина имущества мужа, который без всяких причин разошелся с женой. Кроме того, ее считали защитницей сельской общины и урожая от грабителей.

Минерва - богиня мудрости

Минерва считалась богиней мудрости, знания и справедливой войны, она была покровительницей наук и ремесел. Нередко богиня изображается вооруженной, с оливой и совой - символом мудрости. Минерва была частью триады Капитолия, считалась равной Юпитеру и Юноне.

Особенно почитали ее в Риме за воинственный характер.

Аполлон - бог музыки и искусств

Аполлон считается одним из самых красивых богов, с ярким солнечным диском над головой. Бог считается покровителем музыки и искусств. Его отец, Юпитер, был недоволен своеволием Аполлона и даже заставлял его прислуживать людям!

Диана - богиня-охотница

Диана считалась в Древнем Риме богиней-охотницей. В то время как ее брат Аполлон олицетворял собой солнце, Диана ассоциировалась с луной. В Риме она покровительствовала низшим классам. Традиции обрядов, связанных с Дианой, порой были жестоки - не обходилось без человеческих жертв. Жрецом храма, например, первого, воздвигнутого на Авентинском холме, обязательно был беглый раб. Жрец носил имя Рекс (Царь), а чтобы стать жрецом богини, нужно было убить своего предшественника.

Марс - бог войны

Несомненно, Римская империя была могущественной державой, постоянно расширяющейся за счет войн. В античном мире без помощи богов не могли свершаться никакие дела. Поэтому у Марса, бога войны в Древнем Риме, всегда хватало почитателей. Любопытно, что по легенде именно Марс был отцом Ромула и Рема, основавших Рим. В связи с этим он почитался выше других богов, чем не мог похвастаться греческий Арес.

Венера - богиня любви

Прекрасная богиня любви, плодородия, вечной весны и жизни Венера обладала удивительными способностями. Ее власти подчинялись не только люди, но и даже боги, за исключением немногих. Венера была самой почитаемой богиней у женщин. Символом ее является яблоко. В честь Венеры был построен Сицилийский храм, она была покровительницей потомков Энея, сына Венеры, и всех римлян. Один из величайших римских полководцев, Гай Юлий Цезарь, считал Энея своим предком, поэтому очень уважал богиню.

Вулкан - бог-кузнец

В отличие от Аполлона, славившегося своей красотой, Вулкан был хром и некрасив. Но это не помешало ему стать талантливым кузнецом. Согласно легенде, именно Вулкан выковал Юпитеру его грозное оружие - молнии. Без огня нельзя выковать меч, поэтому Вулкан считался и покровителем этой грозной стихии. Каждый год 23 августа жители Империи праздновали Вулканий.

А следующий факт уже нельзя полностью отнести к легенде. В 79 году до нашей эры, 24 августа, произошло известное извержение вулкана Везувия, которое стало последним для города Помпеи. Быть может, жители прогневали бога своим незнанием, что гора Везувий - вулкан?

Меркурий - бог торговли

Жезл вестника и крылатые сандалии... Несложно догадаться, что речь идет о вестнике богов - Меркурии. Он считался покровителем торговли, интеллекта, красноречия и даже... воровства! Именно он, согласно легендам, изобрел азбуку, единицы измерения, а затем даровал это знание людям.

Жезл Меркурия назывался кадуцеем, его обвивали две змеи. Существует миф, что, когда Меркурий получил жезл, способный усмирить кого угодно, он поместил его между двумя змеями, которые в тот момент боролись между собой. Они обвили посох и стали его частью.

Веста - богиня домашнего очага

Веста в Древнем Риме - богиня домашнего очага, семьи. В Риме ей был посвящен храм, в котором постоянно поддерживался огонь. За пламенем следили специальные жрицы - весталки. Нравы и обычаи древних цивилизаций порой жестоки, и жрицы должны были сохранять целомудрие в течение 30 лет. Если несчастная нарушала запрет, ее хоронили заживо.

Перечислять богов Древнего Рима можно до бесконечности - их очень и очень много. Самые значимые перечислены выше. Удивительно, как много связывает древнеримских богов и нашу современность. В честь некоторых из них получили названия планеты - Венера, Марс, Уран, Юпитер. Нам известен месяц июнь, названный в честь Юноны.

Как можно увидеть из описания богов, они не были безобидны, могли постоять за себя, многие были связаны с военным делом. Кто знает, может, и вправду именно боги помогли римлянам основать одну из самых могущественных империй в истории человечества.

Боги Древнего Рима

Введение

Подобно Библии, мифы и легенды древности оказали огромное влияние на развитие культуры, литературы и искусства. Еще в эпоху Возрождения писатели, художники, скульпторы начали в своем творчестве широко использовать сюжеты сказаний древних римлян. Поэтому постепенно мифы стали неотъемлемой частью европейской культуры, как, собственно, и шедевры, созданные по их мотивам. “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Встреча Аполлона и Дианы” К. Брюллова, “Похищение Европы” В. Серова, “Посейдон несущейся по морю” И. Айвазовского и др.

I. Во что верили римляне?

Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного “Илиаде” и “Одиссее”, не знали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажи неопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У них не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именно от римлян пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия - поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ - означающая с переносном смысле “почитать”, “ублажать” и предполагающее выполнение религиозных обрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса, который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений и безнравственности.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: “Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем”. А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина”. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божеству было непонятным. Он отлично знал, что Зевс - мужчина, а Гера - женщина, и ни секунды в этом не сомневался.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

Одиссей, препирающийся с Афиной, Диомед, борющийся с Афродитой, все ссоры и интрижки греческих героев с Олимпом были для римлянина не понятны. Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом, он наверняка делал это не только для того, чтобы больше сосредоточиться, но также из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказаться поблизости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: “Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры”.

До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну

плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

II. Культ мертвых и домашние божества

Духи предков назывались у римлян манами - чистыми, добрыми духами. В этом названии было больше лести, чем, чем действительной веры в доброту душ умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждая семья чтила души собственных предков, и в дни 9, 11 и 13 мая повсюду проводились Лемурии - праздники мертвых. Тогда считали, что в эти дни души выходят из могил и блуждают по свету как вампиры, которых называли лемурами или ларвами. В каждом доме отец семейства вставал в полночь и босиком обходил все комнаты, отгоняя духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: “Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких”. Невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.

21 февраля был другой праздник, называемый Фералии, в этот день для умерших готовили трапезу. Духи не требуют слишком многого, нежная память живущих приятнее им, нежели обильные жертвы. В дар им можно принести черепицу с увядшим венком, хлеб, размоченный в вине, немного фиалок, несколько зерен пшена, щепотку соли. Самое главное - помолиться им от всего сердца. И следует о них помнить. Однажды во время войны забыли провести Фералии. В городе начался мор, а по ночам души целыми толпами выходили из могил и громким плачем оглашали улицы. Как только им принесли жертвы, они вернулись в землю и мор прекратился. Страной умерших был Орк, как у греков Аид, - глубокие подземные пещеры в недоступных горах. Так же назывался и властелин этого царства теней. Мы не знаем его изображения, так как он никогда его не имел, как не имел никаких храмов и никакого культа. Однако на склоне Капитолия был найден храм другого бога смерти, Вейовиса, имя которого как бы означало отрицание благотворной силы Юпитера (Йовиса). В близком родстве с духами предков находятся гении, представляющие жизненную силу мужчин, и юноны - что-то вроде ангелов-хранителей женщин. Каждый человек в зависимости от пола млеет своего гения или свою юнону. В момент появления человека на свет гений входит в него, а в час смерти покидает, после чего становится одним из манов. Гений наблюдает за человеком, помогает ему в жизни, как может и умеет, и в тяжелую минуту полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику.

Некоторые, однако, считали, что, рождаясь, человек получает двух гениев: один склоняет его к добру, другой направляет на злое, и в зависимости от того, за кем из них он пойдет, человека после смерти ждет благословенная судьба или кара. Однако это было уже скорее богословское учение, нежели всеобщая вера.

В дни рождения каждый приносил жертву своему гению. Гения изображали в виде змеи или римским гражданином, в тоге, с рогом изобилия.

К этому же семейству духов-покровителей относятся лары, которые опекают поле и дом крестьянина. В Риме не было культа более популярного, чем культ ларов. Каждый в своем доме молился им и почитал этих добрых божков, так как приписывал им все успехи, здоровье и счастье семьи. Уезжая, римлянин прощался с ними; возвращаясь, здоровался прежде всего с ними. Они с детства смотрели на него из своей часовенки (в сущности это был особый шкафчик, в котором хранились изображения ларов. Называли его - ларариум), установленной возле домашнего очага, присутствовали при каждом ужине, со всеми домашними делили их радости и печали. Как только семья садилась за стол, хозяйка дома прежде всего отделяла порцию ларам, в особые посвященные ларам дни в жертву им приносили венок из живых цветов. Сначала чисто семейный, культ ларов распространился потом на город, его участки и все государство. На уличных перекрестках стояли часовни участковых ларов, и местные жители относились к ним с большим почтением. Ежегодно в первые дни января отмечался праздник участковых ларов. Это было большой радостью для простого люда, так как в праздновании участвовали комедианты и музыканты, атлеты и певцы. Праздник проходил весело, и не один кувшин вина выпивался за здоровье ларов.

В той же самой часовенке возле домашнего очага вместе с ларами обитали также благодетельные божества - пенаты. Они опекали кладовую.

Для того, чтобы понять первичный культ ларов и пенатов, необходимо представить себе древнейший римский дом, хижину земледельца с одной главной комнатой - атриумом. В атриуме находился очаг. На нем готовили пишу, и одновременно он согревал домочадцев, собиравшихся главным образом в этой комнате. Перед очагом стоял стол, вокруг которого все садились во время еды.

За завтраком, обедом и ужином для пенатов на очаг ставили мисочку с едой в благодарность за домашний достаток, стражами которого они были. Благодаря этой жертве все блюда тоже становились как бы священными, а если на землю падала, например, даже крошка хлебы, ее следовало бережно поднять и бросить в огонь. Так как государство считалось большой семьей, то были также пенаты и государственные, чтимые в одном храме с Вестой.

Родственная самим именем греческой Гестии, Веста была олицетворением семейного очага. Ее почитали в каждом доме и в каждом городе, но более всего в самом Риме, где храм ее был как бы центром столицы, а следовательно, и всего государства. Культ Весты был древнейшим и одним из самых важных. Храм вместе с рощей находился на склоне Палатинского холма возле Форума, у самой Виа Сакра - священной дороги, по которой проходили триумфальные шествия победоносных вождей. Форум - площадь, рынок, вообще место, где собиралось много народа; центр экономической и политической жизни. В Риме таким центром

стал Римский Форум (Форум Романум). Рядом находился так называемый атриум Весты, или, монастырь весталок. Неподалеку располагалось жилище верховного жреца - Регия, или “царский дворец”. Его называли “царским дворцом” потому, что там некогда жил царь (Рекс), а будучи верховным жрецом, он одновременно был и непосредственным главой весталок.

Сам храм, маленький, округлый, напоминал своим видом первобытные глиняные лачуги древнейших, еще сельских жителей Рима. Он делился на две части. В одной пылал вечный огонь Весты, эта часть днем была доступна для всех, однако ночью туда нельзя было входить мужчинам. Другая часть, как бы “святая святых”, была скрыта от людских глаз, и никто толком не знал, что там находится. Хранились там некие таинственные святыни, от которых зависело счастье Рима. В самом храме не было статуи Весты, она находилась в реддверии, выполненная по образцу греческой Гестии.

Службу в храме несли шесть весталок. Их выбирал верховный жрец (понтифекс максимус) из лучших аристократических семей. Девочка поступала в монастырь между 6 и 10 годами жизни и оставалась в нем в течение тридцати лет, сохраняя невинность и отрекшись от мира.

Первые десять лет ее учили всевозможным обрядам, следующие десять лет она служила в храме, последние десять лет обучала новеньких. Через тридцать лет весталка могла покинуть монастырь, вернуться к жизни, выйти замуж и создать собственную семью. Однако случалось это чрезвычайно редко - по всеобщему убеждению, весталка, покинувшая храм, не найдет счастья в жизни. поэтому большинство из них предпочитало оставаться в монастыре до конца своих дней, пользуясь уважением подруг и общества.

Главной задачей весталок было поддерживать вечный огонь на алтаре богини. Они следили за ним днем и ночью, все время подкладывали новые щепки, чтобы он никогда не угасал. Если огонь гаснул, это было не только преступлением нерадивой весталки, но предвещало неизбежное несчастье для государства.

Разжигание огня заново было очень торжественной процедурой. Добывали огонь трением двух палочек друг о друга, то есть самым первобытным способом, уходящим к каменному веку и встречаемым теперь лишь у народов, затерянных в дальних углах земли, куда еще не достигла цивилизация. Культ Весты неукоснительно сохранял формы быта древнейшей Италии, поэтому все орудия в храме - нож, топор - должны были быть бронзовыми, а не железными. Весталки не имели права уходить из города, они обязаны были находиться всегда поблизости от священного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь, запарывали насмерть. Столь же суровое наказание постигало весталку, которая нарушала обет целомудрия. Ее сажали в плотно закрытый паланкин (крытые носилки), чтобы никто не мог ни увидеть ее, ни услышать, и несли через Форум. При приближении паланкина прохожие молча останавливались и, склонив головы, шли за процессией к месту казни. Оно находилось возле одних из ворот города, где уже ожидало вырытое углубление, достаточно обширное, чтобы в нем могли поместиться ложе и стол. (Весталок, нарушивших обед девственности, замуровывали заживо в земляном валу близ Коллинских ворот в восточной части города.) На столе зажигали лампу и оставляли немного хлеба, воды, молока и оливкового масла. Ликтор открывал паланкин, а в это время верховный жрец молился, подняв руки к небу. (Ликторы - служители, а также почетная стража высших должностных лиц; вооружены были фасциями (пучок розог) с воткнутыми в них топорами.)

Закончив молитву, он выводил осужденную, прикрытую плащом, чтобы лица ее не могли увидеть присутствующие, и приказывал ей сойти по лестнице в приготовленное углубление. Лестницу вытаскивали, нишу замуровывали. обычно весталка умирала через несколько дней. Иногда семье удавалось потихоньку освободить ее, но разумеется такая освобожденная весталка навсегда устранялась от общественной жизни.

Весталки были окружены большим уважением. Если одна из них выходила на улицу, впереди нее шествовали ликторы, как перед высшими чиновниками. Весталкам предоставлялись почетные места в театрах и цирках, а в суде их свидетельство имело силу присяги. Ведомый на смерь преступник, встретив одну их этих одетых в белое девиц, мог припасть к ее ногам, и если весталка возглашала помилование, его отпускали на свободу. Молитвам вестальских дев придавали особое значение. Они ежедневно молились за успехи и целостность римского государства. В девятый день июня, в торжественный праздник Весталий, римские матроны совершали паломничество к храму Весты, неся в глиняной посуде скромные жертвы. В этот день мельницы украшали цветами и венками, а пекари шумно веселились.

III. Боги. Древние италийские божества

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и таким образом осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды каждого месяца (13-15 числа). Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса, то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса.

Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги - сатурналии, начинавшийся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшийся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, “вечно стояла весна” и “урожай без распашки Земля приносила”, “сладкий вкушали покой безопасно живущие люди”. И действительно, в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми.

Римский пантеон имеет много аналогов древнегреческих богов и богинь, но есть и свои собственные божества и низшие духи.

Наиболее известными считались следующие боги.

Аврора - богиня утренней зари.

Бахус - бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия.

Венера - богиня любви и красоты, тождественная греческой богине Афродите.

Веста - богиня домашнего очага и огня.

Диана - богиня охоты, Луны, плодородия и деторождения, покровительница диких зверей. Диана отождествлялась с древнегреческой богиней Артемидой.

Купидон - бог любви, сын Венеры.

Марс - древнеиталийский бог войны и плодородия. Марс отождествлялся с древнегреческим богом Аресом.

Меркурий - бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов. Меркурия изображали с крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку.

Минерва - богиня мудрости, покровительница наук, искусства, ремесел. Под опекой Минервы находились учителя, врачи, актеры, ремесленники. Миневра отождествлялась с древнегреческой богиней Афиной.

Нептун - бог морей, отождествляемый с древнегреческим богом Посейдоном. Нептун считался покровителем коневодства и конных состязаний.

Термин - бог межей и пограничных межевых знаков: столбов, камней и т.п.

Флора - италийская богиня цветов, юности. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках.

Фортуна - богиня счастья, случая и удачи. Фортуна изображалась женщиной с повязкой на глазах, с рогом изобилия в руках, сыплющей монеты с повязкой на глазах.

Юнона - царица богов, супруга Юпитера, покровительница брака и рождения. Юнона отождествлялась с древнегреческой богиней Герой. Юнона изображалась величавой женщиной в короне.

Юпитер - верховный бог, владыка богов и людей, отождествленный с греческим Зевсом. Иногда статуям Юпитера в Риме придавали облик правящего императора.

Янус - древнее италийское божество; бог:

  • - входов и выходов;
  • - всех начал;
  • - создатель всего живого на земле;
  • - покровитель дорог и путешественников и др.

Януса изображали человеком с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны. Атрибутами Януса были ключи и посох.

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Но, несмотря на это, четко выделяется триада богов Древнего Рима: Юпитер, Марс и Квирин.

Юпимтер (лат. Iuppiter) -- в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния -- иды.

Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.

Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии, Малой Азии.

После заката Римской Империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом, молнией и скипетром.

Марс - один из древнейших римских богов. Первоначально считался родоначальником и хранителем Рима. В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима.

Квирин (сабинск. Quirinus -- копьеносный) -- один из древнейших италийских и римских богов.

Квирин - древнейшее римское божество, покровительствующее жизнетворящим силам природы, а в дальнейшем -- военным действиям. Квирин был особенно почитаем в ранние времена римской истории, еще когда на Апеннинском полуострове жили разрозненные племена: сабины, латины, оски, умбры и др.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века - менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.