Индуцированный психоз: симптомы, развитие болезни и лечение. Механизмы формирования негативного отношения к отдельно проживающему родителю (продолжение) Смотреть что такое "Индуцированный психоз" в других словарях

Индуцированное бредовое расстройство и индуцированный психоз относятся к психическим нарушениям, которые протекают в тесной взаимосвязи друг с другом.

Главным условием для образования данного вида является присутствие пары, где есть доминант, — основатель бреда, и реципиент, — последователь ложных убеждений. При разлучении этих субъектов бредовые идеи терпят крах.

Первичная характеристика

Индуцированное представляет собой сложную психическую болезнь, включающую присутствие у человека бредовых мыслей, ложных убеждений с доминирующей основой. Основной причиной бреда выступают жизненные ситуации, которые больной не может принимать адекватно. Из-за ложной трактовки элементарная сложность становится огромной проблемой. Индивидуум предпринимает попытки по преодолению вымышленных преград, в то же время в реальной жизни происходят необратимые разрушения.

Чаще всего бредовое расстройство является следствием шизофрении или других форм психических нарушений.

Индуцированный психоз – это психическое расстройство индивидуума, вызванное бредовыми мыслями иного человека, с которым он тесно связан.

У доминирующего лица обязательно имеется психическое расстройство. Реципиент копирует не только мысли, но и поведение своего лидера.

История становления диагноза «folie a deux»

Первые данные об индуцированной форме бреда появились в 1877 году. Такое состояние было описано французскими психиатрами Жаном-Пьером Фальре и Эрнестом Шарлем Ласегом. Так как сходные бредовые идеи наблюдались у двух людей, то этот случай получил название «folie a deux»(«общее с другим лицом »).

Впоследствии было выяснено, что состояние пациентов и механизм развития отличается от иных параноидных нарушений, что привело к его переименованию. Сейчас можно встретить такие упоминания как «двойное помешательство» и «психоз, возникший по ассоциации».

В тесном симбиозе друг с другом

Эти нарушения наблюдаются только в паре, где у доминанта бредовое расстройство, а у реципиента индуцированный психоз. Они частично изолируются от других людей, но находятся в тесных отношениях друг с другом.

Такая связь является взаимовыгодной для обоих. Инициатор через пассивного партнера поддерживает связь с внешним миром. В свою очередь реципиент испытывает обожание к своему главарю, который понимает его и разделяет все переживания. Чрезмерное обожание пассивного партнера может привести к негодованию доминанта. При этом реципиент подвергается переживанием и может впасть в депрессию.

В основном подобными расстройствами страдают члены одной семьи, так как имеют тесные родственные связи. Наиболее подвержены болезни женщины.

Основными причинами становятся неосознанно навеянные мысли и желание подражать идеалу, коем является доминирующая личность. Бредовое расстройство возникает при неадекватном восприятии ситуаций окружающего мира, генетической предрасположенности, дисбалансе нейромедиаторов в головном мозге или при наличии других патологий мозговой деятельности.

При разрыве связи ложные убеждения пропадают.

Как выявить странную парочку?

У индуктора бред основан на:

  • мании величия, когда человек представляет себя сверхличностью, с неоцененными талантами;
  • — человек не доверяет окружающим и во всем видит сговор против него;
  • , когда пациент уверен, что имеет тяжелое неизлечимое заболевание, при отсутствии такового в действительности;
  • бреде ревности, когда больной начинает следить и подозревать партнера в измене;
  • эротомании, веры в любовь знаменитости.

У реципиента отмечается принятие бреда доминанта за истину без возражений и колебаний. Чаще всего также присутствуют идеи ипохондрического типа и преследования. Могут наблюдаться расстройства личности при полном психическом здоровье. Бредовые мысли обычно близки к истине и не несут такой нелепости как при шизофрении.

Наиболее подвержены восприятию ложных идей лица с выраженной:

Как развивается расстройство — характер течения

Вначале бред развивается у доминирующего субъекта на фоне органического или хронического синдрома. Позже он подкрепляется поддержкой реципиента или нескольких пассивных партнеров, постепенно приобретая более яркую картину. При поддержке других личностей бред может меняться и усовершенствоваться домыслами иных субъектов.

Различают несколько клинических подтипов, в зависимости от числа индуцированных:

  • имеется пара, где один доминант и один пассивный партнер;
  • у двух реципиентов имеется один общий друг, выступающий доминатом;
  • у определенного количества людей появляется определенная бредовая мысль, навеянная одним индивидуумом.

Бред может носить разный характер:

Как устанавливается диагноз

Выявление индуцированного бреда происходит при наличии определенных критериев:

  • несколько человек разделяют бредовую идею, оказывая поддержку друг другу;
  • между субъектами обнаруживается тесная взаимосвязь;
  • имеется подтверждение, что распространение бреда произошло от доминирующего члена к реципиенту посредством общения.

Для определения наличия индуцированного психоза также необходимо присутствие ряда показателей:

  • бред развивается посредством общения с доминирующим индивидуумом;
  • идеи субъектов имеют схожесть структур;
  • реципиент на момент «заражения» нереальными мыслями является адекватным человеком без психических расстройств.

Если у обоих индивидов в паре наблюдается присутствие психических нарушений, то диагноз не может быть верным для обоих субъектов.

Методы терапии

Терапия включает комплексный подход к решению проблемы:

  • разделение доминанта и реципиента;
  • психиатрическая помощь в осознании жизненных аспектов, может содержать когнитивно-поведенческую, семейную или смешанную модель реабилитации;
  • медикаментозное лечение для восстановления эмоционального и физического фона заключается в приеме , .

Реципиент после отлучения от доминанта испытывает эмоциональный упадок. Ему необходима поддержка близких. В случае отсутствия эффекта от консервативного лечения инициатору бреда может потребоваться госпитализация до улучшения психического состояния.

Осложнения и прогноз зависят от степени выраженности, формы и течения болезни. Повысить шансы на выздоровление может помощь близких людей.

Хроническое течение заболевания редко поддается полному излечению, чаще всего наблюдаются периодические обострения, которые можно уменьшить и предотвратить приемом соответствующих препаратов. Существенных угроз для жизни приступы не несут. Основная проблема лежит в отсутствии возможности адекватного пребывания в обществе.

По материалам поста "О вкусах не спорят, а мне подозрительно", обсуждаемом в сообществе "Сами себе психологи"написана статья "Как не заразиться психической инфекцией в Интернете?".

Не всем понятно, что такое психологическая индукция, поэтому по материалам Интернета Вашему вниманию такая информация.В 1960 году на основании эксперимента был сделан вывод о том, что между людьми происходит передача психологической информации, и что осуществляется она через материальный носитель- биополе, в диапазоне микроволн, непосредственно мозгом, без участия органов чувств.Что такое психологическая индукция можно рассмотреть на примере индукции бредового расстройства личности. Психические процессы и в норме отличаются высокой индуктивностью. Легче индуцируются дети и подростки, лица с низким интеллектом, инфантильные взрослые,а также, лица с низкой самооценкой и слабоволием. Индукция может быть направленной и осознанной, например, в рекламе и политике. Психологическое влияние индуктора и реципиента взаимно, то есть реципиент своим поведением и высказыванием способствует усилению продукции индуктора. В основе механизма индуцирования лежит эффект аудитории, толпы или «социального облегчения», то есть такого механизма, при котором конкретное поведение осуществляется быстрее, если оно наблюдается у других.Убогие не так остро будут ощущать свою ущербность, если кто-то еще разделяет их участь.
Распространенность индуцированных бредовых расстройств недооценивается. Для исламизма – это национализм и терроризм, для фашизма –– это нацизм и истребление других народов, для «бериевского коммунизма» – это паранойальная подозрительность и истребление «не своих» (например, расстрелы).
Индуктора обычно относятся к доминантным личностям, а реципиенты – к подчиняемым, внушаемым и зависимым личностям.
Диагноз индуцирования основан на следующих критериях:

1. Бред у доминантного лица чаще шизофренический, бред реципиента обычно исчезает при разлучении.

2. Один, два и более лиц разделяют бред и бредовую систему, поддерживают друг друга в этом убеждении.

3. У индуктора и реципиента тесные взаимоотношения (семейные, территориальные, религиозные.

4. Есть сведения об индуцировании бреда реципиенту путем контакта с индуктором.

5. Возможны индуцированные галлюцинации.

Терапия. Разделение индуктора и реципиентов в последующем сопровождается по отношению к ним различной тактикой. Индуктора следует лечить, как пациента с бредом, реципиент после утраты доминантного лица чувствует собственную покинутость и духовную пустоту. Это требует продолжительной реабилитации и психотерапии зависимости. Многое в этой терапии сходно с воздействием и реабилитацией при зависимости от психоактивных веществ.

Рассмотрим еще такую экзотическую тему как «бред колдовства и порчи» . Сочетаясь с бредовыми идеями преследования, отравления, ущерба, он образует единый психопатологический узел, когда ставится под вопрос сама возможность физического существования личности, вызывая тем самым брутальные формы бредовой защиты.

Индуцированные воздействия в последовательности поколений

В заключение на основании вышеизложенного анализа мы предложим некоторые гипотезы, которые могут в качестве первого приближения дать нам модель «крупномасштабной» динамики индуцированных воздействий. Мы будем пытаться приблизиться к пониманию по возможности всей цепочки причин и следствий, которые вызывают то, что обычно называют характерным, или типичным социальным расстройством личности и поведения в зрелом возрасте национального меньшинства.

Рассмотрим в начале нашего анализа лишь одну такую личность сравнительно молодого возраста с семьей, «погруженную» в реальную социальную среду (далее везде принимается во внимание вышеприведенный анализ: полагаем, что в социальной среде наблюдаются индуктивные воздействия). Личность имеет или генетическую предрасположенность к психотическому расстройству, или подвергается воздействию, например, социальной (в частности, связанной с национальностью личности) стрессовой ситуацией. Через 1 – 2 недели возникает острое или преходящее психотическое расстройство (реактивный психоз), например, с бредом, который индуцирует подобный бред (индуцированное параноидное расстройство) у положительно эмоционально связанными с ней членами семьи. При продолжающихся социальных воздействиях параноидное расстройство может перейти или в параноидное состояние (в тяжелых случаях – в параноидный психоз), или в паранойю, или сенситивный бред отношения. Характерная особенность этих заболеваний – это весьма устойчивый, иногда пожизненный бред, который также может индуцировать положительно эмоционально связанных с этой личностью окружающих. Возникает что-то похожее на цепную реакцию: лавинообразное увеличение числа личностей с подобным бредом. Эта лавина обрывается или по мере исчерпания числа личностей, эмоционально поддерживающих этот бред (например, после «глобального» охвата всего национального меньшинства), частично затухая на критически мыслящих личностях или в связи со смертью личностей-источников бреда.

В зрелом возрасте у таких личностей (но сравнительно чуть более критически относящихся к своему субъективному состоянию) обычно возникают так называемые специфические расстройства личности. Они обычно связаны с личными страданиями или социальным распадом (разрушение семьи и т. п.). Здесь расстройства проявляются как негибкие ответные реакции на самые разные личные и социальные ситуации. Это, прежде всего параноидное расстройство личности, которые, возможно, также могут индуцировать эмоционально связанных с ними окружающих. Здесь отметим личности фанатичные, кверулянтные, обидчиво-параноидные. При диссоциальном расстройстве личности отметим личности аморальные, антисоциальные и психопатические. Еще отметим эмоционально неустойчивое расстройство (личности агрессивные); при истерическом расстройстве особо отметим личности психоинфантильные, поскольку именно они обычно подвержены индуктивному влиянию извне.

Любая социальная общность обладает коллективной психикой, в рамках которой одни индивиды заражают (индуцируют) своими смыслами, эмоциями и психическими состояниями других. Так люди взаимодействуют друг с другом в обществе, оказываясь в состоянии психосоматического резонанса. Во времена же социально-политических кризисов и потрясений, сопровождающихся т.н. «ментальными эпидемиями», народные массы могут заражаться психическими расстройствами. Чаще всего - индуцированным психозом.

Индуцированный психоз (от лат. inducere - вводить и греч. psyche - душа) — это форма психоза, при которой изначально здоровый индивид непроизвольно перенимает, а затем воспроизводит как свои сверхценные идеи (бред) и поведение психически нездорового индивида, с которым он тесно и долго контактирует.

После индуцирования психозом психические реакции человека начинают грубо противоречить действительной реальности, что отражается в расстройстве восприятия индивидом реального мира и дезорганизации его поведения. Само поведение индуцированного психозом сопровождается бредом, глубокими и резкими перепадами настроения, состоянием бесконтрольного возбуждения или, наоборот, глубокой депрессии, а также серьёзными нарушениями мыслительного процесса и полным отсутствием критического отношения к своему психическому состоянию.

Главная особенность индуцированного психоза - принятие психически здоровым человеком бредовых идей и переживаний психически больного индивида (чаше всего параноика или кверулянта) за истину без всяких сомнений, колебаний и раздумий. После того как бредовые идеи полностью захватывают сознание индуцированного психозом, разубедить его в них или разъяснить ему их нелепость и абсурдность невозможно. С определённого момента бредовое содержание идей индуцировавшего и индуцированного развиваются параллельно, часто дополняя друг друга. Возникает психопатический резонанс.

Человек в состоянии психоза меняется в своём поведении, эмоциональных проявлениях и мышлении. Подобные метаморфозы свидетельствуют об утрате им способности реально воспринимать окружающий мир, на что влияет отсутствие адекватного осознания происходящего и невозможность объективно оценивать своюизмененную психику.

По сути, индуцированный психоз - это некая форма коллективного сумасшествия, способного обретать масштабы массовых психических эпидемий, в основе которых лежит подражаемость и внушаемость, парализующие способность индивида к самостоятельному адекватному суждению и логическому мышлению, что делает его одержимым.

Причём интересно то, что в определённых ситуациях индуцированные психозом объединяются в группы, осуществляя совместные действия - от ритуализированных мероприятий до массовых убийств.

Индуцированный психоз, сопровождающийся бредом, - явление весьма распространённое. Им чаще всего страдают семьи, друзья и близкие люди параноиков. Однако периодически индуцированный психоз приобретает и массовый характер.

Дело в том, что причиной массовой вспышки индуцированного психоза чаще всего становятся напористые, волевые, энергичные, абсолютно убеждённые в своей правоте параноики. Это происходит, если они в силу обстоятельств получают доступ к власти или средствам массовой информации. Силой своего авторитета и убеждения подобные индивиды могут затмить реальность и здравый смысл для очень многих людей, заразив их своим бредом. Фактически социально и политически активные параноики способны при помощи власти, общественной деятельности и средств массовой информации сотворить с сотнями тысяч и даже миллионами людей то, что с ними сотворил их душевный недуг . В этом смысле параноики выступают как вирус массовой психической эпидемии.

Активные параноики, способные индуцировать психозом значительные массы людей, обладают мощным разрушительным потенциалом. Поэтому неслучайно в последние годы на украинское телевидение были выведены для непрерывного вещания ярко выраженные параноики. Без их воздействия на массовое сознание не был бы возможен ни Майдан, ни одесские убийства, ни кровавая бойня на Донбассе. Целенаправленная параноизация телевидения Украины была необходимым условием погружения Украины в хаос, войну и разруху.

При этом не стоит преувеличивать способность среднестатистического человека с ограниченным набором знаний, не обременённого навыками самостоятельного мышления и не обладающего устойчивой психикой, критически оценивать получаемую им информацию и адекватно воспринимать действительную реальность. Тем более в условиях отсутствия информационных альтернатив психопатизирующим СМИ. Подавляющее большинство индивидов, независимо от их пола, возраста, образования, культуры, социального/этнического происхождения и места жительства, способно поверить буквально во что угодно. Степень их внушаемости будет зависеть от силы психического воздействия того параноика, под влиянием которого они окажутся, и интенсивности/тотальности его информационно-психологического давления.

В любом обществе людей, обладающих устойчивой психикой, самостоятельным мышлением и иммунитетом к массовому психозу крайне мало. Их - ничтожное меньшинство. Именно поэтому толпы в экстазе кричат «Хайль Гитлер!» или «Слава Украине!», энергично маршируют колоннами, люто кого-то ненавидят и восторженно убивают «врагов», даже если ещё вчера они были их близкими друзьями или ближайшими родственниками.

Способность мыслить логически, мыслить самостоятельно, оперируя не эмоциями, не господствующими в обществе стереотипами и дезинформацией СМИ, а объективными фактами и отстранённой логикой, - крайне редкое человеческое качество. Настолько же редкое, насколько редким является такое свойство психики, как устойчивость к внушению или способность человека идти по жизни своим путём, а не в тесных колоннах марширующей куда-то толпы.

В человеке очень много от обезьяны. В нём очень много рефлексов обезьяньего стада, когда то, что считает правильным стадо, и то, что стадо делает, становится главным и определяющим для его отдельной особи. Законы биологического мира просты - будь в стаде, поступай как стадо, а стадо гарантирует тебе безопасность и прокорм. Это древние, фундаментальные инстинкты заложены в нас с рождения. И перед лицом их мощи очень часто в людях исчезает всё личное, индивидуальное, а главное - всё человеческое. Поэтому нередко общество становится толпой, которую охватил массовый психоз, а составляющие её люди - стадом испуганных, психически больных обезьян, лишённых свободы и разума.

По большому счёту, вся история человечества в значительной степени - это история истовой веры масс в очередной бред. Люди болеют индуцированными психозами почти так же, как гриппом, - в массовом порядке, долгими годами и без ремиссий. Заражение психики здорового человека бредовой идеей параноика или шизофреника - настолько же распространённое явление, как инфицирование ОРЗ. С той только разницей, что в случае с ОРЗ человек понимает, что он болен, а в случае с индуцированным психозом - нет.

Жизнь с какой-то бредовой идеей в голове, как с какой-нибудь инфекцией в крови, это, в общем-то, абсолютно нормальное состояние для большинства индивидов. Проблема только в том, что иногда тот или иной бред опасен как для своего носителя, так и для окружающих его людей.

Массовый психоз превращается в угрозу национального масштаба, когда одна какая-то бредовая идея охватывает и подчиняет себе значительную часть общества. Если в дикой природе, где чётко работают биологические законы, единство стада - залог выживания, то в человеческом мире массовый психоз (представляющий собой нарушение биологической программы психики), охвативший своим паранойяльным бредом миллионы людей, способен не только причинить им серьёзный ущерб, но и довести до гибели.

ИНДУЦИРОВАННОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО (лат. inducere вводить, наводить; син.: наведенное помешательство, индуцированный психоз, симбиотический психоз ) - разновидность психогенного заболевания с возникновением психического расстройства под влиянием психически больного человека у лица, до этого не страдавшего душевной болезнью. При И. п. в совместном заболевании двух и более лиц душевнобольной - индуктор подвергает остальных - индуцируемых лишь психическому «заражению», «преходящей психической заразе». Во франц. литературе первое обстоятельное сообщение под названием folie a deux (помешательство вдвоем) было сделано Ласегом (E. Ch. Lasegue) и Ж. Фальре на заседании парижского медико-психологического общества (1873). В отечественной психиатрии этому вопросу посвящено исследование В. И. Яковенко (1887). Термин «индуцированное помешательство» предложен Леманном (G. Lehmann) в 1883 г.

Клиническая картина

При И. п. психические расстройства у индуктора и индуцируемых идентичны по форме и содержанию. Являясь ситуационным психическим заболеванием, И. п. может возникать в самых различных формах, способно отразить любое душевное расстройство. Чаще всего, однако, И. п. проявляется в форме бредового психоза с развитием идей преследования, отравления, ущерба, религиозного или сутяжного бреда (см. Бред). Бредовые идеи индуцируемых лиц, по сравнению с бредовыми высказываниями индуктора, как правило, менее разработаны в деталях и систематизированы, беднее содержанием, могут излагаться в самом общем виде. Последний признак очень важен, т. к. позволяет выявить источник бредообразования, т. е. индуктора. Бредовые идеи индуцируемого обычно развиваются только под влиянием индуктора и лишь в очень редких случаях сам индуцируемый способен оказывать влияние на содержание бредовых идей индуктора. В соответствии с бредом у индуцируемых возникают различные формы бредового поведения. Кроме бреда, особенно в случаях, где индукции подвергается большое число лиц, могут возникать аффективные расстройства в форме экстаза, страха, реакций паники (см. Реактивные психозы), иллюзии и галлюцинации (преимущественно религиозно-мистического содержания), разнообразные проявления истерии (см.). Истерические расстройства, возникая у большого числа лиц, могут принимать форму кликушества (страстные причитания и выкрики, сопровождаемые экспрессивным двигательным возбуждением или припадками), «мерячения» - неудержимые подражания словам и действиям окружающих, т. е. И. п. способно принять форму психической эпидемии. Флиген (J. Vliegen) считает примером психической эпидемии недавнего времени маниакальную (страстную) массовую истерию третьего рейха, возникшую под влиянием специфических социальных условий и истерического индуктора. К И. п. относится ряд случаев расширенного, т. е. с участием двух и более лиц, самоубийства; примером являются случаи массового самосожжения членов религиозных сект.

И. п. может носить острый и затяжной характер, продолжаясь в случаях развития бредовых идей в течение ряда лет.

Патогенез

И. п. возникает у лиц с повышенной внушаемостью- при наличии психического инфантилизма (см. Инфантилизм, психические расстройства), у психопатических личностей (см. Психопатии), у страдающих олигофренией (см.), в различных по происхождению и выраженности случаях органического психосиндрома (см. Органические психозы), т. е. для его возникновения всегда необходимо наличие врожденной или приобретенной неустойчивости ц. н. с. Развитию И. п., особенно в форме бредового состояния, всегда предшествует продолжительный контакт индуктора и индуцируемого при частом и тесном общении или совместном проживании. Поэтому в 40% случаев И. п. развивается у родителей и детей, братьев и сестер. Этот факт свидетельствует не только о значении определенных внешних условий, но и подтверждает значение фона, на к-ром развивается И. п. Индуцированный бред возникает легко в тех случаях, когда у индуктора он развивается исподволь, содержание его имеет правдоподобные детали, когда высказываемые индуктором мысли соответствуют установкам самого индуцируемого.

Внушение сочетается с отчетливым аффективным компонентом. Аф-фективность всегда более значительно выражена у женщин. Возможно, этим обстоятельством объясняется факт, что индукторами чаще являются женщины.

Для возникновения острых форм И. п. с галлюцинаторными, аффективными или истерическими симптомами важное значение имеют определенные социальные условия, а также различные ослабляющие организм соматические заболевания.

Диагноз

Диагноз и дифференциальный диагноз ставится при наличии сходного по форме и содержанию психического заболевания у двух или более лиц, находящихся в постоянном общении, из которых душевнобольным в полном смысле является только одно.

Дифференцировать И. п. необходимо с конформным бредом, когда у двух или более психически больных возникают сходные по форме и содержанию бредовые расстройства. В случаях конформного бреда происходит индукция одним больным других больных, при этом в противоположность И. п. бред индуцируемого часто склонен к прогрессивному развитию, а, кроме того, сам индуцируемый нередко начинает индуцировать бывшего индуктора, дополняя и развивая его прежний бред.

Лечение

Необходимо разъединение индуцируемого и индуктора. В зависимости от индивидуальных особенностей индуцируемого редукция психических расстройств происходит в различные сроки. Массовые случаи И. п. должны лечиться удалением индуктора, в ряде случаев при этом показано и разъединение индуцируемых. Во всех случаях И. п. после разъединения индуктора и индуцируемых в отношении последних показано применение психотерапии (см.).

Прогноз

Прекращение внушения способствует ослаблению и исчезновению болезненных расстройств у индуцируемого.

Библиография Блейлер Э. Аффективность, внушаемость и параноя, пер. с нем., Одесса, 1929; Осипов В. П. Руководство по психиатрии, с. 452, М.-Л., 1931; Погибко Н. И. Индуцированные психозы, М., 1970; Яковенко В. И. Индуцированное помешательство (folie а deux), как один из видов патологического подражания, Спб., 1887; Д о н-чев П. и Александрова М. Ин-дуцирани психози и престъпление, Неврол., психиат, и неврохир. (София), т. 13, № 4, с. 343, 1974; LasequeCh. et F а 1 г e t S. La folie a deux ou folie com-muniquee, Ann. med.-psychol., t. 18, p. 321, 1877; Lehmann G. Sur Casuistik des inducirten Irreseins (Folie a deux), Arch. Psychiatr. Nervenkr., Bd 14, S. 145, 1883; Y 1 i e g e n J. Lexikon der Psychiatrie, S. 288, B. u. a., 1973, Bibliogr.

М. B. Коркина, H. Г. Шумский.

ИНДУЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЗ (от лат. inducere - вводить и греч. psyche - душа). Форма психоза, характеризующаяся изначально непроизвольным и навязанным воспроизведением индивидом (относительно здоровым) тех сверхценных идей, которые владеют другим человеком (больным), с котором данный индивид тесно общается. Бредовое содержание этих идей развивается затем параллельно. В большинстве случаев речь идет о более или менее ограниченных отклонениях от нормы у индуцированных индивидов. Они без критики перенимают убеждения больного, чаще всего параноика или кверулянта (одержимого идеей отстаивать свои якобы ущемленные права). Обычно это - идеи преследования, контролирования извне, убеждения в высшем происхождении. Иногда индуцированные объединяются в группы, осуществляя соответствующие совместные мероприятия (контроль за питанием при боязни отравления, укрепление жилища при бреде преследования, религиозные бдения и пр.). При разрыве с источником индукции психотические проявления пропадают. Причиной выступает суггестия и стремление к имитации. В 40% случаев встречается у родителей и детей, среди братьев и сестер, в старых супружеских парах, особенно при социальной изоляции. Также возможны массовые индукции в социальных группах. Наиболее характерным примером формирования индуцированного психоза служит тактика втягивания в секты и деструктивные культы. Первым шагом такого втягивания является, как правило, навязывание индивиду малозначимых обязательств, в качестве которых может выступать, например, обращение к нему с просьбой принять значок с определенной символикой или брошюру об общине в качестве подарка. Если индивид соглашается, то он субъективно оказывается в ситуации, в которой отказаться от просьб в дальнейшем ему все сложнее и сложнее. Наконец он втягивается в коллективные мероприятия внутри секты (выполнение специфических ритуалов, публичная агитация, сбор пожертвований и т. д.), которые направлены на изменение его самоидентификации. При этом происходит изоляция, прежде всего эмоциональная и личностная, от прежней среды; внутри же секты, по крайней мере на первых порах пребывания в ней, индивид получает знаки внимания и уважения, для него создается атмосфера абсолютного эмоционального принятия. В качестве других факторов втягивания в секты выступают: харизматичность и, часто, маргинальность лидера; изложение философских и мировоззренческих доктрин секты, имеющее псевдологические основания; неискушенность и доверчивость вновь обращенного индивида (как правило, это молодые люди до 25 лет), переживание им внутренних конфликтов (проблемы в семье, трудности профессионального развития и пр.). История. Первое обстоятельное сообщение на данную тему было сделано во французской литературе в 1877 г. (Е. Ch. Lasequl) под названием «Помешательство вдвоем». Сам термин «индуцированное помешательство» предложил G. Lehmann в 1883 г. Данная проблема широко обсуждалась в русских психиатрических кругах в конце XIX в. Толчком для этих обсуждений послужили статьи Г. Тарда и Н. К. Михайловского («Герой и толпа», 1896). Этой проблемой занимались В. И. Яковенко (Яковенко В. И. Индуцированное помешательство (Jolie a deux) как один из видов патологического подражания. СПб., 1887), В. X. Кандинский, А. А. Писарский, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 221-222.

Литература:

Рохлин Л. Л. К истории отношений отечественной психиатрии и социальной психологии // Психологический журнал. 1981. № 3; Катит Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. М. Медицина, 1994. Т. 1; Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.