Как привить любовь к чтению. Как привить ребенку любовь к чтению

Многие люди неразрывно связывают свой отдых с чтением книг. Они забывают о своих проблемах, когда берут в руки любимое произведение. Однако вызвать интерес к книгам у современных детей стало непросто, так как они предпочитают проводить своё время перед телевизором, компьютером или телефоном.

Хорошие родители понимают, что книги способны развить внутренний мир ребенка, открыть для него новые эмоции, создают творческое пространство.

К тому же, если ребенок увлекается литературой с раннего возраста, то в школе у него не возникнет проблем с гуманитарными науками, а также процесс обучения в целом не будет вызывать лишь негативные эмоции.

1. Читать вслух. Можно начать читать ребенку с простой и красочной книги, так, чтобы он мог видеть картинки и текст. Малыш усвоит, что читать нужно слева на право. Если заметен интерес у ребенка к какой-либо книге, можно периодически читать её снова, чтобы он запоминал текст и воспроизводил его совместно с родителем.

Чтение вслух приучает детей к устной речи, а также освещает каждый раз всё новые и новые литературные слова. Это очень влияет на развитие, потому как с малых лет ребенок будет учиться говорить правильно, употребляя и понимая сложные слова, значение которых не всегда известно даже взрослым.

2. Объяснять новые и ещё не известные слова. Прочитав в тексте новое или сложное слово, родителям необходимо спросить у ребенка, понимает ли он его значение. Если нет, то необходимо объяснить доступным языком, возможно, показать картинку.

3. Воплощение сказки в реальную жизнь. Детям интереснее наблюдать за театральными сценками и пьесами, прочитывая произведение вслух, родители могут изменять голоса, говоря за того или иного персонажа, стараться передать интонацию или даже спеть, если это необходимо. Тогда ребенок, непременно, дослушает рассказ или сказку до конца с интересом.

4. Записать ребенка в библиотеку. Перед тем как малыш отправится в школу, необходимо записать его в библиотеку и завести читательский билет. Библиотекарь, непременно, организует экскурсию среди детских книжных полок. Родители должны позволить ребенку самому выбирать литературу, даже если его выбор останавливается на литературе, которая кажется им неинтересной.

Книги в жизни детей подросткового возраста

Когда ребенок переходит в старшие классы, то свободного времени у него становится всё меньше. Много времени уходит на точные науки и занятия в секциях, однако даже в таком плотном графике, нужно находить время, чтобы уделить его чтению.

Родители поспособствуют развитию интереса к книгам, если:

  1. Предложат ребенку обмениваться прочитанными книгами с друзьями и делиться впечатлениями от произведения.
  2. Включат в программу детских праздничных развлечений интересные задания, связанные с творческой деятельностью. Например, предложат составить рассказ, добавляя по одному предложению к предыдущему. В конце должна получиться небольшая история, которая имеет начало и конец, рассказ может быть как шуточным, так и познавательным.
  3. Вызовут у ребенка интерес к школьным театральным постановкам, чтобы он вжился в роль и воплощал образы героев, просто прочитывая сценарий.

К сожалению, чтение книг среди детей стало редкостью, потому что они считают, что просмотр телевизора или компьютерные игры, куда более интересные.

Родители должны ограничивать ребенка в бесполезных развлечениях и прививать интерес к литературе с малых лет, тогда станет заметно, как ребенок развивается на глазах.

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

Развитие интереса к чтению у первоклассника - необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

Правильное чтение - это техничное чтение. Но нас волнует не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Кстати, к концу первого класса он должен прочитывать 50 слов в минуту. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка. Как это сделать? Вот об этом сейчас и поговорим.

Наблюдательные родители знают, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Такое пассивное слушание тоже полезно, но зацикливаться на нем нет необходимости. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию интересных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Но и в том, и в другом случае необходимо использовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Назовем некоторые из них и расскажем, как именно их использовать с пользой для ребенка:

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

* Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок - народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста. Такой алгоритм можно применять после прочтения как целого рассказа или сказки , так и отрывка

Как анализировать с ребенком прочитанный текст

♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

♦ Чем понравился? Или почему не понравился?

♦ Кто из героев тебе понравился?

♦ Почему?

♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

♦ Чем они тебе понравились?

♦ Какой герой не понравился?

♦ Почему?

♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понравились больше всего?

♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.

Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека» . Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

Самое важное в развитии интереса к чтению - помнить, что для ребенка чтение - трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное - это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ничего не дает ребенку.

Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использовать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно.

Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.


Как привить ребенку любовь к чтению — один из самых волнующих вопросов любящих родителей. Что современные дети мало читают, ни для кого не секрет. В основном виновниками сложившейся ситуации считают всевозможные гаджеты, но даже задолго до их появления не все дети отдавали предпочтение книге. Возможно проблема кроется в другом?

Давайте разберемся, как заинтересовать ребенка чтением, привить любовь к книге на всю жизнь, в каком возрасте знакомить малыша с литературой, стоит ли вести бессмысленные разговоры о пользе чтения, или жестко принуждать. Поговорим о распространенных ошибках родителей, которые только отобьют интерес к литературе. Эти советы будут полезны для родителей детей всех возрастов, от рождения до подросткового периода.

Чтение можно разделить на два этапа

  1. Этап технического чтения. Ребенок только учится читать, связывает между собой буквы, слоги, слова, предложения. Это так называемый «голый» навык.
  2. Этап содержательного чтения. Когда ребенок ухватывает содержание текста, улавливает смысл, получает удовольствие от процесса.

Первый этап тяжело дается детям, он не приносит совершенно никакого удовольствия, учиться читать скучно и неинтересно для ребенка, и ему никак не объяснить, что это необходимо. Поэтому до того, как учить ребенка читать, нужно привить ему любовь к чтению, показать как интересен и разнообразен мир книг. Как это сделать? Просто нужно соблюдать ряд простых, но очень важных правил!

Как привить ребенку любовь к чтению с рождения

  1. Как только малыш родится.
  2. Ежедневно по несколько минут.
  3. Когда ребенок в хорошем настроении, в качестве поощрения за примерное поведение.
  4. В любом месте, всегда берите книгу с собой на прогулку, в гости.
  5. Приучите ребенка ждать время для чтения, например перед сном. Дети, у которых есть ритуал отхождения ко сну быстро и легко засыпают, их не нужно уговаривать лечь в постель.
  1. Медленно, с интонацией, меняйте голос читая за разных персонажей, показывайте мимикой и жестами их действия.
  2. Рассматривайте вместе книги и картинки, купите книги из толстого картона, чтобы ребенок, если он совсем маленький, смог полистать книжку, не порвав её.
  3. Попросите малыша переворачивать страницы, это поможет ему почувствовать себя помощником, а дети любят помогать взрослым.
  4. Пусть малыш сам выберет книгу, которую вы ему прочтете.
  5. Не перегружайте, не нужно читать больше 20 минут, это максимум для маленького ребенка в возрасте 1-4 лет.

Советы для родителей дошкольников и младших школьников

Соблюдая эти простые правила вы поможете своему чаду полюбить читать, чтение станет для него интересной игрой, а не скучным процессом соединения слогов.

  • Если ребенок уже освоил технику чтения, читайте вместе, по ролям, ему обязательно понравится эта идея, получится увлекательная и интересная игра.
  • Создайте собственную домашнюю библиотеку. Присутствие в доме книг, журналов и газет, а также ваш личный пример помогают детям рассматривать литературу как часть повседневной жизни. Обязательно вместе с малышом выбирайте, что вам прочесть, пусть он сам покажет, где находится его любимая книга.
  • Устраивайте всевозможные конкурсы и викторины. После прочтения ребенком книги, задавайте вопросы, после правильного ответа обязательно вознаграждайте какими нибудь вкусностями, желательно полезными. Вопросы можно озвучить перед прочтением книги, это поможет малышу запомнить необходимую информацию. Этот совет хорошо помогает детям научиться осознавать прочитанное, лучше понимать смысл текста.
  • Обрывайте финал. Читая новую книгу, остановитесь на самом интересном месте и уходите заниматься своими делами. Можно при этом намекнуть, что он сам в состоянии дочитать её до конца. Детское любопытство не знает границ, сделав свои дела, придите и спросите, чем же там все закончилось.
  • Рисуем иллюстрации и комиксы к прочитанным произведениям. Ни один ребенок не откажется от этого занятия. Можно выбрать определенное действие, происходившее в сказке и изобразить его на листе бумаге, дополнить диалогами, как в книге. Можно даже завести специальную тетрадку для комиксов.
  • Разыгрывайте сценки из сюжета в книге. Это не только поможет привить любовь к чтению, но и разовьет театральные навыки.

Методики внедрения правильного чтения

Методик внедрения правильного чтения множество, все они подходят для своей цели, а именно научить ребенка читать так, чтобы он полюбил это делать. Ребёнок должен понять, что чтение - это не принудительный и скучный процесс, а индивидуальное и интересное поглощение увлекательной информации.

Да, да! Вы не ослышались! Купив новую книгу с яркими картинками, демонстративно пролистайте её, чтобы кроха видел, а затем положите на видное место, и скажите малышу, чтобы он не читал, обоснуя тем, что эта сказка вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. В конце концов любопытство возьмет верх, ведь запретный плод сладок.

Метод Искры Даунис (детский психолог)

Один из самых действенных методов, позволяющих сделать чтение увлекательным и интересным. Утром, когда ребенок проснется, он найдет у себя на подушке письмо от любимого сказочного персонажа, пусть это будет Карлсон.

В письме всего пару строчек о том, что он хочет дружить с малышом и оставил ему подарок в определенном месте, указанном в письме.Подарок ребенок обнаруживает, а на другое утро получает новое письмо, где Карлсон пишет, что сегодня хотел подарить ему билеты в цирк или зоопарк, но так как малыш себя плохо вел, подарок он получит, когда исправит свое поведение.

В этом письме уже больше строчек и так с каждым днем, количество прочитанных строк увеличивается, техника чтения улучшается, а ребенок с нетерпением ждет нового письма. Этот метод помогает детям связать чтение с чувством удовольствия и радости.

С овместный просмотр фильмов

Наверняка, многие из вас уже начали возмущаться, мол это к чтению никак не относится.Читайте дальше, поймете, в чем дело. В современном мире ребенка от телевизора точно не уберечь, но иногда можно вынести из этого пользу. Подбирайте экранизации по известным детским произведениям, перед просмотром обязательно расскажите, что вначале была написана книга, а только потом по её сюжету сняли фильм.

После просмотра с энтузиазмом, расскажите малышу об упущенных в фильме эпизодах, о том, что книга намного интереснее и красочнее, более точно передает историю и эмоции главных героев. Если ребенка зацепил фильм, не сомневайтесь, что он захочет прочесть и книгу.

Наверняка вам знакома история Гарри Поттера, дети во всем мире взахлеб читали историю мальчика, который выжил. Собственно, почему читали? и сейчас читают. По данным статистики, больше половины детей сначала посмотрели фильм, а только потом, заинтересовавшись сюжетом, прочли книгу, и с нетерпением ждали новой части.

Правильное окружение

Когда кто-то из друзей постоянно читает, это будет стимулировать к чтению и ваше чадо. В возрасте 8-10 лет у детей появляется интерес коллекционированию, хорошо, если вы направите его в правильное русло. Подарите малышу интересную книгу и предложите ему на пару с другом коллекционировать понравившиеся им произведения, либо книги одного жанра, или полюбившегося автора.

Чтение — радость и праздник!

Основателями этого метода считается древний народ Книги. Заключается в том, что ребенок читает в качестве награды, когда хорошо себя ведет, в ограниченном количестве — несколько строчек или пол страницы. Когда малыш в плохом расположении духа, читать ему запрещается. Ребенок, должен понять, что чтение это радость и праздник, а не наказание.

Метод, основанный на детском любопытстве

Подходит для детей, которые уже научились читать, но не могут уловить смысл. Читая ребенку новую книгу, прервитесь на самом интересном месте, ссылаясь на то, что у вас много дел, и нет времени для чтения. Все домашние должны быть заняты и отказываться прочесть произведение до конца. Потом, в конце концов, сжальтесь над крохой, но с одним условием! Читать по очереди, строчку-ты, две строчки-я. Обязательно похвалите ребенка, это даст ему стимул совершенствовать свои навыки. Таким образом, техническое чтение со временем перейдет в содержательное.

Страсть к перечитыванию

Каждый родитель может рассказать историю о том, что его ребенок несколько раз на день на протяжении долгого времени просит прочесть одну и ту же книгу. Обычно это касается деток в 2-3 года и чуть старше, и это вполне нормальное явление для такого возраста. Просто это произведение особенно полюбилось малышом, оно олицетворяет его психологический комфорт, в нем все знакомо и предсказуемо, но это не делает его менее интересным. Отнеситесь с пониманием к желанию ребенка, читайте снова и снова, не стоит раздражаться по этому поводу. Наверняка у вас в детстве тоже была любимая книга, прочитав которую сейчас вы впадете в ностальгию. В большинстве случаев частое чтение одних и тех же книг проходит у детей в 6-7 лет.

Выбирайте правильные аргументы, чтобы побудить ребенка к чтению

Многие родители ошибочно полагают, что учителя должны научить их детей всему на свете, а им остается проверять дневник и приходить на родительское собрание. Не тут то было, уважаемые родители! В школе ребенок учится техническим моментам чтения, которые никак не влияют на любовь к книге, а наоборот, могут только оттолкнуть, так как это тяжело, скучно и неинтересно по мнению ребенка.

Порой родителям подростка приходится приложить немало усилий, для того, чтобы заинтересовать книгой, заданной на летнее чтение. Может быть, ему вовсе не интересен сюжет этого произведения. Но основной проблемой является неправильное вовлечение в увлекательный процесс чтения в раннем возрасте, когда малыш только учился читать и с трудом понимал главную мысль содержимого, а может, вообще не понимал. Нужно научить ребёнка правильно читать произведения и понимать главную мысль и идею. Это необходимо делать, постепенно вводя новые элементы, но не только среди букв, а также среди способов понимания смысла текста.

Любовь к чтению зарождается именно в семье, когда мама и папа собираются вместе, садятся со своим чадом в уютное местечко и читают сказки, стихи, интересные истории отвечая на бесконечные вопросы » а почему», «что это такое» и так далее в том же духе. Именно с вас ребенок берет пример, если вы проводите большую часть своего свободного времени с книгой, также поступит и ваше чадо. Даже не умея читать, он просто возьмет книгу в руки и будет перелистывать странички, внимательно рассматривать картинки, водить пальчиком с лева на право, лишь бы быть похожим на маму и папу, ведь вы самые главные и авторитетные люди для своего ребенка.

Важную роль в воспитании маленького читателя играют походы в библиотеку. Малыш видит как огромен, разнообразен и интересен мир книг, ему понравится выбирать книги, которые он прочтет дома с мамой, смотреть картинки прямо в читальном зале. Сама библиотечная атмосфера положительно влияет на ребенка, он видит, как другие детки и взрослые читают и ему тоже хочется поскорее научиться, чтобы не просить маму с папой, а самому погружаться в жизнь и заботы сказочных персонажей.

Основные ошибки родителей

Все, без исключения мамы и папы интересуются, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать. Но хоть кто нибудь задавался вопросом, чего делать нельзя? Часто, своим желанием пробудить в ребенке любовь к чтению, мы, наоборот убиваем весь интерес и желание малыша своим поведением.

Чего делать нельзя

  • Не заставляйте и не уговаривайте детей читать. Чтение книги должно быть только по доброй воле ребенка с хорошим настроением, а не заплаканным из-за того, что мама усадила его за ненавистную книгу.
  • Не поправляйте и не указывайте на ошибки. Пусть читает как может, вечно поправляя и бурча вы убиваете интерес к чтению, оно становится мучением и наказанием.
  • Не заставляйте читать из под палки, говоря -«не ленись, прочти еще хоть строчку». Придумывайте увлекательные игры, сейчас даже придумывать ничего не надо, все уже давно придумано за вас.
  • Не сравнивайте с другими детьми. Например, — «Вот Вадик, из твоего класса, такой умный мальчик, прочел за лето уже 5 книг, а ты и одну с трудом осилишь». Подобное сравнение не только отобьет интерес к чтению, но и испортит ваши отношения с ребенком.
  • Не ставьте нереальные задачи. Когда малыш еще плохо читает, не целесообразно просить его прочесть всю книгу от и до. Начинайте с коротеньких стишков и рассказов, сначала, пусть прочтет пол странички, потом еще и еще.

В статье вы найдете множество полезных идей, как научить ребенка читать, играя.

Чтение воспитывает нравственность, формирует мировозрение, убеждения и ценности. Литература расширяет кругозор, словарный запас, положительно влияет на формирование вкусов. Читающие люди, знают, чего хотят, и чаще добиваются успехов. Стремление к получению новых знаний и навыков определяет будущий успех ребенка.

По мнению психологов, привить ребенку любовь к чтению можно до 9 лет, если вы не сделали этого раньше, вряд ли получится сейчас, когда у малыша появились другие интересы.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Подготовка к собранию

Анкета для родителей

1. Любит ли ваш ребенок читать?
2. Читаете ли вы ребенку?
3. Обсуждаете ли вы прочитанное?
4. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
5. От чего зависит выразительное чтение?
6. Как этому научить?
7. Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?
8. Ваши просьбы, пожелания учителю.
9. О чем бы вы хотели узнать на собрании?

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Как готовить домашнее задание по чтению

1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
2. Посмотри, кто автор произведения.
3. Внимательно прочитай весь текст.
4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
8. Составь план пересказа текста.
9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

    Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

    Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

    Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

    Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

    Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

    Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

    Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

    Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

    Воспитывайте бережное отношение к книге.

    Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

II. Проведение собрания

1. Анализ учебных достижений

Итоги техники чтения.
Анализ прочитанных летом книг.

2. Ознакомление родителей с состоянием читательского интереса

Анализ анкеты учащихся

«Человек без книги жить не может», – все дети.
«Нравится ли тебе читать?».
Да – 15; не очень – 7.
«Почему?»

Нравится : интересные книги; можно узнать новое; хочется узнать, что произойдет дальше, чем закончится книга; в книге есть картинки.
Не нравится : бывают неинтересные книги; маленькие буквы; когда читаю, глаза слезятся, хочется спать.

С удовольствием читают сказки, журналы, книги с крупными буквами, произведения Успенского, Носова, Драгунского, рассказы о животных, энциклопедии.
Получать книги в подарок нравится всем.
«У вас дома много книг?»
Четверо ответили – не очень, у остальных – много. В домашней библиотеке у всех есть детские книги.
«Читают ли тебе родители книги?»
Да – 6; иногда – 7; нет – 9 (совпало с родительской анкетой).
«С кем ты недавно читал книгу дома?»
С мамой – 7; один – 14; не читал – 1.
«Хвалят или ругают тебя родители во время чтения?»
Хвалят – 13; хвалят и ругают – 6; не ругают – 2; не хвалят и не ругают – 1.

СИТУАЦИЯ 1

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Анализ анкеты родителей

Не все дети любят читать. Родители читают детям очень редко, но прочитанное стараются обсуждать. Для увлечения чтением можно записать ребенка в библиотеку, читать ему книги, рассказывать о прочитанном, увлекать своим примером. Выразительное чтение зависит от того, как читают взрослые, от эмоциональности ребенка, от понимания прочитанного, от соблюдения знаков препинания. Чтобы научить выразительно читать, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору и т.д.), чаще читать по ролям. Если ребенок не хочет читать или устал, родители разрешают ему немного поиграть, а потом предлагают продолжить читать.

СИТУАЦИЯ 2

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?

После высказываний родителей о данной ситуации я упомянула о пользе физкультминуток. Некоторые из них мы разучили прямо на собрании и записали их в блокнот.

Пожелания учителю

Больше знакомить детей с интересными книгами, завести читательский дневник, инсценировать сказки.

Родители на собрании захотели узнать: сколько времени должен читать ребенок, как увлечь чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

3. Психолого-педагогическое просвещение

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П. Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя 8–10 лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну, как книга?» – «Ничего, нормально», – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми – стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90–100 слов в минуту.

    Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.

    Хорошие результаты дает чтение перед сном.

    Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
    Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш.
    Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка.

    Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.

    Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.
    Приглашенный на собрание библиотекарь объясняет:
    – что читать детям 7–8 лет;
    – как создать домашнюю библиотеку;
    – на какие издания можно подписаться всей семье;
    – как пользоваться книгами в библиотеке;
    – традиции библиотеки.

    Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть длинная: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не просто воспитывает бережное отношение к книге – оно дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Совет 2

Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

4. Обсуждение организационных вопросов

    Показ образца читательского дневника.

    Ознакомление с правилами ведения читательского дневника.

    Знакомство с памятками и их обсуждение.

5. Личная беседа с родителями

Вручение благодарностей родителям, дети которых читают грамотно, бегло и выразительно.

Публикация статьи произведена при поддержке сайта www.VampireTV.ru. Созданный для поклонников историй о вампирах, сайт www.VampireTV.ru содержит полное собрание эпизодов «Дневники вампира ». Удобные инструменты сайта позволят как смотреть сериал «Дневники вампира» онлайн, так и бесплатно скачать любой интересующий Вас эпизод, будь то новые серии или серии 2 сезона. А так же на страницах сайта www.VampireTV.ru представлены экранизации других историй о вампирах и оборотнях, которые позволят весело и интересно провести Ваш досуг.

Советы родителям

Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет школу, умея читать. В 5–6 лет учиться читать легче, чем в 7–8 лет.
Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
Рассказывайте детям сказки.
Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

III. Осмысление итогов собрания

1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.
2. Мнение родителей о пользе собрания.
3. Решение собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:

В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей, организовать сказочную викторину и т.д.

Держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.

Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ

    В конце 2-го класса провести конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

    Третий класс – «Литературная гостиная».

    Четвертый класс – «Урок-отчет по внеклассному чтению».

IV. Выступление детей. Инсценировка сказки про Незнайку и Буквоеда

Список используемой литературы

Захаров С.Н . Детские праздники. – Владимир, 1994.
Никитин Ю.С . Спутник досуга. – М., 1989.
Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М., 1993.
Воскобойников В.М . Как определить и развить способности ребенка. – 1996.
Дереклеева Н.И . Родительские собрания. – М.: Вако, 2004.
Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.

Светлана Жабуева
Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка»

Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка »

Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и стал успешным, и готовы приложить для этого все силы и средства? Начните с самого простого : прививайте своему ребенку любовь к чтению . Это увлечение создаст очевидные преимущества не только для него – например, хорошую успеваемость в школе, но и для вас. Оно способно наполнить ваши взаимоотношения другим содержанием.

Психологи отмечают, что чтение – один из самых действенных способов развития ключевых отделов головного мозга человека. А специалисты Канзасского университета выяснили, что чем больше детям читали в возрасте от 10-ти до 18-ти месяцев, тем богаче был их словарный запас впоследствии. Кроме того, любой ребенок опосредованно, благодаря авторским комментариям и пояснениям, познает окружающий мир. Дети учатся концентрироваться на тех вещах, которые они не замечали раньше. Это очень пригодится им в дальнейшем - для самоконтроля в учебе.

К тому же совместные чтения влияют благотворно на детей. При этом совсем неважно, сколько лет вашему ребенку – 10 месяцев или 13 лет. Ведь это прекрасный способ установления с ним душевного и эмоционального контакта, налаживания хороших доверительных и доброжелательных взаимоотношений.

Читая вслух, родители, сами того не замечая, замедляют речь так, как если бы разговаривали с младенцем. Они хотят быть услышанными и понятными своим чадом, и такая размеренная и спокойная речь помогает ребенку чувствовать себя увереннее рядом с мамой и папой. Таким образом можно сгладить конфликтную ситуацию. А еще добавьте сюда внимание, которое во время чтения вслух уделяют друг другу взрослые и дети. Благодаря этому простому и не требующему больших материальных и физических затрат увлечению у ребенка постепенно будет укрепляться тесная связь с родителями.

С чего же начать?

То, как ребенок станет относиться к книгам, когда будет старше, появиться ли у него желание читать и сохранится ли в дальнейшем интерес к чтению , зависит именно от нас с вами.

Приведем несколько советов , которые помогут привить ребенку любовь к книгам :

1. Создайте в доме «книжную» атмосферу

Родители для ребенка – самый лучший и главный объект для подражания, поэтому дети подсознательно копируют поведение взрослых. Читайте сами, и пусть ребенок увидит, что это доставляет вам удовольствие. Затем обсуждайте прочитанное в кругу семьи – и вы сыграете на естественном любопытстве чада . Ребенку будет интересно узнать ответ на вопрос : «Неужели все то, о чем рассказывает мама, находится внутри этой книги?» .

Кроме этого, чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки . Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.

2. Позволяйте ребенку играть с книгами тогда, когда ему этого хочется, даже когда он еще не умеет читать. Только не ленитесь объяснять, для чего предназначены книги и как правильно сними обращаться. Если кроха захочет, чтобы у него были собственные книжки, позаботьтесь о том, чтобы он получил их от вас в подарок. Постепенно пополняйте вместе с ним его библиотеку.

3. Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста - это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция» , «квант» , «единица» чтения . У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения , но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.

4. Приходите вместе с ним в библиотеку. Выбирая книги для себя, не забудьте обратить внимание малыша на книги для детей. Проанализируйте, чем в настоящий момент ребенок увлечен, и позвольте ему самостоятельно выбрать книгу на интересующую тематику.

5. Запаситесь аудиокнигами, поскольку, согласно статистике , у ребенка, который привык слушать аудиокниги , впоследствии возникает любовь к чтению .

6. Не увлекайтесь количеством прочитанных книг. Давайте ребенку передышку – ему нужно время, чтобы осмыслить полученную информацию. Однако если он будет проявлять нетерпение и попросит прочесть ему следующую книгу, заметьте, что быстро это сделать он может только сам, а для этого должен научиться читать. Обучение чтению необходимо проводить в ненавязчивой, а лучше всего игровой форме. Разучивать буквы следует постепенно, и только когда ребёнок хорошо выучит одну букву, только тогда можно переходить к другой.

Выучив алфавит, можно идти дальше и учиться складывать из отдельных букв слоги. При этом не следует забывать о чтении на ночь , только теперь уже вы можете меняться ролями, предложив ребёнку почитать самому , сославшись на усталость голоса. Дети любят рассказывать что-либо сами, а поэтому, как правило, легко соглашаются.

Нужно сказать, что чтение вслух на ночь является очень важным элементом в системе воспитания, поэтому оно должно стать таким же привычным делом , как умывание и чистка зубов. Самые лучшие книги для этой цели – добрые детские сказки известных отечественных и зарубежных писателей или короткие рассказы о детях и животных. И напротив, комиксов, популярных журналов, изобилующих яркими картинками с сомнительным смыслом, а при этом ещё и бедных текстом, следует избегать. Помните о главном : книга должна излучать добро и иметь пусть самый простой, но положительный пример для подражания.

7. Читайте ребенку вслух, даже если он уже умеет читать.

Так он будет перенимать у вас правильную интонацию, произношение, а это занятие создаст между вами устойчивую эмоциональную связь. И в дальнейшем чтение напомнит ему о вашей любви и всегда будет только в радость.

8. Будьте последовательны, не позволяйте детям перелистывать страницы, не дочитав книгу до конца. Что же делать, если вы видите, что книжка не интересна ребёнку ? Возможно, он просто ещё до неё не дорос. В этом случае попробуйте подобрать что-нибудь попроще.

9. Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.

10. Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения » становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.

С детьми постарше всё немного сложнее… Если подросток в 11-13 лет уже привык к телевизору , не стоит пытаться навязывать ему классику, а особенно что-либо из школьной программы. Оторвать подросшее чадо от голубого экрана и обратиться к печатному тексту можно таким способом : дайте ему почитать толковую рецензию на его любимый фильм или телепередачу. По крайней мере, это даст ему стимул поспорить и, при необходимости, поискать нужную информацию в интернете.

Склонить чашу весов в пользу чтения можно также предложив прочитать книгу, по которой поставлен его любимый фильм. Большинство сценариев известных фильмов имели своим источником как раз именно литературные произведения. Очень часто такой альтернативный подход привлекает юного телезрителя своими возможностями узнать новые грани поведения своих любимых героев и незаметно прививает интерес к книге .