Как привить ребенку любовь к чтению? Советы специалистов и хитрости библиотекарей. Как привить ребенку любовь к книгам и чтению

Развитие интереса к чтению у первоклассника — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

Правильное чтение — это техничное чтение. Но нас волнует не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Кстати, к концу первого класса он должен прочитывать 50 слов в минуту. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка. Как это сделать? Вот об этом сейчас и поговорим.

Наблюдательные родители знают, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Такое пассивное слушание тоже полезно, но зацикливаться на нем нет необходимости. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию инте-ресных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Но и в том, и в другом случае необходимо ис-пользовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Назовем некоторые из них и расскажем, как именно их использовать с пользой для ребенка:

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

* Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвое-ния содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста. Такой алгоритм можно применять после прочтения как целого рассказа или сказки , так и отрывка

Как анализировать с ребенком прочитанный текст

♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?

♦ Чем понравился? Или почему не понравился?

♦ Кто из героев тебе понравился?

♦ Почему?

♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?

♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?

♦ Чем они тебе понравились?

♦ Какой герой не понравился?

♦ Почему?

♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понра-вились больше всего?

♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.

Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека» . Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

Самое важное в развитии интереса к чтению — помнить, что для ребенка чтение — трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное — это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ниче-го не дает ребенку. Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использо-вать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

Чтобы ребенок мог анализировать, думать, а порой и плакать над книгой…

Как же воспитать настоящего читателя?

Новое поколение выбирает

Когда моей младшей дочке исполнился годик, в день рожденья мы решили погадать о ее судьбе. На диване разложили несколько предметов, которые символизировали собой жизненные приоритеты. Дискета означала компьютерную грамотность, кукла была образом материнства, пяльцы символизировали рукоделие, книжка – любовь к чтению и науке, расческа – кокетство, кисточка – художественное творчество, долларовая бумажка, понятное дело, финансовую обеспеченность. Даша бодрым шагом подошла к этому изобилию, схватила книжку и пошла в уголок – «читать». Не без труда девочку вытащили из угла выбирать дальше. После долгих сомнений ребенок взял кисточку, а потом – пяльцы для вышивания. В общем, получился образ дворянской девушки – образование, искусство, рукоделие.

«Дашуня, может денежку возьмем?» – спросила мама с тайной надеждой на безбедную старость. Но девочка была тверда и от дальнейших «подарков» судьбы отказалась. «Ну, надо же, – сказала моя приятельница, – такая маленькая, а как к книжкам тянется».

И со вздохом добавила. – А мой балбес в двенадцать лет ничего, кроме компьютера и телевизора, видеть не хочет. Читает только по школьной программе, больше никаких книжек видеть не хочет, даже лишнюю строчку не прочтет, если не задавали. И как его заставить читать, не представляю...

Конечно, наше гаданье было шуточным, но для современных детей проблема чтения стоит довольно серьезно. Психологи, родители и педагоги бьют тревогу: дети и подростки не хотят читать! Между тем, любовь к книге прививается с самых младых ногтей, и уже в возрасте года-полутора ребенок вполне может стать настоящим читателем, пока, конечно, с вашей помощью. Итак, как подружить малышку с книжкой? Что и как читать самым маленьким, как помочь крохе полюбить удивительный мир книги?

Когда начинать?

Начать знакомство крохи с сокровищницей мировой литературы можно еще до рождения. Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что с двадцатой недели внутриутробной жизни младенец способен слышать. Обычно, правда, будущие родители предпочитают слушать с малышом любимую музыку, чем читать вслух. Но ребенку в материнской утробе обязательно нужно слушать человеческую речь – и живую, обращенную к нему, и литературные тексты.

Когда я была беременна старшей дочкой, мы с мужем довольно много читали вслух Пушкина. Читали и потом – уже когда она родилась. И любопытно, что под знакомые стихи девочка быстрее успокаивалась, а в пять лет легко выучила длиннющую сказку о царе Салтане. Подчас казалось, что она вспоминает знакомый текст. Вполне вероятно, что так оно и было.

Младшая же наша дочка, находясь в мамином животе, слышала так много разных детских стихов, сказок и песенок, которые мы читали и пели ее сестре, что здесь даже трудно определить ее предпочтения.

Примерно с полугода можно приобщать младенца и к настоящим книгам. Внимательно следите за реакцией малыша: если книжка явно не вызывает у него интереса, лучше немного подождать. Младенец нескольких месяцев от роду вряд ли по-настоящему заинтересуется последними новинками детской литературы. Так что не спешите.

Как правило, книги начинают привлекать карапузов, едва перешагнувших годовой рубеж.

Как читать самым маленьким?

Казалось бы, странный вопрос – бери и читай. Однако, здесь есть свои секреты и особенности. Лучше, если на самых первых порах вы, как это ни парадоксально, вообще обойдетесь без чтения, ведь даже в простых текстах для малыша довольно много незнакомых слов.

Подчас родители жалуются, что ребенок, дескать, не хочет слушать, когда ему читают книжку, в нетерпении перелистывает страницу за страницей, а то и вовсе убегает. Не ругайте малыша за невнимательность и не заставляйте его во что бы то ни стало слушать ваше чтение. Вместо этого представьте себе, что вам читают текст на иностранном языке, который вы понимаете в лучшем случае на четверть. Хорошо, если в наборе незнакомых слов вам удастся хотя бы почувствовать некоторый ритм. Надолго ли хватит вашего терпения?

Постепенно комментарий может расширяться. Сначала – кто изображен на картинке, потом – что он делает, потом – какой он, где, с кем и т.д. Именно так строится наша речь, так слова соединяются в предложение. Когда основные понятия «кто?» и «что делает?» будут усвоены, активно употребляйте предлоги – на, под, снизу, сверху, над, слева, справа и пр. Все это поможет вашему малышу легче ориентироваться в пространстве – как в реальном, так и в изображаемом – и расширит его словарный запас.

Постепенно от комментариев можно переходить к «настоящему» тексту: четверостишьям или коротким (в два-три предложения) подписям под картинками. Хороши в этом отношении сказки В. Сутеева (начать можно, например, с «Трех черных котят» или с «Цыпленка и Утенка»), английские стихи и песенки в переводе С. Маршака, «Цыпленок» К. Чуковского, бессмертные «Игрушки» А. Барто.

Прекрасно, если вы сможете «расцветить» текст танцевальными движениями или простейшей пальчиковой гимнастикой. Например, «Сорока-сорока», «Скок-поскок», «Аты-баты» и т.д. У нас «хитом сезона» было следующее произведение:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

А, может быть, вы и сами придумаете какие-то танцевальные движения?

Старайтесь читать выразительно, пусть даже в сто первый раз. Не спешите, пусть ваша речь будет четкой и в то же время напевной, с яркими интонациями. Для малыша это очень важно, ведь ему гораздо легче и приятнее воспринимать книжный мир не в виде однообразного бормотания, а через красочную жизнь самых различных персонажей.

И самое главное – ваш эмоциональный настрой. Вместе с ребенком удивитесь огромному жирафу и восхититесь пушистой киской. Постарайтесь увидеть все это впервые, глазами малыша. Но для того, чтобы картинки вызывали ваше искреннее восхищение (а иначе нельзя – ведь дети тонко чувствуют фальшь), книги должны быть очень хорошего качества. И здесь мы подходим к сложной проблеме выбора детских книг. Казалось бы, в нынешние времена прилавки магазинов буквально завалены разнообразной книжной продукцией – только покупай. Однако будьте внимательны!

Что читать малышам?

Старайтесь выбирать книжки с качественным переплетом и твердыми картонными страницами, желательно, ламинированными, ведь кроха непременно захочет попробовать такую красоту на зуб.

Для самых маленьких подойдут книжки из пластика и ткани, их можно даже купать, не то, что грызть… Специально для въедливых читателей. Прекрасно, если юный книголюб познакомится с разными фактурами: сейчас стали выпускать книжки, в которые вклеены кусочки ткани, меха, клеенки. Обязательно проводите пальчиками крохи по различным поверхностям, это поможет ему закрепить зрительные образы с помощью тактильных ощущений.

Иллюстрации предпочтительнее достаточно крупные, яркие, но при этом без многочисленных мелких деталей, и уж, конечно, узнаваемые. Если вы сами сомневаетесь в том, кто изображен на картинке – то ли зайка, то ли киска, а, может быть, и мышка, такую книгу не стоит показывать ребенку. Хорошо, если вам удастся найти книги с изображением повседневных вещей, которые малыш видит вокруг себя. Дело в том, что как раз в возрасте года-полутора кроха учится соотносить изображение с реальным объектом. Чем картинка будет ближе к действительности, тем легче и скорее пройдет этот процесс. Согласитесь, довольно трудно соотнести реальную домашнюю кошку, которая мурлычет, ходит на четырех лапах и трется головой о ноги хозяйки, с неизвестным науке зверем в сарафане и кокошнике. Какими бы вам ни казались умилительными и милыми эти картинки, оставьте их на потом.

Рекомендую серию «Моя первая книжка», выпущенную издательством «Росмэн». В серию вошли книги «Слова», «Я учусь», «Техника», «Это я», «Животные», «Времена года», «Буквы», «Цифры». Это книжки небольшого формата (а значит, их удобно брать с собой в поездку, в поликлинику или на прогулку) с гладкими картонными страницами. На каждой странице – несколько тематически подобранных фотографий и подписей к ним.

Если эти ли другие книги по каким-то причинам недоступны, можно сделать их самостоятельно (я делала такие «пособия» для старшей дочки, когда в продаже еще было мало подобных материалов). Для начала запаситесь старыми журналами, книжками, открытками, каталогами автомобилей, одежды и мебели. Вырежьте из них подходящие картинки и разложите по тематическим папкам: например, интерьер, человек, животные, природа, времена года и пр. Эти картинки можно вклеивать в альбомы для рисования или использовать фотоальбомы. В каждый кармашек фотоальбома вложите карточку из белого картона размером 10х15 см. С обеих сторон теперь можно вставлять в прозрачный кармашек картинки и менять их по своему усмотрению. Это даже удобнее, чем наклеивать их в большой альбом. Картинки можно подписывать, а можно этого и не делать – как вам больше нравится.

Кроме ярких иллюстраций и прочного переплета, в книжках есть и содержание. А оно, увы, часто оставляет желать лучшего. Перелистывая в магазине книгу, прочтите несколько случайно открытых строк. Порой в детских текстах встречаются такие перлы, на которых не стоит знакомить малыша с литературой.

Например, мне как-то попались на глаза такие вирши:

  • Пошла коза на огород за листьями капустными,
  • Капусту козочка жует, а настроенье грустное.
  • Наверно, очень нелегко козе дается молоко.

Или такие: - Почему собачка злая ходит, хвостиком виляя? - Или хвостик так обучен, или плохо он прикручен.

Впечатляет, правда? Как говорится, без комментариев...

Кстати, иногда книжки попадают к нам в дом в виде подарков. И у дарителей не всегда есть возможность подробно изучить в магазине детскую литературу: нередко на бегу хватается первая попавшаяся яркая книженция, которая потом торжественно вручается карапузу. В этом случае постарайтесь, прежде чем печатная продукция попадет в руки вашего чада, хотя бы бегло ее просмотреть. Подчас картинки в книге неплохи, но содержание оставляет желать лучшего. В этом случае, лучше обойтись вообще без чтения, ограничившись своими комментариями к рисункам. Кстати, будет неплохо, если свои комментарии вы наберете на компьютере, распечатаете и приклеите внизу страницы. Ведь дети очень ревностно относятся к точному воспроизведению текста. Начав говорить, они непременно будут вас поправлять, если вы хоть чуть-чуть отклонитесь от собственного оригинала. Так что комментарии лучше увековечить.

Выбирая книги для малыша, ориентируйтесь на классические детские произведения. Подойдут простые народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Машенька и медведь», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка». Возможно, в порыве ностальгии вам захочется перечитать «Усатый-полосатый» или «Дом, который построил Джек» С. Маршака или стихи и сказки К. Чуковского («Телефон», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Бутерброд», «Слониха читает») и пр.

Любимые книги зачитываются до дыр. Вполне возможно, что ребенок «западет» на одну-две книжки и будет требовать их читать по пятнадцать раз в день. Смиритесь. Для того, чтобы прожить, прочувствовать тот или иной сюжет, детям необходимо прослушать его не раз и не два.

Отличный способ закрепить и по-новому увидеть знакомую сказку – показать ее в домашнем кукольном театре. Например, у нас сложилась такая традиция: вся семья по воскресеньям собирается в импровизированном зрительном зале, и каждый по очереди показывает всем остальным какую-то сказку.

Экзамены отменяются!

Конечно, вам обязательно захочется проверить, что усвоил малыш из ваших объяснений, запомнил ли он, где пресловутая киска, отличит ли он ее теперь от коровы.

По большей части это касается так называемой обучающей литературы: книг, предназначенных специально для изучения цветов, форм, размеров, противоположностей и пр.

И каждой маме хочется порой блеснуть перед родными и знакомыми необычайной эрудицией своего крохи (особенно, если речь идет о первенце). Однако не злоупотребляйте ролью строгого экзаменатора! Вполне возможно, что ребенок совсем не настроен отвечать вам, хотя он прекрасно знает, что от него требуют. Сейчас для него самое важное – впитывать максимальное количество информации о мире, а перерабатывать и анализировать ее он будет потом, когда придет время.

И вообще, постарайтесь не нагружать кроху дидактической литературой. Он сейчас учится чувствовать, принимать образ в целом, а не отдельные его части. Поэтому если вы невзначай упомянете, что тот кубик, к которому сейчас тянется малыш, желтого цвета, он скорее запомнит этот факт, чем если вы целенаправленно будете «читать» с ним книги о различных цветах.

Вместо «экзаменов» попробуйте лучше обсудить и пересказать вместе только что прочитанный текст. Принцип построения пересказа – точно такой же, как комментирования картинок. Сначала «кто тут?» Это называние, самое первое речевое обобщение. Потом «что делает?» Если малыш еще не очень хорошо говорит, не бойтесь лишний раз повторить ответ вместо него. Вскоре, возможно, он повторит ваш ответ на своем «инопланетянском» языке или покажет пальчиком. И то, и другое – это настоящее участие в разговоре!

Авторитет книги должен подкрепляться и в ролевых играх, которые кроха постепенно начинает осваивать. Пусть он «почитает» любимую книжку своим куклам, мишкам или зайчикам. А, может быть, в роли благодарного слушателя выступит вернувшийся с работы папа? Обратите внимание, иногда в «чтении» малыша можно услышать явный стихотворный ритм и мелькающие в нем знакомые слова. Это означает, что кроха чувствует ритм речи и пытается его воспроизвести. Стремление «читать понарошку» следует всячески поддерживать у ребенка, это очень важный момент.

Что новенького?

Нередко малыш сколько угодно согласен слушать привычные рассказы по картинкам, но наотрез отказывается знакомиться с новыми книгами. Все очень просто: дети – величайшие в мире консерваторы, и любят они то, что им хорошо знакомо. Значит, нужно помочь войти новым текстам в вашу повседневную жизнь. Заранее выучите несколько новых стихотворений, к которым вы собираетесь приобщить малыша, и читайте их наизусть во время купанья, еды, прогулки и т.д. Если на заучивание стихов времени не хватает, можно распечатать небольшие тексты на принтере (или даже написать их от руки) и развесить тексты по квартире. Тогда можно будет читать, не отрываясь от домашних дел. После такой подготовки ребенку будет гораздо легче воспринять текст в книге.

Можно заранее отметить карандашом самые главные моменты в тексте и начинать чтение с них, попутно объясняя и комментируя сюжет по картинке. Показывайте пальчиком малыша то, на что вы хотите обратить его внимание. Постепенно объем текста будет расширяться, и ребенок сможет с интересом его воспринимать. Если вы в первый и даже в пятый раз не доберетесь до конца – ничего страшного, когда-нибудь это все равно произойдет!

И, конечно, лучший способ познакомить малыша с новым текстом – это игра. Показывая крохе новую игрушку, прочтите о ней коротенькое стихотворенье. Можно устроить и простейшие инсценировки, в которых могут участвовать как игрушки, так и сам малыш. Например, он с удовольствием изобразит качающегося бычка, готового вот-вот упасть с шаткой доски. Или пожалеет и «вылечит» мишку с оторванной лапой. Или покажет, как плюшевый кот не поместился в игрушечный грузовик и перевернул его. Такое «театральное действо» поможет егозе на собственном опыте понять смысл стихотворения.

Постепенно юный читатель сам начнет принимать участие в процессе. Попробуйте, например, читая знакомое стихотворенье, в конце строки перед последним словом сделать паузу. Вполне вероятно, кроха сам закончит строчку. Начинать можно с самых простых, звукоподражательных стихов. Например, таких:

  • Наши уточки с утра – КРЯ, КРЯ, КРЯ,
  • Наши гуси у пруда – ГА, ГА, ГА,
  • Наш индюк среди двора – БАЛ-БАЛ-ДА.
  • Наши гуленьки вверху – ГРУ-РУ-РУ.
  • Наши курочки в окно – КО-КО-КО.
  • А как Петя-петушок рано-рано поутру
  • Нам споет КУ-КА-РЕ-КУ!

Книги и…?

Для приобщения малыша к миру книг очень важна общая атмосфера дома. Если ребенок видит, что мама не читает ничего, кроме журналов мод или сборника кулинарных рецептов, а папа все свободное время сидит перед телевизором или играет в компьютерные игры, трудно представить, что крохе захочется взять в руки книгу. И уж тем более стать завзятым книголюбом. Так что начинаем, как обычно, с себя…

Можно ли совмещать процесс чтения еще с чем-нибудь?

В то время, когда вы собираетесь почитать малышу книжку, необходимо выключить магнитофон и телевизор, чтобы они не отвлекали ребенка от процесса чтения. Исключением может быть разве что негромкая классическая музыка, специально заранее подобранная под сюжет книги.

А вот диафильмы, наоборот, помогут заинтересовать непоседливого читателя. Почему-то они пользуются неизменным успехом даже у самых искушенных в современной технике малышей. Есть, правда, одна сложность: диапроекторы стали сейчас большой редкостью. Но если вам достался по наследству этот «волшебный фонарь», обязательно используйте его по назначению.

Сама атмосфера таинственного приготовления, белый экран и волшебный луч диапроектора настраивают малыша на что-то необычное и увлекательное. Кадры в диафильмах сменяются быстрее, чем страницы в книге, поэтому видеоряд, подкрепляющий литературный текст, получается более живым и насыщенным. В отличие от настоящих мультфильмов, кадр диафильма можно рассматривать сколько угодно, самим регулируя скорость показа. Вполне возможно, что кроха и сам вскоре захочет прокомментировать «мультик на стене». Обязательно дайте ему попробовать это сделать.

Будьте терпеливы и внимательны, и первые шаги в огромном мире художественной литературы ваш малыш сделает легко и с удовольствием. И, поверьте, ваши сегодняшние усилия потом окупятся сторицей.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

(4 голоса : 3.75 из 5 )

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги - это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы - это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать - это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать - это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

На самом деле, чтение - это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше. Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным. И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо - это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация. Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной. Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно -это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса - признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга - обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции - очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению. Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному. От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа - комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет - это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками. А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет - совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, - это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки - в слоги, слоги - в слова, слова - в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. . Почему это так? Ответ должны найти родители. Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении - 100%. Чтение - это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу - положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации - способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться. Чтение - это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок». Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы. Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг - это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению. Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

Как привить ребенку любовь к чтению — один из самых волнующих вопросов любящих родителей. Что современные дети мало читают, ни для кого не секрет. В основном виновниками сложившейся ситуации считают всевозможные гаджеты, но даже задолго до их появления не все дети отдавали предпочтение книге. Возможно проблема кроется в другом?

Давайте разберемся, как заинтересовать ребенка чтением, привить любовь к книге на всю жизнь, в каком возрасте знакомить малыша с литературой, стоит ли вести бессмысленные разговоры о пользе чтения, или жестко принуждать. Поговорим о распространенных ошибках родителей, которые только отобьют интерес к литературе. Эти советы будут полезны для родителей детей всех возрастов, от рождения до подросткового периода.

Чтение можно разделить на два этапа

  1. Этап технического чтения. Ребенок только учится читать, связывает между собой буквы, слоги, слова, предложения. Это так называемый «голый» навык.
  2. Этап содержательного чтения. Когда ребенок ухватывает содержание текста, улавливает смысл, получает удовольствие от процесса.

Первый этап тяжело дается детям, он не приносит совершенно никакого удовольствия, учиться читать скучно и неинтересно для ребенка, и ему никак не объяснить, что это необходимо. Поэтому до того, как учить ребенка читать, нужно привить ему любовь к чтению, показать как интересен и разнообразен мир книг. Как это сделать? Просто нужно соблюдать ряд простых, но очень важных правил!

Как привить ребенку любовь к чтению с рождения

  1. Как только малыш родится.
  2. Ежедневно по несколько минут.
  3. Когда ребенок в хорошем настроении, в качестве поощрения за примерное поведение.
  4. В любом месте, всегда берите книгу с собой на прогулку, в гости.
  5. Приучите ребенка ждать время для чтения, например перед сном. Дети, у которых есть ритуал отхождения ко сну быстро и легко засыпают, их не нужно уговаривать лечь в постель.
  1. Медленно, с интонацией, меняйте голос читая за разных персонажей, показывайте мимикой и жестами их действия.
  2. Рассматривайте вместе книги и картинки, купите книги из толстого картона, чтобы ребенок, если он совсем маленький, смог полистать книжку, не порвав её.
  3. Попросите малыша переворачивать страницы, это поможет ему почувствовать себя помощником, а дети любят помогать взрослым.
  4. Пусть малыш сам выберет книгу, которую вы ему прочтете.
  5. Не перегружайте, не нужно читать больше 20 минут, это максимум для маленького ребенка в возрасте 1-4 лет.

Советы для родителей дошкольников и младших школьников

Соблюдая эти простые правила вы поможете своему чаду полюбить читать, чтение станет для него интересной игрой, а не скучным процессом соединения слогов.

  • Если ребенок уже освоил технику чтения, читайте вместе, по ролям, ему обязательно понравится эта идея, получится увлекательная и интересная игра.
  • Создайте собственную домашнюю библиотеку. Присутствие в доме книг, журналов и газет, а также ваш личный пример помогают детям рассматривать литературу как часть повседневной жизни. Обязательно вместе с малышом выбирайте, что вам прочесть, пусть он сам покажет, где находится его любимая книга.
  • Устраивайте всевозможные конкурсы и викторины. После прочтения ребенком книги, задавайте вопросы, после правильного ответа обязательно вознаграждайте какими нибудь вкусностями, желательно полезными. Вопросы можно озвучить перед прочтением книги, это поможет малышу запомнить необходимую информацию. Этот совет хорошо помогает детям научиться осознавать прочитанное, лучше понимать смысл текста.
  • Обрывайте финал. Читая новую книгу, остановитесь на самом интересном месте и уходите заниматься своими делами. Можно при этом намекнуть, что он сам в состоянии дочитать её до конца. Детское любопытство не знает границ, сделав свои дела, придите и спросите, чем же там все закончилось.
  • Рисуем иллюстрации и комиксы к прочитанным произведениям. Ни один ребенок не откажется от этого занятия. Можно выбрать определенное действие, происходившее в сказке и изобразить его на листе бумаге, дополнить диалогами, как в книге. Можно даже завести специальную тетрадку для комиксов.
  • Разыгрывайте сценки из сюжета в книге. Это не только поможет привить любовь к чтению, но и разовьет театральные навыки.

Методики внедрения правильного чтения

Методик внедрения правильного чтения множество, все они подходят для своей цели, а именно научить ребенка читать так, чтобы он полюбил это делать. Ребёнок должен понять, что чтение - это не принудительный и скучный процесс, а индивидуальное и интересное поглощение увлекательной информации.

Да, да! Вы не ослышались! Купив новую книгу с яркими картинками, демонстративно пролистайте её, чтобы кроха видел, а затем положите на видное место, и скажите малышу, чтобы он не читал, обоснуя тем, что эта сказка вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. В конце концов любопытство возьмет верх, ведь запретный плод сладок.

Метод Искры Даунис (детский психолог)

Один из самых действенных методов, позволяющих сделать чтение увлекательным и интересным. Утром, когда ребенок проснется, он найдет у себя на подушке письмо от любимого сказочного персонажа, пусть это будет Карлсон.

В письме всего пару строчек о том, что он хочет дружить с малышом и оставил ему подарок в определенном месте, указанном в письме.Подарок ребенок обнаруживает, а на другое утро получает новое письмо, где Карлсон пишет, что сегодня хотел подарить ему билеты в цирк или зоопарк, но так как малыш себя плохо вел, подарок он получит, когда исправит свое поведение.

В этом письме уже больше строчек и так с каждым днем, количество прочитанных строк увеличивается, техника чтения улучшается, а ребенок с нетерпением ждет нового письма. Этот метод помогает детям связать чтение с чувством удовольствия и радости.

С овместный просмотр фильмов

Наверняка, многие из вас уже начали возмущаться, мол это к чтению никак не относится.Читайте дальше, поймете, в чем дело. В современном мире ребенка от телевизора точно не уберечь, но иногда можно вынести из этого пользу. Подбирайте экранизации по известным детским произведениям, перед просмотром обязательно расскажите, что вначале была написана книга, а только потом по её сюжету сняли фильм.

После просмотра с энтузиазмом, расскажите малышу об упущенных в фильме эпизодах, о том, что книга намного интереснее и красочнее, более точно передает историю и эмоции главных героев. Если ребенка зацепил фильм, не сомневайтесь, что он захочет прочесть и книгу.

Наверняка вам знакома история Гарри Поттера, дети во всем мире взахлеб читали историю мальчика, который выжил. Собственно, почему читали? и сейчас читают. По данным статистики, больше половины детей сначала посмотрели фильм, а только потом, заинтересовавшись сюжетом, прочли книгу, и с нетерпением ждали новой части.

Правильное окружение

Когда кто-то из друзей постоянно читает, это будет стимулировать к чтению и ваше чадо. В возрасте 8-10 лет у детей появляется интерес коллекционированию, хорошо, если вы направите его в правильное русло. Подарите малышу интересную книгу и предложите ему на пару с другом коллекционировать понравившиеся им произведения, либо книги одного жанра, или полюбившегося автора.

Чтение — радость и праздник!

Основателями этого метода считается древний народ Книги. Заключается в том, что ребенок читает в качестве награды, когда хорошо себя ведет, в ограниченном количестве — несколько строчек или пол страницы. Когда малыш в плохом расположении духа, читать ему запрещается. Ребенок, должен понять, что чтение это радость и праздник, а не наказание.

Метод, основанный на детском любопытстве

Подходит для детей, которые уже научились читать, но не могут уловить смысл. Читая ребенку новую книгу, прервитесь на самом интересном месте, ссылаясь на то, что у вас много дел, и нет времени для чтения. Все домашние должны быть заняты и отказываться прочесть произведение до конца. Потом, в конце концов, сжальтесь над крохой, но с одним условием! Читать по очереди, строчку-ты, две строчки-я. Обязательно похвалите ребенка, это даст ему стимул совершенствовать свои навыки. Таким образом, техническое чтение со временем перейдет в содержательное.

Страсть к перечитыванию

Каждый родитель может рассказать историю о том, что его ребенок несколько раз на день на протяжении долгого времени просит прочесть одну и ту же книгу. Обычно это касается деток в 2-3 года и чуть старше, и это вполне нормальное явление для такого возраста. Просто это произведение особенно полюбилось малышом, оно олицетворяет его психологический комфорт, в нем все знакомо и предсказуемо, но это не делает его менее интересным. Отнеситесь с пониманием к желанию ребенка, читайте снова и снова, не стоит раздражаться по этому поводу. Наверняка у вас в детстве тоже была любимая книга, прочитав которую сейчас вы впадете в ностальгию. В большинстве случаев частое чтение одних и тех же книг проходит у детей в 6-7 лет.

Выбирайте правильные аргументы, чтобы побудить ребенка к чтению

Многие родители ошибочно полагают, что учителя должны научить их детей всему на свете, а им остается проверять дневник и приходить на родительское собрание. Не тут то было, уважаемые родители! В школе ребенок учится техническим моментам чтения, которые никак не влияют на любовь к книге, а наоборот, могут только оттолкнуть, так как это тяжело, скучно и неинтересно по мнению ребенка.

Порой родителям подростка приходится приложить немало усилий, для того, чтобы заинтересовать книгой, заданной на летнее чтение. Может быть, ему вовсе не интересен сюжет этого произведения. Но основной проблемой является неправильное вовлечение в увлекательный процесс чтения в раннем возрасте, когда малыш только учился читать и с трудом понимал главную мысль содержимого, а может, вообще не понимал. Нужно научить ребёнка правильно читать произведения и понимать главную мысль и идею. Это необходимо делать, постепенно вводя новые элементы, но не только среди букв, а также среди способов понимания смысла текста.

Любовь к чтению зарождается именно в семье, когда мама и папа собираются вместе, садятся со своим чадом в уютное местечко и читают сказки, стихи, интересные истории отвечая на бесконечные вопросы » а почему», «что это такое» и так далее в том же духе. Именно с вас ребенок берет пример, если вы проводите большую часть своего свободного времени с книгой, также поступит и ваше чадо. Даже не умея читать, он просто возьмет книгу в руки и будет перелистывать странички, внимательно рассматривать картинки, водить пальчиком с лева на право, лишь бы быть похожим на маму и папу, ведь вы самые главные и авторитетные люди для своего ребенка.

Важную роль в воспитании маленького читателя играют походы в библиотеку. Малыш видит как огромен, разнообразен и интересен мир книг, ему понравится выбирать книги, которые он прочтет дома с мамой, смотреть картинки прямо в читальном зале. Сама библиотечная атмосфера положительно влияет на ребенка, он видит, как другие детки и взрослые читают и ему тоже хочется поскорее научиться, чтобы не просить маму с папой, а самому погружаться в жизнь и заботы сказочных персонажей.

Основные ошибки родителей

Все, без исключения мамы и папы интересуются, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать. Но хоть кто нибудь задавался вопросом, чего делать нельзя? Часто, своим желанием пробудить в ребенке любовь к чтению, мы, наоборот убиваем весь интерес и желание малыша своим поведением.

Чего делать нельзя

  • Не заставляйте и не уговаривайте детей читать. Чтение книги должно быть только по доброй воле ребенка с хорошим настроением, а не заплаканным из-за того, что мама усадила его за ненавистную книгу.
  • Не поправляйте и не указывайте на ошибки. Пусть читает как может, вечно поправляя и бурча вы убиваете интерес к чтению, оно становится мучением и наказанием.
  • Не заставляйте читать из под палки, говоря -«не ленись, прочти еще хоть строчку». Придумывайте увлекательные игры, сейчас даже придумывать ничего не надо, все уже давно придумано за вас.
  • Не сравнивайте с другими детьми. Например, — «Вот Вадик, из твоего класса, такой умный мальчик, прочел за лето уже 5 книг, а ты и одну с трудом осилишь». Подобное сравнение не только отобьет интерес к чтению, но и испортит ваши отношения с ребенком.
  • Не ставьте нереальные задачи. Когда малыш еще плохо читает, не целесообразно просить его прочесть всю книгу от и до. Начинайте с коротеньких стишков и рассказов, сначала, пусть прочтет пол странички, потом еще и еще.

В статье вы найдете множество полезных идей, как научить ребенка читать, играя.

Чтение воспитывает нравственность, формирует мировозрение, убеждения и ценности. Литература расширяет кругозор, словарный запас, положительно влияет на формирование вкусов. Читающие люди, знают, чего хотят, и чаще добиваются успехов. Стремление к получению новых знаний и навыков определяет будущий успех ребенка.

По мнению психологов, привить ребенку любовь к чтению можно до 9 лет, если вы не сделали этого раньше, вряд ли получится сейчас, когда у малыша появились другие интересы.

Тема сегодняшней статьи предложена читательницей.

«Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» неэффективно (помню из своего детства). Возможно, у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях». (Галина)

Как видно из запроса – есть две проблемы:

1. Отучить ребенка от компьютера/гаджетов.

2. Приобщить к чтению.

Вот об этом наш сегодняшний разговор.

Но начну с небольшого, казалось бы, не связанного с темой сообщения.

Недавно немецкие ученые провели исследование с целью выяснить, сколько времени человек может провести, не хватаясь за мобильный телефон.

Оказалось, что мужчины сдались уже на 21 секунде , женщины несколько дольше — 57 секунд. Именно спустя такой промежуток времени они начинали изучать содержимое социальных сетей.

Вот такая зависимость даже у взрослых. Что говорить о наших детях, для которых компьютерные игры и общение в соц. сетях, sms и тд (у более старших) – это не просто привычка, а уже образ жизни.

Какие уж тут книги. Это же и долго и скучно.

Но все же, есть ли решение у этой задачи? Думаю, что есть.

Для поиска ответа я провел небольшое исследование самых различных источников из Интернета, книг, добавил собственный опыт, структурировал информацию и сделал некоторые выводы. Результат – ниже.

Компьютерная зависимость

Лишь вкратце затрону вопрос компьютерной зависимости. Проблема на самом деле решается просто.

1. Решение в личном примере. Любые воспитательные беседы не будут иметь смысла, если родители сами компьютерно-зависимые и «зависают» в Интернете часами.
Хотите «посидеть в соц. сетях», поиграть в игрушку, выложить фото – делайте это тогда, когда ребенок уже спит.

2. Делайте все, чтобы на компьютер не оставалось времени.

3. На компьютере можно разрешить – изучать, например фотошоп, рисовать, включать видео-уроки. В общем – полезное- познавательное.

4. Найдите реальную замену компьютерному времяпровождению. Покажите занятия, которые будут более захватывающими, чем компьютерные игры.

Покажите ребенку, что жизнь прекрасна и без компьютера.

Живите сами реальной, а не виртуальной жизнью. Ребенок учится на примерах. Покажите этот пример.

Больше не хотел бы останавливаться на этом вопросе, поскольку считаю, что эта проблема больше создана нами самими.

Действительно многим более предпочтительно занять ребенка компьютером, освободив тем самым для себя свободное время. И только правильно расставив приоритеты, эту проблему можно решить.

Воспитание ребенка на первом месте, раз уж решили стать родителями. А лучшее воспитание – это, прежде всего собственный пример.

Но, вернемся к задаче приобщения ребенка к чтению. Она более сложная.

Основные понятия

Первое с чего следует начать, это с понятий.

Договоримся о понятии — Книга.

Есть различные источники передачи текстовой информации – бумажная книга, электронная книга (читалка), Интернет, планшет, айфон.

Несмотря на нашу компьютерную эпоху, книгой предлагаю считать ее бумажный вариант.

Возможности электронной книги, в которой могут содержаться тысячи произведений, — это для следующих этапов развития ребенка и взрослого, в том числе.

Попробуйте рассказать ребенку – какие интересные книги в этой читалке, как их много и тд и тп. Думаю, ни к чему хорошему это не приведет. Для ребенка – это черный ящик, не эмоциональный, не создающий радости от перелистывания страниц, без красочных картинок, без тактильных ощущений.

Недаром одна из рекомендаций звучит так: выбирайте качественные, красочные книги. Яркие, красивые, воспитывающие вкус. Пусть лучше 5 таких книг, чем 40 низкопробных. Дети, которые читают книги с безвкусными, аляпистыми иллюстрациями, вырастают во взрослых с соответствующей эстетикой.

Думаю, что в этом что-то есть.

Общение с книгой – это индивидуальный процесс - Я и Книга . Общение с другой книгой — это уже другие эмоции. Книги — это друзья, и каждая – это особый друг.

Общение с электронной – это не общение, это потребление информации.

Поэтому, мое мнение – хотите привить любовь ребенка к книге – рассматривайте книгу в ее «правильном» варианте – бумажном. Не буду навязывать, что это единственный вариант, но мое мнение, начать следует с книги бумажной.

В случае, если все же ну никак не получается с бумажной книгой, то возможно использовать – аудиокниги, пусть даже электронную «читалку». Но это как исключение.

Возможно, кто-то возразит, какая разница – ведь результат один и тот же. Боюсь, что – это будет чисто технический результат. Отношение же к книге, любовь к книге и к чтению – это более качественный результат. И лучше если именно от бумажной книги перейти к чтению в других форматах.

Итак, первый термин: книга – это бумажная книга. Именно, в этом смысле и будет далее употребляться слово — книга.

Кстати, есть исследования, что чтение в электронном варианте задействует другие области мозга. Но это отдельная тема.

Самое важное

Исключаем слово – заставить ребенка читать.

Приучить, привить любовь к чтению книг – уже лучше. Но еще лучше – создать атмосферу для чтения.

Т.е. выбираем стратегическую линию – создание атмосферы.

Создать правильную атмосферу и привить интерес к чтению – это основа для формирования любви к чтению.

С чего начинается создание такой атмосферы?

Есть лишь два стратегических принципа, все остальное — это тактика.

1. В доме должны быть книги.
2. Личный пример.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

В доме должны быть книги

Дайте ребенку материал для приобщения к чтению — книгу. Вряд ли ребенок полюбит чтение, если в доме не будет книг.

Если в доме лишь несколько глянцевых журналов и интернет – где он увидит пример?

Ребенок должен видеть книги с самого рождения . Книга – как объект в его жизни. Наряду с игрушками, пеленками, кроватками и тд.

Он может играть с ними, он привыкает к ним. А когда вы берете книгу и начинаете читать, он понимает, что в этой «игрушке» – содержится что-то интересное.

Важно также формировать и любовь к самой книге, без этого не будет любви к чтению. Не разрешайте ребенку рвать странички, рисовать в книге. Научите его с уважением относиться к книге и бережно обращаться с ней.

Покупайте книги ребенку. Пусть формируется детская библиотека. Сейчас столько интересных, красочных детских книг.

Приведу результаты опроса Левада-центра.

62 % не покупают книг, — но так хотят чтобы их дети читали. Парадокс.

Чтение как часть повседневной жизни

Сделайте чтение частью повседневной жизни ребенка . И вашей жизни тоже.

Читайте ребенку перед сном, находите время для регулярного чтения и в другое время. На время чтения выключайте все отвлекающие приборы (телевизор, радио и другие источники звука).

Важным является – регулярность. Пусть понемногу, но каждый день, чтобы ребенок быстро привык к этому процессу. Даже по 10-15 минут, но регулярно. Малыш будет считать, что чтение — это неотъемлемая часть жизни, тем более что, так оно и есть.

*****
Я уже писал ранее, что вся наша жизнь упорядочивается постоянными событиями (начиная с чистки зубов и заканчивая также чисткой зубов перед сном). Это некий утренний и вечерний ритуал.

Сделайте и чтение перед сном – таким же ритуалом.

Чтение сказок на ночь – это хороший вариант, чтобы ребенок лучше засыпал. Лучше всего читать спокойные истории и такие сказки, которые не смогут взволновать малыша. Читайте тихим, приглушенным голосом, и тогда вы создадите важный ритуал на ночь, объединяющий вас и ребенка.

Личный пример

Читающие дети чаще всего вырастают у читающих родителей.

Создайте атмосферу любви к книгам в Вашем доме — когда все читают в семье. Ребенок думает, что именно так устроен мир – мир в котором все читают. Что это нормальное – каждый день брать книгу и читать.

Обычно дети копируют поведения взрослых.

Если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать.

Если же вы никогда не берете книгу в руки, то не удивляйтесь, что и ребенок будет проявлять к книге все меньше и меньше интереса. Ведь если чтение не привлекает вас, как оно может привлечь ваших детей?

Вы можете своим отношением к книге дать понять ребенку, что чтение важно для каждого человека.

Поэтому прежде чем ругать ребенка за отсутствие любознательности, задумайтесь – как часто вы сами читаете книги, чем занимаетесь в свободное время.

Скажите что у Вас нет времени, слишком много дел. Но и у ребенка дел не меньше – игры, общение, рисование, телевизор. По идее – ему также сложно найти время для чтения.

Ваша задача – поднять чтение в списке приоритетов по возможности выше.

Конечно, не всегда личный пример сработает, — есть масса других факторов. Это как в логике: необходимое, но недостаточное условие решения задачи. Но все же делаю акцент на слове - необходимое.

Итак, собственный пример, а телевизор, планшет, компьютер подальше!

Обеспечив выполнение этих двух важных принципов – книги в доме и личный пример, перейдем к тактическим приемам формирования интереса к чтению.

Прислушивайтесь к интересам ребенка

Для каждого возраста существуют свои книги. Старайтесь подбирать книги соответствующие возрасту ребенка.

Самый верный способ погасить интерес к чтению — это предложить маленькому ребенку книги, которые он пока не может понять, равно как и более старшему ребенку давать читать книги для маленьких.

Бывает и так, — вы считаете, что вроде бы и книга, подходящая для данного возраста, но ребенок не проявляет к ней интереса.

Почему?

Потому что на самом деле его занимают совсем другие вещи. Ребенок может быть равнодушен к сказкам, но его интересуют животные. Вот о динозаврах он бы мог читать запоем.

Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка: феи, принцессы, лошади, динозавры, автомобили, гонки итд. Книги по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся.

Лучше чтобы книжки была с интересными и красочными картинками для маленьких читателей.

Маленькому ребенку очень сложно бывает представить те или иные события, а картинки сами дополняют рассказ или сказку. Показывайте на картинках те действия, о которых вы только что прочитали, обсуждайте с ним прочитанное.

Для более старших становятся интересны книги о сверстниках. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность.

Если вы будете выбирать книги не по возрасту и не по интересам – ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением.

У него должно закрепиться ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций, так будет легче перейти к чтению и художественной литературы.

Многие родители считают, что если научили ребенка читать самостоятельно в раннем возрасте, то уже тем самым они привили ему интерес к книгам. Но это не так.

В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии. Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует.

Ловите его интерес

Важно ловить интерес ребенка и предлагать именно то, что его интересует.

Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, несмотря на то, что вам так они нравились.

Поэтому, если сын без ума от компьютеров? Купите книги, в которых описывается история возникновения и развития персональных компьютеров. Ваша дочь любит танцевать? Выберите для нее книгу о знаменитых танцовщицах.

Иногда родители раздражаются, что дети не ценят тех книг, что они ценили сами: «Давай почитаем „Хозяйку медной горы“, — это очень интересная сказка. Как это ты не хочешь?!» Не стоит настаивать. Вы и ребенок – два абсолютно разных человека. То, что нравилось вам, может не понравиться вашему малышу.

Об обязательных списках

Обязательные списки в школе иногда пугают и детей и родителей. А чтение превращается в наказание. Но есть положительный пример, когда школьная учительница составила список индивидуальный – для каждого учащегося. Это уже была не обязаловка, а дружеский совет учительницы, не воспользоваться которым было невозможно. Многие ученики именно тогда почувствовали тягу к чтению. К чтению без принуждения, а исходя из личных предпочтений.

Экспериментируйте с жанрами

Если у вашего ребёнка ещё нет любимого жанра, продолжайте поиски вместе с ребёнком. Читайте вместе с вашим малышом всё, написанное для детей, и скоро вы поймете его предпочтения.

Вносите разнообразие — читайте детям: сказки, стихи, приключения, детские детективы, фэнтези, исторические книги, о природе, о животных и т.д. Разные жанры не наскучат ребенку, которому важно разнообразие.

Расширяйте кругозор ребенка и не торопитесь. Пусть чтение станет увлекательным для него.

Можно начать с тематических журналов

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов.

Покупайте или подпишитесь на детские журналы. Позвольте ребёнку самому выбрать себе журнал, Это должен быть литературно-художественный журнал для детей – например, «Мурзилка», «Весёлые картинки». Или познавательные журналы о природе, путешествиях – «Геолёнок», «Тошка» и т.д.

Если вы подчеркнете, что журнал выписан именно ему – т.е. именно для него индивидуальная подписка, то это придаст и значимость и внимание ребенка к журналу.

Купите занимательные энциклопедии

Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Но убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки, обсуждения.

Сколько читать

Лучше прочесть небольшую сказку, которую малыш слушает с удовольствием, чем против его желания читать длинную и интересную с вашей точки зрения книгу.

Время чтения увеличивайте постепенно, обращая внимание на степень заинтересованности ребенка. Не старайтесь прочитать всю книгу целиком за раз. Пусть ребенок с нетерпением ждет следующего дня, чтобы узнать окончание истории. Это побудит его взять книгу, когда вы заняты выполнением домашних дел и, начать читать самостоятельно.

Интересную книгу дети обычно с интересом и слушают. И ждут следующего вечера, чтобы узнать продолжение. Через какое-то время ребенок, не дожидаясь вас, сам может взять в руки книгу и начать читать.

Не всегда нужно читать текст на странице. Можно просто поговорить о картинках, которые находятся на странице. Или разобрать один крошечный фрагмент картинки, который может ненадолго увлечь и развеселить ребенка, не способного сидеть очень долго на одном месте.

Ребенка можно заинтересовать чтением

Акцент на слове - можно.

1. Сумейте разбудить интерес ребенка к главным персонажам книги.

После прочтения книги побеседуйте по поводу героев и ситуаций. Что понравилось, что нет. Сделайте эти обсуждения традиционными.

Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В таком диалоге ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.

Такие обсуждения влияют на развитие мышления ребенка и приучают к чтению.

2. Обсуждайте книги прочитанные вами лично.

Обсуждайте книги, прочитанные вами в присутствии ребенка — рассказывайте другим членам семьи, что вы прочитали, что вам понравилось, что нет, показывайте эти книги ребенку.

Не думайте, что ребенок очень маленький и ничего не понимает. Это не так, ребенок, как губка, впитывает все впечатления, различные эмоции, и если он будет чувствовать, что родители обсуждают различные книги, смеются над чем-то радостным в них или рассказывают о тех проблемах, которые поднимаются в книгах, ребенок будет с интересом наблюдать за этим процессом и также интересоваться книгами.

2. Покупайте энциклопедии и книги по интересам.

3. Читайте вслух, когда ребенок рядом.

Даже если он не проявляет желания слушать, а занимается своими делами.

Можно сказать, что это вы читаете для себя самой или для другого члена семьи. Через какое-то время ребенка может заинтересовать – что же там такое интересное рассказывает мама. Он подойдет – посмотрит картинки, затем может попросить почитать и ему.

4. Ищите ответы на вопросы в книгах.

У ребенка возникают миллионы вопросов, — «что это, зачем это, почему так, что означает». Не стоит пытаться объяснить все самому, но и уходить от ответов не стоит.

Попытайтесь найти часть ответов в книгах. Вместе с ребенком — «Давай вместе поищем ответ в этой книге».

При этом не стоит идти по простому пути – искать ответы в Интернете. Ведь ваша задача – приучить ребенка к чтению книг. А все ответы можно найти и в книгах.

Создавайте ситуацию поиска, ситуацию интереса, когда он сам бы потянулся книге в поисках ответов.

5. Заинтересуйте ребенка началом сюжета книги.

Учитесь заинтересовывать ребенка книгой — интересно рассказывайте о начале сюжета, чтобы у ребенка возник интерес, а что дальше? Атмосфера тайны может заинтересовать ребенка. Хорошо читать книги с продолжением, чтобы было интересно узнавать о продолжении событий.

6. Не заставляйте дочитывать неинтересную книгу.

Никогда не заставляйте дочитывать книгу над которой ребенок скучает. Возможно, он еще не все понимает в книге.

Но вы можете заинтересовать рассказав интересные истории из книги и зафиксировать возникший интерес. Возможно это позволит ее дочитать, но уже с новым подходом.

7. Заинтересуйте ребенка историей книги.

Если у вас есть книга, которую вам читали ваши родители или бабушка с дедушкой, обязательно найдите ее и покажите ребенку, ему будет очень интересно, что этой книге — столько лет и ее читали его мама или папа.

Собирайте свою домашнюю библиотеку. Книги, которые прошли проверку временем и считаются вашей семейной реликвией, вызовут у ребенка интерес. Часто толчком для чтения может стать рассказ о том, как книга оказалась в вашей библиотеке.

Представляйте ребенку чтение как нечто увлекательное: «Вот сейчас мы поужинаем, помоем посуду и сядем с тобой читать. Интересно, что дальше произошло с Дюймовочкой?». Если обещали ребенку почитать, обязательно выберите для этого время и больше ни на что не отвлекайтесь. Пусть он поймет, что это важно и интересно.

Применяйте различные хитрости для пробуждения желания к чтению. Например, посмотрите мультфильм и предложите малышу почитать сказку, по мотивам которой он снят. Читайте интересные книжки по ролям, превратив это занятие в увлекательную игру.

Психологический прием «неоконченного действия»

Это прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать.

Читая вслух, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, вам необходимо уйти под предлогом срочных дел: (нужно позвонить на работу, развесить белье, выключить кипящий суп) и оставьте ребенка наедине с книгой…

Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, и читать самому стоит научиться.

Но это сработает только в том случае, если книга по-настоящему интересна вашему малышу. Поэтому выбирайте те истории, которые кажутся ему захватывающими, а не те, которые вы считаете полезными и обязательными к прочтению.

Если же ребенок еще не умеет читать, то этот прием также можно использовать. Не читать сказку целиком, а остановиться на захватывающем моменте, чтобы продолжить чтение потом. У ребенка сохранится интерес, и он с нетерпением будет ожидать следующего вечера.

Эффективен и такой прием: вы читаете фрагмент из книги, выхватываете интересный момент и просите его самому домыслить действие. Так ребенок сам становится автором, у него появляется уверенность, а вместе с тем и чувство ответственности за сказанное - еще бы, ведь именно ему предстоит завершить эпизод.

А вот сомнительный метод «прочтешь пять страниц - получишь шоколадку» на деле не работает. Скорее, наоборот: заставляя читать определенное количество страниц в день, мы формируем у ребенка негативное отношение к чтению. Стоит избегать и высказываний типа: «Получил двойку? Тогда вместо прогулки сиди и читай!» Таким способом очень трудно формировать положительное отношение к чтению.

Посещайте вместе Книжный магазин

Ходите вместе в книжный магазин. Лучше тогда, когда там немного народа.

Предложите ребенку выбрать интересную для него книгу. Если выбранная книга почему-то вас не устроит, найдите компромисс: эту книгу ты сам будешь читать, а вместе мы почитаем – вот эту.

Старайтесь преподносить каждую предлагаемую книгу как загадку, сюрприз. Можно прочитать анонс или рассказать о своих впечатлениях от книги.

Посещайте вместе библиотеки

Преимущество библиотеки перед книжным магазином в том, что работники лучше и быстрее смогут подобрать несколько вариантов для вашего ребёнка, задав ему наводящие вопросы, и ориентируясь на отзывы юных читателей.

Кроме того в библиотеке особая атмосфера вежливого, культурного поведения, приобщение к которому никогда не лишнее. В магазине продавец не всегда знает содержание всего ассортимента книг, да и цели магазина несколько другие.

Читающие друзья

Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

Спросите у друзей вашего ребенка, что они читают. Мнение друзей иногда значат больше, чем советы родителей.

Но не стоит упрекать, сравнивать или приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать эти примеры.

На этом я закончу. Вы можете выбрать подходящую для вас стратегию и тактику. Получив общий план ваших действий, вы сможете расширить знания, получив дополнительную информацию из того же Интернета.

Надеюсь, что эти советы помогут сформировать такую атмосферу, при которой процесс чтения станет увлекательным для вашего ребенка. А о пользе чтения вы и сами знаете, не хуже меня.

Успехов Вам и Вашему ребенку на пути в МИР КНИГ!

Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась, нажмите пожалуйста, кнопку соц. сетей.

С уважением, Медведев Николай.