Клетки живого организма начальная школа. Конспект урока "клетка - основа строения живого организма"

В строении клетки можно выделить три основные части (рис. 2):

1. оболочка (мембрана);

2. цитоплазма;

Рс. 2. Строение клеткии

Попробуем сравнить клетку с вишенкой (рис. 3).

Рис. 3. Вишня в разрезе ()

Ягоду покрывает кожица так же, как мембрана покрывает клетку. Под кожицей вишни находится гелеобразная жидкость так же, как под оболочкой клетки - цитоплазма. Внутри вишенки - косточка, а у клетки - ядро.

Есть клетки, которые можно увидеть невооруженным глазом: если разломить дольку апельсина, можно увидеть его продолговатые клетки (рис. 4); икринка лягушки или рыбы - это тоже клетка, из которой впоследствии разовьется лягушка или рыба (рис. 5), куриное яйцо - это крупная клетка с запасом питательных веществ, из которой через определенное время разовьется цыпленок (рис. 6).

Рис. 4. Клетки апельсина

Рис. 5. Икра

Рис. 6. Куриное яйцо

Все клетки человеческого тела очень малы, поэтому мы не видим и не ощущаем их. Они меньше 10-й доли миллиметра.

Рассмотрим строение клетки человека. Клетки человеческого организма различны по форме, поскольку выполняют различные функции. Так выглядят костные клетки человека (рис. 7).

Рис. 7. Костная клетка человека ()

Мышечные клетки длинные и тонкие, похожи на нити (рис. 8).

Рис. 8. Мышечные клетки человека ()

Мышечные клетки могут сокращаться, а потом расслабляться. Физический труд, занятия спортом укрепляют мышцы человека.

Нервная клетка похожа на осьминога - толстое тело со щупальцами, одни из них короткие и сильно разветвленные, другие длинные с отростками до 1,5 метров (рис. 9).

Рис. 9. Нервная клетка человека ()

Это необходимо для быстрой и точной передачи информации по телу.

Клетки кожи напоминают удлиненные кирпичики или кубики (рис. 10).

Рис. 10. Клетки кожи человека ()

Стенки внутренних органов покрывают клетки эпителия (рис. 11).

Рис. 11. Клетки внутреннего эпителия ()

Кости и хрящи состоят из соединительных клеток.

Клетки, выполняющие одну и ту же функцию (работу) и собранные вместе, называются ткани.

В человеческом теле есть четыре вида ткани: мышечная, нервная, соединительная, эпителиальная.

Мышечные и нервные клетки живут и работают на протяжении всей жизни человека. Клетки кожного эпителия - только 1-2 недели, а клетки внутреннего эпителия - всего 1-2 дня. Сменяя отмершие клетки, постоянно появляются новые. Клетки образуются путем деления: одна клетка подрастает и делится на две, затем каждая из них разделится еще на две и так постоянно (рис. 12).

Рис. 12. Деление клетки ()

Клетка - это живой организм, который питается, дышит, растет и умирает. Без питания, кислорода и работы клетка гибнет. Поэтому человеку необходимо регулярно питаться, дышать свежим воздухом и двигаться, чтобы клетки правильно работали и размножались.

На следующем уроке мы поговорим о коже - отдельной тактильной системе, узнаем много интересного об этом удивительном человеческом органе, рассмотрим строение кожи.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. All-library.com ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Unomich.68edu.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Клетки живых организмов».
  2. Зарисуйте строение клетки, сделайте подписи.
  3. * Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или фантастический рассказ на тему «Путешествие в мир клетки».

Гилёва Галина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Абакана «Лицей»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тема «Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)

УМК: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

Технологическая карта

Тема

« Клетка – основа строения и роста живых организмов »

Цел, задачи

Развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности .

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли ; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и называть виды тканей

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице

(Познавательные УУД )

Основные понятия

Клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия

Межпредметные связи

Окружающий мир (Анатомия, биология, химия)

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр. 19-23

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. Стр.22-23 №57,58

Листок исследователя

Презентация «Клетка»

Для учителя: ноутбук, медиапроектор, набор для опытов, микроскоп, демонстрационный материал «клетка лука»

Для обучающихся: листок исследователя, учебник, тетрадь, набор для исследования клетки, толковые словарики

Организация пространства

Фронтальная форма

Индивидуальная работа

Работа в группе

Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Время

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Называют, чем занимаются учёные, какие качества им нужны, повторяют правила поведения на уроке.

Психологический настрой. Минуты гармонии. Создание благоприятной обстановки в классе.

- Добрый день, мои любители природы.

Добро пожаловать в научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть учёными. Чем занимаются учёные?
Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки. Делают выводы.

В нашей лаборатории работают четыре научные группы. В каждой группе есть:
Старший научный сотрудник - руководит работой группы.
Помощник – читает задание.
Все остальные – эксперты.

1 мин.

2. Этап актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Вспоминают пройденный учебный материал.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

«Мозговой штурм» - работа по группам

Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира, часть природы. Докажите.

Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает.

А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

Да.

Как?

Мы выросли.

Как вы думаете, почему? Это будет первым проблемным вопросом урока.

Гипотезы.

О чём на уроке мы будем говорить?

Тема урока: Клетка - основа строения и роста живых организмов.

Чтобы вы хотели узнать по этой теме?

Что такое клетка? Как устроена клетка? Какие клетки бывают? Какую работу выполняют? …..

Сколько видов клеток существует?

Чем они могут отличаться и почему?

3 мин.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Обсуждение проблемной ситуации.

Почему не смогли ответить на вопросы?

Недостаточно знаний.

1мин.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, способ, средство).

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Формулируют цель урока.

Называют шаги учебной деятельности.

Знакомятся с листком исследователя.

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель урока: Узнать строение, значение клетки

Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания, учитель)

А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.

1мин.

5.Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Слушают рассказ учителя

Работа с планом.

Работа в группах.

Дети рассматривают содержимое тарелочек.

Находят нужную информацию в учебнике, дополнительных источниках.

Индивидуальная работа с листком исследователя

Формулируют выводы.

Выступают, делятся полученными знаниями.

Предположения детей

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.

Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.

Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов.

Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп

План

  1. Определить значение клетки
  2. Виды клеток

Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают учёные.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки.

С осторожностью рассматривать вещества.

Работа по плану.

1) Работа в группах. Группы получают дополнительное задание:

1 группа - Что такое ядро? Значение ядра.

2 группа – Что такое цитоплазма? Значение.

3 группа - Что такое оболочка? Значение.

4 группа: дополнительный материал о клетках.

(На столе лежат тарелочки с набором разных продуктов. Обязательно прикрыты, чтобы дети не видели их.)

Возьмите на парты по тарелочке.

Рассмотрите содержимое на тарелочках: долька апельсина, долька арбуза, помидора, икра рыбы, куриное яйцо.

Как вы думаете, какое отношение они имеют к теме урока?

Проверка. Выступление представителей от групп.

Что является главной частью клетки?

Что такое цитоплазма?

Какую роль играет оболочка?

Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро

Как появилась такая большая морковка? (или какой-либо другой представитель)

(Показывается морковка и семечко, которое сажается)

В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и многоклеточные.

Большинство организмов многоклеточные.

Из скольких клеток состоит наше тело?

А развивается человек из одной клетки.

А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем.

Вывод : клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

2) Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека

Назовите их. (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия)

Что общего в их строении?

Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили?

В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки? / на …. у них есть лучики/ - как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д.

Что является опорой нашего тела? (скелет, кости) эти клетки выглядят так…

Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения.

Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам . Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм.

Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток.

А сколько живут клетки? (Столько сколько живёт человек или животное)

Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.

20 мин.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Проговаривание полученных знаний.

Отвечают на вопросы с опорой на таблицу.

Вспомните, какова тема нашего урока.

На какие вопросы мы хотели найти ответы?

Что мы узнали о клетке?

Закончите предложения:

Всё живое имеет….. клеточное строение.

Главными частями клетки являются: ………..оболочка, цитоплазма и ядро.

Живые клетки ……… дышат, питаются, растут и размножаются.

Клетки отличаются…….. по размерам, форме и выполняемым функциям.

Микроскоп – прибор для изучения ……….. объектов маленького размера.

Так почему мы растём?

4мин.

7.Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Опираясь на полученные знания, дети отвечают на вопросы теста

Тест.

Михаил Васильевич Ломоносов

Роберт Гук

Антони Ван Левенгук

Бинокль

Микроскоп

Телескоп

Только растения

Только животные

все живые организмы

4. Установите соответствие

оболочка полужидкая масса

Питание клетки

Дыхание клетки

деление клетки

3 мин.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель : самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Самооценивание.

Слушают информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

Создать модель клетки (аппликация или из пластилина). (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению). Пересказ стр. 20-23

Спасибо за урок. Мне понравилось, что вы были активными, любознательными. Вы – маленькие исследователи!

3мин.

Ядро - самая важная часть клетки. В клетке ядро обычно находится в центре. В ядре хранится наследственная информация о клетке и организме в целом. Например, какого размера должен быть организм, какого цвета у него будут волосы и глаза, на кого будет похож будущий организм – на папу или маму, а бывает такое, что будущий организм может походить на бабушку или дедушку.

Цитоплазма является для клетки внутренней средой. Состоит из вязкого полужидкого вещества, похожего на кисель. К тому же пронизана многочисленными нитями. В цитоплазме живут органоиды (рибосомы, хлоропласты и др.). Цитоплазма есть и в растительной, и в животной клетке. Находится она в постоянном движении, поэтому по цитоплазме перемещаются многие необходимые для клетки вещества, и направляются они именно в ту часть клетки, в которую нужно. К тому же цитоплазма связывает между собой органоиды, и в ней идут многие химические реакции. Если движение цитоплазмы прекращается, клетка погибает, так как, только находясь в постоянном движении, она может выполнять свои функции. Таким образом, функции цитоплазмы: перемещение веществ по клетке и связывание между собой всех частей клетки.

Оболочка . И в растительной, и в животной клетках является своего рода забором, который окружает клетку снаружи. Основная работа – защита. Ведь у клетки, как и у любого другого живого организма, есть свои враги. Поэтому оболочка защищает клетку от воздействия внешней среды. Например, чтобы в клетку не проникли вредные микроорганизмы, продукты обмена и т.д. На поверхности оболочки можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им клетки прочно соединяются между собой. Это помогает им сообщаться друг с другом. К тому же поверхность пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами. Через эти поры содержимое одной клетки соединяется с содержимым других клеток-соседок, перемещаются некоторые вещества.

Ф.И.

План

  1. Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя.
  2. Определить значение клетки.
  3. Определить виды клеток

Строение клетки

Тест

1. Кто является первооткрывателем клеток?

а) Михаил Васильевич Ломоносов;

б) Роберт Гук;

в) Антони Ван Левенгук.

2. Как называется прибор для наблюдения за клетками?

а) бинокль;

б) микроскоп;

в) телескоп.

3. Какие организмы состоят из клеток?

а) только растения;

б) только животные;

в) все живые организмы.

4. Установите соответствие

ядро небольшое тело, расположенное во внутренней части клетки

цитоплазма внешняя оболочка клетки

оболочка полужидкая масса

5. Что является причиной роста любого организма?

а) питание клетки;

б) дыхание клетки;

в) деление клетки.

Урок "Клетка – основа строения и роста живых организмов" в теме «Общее знакомство с организмом человека» направлен на создание среды для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов;содействует формированию представлению о том, что человек – неотъемлемая часть природы. Содержание урока познакомитдетей с основой строения и роста живых организмов – клеткой. Урок призван вызвать интерес детей в познании самого себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов».

Цели :

  1. Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
  2. Содействовать формированию представления о том, что человек – неотъемлемая часть природы.
  3. Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
  4. Вызвать интерес детей в познании самого себя.

Оборудование:

Раздаточный материал (индивидуальный и классный; микроскоп, луковая шелуха, дольки апельсина, куриные яйца, горох, целлофановые пакеты, картонные коробочки и плакат с детскими фотографиями.), плакат «Формы растительных клеток».

  1. Вводная беседа с проверкой домашнего задания.

Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?

Да.

Докажите.

Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.

Являясь частью природы, человек создает для себя условия, в которых бы он чувствовал себя комфортно. Верно?

Да.

Поясните.

Строит дома, дороги. Провел свет. Сделал много изобретений: телефон, телевизор, самолет, компьютеры.

С какой целью человек продолжает что–то изобретать?

Для того, что бы облегчить свой труд.

Как, например?

Конвейеры, компьютерные роботы, бытовую технику, сельскохозяйственные машины и т.п.

Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя в этом мире.

Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?

Наше тело: голова, туловище, конечности.

Проверим себя: послушаем стихотворение «Тело человека».

Быть у каждого должна

Очень умной … голова

Я верчу ей как умею

Голова сидит на … шее

Животик, спинка, грудь

Их вместе … туловищем зовут.

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из чашечки напиться.

Бегут по дорожке быстрые ножки.

Я споткнулся через Генку

И ушиб себе коленку.

Но наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть то, что под ней спряталось. Но в настоящее время мы очень много знаем о том, что внутри нас.

Что вы знаете?

А откуда?

А как эти знания у нас появились?

Надо сказать огромное спасибо ученым, которые условиях добывали знания и нам передавали.

В истории науки есть такой пример: 365 лет назад английский студент медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Его заинтересовали внутренние органы человека, и он начал вскрывать трупы. Надо сказать, что в то время трогать умерших считалось преступлением. И человека, который на это решился, сжигали на костре как колдуна. И Гарвей, тайно прячась от свидетелей в подвале заброшенного дома, продолжал свои опыты. Вот так рискнул жизнью этот человек. Он сделал уникальные открытия, без которых бы наука и медицина не продвинулась вперед.

Итак, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.

(Демонстрация иллюстраций, словесное пояснение)

Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).

Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)

То, с помощью чего человек дышит (легкие)

Орган, который играет роль фотоаппарата (глаз)

Самый крупный и горячий как печка орган, который уничтожает микробы и яды в крови (печень).

Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).

Эти органы пережевывают пищу (зубы).

Внутренний орган, который следит за правильной работой главных внутренних органов, заведует мыслями и чувствами человека (мозг)

И это, ребята, еще не все органы, которые образуют единое целое (читаем слово из выделенных букв) – организм .

Помогите дать определение:

Организм человека – сложная система органов, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.

2. Зарядка.

3. Определение темы урока:

А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

Да.

Как?

Мы выросли.

Как вы думаете, почему?

Поработаем с учебником. С.19. Тема – вопросы и текст самостоятельно прочитываются. Итак, дополните предложение на доске:

Основа строения и роста живых организмов . Это является темой нашего урока.

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли. Только микроб – это одна клетка, а лист яблони – 500 миллионов клеток. Есть клетки – гиганты (хотя сейчас вы о них не догадываетесь), а есть клетки, которые сложно рассмотреть даже в микроскоп. Английский естествоиспытатель Роберт Гук более 200 лет усовершенствовал микроскоп и, рассматривая покров бузины, неожиданно обнаружил живые клетки.

4. Практическая работа. (Работа в группе)

Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.

  1. Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
  2. Препарат закреплен на предметном стекле.
  3. Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.

На доске порядок действий .

  1. Рассмотреть клетку.
  2. Заполнить.
  3. Схематично изобразить клетку.

Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.

Заслушаем представителей групп:

Форма разная, но увидели стенку клетку и внутри точку.

А сейчас работа с учебником с 20. Ваша задача сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике, объяснить, для чего на вашем столе долька апельсина и яйцо.

Самостоятельное чтение двух абзацев.

Беседа после знакомства с текстом:

Для чего вам предложена долька апельсина? (пример видимых глазу клеток, не видно только строение самой клетки)

А вот ещё примеры форм растительных клеток:

Разбейте яйцо и аккуратно выпустите содержимое на блюдце.

Верно ли, что яйцо может послужить для демонстрации строения клетки?

Каково строение клетки? (ядро, цитоплазма, оболочка)

Составьте пары: ядро – желток; цитоплазма – белок; оболочка - скорлупа.

Клетка сложная система, которую можно рассмотреть под электронным микроскопом. О том, что может рассказать электронный микроскоп, узнаем, познакомившись с материалом статьи на с.20-21.

Обсуждение прочитанного и формулирование вывода:

Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.

5. Итог урока:

Что узнали?

Что произвело наибольшее впечатление?

Что хотели бы узнать?

Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится (На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину. Такой выбор обусловлен удачной наглядностью.)

6. Оценивание и домашнее задание:

Качественная оценка работы в группе.

Общая оценка работы класса: работали активно, дружно и каждый получает в подарок рисунок клетки, которую рассмотрели под более сложным прибором, чем наш микроскоп. Поместите рисунок в свою тетрадь и дополните его пояснениями. Вам поможет статья учебника на страницах 19 – 23;

По желанию, для тех, кому интересно, пользуясь информационным листом, можете подготовить сообщения об учёных и их исследованиях раскрывающих причины роста любого организма, объясняющих связь жизни клетки с образом жизни человека.

Урок окружающего мира в 4 классе. «Клетка – основа строения и роста живых организмов».

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему " Клетка – основа строения и роста живых организмов" Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект урока по предмету «Окружающий мир». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Клетка – основа строения и роста живых организмов», 4 класс. На данном уроке используются приёмы критического мышления, различные формы работы с текстом.
Задачи:
1. Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
2. Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
3. Вызвать интерес детей в познании самого себя.
Оборудование:
- раздаточный материал (индивидуальный и классный; микроскоп, луковая шелуха, дольки апельсина, куриные яйца, горох, целлофановые пакеты)

1. Вводная беседа с проверкой домашнего задания.
- Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?
- Да.
- Докажите.
- Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.
Люди всегда болели, получали травмы, ушибы. Кто были первыми целителями?
- Женщины
- Назовите «Отца медицины»
- Гиппократ
- С какими областями знаний связана медицина?
- физика, химия, биология.
- Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя в этом мире.
- Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?
- Наше тело: голова, туловище, конечности.
Проверим себя: послушаем стихотворение «Тело человека».
Быть у каждого должна
Очень умной … (голова)
Я верчу ей как умею
Голова сидит на … (шее)
Животик, спинка, грудь
Их вместе … (туловищем) зовут.
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из чашечки напиться.
Бегут по дорожке быстрые ножки.
Я споткнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
Но наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть то, что под ней спряталось. Но в настоящее время мы очень много знаем о том, что внутри нас.
- Что вы знаете?
- А откуда?
- А как эти знания у нас появились?
- Надо сказать огромное спасибо ученым
- Итак, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.
Игра «Угадай слово»
Один ученик встает перед классом (водящий), другой - за его спиной показывает классу
таблички с терминами, которым надо дать толкование. Желающие ученики объясняют
водящему значение слова (в его признаках), водящий по толкованию угадывает термин.
Таблички, которые удалось от¬гадать, вручаются водящему. Неудачные толкования слов
коллек¬тивно исправляются. Ученик, предложивший неверное толкова¬ние слова, получает
штрафное очко.
Слова для толкования:
Сердце, желудок, печень, легкие, глаза, кишка.
Решение кроссворда
Слова записать по горизонтали, отгадать выделенное слово по вертикали.

1. То, с помощью чего человек дышит (легкие)
2. Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).
3. Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)
4. орган, где находится органы – язык и зубы. (рот)
4. Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).
5. Орган, который играет роль фотоаппарата (глаз)
- И это, ребята, еще не все органы, которые образуют единое целое, какое целое? – организм.
Дайте определение:
Организм человека – сложная система органов, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.
2. Физминутка
3. Определение темы урока
- ребята, а кто-нибудь из вас знает, какого вы были роста и веса при вашем рождении?
- ваш организм менялся со временем, что с вами произошло?
- Мы выросли.
- Как вы думаете, почему?
Поработаем с учебником.
«К ответу готов!». Класс делится на группы. Каждая группа работает с учебником.
Предлагается за 5-7 минут найти по оглавлению нужный текст, прочитать и просмотреть его,
выбрать самое важное и интересное, подготовить сообщение на 1-2 минуты.
Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый.
По его рассказу оценивается качество подготовки группы.
С.19.
Итак, дополните предложение на доске:
_____________ - основа строения и роста живых организмов. Это является темой нашего урока.
Все живые организмы состоят из клеток.
Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли. Только микроб – это одна клетка, а лист яблони – 500 миллионов клеток. Есть клетки – гиганты (хотя сейчас вы о них не догадываетесь), а есть клетки, которые сложно рассмотреть даже в микроскоп. Английский естествоиспытатель Роберт Гук более 200 лет усовершенствовал микроскоп и, рассматривая покров бузины, неожиданно обнаружил живые клетки.
4. Практическая работа.
Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу в группах: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.
1. Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
2. Препарат закреплен на предметном стекле.
3. Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.
На доске порядок действий.
1. Рассмотреть клетку.
2. Заполнить лист.
3. Проиллюстрировать клетку.
Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.
- Заслушали командиров групп:
- Форма разная, но увидели стенку клетку и внутри точку.
Перед вами на столе лежат долька апельсина и яйцо, попробуйте объяснить, для чего они лежат. Вам необходимо сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике на стр. 20-21 учебника.
- Самостоятельное чтение двух абзацев.
Беседа после знакомства с текстом:
-Для чего вам предложена долька апельсина? (пример видимых глазу клеток, не видно только строение самой клетки)
А вот ещё примеры форм растительных клеток:

Ребята, сформулируйте вывод, что такое клетка:
Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.
- рассмотрите рисунок на стр. 22 (разные клетки – костная, нервная, мышечная клетка, клетки эпителия).
- в группах пообщайтесь, и определите, что общего в их строении. Какие есть отличия.
Прочитайте текст и дайте определение понятия «Ткань».
- клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу.
5. Итог урока:
-Что узнали?
- Что произвело наибольшее впечатление?
- Что хотели бы узнать?
Игра «Экзаменаторы». Она проводится инди¬видуально или по группам. Учащимся предлагается, используя учебник или дополнительную литературу, подгото¬вить вопросы для класса по изученной теме.
Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится (На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину)
6. Оценивание и домашнее задание:
Качественная оценка работы в группе.
По желанию, можете подготовить сообщения об учёных и их исследованиях раскрывающих причины роста любого организма, объясняющих связь жизни клетки с образом жизни человека.
7. Рефлексия

Учитель начальных классов Файзуллина О.В.

Так клетка, кажется мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

Тип урока : урок формирования и совершенствования знаний.

Цель урока:

пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

Задачи:

образовательные:

Создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;

Обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки

Проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

Развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

Формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

Пропагандировать здоровый образ жизни;

Воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

Формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Оценка.

Методы:

словесный – беседа на основе знаний учащихся;

наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;

практический – работа с интерактивными тренажерами;

исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;

Методические приемы:

логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;

организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;

технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.

Оборудование : компьютер, микроскопы, мультимедийный проектор, эк ран

Ход урока:

Этапы урока, цель

Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, школьные принадлежности, микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,… Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Возьмитесь за руки и повторяйте: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!
2. Постановка цели и темы урока Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся

3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

II . Актуализация знаний. Цель: повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме.

1. Введение новых знаний с опорой на опыт детей.. Цель: выявить уровень знаний по изучаемой теме Изучение нового материала: Введение в тему. Погружение в тему.

III .Физминутка (3мин) IV .Первичное закрепление нового материала.

V .Работа по учебнику

VI . Закрепление Цель: повторить и закрепить изученный материал.

VII. Итог урока

1.Рефлексия. (1 мин)

2.Домашнее задание

В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть ………………………………………………………Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков. Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоят эти шарики Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.

    Организует и направляет деятельность учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

( На доске надпись:КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)
- Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.) Именно клетка составляет основу любого организма. слайд - Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать строение клетки, узнать какую работу она выполняет в организме?)
Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока? 1. Узнать строение и функции животной клетки. 2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки. 3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду.
Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому. Вперёд в « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ »!!!

А зачем нужно знать строение клетки. (Ответы учеников)

Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое - волнующее, таинственное, неизвестное.


Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?
(Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).) Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одну из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.
Игра «Дополни предложение»
Когда говорят, что организм человека работает как часы, имеют в ввиду, что нервная система, одновременно управляя жизнедеятельностью всех систем, позволяет телу совершать все необходимые движения с помощью опорно- двигательного аппарата, что у человека здоровое сердце, которое обеспечивает движение крови по организму, а хорошие легкие - газообмен. В тоже время пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи, а мочевые органы и органы пищеварения совместно выводят из тела отработанные продукты обмена веществ. Каждая система органов необходима для жизни и деятельности человеческого организма.
Человек относится к миру живой природы Отправимся в путешествие ….
Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.

Рассмотрим, как выглядят ткани разных органов человека

Увидели много много шариков, которые по форме похожи на клетку

Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.

Выступления учащихся

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением клетки. Любая клетка покрыта снаружи оболочкой ./ мембраной/ Оболочка отделяет содержимое клетки и клетку от внешней среды. В ней есть отверстия поры . Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма . Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. Эта жидкость переносит питательные вещества. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме располагается ядро. Ядро главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.
Метахондрии – расположены в цитоплазме клеток. Форма их различна. Они могут быть овальными, палочковидными, нитевидными. Участвуют в обмене кислорода, называют «энергетические станции» клетки.
Эндоплазматическая сеть Эндоплазматическая сеть связывает между собой основные органоиды клетки. Представляет собой систему трубочек и полостей . Здесь вырабатываются питательные вещества. Лизосомы - это маленькие пузырьки. С их помощью осуществляется внутриклеточное пищеварение. Основная их роль вывод из клеток, отработанных продуктов питания Микрофиламенты –это очень тонкие белковые нити диаметром 5-7 нм. Они помогают клетке двигаться Почти во всех животных клетках содержатся полые цилиндрические неразветвленные органеллы, называемые микротрубочками . Они помогают клетке сохранять свою форму. Вывод : клетки любого человеческого органа, соединенные между собой межклеточным веществом, образуют ткань этого органа/ нервные клетки образуют нервную ткань, жировые клетки – жировую, мышечные клетки – мышечную ткань/ Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями
Вставить пропущенное слово Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... - плотной прозрачной оболочкой. Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - …. В цитоплазме располагаются многочисленные.... . Важнейшим органоидом клетки является.... , которое хранит наследственную информацию. Энергетический центр клетки … . Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды Выписать основные функции клеток
    Обеспечивают организм кислородом Защищают от микробов Помогают двигаться Образуют влажный защитный слой
Вывод: все живые клетки дышат, питаются, растут, размножаются и погибают. При размножении клетки делятся, затем снова растут и снова делятся, образуют новые, себе подобные клетки. Замена погибших клеток в организме происходит постоянно, пока человек живет. Деление клеток способствует росту человека – его костей, мышечной и всех других тканей, заживлению порезов, ран, поврежденных мышц, срастанию сломанных костей
Самостоятельная работа Тест
1. Кто является первооткрывателем клеток? А. М. Ломоносов Б. Дж. Бруно В. Р. Гук 2.Как называется прибор для наблюдения за живыми клетками? А. Бинокль Б. Микроскоп В. Телескоп 3. Какие организмы состоят из клеток? А. Только растения Б. Только животные В. Все живые организмы 4.Установите соответствие:

1 Ядро

5. Что является причиной роста любого организма?

А. Питание клетки

Б. Дыхание клетки

В. Деление клетки /способствует росту человека, его костей, заживлению ран, порезов, поврежденных мышц, срастанию поломанных костей./

6. Сколько видов клеток находится в организме человека?

А. 100

Б. 200

В. 300

К сожаление нам пора возвращаться путешествие подошло к концу

Вывод: клетка - живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу. Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями.

Так клетка, кажется, мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.

Выставление оценок

1. Стр. 12-13,учебник Т.с.4-5

2. Подготовить сообщение об открытии клетки

3.Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.

Урок окончен, всем СПАСИБО!