Нравственный выбор литературный аргумент. Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Слайд 2

В.М.Васнецов «Витязь на распутье»

  • Слайд 3

    Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем - недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано: Налево ехати - богату быти, Направо ехати - женату быти. Как прямо ехати - живу не бывати. Нет пути ни прохожему, Ни проезжему, ни пролетному. Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался...

    Необходимость обязательства в жизни

    Александр, которые стремятся развить общественное мнение против него и тем самым поставить под угрозу его стабильность. Берджесс видел апатию и нейтралитет как два из величайших грехов послевоенной Англии, и эти качества изобилуют «Заводной апельсин». Бурджес сатирует их тяжело, особенно в его изображении родителей Алекса. С другой стороны, Берджесс делает Алекса, чья проактивная преданность стремлению к удовольствию причиняет большие страдания, герою его романа.

    «Двойственность как конечная реальность»

    Сам Алекс, похоже, испытывает отвращение к нейтралитету, который он видит как функцию «вещи» или бесчеловечности. Эта фраза, сформулированная Берджессом в интервью, отражает понимание Берджессом мира как совокупности фундаментальных и равных оппозиций сил. Заводной апельсин изобилует дуальностью: хорошим против зла, приверженностью против нейтралитета, человеком по сравнению с машиной, человеком против правительства, молодежью против зрелости и интеллектом против интуиции, чтобы назвать некоторые из самых известных.

    Слайд 4

    Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину "Витязь на распутье", он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу. Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа - в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути.

    Важным аспектом этой темы является то, что хотя один элемент данной двойственности может быть предпочтительнее другого - например, добро над злом - каждая сила одинаково важна для объяснения динамики мира. Знать одну из противоположных сил - неявно знать другую.

    Придуманный сленг, который включает в основном русский и английский язык в стиле кокни, Алекс использует насад, чтобы описать мир «Заводной апельсин». Его первоначальный эффект - это отчуждение и отчуждение, так как читатель активно занимается проблемой инородности речи Алекса. Этот эффект важен, потому что он удерживает нас от жестокого насилия, совершенного Алексом. Прежде чем мы сможем оценить характер Алекса, мы должны сначала найти с ним на своих терминах: «говорить на его языке» буквально.

    Слайд 5

    Проблема нравственного выбора в книгах о войне

  • Слайд 6

    «Судьба человека», 1956 год

  • Слайд 7

    « На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» М.Шолохов

    Война перечеркнула семейное счастье Андрея Соколова: погибла семья, убили старшего сына – офицера. В плену ради спасения худенького парнишки – командира Соколов своими руками душит предателя. Ему нелегко было принять это решение «Первый раз в жизни убил, и то своего…». Но гибелью предателя он предотвратил гибель многих честных людей.

    Как популярная идиома подростка, насат, кажется, входит в коллективное сознание на субкультурном уровне, понятие, которое намекает на подводное течение растущих репрессий. Истоки Надсата также помогают осветить мир, который Берджес выбирает, чтобы изобразить в романе. Сочетание русского и английского языков показывает, что общество Алекса вдохновлено двумя главными сверхдержавами времени Бурджесса, американской капиталистической демократией и советским коммунизмом, предполагая, что эти две сущности не так далеки друг от друга, как мы могли подумать.

    Слайд 8

    Главный нравственный выбор героя в условиях плена он сделал сразу же: не пошел на сговор с врагами, не предал своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынес пытки и унижения, « чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расстаться все-таки трудно». Ему важно было показать, что «хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

    Классическая музыка входит в «Заводной апельсин» на нескольких уровнях. На формальном уровне структура романа рисуется по музыкальным формам. Соответственно, части 1 и 3 являются зеркальными изображениями друг друга, а часть вторая существенно отличается. Принимая во внимание, что в первой части Алекс жертвует невольных и не желающих жертв, в третьей части те же жертвы охотно и охотно охотятся на него. Эти формальные симметрии помогают нам делать сравнения, когда тематический материал развивается в ходе романа.

    На текстовом уровне Берджес затаивает роман повторяющимися фразами, очень распространенной особенностью классической музыки. Алекс поставляет эти лингвистические мотивы, когда он выкрикивает «вне игры» своим друзьям или говорит нам, что «это был легкий темный холодный зимний вечер, хотя сухой», или когда он начинает три части книги, а также последнюю главу - с вопросом: «Что тогда будет?» Берджес был уникален как писатель, поскольку он стремился адаптировать формы классической музыки в своем письме.

    Слайд 9

    Последний свой выбор герой совершил уже в послевоенный период своей жизни, когда было потеряно практически все, но дана была возможность как-то вынести лишения, потери, горе одиночества, и Андрей Соколов находит в себе силы подобрать мальчика – сироту и усыновить его.

    Слайд 10

    Повесть Б.Васильева «Завтра была война»

    В повести Б. Васильева «Завтра была война» удивительно воссоздана обстановка предвоенного среднерусского городка. Главные герои повести – довоенные школьники, воспитанные на романтике «революционных буден». Наивные и прямолинейные, искренние и бесстрашные, они пытаются разобраться в сложной жизни взрослых, в окружающем мире. Общечеловеческие ценности, которые внушают детям родители, постепенно вступают в противоречие с реальной действительностью, жестокой и бесчеловечной. И детям приходится делать нравственный выбор, так как от него зависит не только их собственная жизнь, но и жизнь других людей.

    Его роман «Наполеонская симфония» получил свою структуру из Третьей симфонии Бетховена, которая была первоначально написана для Наполеона. Классическая музыка также входит в «Заводной апельсин» на повествовательном и тематическом уровне. Хотя Берджесс, вероятно, не собирался этого делать, любовь Алекса к классической музыке в рамках репрессивного правительства романа призывает Платона, который утверждал, что наслаждение музыкой должно быть подавлено, если социальный порядок должен быть сохранен. Платон идентифицирует музыку с революционным удовольствием, ассоциацию, которая может быть легко применена к Алексу в «Заводном апельсине».

    Слайд 11

    Через множество испытаний пройдут герои повести, открыв в конце концов известную истину, которую автор предельно точно сформулировал в предсмертном письме Вики Люберецкой: «…нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем самих себя, своих детей, свое будущее». И детей тоже предавать нельзя. Никого предавать нельзя! Страшно, когда предательство совершается в частной жизни. Еще страшнее, когда это предательство совершает государство по отношению к своим гражданам.

    Любовь Алекса к классической музыке неразрывно связана с его любовью к насилию, и он редко думает об одном без другого. Обе эти страсти летят перед лицом правительства, которое, прежде всего, желает платоновского порядка. Таким образом, не случайно, что вкус Алекса к Бетховену и Моцарту вызывается, как только он подвергается мелиоративной терапии.

    Повторяющиеся ссылки на Христа служат двум функциям в романе. Во-первых, они обеспечивают структурную и тематическую аналогию для жизни Алекса. Алекс - мученическая фигура, которая отказывается от своей индивидуальности для граждан своего общества. Его попытка самоубийства в последней трети книги работает как жертва, которая раскрывает зло репрессивного государства. Кроме того, повествование Алекса проходит через три этапа, которые вызывают три последних дня Христа. По мере того, как Иисус умирает, он похоронен и воскрес на третий день, Алекс оказывается пойманным, похоронен в тюрьме и возвращается к своему бывшему я к концу романа.

    Слайд 12

    Поработать с текстом

    Слайд 13

    Проблема выбора в классической литературе

  • Слайд 14

    Герой и его выбор в литературе XX века«…у каждого своя правда, своя борозда» М.Шолохов

  • Слайд 15

    В.Железников. Чучело.

    Повесть о девочке-шестикласснице, Ленке Бессольцевой, которая попала в трудное положение - одноклассники объявили ей бойкот. Застенчивая, нерешительная, она оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе Ленка и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.

    Алекс иногда ссылается на Христа, например, когда он ссылается на себя как на фигуру Христа в первой части, называя себя «плодом матки» и снова во второй части, когда он упоминает, как поворачивает другую щеку после того, как ее ударили в лицо. Во-вторых, повторяющиеся упоминания Христа тонко намекают, что государство использует насильственные импульсы Алекса против него. Стремление Алекса к насилию в два раза заставляет его отождествлять себя с римлянами, которые мучают и распинают Христа. Таким образом, Алекс невольно присоединяется к государству, поскольку римляне, распявшие Христа, были, по сути, «государством» библейских времен.

    Слайд 16

  • Слайд 17

  • Слайд 18

    Кадры из фильма «Чучело»

    Слайд 19

    Выбор героя в современной литературе

    Андрей Геласимов «Чужая Бабушка». Девятнадцатилетняя Татьяна, дочь Ивановны, бывшей парашютистки, а в настоящем работающей диспетчером, выходит замуж и узнает, что у ее мужа есть дочь Оля. Отец хочет отдать ее в интернат. Не раздумывая, проявляя решительность и твердость, как это требует характер спортсменки, Ивановна, мать Татьяны, срочно оформляет пенсию и принимает смелое и неожиданное для своей семьи решение: требует от зятя позволить ей оформить опекунство над девочкой. Она не может пережить, чтобы ребенок (пусть даже и чужой) рос без семьи. Чужая бабушка оказалась роднее самых близких людей.

    Молоко символизирует незрелость и пассивность людей, которые обычно пьют его в коровском молочном баре. Их употребление молока предполагает инфантилизацию и последующую беспомощность граждан государства. В силу своей белизны и гомогенизации молоко также символизирует единообразие среди подростков, которые его пьют. Тот факт, что молоко зашнуровано наркотиками, является ироничным, предполагая, что эти молодые люди менее полезны и невинны, чем взрослые, а не больше.

    Изображения Темноты, Ночи и Луны

    В этом учебном пособии, как правило, используются галлюциногены, эти три препарата символизируют нейтральность или «вещь». Люди в романе, которые используют их, становятся бесчеловечными, испытывая их последствия, отступая от реальности вокруг них. Эти вещи связаны с областью Алекса и, таким образом, представляют ему мир и безопасность. Капеллан, который одет в черное и защищает Алекса от государства, также может попасть в эту категорию предметов. Тьма представляет собой уединение и уединение, необходимые для индивидуальной воли, чтобы существовать и делать выбор свободно.

    Слайд 20

    Роман Сенчин «Ёлтышевы»

    Дежурный по медвытрезвителю Николай Елтышев «большую часть своей жизни считал, что нужно вести себя по-человечески, исполнять свои обязанности, и за это будешь постепенно вознагражден». Но однажды он нарушает закон: закрывает в небольшой комнате вытрезвителя нескольких «ночных нарушителей», поступивших в его дежурство, которые к утру «задыхаются» в душном помещении, а кто-то из них погибает. Столкнувшись « с судьбой», с необходимостью выживать, с возможностью действовать, найти выход, принять какое – то решение, Николай теряет свое человеческое лицо и постепенно превращается в равнодушного, жалкого человека. Проблема поступка, от которого может зависеть человеческая судьба, интересует автора и выносится им на суд читателя. Судьба героя сломана, он движется по жизни, подхваченный общим потоком равнодушия, бессердечности, безучастности. Герой, не в силах справиться с обстоятельствами, все больше загоняет себя в угол, все больше «грязнет» в «болоте» деревенской жизни, гибнет сам и губит свою семью. Почему так случилось? Что произошло? Чего он не заметил? Что прошло мимо? Автор произведения сам отвечает на эти вопросы: « Тот момент, когда, как в сказке про богатыря, нужно было выбрать путь, по которому двинуться дальше, Елтышев проспал». Не раз « появлялась возможность изменить судьбу» , но « он не решался» и превратился в «душегуба», уже так знакомого нам из классической литературы.

    Дневной свет и солнечный свет представляют опасность для Алекса. В первой части Алекс отмечает, что в течение дня еще несколько полицейских - фигуры репрессивного патрулирования. Суровые огни комнаты допроса полицейского участка создают искусственный день, и врачи с их белыми куртками продолжают тенденцию к яркости, связанной с угрозой и угрозой. Единственный раз, когда капеллан носит белый цвет, во время обмена с Алексом, где капеллан заставляет Алекса ругать своих товарищей-заключенных, чтобы продвигать свои собственные карьерные амбиции.

    Посмотреть все слайды

    Каждый из нас в своей жизни рано или поздно становится перед выбором: будет ли он в нашу пользу или же в пользу кого-то другого, зависит только от нас. Иногда человеку бывает тяжело сделать выбор в силу многих обстоятельств: это или положение в обществе, или неблагоприятные последствия принятия того или иного решения, или же личные убеждения. Человек, который сталкивается с такой проблемой, стоит перед нравственным выбором. Чаще всего перед нравственным выбором находятся те люди, которые пребывают на войне: во-первых, надо осознавать, что на войне могут ранить или убить, во-вторых, важно понять и смириться с тем, что нужно уничтожать врагов родины для дальнейшего благополучия своей страны, и, наконец, в-третьих, на войне можно поддаться соблазну и перейти на сторону более сильного противника или же из-за страха смерти бежать с фронта.
    Наиболее часто встречается проблема нравственного выбора в повести Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Сам писатель был участником ВОВ, а потому имел полное представление о положении солдат на войне и в своих произведениях отражал взгляды людей на военные действия со всею объективностью и детальностью.
    Главный герой рассказа «Судьба человека», шофер, Андрей Соколов, идет воевать за свою страну. Он осознанно делает этот шаг, зная, что каждый солдат может внести свой вклад в защиту своего отечества. Андрей оставляет жену и детей с целью защитить родные земли от фашистских захватчиков...
    В очередной битве Соколова ранило осколком снаряда, он впал в беспамятство и очнулся в плену противника. Андрею было тяжело мириться с тем, что теперь он должен работать, не покладая рук, на вражеской территории, и солдат предпринимает попытку бегства, которая, увы, не увенчалась успехом.
    Нужно согласиться, что единственным выходом из плена является бегство, но и оно несет за собою ряд последствий: в случае успешной попытки бегства солдату грозит недоверие среди «своих», ведь именно в плену нередко бывают случаи перехода на сторону врага, в случае, если побег не удался, за этим следует ужесточение надзора за пленными, физическое наказание или же вовсе лишение жизни. Тем не менее, Андрей Соколов решается бежать, несмотря на угрозу своей жизни.
    За время пребывания в плену Соколову пришлось пережить достаточно сложное испытание: однажды ночью он подслушал, что один из военнопленных докладывает немцам о том, что происходит среди заключенных. Андрей решается на убийство предателя. Ликвидация доносчика далась солдату нелегко, ведь ему пришлось отправить на тот свет одного из «своих». В этом эпизоде также встречается проблема нравственного выбора, исходом которого стало решение о лишении жизни предателя. Нужно иметь большое мужество и огромную силу воли, чтобы не сдаться перед натиском войны. Каждому из нас стоит задуматься, как бы он поступил в той или иной ситуации?
    Целых два года Соколов был в фашистском плену. За это время он побывал на волоске от смерти: как-то раз Андрей имел неосторожность резко высказаться о немцах, и кто-то донес на него. Пленного вызвали в кабинет Мюллера, одного из высших по званию лиц в управлении. Немец предложил Соколову перед расстрелом выпить за победу Германии. И что же сделал этот пленный, замученный, голодный и озябщий солдат? Он решительно отказался пить за победу немцев, и тогда Мюллер похвалил Андрея, удивляясь силе духа русского человека. Офицер предложил выпить за здоровье самого Соколова, на что солдат молча осушил рюмку. Мюллер оказался одним из тех немцев, в которых осталось еще немного человеческих качеств, и он, дав Андрею хлеба и сала, отправил его обратно.
    Соколов был на грани жизни и смерти, ведь именно от офицера Мюллера зависела его дальнейшая судьба, Андрей мог выпить за победу немцев, ведь никто, кроме него, Мюллера и еще одного управляющего об этом не узнали бы. В этом поступке также прослеживается нравственный выбор между желанием жить и преданности своей родине. Пленный не падает духом и до последнего остается верен своему отечеству. После этого случая его стало уважать немецкое начальство, а нагрузки рабочим уменьшили. Так прошло около двух лет. Андрею поручили возить на машине майора немецкой армии, и в очередной поездке пленный решил обезоружить майора и ехать к своим...
    Так и прошло самое ужасное время войны для шофера Андрея Соколова. К концу ВОВ у него не осталось ни одного родственника, а его сын был убит на его глазах в последний день войны немецким снайпером. Как-то, в послевоенное время, бывший солдат увидел мальчика, который вновь пробудил в нем отцовские чувства. Ребенок оказался сиротой, его отец ушел на фронт, но так и не вернулся. Андрей понимал, что они с Ваней нужны друг другу. Соколов решается на ложь во благо, и называет себя отцом маленького Вани, тем самым осчастливив себя и его на многие годы.
    Андрей Соколов - самый обычный русский солдат, его героизм заключается в том, что он предан своей стране и народу, милосерден к беспомощным людям и беспощаден к предателям. Во все времена противники России говорили и восхищались нравственной возвышенностью и духовной силой русского человека.

    Легкость представляет собой демистификацию индивидуума. Это говорит о том, что критики часто сравнивают романы Кормака Маккарти с мечтами. Ранее в том же журнале Денис Донохью нашел обращение к Фрейду: «Вообще не думает, не вычисляет или не судит; он ограничивается тем, что дает вещи новую форму». Они признают часто нереальное качество художественной литературы Маккарти, но подразумевают основную чувствительность под хаосом. Действительно, оба цитаты вырезали две из самых упорных критических замечаний Маккарти: моральную двусмысленность и отсутствие интереса к проникновению под поверхностью.