Опыт вебера. Опыт Вебера и причины его отклонения

Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости. Основано оно на сравнении восприятия чистых звуков при воздушном и костном проведении. Существуют специальные наборы камертонов, позволяющие проводить исследования в широком частотном диапазоне. Однако для повседневной практики достаточно иметь только два камертона: низкий (128 колебаний в секунду - С 128) и высокий (2048 колебаний в секунду - С 2048). Каждый камертон должен иметь «паспорт», то есть данные о времени в секундах, в течение которого его звучание воспринимается отологически здоровыми людьми.

Исследование воздушной проводимости

При исследовании воздушной проводимости камертон приводится в звучание «максимальным» дозированным ударом перкуссионного молоточка (басовый камертон можно приводить в звучание ударом о нижнюю треть собственного бедра) и подносится браншами к уху исследуемого, который должен отвечать, слышит ли он звук. Камертон подносят к наружному слуховому проходу максимально близко, не касаясь уха, таким образом, чтобы ось его (она проходит поперёк обеих браншей) совпадала с осью слухового прохода. Во избежание адаптации или утомления слуха камертон надо подносить к уху через каждые 4-5 секунд. Исследование костной проводимости производят при помощи звучащего басового камертона, ножку которого плотно приставляют к середине темени больного. Длительность восприятия звучащего камертона при воздушном и костном проведении определяется в секундах (количественное исследование). При качественном исследовании слуха камертонами применяют ряд опытов.

Методика исследования:

1. Возьмите набор камертонов С 128 , С 512 , С 2048 , начинайте исследование камертонами низкой частоты - с С 128 . Камертон С 128 и выше приводятся в колебание отрывистым сдавлением браншей двумя пальцами или лёгким ударом о тенор левой ладони, а С 2048 - ударом щелчка ногтя. Исследуемому дается четкая инструкция о необходимости без промедления сообщить исследующему о том, что он перестал слышать камертон.

2. Звучащий камертон, удерживая за ножку двумя пальцами, поднесите к наружному слуховому проходу исследуемого на расстоянии 0,5 - I см секундомером измерьте время, в течение которого исследуемый слышит звучание данного камертона, отсчет времени начинается с момента приведения в колебание камертона.

3. После того как пациент перестанет слышать, нужно камертон отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после такого отдаления камертона пациент еще несколько секунд слышит звук. Окончательное время отмечается по последнему ответу пациента.

Исследование костной проводимости (опыт Ринне):

Костная проводимость исследуется камертоном С 128 , таккак вибрация камертонов с более низкой частотой ощущается кожей, а камертоны с более высокой частотой переслушиваются через воздух другим ухом.

1. Звучащий камертон С 128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка. Продолжительность восприятия измерьте также секундомером, ведя отсчет времени от момента возбуждения камертона. После того как восприятие звука через ткани прекратилось, камертон, не возбуждая, подносят к наружному слуховому проходу. При этом в норме исследуемый слышит по воздуху колебания камертона - опыт Ринне положительный (R+)

2. Если исследуемый, по прекращении звучания камертона на сосцевидном отростке, не слышит его и по воздуху у наружного слухового прохода, такой результат называется отрицательным (R-).

При опыте Ринне в норме наблюдается преобладание воздушной проводимости звука над костной в два раза (R+), при отрицательном - наоборот, костная преобладает над воздушной, что бывает при поражении звукопроводящего аппарата. При аболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюдается, как и в норме, перевес воздушной проводимости над костной, при этом длительность восприятия камертона, выраженная в секундах, как воздушной, так и костной проводимости, меньше, чем в норме, но опыт Ринне остается положительным.

Опыт Вебера (W)

Звучащий камертон С 128 приставьте к темени исследуемого, чтобы ножка его находилась посередине головы. Бранши камертона должны совершать свои колебания во фронтальной плоскости, то есть от правого уха к левому.

В норме исследуемый слышит звук камертона в середине головы или одинаково в обоих ушах (норма ←W→). При одностороннем заболевании звукопроводящего аппарата звук латерализуется в больное ухо (например, влево:W→), при одностороннем заболевании звуковоспринимающего аппарата звук латерализуется в здоровое ухо (например, вправо:←W). При двустороннем заболевании ушей разной степени или разного характера результаты опыта нужно расценивать зависимости от всех факторов.

Опыт Швабаха (Sch)

- изменение длительности восприятия звука через кость.

Звучащий камертон приставьте к темени исследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на темя, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если также не слышит, то опыт Швабаха у исследуемого нормален. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата. Таким же образом опыт производится на каждом ухе: камертон ставится на площадку сосцевидного отростка.

Опыт Желле (G)

Приставьте звучащий камертон на сосцевидный отросток и одновременно сгущайте воронкой воздух в наружном слуховом проходе этого же уха. В момент компрессии воздуха исследуемый с нормальным слухом почувствует снижение восприятия (опыт Желле положительный), это обуславливается ухудшением подвижности звукопроводящей системы вследствие вдавления стремени в нишу овального окна. При неподвижности стремени (отосклерозе) никакого изменения восприятия в момент сгущения воздуха в наружном слуховом проходе не произойдет (опыт Желле отрицательный). При заболевании звуковоспринимающего аппарата произойдет такое же ослабление звука, как в норме, т.е. опыт Желле будет положительным.

Заполнение слухового паспорта

Результаты речевого и камертонального исследования записываются в слуховом паспорте для последующего анализа. Ниже приводится схема слухового паспорта исследуемого с нормальным слухом справа и нарушением звуковосприятия слева.

2. С помощью камертонов (с частотой 256 Гц) нарушения проведения очень легко отличить от повреждения внутреннего уха или от ретрокохлеарных повреждений в случае, если известно, какое ухо повреждено.

А. Опыт Вебера.

Ножка звучащего камертона помещается по средней линии черепа; в этом случае больной с поражением внутреннего уха сообщает, что он слышит тон здоровым ухом; у больного с поражением среднего уха ощущение тона смещается на поврежденную сторону.

Существует простое объяснение:

В случае повреждения внутреннего уха: поврежденные рецепторы вызывают более слабое возбуждение в слуховом нерве, поэтому тон кажется более громким в здоровом ухе.

В случае поражения среднего уха: во-первых, пораженное ухо подвергается изменениям вследствие воспаления, при этом вес слуховых косточек увеличивается. Это улучшает условия возбуждения внутреннего уха за счет костной проводимости. Во-вторых, т.к. при нарушениях проведения меньше звуков достигают внутреннего уха и оно адаптируется к более низкому уровню шума, рецепторы становятся более чувствительными, чем на здоровой стороне.

Б. Тест Ринне.

Позволяет сравнить воздушную и костную проводимость в одном и том же ухе. Звучащий камертон помещают на сосцевидный отросток (костная проводимость) и держат там, пока больной не перестанет слышать звук, после этого переносят камертон непосредственно к наружному уху (воздушная проводимость). Люди с нормальным слухом и те, у кого нарушено восприятие. Снова слышат тон (тест Ринне положительный), а те, у кого нарушено проведение – не слышат (тест Ринне отрицательный).

46. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Глухота – частая патология. Причины ухудшения слуха:

1. Нарушение проведения звука. Повреждение среднего уха – аппарата проведения звука. Например, при воспалении слуховые косточки не передают нормального количества звуковой энергии на внутреннее ухо.

2. Нарушение восприятия звука (нейросенсорная утрата слуха). В этом случае повреждены волосковые рецепторы кортиева органа. В результате нарушается передача информации из улитки в ЦНС. Такое поражение может произойти при звуковой травме при действии звука высокой интенсивности (более 130 дБ) или при действии ототоксических веществ (происходит поражение ионного аппарата внутреннего уха) – это антибиотики, некоторые диуретики.

3. Ретрокохлеарные повреждения. При этом внутреннее и среднее ухо не повреждены. Поражены либо центральная часть первичных афферентных слуховых волокон, либо другие компоненты слухового тракта (например, при опухоли мозга).

Ножку звучащего камертона приставляют к середине темени . При нормальном слухе звук передается одинаково в оба уха и место звучания камертона определяется на середине головы или в обоих ушах. Если же закрыть одно ухо пальцем или заткнуть его ватой, то звук воспринимается этим ухом и источник его кажется находящимся ближе к нему (латерализация звука).
В случае односторонних заболевапий звукопроводящего аппарата при опыте Вебера звук воспринимается больным ухом,-звук направлен в больное ухо.

Латерализация звука объясняется тем, что в больном ухе имеются лучшие условия для резонанса, оттуда труднее происходит отток звуковых волн, наконец, звуки извне притекают туда меньше и тем самым не мешают восприятию звука, доставляемого через кости черепа.

При односторонних заболеваниях звуковоспринимающего аппарата звук при этом опыте будет восприниматься здоровым ухом. Опыт может быть произведен с помощью костного телефона аудиометра. Это дает некоторые преимущества по сравнению с камертопами, колебания которых быстро затухают.

При оценке опыта Вебера нужно иметь в виду, что ответ обследуемого является субъективным и далеко не всегда правильным. Во многих случаях больной сам не в состоянии разобраться в локализации звука. Нередко при односторонней глухоте он не латерализует звук или дает путаные ответы. Для уточнения результатов нужно перемещать ножку камертона по обе стороны от средней линии; совпадение ответов больного с этим перемещением облегчает суждение о результатах опыта.

Латерализация нередко меняется в зависимости от высоты камертона. Так, наблюдаются разные результаты при высоком и низком камертоне. Дополнением к опыту Вебера может служить опыт с камертоном или трещоткой Барани, которые ставят на некотором расстоянии от затылка по средней линии. При неодинаковом слухе на оба уха больной будет латерализовать звук, передаваемый через воздух, в сторону лучше слышащего уха.

При поражении звукопроводящего аппарата латерализация при этом опыте и опыте Вебера разная; при поражении звуковосприятия она совпадает.
При некоторых процессах во внутреннем ухе звук при опыте Вебера вначале воспринимается посередине, а затем латерализуется в здоровое или лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885)

Сравнение костной и воздушной проводимости является одним из наиболее распространенных диагностических методов и известно как опыт Ринне.
Опыт проводится следующим образом . Звучащий камертон приставляют ножкой к сосцевидному отростку; звук воспринимается в течение известного количества секунд, затем он не слышен. Если теперь, не ударяя вновь, поднести бранши камертона к слуховому проходу больного, то при нормальном состоянии уха или при поражении звуковоспринимающего аппарата камертон будет опять слышен (положительный опыт Ринне).

При значительном поражении звукопроводящего аппарата наблюдается обратное явление: после того как камертон перестает быть слышимым через воздух, звук продолжает восприниматься, если поставить ножку камертона на сосцевидный отросток (отрицательный опыт Ринне).

РИННЕ ОПЫТ (Rinne), один из диагностических методов, применяемый в отиатрии для исследования аппарата, проводящего звук. Опыт основан на физиол. предпосылке: проводимость звука через воздух продолжительнее и интенсивнее сравнительно с проводимостью через кость. Техника опыта: звучащий камертон помещается ножкой на сосцевидном отростке исследуемой стороны, наружное же слуховое отверстие предварительно закрывается плотным тампоном; испытуемому предлагается дать сигнал о прекращении ощущения звука; немедленно после сигнала камертон (без повторения приемов, вызывающих его вибрацию!) подносится к наружному слуховому отверстию, конечно освобожденному от тампона. Результат опыта считается положительным, если прекратившееся восприятие звука через кость возобновилось через воздух. (Условное обозначение: Ринне+ .) Отрицательный результат (Ринне-) констатируется в тех случаях, когда звук камертона, не различимый испытуемым при нахождении инструмента на сосцевидном отростке, не ощущается им и при приближении камертона к наружному слуховому проходу; в этих случаях; обычно производится проверочная модификация опыта: первоначально приставляют звучащий камертон вблизи наружного слухового отверстия и затем, когда испытуемый укажет момент прекращения слышимости звука, камертон переносится на сосцевидный отросток, после чего звук снова начинает ощущаться. Отрицательный Ринне указывает на заболевание какого-либо отдела звукопроводящего аппарата (среднее ухо, слуховые косточки, барабанная перепонка). Лит.: Rinne H., Beitrage z. Physiologie des men-schlichen Ohres, Prager VІerteljahrsschr., B. I, 1855 (также в Ztscnr. f. rat. Med., 3. Reine, B. ХХІV, 1865).

Смотрите также:

  • РИНО ЛИТ (от греч. rhis, rhinos-нос и Н-thos-камень), или носовой камень, является конкрементом, образовавшимся в носовой полости из секрета ее слизистой оболочки, а также из проникающей в нос слезной жидкости, в результате...
  • РИНОПЛАСТИКА . В то время, когда пластика носа была единственным содержанием пластической хирургии, старые хирурги (Taglia-cozzi, Grafe, Carpue, Dieffenbach и др.) рассматривали Р. как искусство восстановления носа исключительно путем замещения дефекта...
  • РИНОСКЛЕРОМА , см. Склерома.
  • РИНОСКОПИЯ (от греч. rhis-нос и skopeo- смотрю), метод исследования носовой полости, при помощи к-рого она может быть осмотрена через носовое отверстие или через рот и носоглотку и хоаны,-п ередняяи задняя Р. ...
  • РИНОФИМА , rhinophyma (от греч. rhis-нос и phyma-нарост).синонимы elephantiasis nasi, гипертрофия носа, винный нос, медный, луковичный нос. Название Р. введено Гебра (He-bra), кфый обозначал под этим названием 3-й стадий acne rosacea ...

1. Опыт Ринне – сравнение воздушной и костной проводимости.

Звучащий камертон С128 приставляется ножкой к площадке сосцевидного отростка. После того, как восприятие звука исследуемым прекратилось, камертон, не возбуждая, подносят к наружному слуховому проходу.

Если исследуемый слышит по воздуху колебания камертона – опыт Ринне положительный (+).

Если исследуемый, по прекращению звучания камертона на сосцевидном отростке, не слышит его у наружного слухового прохода, такой результат называется отрицательным (-).

При положительном опыте Ринне наблюдается преобладание воздушной проводимости звука над костной, при отрицательном – наоборот.

Положительный опыт Ринне наблюдается в норме, отрицательный – при заболеваниях звукопроводящего аппарата.

При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюдается как и в норме перевес воздушной проводимости над костной, при этом длительность, выраженная в секундах, как воздушной, так и костной проводимости меньше, чем в норме, а поэтому опыт Ринне остается положительным.

2. Опыт Вебера

Звучащий камертон С128 приставьте к темени исследуемого, чтобы ножка его находилась посредине головы. Бранши камертона должны совершать свои колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха исследуемого к левому.

В норме исследуемый слышит звук камертона в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем заболевании звукопроводящего аппарата звук латерализуется в больное ухо, при одностороннем заболевании звуковоспринимающего аппарата звук латерализуется в здоровое ухо. При двустороннем заболевании ушей разной степени или разного характера результаты опыта нужно расценивать в зависимости от всех факторов.

3. Опыт Швабаха – измерение длительности восприятия звука через кость.

Звучащий камертон приставьте к темени исследуемого и держите до тех пор, пока последний перестанет слышать. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на темя, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если также не слышит, то опыт Швабаха у исследуемого нормален. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата.

4. Опыт Желе

Приставьте звучащий камертон к темени и одновременно пневматической воронкой сгущайте воздух в наружном слуховом проходе. В момент компрессии воздуха исследуемый с нормальным слухом почувствует снижение восприятия, это обусловливается ухудшением подвижности звукопроводящей системы вследствие вдавливания стремени в нишу овального окна. При неподвижности стремени (отосклерозе) никакого изменения восприятия в момент сгущения воздуха в наружном слуховом проходе не произойдет. При заболевании звуковоспринимающего аппарата произойдет такое же ослабление звука, как и в норме.

6 этап. Заполнение слухового паспорта.

Результаты речевого и камертонального исследования записываются в слуховом паспорте. Ниже приводится слуховой паспорт исследуемого с нормальным слухом на АД и нарушением восприятия на АS.

АД АS
6 м ш.р. 3 м
6 м р.р. 5 м
30 - В (30) С 128 В (30) - 16
18 - К (18) С 128 К (18) - 8
32 С 512 (32) 22
29 С 2408 (29) 19
+ R +
W
норма geh укорочен

В конце слухового паспорта вы должны записать по какому типу у исследуемого понижен слух – по типу поражения звукопроведения или звуковосприятия, или по смешанному типу.