Основные педиатрические. История развития педиатрии

Выбор профессии - очень серьезный шаг. От него зависит то, как сложится дальнейшая жизнь. Профессий существует довольно много. Одна из них - Данная профессия является интересной и востребованной на рынке труда, но прежде чем ее получать, стоит подумать, соответствует ли она способностям и интересам, имеются ли конкретные личностные качества, которые необходимы в дальнейшей работе.

Педиатрия как раздел медицины

В 1847 году вышло в свет отечественное руководство «Педиятрика». Его автором стал врач С. Ф. Хотовицкий. Этот специалист в своем руководстве определил место педиатрии среди медицинских специальностей. Он указал ее задачи и цели. Таким образом, С. Ф. Хотовицкий стал основоположником русской педиатрии. Итак, что же понимается под этим термином? В чем сущность названного раздела медицины? Педиатрия - это наука о болезнях детского организма, их лечении и профилактике. Ее основной задачей выступает сохранение здоровья ребенка или возвращение при болезни нормального состояния.

Педиатрию условно подразделяют на несколько ветвей (направлений):

  • Профилактическая педиатрия. Под эти термином подразумевается система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения различных болезней.
  • Клиническая педиатрия. Данное направление включает в себя диагностирование недугов, лечение и этапную реабилитацию больных детей.
  • Научная педиатрия. Это направление, суть которого заключается в формулировке парадигм. Ими в дальнейшем руководствуются врачи в своей практической работе.
  • Социальная педиатрия. Задачи данной ветви науки - изучение здоровья детей, разработка системы социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.
  • Экологическая педиатрия. Это направление науки изучает воздействие различных природных факторов на здоровье детей.

История отечественной педиатрии

Педиатрия в России выделилась в отдельную медицинскую дисциплину в XIX веке. В это время начали издаваться первые переводные книги и публикации отечественных авторов (например, «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» Н. Розен фон Розенштейна, «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» А. И. Данилевского).

По поводу лечения детей стоит отметить, что до XIX века все необходимые мероприятия осуществлялись на дому. Акушеры и терапевты давали общие советы. Первые детские койки, как свидетельствует история педиатрии, были учреждены в терапевтической клинике Ивана Петровича Франка, открытой в 1806 году. Через несколько лет эти места ликвидировали. Первую детскую больницу открыли лишь в 1834 году в Петербурге.

В настоящее время в России функционирует огромное количество учреждений, обеспечивающих медицинское обслуживание маленьких пациентов и их мам:

  • детские (городские, областные, краевые, республиканские, окружные) и специализированные (туберкулезные, инфекционные, психиатрические) больницы;
  • поликлиники (городские, стоматологические) и различные центры (диагностические, реабилитационные);
  • учреждения охраны детства и материнства (дом ребенка, перинатальный центр, молочная кухня, женская консультация).

Внимания заслуживает Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Юрия Евгеньевича Вельтищева. Это старейшее научно-исследовательское педиатрическое учреждение в России. Здесь проводятся различные операции детям. Все лечение малышам при наличии направления проводится бесплатно. Оно финансируется из федерального бюджета. Также стоит отметить, что институт педиатрии оказывает не только лечебную помощь, но и консультативную.

Задачи и основные темы педиатрии

Одна из задач этого раздела медицины - диагностика и лечение различных заболеваний. Врачи выявляют недуги у детей по имеющимся симптомам, результатам анализов и обследований. После постановки диагнозов специалисты назначают соответствующее лечение. При этом врачи всегда стремятся к минимальной фармакотерапии, ведь суммарный эффект приема большого количества лекарственных препаратов в большинстве случаев оказывается непредсказуемым.

Дело педиатрии имеет еще одну задачу - это реабилитация детей. После перенесенных заболеваний юный организм нуждается в восстановлении. В связи с этим детям после выздоровления могут быть необходимы:

  • дня (освобождение от занятий спортом, дополнительных нагрузок);
  • стимулирующая терапия (фитотерапия, применение витаминных препаратов);
  • освобождение от прививок;
  • пребывание в санатории.

К задачам педиатрии относится и профилактика заболеваний. Она может быть первичной, вторичной и третичной. Под первичной профилактикой понимается предупреждение развития недугов за счет прививок, мер асептики. Вторичная профилактика основывается на выявлении ранних признаков заболеваний. Благодаря своевременной диагностике можно избежать тяжелых проявлений. Третичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение прогрессирования того заболевания, которое может привести к инвалидизации.

Исходя из вышеназванных задач, можно определить основные темы, которые изучает педиатрия в медицине:

  • физическое развитие и здоровье детей;
  • причины заболеваний и травм, их симптомы;
  • лечение и профилактика недугов;
  • первая помощь при различных травмах и несчастных случаях и др.

Профессия «педиатр»

Врач - человек, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой различных заболеваний и травм у людей. Данная профессия является одной из древнейших и наиболее почитаемых в обществе. Она включает в себя множество специальностей. Одна из них - это врач-педиатр.

Главная обязанность названного специалиста - лечить маленьких пациентов. Врач-педиатр не действует шаблонно. Он находит к каждому ребенку особый подход, путем беседы выясняет жалобы, использует необходимые диагностические методы, анализирует получаемые результаты, разрабатывает максимально индивидуальную схему лечения. не ограничиваются работой с больными детьми. Специалист еще занимается ведением документации.

Профессия «детский педиатр» востребована на рынке труда. Начинающие специалисты довольно быстро находят себе применение. Заработная плата зависит от места работы и уровня профессионализма. Она невысока у начинающих специалистов, работающих в государственных медицинских учреждениях. Приличную заработную плату получают опытные врачи коммерческих клиник.

Кто может стать врачом-педиатром?

Заниматься лечением детей могут только те люди, которые имеют высшее медицинское образование. Получить его можно в специальном университете (академии, институте). Обучение довольно непростое, ведь современная медицина - это сложнейшая область знаний. Учеба в медицинском вузе длится в течение 6 лет на очной форме. Заочно получить образование невозможно.

Люди, которым интересная профессия «врач-педиатр» и которые хотят свою будущую жизнь связать с медициной, должны иметь не только диплом о высшем медицинском образовании, но и такие личностные качества, как:

  • милосердие;
  • сострадание;
  • наблюдательность;
  • ответственность;
  • коммуникативность.

Получение профессии врача-педиатра

В России функционирует довольно много медицинских вузов. Одним из лучших учебных заведений является СПбГПМУ. Расшифровка этого сокращения - Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Этот вуз функционирует с 1925 года. Люди, желающие стать в будущем врачами-педиатрами, могут поступить сюда на факультет «Педиатрия». Отзывы о нем хорошие. Студенты высказывают положительные мнения о качестве образования, преподавателях. В СПбГПМУ есть и другие факультеты:

  • послевузовского и ;
  • клинической психологии;
  • стоматологический;
  • «Лечебное дело».

Внимания абитуриентов, мечтающих получить профессию врача, заслуживает также Первый Московский государственный медицинский университет имени Ивана Михайловича Сеченова. Это крупнейшее и старейшее высшее учебное заведение страны в сфере медицины, основанное в 1755 году. В его структуру входят 10 факультетов. Один из них - педиатрический. На этом факультете 8 кафедр:

  • педиатрии и детской ревматологии;
  • клинической иммунологии и аллергологии;
  • детской хирургии;
  • гигиены детей и подростков;
  • педиатрии и детских инфекционных болезней;
  • диабетологии и эндокринологии;
  • неонатологии;
  • пропедевтики детских заболеваний.

Еще один пример - был основан в 1954 году. В его структуре выделяют следующие факультеты: лечебный, стоматологический, фармацевтический, медико-профилактический, усовершенствования врачей, высшего сестринского образования. Педиатр - профессия, которую тоже можно получить здесь. Педиатрический факультет существует с 1966 года. За все время его работы было выпущено огромное количество высококвалифицированных специалистов.

Поступление на педиатрический факультет

Чтобы поступить в медицинский вуз на педиатрический факультет, школьники сдают ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. Полученные баллы учитываются учебным заведением. При отсутствии результатов ЕГЭ абитуриенты проходят вступительные испытания в стенах вуза. Их форма бывает разной: устной или письменной (в форме тестов, ответов на вопросы и т. д.). Информацию, касающуюся экзаменов, стоит заранее уточнять в приемной комиссии выбранного вуза.

Чтобы при поступлении успешно пройти вступительные испытания по химии, биологии и русскому языку, достаточно хорошо освоить школьную программу. При желании можно записаться на подготовительные курсы. Их предлагает каждый медицинский университет, академия, институт. На курсах можно вспомнить ранее изученный материал, задать интересующие вопросы.

Педиатр - профессия, которую в вузе можно получить как платно, так и бесплатно. Чтобы поступить на бюджетное место, необходимо пройти конкурсный отбор. Существует такое понятие, как «проходной балл». Это минимальное количество баллов, которого достаточно для прохождения на бюджет. Приемная комиссия всегда называет поступающим прошлогодние цифры, ведь реальный проходной балл становится известным только после сдачи вступительных испытаний и формирования рейтинга абитуриентов.

Учеба в вузе на педиатрическом факультете

Подготовка специалистов начинается с изучения фундаментальных естественнонаучных, медико-профилактических и медико-биологических предметов. Студенты знакомятся со строением человеческого организма, анатомо-физиологическими процессами, происходящими в нем. Затем начинается обучение на специализированных педиатрических кафедрах. Будущие врачи-педиатры на занятиях изучают диагностику, лечение и профилактику детских болезней, актуальные вопросы и ответы педиатрии.

Учеба в медицинском вузе включает в себя получение не только теоретических, но и практических знаний. Первая практика студентов называется учебной. Она включает в себя уход за больными детьми и взрослыми людьми. Следующие практики называются производственными. Во время их прохождения студенты выполняют обязанности медицинских работников:

  • помощника младшего медицинского персонала (на 1 курсе);
  • помощника палатной медицинской сестры (на 2 курсе);
  • помощника процедурной медицинской сестры (на 3 курсе);
  • помощника врача стационара (на 4 курсе);
  • помощника поликлиники (на 5 курсе).

Задачи врача-педиатра

Люди, которые проходят обучение в медицинском вузе, должны знать значение педиатрии, а также то, какие задачи будут в будущем стоять перед ними. Педиатр не только осматривает ребенка, ставит диагноз и назначает лечение. Врач еще способствует образованию родителей:

  • нацеливает мать на чрезвычайную важность грудного вскармливания;
  • убеждает в преимуществах свободного пеленания;
  • разъясняет родителям важность профилактических прививок;
  • выступает против «моржевания» детей раннего возраста и так далее.

Специалист не должен запугивать родителей диагнозами. При хронических заболеваниях нужно всегда поддерживать оптимизм мам и пап в отношении прогноза. При неизлечимых патологических состояниях нельзя обещать выздоровления. Говорить всю правду сразу тоже не нужно, ведь неизвестно, как отреагируют люди на страшный диагноз. Об имеющемся недуге можно сказать лишь одному из родителей.

При контакте с больным ребенком врач должен проявить сочувствие, сопереживание. Ребенок почувствует внимание, заботу и доверится специалисту. Обязателен телесный контакт. Страх в ребенке уменьшится благодаря прикосновениям, поглаживаниям. Если малыш жалуется на боли, то нужно попросить его показать то место, которое болит. Затем следует убедиться в сказанном и прощупать болезненный и безболезненные участки. В ходе осмотра ни в коем случае нельзя стыдить маленького пациента, смеяться над ним.

Известные врачи-педиатры

Многие люди знают Евгения Олеговича Комаровского. Это педиатр, врач высшей категории. Он написал довольно много книг и статей, посвященных детским болезням, здоровью малышей. Комаровский также является телеведущим. В 2010 году на одном из украинских телеканалов стартовала передача под названием «Школа доктора Комаровского». В ней врач доступно рассказывает телезрителям о различных детских недугах, а также о способах их лечения. Понятным языком излагается педиатрия. Для детей даже можно включать эту передачу.

Огромный вклад в развитие педиатрии внес Леонид Михайлович Рошаль. Это советский и российский педиатр, хирург, Специалист написал огромное количество монографий. Рошаль еще известен своим мужеством. Он спасал детей, пострадавших во время землетрясений, войн и катастроф.

Еще один известный врач-педиатр - Александр Александрович Баранов. Он написал около 500 научных работ (монографий, учебников и руководств). В настоящее время Александр Баранов работает в МГМУ имени И. М. Сеченова. Он является заведующим кафедрой педиатрии и детской ревматологии педиатрического факультета.

В заключение стоит отметить, что педиатрия - это очень важный раздел медицины. Если есть желание стать педиатром, то можно поступить в медицинский вуз. Учиться на врача интересно, но сложно. При этом стоит помнить, что педиатр должен обладать не только необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, но и личностными качествами. Он должен находить удовольствие в общении с детьми и в их выздоровлении.

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. Возникновение педиатрии……………………………………………………….3

3. Основоположник педиатрии – С.Ф. Хотовицкий………………………………3

4. XIX – XX вв. Достижение высокого уровня развития педиатрии……….........5

5. Н.Ф. Филатов – один из основоположников российской педиатрии………….5

6. Работы Н.П. Гундобина о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей……………………………………………………………..6

7. Вклад А.А.Киселя в развитие советской педиатрии после Великой Социалистической революции…………………………………………………..7

8. Возникновение Центра педиатрических исследований (Г.Н.Сперанский)…..9

9. Открытие Институтов охраны здоровья детей и подростков в Ленинграде, Научно-исследовательского по охране здоровья матери и ребенка в Москве……………………………………………………………………………10

10. История педиатрии на Западном Урале………………………………………..11

11. XX в. Дифференциация и интеграция основных отраслей детской медицины (детская хирургия, невропатология, психиатрия, офтальмология, неонатология, перинатология, аллергология и др.)…………………………..14

12. Профилактическая направленность и этапность лечения в педиатрической деятельности…………………………………………………………………….18

13. Библиографический список…………………………………………………….21

Введение.

Медицина представляет практическую деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности.

Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением людей.

Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не соединение готовых, раз и навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса роста и обогащения.

История медицины не ограничивается изучением прошлого. Развитие медицины продолжается все более ускоренно на наших глазах. Прошлое, настоящее, будущее – звенья в цепи исторического развития. Изучение помогает лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления и уяснение современного его состояния помогают лучше понять и научно предвидеть (прогнозировать) пути его развития в будущем.

История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Особенно глубокие изменения в медицине произошли в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции и связанных с ней коренных преобразований во всех областях общественной жизни и культуры.

Лечение детских болезней издавна было связано с практикой родовспоможения и развитием представлений о заразных болезнях. Об этом свидетельствуют руды выдающихся врачей древнего мира (Сорана из Эфеса, Галена) и средневековья (Абу Бакра ар-Рази, давшего классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и других). Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV – начале XVI в.

Педиатрия как разветвление медицины возникла недавно. Самостоятельная профессия врач-педиатр тоже сравнительно молода. Однако короткие статьи и предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению встречаются в древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. Еще во времена Гиппократа встречаются упоминания о стабильном росте и развитии детей. В 15 - 16 веках выходят книги, в которых описывались детские болезни, однако в них недоставало рекомендаций. Начиная с 17 века, педиатрия все больше привлекает внимание медиков, а уже в 18 веке появляется учебная литература. Все это было следствием высокой смертности детей. Начинают открываться педиатрические больницы. Первая такая больница была открыта в 1802 году в Париже для детей от 2 до 15 лет. Впоследствии в ней готовили специалистов по детским болезням. В 1834 году открывается педиатрическая больница в Санкт - Петербурге. В 1865 годы были открыты кафедры детских болезней, медико-хирургической академии. А К. А. Раухфус построил несколько детских больниц в разных городах России. Со временем курс о детских заболеваниях стали читать в университетах.

Педиатрия как самостоятельная наука стала формироваться в 1830 – 1860-х гг.

Педиатрия - это область медицины, которая занимается лечением детей. Она основана не только на болезнях раннего периода жизни детей, но и на всех аспектах их жизни и развития. Её основоположником считается педиатр Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885). Став ординарным профессором кафедры акушерства, женских и детских болезней, он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней из 36 лекций и в 1847 г. издал его в расширенном виде под названием «Педиятрика». Это было первое в России в процессе развития оригинальное руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, качественно изменяющихся в процессе развития.

Изучение детского организма показало, что ребенок это не взрослый человек в миниатюре его организму свойственны как количественные, так и качественные отличия от взрослого.

Развитие клиники внутренних болезней, связанное с внедрением методов перкуссии, аускультации и патолого-анатомических исследований, привело к созданию системы обследования ребенка, которая позволила детализировать симптоматику детских болезней.

Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины ХIХ в. по подготовке специалистов в области детских болезней.

Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Санкт-Петербурге в 1834 г. (ныне Детская инфекционная больница № 18 им. Н. Ф. Филатова).

В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек - первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне Детская клин ическая больница № 13 им. Н.Ф. Филатова).

Третья детская больница в России - Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей - была открыта в Петербурге в 1844 г. Ее основное отличие от всех существовавших в то время детских больниц заключалось в том, что она специализировалась на лечении детей до трехлетнего возраста.

Детские больницы содержались в основном за счет благотворительных средств и частных пожертвований – государственные субсидии были незначительными.

В конце XIX - начале XX в. отечественная педиатрия достигает особенно высокого уровня, чему в значительной мере способствует плодотворная деятельность таких ученых-педиатров, как Н. Ф. Филатов и Н. П. Гундобин. Они изучили и описали большое количество детских болезней, издали ряд учебников, учебных пособий и трудов.

В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861), а затем практического (-1866) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней, который читал Н. А. Тольский (1832-1891), и завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил Н. Ф. Филатов.

Нил Федорович Филатов (1847- 1902) - один из основоположников российской педиатрии, создатель крупной научной школы - развивал клинико-физиологическое направление. Он впервые выделил и описал ветряную оспу (1872) и скарлатинозную краснуху (1885), открыл ранний признак кори - отрубевидное шелушение эпителия на слизистой полости рта (пятна Филатова - Вельского - Коплика). Его труды «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей» и «Краткий учебник детских болезней» многократно переиздавались. Большой популярностью пользовались лекции Филатова, записанные и изданные его учениками С. Васильевым, В. Григорьевым и Г. Сперанским.

В 1892 г. Н. Ф. Филатов организовал Московское общество детских врачей. Становление и развитие педиатрии как самостоятельной научной дисциплины связано с деятельностью многих выдающихся врачей мира. Среди них К. А. Раухфус, Д. А. Соколов, А. Н. Шкарин, Н. С. Корсаков, В. Б. Жуковский, Г. Н. Сперанский, И. В. Троицкий (Россия), К. Пирке (Австрия), М. Пфаундлер (Германия), В. Ютинель и Ж. Крюше (Франция), Г. Коплик и Дж. Гетчинсон (Англия) и многие другие.

В 1902 г. передовые педиатры различных стран Европы пришли к идее объединения своих усилий и создали Лигу по борьбе с детской смертностью, которая, несмотря на активную деятельность отдельных врачей, была все-таки высокой. Первый Международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

В 1911 году был издан журнал «Педиатрия». Появилось общество по борьбе с детской смертностью и общество педиатров, организовывались съезды детских врачей, на которых решались вопросы о том, как можно помочь новорожденным. М. С. Маслов написал книги о хронических расстройствах и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др., чем внес большой вклад в педиатрию.

Задача педиатрии заключается в том, чтобы состояние здоровья ребенка позволяло ему максимально реализовывать свой врожденный потенциал жизни.

Педиатрия делится на: профилактическую, клиническую, научную, социальную и экологическую.

Клиническая педиатрия - это комплекс мероприятий, основанный на диагностике, лечении и на процессе выздоровления больного ребенка.

Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», « Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Клинические лекции», и другие работы явились основой русской педиатрической литературы и быстро поставили ее в один ряд с зарубежной, насчитывающей тогда уже многие годы существования. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку врачей-педиатров.

Работы Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей.

Такая работа Н. П. Гундобина и его учеников, как «Особенности детского возраста», не потеряла своего научного значения и в наше время.

После Н. П. Гундобина кафедру педиатрии в ВМА возглавил А.П.Шкарин. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей и отделение для детей грудного возраста, что позволило расширить разработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

Однако условия царской России не обеспечивали быстрого роста и расцвета педиатрии и гигиены. Профилактические детские учреждения, детские ясли и сады, создаваемые, как правило, на благотворительные средства, были единичными; медленно росла сеть детских больниц и поликлиник, условия жизни и обучения детей малоимущего населения продолжали оставаться очень тяжелыми.

После Великой Октябрьской социалистической революции большой вклад в развитие советской педиатрии внесла плеяда выдающихся ученых. Среди них можно назвать имена профессоров Московской школы. Это Александр Андреевич Кисель (1859-1931), ученик Н. И. Быстрова и С. П. Боткина, много сделавший для изучения ревматизма, хронических неревматических полиартритов, туберкулеза, малярии.

Наибольшую известность в ХХ столетии получили школы Г.Н. Сперанского и А.А. Киселя. Академиками РАМН М.Я. Студеникиным, ВА. Таболиным, Ю.Ф. Домбровской и их школами успешно проводились исследования болезней детей всех возрастов. Общепризнанными стали исследования детского хирурга Ю.Ф. Исакова и его учеников, показывающих мастерство во всех сферах оперативного вмешательства при заболеваниях детей.

Александр Андреевич Кисель (1859-1938 гг.) в течение 48 лет работал в детской Ольгинской больнице в Москве, был заведующим кафедрой детских болезней высших женских курсов, далее в ММИ научным руководителем Центрального института охраны здоровья детей. Он автор более 600 работ. Известный своими исследованиями детского туберкулеза (бугорчатки), разработкой активного метода борьбы с ним, организацией противотуберкулезной работы, пропагандой профилактического направления, Кисель ввел понятие «Хроническая туберкулезная интоксикация» и установил ее признаки, доказал ревматическую природу хореи. Большое внимание он придавал строгому соблюдению гигиенического режима дома и в школе - чистоте помещения, воздуха, питания и др. По его рекомендациям стали создаваться лесные школы. Особое внимание Кисель уделял лабильной детской психике, физкультуре, воспитанию положительных эмоций, развитию чувства красоты: «В нашем воспитании, - говорил он, - мало уделяется места развитию в ребенке чувства красоты».

Кисель призывал врачей опираться на широкое профилактическое мероприятие государственного характера, развивая социально-профилактическое направление и не только по отношению к больным, но и здоровым детям. «Предохранительные меры, - писал он, - особенно желательны по отношению к тем детям, которые пока имеют совершенно здоровый вид или у которых имеются очень незначительные изменения». «Наша задача - предупредить заболевание». Он также подчеркивал необходимость неустанной профилактической и лечебной работы между приступами или обострениями болезней. «Болезнь наносит вред человеку главным образом не во время коротких приступов, обострений (например при малярии), а во время очень продолжительных промежутков (межприступные периоды), которые могут тянуться не только месяцами, но даже годами», - считал А.А. Кисель.

Возникновение основного центра педиатрических исследований.

Перу Г. Н. Сперанского принадлежит учебник по этой патологии - «Учебник болезней детей раннего возраста», многие годы служивший главным руководством для врачей отделений новорожденных и патологии младшего возраста. В течение многих лет Г. Н. Сперанский был редактором журнала «Педиатрия» и возглавлял Всесоюзное научное общество детских врачей.

Георгий Нестерович Сперанский (1873-1969 гг.) - один из основоположников педиатров в СССР, член-корреспондент АН СССР, академик РАМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. После окончания медицинского факультета Московского университета работал в клинике детских болезней у Н.Ф. Филатова, один из организаторов системы охраны материнства и младенчества, по его инициативе создан институт педиатрии АМН СССР; с 1932 г. Сперанский - заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Он автор более 200 научных работ, им обоснованы методы вскармливания и ухода за детьми, антенатальной профилактики, лечения заболеваний плода и новорожденных. Ряд работ Сперанского посвящен респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям детей, он разработал классификацию этих болезней. По его инициативе организован журнал «Педиатрия» и журнал по изучению раннего детского возраста, редактором которого он был.

Сперанский - председатель Всесоюзного общества педиатров. Ученый был почетным членом ряда научных обществ. В числе книг Г.Н. Сперанского - «Питание здорового и больного ребенка» (1959 г.), «Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста» (1964 г.).

А.А. Кисель и Г.П. Сперанский воспитали большую школу педиатров, среди которых В.Г. Таболин, В.А. Власов, З.А. Лебедева, А.А. Колотунин и многие другие.

В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета (с 1930 г.- Московский медицинский институт, с 1990 г. - Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет.

Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927-1936).

В течение десяти лет (1926-1936) ой возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК).

В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с огромной потребностью во врачах педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минестерства здравоохранения РСФСР. Позднее научно-исследовательские институты были открыты в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Казани, Свердловске, Горьком, Минске, Тбилиси, Баку, Алма-ате и других городах.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка Минестерства здравоохранения СССР. Он возглавляет все фундаментальные научные исследования по охране здоровья матери и новорожденного. Успехи в развитии системы охраны здоровья детей в СССР обусловлены достижениями отечественной педиатрической науки.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи, в том числе недоношенным детям и новорожденным, детям с рецидивирующими и хроническими заболеваниями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями почек, желудка и кишечника, обменными нарушениями. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

История педиатрии на Западном Урале начинается с 1920 года, когда медицинский факультет Пермского университета избрал заведующим кафедрой детских болезней приват-доцента из Казани Павла Ивановича Пичугина, и 23 февраля 1920 года студентам четвертого курса медицинского факультета была прочитана первая лекция по детским болезням. В те годы в Перми не было не только детской больницы, но даже амбулатории, и наряду с преподавательской деятельностью П.И. Пичугин занялся организацией клинической базы кафедры.

7 октября 1923 года начала работать, созданная Пичугиным детская амбулатория. 34 года кафедра детских болезней, возглавляемая П.М. Пичугиным, работала по проблемам детского туберкулеза, аномалий конституции, хронических расстройств питания, ревматизма, глистных заболеваний. П.И. Пичугин воспитал несколько поколений врачей-педиатров. Созданная им клиника детских болезней по заключению наркомата здравоохранения была одним из лучших медицинских учреждений того времени. К 1929 году уже было подготовлено 25 врачей педиатров, окончивших ординатуру у П.И. Пичугина.

Под руководством профессора П.И. Пичугина опубликовано более 50 научных работ, защищены 3 кандидатских диссертации (Л.Б. Красик - 1938 год, Г.М.. Рутенберг - 1954 год, Р.А. Зиф - 1946 год), «Записки по детским болезням» П.И. Пичугина - один из первых советских учебников по педиатрии.

С 1954 года по 1972 год кафедрой детских болезней заведовал доцент Лев Борисович Красик. Л.Б. Красик родился 28 мая 1904 года; в 1926 году окончил медицинский факультет Пермского университета и был принят ординатором на кафедру детских болезней. 1 сентября 1931 года стал штатным ассистентом детской клиники. 9 марта 1938 года им была защищена кандидатская диссертация о венозном давлении у детей, 23 декабря 1938 года - присвоено ученое звание доцента. Это было трудное время: высокая заболеваемость, смертность детей, особенно от эпидемического и туберкулезного менингита. Кафедра оказывала огромную помощь области, работа требовала больших лабораторных знаний. Лаборантов не было. Кровь, мочу, спинномозговую жидкость Лев Борисович исследовал сам, обучая лаборантов и врачей. Одновременно с лечебной работой выполнял большую педагогическую – занятия, лекции.

Преподавание педиатрии велось на трех факультетах: лечебном, санитарно-гигиеническом и стоматологическом. Лучшие студенты поступали в клиническую ординатуру по педиатрии, в дальнейшем из них формировался коллектив кафедры. Под руководством доцента Л.Б. Красика выполнено 5 кандидатских диссертаций (Г.К.Князькова, Н.М.Авдеева, А.М. Никитина, С.Г. Софронова, Н.Ф. Чурина). Научная тематика кафедры была связана с болезнями печени, ранней диагностикой туберкулеза, ревматизмом, патологией недоношенных и другими проблемами.

При активном содействии Л.Б. Красика были открыты детский санаторий "Светлана" и "Орленок".

Под его руководством изданы сборники научных трудов и методические пособия по различным разделам педиатрии. Лев Борисович Красик был необычайно дисциплинированным, пунктуальным человеком, всего себя отдавал работе, того же неукоснительно требовал и от сотрудников кафедры. За долгие годы его заведования на кафедре прошли обучение сотни врачей-педиатров, были подготовлены высококвалифицированные кадры, закончившие клиническую ординатуру, ставшие преподавателями и организаторами детского здравоохранения Перми и области, ведущими специалистами в различных областях педиатрии. Лев Борисович после выхода на пенсию продолжал консультативную работу, работал над усовершенствованием диспансеризации детского населения. Умер Лев Борисович 17 марта 1982 года.

В 1971 году в Пермском медицинском институте был открыт педиатрический факультет, в связи с чем встал вопрос о формировании целого ряда кафедр педиатрического профиля. Кафедрой детских болезней лечебного факультета с 1972 по 1983 год заведовала профессор А.И. Егорова, на плечи которой легли заботы по организации курса пропедевтики детских болезней и кафедры факультетской педиатрии. Сотрудники кафедры пропедевтики детских болезней, базой которой стала первая на Западном Урале клиника детских болезней, чтут и сохраняют традиции. На кафедре созданы стенды и альбомы, посвященные истории клиники и ее основателю, профессору П.И. Пичугину.

Кафедра постоянно сотрудничает с практическим здравоохранением оказывает научную консультативную и методическую помощь больницам, санаториям, школам и дошкольным учреждениям города и области. Большое внимание уделяется последипломной подготовке специалистов. Научная работа проводится в тесном сотрудничестве с Пермским техническим университетом, Клиническим институтом экопатологии детского возраста, кафедрами и подразделениями ПГМА.

Результаты научных исследований активно внедряются в работу практического здравоохранения и в учебный процесс. В период с 1983 года сотрудниками кафедры опубликовано более 500 научных работ.

На заре XX века началась дифференциация и интеграция основных отраслей медицины. Внутри педиатрии на протяжении XX столетия выделялись самостоятельные дисциплины: детская хирургия, детская невропатология, детская психиатрия, детская офтальмология, неонатология, перинатология и многие другие.

В педиатрии значительно шире изучаются физиологические особенности организма, роль возрастных факторов и влияния окружающей среды на развитие и рост ребенка.

Большое внимание советскими педиатрами уделено всестороннему изучению вопросов возрастной физиологии, особенностей развития высшей нервной деятельности, возрастной морфологии, закономерностей становления реактивности организма и физического развития, вопросов возрастной гигиены.

Система воспитания детей дошкольного возраста, разработанная советскими педиатрами и физиологами получила мировое признание, она послужила основой построения работы детских учреждений в нашей стране и в ряде зарубежных стран.

Весьма ценными достижениями советской педиатрии нужно считать изучение вопросов вскармливания здорового и больного ребенка. На основе научных исследований разработаны и внедрены новые молочные смеси, предназначенные для вскармливания детей раннего возраста, предложены обогащенные пищевые концентраты, диетические продукты для детей с различными заболеваниями.

Разработка основ физиологии и патологии раннего детского возраста позволила обосновать и внедрить комплекс эффективных мероприятий по снижению детской смертности, выяснены многие важные особенности внутриутробного развития, взаимоотношений организма матери и плода, влияния на развивающийся плод различных факторов внешней и внутренней среды.

Изучаются аллергические заболевания у детей; были разработаны принципы диагностики поллинозов, пищевой в лекарственной аллергии. Предложены и внедрены новые методы аллергологической диагностики (кожные пробы и провоцирующие тесты), а также принципы специфической гипосенсибилизации.

Разработаны принципы питания, режима, физического воспитания и санаторно-курортного лечения детей с аллергическими заболеваниями.

Несомненные успехи достигнуты в разработке научно обоснованных методов комплексного лечения, интенсивной терапии и реанимации детей с тяжелым течением пневмонии и дыхательной недостаточностью, включающих управляемое дыхание, бронхоскопию, коррекцию гомеостаза.

В разработке этих методов активное участие приняли детские хирурги, по инициативе которых были созданы палаты интенсивной терапии и отделения реанимации.

Создана система этапного лечения ревматизма у детей, широко внедрена в практику его профилактика, что позволило значительно снизить заболеваемость и частоту формирования пороков сердца. Широкое внедрение научных рекомендаций по борьбе с ревматизмом у детей было обеспечено путем создания кардиологических кабинетов. Разрабатываются методы раннего выявления начальных форм артериальной гипертензии, устанавливается ее частота и распространенность в связи с различными условиями окружающей среды.

Значительно изменилась структура заболеваемости детей инфекционными заболеваниями. Использование новейших достижений иммунологии, вирусологии, патологической физиологии позволило установить закономерности инфекционного процесса, иммунных реакций и аллергии при острых детских инфекциях. Большим достижением последних лет было выяснение эффективности лейкоцитарного интерферона как лечебного средства при вирусных заболеваниях. Внедряются новые вакцины для профилактики инфекционных болезней (кори, эпидемического паротита). Новым направлением в педиатрии является развитие неинфекционной иммунологии детского возраста, изучающей становление, развитие и нарушение специфической иммунологической реактивности ребенка.

Больших успехов достигла хирургия детского возраста: разработаны методы коррекции врожденных пороков развития, резко снизилась летальность от гнойных хирургических заболеваний, развиваются методы интенсивной терапии и реанимации.

Развитие нефрологии и урологии детского возраста тесно связано с достижениями иммунологии, биохимии, генетики, общей патологии. Отмечается изменение характера почечной патологии у детей, снижение частоты острого стрептококкового нефрита и относительное возрастание частоты рецидивирующих затяжных и хронических заболеваний почек, нередко ведущих к развитию хронической почечной недостаточности.

Значительно чаще, чем прежде, выявляются наследственные и врожденные болезни почек, обменные нефропатии, нефротический синдром у детей раннего возраста. Внимание педиатров-нефрологов привлекают различные формы гломерулонефрита, диагностика которых осуществляется на основе функциональных иммунологических и гистоморфологических методов. Получила развитие специализированная помощь детям с заболеваниями почек, организуются нефрологические стационары, а также санатории.

Проблемы гастроэнтерологии детского возраста разрабатываются в ряде научных центров - Институте педиатрии АМН СССР, Горьковском НИИ педиатрии, 2-м Московском ордена Ленина медицинском институтеимени Н.И.Пирогова и др. Проведенные исследования позволили получить важные сведения о распространенности желудочно-кишечных заболеваний, а также новые данные о патогенезе гастродуоденитов, синдроме нарушенного кишечного всасывания.

Изучение анемий у детей позволило добиться значительных успехов не только в их лечении но и профилактике. Крупным достижением отечественной педиатрии является разработка методов иммунотерапии гемобластозов у детей, позволивших значительно увеличить продолжительность ремиссии.

Основными достижениями эндокринологии детского возраста являются выяснение патогенеза и разработка лечебной тактики при диабетическом кетоацидозе, выяснение патогенеза ожирения у детей, получение данных об эндокринных взаимодействиях матери и плода, изучение наследственных и приобретенных заболеваний щитовидной железы.

Научные исследования в области невропатологии детского возраста направлены на разработку методов диагностики и лечения органических заболеваний нервной системы, а в последние годы сосредоточены на проблемах внутричерепной родовой травмы, наследственных болезней нервной системы.

Значительное влияние на развитие педиатрии оказала медицинская генетика, благодаря чему стала известна 6ольшая группа наследственных болезней детей.

Коммунистическая партия и советское государство уделяли огромное внимание охране здоровья подрастающего поколения, рассматривая это как важнейшую государственную задачу. В СССР созданы государственные системы охраны здоровья детей и подростков, охраны материнства и детства. Характерно, что в дореволюционной России насчитывалось всего 600 детских врачей, а в 1976 г. их было более 96 тысяч. Конституцией СССР гарантировано осуществление специальных мероприятий по охране труда и здоровья женщин; создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства.

В педиатрической службе особенно ярко реализуется ведущий принцип организации советского здравоохранения, как профилактическая направленность. В организации охраны детства особенно обязательной является диспансеризация, в которой воплощен синтез профилактической и лечебной медицины.

Постоянный и непрерывный процесс внедрения научных достижений в практику детского здравоохранения осуществляется одновременно с совершенствованием всей системы организации здравоохранения детского возраста. На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне прочно находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.

Заметно усиливается тенденция этапности лечения больных детей с хроническими заболеваниями: поликлиника - стационар - санаторий. Особое значение в профилактической работе среди детского населения приобретает развитие сети медико-генетической службы.

Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 в. вышло в свет десятитомное руководство по педиатрии в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения.

Заключение.

Советская клиническая медицина развивается в клинико-физиологическом и профилактическом направлениях. На новом, более высоком уровне развития находятся открытые ранее методы диагностики и техническая вооруженность врача-клинициста.

Достижения советской медицины велики во всех проявлениях – в ее связях с естествознанием, ее философских диалектико-материалистических концепциях, успехах науки, создании многочисленных крупных научных медицинских школ, широкой практической, профилактической деятельности, развитии общественных начинаний, деятельности обществ, съездов, медицинской периодической печати, привлечении трудящихся к делу охраны здоровья народа.

Медицинская наука и здравоохранение неразрывно гармонически связаны друг с другом. Государственный характер советского здравоохранения в значительной степени обусловливает возможности и пути развития медицинской науки.

Библиографический список.

1. П.Е.Заблудовский и др. «История медицины». Учебник.М.: «Медицина», 1981.

2. Ю.П. Лисицин «История медицины». Учебник. М.: «ГЕОТАР-МЕД» 2004.

3. Т.С.Сорокина «История медицины». Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: «Академия» 2005.

4. Б.В.Петровский «Большая медицинская энциклопедия», том 18,

М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982.

5. Шабалов Н.П. «Педиатрия». Учебник. С.-П.;СпецЛит 2002г.

Основная задача – изучение закономерностей развития детей, причины и механизм заболеваний, способы их диагностики, предупреждения и лечения.

Предмет изучения

  • возраст особенности детей раннего и дошкольного возраста;
  • физическое и НП развитие детей;
  • заболевания, их диагностика, лечение и профилактика.
  • помощь при несчастных случаях и травмах.

Направления педиатрии:

Профилактическая педиатрия

Система мероприятий, направленная на профилактику детских заболеваний (проф прививки, асептики, проф-ка рахита, скрининг-программы на выявление насл заболеваний и др.)

Клиническая педиатрия — этот раздел направлен на диагностику и лечение.

Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется педиатр в своей работе.

Социальная педиатрия как отрасль (составная часть) педиатрии изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.

Экологическая педиатрия изучает влияние па здоровье детей природных факторов: климатических, географических, а также вредных факторов внешней среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.)

История развития педиатрии складывается из 3 этапов.

1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)

2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.

3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.

1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написаная Хотовицким С.Ф.

Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.

1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.

Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».

Период социализма 1964 — 1985:

  • социальная защита материнства и детства
  • уменьшение младенческой смертности
  • вакцинация

Период перестройки 1985 — 1991:

  • рост младенческой смертности
  • рост перинатальной патологии, ВАР
  • увеличение заболеваемости школьников
  • увеличение социальной депривации среди подростков

Современная педиатрия характеризуется образованием союза педиатров России в 1994г.. Решение проблем охраны здоровья матерей и детей.

Педиатрия – по определению основоположника русской педиатрии С.Ф. Хотовицкого, данного в 1847 году - «есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей».

Иными словами основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни.

«Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Более чем 100 лет назад выдающийся отечественный педиатр М.С. Маслов (1961 год) так определил задачи педиатрии: « Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углубленного изучения особенностей детского организма в разные возрастные периоды ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего его развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Поэтому основное направления педиатрии – профилактическое».

Задачи профилактической медицины – это воссоздание здоровья у здоровых по формуле: здоровые родители – здоровый образ жизни и труда – здоровый ребенок (А.М.Разумов).

Исследователи доказали, что ребенок – постоянно развивающийся организм от рождения до своего совершеннолетия.

Дети в своем развитии переживают 6 «критических» периодов, во время которых наиболее высока вероятность повреждения организма и развития болезней:

1.Наиболее драматичным периодом является этап внутриутробного развития эмбриона (1-й триместр беременности) и плода (3-й триместр беременности). В это время высока вероятность гибели зарождающегося организма, возникновение врожденных аномалий и внутриутробных инфекций.

2.Период новорожденности (0-28 дней жизни). К моменту появления на свет развитые жизненно важные органы и системы ребенка обеспечивают ему самостоятельное существование.

3.Период грудного возраста – от 28 дней до 1 года. Очень важное и ответственное время. К году малыш – уже сознательное существо, активно откликающееся на все окружающее. Вес ребенка уже в 3 раза больше, чем при рождении, да и рост увеличился на 25 см.

4.Ясельный возраст – от 1 до 3 лет. В этот период осваиваются основные навыки и функции – развивается речь, ребенок начинает многое понимать, сам одевается, все больше интересуется окружающим миром. Очень многое в этот период зависит от правильного воспитания ребенка.

Ранний дошкольный период – с 3 до 7 лет – характеризуется становлением высшей нервной системы, большинства биохимических параметров, ускорением роста, формированием хронических заболеваний, невротизации. Очень важно помочь ребенку правильно и гармонично развиваться.

5.Школьный возраст – ответственная пора становления человеческой личности. Надо помочь ребенку воспитать характер, выбрать дело по душе и определить профессию для будущей жизни. И здесь у педагога и родителей может быть хороший помощник – врач-педиатр.

6.Подростковый период – от 15 до 18 лет – крайне ответственный период взросления. В организме подростка происходит значительная перестройка многих функциональных систем, начинается половое созревание. Сопровождается оно значительными сдвигами в эндокринной системе, при обычном или даже замедленном развитии других систем – центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и др. Такие «ножницы» могут быть причиной различных функциональных нарушений–нестабильности артериального давления, головных болей, болей в интенсивно растущих костях, сердечной слабости при физической перегрузке и др.

Педиатр – это самый главный врач для малыша и его мамы, так как он берет на себя ответственность за здоровье вашего ребенка. Педиатр – это и доктор, и консультант, и даже учитель для родителей. Задача педиатра – научить маму понимать своего малыша, знать особенности его возрастного периода. Мама, умеющая правильно оценить состояние своего ребенка – лучший помощник для детского врача. В процессе общения педиатра с родителями малыша решающую роль играет взаимопонимание и доверие.

Постоянный врач, знающий индивидуальные особенности именно вашего ребенка, сможет дать четкие и конкретные рекомендации. Ребенок и мама не должны бояться, лишний раз обратиться к врачу, ведь именно этот визит может оказаться особенно важным.

Педиатрия занимает в медицине особое место.

Именно педиатр производит оценку нервно-психического и физического развития маленького пациента, оценивает его школьную зрелость.

В рамках приема врач определяет к какой группе здоровья относятся дети, подбирает наиболее благоприятные рекомендации относительно вскармливания ребенка и его воспитания; осуществляет меры профилактики хронических заболеваний.

Осмотр педиатра для ребенка может быть плановым и внеплановым.

Плановый осмотр:

До рождения ребенка: при постановке на учет в женской консультации по беременности будущая мама направляется к педиатру на дородовый патронаж;
- после выписки из роддома ребенок наблюдается педиатром и патронажной мед. сестрой 4 раза в течение первого месяца;
- до 1 года ребенок ежемесячно в день здорового ребенка посещает детскую поликлинику, где осматривается педиатром, оцениваются антропометрические данные, нервно-психическое развитие, даются рекомендации по рациональному вскармливанию ребенка, проводятся плановые профилактические прививки. По определенному графику ребенок консультируется узкими специалистами, проходит лабораторную и УЗИ-диагностику;
- с 1 года до 2 лет – регулярность осмотров 1 раз в 3 месяца(1г 3мес; 1г 6мес; 1г 9мес; 2 года).
- с 2 до 3 лет – кратность осмотров – 2 раза в год;
- после 3 лет ребенок проходит плановую диспансеризацию 1 раз в год. с целью выявления инфицированности туберкулезом всем детям до 18 лет ежегодно проводится проба Манту, а с 15лет – флюорографии органов грудной клетки.

Внеплановый осмотр педиатром при любых симптомах:

Повышение температуры тела; - катаральные явления (кашель, одышка, осиплость голоса); - головная боль, боли в животе, боли в суставах, пояснице, позвоночнике; - сыпь на кожных покровах; изменение стула (диарея, запор); - нарушение сознания; - вялость, повышенная утомляемость или возбудимость, беспокойное поведение; - отрыжка, рвота, метеоризм, кишечная колика; - нарушение развития речи; - нарушение физического развития; - угасание или прекращения навыков, которые ребенок уже приобрел и т.д.

Заболевания у детей протекают иначе, чем у взрослых; в лечении детей применяют иные дозировки лекарственных средств, чем у взрослых. Некоторые препараты не допустимы для лечения в педиатрии. у детей чаще возникают осложнения при заболеваниях, чем у взрослых.

На все интересующие вопросы, с удовольствием ответит врач-педиатр Ярославцева Елена Викторовна. Запись по телефону 722-722.

Педиатрия полагается областью клинической медицины, которая занимается детальным изучением этиологии, патогенеза и спецификой клинического течения, методик лечения и профилактики всевозможных детских болезней. При этом в расчет берутся множественные особенности детского организма, основополагающими среди которых являются анатомические и физиологические.

На сегодняшний день государственная система лечебных и оздоровительных мероприятий способна предоставить гармоничное и достойное развитие подрастающего молодого поколения. Самым ценным достижением отечественной педиатрии, как таковой, является неуклонное и постоянное снижение:
Детской заболеваемости;
Смертности.

Разделы педиатрии

Педиатрическую науку можно классифицировать не несколько разделов, среди которых педиатрии:
Профилактическая;
Клиническая;
Социальная;
Научная;
Экологическая.

На сайте meedgid.ru можно ознакомиться с массой медицинских статей, целиком и полностью посвященных тематике педиатрии и ее основным проблемам. Что представляют собой основные разделы педиатрии и какие задачи/цели они преследуют?

Профилактическая педиатрия – это комплекс разнообразных мероприятий, которые помогают предупреждать появление тех или иных заболеваний у детей. Сюда можно отнести профилактические прививки, профилактику рахита, плановые диспансеризации, а также всевозможные скрининговые программы, выявляющие наследственные заболевания и недуги.

Клиническая педиатрия имеет несколько целей – диагностирование, лечение и последующую реабилитацию ребенка, больного тем или иным заболеванием.

Социальная педиатрия нацелена на решение ряда проблем, но основополагающими среди них являются: организация здравоохранения в стране, а также воздействие социальных факторов на здоровье детей. Данная сфера педиатрии также занимается организацией профилактических мероприятий, медицинского образования и воспитания.

Говоря о научной педиатрии, стоит отметить, что ее задача – четко сформулировать парадигму, коей педиатр будет руководствоваться на современном этапе своей работы. Парадигма в современном понимании – это дисциплинарная матрица, постановка основных проблем и их решения.

Экологическая педиатрия занимается изучением природных факторов, также имеющих сильное воздействие на здоровье детей. Экологическая педиатрия уделяет внимание таким факторам окружающей среды, как географический и климатический.