Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Особенности согласования в русском языке

Синтаксические нормы русского литературного языка

1. Понятие синтаксической нормы

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

2. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое:

Пример:

Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме).

Пример:

Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Изменения в порядке слов называется инверсией.

Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки.

Обычно инверсия используется в художественных произведениях:

Пример:

Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин).

Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию:

Пример:

Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами).

Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов.

3. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов.

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.) Единств. число (подчеркивает общность, а также для числительных на 1). Множественное число (указывает на отдельность предметов).

Пример:

В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) Единств. число
(подчеркивает общность, также для числительных на 1, также часто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего).
Множественное число (указывает на отдельность предметов). 3. Однородные подлежащие. Единственное число (однородные подлежащие соединяются предлогом С). Множественное число (однородные подлежащие соединяются союзом И).

Пример:

Спортсмен и тренер отправились на соревнования.
Директор с сотрудниками института подготовил этот проект.

4. Существительное + приложение. Согласуется с главным словом (то есть с существительным).

Пример:

4. Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа.

1) Определение + счётный оборот (= числительное + существительное).
Важна позиция, которую занимает определение!

Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа.

Пример:

последние два года, новые пять писем, молодые три девушки

Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже:

Пример:

два последних года, пять новых писем, три молодые девушки

2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

Существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер:

Пример:

В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.

Существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений:

Пример:

Биологический и химический факультеты.

Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию:

Пример:

Русская литература и искусство.
Способные ученик и ученица.

4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным):

Пример:

новый вагон-лаборатория

5. Согласование приложений с определяемым словом.

Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность ). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным:
1) приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.
2) приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом:

Пример:

в газете «Рабочий край».

Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий.
Можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия :

Пример:

В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.

Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями:

Пример:

В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

6. Особенности употребления однородных членов

1) Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова.

Пример:

Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

2) Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением (только: род → вид!).

Пример:

Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3) Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова.

Пример:

Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы).
Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими).

4) Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения).

Пример:

Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового).
Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут).

5) Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом.

подлежащее выражено сказуемое примеры
сочетанием нарицательного существительного с именем собственным сказуемое согласуется с именем собственным Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова .
местоимением кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода Никто из участниц соревнования не получил первое место .
составным числительным, оканчивающимся на один + сущ. Двадцать один деньпролетел незаметно.
количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек ) Прошлопять лет .
Двадцать человекпришли на конференцию.
имеющим в своем составе числительное два, три , четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать четыре, сорок три и др.) ставится в форме мн.числа Двадцать четыре ученикаучатся в 11 «А» классе.
ставится в форме един.числа, если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер Проданодвадцать два костюма. В другой класс переведено три ученика.
количественно-именным сочетанием: 1) при обозначении меры пространства, времени, веса 2) при существительных с временным значением; 3) при выражении приблизительного количества 4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол - ставится в форме ед.числа Для ремонта квартиры понадобитсявосемь банок краски. Пробилоодиннадцать часов . Вечером подошло ещё человек пятнадцать. Полгодапролетело.
собирательным существительным (молодёжь, студенчество, крестьянство и т.п.) сказуемое ставится в единственном числе На протяжении веков крестьянствотерпело помещичий гнёт.
собирательным существительным множество, большинство, меньшинство, ряд, часть + существительное сказуемое в ед. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевлённые предметы Ряд столовстоял в аудитории.
сказуемое во мн. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевлённые предметы Большинство студентовсдали экзамены.
собирательным числительным + существительное сказуемое во мн. числе Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов
заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой согласуется с родом заимствованного слова или ведущего в аббревиатуре слова ЦРУсделало сообщение. (Центральное разведывательное управление = ср.р.)
вопросительным, относительным или неопределенным местоимением сказуемое-глагол ставится только в единственном числе Кто из девушекзабыл в холле сумку? Все, ктопрочита л проект закона, были против.

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым

правило пример с ошибкой исправленное предложение
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову ООН объявил ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного Кресло -качалка отремонтирована . Кресло -качалка отремонтировано .
Подлежащее и сказуемое в главном предложении не согласованы (все – в форме мн.ч.; помнит – в форме ед.ч.) Все , кточитал помнит бродягу Варлаама. Все , кточитал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

Ошибка в предложении с однородными членами

правило пример с ошибкой исправленное предложение
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами не только … но и если не…, то как…, так и В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
Ошибка в построении предложения с однородными членами. Общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Натянуть и выстрелить из луканепросто. Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.
В качестве однородных членов предложения использованы слова разных частей речи Я люблю петь и живопись Я люблю пение и живопись.
Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Пропуск предлога при однородных членах. скверах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
Употребление в качестве однородных членов причастный оборот и определительное придаточное Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая форма прилагательного Он был умён и богатый. Он был умён и богат.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Построение сложноподчиненного предложения

правило пример с ошибкой исправленное предложение
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д. Все , кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересует ся театром, знают имя Алексея Бахрушина.
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский. В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.

ЗАДАНИЕ 8

Чередующиеся гласные в корне

Зависят

от суффикса А от ударения от последующей согласной от значения корня
1.а//о Кас а – кос (нет суффикса а) Лаг а – лож (нет суффикса а) полОжить, полАгать исключение : полог 1.гА р – гор зар – зО р заря, зорька исключение: выгарки, пригарь, изгарь, зарево зоревать, заревый, зорянка (птица), 1.раст ащ ) -рос раст ение, рос ли исключение: Ростов, росток, отрасль, рост, подросток, Ростислав, ростовщик, на вырост, выростковый, 1. мак = погрузить в жидкость мок = пропускать жидкость, впитывать в себя макать в молоко, сапоги промокли, непромокаемый плащ
2.и//е Би р а – бер (нет суффикса а) Пи р а – пер (запи ра ть) Ми р а – мер (зами ра ть) Ти р а – тер(отти ра ть) Сти л а – стел(рассти ла ть) Блист а – блест(бли ста ть) Чи т а – чет(вычи та ть) Жи г а – жеч(зажи га ть) Ди р а – дер(приди ра ться) исключение: сочетание, сочетать 2. клан-клон твар-твор под ударением пишется то, что слышим, без ударениятолько О поклониться поклон кланяться затвор сотворить исключение: утварь 2. скак – скоч вскоч ить, вскак ивать исключение: скачи скачок скачу 2. равн = равный, одинаковый, сходный ровн= ровный, гладкий, прямой подровнять клумбы, сравнить исключение: равнина равнение равняйся ровесник уровень ровня поровну равняться
3.им, ин//а, я начинать – начать внимание – внять снимать – снять сжимать –сжать проклинать - проклясть В корне плав пишется а(плавучий, поплавок) исключение : пловец, пловчиха, пловцы, плывун (=насыщенный водой грунт). Запомни: плавунец (=жук, живущий в стоячей воде)
Обратите внимание на корни-омонимы: 1) ГАР-ГОР = чередующиеся в значение «воспламенять», «воспламенить»; Горевать - горе = безударная гласная, проверяемая ударением 2) МИР –МЕР = чередующиеся гласные в значении «застыть» ПриМИРить, примИрение – мир = проверяемая гласная, ПриМЕРять - примерить = проверяемая гласная 3) КАС-КОС = чередующиеся гласные в значении «дотронуться» КОСа – КОСы = проверяемая гласная, КОСить – КОСит = проверяемая гласная

ЗАДАНИЕ 9

Правописание приставок

Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Первая группа приставок Вторая группа приставок Третья группа приставок –
за-, до-, на-, пере-, по-, над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с- и др. это приставки на З-С воз-//вос-, без-//бес-, вз-//вс-, из-//ис-, низ-//нис-, раз-//рас-, роз-//рос-, чрез-//чрес-//через- это приставки ПРИ-//ПРЕ-
пишутся в соответствии с морфологическим принципом, т.е. не изменяются на письме , хотя произносятся по-разному врастать, входить, слегка, сдвинуть, сшить, дописать, нарисовать. пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С зависит от произношения. правописание данных приставок зависит от смысла. ПРИ- 1. Доведение действия до конца: прибить, принести. 2.Совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок (неполнота действия: чуть-чуть): приоткрыть, приостановить. 3. Приближение, прибавление, присоединение: приделать, прийти 4. Нахождение вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 5. Значение, близкое к приставке ДО - (иначе – «действие в своих целях, интересах): припрятать, приберечь.
безм олвный, безг ласный, исс ледовать, изл ить, чересч ур, чрезм ерный, разо бщить.
Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.
Примечание:приставкиРОЗ-//РОС-зависят от ударения. Например:: ро спись – ра списка, ро зыгрыш – ра зыгрывать. (Исключение : розыскной.) ПРЕ- 1. Высшая степень проявления качества или действия (= очень, весьма): премилый, пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (= перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие,достигающее предельной степени: превосходить.
Примечание: правописание гласных в приставках ПРО-//ПРА- зависит от значения, которое вносит данная приставка в слово: ПРО- многозначна и встречается часто: Например: проверен, прокормить , ПРА- употребляется редко, она указывает на древность, давность предмета: Например: прадедушка, праязык, праславянский, пращур.
Напоминание (к группе приставок группы 2): Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С (звонкие - глухие) Всегда глухие:Ч, Щ, Ц, Х Всегда звонкие:Й, Л, М, Н, Р

Запомните написание данных слов:

ПРИ- ПРЕ-
Прийти (но: придёшь) Примирение Приключение Приглашение Пример Приготовить Приспособить Приобрести Пригодиться Привыкать Присмотреться Приказать (приказ) Присутствовать Примерять Придумать Природа Привередничать Привередливый Прибаутка Причина Прилежный Приятный Прибор Притворяться Присягать (присяга) Приватный Привилегия Принципиальный Принцип Приоритет Примадонна Примитив Приспешник Прискорбный Привратник (около ворот) Притязание Притязательный Приличие Премьера Преемственность Преобразование Превратить Прекратить Препятствие Преступление Преодолеть Презирать Презрение Президиум Президент Презумпция Прелестный Пресловутый Пресмыкающиеся Пресмыкаться Преминуть (упустить, забыть) Превратный (изменчивый, ложный) Преамбула Прелюдия Превалировать Препозиция Прецедент Преткновение Прельстить Пренебрежение Пренебрегать Престиж Претендент Превентивный (предупреждающий, предохраняющий) Препирательство Светопреставление Прерогатива Препона Претензия

Различайте по значению:

ПРИ- ПРЕ-
Придать = добавить: придать форму Предать = выдать, изменить: предать друга Предаваться (чему?)
Притворить = закрыть: притворить дверь Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь
Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами
Приступить = начать: приступить к работе Преступить = нарушить: преступить закон
Прибывать = приезжать: прибывать в город Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе
Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя
Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные)
Придел = часть храма Предел = конец чего-то: предел терпения
Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Презирать = не уважать: презирать лжеца
Привратник =человек околоворот:строгий привратник Превратное = неверное: превратное мнение
Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Непреложный закон = нерушимый
Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Препираться = спорить из-за мелочей
Приставить что-либо к чему-либо Преставиться = умереть (устар.)
Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения
Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) Преткнуться – споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения

Примечание: в значении «получить что-либо сверх меры, очень надоесть, вызывать отрицательные эмоции» могут употребляться слова: пре сытиться, пре сыщаться, пре сыщение; при есться, при едаться, при скучить.

Внимание: Глагол при скучить пишется с приставкой ПРИ, а прилагательное и наречие с тем же корнем при обозначении высшей степени пишутся с приставкой ПРЕ: пре скучный, пре скучно.

Правописание гласных букв И иЫ после приставок

1 . После русских и заимствованных приставок , оканчивающихся на гласную , буква И в корне пишется в соответствии с произношением: до играть, по иск, архи интересный.

2. После русских приставок , оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: пред ыстория, роз ыгрыш, под ымать, пред ыюльский, возыметь.

Исключение: вз имать.

3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: меж институтский, сверх интересный.

4. После заимствованных приставок , оканчивающихся на согласную (ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-) , пишется буква И:контр игра, транс иорданский, пост импрессионизм, дез инфекция

Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спорт инвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = пед агогический институт

Открытый урок русского языка в 11- А классе.

Тема урока : Согласование сказуемого с подлежащим

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока

Обучающие:

  • *обучение новым правилам согласования сказуемого с подлежащим: закрепление основных лингвистических понятий: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов;
  • подготовиться к редактированию текста; к заданиям по грамматике в ЕГЭ;
  • отрабатывать умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать;

Воспитательные:

  • формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
  • вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
  • воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

Развивающие:

  • развивать способность анализировать предложение;
  • работать над умением устно формулировать новое правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его.

Оформление урока:

  • Раздаточный материал: опорный конспект «Согласование сказуемого с подлежащим»;
  • Практикум по теме;
  • Тест по теме.

Ход урока.

1. Проблемный вопрос:

  • Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?
  • Сколько учеников присутству…т сегодня на уроке?
  • Большинство учеников нашего класса хорошо подготовил…сь к ЕГЭ.
  • Прошл… две недели.
  • Вот над этой темой мы сегодня и будем работать (объявление темы урока)

2.Целеполагание.

Сообщение темы урока;

Определение целей (записано на доске):

  • самостоятельно изучить новое правило;
  • проанализировать примеры, иллюстрирующие правило;
  • выполнить практикум по теме;
  • результат урока – тестирование по теме

Домашнее задание:

  • По книге Цыбулько:всем выполнить тестовые задания по теме №_251-254-выписать предложение с грамматической ошибкой, отредактировав его.
  • По книге Александрова .ЕГЭ стр.189 –задание№3

2. Орфоэпическая пятиминутка:

  • хоровое проговаривание блоков №5,6,7,8,9,10.

№5

Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты.

Ты добрался до аэропорта?

Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах.

Купи бронированный автомобиль.

Когда же ты наконец включишься в работу?

Вы созвонитесь и дайте нам ответ.

Создан (прецендент,прецедент.)

№6

Они балуют своих детей, а потом удивляются, что дети получаются избалованными.

Она покупает шарфы каждый сезон.

Нельзя ли забронировать билет?

У каждой двери свой секрет.

Владелец бутиков.

Ваше ходатайство отклонено.

Обратитесь в совет директоров.

Отчет за первый квартал.

Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из сети.

№7

Договоры не подписаны до сих пор.

Он получает (дивиденды, дивиденты).

Уставный капитал.

Здесь необходимо экспертное заключение.

Созвонимся на будущей неделе.

(Представьте, предоставьте) отчёт за истекший месяц.

Заводу требуются (токаря, токари) и (слесари, слесаря).

Сотрудника решили премировать – и премировали.

№8

Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем.

Можешь проверить по словарю Ожегова.

О договоре с этим фондом и речи нет.

Рана всё ещё кровоточит.

Мечтал о призе целый год.

Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату?

Хочешь жизнь себе облегчить?

Сколько ты брала взаймы у Марьи Фоминичны?

О торте гости и не вспомнили.

Это вещь продана.

№9

Снег валит с самого утра.

Закрой жалюзи поплотнее.

Когда освободится, он сам позвонит.

Позвонят ли они – это ещё вопрос.

Сослаться на(прецедент, прецендент).

Вы претендуете на должность заведующего (отдела, отделом)

Лекция вот-вот должна начаться. Простите, она уже началась.

На машинах бывает броня, на билеты – броня.

№10

Какого вы вероисповедания?

Иконопись Третьяковской галереи.

Религиозная община.

Мой духовник.

Догмат веры.

Знамение времени.

Христианин по убеждению

Еретик и послушник- церковные слова.

Сколько (время, времени)? Кто (последний, крайний)? Куда (положить, ложить, класть)?.

3. Объяснение нового материала с самостоятельным анализом примеров:

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

МН.Ч.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

  • неодушевлённое сущ.;
  • собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство);
  • обозначает животное;
  • местоимение: КТО,НИКТО,

КТО-ТО.

Несколько лампочек то гасл.., то тускло разгорал..сь.

Молодёжь охотно участву..т в движении Гринпис».

Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз.

Прилетел.. несколько голубей..

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

  • одушевлённое сущ.;
  • неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:

Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке.

Восемь самолётов взлетел.. попарно.

Большинство учащихся работал.. летом.(НО: Большинство работало летом)

ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ:

Абсолютное большинство +сущ.;

Подавляющее большинство +сущ.;

Огромное большинство +сущ.;

Только, лишь, всего,

Едва, часть, каждый,

Всякий, любой,

Много, немного,мало, немало, сколько, столько.

Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте.

Только человек шесть справил..сь с заданием.

Пришл.. лишь пять человек.

Дистанционное расположение главных членов:

Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы.

Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:

Несколько человек ранен.. .

Большинство писем доставлен.. .

ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ:

Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ:

В начале улицы появил..сь несколько теней.

В комнате был.. два окна.

В санях сидел.. три мужика.

Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо (ВСЕГО,

ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ):

Около двадцати человек провожал.. его.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

  • мера, вес, время (лет, месяцев, недель, дней, часов)
  • сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п.

До конца уроков оставал..сь 5 минут

Публики сегодня был.. целая сотня.

Тысяча книг уж просмотрен...

СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.:

Большая часть домов этом районе камен… .

Большинство девушек были приезж… .

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т д.:

Прошл.. 100 лет.

В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района.

Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего:

Три заявления лежал.. на столе.

ДВОЯКАЯ ФОРМА

Подлежащее

  • оба лица равноправны в действиях- Мн. Ч.,
  • если одно лицо – основное ,другое сопутствующее-ЕД.Ч.

Брат с сестрой приехали (=приехал ) в деревню.

Жена с мужем приглашены (=приглашена )в гости.

Сказуемое

  • ЕД.Ч.- показывает действие как одно целое.
  • МН. Ч. –показывает раздельные действия.

Пять солдат отправилось в разведку (одной группой)

Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ.

Редактор Павлова исправила рукопись.

Врач Иванова сегодня не принимала .

4. Практикум по теме:

  • Задание: поставить сказуемое в нужной форме.

1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать ) докладчика.

ПОДДЕРЖАЛИ

2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться ) глубоких знаний у учащихся.

ПРЕДЪЯВЛЯЮТ И ДОБИВАЮТСЯ

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Прямой порядок слов.

3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата.

ВЫСКАЗАЛИСЬ

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Однородные подлежащие

4. На берегу (стоять) несколько верб.

СТОЯЛО

  • Обратный порядок слов.
  • Пассивное сказуемое.

5. Часть учеников (уехать) на соревнования.

УЕХАЛА

  • Подлежащее со словом ЧАСТЬ

6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход

ОТПРАВИЛИСЬ

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Дистанционное расположение главных членов предложения .

7. За коляской (бежать) четыре пса.

БЕЖАЛИ

  • Подлежащее- существительное одушевлённое.
  • Числительное 4 входит в состав подлежащего

8. Над головой (просвистать) две пули.

ПРОСВИСТЕЛИ

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое, но сказуемое –«АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ»
  • Числительное 2 входит в состав подлежащего.

9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах

ОТДЫХАЕТ

  • Подлежащее- существительное со словом

НЕМАЛО

  • Задание: редактирование.
  1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.

ВОЗНИКЛО

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом НЕМАЛО
  1. В центральном универмаге продаются много товаров.

ПРОДАЁТСЯ

  • Обратный порядок слов.
  1. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.

ХОДИЛ

  • Одно лицо совершает основное действие, другое- сопутствующее.
  1. В шкафу лежат много интересных книг.

ЛЕЖИТ

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО.
  • Обратный порядок слов.
  • Сказуемое – «ПАССИВНОЕ»
  1. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.

БОРОЛОСЬ

  • Подлежащее- существительное СОБИРАТЕЛЬНОЕ.

6.Детство и юность её прошло в купеческой семье

ПРОШЛИ

  • Подлежащее-ОДНОРОДНЫЕ существительные.

7.В деревне послышались топот и крики.

ПОСЛЫШАЛСЯ

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое.
  • Обратный порядок слов
  • Сказуемое согласуется с близстоящим словом.

8.Большинство дверей было низко для его роста.

БЫЛИ НИЗКИ (БЫЛИ НИЗКИЕ)

  • СИС - именная часть прилагательное

9. В кружке занимается пять учеников.

ЗАНИМАЕТСЯ-ЗАНИМАЮТСЯ

(двоякая форма)

10. Большинство названных книг изданы недавно.

ИЗДАНО

  • Подлежащее- существительное неодушевлённое.
  • Сказуемое – краткое причастие.

5.Итоговое тестирование по теме:

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО.

ТЕСТ

1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении :

а) Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в) В узы поступили сорок один человек.

г) Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

г) Слово взяла профессор Сергеева.

3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

в) Часть станков была отправлена.

г) На столе стоит три подсвечника.

4.Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) СМИ провело однодневную акцию протеста.

в) С тех пор миновало пять лет.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА № 5 Съешь–ка ещё кусочек торта. Куда ни посмотришь – всюду торты, торты, торты. Ты добрался до аэропорта? Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах. Купи бронированный автомобиль. Когда же ты наконец включишься в работу? Вы созвонитесь и дайте нам ответ. Создан (прецендент,прецедент.)

№ 6 Они балуют своих детей, а потом удивляются, что дети получаются избалованными. Она покупает шарфы каждый сезон. Нельзя ли забронировать билет? У каждой двери свой секрет. Владелец бутиков. Ваше ходатайство отклонено. Обратитесь в совет директоров. Отчет за первый квартал. Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из сети.

№ 7 Договоры не подписаны до сих пор. Он получает (дивиденды, дивиденты). Уставный капитал. Здесь необходимо экспертное заключение. Созвонимся на будущей неделе. (Представьте, предоставьте) отчёт за истекший месяц. Заводу требуются (токаря, токари) и (слесари, слесаря). Сотрудника решили премировать – и премировали.

№ 8 Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем. Можешь проверить по словарю Ожегова. О договоре с этим фондом и речи нет. Рана всё ещё кровоточит. Мечтал о призе целый год. Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчить? Сколько ты брала взаймы у Марьи Фоминичны? О торте гости и не вспомнили. Это вещь продана.

№ 9 Снег валит с самого утра. Закрой жалюзи поплотнее. Когда освободится, он сам позвонит. Позвонят ли они – это ещё вопрос. Сослаться на(прецедент, прецендент). Вы претендуете на должность заведующего (отдела, отделом) Лекция вот-вот должна начаться. Простите, она уже началась. На машинах бывает броня, на билеты – броня.

№ 10 Какого вы вероисповедания? Иконопись Третьяковской галереи. Религиозная община. Мой духовник. Догмат веры. Знамение времени. Христианин по убеждению Еретик и послушник- церковные слова. Сколько (время, времени)? Кто (последний, крайний)? Куда (положить, ложить, класть)?.

Какое окончание подходит для глагола – сказуемого? Сколько учеников присутству(е/ю)т сегодня на уроке? Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовил (о/и)сь к ЕГЭ. Прошл (о/и) две недели.

1. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ неодушевлённое сущ.; собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство); обозначает животное; местоимение: КТО,НИКТО, КТО-ТО. Несколько лампочек то гасл.., то тускло разгорал..сь. Молодёжь охотно участву..т в движении «Гринпис». Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз. Прилетел.. несколько голубей

2. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ: Абсолютное большинство +сущ.; Подавляющее большинство +сущ.; Огромное большинство +сущ.; Только, лишь, всего, Едва, часть, каждый, Всякий, любой, Много, немного, мало, немало, сколько, столько. Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте. Только человек шесть справил..сь с заданием. Пришл.. лишь пять человек.

3. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ: Несколько человек ранен.. . Большинство писем доставлен.. .

4.СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ: В начале улицы появил..сь несколько теней. В комнате был.. два окна. В санях сидел.. три мужика.

5. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ мера, вес, время (лет, месяцев, недель, дней, часов) сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п. До конца уроков оставал..сь 5 минут Публики сегодня был.. целая сотня. Тысяча книг уж просмотрен...

6. СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ Составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т. д. Прошл.. 100 лет. В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района.

1. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. ПОДЛЕЖАЩЕЕ одушевлённое сущ.; неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ: Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке. Восемь самолётов взлетел.. попарно. Большинство учащихся работал.. летом.(НО: Большинство работало летом)

2. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Дистанционное расположение главных членов: Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы. Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

3. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ: Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

4. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо (ВСЕГО, ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ): Около двадцати человек провожал.. его.

5. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.: Большая часть домов этом районе камен… . Большинство девушек были приезж… .

6. СКАЗУЕМОЕ ВО МН.Ч. Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего: Три заявления лежал.. на столе

1. ДВОЯКАЯ ФОРМА Подлежащее оба лица равноправны в действиях- Мн. Ч., если одно лицо – основное,другое сопутствующее-ЕД.Ч. Брат с сестрой приехали (=приехал) в деревню. Жена с мужем приглашены (=приглашена)в гости

2. ДВОЯКАЯ ФОРМА Сказуемое ЕД.Ч.- показывает действие как одно целое. МН. Ч. –показывает раздельные действия Пять солдат отправилось в разведку (одной группой) Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

3. ДВОЯКАЯ ФОРМА Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ. Редактор Павлова исправила рукопись. Врач Иванова сегодня не принимала.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Согласование сказуемого и подлежащего

  • Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:Детвора благодарны шефам за подарок. Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна , но дети - благодарны .
  • При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.Единственное число употребляется в том случае, если
    - существительное обозначает
    неодушевленные предметы (ряд столов стоял... );
    - не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало ).

    Множественное число употребляется для

    подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).
  • При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек... ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

    Формой

    множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).

    Форма

    единственного числа сказуемого употребляется:

    При подчеркивании

    пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне ;

    Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает

    неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят , а тридцать один богатырь - выходит ).
  • Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь : Уже много учеников посетило эту выставку .
  • Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).
  • При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым . Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание .
  • Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .

    Сравните:

    Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты . и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

Согласование подлежащего и сказуемого

Теория

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе.

Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились); Ножницы лежали на столе; Петино пальто стало старым.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий ), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы.

Например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы.

Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.

3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа . В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2.

Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. - Прошло пять лет.

4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа.

Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.

5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа.

Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер.

Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

6. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре).

Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.

ЗАПОМНИТЕ : при подлежащем - иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.

Например: ЮНЕСКО объявило о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявила о своем решении.

7. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа.

Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд» ). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие.

Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.

ЗАПОМНИТЕ : как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.

2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным.

Например: Озеро Байкал - cамое глубокое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.

ЗАПОМНИТЕ : если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу.

Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен.


1. Согласование (координация) подлежащего и сказуемого .

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым, и отвечающий на вопросы: кто? что? Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?

Обычно подлежащее и сказуемое согласуются в роде и числе, но встречаются особые случаи , которые вызывают сомнения :

1) Существительные большинство, меньшинство, множество, (большая) часть и т.п., имеют форму единственного числа, но обозначают много предметов, поэтому сказуемое может принимать и форму единственного, и форму множественного числа. В последнее время множественное число употребляется чаще, особенно, если речь идет об одушевленных предметах. Это согласование по смыслу , или координация . Примеры: Большинство предметов лежало в беспорядке. Множество идей рождалось в его голове. Большинство студентов хорошо справились с заданием. Большая часть родителей явились на собрание.

2) При согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (например: Прошло сто лет ) следует учитывать характер числительного. Чем большее количество называется, тем больше возможно его осмысление как единого целого, тогда сказуемое будет употребляться во множественном числе, например: 280 человек приняло участие в эксперименте; 450 делегатов уже зарегистрировалось , а пять человек опаздывали. Неудачным можно считать высказывание: Два инфаркта подорвало его здоровье ; надо: Два инфаркта подорвали его здоровье .

Выбор формы сказуемого в подобных случаях подчеркивает или нерасчлененный характер действия, восприятие субъекта как единой группы, совокупности предметов, или, наоборот, индивидуальное участие каждого в выполнении действия. Этим и определяется форма числа сказуемого: Триста добровольцев вышло в ночную смену. Двадцать пять фигуристов поедут на чемпионат Европы.

В подобных случаях выбор формы сказуемого делает автор высказывания, в отличие от других, когда число сказуемого колебаний не вызывает. Так, при обозначении меры веса, пространства, времени сказуемое имеет форму единственного числа: До старта оставалось десять секунд; Мне будет тогда тридцать семь лет. Для торта понадобится два стакана муки. Поэтому неверным будет вариант: До старта оставались десять секунд; Для торта понадобятся два стакана муки и т.п.

Если количество обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего, то сказуемоевсегда ставится в единственном числе: В кружок записалось человек десять; На столе лежало семь или восемь книг. (Неправильно: записались, лежали ).


3) Согласование сказуемого с однородными подлежащими .

Однородные члены предложения – синтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом сочинительной связью.

Если вначале перечисляются однородные подлежащие, а сказуемое следует непосредственно за ними, то оно принимает форму множественного числа: Таня и Катя всю дорогу пели. Если наоборот – возможны варианты : Несся тяжелый топот кованых сапог и бабий плач; В комнате остались следователь и врач. В этом случае выбор делает автор высказывания.

Если подлежащее выражено одушевлёнными существительного разного рода, сказуемое имеет форму только множественного числа: Жили-были на болоте Журавль и Цапля. Если среди однородных подлежащих имеются личные местоимения, то сказуемое ставится в множественном числе: Я, Вовка и Юрик проснулис ь еще перед рассветом.

Сказуемое употребляется в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой: Каждый цветочек, каждая травинка, каждая букашка вызывала в нем неизменный трепет. Не рекомендуется : Каждый цветочек, каждая травинка, каждая букашка вызывали в нем неизменный трепет.

Если подлежащие связаны вещественной близостью, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Свет и блеск ошеломил Наташу; Сергея очаровала её красота и женственность.

Если между подлежащими есть противительный союз, сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим: Не весна, не лето, а осень была любимым временем года поэта; Чашку разбила не Таня, а Максим.

В случае, когда подлежащее выражено сочетанием типа старик со старухой, ткачиха с поварихой множественное число сказуемого подчеркивает, что в действии участвуют два равноправных лица: А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят ; единственное число – на наличие главного и сопутствующего ему лица: Дарёнка с кошкой осталась дома.

4) При согласовании с личными существительными мужского рода, обозначающими лиц женского пола, глаголы-сказуемые употребляются в женском роде (смысловое согласование): Профессор выступила с докладом. На письмо откликнулась мой старый товарищ по партии.

5) Согласование сказуемого с союзным словом кто .

Если местоимение кто выступает в роли союзного слова, форма числа сказуемого зависит от того, поддерживается ли она соответствующей формой соотносительного слова или сказуемого в главной части предложения. Так, в предложении: Все, кто пришли на субботник, работали самоотверженно – множественное число глагола пришли поддерживается той же формой соотносительного слова все и глагола работали . Если же множественное число сказуемого такой поддержки не получает, то в придаточном предложении предпочтительно единственное число сказуемого, например: Тех, кто не вернулся с войны, мы не должны забывать: Всем, кто не явился вовремя, сделано замечание.

2. Согласование определений.

Определение – второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета; чаще всего в качестве определения выступает имя прилагательное: фарфоровый чайник, лиловое платье, горькое чувство. Это определения согласованные; кроме прилагательного, они могут быть выражены местоимением, порядковым числительным, причастием: твой дом, второй урок, вышитая скатерть.

1) Определения с существительными общего рода (т.е. словами, обозначающими людей по их свойствам и качествам и одинаково применимым как к мужчинам, так и к женщинам) согласуются по смыслу : Николаша у нас – ужасный сластёна; Ленка к этому времени уже стала безнадёжно горькой пьяницей ; Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.

2) При согласованиис личными существительными мужского рода, обозначающими лиц женского пола, определения, выраженные именами прилагательными и местоимениями, употребляются в мужском роде, например: Никогда испанские военные не думали, что будут отдавать честь беременному министру обороны. Напомним, что глаголы-сказуемые при согласовании с такими существительными, как уже было сказано, употребляются в женском роде: Мой врач прописала мне массаж; Известный итальянский славист с восторгом отозвалась о романе Пастернака . Неверно было бы сказать: Моя врач прописала мне массаж ; Известная итальянская славист с воторгом отозвалась о романе Пастернака .

3) Сомнение вызывает согласование определения при нескольких однородных именах существительных , например: резные стол и стул или резной стол и стул; присланные письмо и фотография или присланное письмо и фотография. Варианты согласования зависят от смысла высказывания. Определение в форме множественного числа подчеркивает, что оно относится к нескольким предметам: На соседней улице сгорели деревянные дом и сарай; Украшением комнаты были резные стол и стул, стоявшие у окна. Форма единственного числа в этом случае будет указывать на то, что определение относится только к одному предмету: деревянный дом и сарай, резной стол и стул. Если же и так ясно, что определение относится к нескольким предметам, то оно употребляется единственном числе: Изданный в прошлом году учебник и методические указания были быстро распроданы.

4) Когда у существительного несколько определений , оно ставится в единственном числе, если между называемыми предметами есть тесная связь, терминологическая близость: Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида (а не видов ); Мозг состоит из левого и правого полушария (а не полушарий ) ; веке ; вариант: Крепость построена в XII – XIII веках не рекомендуется .

Множественное число существительного при согласовании с несколькими определениями подчёркивает раздельность предметов: варианты языками . Поэтому неточным и ошибочным будет: Для публикации необходимы печатный и электронный вариант текста. Он прекрасно владел английским и немецким языком .

3. Согласование приложений.

Определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже называется приложением : город-герой , рожь-матушка , озеро Байкал , опера «Аида», Владимир Красное Солнышко .

1) Сказуемое и определение при согласовании с именем существительным, осложнённым приложением , типа роман-газета, кресло-кровать, счёт-фактура, газета «Аргументы и факты, Владимир Красное Солнышко и т.п., употребляются в той форме, которую имеет более широкое понятие: прошлогодняя роман-газета, издавалась роман-газета, кресло-кровать продано, удобное кресло-кровать, оформлен счёт-фактура, новый счёт-фактура. Неверно: прошлогодний роман-газета, издавался роман-газета, кресло-кровать продана , удобная кресло-кровать, оформлена счёт-фактура, новая счёт-фактура.

2) З ачастую возникает вопрос, как сказать: на Москва-реке или на Москве-реке, в городе Брянск или в городе Брянске и т.д. Чтобы избежать ошибок в употреблении приложений, нужно знать ряд правил .

Все славянские приложения-топонимы (топонимы – географические названия) следует согласовать со словами город, село, поселок, река, деревня, хутор: в городе Омске, из села Никольского, за деревней Калчугой, у реки Камы, на хуторе Теплом . Неверно : в городе Омск, из села Никольское, за деревней Калчуга, у реки Кама, на хуторе Теплый. Если название выражено существительным множественного числа или словосочетанием, оно с родовым понятием не согласуется : в деревне Сростки, от города Кривой Рог, за рекой Пески. Не согласуются также наименования, омонимичные именам людей: за деревней Катеринка, у поселка Ерофеич. Ошибкой будет: в деревне Сростках, от города Кривого Рога, за рекой Песками, за деревней Катеринкой, у поселка Ерофеича.

Заметим кстати, что верный вариант согласования – на Москве-реке, у Москвы-реки и т.д, а не на Москва-реке, у Москва-реки.

Названия не согласуются с родовыми наименованиями, если это названия станций : до станции Немчиновка (сравните: в деревне Немчиновке ). Что касается согласования названий гор, островов и полуостровов, озер, каналов, бухт, пустынь , следует учитывать их род: названия женского рода согласуются с родовым наименованием, названия мужского рода – нет: у горы Медведицы, но у горы Эльбрус, на острове Городомле, но на острове Цейлон, на озере Коврижке, но на озере Селигер, в пустыне Сахаре, но в пустыне Намиб и т.д.

Названия улиц в форме женского рода следует согласовывать: на улице Волхонке, по улице Ленивке. Другие названия улиц не изменяются : с улицы Охотный ряд, об улице Неждановой.

3) В сочетаниях нарицательного и собственного имени существительного в качестве приложения могут быть варианты согласования: В официальной обстановке определения согласуется с родовым именованием: Уважаемый товарищ Фурцева!; в неофициальной – с приложением: Уважаемая товарищ Фурцева!

Варианты согласования определений с сочетанием типа директор Кузнецова, врач Лукьянова зависят от порядка слов: определение согласуется с ближайшим существительным (названием должности, профессии и т.п. или именем собственным, т.е. приложением): Директор Кузнецова, ответственная и инициативная, успешно преодолевает трудности ; но: Опытный и добросовестный директор Кузнецова успешно преодолевает трудности.