План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект НОД "Единица измерения длины". НОД на тему: " Измерение длины с помощью условной мерки"

Алла Черемисова
Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Измерение отрезка с помощью условной мерки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования города Нягань «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому направлению развития детей

№ 6 «РЯБИНКА»

Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста

Тема : «»

Разработчик :

Черемисова Алла Ивановна, воспитатель

первой квалификационной категории

МАДОУ ДО г. Нягань Д/с №6 «Рябинка»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе.

Тема : «Измерение отрезка с помощью условной мерки »

Цели : Учить измерению с помощью условной мерки , формировать у детей произвольность и способность к синхронному выполнению действий, развивать воображение детей , учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять в памяти детей названия дней недели в их последовательности, учить связывать события своей жизни с определёнными днями недели.

Оборудование :

Демонстративный материал

Календарь, полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона : одна длинной 4см, другая 6см, кружок.

Раздаточный материал

Полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона : одна длинной 4см, другая 6см, карандаш.

Ход НОД

1. Организация детей

Раз, два, три, четыре, пять

Будем весело играть,

Сравнивать и измерять ,

На вопросы отвечать!

Ребята, садимся за столы так тихо, как падают листочки на землю.

2. Повторение числового ряда.

Ребята, посмотрим на доску. – Что вы видите? (цифры) . Давайте вместе сосчитаем от 0 до 10. А теперь обратно сосчитаем от 10 до 0.

Молодцы, теперь сосчитаем про себя, глазками до 10 и обратно.

3. Объяснение темы занятия

Ребята, сегодня мы с вами, будем измерять отрезок с помощью условной мерки . Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит полоска бумаги. Точно такая же у меня в руках.

(Детям раздаются мерки . Одной группе детей мерка длиной 4 см , другой 6см. Заранее о различие не предупреждать.)

Я предлагаю вам сравнить ваши полоски. У всех ли они одинаковые?

Посмотрите, моя полоска тоже такого же размера (сравнить с полосками некоторых детей )

Ребята, обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам, способ измерения полоски меркой . Приложим мерку так , чтобы края мерки и полоски совпали , с помощью карандаша , проводим линию по краю мерки . Далее прикладываем мерку уже к линии , отмеченной на полоске.

А теперь, я предлагаю вам, самостоятельно измерить ваши отрезки , не забывая о том, что измерение начинается с края полоски. Края полоски и мерки должны совпасть , при следующем измерении мерка прикладывается к линии отмеченной карандашом.

Приступаем к заданию. А я пока закончу измерение своей полоски .

4. Самостоятельная работа детей

Ребята, рядом с измеренной полоской положите цифру, обозначающую сколько раз ваша мерка полностью уложилась на полоске бумаги.

Моя мерка уложилась полностью 4 раза.

(Задать вопрос ребёнку, у которого мерка уложилась 6 раз )

Сколько раз твоя мерка полностью уложилась в полоске?

(Ответ : «Шесть раз» )

Шесть? А у меня только четыре.

Полоски были одинаковые? (Обратится к детям, с которыми ранее сравнивалась полоска)

У кого-нибудь ещё мерка уложилась шесть раз ? Поднимите цифру «6» .

А у кого-нибудь мерка уложилась полностью четыре раза? Покажите цифру «4» .

Полоски были одинаковые. Я видела, что все измеряли правильно . А почему у одних получилось 6, у других 4?

(Высказывания детей )

Правильно, мерки были разными .

(Пригласить к доске одного человека из тех, у кого получилось4 и одного, у кого получилось 6)

Ребята, давайте убедимся, что мерки не одинаковые . Я попрошу подойти ко мне двоих человек, один, у кого мерка уместилась 4 раза и одного у кого мерка уложилась 6 раз .

Способ прикладывания мы с вами убедились, что мерки разные .

Сколько раз уложилась твоя мерка ? (обратиться к ребёнку с меньшей меркой )

(Ответ :6 раз)

А у тебя?

(4 раза)

Посмотрите, как интересно! Маленькая мерка уложилась шесть раз , большая – четыре раза.

Физкультминутка :

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

5. Игра «Назови соседей»

А теперь ребята, отложите в сторону полоски и мерки и выложите перед собой ряд чисел от 0 до 10.

Поиграем в игру «Назови соседей» .

Я буду называть число, а вы должны выдвинуть два числа – «соседей» и объяснить, почему эти два числа являются соседями. Например, число 7 – «соседи» 6и8, потому что 6 на один меньше 7, а 8 на один больше 7.

(игра повторяется 3-4 раза)

6. Работа с шаблоном

Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите образцы рисунков (рыбка, божья коровка, мышка, глаз, грибок, поросёнок и т. д) . Рассмотрите их внимательно.

На что вы обратили внимание? (воспитатель обводит пальцем форму листика на каждом рисунке)

(ответы детей )

Правильно! Все рисунки имеют похожую форму «Листика»

Я хочу вам предложить самостоятельно создать свои рисунки. Перед вами на столе лежит альбомный лист, шаблон в форме листочка, с его помощью вы можете создать свои рисунки, используя всё свободное место альбомного листа.

(дети рисуют)

Я вижу, многие закончили. Кто хочет выйти к доске и рассказать про свой рисунок?

(желающие рассказывают и показывают про свой рисунок, что изображено в правом верхнем углу, в левом нижнем, по середине, и т. д.)

7. Игра – эстафета «Назови себя»

Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови себя»

- Правила игры таковы :

все сидят на стульчиках, затем я, показываю направление с кого начинаем и все поочерёдно встают, называя своё имя и фамилию, следующий встаёт сразу же, как садится предыдущий. Встаёт не раньше и не позже этого времени. Когда все дети назвали себя, игра повторяется, начиная от последнего, который теперь становиться первым.

(играют 2-3 раза)

8. Работа с календарём.

Ребята, какой у нас сейчас месяц?

А какое число?

Какой день недели? Правильно. Давайте мы с вами вместе отметим этот день в календаре.

Посмотрите, на доске, я выставила табличку с названием сегодняшнего дня недели. А как называется предыдущий день недели?

(ответы детей )

А какой день будет завтра?

(выставляется карточка с названием)

Давайте вспомним, с какого дня начинается неделя. Каких дней недели не хватает? Расставим карточки с названиями по порядку и назовём хором дни недели.

Ребята давайте вместе вспомним наиболее запоминающиеся события, которые происходят регулярно, в эти дни и обозначим их символом.

(зарисовать на доске)

9. Итог НОД

Давайте подведём итог нашего занятия. Сегодня мы с вами узнали очень много интересного.

О чём мы с вами сегодня разговаривали?

Чем занимались?

Вам понравилось?

(ответы детей )

Молодцы ребята! Вы все сегодня были активны! Каждый из вас получает весёлый смайлик.

АЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сурмач Анна Александровна

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей: 10 человек

Группа: «Котята»

Дата проведения 15.01.15г.

2014-2015 уч.год.

План - конспект занятия.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать представление о новой единице измерения длины - метром; установить соотношение метра с другими единицами длины;

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Тип занятия: Комбинированное.

Оборудование и ТСО:

Использованная литература.

План проведения занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  1. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.
  • Разминка
  • Счет от 10 и до 1.
  1. Музыкальная физминутка
  • Вопросы по теме.
  • Практическая работа в парах.
  1. Практическая часть занятия.
  • Работа с карточками.
  1. Закрепление нового материала.
  • Музыкальная физминутка.
  • Вопросы и ответы.
  1. Заключительная часть.
  • Подведение итогов занятия.
  • Оценка работы детей.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.

  1. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.
  1. Повторение ранее пройденного материала.
  • Разминка.

Дети: Короче линейки.

Дети: Тоньше веревки.

Дети: Легче арбуза

Дети: Младше сестры

  • Счет от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

  1. Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

  • Вопросы по теме.

(

Дети: При помощи линейке.

(Ответы детей, если есть.)

(Ответы детей.)

Дети: Метром.

  • Практическая работа в парах.

Дети разбиваются на пары и измеряют высоту бумажных пальм, которые прикреплены вдоль стены. Метр есть у каждой пары.

Дети: Начало.

Дети: Здесь написано число один и буква м.

Педагог: Число 1 обозначает - один, а буква м - метр. Таким образом, высота пальм ровна 1 метру.

Дети: Что такое 1 метр?

Педагог: Новая единица измерения, при помощи которой измеряют предметы разной длины или высоты.

Ребята, измеряя метром пальмы, приходят к выводу, что высота деревьев одинаковая - 1 м.

Педагог: Молодцы ребята мы с вами помогли жителям острова.

А теперь нам пора возвращаться. Дадим обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

  1. Практическая часть занятия.
  • Работа с карточками. (Приложение№ 3)

Педагог: Путь не близкий. Выполним задание. Ребята на специально подготовленных карточках вам необходимо: обвезти пальму по шаблону, раскрасить ее и измерьте высоту. (Дети выполняют задание самостоятельно)

Педагог: Молодцы ребята, пришло время отдохнуть.

6. Закрепление нового материала.

  • Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

  • Вопросы и ответы.

Педагог: Ну вот, ребята наше путешествие подошло к концу.

Педагог: Что нового мы сегодня узнали?

Дети: Познакомились с метром, и научились измеряться высоту предметов с его помощью.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Педагог расспрашивает детей, что запомнилось на занятии, что понравилось? Кому трудно? Какие задания хотели бы выполнить еще раз?

Оценка работы детей.

Приложение № 2.

Приложение № 1.

Приложение № 3.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого занятия Тема: «Измерение высоты условной меркой»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

План-конспект открытого занятия

Тема: «Измерение высоты условной меркой»

Педагог дополнительного образования

Сурмач Анна Александровна

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей: 10 человек

Группа: «Котята»

Дата проведения 15.01.15г.

2014-2015 уч.год.

План – конспект занятия.

Тема занятия: Измерение высоты условной меркой.

Цель: познакомить детей с новой единицей измерения - метром.

Задачи:

Образовательные задачи:

    Формировать представление о новой единице измерения длины – метром; установить соотношение метра с другими единицами длины;

    Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

    Формировать умение сравнивать предметы по высоте (высокий - низкий).

    Закрепить основные понятия «длиннее - короче», «толще - тоньше», «тяжелее -легче», «старше - младше».

    Совершенствовать навык детей в счете в пределах 10.

Развивающие задачи:

    Развивать связную речь, умение обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение;

    Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать интерес к математическим занятиям.

    Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в коллективе.

Тип занятия: Комбинированное.

Вид занятия: Практическое занятие.

Форма работы: Групповая, индивидуальная.

Оборудование и ТСО: метр, линейка, рулетка, пальмы, нарисованные на ватмане, карточки, раздаточный материал, музыкальный центр, демонстрационный материал.

Элементы технологии: личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникационной, дифференцированного обучения.

Использованная литература.

    Петерсон Л.Г, Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Москва, 2004 г.

    Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников» ВЛАДОС, 2003г.

    Березина Р.Л., Михайлова З.А. «Формирование элементарных представлений у дошкольников» Просвещение, 1988г.

План проведения занятия:

    Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности обучающихся к занятию.

    Основная часть.

    Вступительная беседа.

    Повторение ранее пройденного материала.

    Разминка

    Работа с графическими карточками

    Счет от 10 и до 1.

    Музыкальная физминутка

    Знакомство с новым материалом.

    Вопросы по теме.

    Практическая работа в парах.

    Практическая часть занятия.

    Работа с карточками.

    Закрепление нового материала.

    Музыкальная физминутка.

    Вопросы и ответы.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия.

    Оценка работы детей.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности обучающихся к занятию.

Педагог: Здравствуйте мои друзья (руки вперед) .

1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы рук) .

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки) .

Будем дружно мы играть (ходят по кругу)

И заданья выполнять (ребята останавливаются и отпускают руки).

Дети присаживаются на свои места.

    Основная часть.

    Вступительная беседа.

Педагог: Ребята вы любите путешествовать.

Педагог: Тогда, дайте все вместе отправимся с вами в путешествие по морю.

    Повторение ранее пройденного материала.

    Разминка.

Педагог: Но с начало проведем разминку:

Педагог: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…

Дети: Короче линейки.

Педагог: Если веревка толще нитки, то нитка…

Дети: Тоньше веревки.

Педагог: Если арбуз тяжелее ананаса, то ананас…

Дети: Легче арбуза

Педагог: Если сестра старше брата, то брат

Дети: Младше сестры

Педагог: Молодцы! Команда готова. А на чем же мы отправимся в плаванье?

Дети: На лодке, катере, пароходе, самолете и т.д.

    Работа с графическими карточками. (Приложение № 1)

Педагог: Ребята, если каждый из вас выполнит индивидуальное задание, мы узнаем, на чем отправимся в путь.

Дети: Мы отправимся на корабле.

Педагог: Молодцы, быстро справились с этим заданием.

    Счет от 10 до 1.

Педагог: Итак, отправляемся, начнем отсчет от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

    Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи)

Педагог: Мы уже подплываем к острову, на нем растут цветы и пальмы.

    Знакомство с новым материалом.

    Вопросы по теме.

(На доске появляется изображение острова)

Педагог: Ребята, как вы думаете, на что похож остров, на который мы приплыли.

Дети: На отрезок. (Приложение №2)

Педагог: Верно ребята, жители этого острова любят выращивать цветы и пальмы.

Педагог: Если мы с вами сравним пальмы по высоте. Что мы можем о них сказать?

Дети: Пальмы высокие и низкие.

Педагог: Молодцы, ребята. Но вот беда выросли, на разных концах острова самые высокие пальмы, а жители теперь и спорят, какая пальма выше. Мы можем им помочь?

Педагог: При помощи какого инструмента мы можем измерить высоту пальмы?

Дети: При помощи линейке.

Педагог: Нет, ребята, пальмы гораздо выше, чем наша линейка. А какие приборы, для измерения высоты, вы еще знаете?

(Ответы детей, если есть.)

Педагог: Для измерения высоты предметов люди придумали метр и рулетку.

Педагог: Подумайте и скажите, какие предметы удобнее измерять линейкой (метром, рулеткой) и почему? (Ответы детей.)

Педагог: Молодцы ребята. Так чем мы можем воспользоваться, для измерения высоты пальм?

Дети: Метром.

    Практическая работа в парах.

Дети разбиваются на пары и измеряют высоту бумажных пальм, которые прикреплены вдоль стены. Метр есть у каждой пары.

Педагог: Ребята возьмите в руки метр и найдите ноль. Что обозначает ноль.

Дети: Начало.

Педагог: Приложите метр таким образом, чтобы основание пальмы и ноль совпали. Педагог: Молодцы ребята, теперь один из вас начинает раскручивать метр, соединив вершину пальмы с каким-то числом на метре. Что за число у вас получилось.

Конспект НОД в старшей группе
«ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА ЖИДКОСТИ»
с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий.
Цель: закрепление математических представлений у детей старшей группы.
Задачи:
создать условия для:
упражнения детей в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения;
закрепления умения увеличивать и уменьшать число на 1;
продолжения упражнения в различении и назывании геометрических фигур по двум признакам: цвету, форме;
активизации и обогащения словарного запаса детей;
развития памяти, внимания, воображения, логического мышления;
воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;
воспитывать культуру поведения на занятии.
Материал и оборудование:
две разные миски с молоком,
большая миска;
стакан, чашка, ложка;
мяч.
Раздаточный материал:
набор геометрических фигур разного цвета и величины;
карточки для выкладывания узора;
фишки.
Ход НОД
Структура НОД.Методы и приемы. Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент.
Момент неожиданности.
Рассматривание и сравнение.
Постановка проблемы.
Физминутка(игра с мячом)
Работа в парах с геометрическими фигурами.
Д/и «Скажи наоборот» (презентация) (индивидуальная работа).
Рефлексия. Воспитатель держит в руках двух игрушечных котят.
-Ребята, посмотрите, кого сегодня я нашла утром в группе.
- Какие они?
Перед детьми две банки разного объема, но с одинаковым количеством молока.
- Ребята, эти котятки немного поссорились, потому что, не знают одинаковое ли у них количество молока в банках? Как нам помочь это узнать?
- Чем будем измерять? - Что же может нам послужить меркой?
- Тогда давайте измерим молоко серого котенка стаканчиком, а молоко белого – поварешкой.
- Молодцы, не дали себя запутать! Вспомним правила измерения: как должна быть наполнена мерка?
- А что мы должны сделать, чтобы не запутаться и точно определить количество мерок?
- Дима, попробуй измерить молоко стаканом, а остальные у себя за столом откладывают фишки.
- Алиса, теперь ты попробуй измерить объем молока из второй миски. А ребята откладывают фишки зеленого цвета.
- Ребята, сколько получилось фишек красного цвета и сколько зеленого?
- Давайте попробуем измерить другой меркой, например, вот этой детской поварешкой.
- Почему количество поварешек молока больше, чем стаканов?
- Так значит, нашим котятам достанется одинаковое количество молока?
- Спасибо, что им помогли, теперь они не будут ссориться. - А давайте сейчас немного отдохнем?
Встанем дружно в кружок. Я буду кидать мяч, и называть число, а вы должны его увеличить на одну единицу, например - 1 - 25-7-
3-
5-
8-
(можно усложнить, делая шаг назад – круг расширяется)
- А теперь уменьшим на одну единицу:
5-3-10
(Уменьшаем – круг сужается)
- А сейчас выложим на карточке узор из геометрических фигур. Воспитатель с помощью жеребьевки выбирает ведущего, который диктует узор.
-А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнено задание.
- Давайте посмотрим на экран и поиграем в игру, я говорю:
- Кустарник низкий,
- Дом низкий,
- Ветка тонкая,
- Река широкая,
- Гольфы длинные,
- Стул большой,
- Что на занятии вам понравилось больше всего?
- Какие геометрические фигуры вы сегодня выкладывали?
- Попробуйте дома с помощью мерки налить в разные чашки одинаковое количество чая (молока, сока) себе и маме. Дети сидят за столами.
Ой, это котята!
Маленькие, пушистые и т.д.Нужно измерить количество молока (объем).
Меркой.Любая емкость. Но удобнее будет измерять небольшим стаканом или детской поварешкой.
Нет, мерка должна быть одинаковой для обоих измерений.
Мерка должна быть полной.
Нужно каждую мерку отмечать фишкой.
Дети откладывают фишки.
И тех, и других фишек получилось по 5 штук. Значит, объем молока в мисках был одинаковым. Дети откладывают фишки.И в той, и в другой миске молока получилось по 10 поварешек.
Потому что в поварешку молока помещается меньше, чем в стакан, которым мы измеряли молоко раньше.
Да. Хотя миски и имеют разную форму, но количество молока в них одинаковое.
Да!

429
Дети выполняют задание в парах.
Дети выполняют проверку.
а дерево высокое.
а кран высокий.
а дерево толстое.
а ручей узкий.
а носки короткие.
а стульчик маленький.
Мне понравилось измерять объем воды!
А мне играть в игру «Скажи наоборот»!
Круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

Конспект НОД по математике. Тема: «Измерение длины. Сантиметр. Метр» (старшая группа)

Тема: Измерение длины. Понятие сантиметр, метр.

Материал к уроку: линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек (условная мерка, кубики, отрез ткани.

Предварительная работа: просмотр м/ф «38 попугаев», знакомство с условной меркой

Цель занятия:

Цели:

Образовательные:

Познакомить детей с основной единицей измерения длины - сантиметром. Познакомить детей с новым измерительными приборами – метром, рулеткой, мягким сантиметром, рассказать про случаи их применения. Практическое измерение длин этими единицами.

Развивающие:

Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.

Развитие умения работать в группе, паре, самостоятельно делать выводы.

Воспитательная:

Воспитание интереса к изучаемому предмету через народные традиции. Развивать умение работать в коллективе.

Ход урока:

1. Организационный момент (психологическая поддержка) учитель произносит тихо, дети вслед за учителем громко:

Мы – умные

Мы – дружные

Мы – внимательные

Мы – старательные

Мы – отлично учимся

Все у нас получится.

2. Создание мотивации.

Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду? Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? (снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани). Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину.

Чем мы можем измерить длину? (условными мерками)

Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой?

3. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагаю 1 команде измерить длину стола, а второй – ширину стола.

С чего мы начинаем мерить?

(Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем).

Что мы используем для удобства измерения? (Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка) .

4. Создание проблемной ситуации.

Проверим, что у вас получилось.

У всех результат одинаковый? (нет)

А почему?

Вывод: разные мерки – разные результаты измерения.

Давайте с вами вспомнит м/ф, который мы с вами вчера смотрели, как он называется?

Кто вспомнит, что делали в нём животные?

Кем или чем животные мерили удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком).

Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

А мартышка? (5)

А в попугаях длина удава? (38)

Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.

Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

У них результаты были какими? (разными)

Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань?

Давайте спросим совета у великого мудреца Математикуса.Он оставил для нас письмо. Но чтобы прочитать его, нам с вами нужно отправиться в прошлое. Хотите совершить путешествие во времени?

Тогда вперёд.

Закроем глаза и произнесём такие слова.

Раз, два, три - в прошлое отправились мы!

А вот и письмо!

ПИСЬМО. (картинки с иллюстрациями)

«Здравствуйте, ребята. Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Кроме «локтя» применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день. »

Математикус предлагает нам измерить ткань, используя старинные мерки длины. Какие мерки вы запомнили?

Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью.

Сравниваем результаты. Вывод – опять результаты разные.

Подходят нам старинные мерки длины? (нет)

Возвращаемся в свое время. Закрываем глаза.

Раз, два, три – снова дома мы!

Гимнастика для глаз.

Цель: снятие напряжения.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.

5. Введение нового материала.

Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.

Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.

Перед вами лежат различные предметы (линейка и твёрдый деревянный метр) .Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?

У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр.

В каких случаях используют линейку?

А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?

Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? (неудобно, слишком маленькая)

Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)

Где можно использовать метр?

С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.

Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? (да)

Воспитатель вместе детьми измеряет отрез ткани, в нём – 3 метра. Это то, что нужно Маше. Мы помогли ей? (да)

Спасибо, ребята.

(Подвести к столу, где салфеткой накрыты предметы - мягкий сантиметр, рулетка)

Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.

Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)

(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы детей.

Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где?

(на строительстве, при ремонтных работах)

Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра. Длина всех сторон называется – периметр. Но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Рефлексия. Хорошая работа, ребята. Маше помогли. А что нового узнали? Что научились делать? Что получилось, а что нет?

Меня порадовала ваша работа на уроке. Скажите «спасибо» нашим гостям. До свидания.

Тема «Измерение длины»
Программа «От рождения до школы»
Возраст Подготовительная группа
Основная образоват.область «Познавательное развитие»
Интеграция с др.областями «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Форма проведения Совместная деятельность детей и взрослых
Цель Развитие познавательных и математических способностей
Воспитательные задачи Воспитывать дисциплинированность, умение слушать воспитателя, продолжать формировать умение быстро выполнять задания.
Развивающие задачи Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, воображение.

Образовательные задачи - Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой;
- познакомить с см и м как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков;
- закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
Планируемый результат Научить использовать линейку для измерения длин отрезков.
Методы и приемы Словесный: объяснение, разъяснение;
Наглядный: показ;
Практический: упражнения, выполнение заданий.
Наглядные средства обучения Демонстрационный:белая полоска бумаги-40см, полоски-мерки: красная-10 см, синяя-8 см; метр(портняжный, складной,рулетка и т.д.); модель см; линейка.
Раздаточный: белая полоска бумаги-20 см;полоски-мерки: красная-5см, синяя-4см;линейка; листки с тремя отрезками5 см,2 см,4см.; звездочки.
Организация детей

Индивидуальная работа Напомнить Никите,как правильно пользоваться линейкой.
Словарная работа Сантиметр, метр, пядь, сажень,локоть, отрезок, длиннее, короче, «целое» и «сумма», шире, уже.
Предварительная работа Беседа об единицах измерения, о способах измерения длины.
Структура 1. Начало НОД: 1 мин.
2. Эксперимент: 5 мин.
3. Работа с раздаточным материалом: 6 мин.
4. Физминутка: 1 мин.
5. Измерение длин: 6 мин.
6. Физминутка:2 мин.
7. Повторение: 6 мин.
8. Итог занятия: 3 мин.

I.Начало НОД -1 мин.
II. Эксперимент -5 мин.
III.Работа с раздаточным материалом.
IV.Физминутка
V.Измерение длин линейкой
VI. Физминутка
VII. Повторение
VIII. Итог занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие буду вести я, Динара Ляуфировна. Сейчас попрошу вас сесть правильно и слушать меня внимательно. Договорились? За каждый правильный ответ, буду давать вот такие звездочки (показываю). Дополнительные звездочки будут за хорошее поведение. У кого звездочек будет больше, тот получит главный приз. Он здесь (показываю коробочку в подарочной упаковке. Затем я убираю коробку в шкаф, чтобы дети не отвлекались).
Ребята, сегодня мы вами научимся с вами измерять длину с помощью линейки, узнаем, что такое см и м.

А) Сейчас я хочу к себе позвать самого высокого мальчика и самую низкую девочку (имена).
Ребята, посмотрите на полу две полосы. Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какая полоска длиннее? (Индивидуально спрашиваю у неск. детей).
Правильно, они одинаковые по длине.
Сейчас проведем эксперимент.
Максим пройдет по этой полосе, Ксюша-по этой(показываю). Этот ряд будет считать, сколько шагов прошел Максим. Этот ряд будет считать, сколько прошла Ксюша. Сколько шагов получилось у Максима? А сколько шагов у Ксюши? У Максима больше шагов или у Ксюши?
А теперь подумайте, полоски одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Как ты думаешь, Никита? А ты как думаешь, Диляра?
Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Максима были шаги шире,у него получилось меньше кол-во шагов. А у Ксюши шаги уже,поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Ксюше и Максиму вручаю звездочки за хорошую работу. Спасибо! Можете сесть за свои места.
(Затем даю звездочки детям, которые отвечали).
Б) Следующее задание такое.
На ваших столах лежат белая(20см),синяя(4см), красная(5 см) полоски. Сравните, пожалуйста, синюю и красную полоски. Какая полоска длиннее: красная или синяя? А каким способом вы измеряли, наложением или приложением? Очень хорошо. А сейчас измерьте с помощью красной полоски белую полоску. Сколько красных полосок вместилось в белую? Вера, сколько полосок у тебя вместилось? Хорошо. У всех так получилось? Замечательно! Запомните эту цифру.
Сейчас измерьте с помощью синей полоски белую. Сколько полосок вместилось? У всех одинаковое кол-во?
Каких полосок вместилось больше: красных или синих? Полина, как у тебя получилось?
Сделаем вывод: у нас получилось, что чем больше размер мерки, тем меньше результат измерения,т.е. красных полосок вместилось меньше, т.к. она длиннее. Молодцы, Ребята! (В ходе задания, выполняю его на доске. Подхожу к каждому ребенку, помогаю. За правильные ответы даю звездочки).

На прошлом занятии, вы познакомились с некоторыми мерками для измерения длины. Давайте вспомним, какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (звездочки за правильный ответ).
Как вы думаете, одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? Все верно, ребята.
Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, - они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром.
(Демонстрирую модель метра и сантиметра).
Теперь отметьте зеленым карандашом(или простым) 1 см на своих линейках(показываю на доске на демонстр.линейке. объясняю, как правильно пользоваться линейкой).
Как вы думаете, какой из мерок удобнее измерять расстояние в комнате?
Первый ряд измеряет длину стола, второй-длину доски, третий-длину ковра(помогаю каждому ряду. У каждого ряда спрашиваю, сколько у них получилось. За правильные ответы даю звездочки). А теперь посмотрите задание №1. Какой меркой измеряет длину доски мальчик на картинке? Правильно, метром. А какой меркой удобнее измерять длину дорожки, по которой проползла улитка? Сантиметром. Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? Давайте проверим. Ясмина, сосчитай, пожалуйста. Хорошо. Дима, у тебя как получилось? У всех получилось 4 отрезка по 1 см? Молодцы, ребята.
На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа 1,2,3 и т.д. показывают, сколько см отложено. Например, на моем отрезке шесть отрезков, значит здесь 6 см (показываю на доске на демонстр.линейке).
Давайте узнаем, сколько см проползла улитка? Денис, как правильно нужно приложить линейку? Никита, нужно держать линейку вот так(индивид.подход к детям).
Итак,ребята, сколько см проползла улитка? Молодцы, правильно, 5 см проползла улитка.

Ребята, мы очень долго занимались и нам нужно немного отдохнуть. Все выходим на коврик и встаем на четвереньки. Давайте мы с вами представим,что мы очень медленные улитки. Вы же знаете, что улитка очень долго ползет.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибко
Очень медленно ползет улитка.
Молодцы! Теперь садимся за свои места и продолжаем занятие.

На ваших вас дожидаются ваши линейки. Сейчас они нам понадобятся. Посмотрите задание №2. Что же тут изображено? Верно. Это отрезки. Наша с вами небольшая задача, измерить их длину. Мне нужны помощники. На доске есть отрезки. Они точно такой же длины, что и в вашей тетради (вызываю к доске одного из детей).
(д.)будет измерять, а вы с своих тетрадях. Потом проверим (индивид.подход).
Давайте проверим. Сколько см получилось у тебя,Карина? А у тебя, Кирилл? Хорошо. А давайте сейчас узнаем, сколько см получилось у (ребенок у доски)? Значит, мы правильно измерили все три отрезка(звездочки).
Сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент.
Какие геометрические фигуры нарисованы на доске?
Правильно. Точно такие же фигуры у вас в тетрадях.
Давайте вспомним, где у нас находятся стороны этих фигур? (каждую фигуру рассматриваем).
Как вы думаете, равны ли стороны этих фигур? Например, у треугольника стороны равны? А у квадрата? У прямоугольника?
Сейчас мы с вами узнаем.
(Разбиваю фигуры, которые на доске по деталям. Каждую отдельно. Прикладываю детали друг к другу). Посмотрите, ребята, каждая деталь имеет разную длину. Что же это значит? Это значит, что, например, у треугольника стороны разные. А что вы скажите о квадрате? Прямоугольнике?
Измерьте в своих тетрадях стороны геом.фигур и запишите результаты в клетку.
(даю время, помогаю).
Все справились с этим заданием? Хорошо.
Ребята,посмотрите задание №4. Как думаете, что нам нужно сделать? Что это такое?
правильно,это равенства и их нужно правильно составить.
Для начала нам нужно измерить длину каждого отрезка.
Измерьте длину самого большого отрезка и результат запишите в верхнем «окошечке».
Какие равентсва можно составить? (индивидуально спрашиваю у неск.детей. за правильный ответ-звездочка. Ответы записывают. Я показываю на доске).

Мы очень хорошо поработали. Думаю, мы заслуживаем отдыха.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два!
Хватит, хватит!
Прибежали!
Потянулись, подышали!
Еще чуть-чуть позанимаемся, и отдохнете подольше.

Сейчас посмотрите задание № 5. Смотрите, какие красивые картинки. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Здесь есть знаки > < =. Все правильно, нужно сравнить. Артем, скажи нам, пожалуйста, на первой картинке что изображено? Правильно. Где мячиков больше, где меньше? Значит, какой знак мы поставим? (показываю на доске знаки) Правильно. О следующей картинке нам скажет Егор. Скажи, пожалуйста, что изображено и какой знак нужно поставить? Почему? Будь внимателен. Правильно. Все согласны? Хорошо. И последняя картинка. Ростислав, скажи, пожалуйста, какой знак нужно поставить? Все правильно. Ребята, вы справились с этим заданием.
Задание №6 вы выполните с Ольгой Сергеевной после сна. А потом я проверю, как вы его выполнили.
(В случае если не уложусь во времени).

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Никита, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Молодцы!
Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома.
Я очень рада, что вы так внимательно меня слушали, вели себя хорошо, были такими активными. Как и обещала, самому активному и послушному, главный приз.
(определяем самого активного, умного и послушного. Остальным поощрительные призы).
Вы все очень умные, активные, послушные, но, как видите, (имя ребенка) был шустрее, быстрее всех.
Для вас я тоже приготовила поощрительные призы.
Всем спасибо и до новых встреч!