Поминовение усопших. Правила проведения годовщины смерти (1 год)

Для Русской Православной Церкви обряды погребения и поминовения умершего очень важны. Христиане верят, что после смерти душа человека расстается с телом, но не умирает, а отправляется в Царствие Божие. Поэтому Православная Церковь указывает на большую значимость помин. Таким образом люди отдают дань усопшему - брату, другу, мужу, папе, матери, молятся об упокоении его души, о прощении грехов.

Когда поминают усопших

После смерти человека его останки предаются земле. Там тело покоится до тех пор, пока не настанет всеобщее воскресение - второе пришествие Иисуса Христа, который свершит суд над человечеством. Но и после похорон церковь не прекратит заботиться о душе умершего. Она молится за упокоение души и приносит Бескровную Жертву.

Русские традиции включают особые поминальные дни - третий, девятый и сороковой. Их считать положено со дня кончины человека - день смерти будет первым. Поминание в эти дни выступает древним церковным обычаем.

В первые два дня человеческая душа остается на земле. В этот период времени с Ангелом она проходит по тем местам, которые манят ее к земным воспоминаниям: радости, горя, добрых или злых дел.

Всё это время грешная душа, которая не может отвыкнуть от тела, скитается возле своей земной обители. Она, словно птица, ищет себе гнездо. Если душа добродетельная, она видит те места, где происходили хорошие дела, что приносит покой. На третий день она возносится в Царствие Божие и поклоняется Господу.

9 дней

На девятый день душа вместе с Ангелом достигает райских ворот и наслаждается несказанной красотой окружающего мира. В этом состоянии она остается 6 дней. За данный период душа забывает о скорби, которую она испытывала в теле и 2 дня после его оставления.

Если она грешна, то скорбь не исчезнет. Душа укоряет себя, что, будучи в человеческом обличии, провела жизнь неправильно и не служила Господу. На 9 день Бог снова позовёт её на преклонение. Перед Всевышним она испытывает страх и трепет.

После этого Ангелы показывают душе ад. Там она созерцает муки и страдания грешников.

40 дней

На сороковой день душа снова отправляется на преклонение Богу. На данном этапе решается её участь, в зависимости от дел, вершившихся на земле.

Поэтому важно в эти дни проводить поминки и беспрерывно читать молитвы, чтобы навсегда упокоить душу новопреставленного.

Годовщина

Церковь совершает молитвы в годину смерти (годовщина, 1 год со дня кончины). Священники утверждают, что достаточно отметить эту дату сердечным поминовением. Это означает, что совершать посиделки с родственниками необязательно.

Церковью установлены еще дни, в какие поминают усопшего человека - родительские субботы, вселенские панихиды:

  • Мясопустная Суббота. В этот день поминают всех членов семьи, особенно, если они умерли внезапно.
  • Троицкая Суббота . Молятся о прощении грехов живых и усопших. Святой Василий Великий акцентирует, что Господь принимает молитвы и об умерших, находящихся в аду.
  • 2, 3, 4 субботы святой Четыредесятницы - дни Великого поста. Церковь призывает быть тесными в любви с живыми и умершими.
  • Радоница . Молиться за усопшего родственника следует во вторник по прошествии Фоминой недели. В этот день родные усопшего приходят к нему на могилу, чтобы рассказать о Воскрешении Иисуса Христа.

Ходить на кладбище разрешается Церковью в первый день Пасхи. В остальные дни это светлого праздника поминки не проводят.

О том, делают или нет поминки на полгода со дня смерти, стоит сказать, что необязательно, однако во многих семьях это практикуется. С утра читается 17 кафизма перед иконой, зажженной свечой и фотографией усопшего. Затем нужно сходить в храм, заказать Бескровную Жертву, поминание на проскомидии, положить пожертвование. Далее отстоять панихиду, поставить свечку за упокой и приобрести ещё одну.

Затем отправляются на могилку усопшего, зажигают купленную в церкви свечу и читают молитву об упокоении души умершего. По желанию, организовывают поминальный стол.

Что касается 20 дней со дня смерти, то специально поминки в это время не устраивают, хотя предки считали по-другому. Оказывается, люди на 20 день отправлялись на кладбище на могилку умершего, чтобы позвать его на собрание. Совершался обряд до заката. Покойник приглашался за общий стол специальными молитвами и заговорами.

Накануне готовились различные блюда: пироги, кисель. Родственники умершего за стол не садились. Еда готовилась только для усопшего. В процессе приготовления пелись молитвы, произносились поминальные стихи. Затем вечером покойника провожали из дома, читая молитвы и говоря прощальные слова.

Можно ли отмечать раньше или позже

Часто дата поминок выпадает на религиозный или другой праздник, на будний день, когда подготовка является практически невозможной (работа, неотложные дела и так далее). Отсюда возникает вопрос о том, можно ли переносить дату поминок, делать их заранее или позже.

Священники считают, что устраивать поминальную трапезу именно в годовщину смерти нельзя, если это:

  • неделя Пасхи;
  • Страстная неделя;
  • сочельник - 7 января, дату поминок лучше перенести на день позже - на 8 января, это выступает хорошим знаком.

Переносить поминовение по собственной инициативе нельзя. Для этого существуют специально отведенные дни. А вот сходить в храм и помолиться за усопшего в церкви, поставить свечу за упокой можно в любой день.

Если траурная дата выпадает на воскресенье или понедельник, это не выступает преградой для поминок. Церковь говорит, что можно молиться об усопших в любой день недели, лишь бы он не выпадал на большие христианские праздники.

А вот на вопрос о том, как отмечается день рождения умершего, присутствует другое мнение. Считается, что поминая душу человека в день его земного рождения, родные притягивают ее обратно в прежнее существование, не давая приобрести покой. Поэтому этот день не отмечают. Вспоминать усопшего следует только в ту дату, когда его душа отошла в мир иной, то есть в третий день его рождения.

Подготовка к године смерти

Подготовка к годовщине очень важна. Приглашать нужно только тех людей, которых приснопоминаемый точно желал видеть за столом.

Не стоит делать акцент на украшении помещения. Достаточно порядка, тишины и фотографии усопшего на видном месте, перетянутой чёрной лентой. Рядом зажигаются свечи и расставляются иконы.

Родственникам умершего следует запастись сладостями. Угощать нужно всех, кого хорошо знал усопший. При передаче просят помянуть умершего добрым словом и пожелать ему Царствия Божьего.

В годовщину смерти раздают вещи усопшего нищим и нуждающимся людям.

Как правильно одеться

Одежда имеет немаловажное значение. Женщинам нужно не забыть прихватить с собой платок на голову. Стиль в одежде также важен. Никаких ярких тонов - только чёрные, серые и коричневые цвета. Никаких шорт, юбок выше колен, глубоких декольте, платьев с открытыми плечами также быть не должно. В одежде и обуви приветствуются строгость, закрытость.

Молитва

На годовщину смерти говорят слова кафизмы № 17, что читается только в дни поминовения усопших. Называется она «поминальной». Особенно важно произносить кафизму в третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. Состоит она из тропаря и 118 псалма.

Чтение не доверяют другому человеку за отдельную плату или иное вознаграждение. Молитва будет сильнее, мощнее, чище и искреннее, если произносит её родной и близкий человек - это равносильно тому, что сам умерший просит помилования у Господа.

Кафизма № 17 отображает блаженство праведных христиан, которые старались жить по законам Божьим. В псалме № 118 говорится, что жизнь на земле - это путешествие, странствие, которые совершаются человеком для достижения Отечества и вечного местопребывания.

Скорее, в последних словах речь идет не о земной жизни, а загробной. Поэтому из этой фразы можно сделать вывод: существование человека на земле - это некая подготовка к загробной жизни рядом с Господом, к которой приводит только праведный путь, соблюдение заповедей Божьих. И если им следовать безукоснительно, то душа после расставания с телом никогда не заблудится и достигнет рая.

Молиться родные усопшего должны ежедневно 40 дней после смерти и за 40 дней до годовщины. Читается только Псалтырь об усопших.

Сколько по времени произносить молитвенные слова решает сам человек. Если времени не хватает, можно обойтись одной кафизмой в день.

Что заказывают в церкви

Поминать умершего человека в церкви следует как можно чаще и необязательно только в установленные дни. Среди служб, какие нужно отстоять, выделяют мольбу об упокоении усопших, которую в храме совершают на Божественной литургии. Для этого приносится Бескровная жертва Иисусу Христу.

Чтобы совершить обряд, следует заблаговременно (рано утром до начала литургии, либо накануне вечером) подать в церковь записку с именем усопшего - вписывать туда можно только крещеного в Православной Церкви.

На проскомидии (первая часть литургии, подготовка к евхаристии) от хлебов (просфоров) отламываются кусочки. Затем они окунаются в чашу с красным вином: омываются Кровью Сына Божьего. Обряд обладает мощной силой и это максимум, что родные могут совершить для усопшего человека.

Когда заказывают Бескровную Жертву, вверху записки должен находиться православный крест с восемью концами. Далее указывается, для каких целей проводится обряд («об упокоении»). Имя усопшего пишется крупными буквами, разборчиво и обязательно в родительном падеже (если это ребёнок, то рядом указывается слово «младенец»). Имена указываются только в церковной интерпретации: Артём - Артемий, Люба - Любовь, Алексей - Алексий и так далее. При подаче записки родные вносят пожертвование на нужды храма.

Молитва об усопших будет действеннее, если читающие ее слова сами причастятся и исповедаются.

После окончания литургии нужно отслужить панихиду. Совершается она перед кануном - столиком, на котором изображено распятие и расположен ряд подсвечников.

Очень важно после того, как близкий умер и в годовщину смерти заказать в церкви сорокоуст. Это беспрерывное поминовение в течение сорока дней после литургии. По окончании его можно заказать вновь. Есть и продолжительные сроки поминания - 6 месяцев, 1 год, 3 года, 5, 10 лет, а также вечное поминовение (пока стоит храм). Заказывать сорокоусты можно в нескольких Православных Храмах.

Посещение кладбища

В первую половину дня нужно сходить на кладбище. Лучше это делать после посещения храма. На могилу можно пригласить священника. Он совершит чин литии и зачитает акафист. Проведённый обряд - важная часть поминания, при котором усопшему прощаются все грехи.

Родственники, пришедшие на могилу, должны произносить добрые слова, мысленно извиняться за плохие поступки и дела.

Обязательно приносят живые цветы. Никакой еды, спиртных напитков, крошек, сигарет. Это признак язычества. Лучше принести свечи, лампады. Православной церковью запрещается кушать на могилке и употреблять алкогольные напитки. Это тоже языческий обряд.

В годовщину смерти убраться на могилке усопшего, посадить деревья - берёзу, тую, хвою или калину.

Поминальный обед

Как поминать усопшего за столом решают родственники. Приготовить нужно больше блюд, чем на заявленное количество гостей. Это важно, если на поминки придет незваный коллега или забытый родственниками старый друг усопшего.

Что касается поминального стола, то этот момент также очень важен. В некоторых семьях поминки превращаются в лишний повод встретиться с родственниками, обсудить насущные проблемы, поесть и так далее. Однако христиане за столом молятся об упокоении усопшего и только.

Перед принятием пищи проводят литию - краткую панихиду. Если на это нет времени, следует хотя бы прочесть псалом № 90 и «Отче наш».

Первое и основное блюдо на поминках - кутья (оно является и обязательным). Зерна, присутствующие в этом блюде, символизируют воскресение души, а мёд и изюм - наслаждение праведников в загробном мире.

Кутья должна обязательно освятиться особым чином. Если такая возможность отсутствует, окропить блюдо священной водой.

Нельзя ставить на стол спиртные напитки, в том числе вино. Последнее олицетворяет земную радость, поэтому на поминках его пить не разрешается. Не должно являться исключением даже пристрастие умершего к алкоголю.

Не нужно готовить слишком пестрые блюда. Это указывает на желание хозяйки выделиться, продемонстрировать кулинарные качества. А поминки - это постоянные мысли и воспоминания об усопшем, добрых делах, поступках родного человека. Поэтому лучше, помимо кутьи, приготовить:

  • блины;
  • пироги;
  • кисель;
  • борщ;
  • лапшу;
  • соленья;
  • мясную нарезку.

В некоторых семьях приветствуется обычай, когда на стол ставится кусок чёрного хлеба поверх стакана, наполненного водкой. Ничего общего с православием этот обряд не имеет.

Поминки проводятся в первой половине дня.

Почему нельзя вспоминать умерших на ночь, обусловлено тем, что думая о них перед сном, человек притягивает их душу обратно на землю. Кроме того, покойный может появиться во сне, что станет причиной кошмаров.

Слова в память об умершем человеке

Речь в память об умершем человеке произносится за поминальным столом и наедине с родственниками. Разрешается вручить пожелание семье усопшего, написанное в открытке.

Вариант 1

Речь может быть такой: «Соболезную вам и вашей семье от чистого сердца. Ваша мама (отец, брат и т. д.) была хорошим человеком. Нам будет её не хватать. От души желаю вам найти мир и утешение. Мы будем молиться за вас и вашу семью».

Вариант 2

В прозе: «Друзья, сегодня мы собрались, чтобы почтить память дорогого нам человека. Было время, когда мы вместе с усопшим сидели за одним столом, радовались, обсуждали последние новости. Сегодня мы скорбим совместно с вами и провожаем его в последний путь. Мы навсегда сохраним память о нашем друге в сердцах. Давайте помянем его добрым словом».

Вариант 3

«Дорогие (имена), мы глубоко сожалеем о смерти вашего дедушки. Он был замечательным человеком, примером для подражания, помощником в тяжелых делах. Это самый чистый, добродушный и открытый человек из тех, кого мы когда-либо знали. Мы скорбим вместе с вами. Желаем, чтобы вы быстрее оправились после потери. Если вам нужна помощь, мы всегда готовы оказать поддержку».

Вариант 4

Поминальные слова в стихах.

Когда родители от нас уходят,

То меркнет свет в окне,

Пустеет отчий дом

И, может, чаще снится мне.

Вариант 5

Мы знаем, тебя невозможно вернуть,

Твоим делам - вечная память,

И только душа твоя чистая с нами,

И ты озаряешь наш жизненный путь.

Вариант 6

Спасибо, родной, что ты жил на этом свете,

Спасибо, что сердцем ты меня любил,

Спасибо за годы, что мы были вместе,

Хочу, чтобы меня ты не забыл.

Родственники могут заказать некролог в газету - сообщение о смерти человека с краткой биографией и эпитафии на памятник.

Как подавать милостыню

Как говорил Товит при наставлении сына: «Подавай для упокоения души праведников, а не грешников». Но христианская любовь безгранична и уничтожает установленные праведником рамки. Церковь советует давать милостыню даже за тех, кто покончил жизнь самоубийством. И чем тяжелее грехи усопшего, тем больше подаяний совершают родственники.

Полезно, если в день годовщины смерти давать милостыню нищим с просьбой помолиться об умершем человеке. Обычно несут одежду, пищу, сладости. Исключение - мясо, алкогольные напитки (помимо красного церковного вина).

Есть и другой вид милостыни - духовная. Сейчас про неё мало кто вспоминает. Это доброе слово, совет, напутствие, сострадание, соболезнование. Если материальную помощь оказать невозможно, можно просто помолиться за человека. Это духовная милостыня. При этом необязательно в молитве произносить конкретную просьбу, Бог знает, кто в чём нуждается. Нужно попросить смилостивиться и отпустить грехи нуждающемуся.

Многих волнует вопрос, можно ли отмечать годовщину смерти раньше, когда нет возможности сделать это в день смерти? Есть ряд правил и рекомендаций, которых необходимо обязательно придерживаться и соблюдать во время поминок усопшего. Ведь случаются разные ситуации, и не всегда есть возможность вовремя устроить поминки. Как это сделать правильно, чтобы новопреставленному на том свете не было плохо?

Что такое помины?

Помины - это обряд, который совершают, чтобы почтить память усопшего человека. Светское мероприятие, то есть трапеза, оказывается неким основанием поминок, которое близкие почившего устраивают в его жилище, на кладбище или в ином месте (кафе, столовые, рестораны).

Поминки проводят несколько раз:

  • в день кончины или на следующий день;
  • на третий день после смерти - обычно это день похорон;
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • в дальнейшем поминальные обеды осуществляют на шестой месяц с момента кончины (хотя в храме в этот срок не служат Панихиду), а потом все следующие годовщины.


Когда речь идет о поминальных столах, то правоверные христиане придерживаются годовщин. Поминовение в церкви на 3, 9 и 40 дни основывается на вековой храмовой практике. Двое суток душа человека после кончины присутствует на Земле и посещает места, в которых ей нравилось пребывать при жизни. На третьи душа отправляется к Богу на поклонение. Следующую неделю ангелы показывают душе обитель святых и великолепие рая, на девятый день душу снова ведут на поклонение к Богу, после чего отправляют в ад на 30 дней.

В течение этого времени нахождения в преисподней душе показывают все 9 кругов и места мучений грешников. На сороковой душа возносится на небеса на поклонение к Богу и тогда Господь уже решает, где душа будет обитать до Страшного суда.

Как помянуть новопреставленного?

До погребения, с момента преставления над телом покойника читается Псалтырь. Его продолжают читать и после того, как провели похороны, вплоть до сорокового дня.

Также о почившем упоминается в процессе отпевания, которое положено проводить на третьи сутки после кончины. Оно обязательно должно проходить над телом усопшего, а не заочно, поскольку на похороны приходят все близкие: родственники, знакомые, друзья, соседи, и их молитва очень важна, она соборная.

Помянуть почившего можно не только молитвами, но и добрыми деяниями, жертвами.

В этот период можно (даже нужно) раздать всем бедствующим и нищенствующим одежду, обувь, другие предметы быта покойного, чтобы они послужили добрую службу. Вещи должны быть в хорошем состоянии. Делать это можно с первого дня после кончины человека.

Нередко случается так, что годовщина кончины близкого человека выпадает на рабочий день, когда родственники связаны работой и нет возможности все подготовить. Этот день может совпасть с духовным празднеством, церковники в этом случае обязательно рекомендуют перенести годовщину усопшего на срок немного раньше либо позже даты.

Служители церкви считают, что совсем необязательно проводить поминальный обед в годовщину кончины. Если есть какие-то веские причины не делать этого, то сначала нужно опираться на них.

Не рекомендовано справлять годовщину кончины на неделе Светлой Пасхи и во время страстной седмицы Великого поста. В этот период все мысли и действия должны быть направлены к жертве Иисуса Христа на страстной седмице, в неделю Светлой Пасхи нужно радовать от известия о воскрешении Христа. Так что если годовщина выпала в эти недели, лучше всего мероприятие переместить на Радоницу - день поминовения усопших.

Если годовщина смерти выпадает в день Рождества Христова или в Рождественский сочельник, то помины следует перенести на 8 число или немного позже. Если сороковой день придется на Рождество, то следует накануне этого заказать панихиду, в сам день помолиться за усопшего, а уже после провести поминки с родственниками. Даже лучше, что после праздника, все будут в приподнятом настроении, поминки ведь тоже посвящены рождению, только рождению человека в вечной жизни.

По этой причине первоначально необходимо заказать в храме Литургию об упокоении Души умершего и Панихиду на День его поминовения. Также следует самим помолиться об усопшем. Поминальный обед или ужин можно отложить на поздний срок, на недалекие выходные дни от годовщины смерти. Очень важно церковное молитвенное упоминание усопшего на третий, девятый и сороковой дни после кончины. Это имеет большое значение для него, это облегчит страдания после разлуки души с телом, это умилостивит Владыку, который определяет место души за гробом по земным деяниям человека.

Если годовщина выпадает на значимые церковные праздники, то разрешено перенести на ближайшие выходные.

Но в этот день обязательно нужно сходить в церковь для молитвы, поставить свечу за упокой души, пожертвовать на нужды храма, подать нуждающимся у ворот церкви.

Чтобы поминки за столом принесли пользу умершему человеку, лучше поступить, как велел Спаситель: на трапезу не звать ни друзей, ни соседей, ни родственников. Но когда готовишь ее, то стоит приглашать на нее всех нуждающихся: нищих, хромых, слепых, увечных. Либо просто раздать поминальный обед социально незащищенным слоям населения от имени преставившегося.

Не приветствуется в православном христианстве перенесение даты поминов в сороковой день на более ранний срок.

Необходимо на это время в храме заказать Литургию и Панихиду, самостоятельно немного помолится за новопреставленного. А потом по возможности помянуть умершего дома, за поминальной трапезой.

О перенесение даты годовщины смерти лучше советоваться со священнослужителем, объяснить причину переноса. Конечно, желательно поминать именно в день кончины, поскольку за день до этого человек еще жил, радовался, был счастлив. Поминать его нельзя.


Если нет возможности справлять годовщину смерти в заявленную дату, то стоит ее перенести на несколько дней вперед. Раньше поминать не желательно.

В первую годовщину с даты смерти усопшего поминают в то же число.

Самое главное в годовщину смерти - помолиться за усопшего, сходить в храм, стараться делать добрые дела от имени преставившегося, упоминать его в записках, ставить свечи об упокоении души. Поминальную трапезу для родственников можно устроить в любой удобное для всех число месяца, чуть позже или раньше дня смерти.

Православное поминовение усопших в первую очередь подразумевает молитву. И уже только после этого поминальный стол. Безусловно, сами похороны, 9 и 40 день – это не менее значимые мероприятия, на которые приглашают всех родственников, близких друзей, просто знакомых и коллег с работы. Однако в 1 год можно этого не делать, а провести день в молитве среди самых родных людей в семейном кругу. Также через год после печального события принято посещать кладбище.

Как провести поминки на 1 год?

Если человек при жизни был крещеным, ему заказывают заупокойное поминовение на Литургии. Молитва – это огромная помощь для людей, покинувших этот мир. Ведь по большому счету покойник не нуждается ни в памятнике, ни в шикарной трапезе, единственное, что может сделать близкий человек для его души - это читать молитвы и вспоминать его хорошие поступки.

Заказать Литургию в церкви можно вечером за день до поминок или утром в этот же день. Кроме всего прочего, поминают усопшего и за трапезой. В этот день принято готовить различные блюда: это обязательно суп, второе, и по желанию родственников готовятся любимые блюда покойного. Не забывают о блинах, киселе и выпечке.

В день поминовения смерти усопшего обязательно следует посетить его могилу. При необходимости там наводят порядок: подкрашивают , сажают цветы, хвою (лучше всего приживается туя, она не растет вширь и не пускает корни, а растет только вверх). Если на могиле стоял временный памятник, то именно в год после смерти его заменяют постоянным.

Поминальная трапеза на поминках на 1 год

Разумеется, хозяева хотят угостить приглашенных людей повкуснее, но не стоит забывать и о православных постах. Так, если поминки пришлись на день поста, следует исключить запрещенные продукты и подавать на стол только те блюда, которые разрешены к трапезе.

За столом необходимо вспоминать усопшего, его хорошие дела и черты характера. Не стоит превращать поминальный стол в «пьяное сборище». Ведь слово «поминки» возникло от слова «вспоминать».

Первое блюдо, которое подают на поминальный стол - это кутья. Она представляет собой вареную рисовую или пшеничную крупу с медом и изюмом. Во время вкушения блюда думают об усопшем. Такая пища считается символом воскрешения, по традиции ее можно окропить святой водой.

Следующие блюда на поминальном столе, а именно суп, второе, могут быть любыми, в зависимости от вкусовых предпочтений усопшего или хозяев. Это может быть обычный куриный суп с лапшой или наваристый борщ, гуляш с макаронами или холодец, фаршированный перец или плов, лишь бы мясные блюда не были запрещены постом. В качестве выпечки можно подавать пирог с начинкой или блины.

Следует отметить, что дни поминовения необходимо встречать в хорошем расположении духа, быть в настроении и не обижаться на усопшего за то, что он покинул этот мир. Более того, правильным считается раздавать на поминки милостыню и одежду или другие вещи усопшего нуждающимся.

Источники:

  • Сайт "Православие"

Поминки - это довольно сложная похоронная традиция, встречающаяся у большинства культур. В день поминок происходит угощение, как память об умершем, причем как в день похорон, так и в определенные дни позже.

У некоторых народностей, на могилу возлагаются жертвоприношения, употребляемые после в пищу. Другие обычаи гласят о проведение на месте тризны (воинских забав). Эта традиция была распространена среди славянских и германских племен, у древних . В других местах, умершего провожали траурными шествиями и плачем.

У нас распространен христианский обычай проведения . По православному канону проводить надо трижды: в день похорон, на девятый день, а также на сороковой. Заключаются они в поминальной трапезе. Такой же обычай есть во многих . Смысл этого ритуала очень глубок. Веря в бессмертие души, люди приближение умершего к Богу, при этом параллельно отдавая дань уважения ему как хорошему . Недаром принято или говорить об умершем хорошо, или вовсе не говорить.

В процесс поминок входят и молитвы о покинувшем земной мир человеке. Вообще, все действия на подобных ритуалах имеют глубокий смысл, даже меню трапезы подобранно не случайно.

Так как же проводить поминки?


  1. Перед началом трапезы необходимо прочитать молитву «Отче Наш». Это необходимый минимум, так как желательно совершить литию и пропеть 90-й псалом (для этого приглашают так называемых «певчих»). В процессе поминок необходимо вспоминать умершего, причем, только его положительные качества и поступки, запрещены нецензурные , смех, шутки, пьянство.

  2. Меню нежелательно делать насыщенным. Даже наоборот – необходимы скромность и простота, так как обилие блюд не идет на пользу самому процессу ритуала. Первым блюдом, без которого не обойтись, является так называемая кутья - каша из цельного зерна пшена, или риса, заправленная медом и изюмом. Причем ее надо окропить святой водой, или

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Поминовение усопших: народные обычаи

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот. Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода . Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды. В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле. Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим. Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись. Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане. Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы. Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных. Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни. Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.


Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью. То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено. Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье , тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.10.2016 06:05

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься...

Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? В преддверии особого поминовения усопших в день Радоницы на эти и другие вопросы мы попросили ответить иерея Стефана Домусчи, кандидата богословия и философских наук.

№ 1. С усопшими можно говорить, просить их помощи и их молитв?

Как почти во всех вопросах, касающихся загробного мира, однозначного ответа здесь быть не может. Неслучайно преподобный Анастасий Синаит говорит, что человек, который пытается своим слабым умом разузнать тайны загробной жизни, впадет в самые страшные заблуждения, потому что это ему не полезно. То, что нам полезно, говорит преподобный, Бог нам открыл, и в той мере, в какой полезно.

Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. В стародавнее время Церковь очень четко различала умершего христианина и умершего нехристианина. Человек, который умер, будучи связан со Христом, умер членом Церкви, он хотя и разлучается физически со своими братьями и сестрами, через Христа остается с ними глубоко связан! Когда мы говорим на Пасху, что Христос «смертию смерть попрал», речь идет о том, что Он победил нашу смерть, и физическую тоже, но в первую очередь победил смерть как разлучение души и Бога. Поэтому тот, кто умирает во Христе, хотя и умирает физически, больше не умирает духовно, то есть не отлучается от Бога и во Христе остается живым. И, когда Церковь хоронила своих усопших, она ощущала, что эти люди остаются связанными с остальными живыми членами общины.

В этом ключе, естественно, можно было просить молиться и умерших. Мы привыкли просить молитв только у святых, но в древности святыми называли всех членов христианской общины, потому что они род избранный, род священный: апостол Павел пишет, например, святым, находящимся в Коринфе , обращаясь таким образом ко всем христианам Коринфа. Поэтому люди могли просить молитв всех умерших членов общины. Например, в катакомбах находят надписи на надгробиях, в которых люди обращаются к умершим родственникам. На одном из надгробий в древнеримских катакомбах IV века есть просьба от христианина Пектория, чтобы они вспоминали его всякий раз, когда будут смотреть на Христа. Причем ясно, что его родственники были простыми христианами и умерли обычной смертью, не были мучениками.

И в таком смысле, конечно, общение с умершими возможно.

С другой стороны, преподобный Анастасий Синаит говорит, что душа после смерти теряет способность проявлять себя и воспринимать что-либо. То есть человек видит через глаза, слышит через уши, говорит посредством языка и связок, и, соответственно, когда все это умирает, душа не видит, не слышит, не говорит, не общается. Однако далее он разъясняет, что души,– перешедшие в бессмертие, будучи просвещенными Духом Святым, все-таки способны и видеть, и слышать, и молиться за ближних, и проявлять свою любовь. А те, кто не просвещены Духом Святым, находятся в некотором угрызении совести - и больше ничего…

Часто для людей разговор с умершими - это такой психотренинг, психологическая практика, которая помогает человеку успокоиться. Церковь больше поддерживает молитву об умершем, чем «разговор» с ним. Наверное, единственный контекст, в котором такой разговор возможен, это контекст молитв. Для этого человек действительно должен жить духовной жизнью - он должен быть верным членом Церкви.

№ 2. Вешать на стену фотографию усопшего близкого - это православная традиция?

Конечно, вешать портрет в красный угол, рядом с иконами, не стоит. Но мы совершенно спокойно можем вешать портреты родственников где-либо еще в доме - тут не должно быть никакого суеверного страха: усопшие ничего нам сделать не могут, они не могут принести человеку удачу или неудачу. Очевидная польза от такого портрета - молитвенная память: видя фотографию родственника, близкого человека, мы будем вспоминать его и молиться за него. Часто бывает, что человек умирает, теряется из вида и вскоре уходит и из памяти.

spbda/www.flickr.com

№ 3. Говорят: «Усопший стал моим ангелом-хранителем» или «Он мне помогает». Это правильно?

Никакого культа предков, которые охраняют, оберегают, в христианстве нет и в помине - это характерно для многих языческих верований, встречающихся и сегодня. В христианстве есть уважение к предкам, есть молитва за них, но понятия о том, что они охраняют живых, конечно, нет. Помогать своими молитвами, как я уже сказал, усопший может, если он был благочестивым христианином, верным членом Церкви, его любовь не покидает близких, хотя он уже покинул этот мир. Но, конечно, человек не становится никаким ангелом-хранителем.

№ 4. Иногда считают, что, если умер младенец, который не успел пожить, он может вернуться в семью в следующем ребенке. Допустимо так считать?

Никакой реинкарнации Церковь однозначно не допускает. Младенец, который умирает, он у Господа и, конечно, никак не может никуда вернуться. Так что это ошибка.

spbda/www.flickr.com

№ 5. Для самоубийц, людей, умерших некрещеными, или для тех, кто были при жизни ярыми атеистами, - нет никакой надежды на спасение?

Есть люди, которые утверждают уже здесь и сейчас о других, что они погибли, что они не спасутся, а будут в аду, но все же Церковь никогда не отрицала возможности молитвы за всех людей, покинувших этот мир. Есть даже Троицкая родительская суббота, в которую, по словам Василия Великого можно молиться даже о «иже во аде держимих». В этот день, как говорится в первой песне канона, мы молимся о всех«от века почивших», то есть обо всех людях. И это очень важно! Это означает, что Бог милостив, и последний суд -в Его руках, мы не имеем никакого права его предвосхищать и утверждать, спасется такой-то человек или погибнет.

Преподобному Силуану Афонскому была открыта такая «формула»: держи свой ум во аде и не отчаивайся. Мы можем сомневаться в своем спасении, но надеяться на него, а о том, что касается спасения других людей, апостол Павел прямо пишет в Послании к Коринфянам:Посему не суди те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4 :5). Мы не знаем отношений конкретного человека с Богом - как можно судить о том, спасен он или нет? В конце концов, у многих святых есть уверенность в том, что людей, которые не смогли при жизни услышать вести Христовой или услышали ее в искаженном виде, Господь будет судить не так, как тех, кто слышал Евангелие в полноте. Так что надежда всегда есть! И надежда, как говорит Писание, не постыжает (Рим 5 :5).

№ 6. Узнаем ли мы друг друга после смерти, сохраним ли родственные связи, ведь Христос сказал: «Там не будут ни жениться, ни выходить замуж»?

Христос не говорит, что не будет родственных привязанностей, - не стоит Ему приписывать того, что Он не имел в виду. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что муж и жена будут знать, что они муж и жена, но семейных отношений, супружеских отношений больше не будет: супруги будут любить друг друга, и совместно возрастать в любви к Господу. Поэтому неправы те, кто утверждает, что за гробом мы друг друга не узнаем, никому ни до кого не будет дела. Когда Христос говорит, что там уже не женятся и не выходят замуж, это означает, что люди уже не создают новых семей, не рожают детей, не живут такой бытовой семейной жизнью, к какой мы привыкли здесь. Это очевидно, на то оно и Царствие Небесное - совершенно иное состояние, а не просто какой-то очередной этап земного существования.

О наших телах после воскресения апостол Павел пишет, что они будут такими, какое было тело у Христа по его воскресении. Из этого иногда делают вывод, что мы все будем 33-летними… Да, мы знаем, каковы будут свойства нашего тела - как у тела Христова, но про возраст ничего нельзя сказать, нет такого однозначного церковного учения об этом! Хотя бы потому, что несложно представить себе, как воскреснет в 33-летнем теле 80-летний старик, но как, например, в этом возрасте воскреснет абортированный младенец, не сформировавшийся ни телесно, ни как личность?.. Мы не знаем.

Если вы посмотрите на святоотеческие творения, то почти не увидите в них каких-то подробных описаний загробного мира. Потому что акцент в христианском богословии всегда ставился на другое - на воскресение мертвых и на жизнь будущего века. Зачастую все подробные описания загробного мира мы находим в апокрифах, то есть в книгах неканонических, чей авторитет не абсолютен: «Мытарства блаженной Феодоры», например,- тоже апокриф, благочестивое педагогическое повествование, довольно позднее, которое на определенном уровне церковного сознания полезно, но не является точным, совершенно адекватным изображением того, что будет происходить после смерти.

Поэтому вопросы «Узнаем ли мы друг друга?», «Какого возраста будут наши родные в загробном мире?» и так далее - это вопросы о мире после воскресения мертвых, о Царствии Небесном, а не о загробном мире. А я думаю, что такое пристальное внимание к тому, что будет в Царствии Небесном, это большая ошибка, это неправильно. Православный христианин не должен этим интересоваться, он должен молиться, надеяться на Бога и не выспрашивать у Него, как Он собирается содержать души в Своем Царствии - это все не наше дело! Они у Бога, и Господь знает, где они, - всё, больше ничего не нужно. Это в том числе и вопрос доверия к Богу. Господь милостив, и мы должны понимать, что Он поступит с умершими с любовью и настолько благо по отношению к человеку, насколько это вообще возможно.

Лейбниц в свое время писал, что наш мир -наилучший из миров. То же самое можно сказать и о загробной участи человека: Бог поступит с ним наилучшим образом - настолько, насколько сам человек позволит с собою поступить (тут мы не должны забывать о свободе человека).

spbda/www.flickr.com

№ 7. Как поминать усопших вне храма: обязательно ли читать Псалтирь или можно молиться своими словами?

Молитва всегда очень индивидуальна. Несмотря на то, что есть общее правило, человек по договоренности со священником или по собственному разумению, если священника рядом нет, по собственным силам, по совести, может читать те молитвы, которые считает для себя целесообразными.

Молитвы об усопших есть в любом молитвослове, их можно читать и в церкви, и дома. И, конечно, никто не запрещает молиться своими словами. Традиционно в первые 40 дней читают Псалтирь по усопшему, и есть определенные правила чтения Псалтири - по одной кафизме каждый день, но в то же время человек этими правилами не ограничен! Он спокойно может читать Псалтирь и в другое время, и в том объеме, на который у него есть силы, на церковнославянском языке или на русском - как ему удобно.

Почему читается Псалтирь? Другие книги Ветхого Завета в основном -исторические, где идет повествование, учительные, где записана мудрость житейская, или пророческие, в которых идет разговор о грядущем, напоминание о Суде Божьем и так далее. А Псалтирь - книга молитв, постоянное обращение к Богу в надежде, в вере, в доверии к Нему, в просьбе о спасении. Поэтому, конечно, это самое лучшее чтение и для живого, и для умершего. И, мне кажется, не нужно разделять, читаем ли мы Псалтирь от лица усопшего или от своего лица, даже хотя бы в силу того, что мы, как члены Церкви, едины, и поэтому мы молимся не столько об усопшем, сколько вместе с усопшим.

№ 8. Нужно ли отмечать день рождения умершего человека и день его смерти?

Обычно люди просто заказывают панихиду в этот день и молятся.

Надо отдавать себе отчет в том, что поминки, которые обычно устраивают, имеют двойное значение и историческое происхождение. С одной стороны, к сожалению, часто бывает на поминках, что люди просто употребляют спиртное, начинают смеяться, шутить и просто хорошо проводить время. Повод, по которому люди собрались, теряется, об усопшем уже никто особенно не вспоминает. С другой стороны, у поминок есть глубокие христианские корни: дело в том, что на поминки собирались разные люди, все, кто мог, и знакомые, и незнакомые, и нищие, и богатые - всех людей кормили для того, чтобы они в благодарность за это угощение поминали усопшего, молились о нем. То есть поминки воспринимались как милость от его лица.

spbda/www.flickr.com

№ 9. Люди переживают, что редко приезжают на могилу родного человека. Насколько это важно?

Лучше бы люди переживали не о том, что не получается на кладбище попасть к могиле родного человека, а о том, что не получается молиться искренне за него, не получается стать членом Церкви, причащаться, исповедоваться и в молитве поминать родных! А то, что на кладбище не часто бываем и это повлечет за собой какие-то дурные последствия - это как раз суеверный страх, которого не должно быть.

В отношении к могиле усопшего, к телу усопшего, к сожалению, до сих пор есть элемент язычества: если мы говорим о попытках как-то «задобрить» покойника, позаботиться, чтоб «там у него все было хорошо» и он не беспокоил живых, как очень часто люди думают. Иногда считают, что умерший начинает сниться, что он таким образом сам влияет на это, и люди начинают какие-то ритуалы проводить, чтобы этого больше не было. Это неправильно.

Что касается вообще отношения в Церкви к телам усопших, тут были разные традиции. Мы знаем, что к телам святых у нас особое отношение - их почитают как мощи. Но и к телам простых христиан относятся с почтением и с уважением. Поэтому Православная Церковь не одобряет кремации, хотя и идет навстречу тем, кто иначе поступить не может, - отпевание, панихиду мы все равно служим, вне зависимости от способа погребения.

№ 10. Ходить на Пасху и на Светлой седмице на кладбище -грех?

На Пасху надо идти в храм: Пасха - это время празднования победы над смертью!

Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху -ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться.

Самый лучший вариант для посещения кладбищ - это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших. Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается. Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы. Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи!

№ 11. Если человек годами тяжело переживает смерть близкого, как ему преодолеть скорбь и чувство отчаяния?

Скорбь, печаль - это естественно, но святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос, который прослезился на гробе Лазаря, показал нам меру нашей печали. То есть это должна быть именно печаль, грусть о том, что человек жил рядом с нами, а теперь умер, но это не должна быть чрезмерная скорбь, которая, как пишут многие авторы, оскорбляет Бога.

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной (т.е. ты сам должен помнить о смерти) и -надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское-говорят именно о воскресении!

Соответственно, если человек скорбит безмерно, то он своей жизнью показывает, что не имеет надежды, что он не до конца надеется на Бога, не верит в Его поддержку, не верит в Его утешение и в итоге, получается, не верит в бессмертие души и воскресение мертвых. Если он не верит, как же Церковь может ему помочь? А если верит, тогда не должен печалиться чрезмерно, и здесь Церковь дает ему утешение. Как пишет апостол Павел: Не хочу же оставить вас, братия,в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (…) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Фес 4 :13–18).

Записала Валерия Михайлова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ