Поступок как способ существования. Разница между поступком и действием

Иной раз приходится слышать такую фразу: «Да, это уже поступок!» Обычно она произносится с уважением. Но можно услышать и такое: «Что от него ждать? Он не способен на поступки!» Тут уж наверняка в голосе говорящего прозвучит насмешка, даже презрение в какой-то мере. Так что такое «поступки»? Давайте разберёмся с этим вопросом.

Неосознанные действия

Чтобы ответить на вопрос, что такое поступки, следует сравнить существо мыслящее и животное, которым управляет инстинкт.

Каждое живое существо что-то делает в течение жизни. Оно передвигается, ест, дышит, спит, справляет нужду, производит потомство. Животных на это толкает инстинкт. То же самое происходит и с очень маленькими детьми - за исключением воспроизводства себе подобных, действия ребёнка и животного идентичны. Эти действия редко подпадают под категорию поступков. Ведь они связаны с жизненной необходимостью.

Классификация одного и того же действия в различных ситуациях

А поскольку мы задались целью найти ответ на вопрос, что такое поступки, то следует поставить чёткую грань между осознанными действиями и теми, которые выполняются по привычке или инстинктивно. Хотя эта грань иногда может смещаться в ту или иную сторону.

Например, традиционный приём пищи в обычных, привычных условиях, отход ко сну, вечерняя прогулка - это вовсе не совершенный поступок. Ведь все эти действия производятся зачастую неосознанно, перед индивидуумом не стоит необходимость выбора, преодоления, внутренней или физической борьбы.

А вот если человек лишён возможности нормально питаться в связи с физическим состоянием, например, с болезнью, а поесть для поддержания жизни просто необходимо и он прилагает усилие для этого - это уже поступок.

Иногда человек, борющийся изо всех сил за своё выживание, называется героем, хотя этот инстинкт заложен в каждое живое существо на нашей планете изначально. Но то, с какой настойчивостью и силой духа личность борется с трудностями, со своими слабостями, болью, болезнью, вызывает уважение. Пример тому - Мересьев из «Повести о настоящем человеке».

Мотивация и цель определяют качество поступка

В поисках ответа на вопрос, необходимо понять причины, по которым человек действует так или иначе, мотивы и цели, которые он преследует. А если мотивация отсутствует, если действие совершается необдуманно, значит ли это, что такое действие нельзя назвать поступком? Хотя многие психологи утверждают, что это именно так, здесь тоже существуют различные нюансы.

Вот рассказ Виктора Голявкина «В шкафу» раскрывает перед читателем историю про мальчика, который просто хотел посмешить ребят в классе и для этого залез в шкаф, где его и закрыли. В результате трём взрослым людям пришлось отложить свои дела, чтобы решать возникшие в связи с этим проблемы: пришлось сначала искать ключ, а потом и вовсе ломать дверь шкафа.

Он поступил необдуманно, поддавшись желанию похулиганить. Суть поступка мальчика в том, что он не хороший, добрый, полезный для него самого и общества, а глупый, необдуманный, доставивший неприятности и самому герою, и окружающим.

Делай добро и… кидай его в море!

Различают хорошие поступки и плохие. Обычно хорошими называют те, от которых окружающим становится лучше. Мы часто видим в обыденной жизни примеры поступков, относящихся к этой категории.

Мальчик уступил место в автобусе пожилой женщине, человек вернул продавцу лишние деньги, ошибочно сданные с крупной купюры, бабушка вынесла бездомным кошкам корм на улицу - список можно продолжать до бесконечности! Даже обычная дежурная фраза, адресованная соседке-старушке: «Как ваше здоровье?» - может с полным правом войти в список «Хорошие поступки». Ведь важно не то, сколько ресурсов, сил и времени затратил человек на доброе действие, а то, какую цель он преследовал и каков результат от содеянного.

Недобрые поступки

Только ли добрые действия можно называть поступками? Конечно, нет! Существуют и такие действия, которые идут вразрез с общепринятой моралью, которые противоречат понятию о нравственности. Ведь они совершаются осознанно.

То есть нельзя назвать плохим поступком то, что кто-то кого-то нечаянно толкнул в автобусе или наступил на ногу. Это, скорее, несчастный случай. Даже если такое действие будет иметь довольно ощутимые последствия.

А вот украденная в магазине жвачка, несмотря на её мизерную стоимость, - уже поступок. Нехороший причём. И через него можно судить о внутреннем мире, нравственности, воспитании совершившего его.

Просто поступок

В литературе и обыденной речи слово «поступок» частенько употребляется без прилагательного, характеризующего его. Просто говорят: «Да, это уже - поступок!» К какой же категории отнести такое действие? Как догадаться, о хорошем и добром поступке идёт речь или о гадком и безобразном?

Если уточнения около слова «поступок» не наблюдается, то следует догадаться, что говорят о каком-то значимом действии. Причём чаще всего так выражают своё восхищение совершённым кем-то действием.

«Мальчик с трудом поднялся с асфальта. Потом поднял свой велосипед. И, хотя губы предательски кривились, он упорно удерживал слёзы. И это был поступок. Достойный того, чтобы мальчишку назвали «мужиком». Настоящим!»

Для парнишки такой поступок - самый настоящий подвиг. Потому что ему удалось победить себя, свои слабости. Хотя он и не сделал ничего хорошего для окружающих. Поэтому и не стоит уточнять, добрый это поступок или злой. Просто - поступок и всё. Значимое действие, осознанное, требующее напряжениям душевных и физических сил.

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. П. - основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации П. предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. П. может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке П. необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для оценки П. важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления П. в конкретной ситуации. П. включены в систему нравственных отношений общества, а через последние - в систему всех общественных отношений.

Н.Н. Толстых

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Действие или бездействие, требующее напряжения ума и души. Сам поступок характеризуется силой и качеством этого напряжения. За многими поступками людей стоит еще большее количество причин. Ассоциативный блок. Если человек чего то не делает, то дурак скажет: "...

Философский словарь

проявление материальной силы или идеи – личностный поступок. Мораль представляет собой комплекс проблем, которые ставит перед собой человек, размышляющий о своих поступках. Она отвечает на вопросы: Что я должен делать? Каково назначение человека в мире? Существует два основных...

Психологическая энциклопедия

(англ. act) - личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский). П. не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу,...

Психологическая энциклопедия

Термин Генри Мюррея для обозначения сложной "единицы" поведения. Поступки включают взаимодействия либо между людьми, либо между людьми и объектами; они имеют начало и конец и рассматриваются как психологические "единства" в том смысле, что они координируются только элементарными...

англ. act) - личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский). П. не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). П. включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. П. - личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. П. в целом, согласно М. М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.

В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние в трактовке П. и действия. Получается, что П. - это тоже некое действие, при этом действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить П. в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, - это абсурд. Отождествление П. и действия оставляет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую П., а также феномены внутреннего выбора, не имеющие отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.

Успешный П. и успешное действие - это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально-целевые критерии. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и др. П. может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной оценки: базой для его оценки служит г. о. не технологическая, а морально-этическая сфера. Об этом, собственно, и говорил Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств П. его нетехничность.

После своего свершения П. застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта П. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок, так совершаемые П. ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок. Об этом писали Л. В. Запорожец и А. Г. Асмолов. И эти установки, согласно Д. Н. Узнадзе, представляют собой целостную модификацию личности, что не противоречит тезису Бахтина о единственности П. В человеческой жизни все как в первый раз.

Позитивно оцениваемые обществом П. взрослых, а тем более значительные для общества П., получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают "работать" на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей. (В. П. Зинченко.)

Поступок (англ. act) - личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л.С. Выготский). Поступок не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). Поступок включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок - личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. Поступок в целом, согласно М.М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.

В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние в трактовке П. и действия. Получается, что П. - это тоже некое действие, при этом действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить П. в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, - это абсурд. Отождествление П. и действия оставляет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую П., а также феномены внутреннего выбора, не имеющие отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.

Успешный поступок и успешное действие - это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально-целевые критерии. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и др. П. может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной оценки: базой для его оценки служит г. о. не технологическая, а морально-этическая сфера. Об этом, собственно, и говорил Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств П. его нетехничность.

После своего свершения П. застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта П. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок, так совершаемые П. ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок. Об этом писали А.В. Запорожец и А.Г. Асмолов. И эти установки, согласно Д.Н. Узнадзе , представляют собой целостную модификацию личности, что не противоречит тезису Бахтина о единственности П. В человеческой жизни все как в первый раз.

Позитивно оцениваемые обществом поступок взрослых, а тем более значительные для общества П., получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают «работать» на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Поступок - основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации П. предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке П. необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для оценки П. важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления П. в конкретной ситуации. П. включены в систему нравственных отношений общества, а через последние - в систему всех общественных отношений. Н.Н. Толстых.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Поступок

  1. в интерпретации Г. Мюррея – сложная, имеющая начало и окончание единица поведения с некими важными последствиями для индивида и других людей;
  2. решительное, активное действие человека в сложных обстоятельствах;
  3. намеренное действие человека.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок - основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека.

Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен:

  1. действием или бездействием;
  2. позицией, высказанной в словах;
  3. отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
  4. действием, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.

При оценке поступка нужно учитывать систему норм социальных, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них - в систему всех общественных отношений.

Поступок симптомный - действия, служащие симптомами вытесненного комплекса представлений (=> действие симптоматическое).

Оксфордский толковый словарь по психологии

Поступок - термин Генри Мюррея для обозначения сложной "единицы" поведения. Поступки включают взаимодействия либо между людьми, либо между людьми и объектами; они имеют начало и конец и рассматриваются как психологические "единства" в том смысле, что они координируются только элементарными фрагментами любой последовательности моделей поведения. В теории Мюррея (см. персонология) это основные данные анализа, хотя, по общему мнению, на практике часто бывает трудно определить, где начинается один поступок и заканчивается другой, так как они обычно пересекаются; см. сериал.

предметная область термина

действие или бездействие, требующее напряжения ума и души. Сам поступок характеризуется силой и качеством этого напряжения. За многими поступками людей стоит еще большее количество причин.

Ассоциативный блок.

Если человек чего то не делает, то дурак скажет: "Не может!" Человек более умный скажет: "Не хочет!" И лишь некоторые скажут: "Он делает другое дело!"

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОСТУПОК

единство мотивации, действия (или воздержания от него), его результата и их оценки. П. – специфически русское понятие. Западноевропейские act, action, die Wirkung и т.п. означают лишь непосредственно практическое (физическое) действие, а его возможные целевые мотивации, причины и тем более – оценки рассматриваются отдельно. П. же – комплексное, интегральное выражение человеческого бытия. Для российского духовного опыта характерно именно поступочное представление бытия, с позиции которого понять явление, значит, представить его как вменяемое действие – разумное и ответственное, имеющее замысел и назначение. П. – вменяемое (имеющее рациональную мотивацию и ответственное), а значит – свободное действие. С естественнонаучной точки зрения п. нет: всеобщая детерминация снимает проблему свободы и ответственности. Поэтому п. – центральная идея персонологии и философии нравственности, находящих в п. свое интегральное выражение. Отрицание п. ведет к отрицанию самоопределения личности и нравственности. С точки зрения нравственного максимализма жизнь – как в целом, так и в каждом ее проявлении есть п. Проблема п. – свободного и ответственного действия определяет исключительное напряжение нравственного и религиозного поиска в российском духовном опыте. П. предстает как детерминированное, но свободное (ответственное) проявление человеческого бытия. Согласно М.М.Бахтину, п. – проявление «участного мышления», изначального человеческого «не-алиби-в-бытии». Квалификация п., его границы совпадают с границами ответственности, а значит – свободы. Поэтому философия п., развитая М.М.Бахтиным как метафизика ответственности, пор сути совпадает с бердяевской метафизикой свободы и этикой спасения С.Франка . П. – не только специфически российская философема, но и пока еще недостаточно осознанная исключительно целостное выражение инорациональности, плодотворная альтернатива рационалистической философии нравственности и этике долга.