Правила использования поляризационного фильтра. Зачем нужны фильтры на объектив

Светофильтры по-прежнему имеют много применений в цифровой фотографии и должны быть важной частью экипировки любого фотографа. Это могут быть поляризационные фильтры для снижения яркости и повышения насыщенности или просто защитные фильтры для пущей сохранности передней линзы. Данная глава познакомит вас с этими и другими фильтрами, которые нельзя воспроизвести при помощи цифрового редактирования. Общие проблемы и недостатки, а также размеры фильтров обсуждаются в конце.

Обзор: типы светофильтров

Наиболее часто в цифровой фотографии используют поляризационные (линейные или круговые), защитные (UV/haze), нейтральные, градиентные и холодные/тёплые или цветные фильтры. Примеры использования каждого из них приведены ниже:

Линейные и круговые поляризационные фильтры

Поляризационные фильтры («поляризаторы») обозначаются аббревиатурой PL (C-PL). Это, пожалуй, самые важные фильтры в пейзажной и ландшафтной съёмке. Их работа заключается в снижении количества отражённого света, попадающего на сенсор камеры. Аналогично поляризующим очкам, поляризаторы придадут небесам более глубокую синеву, уменьшат яркость и отражения от воды и других поверхностей, а также уменьшат контраст между небом и землёй.

два независимых кадра, снятых один за другим

Заметьте, как небо становится намного более синим, и как листва и камни прибавляют в цвете. Интенсивность поляризующего эффекта может быть изменена вращением фильтра, хотя не имеет смысла вращать его более, чем на пол-оборота (180°), поскольку далее все возможные интенсивности повторяются. Используйте видоискатель или экран камеры, чтобы наблюдать за эффектом, который достигается вращением поляризационного фильтра.

Эффект поляризации может значительно усиливаться или ослабевать в зависимости от направления камеры относительно солнца. Эффект усиливается в направлении,перпендикулярном к солнечному свету . Это значит, что если солнце находится в зените, максимальный эффект будет достигнут во всех направлениях.

Однако использовать поляризационные фильтры нужно с осторожностью, поскольку они могут негативно повлиять на снимок. Поляризаторы существенно сокращают количество света , который достигает сенсора камеры, зачастую на 2-3 f-ступени (от 1/4 до 1/8 количества света). Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным.

Вдобавок, использование поляризатора на широкоугольном объективе может создать неравномерное или ненатурально выглядящее небо с видимым затемнением. На примере слева заметны неоднородность и чрезмерное затемнение неба.

Линейные и круговые поляризаторы : на сегодня разработано широкое разнообразие круговых поляризаторов, которые позволяют системам экспозамера и автофокуса камеры функционировать корректно. Линейные поляризаторы намного дешевле, но не могут использоваться с камерами, в которых применяется сквозной (через объектив) метод экспозамера и автофокуса, называемый также TTL (through-the-lens), - а он используется практически во всех цифровых зеркальных камерах. Можно было бы, конечно, делать предварительный экспозамер и автофокус, но вряд ли это удобно.

Нейтральные фильтры

Нейтральные фильтры обозначаются аббревиатурой ND (neutral density). Их действие заключается в равномерном уменьшении количества света, попадающего на сенсор камеры. Они полезны для получения достаточно большого времени экспозиции, если его невозможно достичь иначе в диапазоне доступных апертур диафрагмы (при минимальной светочувствительности ISO).

Ситуации, в которых могут пригодиться нейтральные фильтры:

  • Сглаживание движения воды в водопадах, реках, океанах и т.д.
  • Достижение меньшей глубины резкости в очень ярком свете
  • Уменьшение дифракции (которая снижает резкость) посредством раскрытия диафрагмы
  • Размытие или исключение движущихся объектов (таких как люди и машины)
  • Создание размытия для передачи движения объектов (motion blur)

фотография с эффектом сглаживания воды вследствие длинной выдержки

Используйте нейтральные фильтры только тогда, когда это абсолютно необходимо, поскольку они эффективно уменьшают освещённость, которую можно было использовать, чтобы получить более короткую выдержку (чтобы заморозить движение), закрыть диафрагму (для глубины резкости) или понизить чувствительность ISO (чтобы уменьшить визуальный шум). Кроме того, некоторые нейтральные фильтры могут незначительно изменить цветовой баланс изображения.

Понять, насколько уменьшает освещённость тот или иной нейтральный фильтр, порою затруднительно, поскольку производители используют разные форматы обозначений:

Степень снижения освещённости Hoya, B+W и Cokin Lee, Tiffen Leica
f-ступени Части
1 1/2 ND2, ND2x 0.3 ND 1x
2 1/4 ND4, ND4x 0.6 ND 4x
3 1/8 ND8, ND8x 0.9 ND 8x
4 1/16 ND16, ND16x 1.2 ND 16x
5 1/32 ND32, ND32x 1.5 ND 32x
6 1/64 ND64, ND64x 1.8 ND 64x

Обычно для большинства сцен наподобие водопадов достаточно нескольких ступеней диафрагмы, так что большинство фотографов просто держат при себе один или два разных нейтральных фильтра. Экстремальное подавление освещённости может позволить довольно длительные выдержки даже в яркий солнечный день.

Градиентные нейтральные фильтры.

Градиентные нейтральные фильтры обозначают аббревиатурой GND (graduated neutral density). Они снижают степень освещённости изображения в соответствии с мягким геометрическим шаблоном. Порой их также называют «сплит-фильтры». Градиентные фильтры идеально подходят для съёмки сцен с простой геометрией света, такой как линейное изменение от тёмного к светлому, которое часто встречается в пейзажной и ландшафтной съёмке (внизу).

До появления цифровых камер градиентные фильтры были абсолютно необходимы при съёмке драматично освещённых пейзажей. Цифровые камеры позволяют сделать два разных снимка и совместить их программно, используя линейный градиент. С другой стороны, применить такую технику невозможно для быстро движущихся предметов или изменяющегося освещения (если только не иметь дела с одной экспозицией, извлечённой дважды из файла в формате RAW , но тем самым умножаются шумы). Многие предпочитают использовать GND, чтобы видеть, каким будет итоговое изображение, в видоискателе или на ЖК-экране.

Существует широкое разнообразие градиентных фильтров. Наиболее важным параметром является скорость изменения от светлого к тёмному , что обычно называют «мягкой» или «жёсткой» гранью для постепенного или более резкого изменения, соответственно. Выбирают их, исходя из того, насколько резко изменяется освещённость сцены, где резкий переход от тёмной земли к яркому небу может потребовать более жёсткого фильтра, например. Иначе, затемнение может быть круговым, чтобы добавить или убавить света на краях изображения (виньетирование).

учтите: на приведенных диаграммах белый означает прозрачный, пропускающий 100% света

Использование фильтра подразумевает аккуратность и обычно требует штатива. Мягкий фильтр обычно более гибок и толерантен к неточностям. С другой стороны, мягкая грань может привести к лишнему затемнению или осветлению вблизи зоны перехода освещённости, если этот переход резче, чем фильтр. Стоит также принять во внимание, что вертикальные объекты, пересекающие зону перехода, могут оказаться неестественно тёмными.

Обратите внимание на то, как верхушки камней становятся ненатурально чёрными;
зачастую при использовании градиентных фильтров этого эффекта избежать невозможно.

Проблема терминологии мягкого и жёсткого перехода состоит в том, что она не стандартизирована и варьируется у разных производителей. То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким. Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра.

Второй важной характеристикой является разность между пропуском света на концах градиента (в вышеприведенных примерах между верхней и нижней частями). Эта разность выражается в тех же терминах, что и для нейтральных фильтров из предыдущей главы. «0.6 ND» в этом случае означает на 2 f-ступени (1/4) меньше пропускаемого света на затемнении, чем на светлой части фильтра. Аналогично, 0.9 ND означает на 3 f-ступени меньше света (1/8) на одной стороне. Для большинства пейзажей достаточно 1-3 f-ступеней.

Противотуманные и ультрафиолетовые фильтры

Сегодня UV-фильтры в-основном используют для защиты передней линзы объектива, поскольку они прозрачны и не вносят заметных изменений в изображение. Для плёночных камер ультрафиолетовые фильтры уменьшали дымку и повышали контраст, минимизируя попадание ультрафиолетового излучения на плёнку. Проблема с ультрафиолетовым светом в том, что он невидим для человеческого глаза, но зачастую, когда солнце в дымке, значительное количество ультрафиолета рассеивается в атмосфере и влияет на экспозицию, уменьшая контраст. К счастью, сенсоры цифровых камер настолько менее чувствительны к ультрафиолету, чем плёнка, что фильтровать его больше нет необходимости.

UV-фильтр 77 мм

Однако ультрафиолетовые фильтры потенциально способны понизить качество изображения, прибавляя блики, меняя оттенки цвета или снижая контраст. Многослойные фильтры практически лишены бликов, и сохранение фильтра в чистоте минимизирует потери качества изображения (хотя даже невидимые микроцарапины повлияют на резкость и контраст). Высококачественные ультрафиолетовые фильтры не вносят никаких изменений в соотношение цвета.

Для цифровых камер преимущества ультрафиолетового фильтра (защита) в противовес потенциальным потерям в качестве изображения являются предметом частых дискуссий. Для дорогих объективов фактор защиты зачастую является определяющим, поскольку намного проще заменить фильтр, чем починить объектив. Однако для объективов среднего класса или компактных цифровых камер защита намного менее важна, и выбор определяется скорее личными предпочтениями.

Ещё одно соображение состоит в том, что защитные фильтры могут повысить продажную стоимость объектива, сохраняя его переднюю линзу в нетронутом виде. В этом смысле защитный фильтр может даже рассматриваться как повышающий качество изображения (по сравнению с незащищённым объективом), поскольку он может быть легко заменён, как только станет заметно влиять на изображение.

Тёплые и холодные фильтры

Тёплые и холодные фильтры изменяют баланс белого света, достигающего сенсора камеры. Это может быть как средством коррекции неестественного соотношения цветов, так и средством создания такового, например, добавляя теплоты в облачный день, чтобы он выглядел как на закате.

Оранжевый свет на снимке вверху вызван монохроматическими уличными фонарями;
при таком типе источника освещения практически никакая коррекция баланса белого
неспособна восстановить полный цвет.
Холодный или специальный фильтр уличного освещения можно применять
для восстановления цвета при других источниках освещения.

Такие фильтры существенно потеряли свою важность с приходом цифровых камер, поскольку они автоматически корректируют баланс белого, и он может быть скорректирован впоследствии вручную при съёмке в файл формата RAW . С другой стороны, некоторые ситуации могут по-прежнему требовать цветных фильтров, такие как необычное освещение (на вышеприведенном примере) или при съёмке под водой, поскольку обилие монохроматического света делает невозможным восстановление цвета без появления большого количества шумов в отдельных каналах цвета.

Проблемы использования фильтров

видимое виньетирование,
вызванное фильтром

Следует использовать фильтры только по необходимости, ведь они могут также отрицательно повлиять на изображение, поскольку вносят дополнительный слой стекла между сенсором камеры и предметом съёмки и в результате могут снизить качество изображения. Обычно это проявляется в форме изменения соотношения цвета, снижения локального или общего контраста, а также появления или увеличения числа бликов , вызванных светом, непредвиденно отразившимся внутри фильтра.

Фильтры могут также вызвать физическое виньетирование (затемнение на краях изображения), если их оправа оказывается на пути света, попадающего в объектив (на примере справа). Эта виньетка вызвана размещением поляризационного фильтра поверх защитного при использовании широкоугольного объектива, что вызвало попадание оправы внешнего фильтра в кадр. Наложение фильтров может усилить все вышеописанные проблемы.

Выбор размера фильтра для объектива

Существует два основных вида фильтров: навинчивающиеся и накладные. Последние предоставляют большую гибкость, поскольку могут быть использованы практически с любым объективом, однако их использование может также оказаться и более обременительным, поскольку их придётся держать перед объективом. С другой стороны, существуют наборы для фиксации фильтров, которые могут упростить процесс. Навинчивающиеся фильтры могут обеспечить герметичное соединение, необходимое для защиты, и не могут быть случайно сдвинуты в процессе экспозиции. Основным недостатком является фиксированный диаметр резьбы.

Размер навинчивающегося фильтра выражается его диаметром, который соответствует диаметру передней кромки объектива, обычно указанному на нём. Этот диаметр выражается в миллиметрах и как правило варьируется от 46 до 82 мм для цифровых зеркальных камер. Переходные кольца могут позволить использовать на данном объективе фильтр с большим или меньшим диаметром, однако уменьшение диаметра может вызвать серьёзное виньетирование (поскольку фильтр может заблокировать свет на краях линз), а увеличение диаметра означает, что фильтр выступает за края объектива (и вносит потенциальные неудобства).

Высота оправы фильтра тоже может быть важна. Для использования на широкоугольных объективах без виньетирования разработаны ультратонкие и другие специальные фильтры. С другой стороны, они могут стоить значительно дороже и зачастую не имеют передней резьбы для наложенного фильтра (а иногда и пространства для крепления крышки объектива).

Является одним из важнейших фильтров в арсенале фотографа-пейзажиста: он позволяет отсекать лишний поляризованный свет, увеличивая цветовую насыщенность сцены и подавляя нежелательные отражения, и его эффект невозможно воспроизвести при цифровой обработке фото.

Чтобы не углубляться в дебри физики света, для начала примем на веру, что свет поляризуется, отражаясь от неметаллических поверхностей. Самыми очевидными примерами подобного отражённого света являются блики и отражения на поверхности воды и стекла. Круговой поляризационный фильтр (о линейных говорить не будем, они используются в фотографии достаточно редко) позволяет отфильтровать прямые отражения солнечного света под определёнными углами. Угол фильтрации при этом контролируется вращением его переднего элемента (задний - навинчивается на резьбу для фильтров на объективе), а сила эффекта - положением камеры относительно солнца.

Таким образом, поляризационный фильтр подавляет блики и отражения, позволяя естественным образом увеличить насыщенность цветов на снимке. В наибольшей степени этот эффект проявляется на небе - оно становится более насыщенным, и на нём гораздо лучше видно облака.

Чтобы увидеть, в каком направлении снимать, чтобы достигнуть максимального эффекта можно применять «правило большого пальца»: направьте указательный палец на солнце, оттопырив большой; для достижения максимального эффекта нужно снимать в любом направлении, в котором указывает большой палец, если вращать кисть вокруг оси, образованной указательным пальцем. В конечном счёте, получается, что максимально эффективным поляризационный фильтр становится в случае, когда солнце находится сбоку камеры.

Использование поляризационных фильтров даёт ряд преимуществ, но они имеют свою цену.

  • Увеличивается насыщенность цветов как следствие снижения количества прямых отражений света. Этот эффект - первое, что бросается в глаза. Насыщенность, однако далеко не всегда увеличивается равномерно по всему снимку. Величина эффекта зависит от положения объекта съёмки относительно солнца, а также его отражающей способности - чем она выше, тем больше увеличится насыщенность цвета. К тому же, эффект поляризационного фильтра больше заметен в ясную солнечную погоду, чем в пасмурную. Могут также возникать проблемы с равномерностью эффекта при использовании со сверхширокоугольными объективами с фокусным расстоянием меньше 28 мм и при съемках панорам;
  • Поляризационный фильтр - незаменимый инструмент для подавления отражений. Он позволяет гораздо чётче очертить влажные объекты или те, которые находятся под водой. Эта способность также делает его полезным при съёмке объектов, находящихся за стеклом – в витринах, за окнами, и пр.

  • Он упрощает съёмку сюжетов с широким динамическим диапазоном, позволяя более-менее уравновесить, к примеру, яркое небо и тёмную листву;
  • При использовании в частности на длиннофокусных объективах является хорошим вариантом для борьбы с дымкой и увеличения контрастности снимка. Однако, если предмет съёмки сам по себе обладает высокой отражающей способностью его контрастность с очень большой вероятностью уменьшится.
  • Высококачественный фильтр позволит вывести вашу пейзажную фотографию на новый уровень и действительно добавить глубины снимкам. С другой стороны, дешёвые низкокачественные фильтры скорее всего будут дополнительно снижать контрастность и резкость снимка и ловить солнечные блики. Также, с широкоугольными объективами скорее всего придётся использовать поляризационные фильтры с тонкой оправой для избегания эффекта виньетирования;

  • Поляризационный фильтр отсекает лишние отражения, что означает потерю в свете, и довольно значительную – в два с небольшим стопа в среднем. Это делает поляризационные фильтры бесполезными при съёмке в условиях слабого освещения, работе на спортивных мероприятиях. В то же время поляризационных фильтр является неплохой заменой нейтрально-серому фильтру низкой плотности, если того требуют обстоятельства. К тому же, их можно использовать в комбинации с нейтральными фильтрами, если это необходимо.
  • Сейчас на рынке предлагается богатый ассортимент круговых поляризационных фильтров различного качества, доступных в очень широком ценовом диапазоне - цены варьируются в зависимости от диаметра резьбы объектива и производителя. Есть достойного качества решения по доступной цене, например .

Очевидно, что круговой поляризационный фильтр - беспроигрышный вариант, если вы хотите улучшить качество ваших пейзажей. Однако, это один из самых дорогих видов фильтров, которые вы найдёте на рынке, и это обосновано. Это одно из тех «стёклышек», которое подчиняется принципу выбора объектива - лучше инвестировать в хороший продукт с самого начала и с удовольствием им пользоваться годами, а то и десятилетиями при правильном уходе. Есть, однако, и вариант экономии: одного фильтра большого диаметра с комплектом переходных колец будет достаточно для использования со всеми вашими объективами - особой нужды тратиться на фильтр для каждого объектива нет.

После длительного творческого отпуска возвращаюсь к написанию статей о фотографии. На этот раз я расскажу о таком аксессуаре как поляризационный фильтр . В далеком 2005 году я писал подобную статью, и сейчас ее можно, покопавшись в , но большого смысла этого делать нет. Хотел обновить ее, но почитав, понял, что проще написать новую.

Что такое поляризационный фильтр?

Суть действия фильтра состоит в поляризации света. Не буду в подробностях расписывать, что это такое, о физическом смысле этого являения можно прочесть, например, в Википедии или каком-то другом специализированном сайте , посвященному физическим явлениям. Если честно, я пытался разобраться в том, что там написано, но не смог - все, чему меня учили в Политехе на высшей математике и физике 15 лет было назад, было безнадежно забыто. Уверен, то же самое произошло и у 99% читателей, поэтому я расскажу простыми словами - что дает поляризационный фильтр?

Поляризационный фильтр убирает на фотографиях отраженный свет - солнечные блики, отражения от поверхностей, свечение неба из-за отражения солнечного света от кристалликов льда в атмосфере. В результате этого блестящие предметы выглядят как матовые, а небо в ясную погоду получается не голубым, а темно-синим.

Поляризационный фильтр можно поворачивать вокруг своей оси, при этом будет меняться характер эффекта поляризации. Посмотрите пример ниже и сравните, как выглядит небо, а как выглядит вода на этих снимках.

Отражение неба есть

Отражения неба нет, видно дно. Голубизна неба стала чуть потусклее.

Еще один пример необработанной в Photoshop фотографии с вечерним небом (по умолчанию у камеры была выставлена повышенная насыщенность цвета для пейзажа).

Немного неестественно, но красиво!

Если у вас еще нет поляризационного фильтра, возможно сейчас у вас начинает рождаться мысль - надо брать! Не спорю, что поляризационный фильтр - нужная вещь для съемки пейзажа. Но у него есть ряд особенностей, о которых нужно знать, чтобы не разочароваться в покупке.

Покупайте круговой поляризатор

Поляризация бывает линейной и круговой, соответственно, поляризационные фильтры тоже делятся на две группы - линейные и круговые. По внешнему виду их отличить невозможно - и тот и другой имеет вращающуюся часть, внешнее различие лишь в маркировке. У круговых поляризаторов в маркировке имеются слова CIRCULAR, CIR или просто группа C (например, CIR -PL или C-PL ). Если такого обозначения нет, то поляризатор линейный. Он будет точно так же затенять небо и убирать блики с воды, но с ним у зеркалки будет некорректно работать автофокус - фазовые датчики фокусировки будут давать сбой. С круговым поляризатором таких проблем не будет.

Покупайте поляризатор с просветляющим покрытием

Просветляющее покрытие устраняет эффект переотражения света от линз в оптической системе. Если просветляющего слоя нет, то возможно заметное помутнение картинки, если солнце будет попадать на объектив. Также у непросветленной оптики плохая бликоустойчивость. Если вы разжились объективом с красным или золотым колечком ("топовая" оптика Canon и Nikon, соотвественно), не стоит навешивать на него китайский поляризатор за 600 рублей. Нижняя ценовая планка, с которой начинаются более-менее годные поляризационные фильтры сейчас лежит в районе 3000 рублей.

Какой производитель поляризаторов лучше?

У каждого производителя оптики есть свое деление на классы, поэтому данный вопрос некорректен. В принципе, можно брать фильтр любого производителя, если средняя цена на него выше обозначенной планки. Еще многое зависит от диаметра фильтра. Чем больше диаметр, тем дороже фильтр. У меня нет исчерпывающей информации по тому, какой фильтр выбрать за N рублей, а рекомендации "с потолка" давать не хочется. Я пользуюсь поляризатором HOYA CIR-PL HD 77mm, он меня полностью устраивает. Хотите проверенное лично мной решение, берите HOYA CIR-PL HD.

Для широкоугольного объектива покупайте фильтр с тонкой рамкой

Еще такие фильтры называются "slim". Они стоят чуть дороже, но их рамка не будет попадать в кадр при широкоугольном положении объектива. Если снимать с широкоугольником и навернутым на него фильтром со стандартной "широкой" рамкой, получится примерно так:

На "полнокадровых" 24 мм фильтр с широкой рамкой дает заметное виньетирование (затемнение углов)

Если у вас аппарат с матрицей APS-C (кроп 1.5 или 1.6), и объектив с широким углом на 15-16 мм, то у вас будет то же самое. На 18 миллиметрах заметного виньетирования от широкой рамки нет.

Поляризатор не всегда полезен

Если мы снимаем таким образом, что солнце у нас за спиной или, наоборот, светит нам в лицо, практически никакого видимого эффекта от поляризационного фильтра не будет.

Поляризатор работает только в том случае, когда мы стоим к солнцу боком. Но из-за этого регулярно возникает яркостный "перекос" неба - с одной стороны оно будет ощутимо темне, чем с другой.

В правой части небо гораздо темнее, чем с левой

Еще забавно получается, когда в центре кадра "поляризационная дыра", а по краям - естественное виньетирование объектива (затененные уголки снимка).

В небе будто два светлых "горба"

Все эти вещи скорее портят фотографии, чем делают их выразительными, поэтому старайтесь избавляться от виньетирования, прикрывая диафрагму до 8. Еще виньетирование легко правится в Lightroom, если он "знает" профиль вашего объектива (если не знает - ).

Что касается "поляризационной дыры в небе", см. следующую рекомендацию...

Не злоупотребляйте сверхшироким углом!

На 24 мм яркостный перекос неба будет весьма ощутимым (см. предыдущее фото), не говоря уже про меньшие фокусные расстояния. Но если подвинуть зум примерно до 35-40 мм (в полнокадровом эквиваленте), то небо будет более "ровным".

Здесь все более-менее нормально! Объектив в среднем положении зума не виньетирует, поляризатор не "выгрызает" дыру в небе

Поляризатор можно комбинировать с градиентным фильтром

Градиентный фильтр - это стеклышко, разделенное на две половины - прозрачную и затемненную. Подробнее о нем можно почитать . Тогда можно получать практически фантастические картины безо всякого Фотошопа...

Помните, что два фильтра усиливают виньетирование на широком угле. Увеличивайте фокусное расстояние, чтобы рамка фильтра не попала в кадр.

И еще - не скручивайте фильтры друг с другом плотно! Из-за насечек на краю кольца фильтры легко цепляются друг за друга и развинтить их потом будет стоить немалого труда (учитывая, что и тот и другой имеют подвижные части, которые будут прокручиваться при попытке развинтить собранную вами конструкцию).

Поляризатор можно комбинировать с другим поляризатором

При этом получится имитация серого фильтра переменной плотности - по идее, удобная вещь для съемки днем со сверхдлинной выдержкой. Вращая фильтры друг относительно друга можно добиться практически нулевого светопропускания. Однако, возможны и побочные эффекты - снижение бликоустойчивости, искажение цветов. Не говоря о том, что автофокус ни за что не пробьет такую "броню" и придется фокусироваться до надевания фильтра на объектив.

Закатное солнце при съемке через два поляризатора неожиданно для всех посинело и дало огромные красные блики

Этот пример был сделан и приведен из соображений "а что будет если"... Если честно, плохо представляю себе практическую ценность этого решения, но, возможно, кто-то разовьет данную мысль во что-то интересное:)

Эффект затененного неба можно легко сделать в Lightroom безо всякого поляризатора!

Открываем фото и раздел "Коррекция"

Делаем следующие вещи:

1. Открываем фотографию и выбираем вкладку "Коррекция"

2. Листаем инструменты вниз до раздела "HSL/Цвет/Градации серого"

3. Выбираем настройку "Светлота" (1)

4. Кликаем мышкой по малозаметному кружочку (2). Курсор мыши меняет форму со стрелочки на перекрестие и кружок со стрелочками чуть ниже.

5. Наводим курсор на небо, там где оно без облаков (3), цепляем его мышкой и тянем вниз. При этом небо будет темнеть как будто фотография сделана с поляризатором.

Можно попробовать другие инструменты раздела "HSL/Цвет/Градации серого", например, "Оттенок". Для отмены действия используйте комбинацию клавиш Ctrl+Z.

На этом я и закончу. Относительно того, нужен ли вам поляризатор, отвечу фразой из известной песни - "думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь" :)

Казалось бы, светофильтр остался далеко в прошлом. А вот и нет! В ряде задач ни одна компьютерная программа не способна заменить старый добрый кусочек стекла с уникальными свойствами. Начнем с защитной функции.

Защитные или UV-фильтры

Если у вас дорогой объектив, то будет правильным решением защитить поверхность его передней линзы еще одним - защитным слоем стекла. Для этого чаще всего используются UV-фильтры (ультрафиолетовые). Это и есть обычное стекло, не пропускающее ультрафиолетовые лучи. Однако, оговоримся: хороший фильтр - это специально обработанное стекло с правильно подобранным многослойным просветлением и защитным нанопокрытием, в качественной оправе.

В пленочной фотографии UV-фильтры также использовались для уменьшения голубого оттенка на фото (пленка была чувствительна к невидимой ультрафиолетовой составляющей света). Сейчас ультрафиолетовые лучи дополнительно отсекаются фильтром на матрице фотоаппарата. Так что эта функция UV-фильтра уже не столь актуальна. Зато производители наделили такие фильтры рядом действительно защитных функций. Современные нанопокрытия помогают буквально отталкивать загрязнения от поверхности фильтра. Например, так работают покрытия MRC и MRC nano в светофильтрах B+W от немецкой компании Schneider. Грязь, жир, отпечатки от пальцев не образуют на поверхности разводов, а значит, не дают снижения контраста кадра. Загрязнения с фильтра B+W намного проще удалять, достаточно один раз провести специальной салфеткой. Безусловно, эффективность покрытия прямо пропорциональна цене светофильтра. Применяемое в профессиональной серии фильтров B+W XS-PRO покрытие MRC nano буквально творит чудеса, не позволяя загрязнениям задерживаться на поверхности стекла. Это идеальное решение для ответственных съемок, когда каплям дождя или брызгам грязи нельзя дать ни шанса повлиять на результат.

Нейтрально-серые фильтры

Второй по-прежнему актуальный тип - это нейтрально-серые светофильтры . Они затемняют кадр в несколько раз. Это нужно в одном-единственном случае, когда необходимо существенно увеличить выдержку без дальнейшего закрытия диафрагмы или уменьшения чувствительности. За примерами далеко ходить не нужно: это съемка на светосильную оптику при ярком свете, получение сверхдлинных выдержек днем или ночью. Но роль этих светофильтров с каждым днем становится все менее значительной. Современные фотоаппараты начинают обзаводиться электронными затворами, позволяющими работать с очень короткими выдержками и снимать с открытой диафрагмой хоть в солнечный полдень. Сверхдлинные выдержки стало проще получать благодаря многокадровой съемке с обработкой. Некоторые камеры уже сегодня позволяют добиваться такого результата сразу в камере, без использования компьютера.

Градиентные фильтры

На градиентных фильтрах сэкономить точно не получится: их эффект уникален. Они затемняют не весь кадр, а лишь его часть. Это необходимо для съемки пейзажей, когда небо в кадре намного ярче земли. Разницу в экспозиции двух частей кадра не всегда получается компенсировать при обработке без ухудшения качества снимка (осветление теней неизбежно приводит к возрастанию уровня шума). Поэтому компенсация разницы в экспозиции с помощью градиентного фильтра порой оказывается единственно-возможным способом не пересветить небо в кадре.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/250 с, 16.0 мм экв.

Поляризационные фильтры

Наконец, самыми незаменимыми являются поляризационные фильтры . Компьютерная обработка способна лишь имитировать их эффект, но она не привносит в кадр новых деталей. А сами поляризационные фильтры - привносят.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/640 с, 16.0 мм экв.

Их принцип работы заключается в отсечении поляризованного, отраженного от неметаллических поверхностей света. Например, они способны убирать отражение неба с поверхности воды, делая ее более прозрачной. С их помощью можно бороться и с отражениями в стекле. Поляризационные фильтры снижают влияние дымки в кадре, делают небо более синим и глубоким, подчеркивают фактуру облаков. Меняется и цветопередача в целом: цвета становятся чище, пропадает излишний голубоватый оттенок.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/200 с, 16.0 мм экв.

Но у поляризационных светофильтров есть один серьезный недостаток: они понижают экспозицию кадра. Если забыть снять такой фильтр вовремя и продолжить фотографировать при недостаточном освещении, легко получить значительно более высокий уровень шумов или брак из-за длинной выдержки. Кроме того, понижение экспозиции может серьезно сказаться на пейзажной съемке с рук, особенно в сумерках. В ассортименте фильтров B+W есть линейка новых циркулярных поляризационных KÄSEMANN фильтров с пленкой HTC c увеличенным светопропусканием. По сравнению с обычным поляризационным фильтром он пропускает на ⅔ ступени больше света, позволяя снимать в тех же условиях с более короткими выдержками. А это серьезное преимущество!

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/13 с, 35.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/20 с, 35.0 мм экв.

Суть поляризационного фильтра очень проста — такой фильтр способен задерживать отраженный поляризованный свет . Например, можно задерживать отраженный свет от воды, стекла и т.п., делая тем самым воду и стекло прозрачными. Но на этом способности фильтра не ограничиваются.

Сам поляризационный фильтр состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Неподвижная часть фильтра вкручивается в резьбу светофильтра объектива. Подвижная часть может свободно вращаться на 360 градусов. С помощью вращения передней части поляризационного фильтра происходит подстройка фильтра под определенный тип поляризованного света, а вместе с тем с его задержкой таким фильтром. Из-за того, что работа фильтра связана с вращением передней части, такой фильтр лучше всего использовать на объективах с внутренней системой фокусировки. Если у объектива вращается передняя линза объектива вместе с оправой, то это вносит неудобства при работе с поляризационным фильтром.

Поляризационный фильтр можно накручивать на . На поляризационный фильтр можно одевать крышку объектива, а можно и добавлять еще какой-то фильтр. Единственное, чем больше фильтров вкручены друг в друга, тем сильнее вероятность получить по углам изображения. Некоторые поляризационные фильтры могут не иметь резьбы на своей передней части.

Чтобы подобрать поляризационный фильтр для объектива , нужно обязательно узнать диаметр резьбы объектива под светофильтр. Например, штатный объектив для ЦЗК Nikon имеет диаметр 52мм, и для него нужен поляризационный фильтр диаметром 52мм. Это может показаться смешным, но многие люди не могут выбрать фильтр именно из-за того, что не знают подойдет ли он к их объективу. Эффект от поляризационного фильтра можно будет увидеть на любом объективе.

Некоторые особенности:

  1. Поляризационный фильтр не пропускает отраженный поляризованный свет. Это основное свойство фильтра, его можно применять в большом количестве ситуаций. Например, с помощью поляризационного фильтра можно убирать блики воды (отраженный от воды свет) и фотографировать дно.

  2. Фильтр также удаляет отражения синевы неба с земли, травы, листьев. Небо добавляет лишние холодные тона (синий, голубой цвет) на фотографии. При использовании поляризационного фильтра все приобретает более теплый и натуральный цвет. Легкое изменения цвета можно проследить и на других примерах.

  3. При использовании поляризационного фильтра для предметной съемки можно добиться уменьшения бликов на предметах съемки.
  4. Такой фильтр позволяет добиться приятного синего неба с белыми тучами. Из-за мелких частиц в воздухе, свет неба отчасти является поляризованным. В общем случае появляется эффект более насыщенных цветов .

    Небо при использовании поляризационного фильтра. Фильтр позволяет выровнять светимость неба и обеспечивает немного другую передачу цвета зелени.

  5. В общем случае поляризационный фильтр работает как и нейтральный фильтр, пропуская меньше света. Например, с поляризационным светофильтром можно без проблем снимать ярким днем , используя F/1.4 при этом скорости работы затвора 1/4000 с и ISO 100 будет хватать для правильного экспонирования без пересвета. Многие упускают тот факт, что в любом случае поляризационный светофильтр уменьшает световой поток. В условиях с плохой освещенностью я рекомендую снимать полярик, чтобы объектив смог получать больше света. Очень интересной для использования является связка из ND и PL фильтров.

    Сокращенно поляризационный фильтр называют ‘PL фильром’ или просто ‘поляриком’. Хороший полярик — вещь не из дешевых. Как обычно, чем дороже фильтр — тем он лучше. Правда, для любительской съемки подойдут и недорогие полярики. Например, я использую Hoya 58mm PL-CIR Made in Japan. Мои коллеги говорят, что очень качественные полярики это B+W и Rodenstock, но очень часто разницу между более дешевыми Hoya, Marumi, Kenko почувствовать очень сложно.

    Выводы:

    Поляризационный фильтр — это интересное и полезное устройство для достижения уникальных эффектов на фотографиях. Такой фильтр — незаменимая вещь для съемки пейзажей, работы на открытом воздухе при солнечном свете и т.д.

    Обратите внимание, что на Радоживе комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель. Я буду очень рад , если в комментариях Вы выскажете свое мнение, опишите свой опыт или дополните материал полезной информацией.

    Для подбора фототехники я рекомендую воспользоваться полезными ссылками на большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog или Magazilla . Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress .