Проект «Ослепительная улыбка на всю жизнь. Здоровье зубов

Ослепительная улыбка : 7 правил ухода за зубами

Лето - горячая пора путешествий, тепла и света. Так и хочется протянуть руки навстречу солнцу, пройтись в эффектном парео по пляжу, ослепительно улыбнувшись и поразив своей улыбкой окружающих. Но... Как это не прискорбно, сделать это может не каждый - проблемы с зубами. Ну, знаете, как в рекламе: желтый налет, бактерии и проблемы с деснами? И что же делать? Так и прятать свою улыбку? Вовсе нет, нужно просто обеспечить правильный, ежедневный уход за зубами .

Итак, как же нужно ухаживать за зубами?

1. Вне зависимости от времени года, необходимо чистить зубы два раза в день - утром и вечером. И делать это следует правильно: щетка удерживается под углом в 45° к области соединения зубов и десен. Движения при чистке должны быть кругообразные, так чтобы за один раз очищать 1-2 зуба.

2. Чистите зубы не менее 3 минут. Не торопитесь, уделите внимание молярам, которых не видно, когда вы улыбаетесь. Жевательные зубы страдают больше всего, так как они меньше подвергаются чистке. Как гласит статистика , многие чистят зубы не более 30-40 секунд. Лучше не спешите.

3. Когда ухаживаете за зубами, то держите щетку так же, как держите шариковую ручку. При таком способе чистки и десны не так травмируются, и эмаль очищается лучше.

4. Пользуйтесь зубной нитью. Для очистки зубов мы традиционно используем зубную щетку, которая, к сожалению, не очищает зубы в том месте, где они касаются друг друга. Место стыка можно очистить исключительно зубной нитью. Как пользоваться зубной нитью? Отрежьте 40-45 см нити, закрутите один конец вокруг среднего пальца одной руки, а другой - вокруг пальца другой руки. Оставьте отрезок нити длиной 2-3 см. Двигая ее аккуратно, введите зубную нить в пространство между зубов. Когда достигнете десенной линии, согните нить в виде буквы "C" и очистите сначала один зуб, затем в обратную сторону, очистив другой зуб. Нижние зубы чистите снизу вверх, в верхние - сверху вниз.

5. Можно отбелить ваши зубки, если почистить их пищевой содой. Намочите водой щетку и макните в пищевую соду. Это довольно эффективное средство, чтобы хорошо поухаживать за зубами. Однако, не переусердствуйте, проведите 2-3 процедуры за неделю. Через несколько дней можно повторить чистку.

6. Проведите профилактику всей ротовой полости. Посетите, наконец, стоматолога. Вылечите кариес и несчастные десны. Перестаньте мучиться, смелее! А еще, уберите зубной камень и на пару месяцев перейдите на профессиональную зубную пасту. Она поможет восстановить десны после чистки, снимет воспаление.

7. Если обычная щетка не помогает, купите электрическую. Такие можно найти в специализированных магазинах и аптеках. По мнению экспертов, электрическая щетка удаляет почти 90% всего налета (по сравнению с обычной - 47% налета).

Будьте здоровы и красивы!

Прекрасного лета!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 000

Методическая разработка

урока здоровья

в рамках международной Акции « Colgate »

«Ослепительная улыбка на всю жизнь».

Тема: «Здоровые зубы – здоровью любы».

(«Зубы и уход за ними»)

Разработчик:

ГБОУ школы № 000

Пушкинского района Санкт - Петербурга

Цели и задачи:

1. Дать представление о строении зубов;

2. Познакомить учащихся с правилами ухода за зубами;

3. Расширять знания о гигиене полости рта;

4. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом;

5. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

1. Комплект наглядных пособий по теме «Зубы и уход за ними».

2. Индивидуальное зеркальце.

3. Зубная щётка.

4. Зубная паста.

5. Макет зубов.

6. Таблички с напечатанными словами: десна, кариес, эмаль, пульпа, корень, нерв.

7. Мультимедийная установка.

8.Диск mp 3 «Песенка про улыбку» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) из м/ф «Крошка Енот».

9. Картинки с изображением продуктов питания: морковь, капуста, молоко, орехи, конфеты, шоколад, творог, помидор, эскимо, яблоко, сухарики и др.

10. DVD «Доктор Заяц и Легенда о Зубном Королевстве».

11. Картинки с изображением улыбающихся людей.

Ход урока.

I. Организационный этап. Создание эмоционально настроя.

Дети заходят в класс. Звучит «Песенка про улыбку» композитора.


II. Мотивация .

«Если только рассмеяться,

То настанут чудеса-

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей».

Давайте и мы улыбнёмся и посмотрим друг на друга.

Что привлекает внимание других людей в этот момент? (ответы детей)

Посмотрите на картинки улыбающихся людей. Вы видите, какая красивая у них улыбка.

От чего зависит красивая улыбка? Поможет догадаться загадка «У красной прорубки сидят белые голубки».

Зубы - наши верные помощники. Они смело вонзаются в твёрдые яблоки, перетирают сухари, словно на мельнице. Дробят орешки, режут мясо и мнут картошку. Часто мёрзнут от мороженого и обжигаются горячим чаем. У них тяжёлая работа. Они трудятся ежедневно без отпусков и выходных. Они заботятся о твоём здоровье. Почему бы и тебе не позаботиться о них?

Как вы думаете, могут ли зубы постоянно заново вырастать, как скажем, волосы на голове, ногти на руках и ногах?

III. Определение темы.

Чему посвящён урок? (дети называют тему)

Предположите, о чем мы будем говорить? (версии детей)

Зачем человеку надо знать, как можно больше о зубах?

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в Зубное королевство .

Наш маршрут таков: (вывешивается на доске)

1. Для чего нужны зубы?

2. Какие бывают зубы.

3. Строение зуба.

4. Почему болят зубы?

5. Чтобы зубы были здоровыми.

6. Как правильно питаться.

IV. Основной этап..

1.Для чего нужны зубы?

Смогли бы мы обойтись без зубов? Зачем нам нужны зубы? (предположительные ответы детей : зубы помогают пережёвывать пищу, произносить звуки, слова, украшают лицо и т. д.)

2. Какие бывают зубы.

Когда человек рождается, у него совсем нет зубов. Первые-молочные, появляются на первом году жизни, а к 6-7 годам их становится 20. На место молочных появляются новые – постоянные.

У вас - передние зубы уже постоянные. К 10-11 годам все молочные зубы заменяются постоянными. К 20 годам у человека должно быть 32 зуба.

-Запомните: Если потерять постоянный зуб - новый не вырастет.

Практическая работа №1.(учитель показывает на макете)

Возьмите зеркальце. (дети рассматривают свои зубы).

Найдите у себя молочные зубы. Постоянные. Они отличаются цветом и размером. Временные - бело-голубоватого цвета и поменьше. За молочными зубами надо ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов. Тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.

Все зубы разные по форме и размеру, т. к. выполняют разную работу.

Передние – резцы . Рассмотрите их. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки пищи. Например, когда едим хлеб, яблоко.

По бокам резцов расположены клыки . Они нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, моркови, мяса. Посмотрите на них - они не такие, как резцы. Клыки есть у многих животных, хищников.

Пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.

Вывод: Зубы всякие нужны, зубы всякие важны.

3.Строение зуба. (таблица)

(учитель может привлечь к рассказу заранее подготовленных детей)

Зубы выполняют очень трудную работу. Чтобы хорошо с ней справиться, они должны быть хорошо защищены.

Такая защита есть. Легонько постучите кончиком ручки по зубам. Чувствуете, какие они твёрдые. Это потому что они покрыты толстым слоем эмали. Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль ломается.

Внутри зуба. Под эмалью, спряталась мягкая пульпа . Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества и витамины , необходимые для роста и сохранения зубов.

У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов.

Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсна были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его.

4. Почему болят зубы?

Вы узнали, какая крепкая эмаль на зубах. Но почему же она разрушается? (версии детей)

Да, эмаль разрушается очень быстро, если за зубами не ухаживать. На поверхности эмали появляются маленькие трещины.

Отчего появляются трещины на зубах? Рассказывают дети.

Ученик 1.

- Трещины на эмали могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы; от дурной привычки брать в зубы гвозди, грызть ручки, карандаши. Кроме того, трещины могут появиться, если сразу после горячей пищи выпить, например, холодный сок, воду, или откусить мороженое. Эмаль может потерять прочность, если человек неправильно питается: не пьет молоко, не ест творог, овощи, фрукты, чёрный хлеб, а наоборот, ест много конфет и др. сладостей.

Ученик 2.

После еды в эти маленькие трещины и в узенькие щёлочки между зубами попадают остатки пищи. Если их не удалять, они начинают гнить. Образуются опасные микробы, которые будут и дальше разрушать эмаль зубов. Тогда в зубе образуется полость или попросту дырка. Такое заболевание называется кариес. Если такой зуб не вылечить сразу, то потом возникает сильная боль.

Ученик 1.

- Вместе с грязными руками в рот тоже могут попасть микробы, опасные для зубов. Поэтому важно мыть руки перед едой. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не пережёвывает хорошо пищу, и от этого может заболеть желудок.

Ученик 2.

- Если врач не залечит дупло, пока оно ещё маленькое, то оно будет увеличиваться и достигнет внутренней части зуба. Поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то можно потерять зуб. Но многие дети очень боятся зубного врача.

V. Физкульпауза.

Инсценировка стихотворения «Вредный Петя».

Ведущий:

Жил на свете мальчик Петя.

Больше всех любил на свете

Этот мальчик шоколад,

Чоко-пай и мармелад.

Что ж, конфеты любят дети

Но не чистил зубы Петя.

Щётки, как огня, боялся,

Даже редко умывался.

Петя:

Фу, колючая какая!

Поцарапает мой рот.

Фу! Противная какая!

Кто такую в рот возьмёт?

Ведущий:

Ведь не думал он, ребята,

Что зубы заболят когда-то.

Вот шоколадку Петя съел,

И зуб у Пети заболел.

Петя бегает, кричит:

Петя:

Помогите! Зуб болит!

Ой! Ой! Ой! Нет сил терпеть!

Что ж теперь мне умереть?

Ведущий:

Мама Петеньку жалеет,

Полосканье в чашке греет.

Мама:

Мы пойдём с тобой к врачу!

Ведущий:

А Петя снова:

Петя:

Мама:

Петя, Петя, ты не трусь.

Петя:

Нет! Я врача совсем боюсь!

У него сверло такое,

Вмиг просверлит он меня!

У него щипцы такие,

Все зубы вырвет у меня!

Там уколы колют всем,

Там убьют меня совсем!

У врача ужасный вид.

Пусть уж лучше зуб болит!

Баба-Яга: (появляется)

Я - бабушка Яга, беззубая старушка.

Костяная я нога – детишкам всем подружка.

Я люблю погрызть орешки,

Чупа - чупс и кириешки.

Я сухарики кусала,

Предпоследний зуб сломала.

И теперь один лишь зуб.

С ним хлопот не знаю

Да, и зубом я одним всех перекусаю.

(обращается к Пете)

Ты, касатик, потерпи,

Шоколадкой закуси.

Будем вместе: ты да я!

Мы беззубая семья! (Петя убегает от Бабы Яги)

Мама:

Зря кричишь ты: Ой! Ой! Ой!

Доктор ведь совсем не злой!

Ведущий:

Вы его не бойтесь, дети,

Он добрее всех на свете.

С ним давно знакома я-

Это мамочка моя! (входит мама-врач, берёт Петю за руку, садит в кресло)

Мама-врач:

Вы, больной, меня не бойтесь,

Не тряситесь, успокойтесь (лечит)

Не убьём, не искалечим.

Мы немножко вас полечим.

Вот и всё! Стал зуб здоров!

Все:

Не бойтесь, дети, докторов!

VI. Основной этап (продолжение).

5. Чтобы зубы были здоровыми.

Что случится, если кусочек мяса оставить на жаре?

А если кусочек пищи застрял в зубе? То же самое. Микробы, как пираты, прячутся между зубами. Зубы не умеют сами позаботиться о себе. Им надо помочь. И тогда они подарят ослепительную улыбку!

Послушайте, что вам расскажут ребята.

Ученик 1.

- Чтобы зубы были здоровыми, их надо чистить и ухаживать за ними.

«Как поел, почисти зубки.

Делай так 2 раза в сутки»

Это люди поняли давно. Использовали золу, толчёное стекло с песком. А зубной щёткой служили шерстяные тряпочки, пропитанные мёдом.

Зубочистками были когти животных. Такой уход был мало приятен!

Ученик 2.

- Жевали древесную кору в Индии, а в Сибири-смолу. Протирали зубы солью. Потом начали чистить зубы толчёным мелом. Так появился зубной порошок. Зубная паста появилась лишь в 20-е годы 20 века. Её изобрели позже автомобиля и паровоза.

- Нужно удалять остатки пищи, которые застряли между зубами и в маленьких трещинках. И в этом поможет зубная щётка. Щетинка её «выметает» остатки пищи, а зубная паста очищает зубы и рот от микробов. После этого зубы становятся белами, блестящими и гладкими.

«Вы позавтракали вкусно?

Зубы вам почистить нужно.

В руки щёточку возьми,

Зубной пасты нанеси!»

Ученик 3.

- У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка не должна быть очень жёсткой, чтобы не повредить дёсна и не поцарапать во рту.

- Менять зубную щётку нужно 4 раза в год. Чистить следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном. А после каждого приёма пищи полоскать рот.

«Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить дёсна можно…

А потом что? А потом

Зубы мы ополоснём.

Нам понадобится кружка..

Улыбнитесь-ка друг дружке.

Поработали умело.

Наши зубки стали белы».

Ученик 4.

Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, надо приходить к врачу, когда зубы ещё не заболели. Делать это не реже 2-х раз в год.

«Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём
В год 2 раза на приём,

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!»

Практическое занятие №2.

-А теперь мы поучимся правильно чистить зубы. (опора на таблицу)

1.Вначале вымыть руки с мылом.

2.Зубную щётку промыть под струёй воды и стряхнуть.

3.На зубную щётку выдавить немного пасты.

4.Верхние зубы чистим СВЕРХУ ВНИЗ, а нижние-СНИЗУ ВВЕРХ. Потом несильно нажимая, провести вправо и влево. Также чистят изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба. Чистить зубы не менее 3-х минут.

5.Затем хорошо прополоскать рот тёплой водой.

6.Тщательно промыть щётку, стряхнуть её и поставит в стакан ручкой вниз, чтобы она просохла.

6. Как правильно питаться.

Мы научились правильно чистить зубы. А теперь узнаем, как питаться, чтобы зубы не портились. (опора на таблицу)

Ученик 1.

Чтобы зубы не портились надо в пищу употреблять молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Особенно полезен витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, масле, молоке.

Ученик 2.

- Полезно есть лук, чеснок, горох, фасоль, гречку, овсянку, апельсины, помидоры, морскую капусту, ржаной хлеб. Эти продукты содержат витамины, кальций, фосфор, укрепляющий зубы.

Ученик 3.

Выберите продукты, полезные для зубов (показывает картинки): морковь, яблоко, конфета, капуста, творог, орехи, шоколад, помидор, эскимо, сухарики, молоко.

VII. Закрепление. Игра «Да – нет»

1. « Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших:

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладони».

2. « Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, маринад.
Это правильный совет? Нет!»

3. « Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы».

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?» (Нет)

4. « Навсегда запомните

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если наш (мой) совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши».

VIII. Рефлексия .

Чему вы научились?

Что запомнили?

IX. Итог занятия.

Заканчивая занятие, мы хотим пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства и тогда, когда станете взрослыми, ваши зубы не доставят неприятностей.

Ученик 1

Так давайте, друзья, наши зубы беречь. На уроке об этом сегодня шла речь.

Ученик 2

Будем зубы лелеять, будем зубы любить, и улыбкой своей сможем всех ослепить.

В завершении дети исполняют песню «Улыбка».

Для закрепления знаний и практических навыков по уходу за зубами, полученных на данном уроке, рекомендован просмотр видеофильма «Доктор Заяц и Легенда о зубном Королевстве». (DVD)

X. Домашнее задание.

Детям предлагается выполнить рисунки по теме урока.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Человек – часть природы Отгадай! 1. Один говорит, двое глядят, двое слушают. 2. Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут. 3. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. 4. Около проруби сидят белые голуби. Для чего нужно знать свой организм?

Подумай …

Ослепительная улыбка на всю жизнь Устный журнал

Мы и наши зубы Какое значение в жизни человека имеют зубы?

Больные зубы – скорее к врачу! Формула «кислотного монстра» (кариеса) зубной налёт + сахар = кислота кислота + эмаль зубов = кариес Что такое кариес? Когда нужно обращаться к стоматологу?

Полезные советы Правила борьбы с «кислотным монстром» Чисти зубы два раза в день, утром и вечером. Полощи полость рта после приёма пищи кипячёной водой. Как можно реже ешь сладости. Ходи к стоматологу не реже двух раз в год. Береги эмаль зубов от резкой смены температуры.

Как чистить зубы? Зубы надо чистить не только справа налево, но и сверху вниз, с внутренней и внешней сторон.

Правила безопасности Будь осторожен при катании на велосипеде. Веди себя спокойно в общественных местах: не дерись, не толкай соседа, не ставь подножки. Не открывай зубами бутылки и не бери в рот посторонние предметы: карандаши, ручки, иголки и другие металлические предметы. Не грызи зубами орехи, твёрдые конфеты, не откусывай нитки.

Хорошие зубы – залог здоровья

Хорошего всем настроения!

Предварительный просмотр:

Ослепительная улыбка

На всю жизнь

Устный журнал

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о человеке как части природы и о важном органе пищеварения – зубах.
  2. Формирование у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами гигиены полости рта.
  3. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью, чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Орг. момент: Сейчас перед вами, ребята, откроются страницы устного журнала «Ослепительная улыбка на всю жизнь» Наш журнал как настоящий, его не только читают, но и слушают, смотрят. Журнал сможет подсказать многим из вас, для чего нужны здоровые зубы и как их сохранить, что для этого нужно знать. Итак, смотрите и слушайте устный журнал «Ослепительная улыбка на всю жизнь». А сейчас, друзья, давайте улыбнёмся друг другу – и в путь!

Первая страница «Человек – часть природы»

Учитель: Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек – часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. Человек мыслит, обладает речью, трудится. Организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно.

Отгадайте загадки:

  1. Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
  2. Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
  3. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. (Руки и пальцы.)
  4. Около проруби сидят белые голуби. (Зубы.)

Учитель : Для чего нужно знать свой организм? (Знать свой организм нужно для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье.)

Вторая страница «Мы и наши зубы»

Учитель :

Человеческий детёныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у детей появляется 20 зубов. Эти зубы называют молочными.

С возраста 6-7 лет и до 12 происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд.

Возьмите ваши зеркальца, откройте ротики и рассмотрите полость рта, зубы. Обратите внимание, что все они разные. Почему?

Что мы делаем с помощью передних зубов? Правильно, откусываем пищу, словно отрезая её. Именно поэтому они называются резцами .

А что мы делаем с помощью конусовидных зубов с заострёнными концами? Они немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать её при пережёвывании. Это клыки .

Что мы делаем с помощью боковых зубов? Они имеют бугристую жевательную поверхность и служат для размельчения, перемалывания пищи.

Зубы покрыты эмалью . Эмаль придаёт зубам красивый блеск. Эмаль зуба – это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний.

Учитель : Какое значение в жизни человека имеют зубы? (Зубы – это очень важная часть пищеварительного канала. Зубами человек откусывает и пережёвывает пищу.)

Третья страница «Больные зубы – скорее к врачу!»

Вся пища попадает в наш организм через ротовую полость. Таким образом, в течение дня на зубах образуется налёт. Когда мы едим что-либо сладкое, то и налёт тоже «ест сладкое», разрастается и превращается в кислоту. Кислота скапливается на наших зубах, на зубной эмали, разрастается и превращается в «кислотного монстра», или кариес.

Формула кариеса

Зубной налёт + сахар = кислота

Кислота + эмаль зуба = кариес

Кариес – разрушение зуба с образованием в нём полости (дырки). Раньше эту болезнь зубов называли костоедой, потому что происходит постоянное разрушение, как бы поедание, зуба. Кариес особенно широко распространён там, где питьевая вода и пища содержат мало фтора. Лечение зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому при появлении в зубе даже небольшой дырки, нужно сразу же обратиться к врачу стоматологу.

Ученик читает стихотворение И. Демьянова «Плачет Костя».

Плачет Костя: ноют зубы.

Чистить зубы он не любит

Ни снаружи, ни внутри –

Разболелись сразу три!

Вот сверло жужжит от злости,

Зуб свелит, ругает Костю:

«З-зубы чис-с-стить ты не л-л-любишь,

Вот со мной и стал з-знак-к-ком!

Чис-сти з-зуб-бы,

Чис-сти з-зуб-бы!

Пор-р-рош-ком,

Пор-р-рош-ком!!!»

Знакомство с экспонатами выставки «Берегите зубы!»

Учитель: Что такое кариес? Когда надо обращаться к стоматологу?

Четвёртая страница «Полезные советы»

Правила борьбы с «кислотным монстром»

  1. Чисти зубы два раза в день, утром и вечером.
  2. Полощи полость рта после приёма пищи кипячёной водой.
  3. Как можно реже ешь сладости.
  4. Ходи к стоматологу не реже двух раз в год.
  5. Береги эмаль зубов от резкой смены температуры.

1, 2. Для чего мы чистим и полощем зубы? Как вы это делаете?

Чистим зубы для того, чтобы снять налёт.

Зубы надо чистить не только справа налево, но и сверху вниз, с внутренней и внешней сторон. Делать это надо в течение 3-5 минут . (демонстрация)

А как вы ухаживаете за своей зубной щёткой? Никогда не используйте зубную щётку для каких-либо иных целей, помимо чистки зубов. Промывайте щётку всякий раз после чистки зубов. Никогда не позволяйте пользоваться вашей зубной щёткой и сами никогда не пользуйтесь чужой.

3 .Чтобы не болели зубы и не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: есть много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, рыбу, яйца, пить молоко и натуральные соки. Если вы будете регулярно есть все эти продукты, то получите все необходимые минеральные вещества и витамины. Не ешьте слишком много конфет и не увлекайтесь сладкой газированной водой.

4 .Если вы вовремя обратитесь к врачу, то лечение зуба будет практически безболезненным.

Ученик.

Как поел – почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты –

Очень важные продукты.

К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сценка «Бабушкин гостинчик»

Бабушка. Здравствуй, внучек! А я тебе гостинчик принесла. Угадай, что здесь?

Илюша. Какой кулёк! Наверно, здесь много конфет, шоколадки, ириски?

Бабушка. Нет… не угадал! У нас в деревне ребятишки любят хрумкать репку, морковку, капустную качерыжку. Овощи чистят и укрепляют зубы. А у сластён, у тех, кто лакомится вафлями, печеньем, конфетами, зубы-то чаще всего и болят.

5.Отчего может испортиться эмаль зубов? Проведём опыт: возьмём кусочек стекла, нагреем его на огне, затем опустим в стакан с холодной водой. Что произошло со стеклом? Стекло треснуло. Почему? Вот так и эмаль зуба может растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!

Правила безопасности

  1. Будь осторожен при катании на велосипеде.
  2. Веди себя спокойно в общественных местах: не дерись, не толкай соседа, не ставь подножки.
  3. Не открывай зубами бутылки и не бери в рот посторонние предметы: карандаши, ручки, иголки и другие металлические предметы.
  4. Не грызи зубами орехи, твёрдые конфеты, не откусывай нитки.

Итог занятия:

Запомнили ли вы, как надо правильно относиться к своим зубам? Я сейчас это проверю. Игра «Весёлый и грустный зубик»

Вам, мальчишки и девчушки,

Приготовила частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите «нет, нет, нет».

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог и простоквашу.

Не грызите лист капустный:

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Маме говорила Люба:

«Я не буду чистить зубы».

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом-каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять,

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Ох, неловкая Людмила

На пол щётку уронила.

С пола щётку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ?

Молодчина Люда?

Навсегда запомните,

Милые друзья:

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идёте спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Запомните совет полезный:

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Вы, наверное, устали,

Пока здесь стихи читали.

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что нет.

Учитель: «Кислотный монстр» перепутал все буквы. Помогите разобраться.

И (6)

Е (4)

Б (1)

Е (2)

Г (5)

Р (3)

У (8)

Ы (10)

Б (9)

З (7)

! (11) (Ответ: Берегите зубы!)

Молодцы! А теперь возьмитесь за руки и пустите искорку тепла, доброты – улыбнитесь друг другу! (песня «Улыбка»).


Цели мероприятия

1. Убедить детей в том, что на фоне неблагоприятной окружающей среды самой большой ценностью может быть только здоровье человека, в необходимости беречь его с ранних лет.

2. Воспитывать потребность посещать стоматолога, чистить зубы, чтобы сохранить их здоровыми.

Подготовка

1. Классный руководитель с группой учеников готовит инсценировку «Как лечили Принцессу-сладкоежку».

2. Родители изготавливают костюмы, плакат для оформления доски, готовят копии раздаточного материала.

3. Готовится необходимое оборудование:

— плакаты «Зубы — это зеркало организма и отношения к своему здоровью», «Схема строения зуба»;

— макет челюсти,

— демонстрационная зубная щетка;

— картинки улыбающихся людей;

— раздаточный материал для работы в группах;

— плакат с изображением ставен.

Участвуют ученики 2-го класса, классный руководитель.

Ход мероприятия

Мероприятие начинается с инсценировки.

Действующие лица

Бабушка-рассказчица.

Принцесса.

Знахарка

Открываются ставни, и появляется Бабушка-рассказчица.

Бабушка-рассказчица . В некотором царстве, некотором государстве в старинном замке жил-был сказочный Король. У него была дочь, она любила только сладкое...

На сцене Принцесса сидит за столом и ест конфеты.

Принцесса (поет)

Завтрак на столе, есть пора уже,

Но не нужно мне каши.

Если шоколад — это хорошо,

А когда один салат — плохо.

Не люблю творог, а люблю пирог

С шоколадным кремом.

Если с медом он — это хорошо,

А когда наоборот — плохо!

Принцесса раскусила орех и сломала зуб.

Принцесса (кричит). Ой! Ой-ой-ой! Что это со мной?

Прибегает Король

Король (поет). Что случилось, ты моя Трубадурочка! Почему не ешь конфеты на блюдечке? Не молчи же, отвечай-ка отцу!

Принцесса (поет). Ничего я не хочу!

Король (поет). Что с тобою, ты моя ненаглядная? Сколько можно есть одно шоколадное! Или, может, обратиться к врачу?

Принцесса (поет). Ничего я не хочу!

Король. Позову-ка я все-таки Знахарку.

Уходит и возвращается с бабкой Знахаркой.

Сюда, сюда, Ужасина Тихоновна! Вот она, моя доченька, вот она, моя ненаглядная, бедняжечка ты моя, потерпи немножко!

Знахарка обходит вокруг Принцессы.

Знахарка. Знакомая картина, встречалась я с такой хворью. Бабку-ежку я от такой заразы избавила. Щеку, помню, у нее так раздуло, так раздуло. Да ты не пужайся, сейчас я зелье приготовлю, отварчику сделаю, всю хворь из тебя выгоню.

Подходит к кастрюле, поет.

Положу я чесноку, потолку, потолку

И добавлю кипятку, кипятку, кипятку,

Брошу я пиявочек

В зелье для приправочек.

Мышь летучая, залетай, залетай, залетай!

Вкус похлебке придавай, придавай, придавай!

Посолю и поперчу

И немного пошепчу.

Ну вот, и готово зелье мое! Ну-ка, сними пробу, Принцесса!

Принцесса (вскакивает, кричит). Не буду пить! Уберите эту ведьму! Папенька, ты где? Ребята, помогите, позовите Короля.

Вбегает Король.

Король. Что случилось, доченька?

Принцесса . Она отравить меня хочет!

Король. Что же мне теперь делать? Вспомнил! Стража, приведите сюда заморского лекаря! Может, он знает, как помочь. Потерпи, дочка, сейчас он придет.

Входит Доктор.

Доктор . Что случилось, Король? Зачем звал?

Король . Помоги! Спаси мою дочь!

Доктор осматривает Принцессу.

Доктор. Диагноз ясен. Вы закормили Принцессу сладостями. От такой еды у нее не может быть ни сил, ни здоровья.

Знахарка. А вот и нет! Не верьте ему! От этого ничего не зависит. Детям полезно есть шоколад.

Доктор. Нет, полезно молоко!

Знахарка. «Сникерс» и «Баунти»!

Доктор. Яблоки и груши!

Знахарка. Торты и пирожные!

Доктор . Огурцы и помидоры!

Король . Ребята, помогите мне понять, кто из них прав.

Дети охотно помогают Королю.

Доктор. Правильно, ребята! Слишком много сладкого очень вредно. Нарушается состав зубной эмали. Что же происходит с такими зубами?

Дети отвечают.

О чем пойдет сегодня разговор на классном часе? Как сохранить зубы здоровыми, а улыбку ослепительной.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть картинки улыбающихся людей, акцентируя внимание на том, как приятно смотреть на улыбающегося человека, на его красивые зубы, затем предлагается закрасить зубы (1—3) у людей на картинках черным фломастером. Необходимо обратить внимание на то, какой некрасивой и даже страшной стала улыбка на фото.

Классный руководитель. Что произошло? Почему?

Дети отвечают.

Такая же беда произошла и с нашей Принцессой. Что бы вы посоветовали ей?

а) почистить зубы;

б) обратиться к врачу;

в) съесть конфетку.

Сколько раз в сутки надо чистить зубы? Почему?

Дети высказывают предположения.

Бактерии, соединяясь с сахаром, который остался после приема пищи, образуют клейкие вещества (зубной налет), это липкая тонкая пленка. Бактерии налета питаются сахарами, выделяя при этом кислоту. Зубной налет постепенно превращается в зрелый зубной налет. Этот процесс длится в среднем 18— 28 ч. Кислота начинает растворять эмаль — начинается кариес. Однако можно снизить вероятность появления кариеса, если мы будем чистить зубы (макет челюсти и щетка). Вот почему чистить зубы надо 2 раза в день через 12 ч. Что нам необходимо для чистки зубов?

Ученики . Паста и щетка.

Классный руководитель . Какие вещества должны быть в пасте для детей?

Ученики . Кальций и фтор.

Классный руководитель . Это природные вещества, которые предотвращают появление кариеса.

Показ чистки зубов на макете: 32 зуба — 8 острых резцов, 4 крепких клыка, 8 малых и 12 больших коренных зубов.

А теперь разгадаем ребус. Надо поставить буквы в соответствии с их номерами.

На доске: и(6), е(4), 6(1), е(2), г(5), р(3), у(8), ы(10), 6(9), з(7).

При правильном решении получается фраза «береги зубы»

2. Чистить зубы надо перед завтраком, но после ужина.

3. Необходимо использовать пасту с фтором.

4. Почистив зубы на ночь, съесть конфетку, во рту останется приятный вкус.

5. Нельзя грызть ручки и карандаши.

6. Можно сосать палец.

7. У каждого своя зубная щетка.

8. Чтобы утолить жажду — выпить лимонад.

9. К стоматологу надо идти, когда заболит зуб.

Чураева Ирина Анатольевна
Проект «Ослепительная улыбка на всю жизнь. Здоровье зубов»

Проект на тему

«Ослепительная улыбка на всю жи знь »

Вид проекта : исследовательский

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 месяца)

Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели, родители, врач-стоматолог.

Актуальность :

Здоровье полости рта играет важную роль в сохранении здоровья всего

организма на протяжении всей жизни . В то же время стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распространённых в современном обществе.

Мы часто думаем, что зубы - это дополнение к облику человека, как волосы и ногти. Однако зуб-это живой орган. Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивы ми не необходимо своевременно обращаться к стоматологу, вести здоровый образ жизни .

Во многом здоровье детей зависит от состояния полости рта и зубов . Самыми распространёнными заболеваниями человечества являются кариес и болезни дёсен. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, болезни пародонта встречаются более чем у 95% жителей нашей страны старше 18 лет. В 50% случаев у 6 летних детей на смену молочным зубам идут постоянные, уже поражённые кариесом. Более 80% людей не умеют правильно чистить зубы.

Проблемы :

1. Отсутствие у детей целостности представлений об уходе за ротовой полостью.

2. Отсутствие навыков профилактики и гигиены

3. Отсутствие информации о роли зубов в жизни здорового человека .

Цель :

Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни ,

добиться осознанного выполнения правил личной гигиены и ответственного отношения к собственному здоровью .

Задачи :

1. Помочь детям в игровой и занимательной форме усвоить понятие «Ослепительная улыбка »

2. Убедить в необходимости личной гигиены.

3. Закрепить знания детей о предметах личной гигиены. Расширить представление о работе врача стоматолога.

4. Роль правильного питания.

Ожидаемый результат :

1. Повышение уровня знаний и здоровые привычки , которые помогут детям сохранить зубы здоровыми .

2. Сформировать представление о стоматологе, как помощнике в сохранении здоровых зубов .

Обеспечение проекта :

Материальные : зубная щётка, зубная паста, индивидуальный стаканчик,

трафарет зубика, зеркальце, восковые мелки.

Продукты : яблоко, хлеб.

Плакаты «Полезные вещества» , фотографии

«Зуб как живой организм»

Дети, зуб это живой и сложный орган, а не только та небольшая его часть, которая видна во рту.

Упражнение «Что находится во рту»

Дети, возьмите в руки зеркальца, откройте рот и рассмотрите полость рта.

Что вы увидели во рту? (язык, зубы, десна) .

Дети обведите своим язычком все зубы и дёсны. Что вы чувствуете, какие

они : гладкие, шершавые, твёрдые, мягкая?

Зубы разные по форме, передние зубы имеют острый край, а задние

большую бугристую жевательную поверхность.

Упражнение : «Зачем нужны зубы?»

Дети, для того, чтобы лучше понять значение рта и зубов представьте , что у человека нет рта.

Что может делать такой человек? (есть, разговаривать, улыбаться не может ) .

А теперь давайте на практике познакомимся с функцией зубов .

Дети попробуйте откусить яблоко, закрыв передние зубы губами.

Попробуйте произнести слова стол и дом, не касаясь языком передних зубов .

А теперь улыбнитесь друг другу . Если бы у человека не было зубов , он был бы некрасивым (фотографии, где дети улыбаются ) .

Вывод : Рот, зубы и язык нам нужны для того, чтобы откусывать и прожёвывать пищу, формировать правильные звуки речи и украшать лицо ослепительной улыбкой .

«Правила ухода за зубами»

Дети, как вы думаете, для того, что бы зубы были здоровыми и вы могли ослепительно улыбаться , что надо делать каждый день? (чистить зубы) .

Эх, давай, не зевай, о зубах не забывай,

Чистить зубы не ленись, снизу вверх, сверху вниз,

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.

Чтоб зуб не беспокоил,помни правило такое :

К стоматологу идем в год два раза на приём.

И тогда улыбки свет сохранишь на много лет.

Сегодня у нас в гостях врач-стоматолог, он расскажет и покажет вам,

как правильно чистить зубы (памятка прилагается)

«Здоровое питание - здоровые зубы »

Часто кушать, как попало,

Вам ребята не пристало,

Если сам себе не враг,

Перекусывай вот так :

Молоко, орехи, сыр

Овощи, кефир.

Вот тогда не навредит

Кариес-зубной бандит.

Дети, чтобы ваши зубы не болели и были здоровыми , надо правильно

питаться. Во многих продуктах содержатся полезные вещества.

-Давайте рассмотрим иллюстрации :

Белки способствуют росту организма, помогают бороться с инфекцией. Мясо, рыба, яйца, молочные продукты, бобы, орехи являются наилучшим источником белка.

Жиры регулируют температуру

Рост организма. Жиры есть в мясе, рыбе, молочных

продуктах.

Хлеб, крупы овощи содержат углеводы, которые обеспечивают организм энергией

Витамины в наибольшем количестве содержатся в овощах и

фруктах,ягодах и участвуют в формировании зубных тканей.

А ещё ребята, твёрдая пища (яблоко, морковка, способствует очищению зубов от остатков мягкой пищи.

Сладкая пища (конфеты, кондитерские изделия) вредит нашим зубам и может вызвать кариес. Что такое кариес? Это зубной бандит, который разрушает наши зубы.

Давайте нарисуем по трафаретам два зубика : один здоровый и весёлый , а

другой заболел кариесом, он грустный.

А вокруг них вредные и полезные продукты.

«Принцип разрушения»

: хлеб и яблоко.

Вывод

Итог :

Мы чистим, чистим зубы

И весело живём

А тем, кто их не чистит,

Мы весело поём :

Эй, давай не зевай

О зубах не забывай

Снизу-вверх, сверху - вниз

Чистить зубы не ленись.

1.Подготовка материала для работы с детьми :

Изготовление плакатов

Альбом фотографий из семейного архива

Составление памяток для родителей Готовность к презентации проекта

2. Предварительные беседы с детьми о здоровом образе жизни

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача стоматолога»

Рассматривание и закрепление знаний о предметах личной гигиены

-практическая работа : «Учимся правильно чистить зубы»

Экспериментальная работа «Принцип разрушения»

Чтение стихотворений

Рисунки на тему «Зубик весёлый и грустный :

Игровые упражнения -Выявление знаний по теме проекта

Продолжать развивать игровую деятельность, сюжет игры на основе полученных знаний;

Научиться правильно, чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены.

Закрепить знания о вредных и полезных продуктах для здоровья зубов и всего организма ;

Совершенствовать изобразительные навыки и умения;

Развивать мышление и память.

3. Презентация проекта «Ослепительная улыбка » в виде стенгазеты

Представление опыта работы в данном направлении в виде индивидуальных бесед с родителями, на родительском групповом собрании, оснащения новой информацией родительского уголка (памятки, консультации) -Анализ результатов презентации проекта ,

Выявление и оценка способностей детей;

Закрепление гигиенических навыков

Экспериментальная деятельность

«Принцип разрушения»

Положить в разные полиэтиленовые пакеты продукты : хлеб и яблоко.

Пакеты плотно закрыть и наблюдать за процессом изменения и порчи продуктов.

Вывод : Если зубы не чистить, они заболевают кариесом, разрушаются и

врачу стоматологу приходится удалять их.

Итог :

Дети, мы с вами очень интересно провели время, повторили старое и узнали много нового, сделали важный вывод.

Правильно, надо следить за своими зубами, пользоваться только

своими предметами личной гигиены

Мы чистим, чистим зубы

И весело живём

А тем, кто их не чистит,

Мы весело поём :

Эй, давай не зевай

О зубах не забывай

Снизу-вверх, сверху - вниз

Чистить зубы не ленись.