Профессия Исследователь. Кто такой Исследователь

Учёный — представитель научного сообщества, чья целенаправленная деятельность по формированию научной картины мира в той или иной форме получила признание со стороны научного сообщества.

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.

Ученый - научный работник, это эксперт в одной либо нескольких областях науки.

В широком смысле понятие учёный относится к любому человеку, который сам систематически расширяет знания человечества или участвует в деятельности и поддержании традиций тех или иных научных и философских школ. В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.

В более узком смысле учёными называют только тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки. Русские понятия наука и учёный не вполне соответствуют английским science и scientist, так как в английском языке последние нередко используются в ещё более узком смысле, и относятся только к естественным наукам и людям, занимающимся естественными науками.

Ученый занимается научной деятельностью, исследованием различных областей наук, окружающей среды, человеческого организма, разработкой изобретений, совершением различных открытий, проводит научные открытия, пишет научные труды.

Основной формальный признак признания научной квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК.

Ученый должен получить ученую степень кандидата наук, доктора наук путем защиты диссертации. От ученого требуется умение публично отстаивать свое мнение, высокий уровень развития интеллектуальных способностей, он должен быть волевым, благородным, интеллигентным, одаренным, мудрым и образованным человеком, обладать осмотрительностью, терпением.

В научном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.

Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.

Ученый может работать в различных учреждениях: в Академиях наук, НИИ, лабораториях и др.

В наши дни профессия ученого теряет свою востребованность и престиж на рынке труда. Уровень оплаты труда ученого, как правило, невысокий.

Ученый

Развитие научно-технического прогресса идет сегодня быстрыми темпами. Открытия следуют одно за другим, новые материалы, технологии, методы появляются чуть ли не ежедневно. И происходит это все благодаря работе ученых, которые делают анализы, проводят опыты в рамках изучения той или иной науки. Результаты их исследований публикуются в научных изданиях, выводы звучат на конгрессах и симпозиумах. Чтобы называться ученым, нужно не только заниматься научными разработками, но и иметь ученое звание, а деятельность должна быть признана научным сообществом.

История появления профессии УченыйКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

В древности, когда люди не имели представления ни о каких научных конференциях, не имели ученых степеней, не сравнивали количество опубликованных работ, первыми учеными можно было назвать жрецов. Наука тогда находилась в неразрывной связи с религией. Позднее, отойдя от религии, она сблизилась с философией, а затем выделилась в отдельную отрасль. Времена Средневековья знаменуются появлением системы ученых званий и степеней, присваиваемых церковным деятелям, врачам, философам, которые занимались научными изысканиями. В 19 веке окончательно сформировалось современное понимание ученого как профессии.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Значение профессии ученого переоценить просто невозможно. Именно благодаря их труду история движется вперед, от прогресса к научно-техническим революциям и обратно. Все, что современные школьники изучают в школе по физике, математике, биологии, химии в свое время было открыто учеными в результате долгой и кропотливой работы.

Особенности профессии УченыйУникальность и перспективность профессии

По специальности ученый может быть инженером или историком, врачом или физиком. Он должен иметь множество публикаций, в том числе и учебников, работать в сфере не только научной, но и педагогической деятельности (читать в вузе лекции, вести практические занятия, иметь своих учеников).

"Подводные камни" профессии УченыйВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Отрицательной чертой отечественной научной среды является то, что условия для работы и оплата труда наших ученых оставляют желать лучшего. Поэтому лучшие умы переманиваются зарубежными научными центрами, в которых и рабочие условия идеальны, и заработная плата высока, и оборудование самое современное. «Утечка мозгов» за границу - одна из главных проблем нашего государства сегодня.

Где и как получить профессию УченыйГде обучают профессии?

Ученый - это не профессия, которую можно получить в вузе. Для этого необходимо много и упорно трудиться: получить высшее образование, сдать кандидатский минимум, получить степень кандидата наук, защитив кандидатскую диссертацию, публиковать в научной литературе свои работы, читать лекции в вузе. В дальнейшем можно получить звание профессора, академика.

Наука - тяжёлое и не всегда благодарное занятие. Долгие годы экспериментов могут не привести к ощутимому результату, потенциально важные исследования часто не получают необходимого финансирования, а история забывает имена людей, приложивших руку к большим открытиям. Look At Me собрал восемь учёных, которые помогали в работе над важными открытиями - а иногда и в одиночку их совершали, - но были забыты.

Розалинд Франклин

помогла открыть структуру молекулы ДНК


Если вы знаете хоть что-нибудь о естественных науках, вы, скорее всего, слышали имена Фрэнсиса Крика и Джеймса Уотсона - учёных, которые получили Нобелевскую премию за открытие структуры молекулы ДНК. На самом деле их история не так проста: возможно, Крик и Уотсон просто использовали исследования своей коллеги Розалинд Франклин и присвоили её заслуги себе. Когда Франклин было 33, она пришла к выводу, что ДНК состоит из двух цепей и фосфатного остова. Своё открытие Франклин подтвердила рентгеновскими снимками. Считается, что коллега Франклин показал её исследование и снимки Крику и Уотсону, которые использовали её находки для собственной работы. Более того, Уотсон уговорил Франклин опубликовать её исследование, - но уже после того, как он опубликовал своё . Её работа выглядела уже не открытием, а подтверждением того, что написали Уотсон и Крик. Учёные получили Нобелевскую премию, а имя Франклин было забыто.

Альфред Рассел Уоллес

помог в создании теории эволюции


Теория эволюции в первую очередь ассоциируется с именем Чарльза Дарвина и его книгой «Происхождение видов». Но есть ещё один учёный, который сыграл в исследовании эволюции не менее важную роль. Альфред Расселл Уоллес был британским исследователем, который независимо от Дарвина пришёл к теории эволюции и естественного отбора. Сделав ряд наблюдений в малазийской экспедиции середины XIX века, Уоллес записал их и послал Дарвину, чтобы узнать его мнение. Работа Уоллеса вдохновила Дарвина на новые идеи об эволюции, и они опубликовали совместную статью, а затем Дарвин в 1858 году опубликовал самостоятельную. Уоллес испытывал финансовые трудности почти всю жизнь. Он много путешествовал (например, в район реки Амазонки и на Дальний Восток) и финансировал свои экспедиции, продавая животных, насекомых и растения, которых собирал. После того, как он потерял большую часть денег, вложив их в провальные предприятия, Уоллес зарабатывал только научными публикациями.

Сесилия Пейн-Гапошкина

открыла состав звёзд и Солнца


Сесилия Пейн - женщина-учёный, чьи открытия дискредитировали её начальники. В юности Пейн получила грант и изучала ботанику, физику и химию в Кембриджском университете. К сожалению, образование Пейн мало что дало: Кембридж в то время не выдавал учёные степени женщинам. Пейн заинтересовалась астрономией и в итоге перешла в Институт Рэдклифф, где стала первой женщиной, получившей докторскую степень по астрономии.

Самым большим вкладом Пейн в астрономию было то, что она элементы, из каких состоят звёзды. Её коллеги-мужчины не восприняли её исследование всерьёз. Астроном Генри Норрис Рассел, рецензировавший работу Пейн, убедил её не печатать своё исследование. Доводы Рассела заключались в том, что работа Пейн противоречила знаниям того времени - и поэтому научное сообщество её бы не приняло. Четыре года спустя Рассел поменял своё мнение: он опубликовал собственную статью, в которой описывал , из чего состоит Солнце. Выводы Рассела были очень похожи на выводы Пейн - и он получил признание за всю сделанную ею работу. По злой иронии в 1976 году Пейн даже получила премию Генри Норриса Рассела за свои достижения в астрономии.

Питер Бергманн

помогал в разработке единой теории поля


Величайший физик XX века Альберт Эйнштейн в последние годы своей жизни доверял все расчёты более молодым учёным, своим ассистентам. Помощники Эйнштейна встречались с ним каждое утро, узнавали его мнение по разным вопросам, а потом проводили остаток дня, занимаясь исследованиями. На следующий день Эйнштейн смотрел на их расчёты, оценивал их, давал советы - и работа продолжалась. Самым известным помощником Эйнштейна был физик Питер Бергманн. Бергманн родился в 1915 году - в том же году, когда Эйнштейн заканчивал работу над теорией относительности. Бергманн с самого детства интересовался наукой, а в конце 1930-х стал протеже Эйнштейна. Физик помогал Эйнштейну разработать единую теорию поля.

Когда в 1915 году Эйнштейн создал новую теорию гравитации (а теория относительности по-новому объясняла гравитацию) , он понял, что свойства пространства-времени нельзя отделить от гравитационного поля. Он пытался объединить существующую на тот момент физику с физикой гравитационного поля. Несмотря на то что ему это так и не удалось, расчёты Эйнштейна и Бергманна оказались очень важными для физики XX века. Теперь мы знаем, что есть и другие силы, которые не менее важны для поведения частиц, и их свойства не только электромагнитные и гравитационные. Так или иначе, большинство расчётов делал Бергманн. Он издал несколько книг по теории относительности, а после смерти Эйнштейна и дальше исследовал гравитацию.

Милтон Хьюмасон

помог в создании Закона Хаббла


Милтон Хьюмасон был помощником Эдвина Хаббла, астронома, в честь которого назван самый известный в мире космический телескоп. Хьюмасон отчислился из школы и нанялся работать грузчиком. Он возил материалы для строительства обсерватории Маунт-Вилсон в Калифорнии. После того как строительство закончилось, Хьюмасон пошёл работать уборщиком в обсерваторию. Параллельно Хьюмасон подрабатывал по ночам, помогая астрономам. В конце концов в 1919 году его приняли в штат. По чистой случайности Хьюмасон не стал человеком, открывшим Плутон. За 11 лет до Клайда Томбо, считающегося первооткрывателем Плутона, Хьюмасон сделал серию фотографий, на которых впервые появилось изображение Плутона. Считается, что он не заметил карликовую планету, потому что её закрыл дефект на фотографиях. Хьюмасона называют «забытым героем», помогавшим в создании Закона Хаббла, который описывает движение галактик во Вселенной.

Говард Флори и Эрнст Чейн

открыли медицинские свойства пенициллина


Учёным, открывшим пенициллин, считают Александра Флеминга. На самом деле Флеминг просто обнаружил вещество - но не знал, что с ним делать. Флеминг открыл пенициллин почти случайно, в 1928 году. Культура, содержащая пенициллин, была слишком нестабильной, антибиотик невозможно было изолировать в чистом виде - и Флеминг с коллегами забросили исследование.

Людьми, сделавшими из пенициллина лекарство, которое изменило медицину, были Говард Флори и Эрнст Чейн. В 1939 году они провели ряд экспериментов на культуре (проще говоря, плесени) Флеминга и смогли сделать из неё лекарственный препарат. Учёные выбрали пенициллин для экспериментов по двум причинам: Чейна привлекала нестабильность вещества, а Флори интересовало то, что это единственное вещество, способное побороть стафилококк. Справедливости ради, хотя имя Флеминга хорошо известно, Флори и Чейн тоже не забыты историей: втроём вместе с Флемингом они получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1945 году «за открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях».

Нетти Стивенс

открыла разницу между женским и мужским набором хромосом


К началу XX века биологи и философы предложили множество теорий о том, как определяется пол человека. Некоторые говорили, что на это влияют внешние факторы во время беременности, другие - что наследственные признаки. Теперь мы знаем, что пол человека зависит от 23-й пары хромосом, X и Y. Большинство учебников говорят, что их открыл Томас Морган . На самом деле открытие совершила женщина-учёный Нетти Стивенс. Она стала жертвой того, что называют «эффектом Матильды» - когда достижения женщин-учёных скрывают или отрицают.

Стивенс изучала половое определение у мух дрозофил и пришла к выводу, что они зависят от X и Y хромосом. Хотя многие пишут, что Стивенс работала вместе с Морганом, почти все наблюдения она проводила самостоятельно. Морган получил Нобелевскую премию за всю работу, проделанную Стивенс. Позже он опубликовал в журнале Science, в которой рассказывал, что Стивенс выступала в исследовании просто как лаборант и её нельзя называть настоящим учёным. При этом именно Нетти Стивенс начала исследование - и даже принесла мух дрозофил в лабораторию Моргана.

Лиза Мейтнер

помогла открыть деление ядра


Исследования Лизы Мейтнер в области ядерной физики привели к открытию деления ядра - того факта, что ядро атома может разделиться надвое. Это открытие, в свою очередь, стало фундаментом для создания атомной бомбы. В 1907 году австрийка Мейтнер окончила Венский университет и переехала в Берлин, где стала работать вместе с химиком Отто Ганом. После того как нацисты аннексировали Австрию в 1938-м, еврейка Мейтнер была вынуждена уехать в Стокгольм. Там она продолжила работать с Ганом, тайно встречаясь с ним и переписываясь.

Ган провёл эксперименты, доказавшие деление ядра, но не мог придумать никакого объяснения тому, что он обнаружил, - это сделала за него Мейтнер. Но Ган опубликовал исследование, не упомянув её как соавтора. Некоторые историки науки считают, что Мейтнер понимала, почему он так сделал - в нацистской Германии он не мог себе этого позволить. Не только национальность, но и пол Мейтнер сыграл свою роль: учёные в нобелевском комитете отказывались признавать заслуги женщины-учёного. Ган получил Нобелевскую премию в 1944-м за открытие деления ядра один, без Мейтнер. Тем не менее её современники и коллеги говорили, что работа Мейтнер была очень важна для этого открытия. Но поскольку её имени не было в исследовании Гана - и она не получила Нобелевскую премию, - долгие годы имя Мейтнер никто не знал.

Образ ученого у нас нередко ассоциируется с улыбчивым бородатым мужчиной в очках. Нам кажется, что у научных работников самая размеренная жизнь и самая безопасная профессия. Увы, это далеко не так. За последние два-три десятилетия по всей планете были убиты, похищены или покончили жизнь самоубийством сотни исследователей. Что же с ними случилось? Почему в современном мире профессия ученого стала такой опасной?

Жертвуя собой ради науки

Во все времена настоящие ученые были готовы пожертвовать многим, даже своей жизнью, ради установления истины. История науки сохранила немало примеров, когда исследователи погибали во время научных экспериментов, заражали себя смертельно опасными болезнями, чтобы найти способ борьбы с ними. Многие были готовы взойти на костер, как Джордано Бруно, лишь бы не отрекаться от своих идей. Давайте вспомним о некоторых ученых, пожертвовавших собой ради науки.

Среди них российский физик, профессор Георг Вильгельм Рихман, соратник и друг М. В. Ломоносова. Он погиб во время проведения опыта с атмосферным электричеством. 6 августа 1753 года, когда во время грозы Рихман занимался очередным экспериментом, из стоявшего рядом с ним прибора внезапно появился огненный шар, который направился прямо к голове исследователя. Послышался звук, напоминающий пушечный выстрел, Рихман упал замертво, а стоявшего рядом гравера Соколова повалило на пол и даже оглушило. Полагают, что Рихман стал жертвой шаровой молнии.

Считают, что самые опасные профессии у пожарных, военных и полицейских, однако вспомним о вулканологах, которые, рискуя жизнью, спускаются прямо в жерло вулкана, задыхаются от ядовитых газов, уворачиваются от падающих на них вулканических пород, берут образцы из потоков огнедышащей лавы. Причем делают они все это не ради любопытства, а ради спасения людей, ведь любое внезапное извержение вулкана может унести тысячи жизней. Случается, вулканологи гибнут. Так, 18 мая 1980 года 30-летний ученый Дэвид Джонстон погиб во время взрывного извержения, исследуя проснувшийся после 123-летней «спячки» вулкан. Вместе с ним погибло еще 56 человек.

А на какие жертвы шли ученые-медики ради науки и спасения жизней людей! Они заражали себя самыми смертельными инфекционными заболеваниями, чтобы иметь возможность их успешно лечить. В конце XIX века студент-медик из Перу Даниель Алсидес Каррион Гарсия изучал перуанскую бородавку, или лихорадку Ороя, которые на тот момент считались одним и тем же заболеванием. Данные заболевания переносились москитами и были распространены только в Перу, Колумбии и Эквадоре. Если заражение перуанской бородавкой вызывало лишь высыпания и поражения кожи, то лихорадка Ороя приводила к высокой температуре и анемии, в большинстве случаев вызывая летальный исход.

Каррион хотел открыть способ диагностировать перуанскую бородавку еще до появления высыпаний на коже. 27 августа 1885 года молодой ученый ввел себе кровь зараженного мальчика и начал вести дневник наблюдений. Через 21 день он почувствовал недомогание и боль в левой лодыжке, а через два дня после этого у него началась лихорадка. Ученого мучили колики в животе, боли в костях, ужасная жажда, он совсем перестал есть. К тому времени Даниель уже понял, что у него развилась лихорадка Ороя. Каррион скончался 5 октября 1885 года, доказав своим смертельным экспериментом, что обе инфекции вызваны одним возбудителем, следовательно это одно и то же заболевание.

А вот норвежский врач Даниель Корнелиус Даниельссен всю свою жизнь посвятил исследованию проказы (лепры). По его инициативе был создан лепрозорий, который он и возглавил. В период 1844-1858 годов этот медик сделал несколько попыток заразить себя проказой. Чего он только не предпринимал! Вводил себе кровь прокаженных, пересаживал фрагменты лепрозных узелков себе под кожу. Из-за крайне медленного развития проказы результаты каждого опыта приходилось ждать несколько лет. Надо отметить, что за своим самоотверженным руководителем последовало и несколько его подчиненных. Все они знали, что в случае заражения будут долго и мучительно умирать, но все же шли на риск, целью которого было выяснить процесс распространения проказы. К счастью, никто из них не заболел этой страшной болезнью, она оказалась не так заразна, как считали ранее. Увы, не все героические поступки ученых-медиков заканчивались столь благополучно, многие из них мучительно умирали от различных ужасных болезней, успевая внести при этом бесценные данные в копилку медицинских знаний. Благодаря таким ученым были побеждены эпидемии, когда-то опустошавшие города и страны.

Тайна списка Шелдона

Довольно необычный случай самоубийства произошел в октябре 1986 года в Бристоле. Одетый в дорогой элегантный костюм мужчина вышел в пустынном месте из машины, подошел к дереву и крепко привязал к нему конец веревки, на другом ее конце он сделал петлю, которую набросил себе на шею. После этого мужчина сел в машину и нажал на педаль газа, рванув ее с места. Результатом стала мгновенная смерть. При обыске тела полицейские, прибывшие на место происшествия, обнаружили документы на имя профессора Аршада Шарифа. Стражи закона назвали причиной гибели самоубийство и на этом успокоились. Никому не показалось странным, что профессор, намереваясь совершить самоубийство, зачем-то покинул Лондон и проехал 100 км до Бристоля.

Возможно, этот случай так и остался бы без должного внимания, но через несколько дней еще один ученый из Лондона профессор Вимал Дазибай также доехал до Бристоля, чтобы броситься с местного моста. Странное совпадение, не так ли? Тем более если учесть, что оба ученых работали над одной темой - разработкой оружия для английской программы, схожей с американскими «Звездными войнами», причем оба проявляли повышенный интерес к НЛО.

Эти странные самоубийства крайне заинтересовали известного американского писателя Сидни Шелдона, который решился на их самостоятельное расследование. Его результат оказался крайне неожиданным, ведь ему удалось выяснить, что после Шарифа и Дазибая при различных обстоятельствах расстались с жизнью еще 23 человека, занимавшихся «Звездными войнами» и проблемой НЛО. Словно на этих ученых внезапно обрушилась своеобразная эпидемия смерти.

Вряд ли подобное можно считать случайностью или совпадением. Что же с ними случилось? Одна часть их обезумела и покончила с собой, а другая в то же время стала жертвой катастроф и несчастных случаев? Среди версий, пытающихся объяснить тайну списка Шелдона, фигурирует деятельность спецслужб других государств, являющихся конкурентами в области новых технологий и вооружений. Еще одна версия возлагает вину за гибель ученых на агентов конкурирующих компаний и ведомств, как британских, так и зарубежных. Пожалуй, самая экзотическая версия связывает смерть ученых с пришельцами из космоса, ведь они разрабатывали оружие, способное сбивать НЛО. До сих пор нет никаких конкретных фактов, позволяющих отдать предпочтение той или иной версии.

Вечный двигатель не изобретать!

Стоит отметить, что настоящую охоту на ученых открыли еще в первой половине XX века. Убийства русского профессора Филиппова, немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля, академика Владимира Бехтерева - это наиболее значимые имена ученых, чья жизнь оборвалась по чьей-то злой воле в начале прошлого века. Устранялись и гораздо менее известные в науке личности и даже изобретатели-самоучки.

Например, в 1917 году в США эмигрировал из Португалии некий Андрее, который вскоре заявил о сенсационном открытии. По его словам, он изобрел химическую жидкость, несколько капель которой добавленные в ведро воды превращало последнюю в отличное горючее для двигателей внутреннего сгорания. Специально созданная научная комиссия даже организовала пробег автомобилей на этом чудо-горючем. Комиссия признала топливо Андреса уникальным, - оно не только превосходило бензин, но и являлось экологически чистым. Наверное, весь мир давно бы ездил на таком горючем, но его изобретатель сразу после пробега бесследно исчез. Только представьте, каких доходов лишились бы нефтяные, газовые и угольные магнаты, если бы появились новые источники энергии!

Скорее всего, тому же Николе Тесле в свое время удалось открыть неисчерпаемый источник энергии. Удивительно еще, что этот уникальный ученый сумел дожить до преклонного возраста. Возможно, его заставили продать все права на изобретение и основательно припугнули. Конспирологи говорят, что топливные воротилы, желая прослыть прогрессивными людьми, разрешают и пропагандируют только те альтернативные источники энергии, которые практически не грозят им потерей рынка. Это ветряки, солнечные батареи, приливные электростанции.

Кто охотится на ученых?

За последние два-три десятилетия в мире были убиты или бесследно исчезли сотни ученых, среди которых немало и российских. Трагический отсчет потерь нашей науки начался еще в апреле 1985 года, когда в Мадриде загадочным образом исчез кандидат физико-математических наук Владимир Александров. Он стал всемирно известен благодаря разработанной им математической модели последствий ядерного конфликта для климата Земли. В октябре 1983 года в Вашингтоне на конференции, посвященной оценке последствий возможной ядерной войны, он выступил с изложением полученных им результатов.

Его расчеты показывали, что, если СССР и США используют только 30-40% накопленного ядерного оружия, поднятая в атмосферу сажа на несколько месяцев перекроет доступ солнечного света к поверхности Земли. Из-за этого сначала наступит ядерная ночь, а за ней и ядерная зима, температура на всей поверхности планеты понизится до 30 и более градусов ниже нуля. Только через год температура начнет постепенно повышаться, однако климатический механизм Земли коренным образом перестроится, в результате наступит нечто вроде малого ледникового периода.

Конечно, выводы ученого вызвали большой общественный резонанс. В мировых СМИ только и писали о ядерной зиме и о том, что ядерный конфликт будет самоубийственным для цивилизации. Полтора года Александров не раз выступал на различных научных конференциях по всему миру, побывал даже в Ватикане и в Сенате США. 1 апреля 1985 года ученый выступил на очередной конференции в Испании. Уже накануне вылета на родину Владимир Александров вышел из гостиницы подышать воздухом и обратно не вернулся.

Вещи и деньги ученого остались в гостинице, а через три недели в Москве должна была состояться защита его докторской диссертации. Исчезновение известного советского ученого буквально в центре Мадрида вызвало грандиозный дипломатический скандал, однако все предпринятые расследования так и не дали результата, никаких следов Александрова обнаружить не удалось. Прошло уже много лет, но никаких новых данных по исчезновению ученого так и не поступило.

Однако «бодаться» в то время с СССР и КГБ американцам было сложновато, поэтому особо навредить нашей науке они не могли, а вот с развалом Союза для такой деятельности открылись большие возможности. Научно-исследовательские институты закрывались, штаты сокращались, зарплаты не выплачивались или были такими, что на них было невозможно прокормиться. Многих талантливых ученых в то время переманили за рубеж; впрочем, многих и не надо было переманивать, они сами уехали, устав от безденежья и невозможности нормально работать.

Поступательное развитие нашей цивилизации немыслимо без развития науки. Наука держится на плечах ученых- специалистов в различных областях знаний. Благодаря их постоянным исследованиям мы узнаем об окружающей нас мире все больше и больше, раскрываем законы развития общества и природы, узнаем больше о природе самого человека. Научный опыт позволяет нам заглядывать в будущее, создавать прогнозы и уменьшать число ошибок и просчетов в наших планах на будущее. Так что же это за люди - ученые, откуда они берутся, как они работают и как совершают открытия?

Специального учебного заведения где готовили бы исключительно ученых в той или иной области науки нет. Учеными становятся в процессе обучения в обычном высшем учебном заведении независимо от его направленности. Начиная с первого курса, студентов приобщают к самостоятельной научно-исследовательской работе. Студент сам или под руководством научного руководителя выбирает одну из актуальных тем,над которой работает и к концу учебного года защищает её на соответствующей кафедре. А по окончании обучения должен представить результаты своих исследований в дипломном проекте, который публично защищается перед государственной комиссией и преподавателями и коллегами.

Вот на этом этапе студент занимаясь исследованием какой то проблемы, решая конкретную задачу определяет для себя насколько ему это интересно, способен ли он продолжить обучение в конкретном, более узком направлении и посвятить свою жизнь науке и преподавательской деятельности. А перед преподавателями вузов, руководителями кафедр ставится конкретная задача: выявлять наиболее ярких студентов склонных к научно-исследовательской работе. Существует институт кураторства, наставничества, при Вузах создаются научные школы и направления.

В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются все необходимые гарантии для продолжения учебы и защиты ученых степеней

Выпускник высшего учебного заведения может продолжить обучение (очное 3 года, заочно 4) в аспирантуре, в медицине адъюнктуре или клинической ординатуре, по окончании которой аспирант защищает диссертацию и сдает кандидатский минимум (3 зкзамена:-предмет, ин.яз, философия)на соискание ученой степени кандидата наук. Ученая степень кандидата наук присваивает Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Диссертация в отличие от научного доклада или сообщения, должна носить характер научного открытия и может быть результатом коллективной работы.

Для получения ученой степени доктора наук в высших учебных заведениях и научно исследовательских институтах созданы докторантуры. Обучение может проводиться с отрывом от производства. Защиту проводит совет по защите докторских диссертаций. Для подготовки научных кадров кандидаты и доктора наук ведут активную преподавательскую деятельность, в ходе которой получают звания кандидаты - доцентов, доктора -профессоров соответствующих кафедр.

Для проведения фундаментальных исследований уже более 300 лет существует Российская Академия Наук (РАН). На протяжении всего этого времени менялись её задачи, статус и структура. Сейчас Академия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 13 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 15 региональных научных центров РАН. В состав РАН входят многочисленные институты. в эту работу включено все ученое сообщество страны.

РАН - является главным центром всей научно исследовательской деятельности. Здесь трудятся практически все выдающиеся ученые нашей страны. Члены корреспонденты и академики избираются в состав РАН пожизненно общим собранием действительных членов академии наук.Основная задача, которая стоит перед академией состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями. Членами Российской академии наук избираются учёные, являющиеся гражданами Российской Федерации. Действительными членами РАН избираются учёные, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами-корреспондентами РАН избираются учёные, обогатившие науку выдающимися научными трудам. По итогам последних выборов в РАН состояли более 500 действительный членов и 750 членов-корреспондентов. .

Только благодаря пытливому уму, упрямству в достижении цели, стремление к истине, природному любопытству, передачи из поколения в поколение накопленных опыта и знаний, возможен прогресс в развитии всех сторон жизни человечества. Достижения науки и техники делают нашу жизнь на земле комфортнее и краше, если не считать научные открытия в области создания оружия массового уничтожения и изменения окружающей среды.