Страх и фобия глазами психоанализа. Неврозы Адлера и Хорни


СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет клинической психологии и социальной работы
Отделение клинической психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Психология личности»
На тему «Теории страха в современной психологической литературе»

Выполнила:
студентка Лохова Светлана Ивановна,
специальность 030302
«Клиническая психология»
заочное отделение
(с применением дистанционных технологий)
курс 5 ВО, группа 1

Проверил:
преподаватель
Смирнова Наталья Николаевна

.

Архангельск 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… ………………..3

    Теории страха З.Фрейда…………………………………………………….. 4
    Теории страха в различных психологических концепциях……………….8
    Современные теории страха………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………… ………………….18
Список литературы………………………………… ……………………………19

Введение

Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой.
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это доказывает тот факт, что доказывает врожденный характер эмоций. Но, несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие.
Страх – это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность.
Страх представлен не только благодаря возможности его объективации в телесных ощущениях, но и в силу его психологического обоснования.
Существует множество теорий страха, анализ которых и является целью нашей работы.

    Теории страха З.Фрейда
Первая теория страха, разработанная З. Фрейдом, изложена в работе о неврозе страха в 1895 г. В данном варианте подобное специфическое переживание было названо им страхом перед влечением. Страх понимался как переживание, которое возникает от избытка сексуальных веществ, оказывающих токсическое воздействие в результате застоя. Это – превращение переизбытка бессознательной либидинозной энергии в страх.
Позже, во «Введении в психоанализ» он различает реальный страх и страх невротический. Первый возникает на вполне определенную угрозу и является нормальной реакцией организма, связанной с рефлексом самосохранения. «При анализе реального страха мы свели его к состоянию повышенного сенсорного внимания и моторного напряжения, которые мы называем готовностью к страху. Из нее развивается реакция страха» 1 . Невротический страх возникает не столько как следствие невостребованной сексуальной энергии, сколько как результат отделения либидо от вытесненной репрезентации, иными словами, «аффективный заряд, квант энергии, связанный с этим представлением, трансформируется в страх независимо от его качества в условиях нормального проявлении» 2 . Во «Введении в психоанализ» Фрейд описывает невротический страх, во-первых, как «свободную, неопределенную боязливость… как так называемый страх ожидания», во-вторых, как «страх, накрепко связанный с определенными содержаниями представлений в так называемых фобиях», в-третьих, «страх при истерии и других формах тяжелых неврозов» 3 .
В работе «Подавление, симптомы и страхи» (1920) Фрейд формулирует новые представления о чувстве страха. Эти представления получили название второй теории страха, в которой данный феномен выступает в качестве функции Я. Страх перед влечениями, явившийся главным понятием первой теории, в этой работе был назван автоматическим страхом, который противопоставлялся сигнальному страху, или сигналу тревоги (Angstsignal). Понятие сигнального страха выявляет новую функцию тревоги как побуждения к защите Я. Появление сигнала непосредственно не связано с экономическими факторами, т.е. не вызывается каждый раз как новое явление, а повторяет в виде эмоционального состояния уже существующий след, закрепленный в памяти. Он играет роль «мнесического символа».
Одним из объектов страха являются опасности, которые грозят индивиду извне, угрожают самосохранению организма (дикие животные, явления природы, разъяренный человек и проч.), а также события, которые могут вызвать неприятные ощущения, переживания (голод или жажда, насмешки, экзамен и проч.). При угрозах такого порядка у человека возникает чувство беспомощности и угнетения. Иногда это состояние напряженности и выдается за чувство страха.
Другим объектом страха может быть опасность наказания или отмщения, которые человек уже ранее переживал в похожих ситуациях. Такое переживание называется страхом перед Супер-эго, иными словами - это страх перед родителями, интернализированными в Сверх-Я в виде феномена совести. Чем больше стремление личности к получению удовольствия, тем сильнее проявляется данный вид страха. Сильное желание может быть удовлетворено с помощью замещающей деятельности путем сублимации.
Еще один объект страха – чужой человек или неизвестная ситуация. Этот вид страха возникает в связи с ощущением, что неизвестное сопровождается неприятными переживаниями, в первую очередь вызванными тем, что в новой ситуации велика вероятность оказаться во власти инстинктивных побуждений, не контролируемых со стороны Я. К страху перед неизвестным можно в какой-то степени отнести страх смерти и страх отделения. Впервые этот страх появляется у ребенка около восьми месяцев от рождения. Шпитц дал ему специальное название - "дичание", или "тревога восьмимесячных". Он называет его вторым этапом социализации, следующим за первым, которым является улыбка. Страх чужого человека и неизвестной ситуации у взрослого может проявляться в виде страхов чего-то нового, негативных переживаний, возникающих всякий раз, как только предстоит "шагнуть на новую ступень" (ситуация экзамена, выбор профессии, вступление в брак, решение родить ребенка, переход на новую работу, переезд, выход на пенсию и др.).
Страх утраты любви постоянно описывался Фрейдом начиная с его работ "Я и Оно" (1923). В первую очередь речь идет о страхе утраты матери, которая является для ребенка источником удовлетворения его самых разных потребностей - в самосохранении, в физическом комфорте, в кинематической подстройке, в привязанности, в цеплянии и проч. Тесная симбиотическая связь с матерью воспринимается младенцем как единое целое, в котором пока еще не выделяются отдельные фигуры - Я сам и моя мать. Ощущение симбиоза может переживаться как страх потери собственного Я в связи со страхом утраты матери. Страх утраты собственного Я называется экзистенциальным страхом, страхом уничтожения, потери собственной сущности.
Паранояльные страхи возникают вследствие проекции собственных агрессивных импульсов на другого человека и опасений, что он станет для нас угрожающей фигурой. Так, желание убивать и соответствующие страхи быть убитым нередко рассматриваются как связанные феномены: я боюсь быть убитым, поскольку сам испытываю подобное желание. Нередко в собственной агрессии усматривается скрытое желание отделения, сепарации.
Страх кастрации многими ассоциируется со страхами в области сексуальности. Однако это не совсем верно. Его можно связать с более широким понятием - страхом собственной неполноценности, вызванным чувством неполноценности. Это ощущение возникает тогда, когда человек оказывается не способным отделить свои успехи/неудачи, результаты своей деятельности от себя самого. Оно приводит к снижению самооценки, к актуализации экстринсивной мотивации (поведения, находящегося под контролем похвалы или упрека), к пассивности и депрессии.
Фрейд соотносил страх кастрации с фаллической стадией развития ребенка и формированием Эдипова комплекса. Он полагал, что чувства ребенка, возникающие в этот период жизни, обусловлены трехсторонними отношениями, в которых к родителю своего пола переживается чувство вражды, а к родителю противоположного пола - чувство любви. Страх кастрации возникает, во-первых, на основе констатации ребенком анатомической разницы между полами и, во-вторых, как следствие возникновения угрозы - реальной или фантазматической. Угрожающей фигурой выступает отец.
Справиться с ощущением неполноценности не всегда представляется возможным в силу нежелания человека достичь каких-либо результатов, которые помогут компенсировать это чувство. Если страх кастрации переносится на внешний объект, то возникают типичные фобии. Они представляют собой симптомы навязчивости. Фобия - определенный страх, но не того, что человек боится внешне. Например, за страхом экзамена стоит страх перед новой ступенью в развитии, эритрофобия (страх покраснеть) основана на неуверенности в самом себе, возможно, как истерический симптом этот страх скрывает бессознательные сексуальные желания и проч.
    Теории страха в различных психологических концепциях
У. Мак-Дауголл предложил понимание страха как инстинкта. Особенность инстинкта страха, с точки зрения этого автора, в том, что ему соответствует такой тип инструментальной активности, как бегство.
У. Мак-Дауголл подчеркивал значение вторичных эмоций, возникающих в результате одновременного проявления или объединения нескольких базовых инстинктов. Например, проявляющимся одновременно базовым инстинктам бегства и любознательности соответствует вторичная эмоция, объединяющая страх и удивление. Позже в дифференциальной теории эмоций (К. Изард, С. Томкинс) было показано, что именно указанные эмоции плюс та, которую эти авторы обозначают как «интерес», наиболее выражены в ситуациях страха.
Теорию страха Мак-Дауголла характеризует представление о производных эмоциях – надежде, радости, беспокойстве, – не связанных с отдельными инстинктами, диспозициями. Из этого вытекает и понимание им возникновения сложных чувств в результате синтеза нескольких диспозиций и других психических образований. У. Мак-Дауголл считал, что главными являются чувства, связанные с Эго человека. Именно вокруг них формируются другие чувства, составляя ядро характера человека и обусловливая индивидуальные различия в поведении и - что для нас особенно важно – в склонности к переживанию определенных эмоций. Таким образом, в концепции У. Мак-Дауголла четко прослеживается различение базовых эмоциональных диспозиций, к которым относится и страх, и высшие чувства, представляющие собой синтез, возникающий на основе этих базовых образований, но не сводящийся к ним, и центрирующийся на чувствах, связанных с отношением к собственному Эго.
Рассмотрение страха как фундаментальной, врожденной эмоции наиболее ярко проявилось в работах основателя бихевиоризма Дж. Уотсона, который относил к числу таких первичных эмоций, помимо страха, также гнев и любовь. Проблема врожденности базовых эмоций и прежде всего страха, широко обсуждалась в психологической литературе на рубеже столетий, но отголоски этого спора явственны еще и сейчас. Согласно бихевиоральным взглядам, эмоции – специфический тип реакций, прежде всего висцеральных. Именно такое понимание легло в основу наблюдений Дж. Уотсона, позволивших ему сделать знаменитый вывод о том, что страх появляется с самого момента рождения. В качестве стимулов, вызывающих реакции типа страха у новорожденных, он рассматривал лишение опоры (на это же указывал в описании «рефлекса страха» в 1922 г. В. Штерн), шум, громкие звуки, а также прикосновения типа легкого толчка к ребенку во время засыпания или пробуждения. Однако в дальнейшем, считал Дж. Уотсон, доказывая это результатами специально организованных наблюдений, развитие страха осуществляется по линии расширения его объектов и происходит на основе условных рефлексов. Этой же точки зрения придерживались В. Штерн, Ж. Прейер и др.
«Концепция влечения» К.Л. Халла легла в основу работ по исследованию страха, относящихся и к социальной школе научения, являющейся попыткой синтеза научения и психоанализа, и к относящимся к другому крылу теории научения исследованиям Р. Спенс и Дж. Тейлор. Социальная школа научения придает и страху центральную роль в социализации индивида (О.Х. Маурер, Г. Мандлер, И.Г. Сарасон, СБ. Сарасон, Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, В. Хартруп и др.). В основе этих взглядов лежит представление о том, что исходно нейтральные стимулы могут через подкрепление и научение становиться эмоциогенными и приобретать вызывающие страх свойства. В русле данного направления было установлено, что страх, относительно легко возникая, в дальнейшем приобретает качества очень стойкого образования, с большим трудом поддающийся переучиванию. Данный факт, на наш взгляд, имеет немалое значение для понимания природы этого явления. Существенное внимание в социальной теории научения, как и в психоанализе, отводится исследованию сигнальной функции страха. Так, по мнению О.Х. Маурера, «условный страх» наряду с другими предвосхищающими эмоциями (надеждой, разочарованием и облегчением) оказывает решающее влияние на выбор и, следовательно, на дальнейшее закрепление способов поведения. При этом основные (первичные) эмоции подкрепления – страх и надежда. Облегчение и разочарование вторичны, они представляют собой уменьшение основных эмоций: облегчение – страха, разочарование – надежды. Исходя из представлении о центральной роли эмоционального обуславливания в научении и о том, что эмоции вызывают тенденции к определенному поведению, действуя как мотив, О.Х. Маурер считал, что основная функция страха – сигнализирующая, она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх.
Выдвигаемая в социальной теории научения модель закрепления и возрастания страха предполагает, что в опыте индивида – в аналогичных ситуациях или ситуациях по содержанию достаточно далеких, но сходных по значимости (например, ситуация экзаменов и объяснение в любви) – формируется определенный тип реакции, который способствует ослаблению страха. Часть таких реакций адекватны ситуации и могут способствовать успешности в достижении целей. Другие, актуализируя переживания некомпетентности, беспомощности, низкой самооценки, боязни осуждения и т. п., стимулируют реакцию избегания и потому препятствуют успешности. Поэтому возрастание социально-ситуационного страха ведет к конфликту этих двух типов реакций, которые, в свою очередь, вместе конкурируют с тенденцией к результативности, достижению цели. Все это приводит к возрастанию эмоциональной напряженности и соответственно - к отрицательным результатам, неизбежным следствием чего становится закрепление реакций страха и форм избегающего поведения.

Представители экзистенциальной психологии (Гуссерль, Сартр, Хайдеггер, Ясперс и другие) отводят страху роль основного проявления человеческой экзистенции (существование), наряду с заботой, решимостью, совестью, виной, любовью. Все эти проявления определяются через смерть – человек прозревает свою экзистенцию в пограничных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.
Немаловажное место страх занимает и в гештальттерапии Ф. Перлза. Нормальный рост и развитие не обходятся без проблем, как показывают трудности достижения зрелости. По его мнению, страх является неизбежным спутником научения. Это следствие разрыва между настоящим и будущим. Теряя твердую опору настоящего и начиная заботиться о будущем, человек испытывает страх, например, страх перед публикой – когда начинается действие, возникает возбуждение, обеспечивающее успех. Позднее Перлз использует понятие «ужас», в качестве близкого по значению, но нетождественного понятию «страх»; ужас – это смутное, недифференцированное ощущению опасности, которое перерастает в страх, когда возникает объект, которому придется противостоять. Так же Перлз рассматривает страх в качестве одного из симптомов невроза, определяя его как невротический страх. Он проявляется в приступах страха, а при отсутствии внешних проявлений может выражаться в возбуждении, беспокойстве и затруднении дыхания. Физиологическими коррелятами возбуждения являются усиленный метаболизм, повышение частоты дыхания и сердечных сокращений. Если возбуждение тормозится или подавляется с помощью искусственного замедления дыхания, возникает нехватка кислорода, которая в свою очередь также ведет к затруднению дыхания. «В состоянии страха имеет место острый конфликт между потребностью дышать (преодолеть чувство удушья) и противодействующим ему самоконтролем. Страх есть возбуждение в сочетании с неадекватным поступлением кислорода. Невротическая личность тормозит или подавляет возбуждение, поэтому испытывает страх».
Стоит отметить, что Перлз даже определил один из уровней невроза как фобический, который связан с осознаванием фальшивого поведения и манипуляций. Когда человек представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является.
В теории Джемса-Ланге страху также уделяется большое внимание. Страх рассматривался У. Джемсом как одна из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом. «Прогресс, наблюдаемый в постепенном развитии животного царства вплоть до человека» характеризуется главным образом «уменьшением числа случаев, в которых представляются истинные поводы для страха». По его мнению, в обыденной жизни человека его времени страх существовал лишь в форме напоминаний: «Ужасы земного существования могут для нас стать надписью на непонятном языке... такие ужасы рисуются нам в виде картины, которая могла бы украсить ковер на полу той комнаты, где мы так уютно расположились и откуда благодушно смотрим на окружающий мир»
Руководствуясь представлением о том, что «эмоция есть стремление к чувствованию, а страх - стремление к действиям при наличии известного объекта в окружающей обстановке» и одновременно пониманием того, что во многих случаях такое разграничение провести невозможно, а с научной точки зрения и не нужно, У. Джемс дает описание страха и в главе «Эмоции», и в главе «Инстинкты» своего знаменитого труда «Принципы психологии». Страх, по Джемсу, - неподдельный и онтогенетически ранний инстинкт человека. Джемс подробно анализирует «классические» объекты человеческого страха – шум, высота, змеи, пауки, странные люди и животные и т. п., отделяя при этом объекты, страх к которым вызван инстинктом, от тех, относительно которых достаточно трудно сказать, связана ли боязнь с инстинктом или с научени­ем. Особое внимание Джемс уделяет боязни одиночества, темноты и сверхъестественных явлений. Анализируя причины страха, Джемс, хотя и не без оговорок, солидаризировался с гипотезой о том, что некоторые формы страха (например, боязнь мертвецов, пауков, пещер), а также некоторые формы поведения при сильном испуге (такие как «замирание на месте» от ужаса) и ряде фобий (например, агорафобии) можно рассматривать как рудименты некогда полезных ин­стинктов.
Чрезвычайно интересно сделанное У. Джемсом описание мистического страха. Подобный страх он рассматривал как следствие особого соотношения идей о сверхъестественных силах и определенной реальной обстановки, а также как сочетание нескольких простейших видов страха: «Для получения мистического страха нужно сложение многих обычных элементов ужасного. Таковы одиночество, темнота, странные звуки, в особенности неприятного характера, неясные очертания каких-то фигур (или ясно очерченные страшные образы) и связанное с головокружением тревожное состояние ожидания». Особое значение Джемс придает такому элементу, как «осуществление привычного совершенно непредвиденным образом». В целом, говоря о теории страха Джемса, необходимо подчеркнуть три основных момента: во-первых, рассмотрение страха и как эмоции, и как инстинкта; во-вторых, оценка Джемсом страха как выполняющего приспособительную функцию лишь в очень ограниченных пределах, а в основном приносящего вред; в-третьих, выделение в качестве источников страха не только естественных, но и сверхъестественных явлений и объектов.

    Современные теории страха
Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов.
Он разделяет все страхи на три группы:
    биологические,
    социальные,
    экзистенциальные.
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей.
Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений – ко второй, а страх смерти – к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны – болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой – социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) – на границе 1 и 3 группы, страх потери близких – на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.
Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) – записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.
Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение 4 .
В теории страха Ф. Римана речь идет о глубинных, малоосозноваемых страхах, тем не менее коренным образом влияющих на наше поведение и мироощущение. 5 .
Так же, как и К.Г. Юнг, Ф. Риман наблюдая за своими пациентами в клинике, сумел заметить и классифицировать определенные особенности характера и поведения, не случайные, а именно устойчивые свойства, которые ярко проявляются у пациентов психиатра, но присущи и здоровым людям. Поэтому Ф. Риман говорил о своей теории не только как о типологии отклонений, но и как о типологии нормальных здоровых людей.
Страхи есть у всех. Страх является неотделимой составляющей человеческого бытия, источником его глубинных мотивов. Всю историю человечества можно рассмотреть, как череду попыток обуздать, уменьшить и преодолеть страх. Но страх не только сковывает, он же бывает и мощным стимулом для достижений, для развития.
В тех случаях, когда человек не переходит границ нормальной адаптации, т.е. вписывается в общество, не нарушая своим поведением жизни других людей, эти типологические особенности у него проявляются как положительное свойство характера, «изюминка», выгодно отличающая личность в социуме и даже дающая ему определенные преимущества. Ведь все мы знаем, что наши недостатки – это лишь продолжение наших достоинств.
Фриц Риман выделил попарно четыре основные формы страха: шизоидный – депрессивный и истероидный – навязчивый.

Рис. 1 Основные формы страха по Ф. Риману
Нулевая точка отсчета – это состояние полного равновесия, когда «я принимаю себя и весь мир таким, какой он есть». В душе мир и гармония, в голове ясность, в глазах любовь, в речах мудрость, движения наполнены силой и смыслом. Это естественное состояние сознания считается идеальным, его трудно достичь, но к нему можно стремиться 6 .
Ю.Р. Вагиным, представителем тифоанализа представлена оригинальная концепция страха, как одного из механизмов системы хронификации жизни в рамках монистической теории влечений.
Среди положений тифоанализа, которые можно считать новыми и принципиальными для динамической теории, следует назвать отличные от традиционного понимание феноменов страха.
Страх наряду с болью, блокирующий фактор, встроенный ограничитель системы хронификации жизни, призванный локально усиливать напряжение в организме в целях ограничения стремления живой системы к смерти. Любой страх всегда прикрывает собой желание, чтобы произошло именно то, чего человек боится. То есть любой страх всегда прикрывает собой влечение к тому, что он собой прикрывает. С точки зрения тифоанализа, усиление страха всегда обусловлено двумя моментами: а) в окружающей действительности (в том числе собственном теле) обнаружены признаки, угрожающие дальнейшему существованию индивида; б) по ряду причин произошло усиление влечения к смерти и вторичное усиление страха как результат активизации системы хронификации жизни 7 .

Заключение

Таким образом, в психологии существует множество теорий страха. Можно выделить на наш взгляд две основные позиции: приобретение в процессе научения, относительно легко возникая, в дальнейшем приобретает качества очень стойкого образования, с большим трудом, поддающийся переучиванию (возможно как прямое следствие травматического фактора (З. Фрейд)); врожденное существование (т. е. возникновение в процессе филогенеза). На наш взгляд последний аспект наименее изучен, и заслуживает наибольшего внимания и более тщательного исследования

Список литературы

    Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-531.
    Вагин Ю.Р. Страх. Тифоаналитический подход. – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2005. – 112 с.
    и т.д.................

В рамках третьей (структурной) теории психического аппарата главная роль в возникновении психических нарушений и расстройств отводится нарушениям функций Я. Сложная задача сохранения равновесия между противоречивыми требованиями Оно, СверхЯ и внешнего мира приводит к выработке специфических механизмов, среди которых центральное место занимает страх, а также различные способы зашиты от него. Именно в Я развивается способность реагировать страхом не только на ситуацию реальной опасности, но и на угрожающие обстоятельства, при которых травмы можно избежать.

Специфической формой страха является ощущение беспомощности, связанное с неконтролируемым ростом силы бессознательных желаний. В отличие от страха перед реальностью (термин, обозначающий переживание реальной опасности, внешней угрозы), данный страх часто переживается как чувство тревоги, не имеющей конкретного объекта, а связанной с Я целиком:

""Если человек не научился в достаточной мере управляться с инстинктивными побуждениями, или инстинктивный импульс не ограничен ситуативными обстоятельствами, или же вследствие невротического нарушения развития вообще не может быть отреагирован, то тогда накопившаяся энергия этого стремления может одолеть человека. Это ощущение превосходства импульса, перед которым человек чувствует

себя беспомощным, создает почву для появления страха. Инстинктивные побуждения могут угрожать поразному. Например, страх может быть связан с тем, что влечение стремится к безграничному удовлетворению и тем самым создает проблемы. Но и сам факт, что человек может утратить контроль над собой, вызывает очень неприятное ощущение, беспомощность, а в более тяжелых случаях - страх" .

Такой вид невротического страха довольно часто встречается в сновидениях, он может сопровождать анализ вытесненного и вызывать сильное сопротивление осознанию влечений. В своей работе "Зловещее" (1919) Фрейд относит к числу наиболее пугающих, жутких переживаний возвращение вытесненного, указывая, что символическим аналогом того, что должно было оставаться скрытым, но внезапно проявилось, являются кошмары, связанные с ожившими мертвецами, привидениями, духами и т.п. Основоположник психоанализа полагал, что "жуткое переживание имеет место, когда вытесненный инфантильный комплекс вновь оживляется неким впечатлением, или если снова подтверждаются преодоленные ранее примитивные представления" .

Совсем иначе выглядят и переживаются страхи, иррациональные, так сказать, по форме, а не по существу. Это страх перед вполне конкретными объектами или ситуациями, которые могут представлять реальную опасность (злые собаки, змеи, высокие скалы и пропасти), но в большинстве случаев сравнительно безобидны (жабы, пауки, старухицыганки и т.п.).

Одна из моих клиенток както пожаловалась на сильный страх перед змеями. Судя по рассказу, это была настоящая фобия - при виде похожих объектов или даже просто в разговоре о том, что они попадаются в самых неожиданных местах (на даче, за городом) девушка начинала кричать, а случайная встреча с безобидным ужом закончилась ужасающей истерикой. В беседе о причинах возникновения этого страха прояснилось большое ассоциативное поле, связанное с ним. Для клиентки змея символизировала только негативные моменты, а общая культурная семантика, связанная с вечной молодостью,

мудростью, целительными свойствами и другими позитивными характеристиками, отсутствовала напрочь.

Далее выяснилось, что понастоящему вытесненными были амбивалентные, двойственные аспекты змеиной природы, ассоциированные с могущественными, проницательными и потому опасными женскими фигурами. Сама же змея воспринималась как латентный, скрытый (в траве) фаллос, символизирующий основание бессознательного желания. Страх змей в качестве симптома заместил признание своей подвластности желанию Другого 21 . Вполне очевидно, что фобическая реакция предохраняла клиентку от соприкосновения с вытесненными аспектами собственной сексуальности, связанными с ипостасью фаллической женщины. Страх перед этой демонической фигурой был преобразован в фобию змей.

Ведущая роль, которая отводится страху в понимании того, как именно Я поддерживает равновесие в системе психики, обусловлена аффективной динамикой психоаналитической процедуры. Дело в том, что данная терапевтом интерпретация, сколь бы своевременной, верной и точной она ни была, далеко не всегда принимается клиентом. По мере развития методики и техник психоаналитической работы основным моментом последней становится не столько содержание интерпретаций, сколько их приемлемость, готовность пациента разделить и поддержать точку зрения терапевта. По своему смыслу принятие отлично от осознания (прежде всего тем, что это произвольный, а не спонтанный акт), а распознать его можно по эмоциональному потрясению, сопровождающему преобразование аффективного опыта в процессе терапии.

Специфической формой такого переживания является страх объективации результатов терапии, который встречается весьма часто. "Пишущие" психотерапевты и преподаватели сплошь и рядом сталкиваются с опасениями клиентов, что работа с ними будет представлена в качестве примера, клинической иллюстрации теории. Причем апелляция к повсеместно принятым формам соблюдения конфиденциальности ничего не меняет - "а вдруг ктонибудь догадается и меня всетаки узнают".

У одного из клиентов этот страх выразился в попытке запретить мне не то что публиковать, но даже описывать ход его терапии. В то же время он всякий раз напряженно разглядывал мой рабочий дневник, лежавший на столе во время сеансов, и както признался, что отдал бы многое за возможность его почитать. Когда в ответ я показала ему страницы, относящиеся к его собственному случаю, господин X. не смог даже понять, что там написано. Он согласился с интерпретацией, что природа его страха - не невротическое опасение того, что будет нарушена конфиденциальность, а, скорее, психотический страх "быть увиденным". Поскольку этот последний специфичен по отношению к проблемам гнаX., терапия которых была выдержана в русле структурного психоанализа, дальнейшее описание ее помещено в соответствующей главе. Здесь же я хотела акцентировать внимание на том, что понимание природы страха клиента помогло дальнейшему продвижению анализа.

В терапевтической практике открытое обсуждение страха, связанного с ходом терапии, указывает на преодоление сопротивления Я, способствует разблокированию психологических защит. В случаях, когда терапевтический анализ не двигается с места изза рационализирующих сопротивлений, которыми клиент встречает интерпретации, всегда полезно инициировать регрессию, сделав предметом беседы ранние детские страхи, страх смерти, страх новизны и любые другие формы страха, присутствовавшие в его жизни. Иногда клиент сам считает страх основой своих проблем, но чаще симптоматика страха становится фокусом терапии при анализе сновидений.

Материалы по психологии: Два самых мощных стремления человека – это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь, великодушие и щедрость, пылкое произведение потомства и радостное творчество. Напряжение,Отношения с людьми чаще всего служат источником психологических трудностей и проблем. Существует известная закономерность, связанная с ситуацией социальной неуспешности. Как правило, "сложные" в общении личности обычно жалуются на то, чтоМногие знакомы с картами сверхчувственного восприятия, или картами "СЧВ", которые имеются теперь в продаже и используются в качестве салонной игры. Это пакет из двадцати пяти карт с пятью различными рисункамиВ глубинной психологии трудно найти более интересное и любимое всеми - и терапевтами, и клиентами - занятие, нежели анализ сновидений. Толкование сновидений - не просто "царская дорога к бессознательному", это

Тщательная проработка теории страха1 или, по крайней мере, ее окончательная формулировка появилась в произведениях Фрейда достаточно поздно, поскольку его книга «Подавление, симптомы и страх» вышла в 1920 году.

Он не то что бы не касался этой проблемы раньше, но всегда оставался в рамках относительно простой концепции, которую он сам впоследствии отверг. Эта первая концепция, называемая иногда первой теорией страха, тем не менее небезынтересна для понимания психоаналитической теории и заслуживает быть здесь представленной.

■ Она может быть изложена достаточно просто. В работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд дает ей следующую формулировку: у взрослого, как и у ребенка, либидо превращается в страх начиная с того момента, когда влечение не может достичь удовлетворения. В замечании, добавленном в 1920 году, он образно уточняет: «Невротический страх есть продукт либидо, как уксус есть продукт вина». Рассматривая случай ребенка, он замечает, что страх при своем возникновении есть не что иное, как чувство отсутствия любимого человека. Но он не разрабатывал более этот подход и с другой стороны постулировал, что именно дети с ранним или чрезмерным сексуальным влечением предрасположены к страху.

Двенадцать лет спустя во «Введении в Психоанализ», в главе, посвященной этой проблеме, он старается ясно различать реальный страх и страх невротический. Реальный страх запускается восприятием внешней опасности и связан с рефлексом самосохранения. Таким образом, он проявляется как нечто вполне нормальное и понятное. В любом случае, говорит он, реакция защиты может проявиться без сопровождения ощущения страха, которое, будучи слишком интенсивным, может создавать помехи, парализуя субъект. Бегство разумно, добавляет он, страх же не отвечает никакой цели.

Он возвращается к онтогенетической концепции, изложенной в 1905 году, уточняя ее. Ребенок реагирует на утрату матери, что, говорит он, воспроизводит страх, сопровождающий акт рождения, являющийся сепарацией с матерью. Он уточняет, что эта сепарация с матерью оставляет либидо невостребованным, не имеющим объекта, на который оно может обратиться. В этом страх ребенка предвосхищает невротический страх взрослого. На самом деле реальный страх у ребенка практически никогда не возникает. Ребенок достаточно безразличен к реально опас-

1 В оригинале: «angoissc» - термин, имеющий семантический оттенок не просто страха (pcur - страх, боязнь, опасение (фр.)), но тоски, ужаса, тревоги, стеснения в груди (прим. пер.)

ным (ситуациям, что просто связано с его неспособностью оценить эту опаснюсть.

Учточняя еще более положение вещей, он отмечает, что эта первая утрата /любимого объекта может быть замещена ситуацией, имеющей такое жсе значение. Так, ребенок, не видящий в темноте свою мать, думает, что шотерял ее, и реагирует страхом каждый раз, когда оказывается в темнсоте.

Тезм не менее существует большое различие между ребенком и не-вротшком: у последнего речь идет не о либидо, кратковременно не востребованном, а о либидо, отделенном от вытесненной репрезентации. Говорэя о вытеснении1, Фрейд вплоть до этого момента представлял только определенный вид репрезентации. Теперь он говорит, что аффективный ззаряд, квант энергии, связанной с этим представлением, трансформируется в страх независимо от его качества в условиях нормального проявзления. Он говорит даже о разрядке в форме страха. Естественно, он отмеччает, что невротические процессы не сводятся к этому воспроизводству сзтраха, и для фобии, например, он далее вводит проекцию: т.е. страх связаш с внешней опасностью. С другой стороны, формирование симп-томовз направлено на затруднение контактов с внешним фобогенным объексгом (процесс, который интересно отметить, поскольку мы обнаружим еего во второй теории страха).

Зашетим, что в это время Фрейд вернулся к теории Отто Ранка, хотя и не у/поминая его имени, и уточнял, что невротический страх формируется ввокруг ядра, образующего повторение некоторого значимого и важного ссобытия, принадлежащего прошлому субъекта, и что, с другой стороны, это инициальное событие может быть лишь рождением.

С «описательной точки зрения он различает то, что называется страхами ожидания (тревога ожидания), не запускающимися специфической ситуащией, и фобиями, где существует объект, идентифицируемый как причиша, запускающая этот страх.

Каак с нозогорафической точки зрения, так и с этиопатологической он апеллшрует, с одной стороны, к своей теории актуального невроза, источником которого он делает недостаточность сексуальной разрядки. Он уточншет, что сексуальная абстиненция способствует воспроизводству страхи лишь в случаях, когда либидо не находит удовлетворяющего от-влечешия или в значительной части не сублимировано.

С.другой стороны, он замечает, что категория невротиков или обсес-сивньых больных пополняется за счет страдающих от патологических страхсов. Когда эти больные органичены в выполнении их ритуалов и це- реможий, можно констатировать, что они испытывают интенсивный С"м. механизм вытеснения в гл. 3.

страх, который, таким образом, лишь диссимулирован симптомом. В об-сессивном неврозе страх замещен симптомом, что позволяет полагать, что симптомы формируются лишь для того, чтобы помешать развитию страха, который без них стал бы неизбежным.

Заключая сказанное и переходя к будущей теме вытеснения, можно привести одну фразу Фрейда: «Страх представляет собой разменную монету, в которую обращаются или могут обращаться любые аффективные возбуждения, когда их содержание удалено из репрезентации или подвергнуто вытеснению». Это то, что иногда резюмируется в формуле: страх порождается вытесненным.

■ Но совершенно очевидно, что в работе «Подавление, симптомы и страхи» Фрейд дает более проработанную и более удовлетворяющую его формулировку теории страха (часто называемую второй теорией страха). Страх появляется в ней как настоящая функция Я. Это нечто вроде сигнала неудовольствия, позволяющего мобилизовать все виды энергии, необходимые для борьбы с потребностью влечения, исходящего из Оно, которое, впрочем, остается изолированным перед лицом этой мобилизации Я. На самом деле организовано единственно Я, Оно не организовано и не может направить все свои необходимые силы на поддержку вытесненной потребности. Таким образом, с самого начала утверждается, что Я (инстанция) есть реальное местопребывание страха, и предшествующая концепция, допускавшая, что энергия вытесненной потребности автоматически превращается в страх, отвергается.

К тому же экономическая, энергетическая проблема более не занимает первого места: страх не вызывается каждый раз в качестве нового проявления, он воспроизводит в форме эмоционального состояния уже существующий мнестический след. В большей степени, чем раньше, Фрейд стремится найти опору для своей концептуализации в ясных клинических соображениях.

Отмечая, что страх совершенно не проявляется при конверсионной истерии и что в обсессивном неврозе он в значительной степени перекрывается, маскируясь, симптомами, Фрейд основывается при этом на исследованиях фобии". В качестве примера он использует детскую фобию животных, фобию маленького Ганса2. Объект этой фобии точно известен - это страх быть укушенным лошадью. Итак, анализ выявляет амбивалентность и агрессивность, направленную на отца. Фрейд постулирует, что компуль-сивное желание, подвергнутое вытеснению, есть агрессивность, направленная против отца, и что единственное невротическое проявление есть

" Или истерии страха, отличной от невроза страха (см. гл. 8).

Для более детального клинического изложения мы отсылаем к «Пяти случаям психоанализа».

замена образа отца лошадью. Попутно он замечает, что именно это замещение и образует симптом. Страх быть укушенным может («без натяжки», говорит он) быть объяснен как страх, что лошадь откусит ему гениталии, кастрирует его. Страх, таким образом, есть страх кастрации и в случае фобии (и в более широком смысле - неврозов) в рамках Эдипова комплекса должен быть замещен. Он отмечает, что другая эдиповская составляющая - нежное отношение к отцу - также запускает страх кастрации, помещая в соответствии с женской позицией отца на место матери (что еще более очевидно в случае «Человека с волками»1).

Эта концепция привела к значительным изменениям. Страх более не является автоматически продуктом, связанным с вытеснением, скорее именно этот страх кастрации и осуществляет вытеснение. Невротический страх, таким образом, приближается к страху перед реальной опасностью либо оцениваемой как таковая субъектом.

Представляется, что эта концепция может быть распространена на все виды фобий, особенно агорафобического типа, когда страх кастрации может прямо формировать «страх искушения». Эта связь кажется очевидной при сифилофобии.

Сравнивая обсессивный невроз с фобией, можно констатировать, что единственное различие состоит в том, что в обсессивном неврозе ситуация опасности образуется из-за враждебности Сверх-Я, т.е. опасность не проецируется вовне, а напротив, интериоризована. Это приводит к пониманию наказания Сверх-Я как производной формы кастрации.

Еще более расширяя проблему, Фрейд обращается к травматическим неврозам. Но в этом случае только одного факта быть подвергнутым реальной опасности недостаточно для формирования невроза. На самом деле страх реактивирует мнестические следы. Однако никогда нечто похожее на смерть не может оставить точно определяемых следов. Поэтому страх смерти должен пониматься как аналог страха кастрации.

Что же касается страха маленького ребенка, реакции на отсутствие матери, на "потерю объекта, то он может быть сопоставим со страхом рождения - сепарацией с матерью, а также со страхом кастрации, в равной степени запускаемым угрозой утраты высокозагруженного объекта. Более точно, между рождением и более поздним отсутствием матери существует близость с экономической точки зрения. В обоих случаях напряжение нарастает или из-за внезапного привнесения внешней стимуляции во время рождения, или из-за голода в случае сепарации с матерью. Позднее эта сепарация запускает страх, даже если нет чувства голода, что приводит к переходу непроизвольного автоматического страха, связанного с угрожающей ситуацией, к страху предумышленному, вос- См. сноску 1 на с. 88.

производимому как сигнал опасности. Это понятие сигнального страха

(в сущности, страха-сигнала) есть важный вклад в данную теоретическую проработку. Страх, таким образом, становится элементом функции защиты Я. Итак, в любом случае именно утрата объекта или угроза этой утраты является детерминирующим условием страха. Фрейд отмечает, что в этой перспективе под страхом кастрации может также пониматься то, что обладание пенисом гарантирует возможность нового соединения с матерью (реально ее субститутом - женщиной). Таким образом, его утрата равносильна повторной утрате матери.

Еще труднее понять, каким образом страх кастрации переходит в моральный страх, т.е. страх Сверх-Я. Можно полагать, что угрозой может быть утрата любви Сверх-Я, которое, как известно, является наследником Эдипова комплекса, т.е. родительских инстанций. Фрейд добавляет: «Крайняя форма, которую принимает этот страх перед Сверх-Я, есть, как мне кажется, страх смерти, т.е. страх перед Сверх-Я, проецированный на всесилие рока»1.

Заметим, что по своей привычке он совершенно не останавливается на случае девочки и женщины вообще, которые, по его мнению, «тем не менее, в большей степени предрасположены к неврозу». Для нее, говорит он, речь идет не об угрозе утраты объекта, а напротив, с самого начала об угрозе утраты любви со стороны этого объекта, что, между прочим, сближает страх девочки со страхом Сверх-Я, хотя во «Введении в нарциссизм» он настаивал, что Сверх-Я у девочки является более поздним, чем у мальчика, образованием. В приложениях к своей работе, являющихся, по сути дела, окончательной редакцией и обобщением, Фрейд, однако, уточняет, что есть основания различать реальный страх (угроза со стороны внешнего объекта) и невротический страх (рожденный потребностью влечения). Страх в любом случае связан с нашей растерянностью перед лицом опасности. Он называет травматической ситуацию реально пережитой растерянности и опасной - ситуацию, напоминающую травматическую ситуацию, т.е. позволяющую индивиду предвидеть опасность и приготовиться к ней. На этом уровне можно различать две модальности страха. В первом случае речь идет о непроизвольном страхе, объясняемом экономически, когда возникает ситуация опасности, аналогичная ситуации растерянности. Это - автоматический страх. Что же касается сигнального страха, то он возникает, когда ситуация подобного рода только угрожает. Как представляется,

Я подвергается страху как с целью «вакцинации», так и с целью мобилизации его защит.

1 О значительном вкладе М. Кляйн и ее школы в исследование психотических типов страха (параноидный страх, страх расчленения Себя и идеального интросцированного объекта) см. в гл. 9 и 10.

Еще раз отметим, что вторая разработка воспроизводит некоторые фундаментальные аспекты первой. Но вторая теория страха вносит, как мы видели, важное понятие: экономическая точка зрения в целом не может дать полного обзора психической деятельности. Некоторые функции должны быть рассмотрены с информационной точки зрения. Не воскрешает ли это, впрочем, «малые количества энергии», по поводу которых Фрейд постулировал, что они связывают процессы мышления, процессы, в которых, что важно, есть превращение переданной информации, а не переданной энергии (минимальной).

В 1925 году после 30 лет кропотливых исследова ний и клинических наблюдений основатель психоанализа Зигмунд Фрейд сделал странный вывод, который и по сей день часто не принимают ни психологи, ни врачи - вывод, состоящий в том, что у страха вообще нет никакого объекта. “Страху присущи неопределённость и безобъектность” - говорил он.

Однако ни у кого не возникает сомнений, в том, что страх действительно существует, как говорит сам Фрейд в той же работе, “страх - это всегда нечто ощутимое” и недвусмысленное, чувство страха нас никогда не обманывает.

Начиная с 1894 года, то есть с момента рождения психоанализа, вопрос о страхе оставался и остаётся в центре внимания практикующих аналитиков, которые за это время, конечно, не пришли к единому и окончательному решению этого вопроса. Зато сумели задать его таким образом, чтобы дать повод для дальнейшего размышления, а не поставить в нём точку.

Психоанализ различает страх и фобию (боязнь). Бояться можно темноты или пауков, уколов или серебристых питонов с острова Суматра, а вот причина страха нематериальна; страх вызван не тем или иным объектом или событием, а неизвестной опасностью, “которую ещё предстоит обнаружить”. Когда мы имеем дело со страхом, то нельзя однозначно сказать, чего именно мы боимся, поскольку возникает он безо всякой видимой причины. Тем не менее, это не значит, что причина отсутствует вовсе, и никакого спасения от страха не существует.

В отличие от фобии, страх не выполняет никакой позитивной охранительной или предупредительной функции. Если фобия напоминает об объекте опасности, от которого нужно либо защищаться, либо нападать на него, либо спасаться бегством, т.е. активизирует наш потенциал и заставляет принимать правильное решение, то страх, напротив, являет полный ступор, “беспомощность перед лицом опасности”. Он парализует нашу волю, вводит в оцепенение тело, и не позволяет верно оценить ситуацию и принять правильное решение, а в ряде случаев ставит под угрозу и саму жизнь. Этот механизм хорошо известен голливудским режиссёрам, которые заставляют героя стоять соленым столбом именно в тот момент, когда на него на бешеной скорости несётся грузовик.

Учебники по психологии приводят массу классификаций различных фобий, а психотерапия неплохо научилась справляться с некоторыми из них: как в течение двух дней просто смотреть на насекомых, потом подойти поближе, потом потрогать пальчиком, а потом привыкните… Однако к решению вопроса о страхе, который к конкретному объекту не сводится, всё это имеет мало отношения. Ведь можно избавить человека от фобии перед насекомыми или земноводными, но страх, лежащий в самой основе становления субъекта, останется не тронутым. А просто сместится с одного объекта на другой. На освободившееся место всегда приходит новый объект, ведь лучше бояться чего-то определённого, умело избавиться от возможной встречи с этим объектом и таким образом контролировать свои чувства (как Котёнок Гав, который знает, как надо “правильно бояться, чтобы не было страшно”), чем поддаться неопределённому и всеохватывающему страху. По этой причине, психоанализ не видит особой ценности в бытовых рецептах “как избавиться от страха”, во-первых, потому что универсальных и годных в любой ситуации советов быть не может, ведь все люди разные, а во-вторых, потому что простая адаптация к тому или иному объекту фобии ещё не избавляет от страха.

Если Фрейд говорил о том, что “бессознательное либидо отвергнутого представления появляется в форме страха” , это не следует понимать по-житейски и сводить к простому чувству опасности перед тем или иным сексуальным объектом. Все помнят героя Толстого, который был воспитан настолько авторитарной мамашей, что всякое приближение привлекательной женщины вызывало в нём неописуемую панику и желание бежать на край света. Так вот Фрейд имеет в виду совсем обратное: страх является причиной, а не следствием некоторой душевной травмы.

Травма возникает в результате того, что не существовало защиты от страха, он не был никак экранирован и неожиданно вторгся во внутренние уделы души. Именно отвергнутое представление, - говорит Фрейд, - трансформируется в страх; он показывает себя в тех прорехах душевного мира, которые субъект не смог залатать. “То, что было отброшено и не принято внутрь душевного пространства, возвращается извне в форме страха”, - повторяет французский психоаналитик Жак Лакан в своём семинаре, посвященном страху. . Иными словами, всякая травма - это результат вторжения никак неожиданного и необъяснимого страха.

Страх обнаруживает себя в ситуациях нарушения привычного жизненного ритуала или утраты ценного объекта. Вспомним, например, тот аффект, в котором пребывает герой Брюса Уиллиса из “Криминального чтива”, когда вдруг не находит в перевезённых вещах часов своего отца, того объекта, без которого его собственная мужская идентичность ставится под вопрос. Заполучить часы, во что бы то ни стало, рискуя жизнью - это и есть его способ справиться со своим страхом. Вернуть часы - значит для него сохранить прежний уклад, удержать жизнь в привычном русле. Но иногда бывает так, что утраченное в прошлом уже нельзя вернуть назад, поэтому Фрейд и сравнивает эффект страха со скорбью по умершему, единственным лекарем которой является время. Поэтому для формирования защиты от страха требуется длительная творческая работа по символизации, поиску своего собственного, индивидуального механизма, связывающего страх и препятствующего его вторжению.

Ольшанский Дмитрий Александрович

психоаналитик (Санкт-Петербург)