Тадж махал где находится. Тадж Махал — символ любви

Шах Джахан или «Властитель мира» - один из императоров династии Великих Моголов. По его велению в государстве были построены великолепные архитектурные памятники: главным из которых стал мавзолей Тадж-Махал в Агре, где нашла свое пристанище любимая жена императора, а позже и он сам.

Шах Джахан был третьим сыном падишаха Джахангира и по своему рождению не мог претендовать на престол.

Но путем интриг, борьбы с отцом и братьями, а также удачной женитьбы на племяннице своего отца в 1627 году он становится во главе большой империи Бабуридов. При нем государство достигло своего пика могущества и процветания. Доходы выросли, а императорские дворцы по роскоши могли сравниться с лучшими королевскими домами Европы.

Предыстория

Шах-джахан был женат несколько раз, по традиции имел и большой гарем. Но по утверждению историков всю свою жизнь он любил одну женщину. Некоторые источники рассказывают красивую историю о том, как юный шахзаде увидел на рынке прекрасную девушку и влюбился в нее.

Очень хочется верить в эту красивую сказку о Золушке. Но все было гораздо прозаические. Бану-Бегум являлась дочерью главного министра империи и приходилась принцу двоюродной сестрой. До свадьбы влюбленным пришлось ждать целых пять лет. Во-первых, потому что первой женой шахзаде стала персидская принцесса, это был выгодный династический брак. Во-вторых, всю свою жизнь королевские особы Востока сверяли со звездами. И благоприятный момент для очередной женитьбы выпадал на 1612 год. Юношеская любовь выдержала испытание годами. Во время свадьбы император подарил невестке новое имя. Так, появилась Мумтаз-Махал, что значило «украшение дворца».


Трудно представить, какие страсти кипели в императорском гареме. Отвергнутая старшая жена плела интриги, участвовала в заговорах, устраивала скандалы. Известен случай, когда Бану-Бегум чуть не отравили. И хотя правитель честно исполнял в гареме свой супружеский долг, на долгие годы его сердце оказалось в плену у Мумтаз-Махал.

Она была не просто женой, но и верной подругой, соратницей, компаньонкой. А также сопровождала мужа в его походах.

Женщина присутствовала на важных совещаниях, к ее советам прислушивались. О ее положении свидетельствовало хотя бы то, что Мумтаз было доверено хранение государственной печати. И все это несмотря на то, что любимая женщина падишаха исправно приносила почти каждый год по ребенку. Император называл жену Лалой, что переводилось как «капля рубина». В честь Мумтаз-Махал устраивались грандиозные праздники и шествия. Из всех падишахских жен лишь для нее был заказан портрет, хотя ислам и запрещал изображать живых людей.


Мелкие пакости гаремных жен не омрачали счастье Шаха Джахана и его возлюбленной. В 1627 году после смерти отца тогда еще шахзаде провозглашает себя властителем империи Моголов. Теперь у него есть все: трон, страна, любимая жена. Но счастье длится недолго. Спустя три года императору приходится отправиться на подавление восстания в провинцию Бурханпур. Верная супруга, хотя и была на последних сроках беременности, снова сопровождает мужа. Прибыв на место, Мумтаз-Махал родила четырнадцатого ребенка и умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она прожила в браке с Шахом Джаханом.

Император поклялся умирающей жене, что позаботится о старшей дочери Джаханаре и построит в честь своей любви великолепную усыпальницу.

Второе обещание было выполнено, и уже какой век весь мир любуется Тадж-Махалом - символом великой любви и безмерной скорби. Его строительство стало смыслом жизни императора. А вот дочь сама была вынуждена заботиться о своем отце. Она постаралась вывести его из глубокого траура, который длился несколько лет, а затем заняла в иерархии дворца место своей покойной матери.

Умершую жену Шах Джахан похоронил в провинции Бурханпур. Спустя несколько месяцев тело было перевезено в Агру, где снова было предано земле на берегу Ямуны. А император уже планировал возведение мавзолея для Мумтаз-Махал. Тадж-Махал строился более двух десятилетий.

Проект и строительство

Выбор императора пал на город Агру. В XVII веке он по значимости стоял на одном уровне с Дели. Удачным оказалось и место последнего упокоения Мумтаз-Махал. За несколько веков усыпальница не пострадала ни от одного землетрясения.

Строители приступили к возведению усыпальницы в 1632 году. Со всей страны было собрано более 22 тысяч искусных мастеров и просто рабочих, которые занимались возведением и украшением Тадж-Махала. Дизайн основного строения выполнил архитектор Исмаил Афанди. С ним вместе работал персидский архитектор и художник Устад Иса, знаменитый каллиграф Аманат Хан, мастер по отделке Казим Хан из Лахора и многие другие известные в свое время строители.

Мрамор, из которого построена усыпальница, имеет уникальные свойства. Полупрозрачный оттенок основного материала может менять свой цвет в зависимости от времени суток: розовый утром, белый днем, серебристый ночью. Мраморные плиты добывали в каменоломнях Макраны, что находилась на расстоянии 300 км от Агры. Их доставляли при помощи быков и слонов. Для этого утрамбовали дорогу, а материал складывали на специальные повозки. Для отделки использовались самые лучшие полудрагоценные камни: китайский нефрит, иранский аметист, русский малахит, персидская бирюза и другое, привозимое из разных стран. Исследователи насчитали около тридцати разновидностей камней, украшавших стены усыпальницы. Надписи выполнялись из черного мрамора.

Территория под Тадж-Махалом была перекопана, частично заменен грунт. Площадку приподняли над поверхностью реки на несколько десятков метров. Строителями была установлена специальная блочная система, при помощи которой тяжелый мрамор доставляли на нужную высоту. Чтобы не носить из реки воду в ведрах, придумали конструкцию из труб и емкостей.

Общая сумма, которую затратила государственная казна на строительство усыпальницы, равнялась 32 миллионам рупий.

Сегодня эта сумма составила бы 827 миллионов долларов. Шах Джахан не жалел средств, ведь и после смерти его любимая должна была получить все самое дорогое и изысканное.

Архитектура

В комплекс зданий Тадж-Махала входят следующие строения:

  • Главный вход. Он выполнен в виде высокой купольной стены с двумя башенками по краям. Пройдя его, можно попасть во внутренний двор усыпальницы.
  • Мавзолей-мечеть. По углам платформы высится четыре минарета, немного отклоненные в сторону. Такая конструктивная особенность не позволила бы высоким башням при разрушении упасть на усыпальницу.
  • Два одинаковых здания по бокам от усыпальницы. Слева и справа для равновесия выстроены гостевые дома.
  • Сад с комплексом бассейнов.


Архитектура всего комплекса представляет собой уникальное сочетание элементов индийского, персидского и арабского зодчества. Внешний вид усыпальницы имеет схожесть с гробницей императора Хумаюна из династии Бабуридов, что находится в городе Дели. По своей высоте Тадж-Махал равняется двадцатиэтажному дому, но необычные пропорции придают ему легкость и невесомость. Древний архитектор сравнял высоту и ширину фасада здания, и сделал множество полукруглых ниш. Высота центрального купола равна 25 метрам, а его диаметр - 17 метров. Для доставки на такую высоту строительных материалов была сложена покатая земляная насыпь длиной 3,5 километров.

Сам мавзолей установлен на большой площадке, длина которой равняется 600 метров, а ширина - 300 метров. С северной стороны она заканчивается небольшим обрывом у реки.

Вход на площадку мавзолея представляет собой широкую лестницу. Здесь принято оставлять обувь. Внутреннее убранство усыпальницы также красиво и величественно. Поверхности стен увиты цветами из камня и отделаны самоцветами, а над окнами начертаны фразы из Корана. В центральном помещении стоят две гробницы бело-розового мрамора. Но тела шаха, Мумтаз-Махал и приближенных находятся в подвальном помещении, расположенном ниже уровня земли.


На другом берегу реки напротив усыпальницы можно увидеть заброшенную строительную площадку. Историки утверждают, что в планах Шах-Джахана было возведение еще одного мавзолея. Обе усыпальницы должны были соединяться мостом из мрамора черного и белого цветов, который символизировал бы общность двух влюбленных душ. Но эта затея не удалась. Усыпальница Мумтаз-Махал обошлась слишком дорого государству, поэтому не было возможности выделить средства еще на одну постройку. Кроме того, вскоре один из сыновей императора принц Аурангзеб убил своих братьев и поднял мятеж против отца. Обвинив Шаха Джахана в огромных тратах, он держал бывшего правителя под охраной в Дели. После смети, согласно завещанию, тело императора перенесли в Тадж-Махал.

Парк

Вокруг Тадж-Махала разбит великолепный парк, площадью 9 гектаров. Территория парка разделена четырьмя каналами, которые соединяются под прямым углом. Так были воплощены представления Корана о рае. Ведь согласно священной книге, в раю текут реки не только с водой, но и с медом, вином и молоком. Центр парка занимает длинный водоем. Такое расположение было неслучайно. Входившие в главные ворота видели два Тадж-Махала, один реальный, а второй - отраженный в воде.

Занимаясь озеленением, ландшафтные дизайнеры того времени часто использовали число «4». Так, весь парк был разбит на четырехугольные участки. В каждой части расположилось по 16 клумб, которые отделялись друг от друга дорожками. Неслучаен был и выбор деревьев. Здесь были посажены фруктовые сорта и кипарисовые, символизирующие жизнь и смерть.


С трех сторон парк окружает ограда красного камня. Попасть сюда можно через главные ворота, которые венчают 22 маленьких купола по числу лет строительства усыпальницы. Великолепные ворота также символичны, они как бы открывают вход в рай. В старые времена в парке жили экзотические птицы, в водоемах плескались золотые рыбки, а сад благоухал запахом тысяч замечательных цветов. Позже за территорией перестали так тщательно ухаживать, и сегодня она напоминает традиционный английский парк.

После строительства

После падения империи Великих Моголов часть строений, принадлежавших династии Бабуридов, подверглась разрушению и разграблению. В XIX веке Тадж-Махал перестал играть роль государственной святыни. Теперь он превратился в место для развлечений. Здесь даже устраивали пикники и танцы. Богатства усыпальницы стали растаскиваться, отдыхающие не прочь были отломить кусочек каменного цветка или отколупнуть красивый камень из стены. Пострадал Тадж-Махал и во время восстания индийских солдат, недовольных политикой англичан.

Одно время строились планы по демонтажу здания и последующей продаже мрамора. К счастью, до этого не дошло. А усыпальница жены императора все больше приходила в упадок.

Трудно представить, как выглядел Тадж-Махал в свое время, какими богатствами обладал. Например, главные двери в усыпальницу были выполнены из серебра. А пол, на котором находились две гробницы, содержал золотые элементы. В помещении были и драгоценные покрывала, вышитые жемчугом. Это и многое другое было украдено иностранными солдатами и самими индусами. По утверждению историков, в начале XIX века английские драгуны вынесли из гробницы огромное количество чистого золота.


И только в начале XX века были начаты работы по реставрации усыпальницы. Инициировал их лорд Керзон, вице-король Индии, который уделял много внимания сохранению древних памятников. Строения Тадж-Махала отремонтировали, вычистили и заполнили бассейны, облагородили сад.

Тадж-Махал наряду с Храмом Лотоса в Дели - две самых посещаемых достопримечательности Индии. Приняты самые строгие меры для охраны памятников.

Во избежание различных инцидентов на территории Тадж-Махала дежурит множество полицейских. Приходящие в усыпальницу снимают обувь и оставляют в сейфах на выходе свое имущество, кроме документов и денег. Но великолепной святыне Индии грозит опасность иного рода. Из-за загрязнения атмосферы мрамор на здании начинает желтеть и портиться. Требуется постоянно чистить поверхности усыпальницы специальными составами. Над Тадж-Махалом запрещены полеты воздушных средств, а парковки перенесены от комплекса как можно дальше, чтобы выхлопные газы не портили старинный мавзолей. Пришлось закрыть и ряд городских комбинатов, которые загрязняли воздух своими выбросами.

В начале XXI века учеными была обнаружена еще одна неприятность: на стенах усыпальницы стали появляться трещины. Из-за пересыхания реки Джамны начала меняться структура почвы под Тадж-Махалом. Предполагается, что это может привести в будущем к смещению земляных пластов и обрушению дворца. Поэтому властям штата Уттар-Прадеш приходится вести работы по укреплению грунта.

Еще немного фактов о Тадж-Махале

Для тех, кто, по словам английского путешественника Эдварда Лира, еще не удостоился счастья лицезеть Тадж-Махал, имеется несколько интересных фактов:

  1. 1983 год - дата внесения усыпальницы в список культурного наследия ЮНЕСКО.
    На стенах главного здания начерчено 99 имен Аллаха.
  2. В усыпальнице невероятная акустика. Это было сделано специально, чтобы слова молитвы на некоторое время повисали в воздухе. Высчитано, что звук затухает здесь почти полминуты.
  3. 2001 год. В Индии неспокойно, продолжается конфликт с Пакистаном. Чтобы спасти усыпальницу от возможного разрушения с воздуха, власти страны велели заготовить 400 квадратных метров темной ткани, которой можно было бы накрыть здание сверху. В 1942 году уже устанавливались специальные леса, имевшие своей целью скрыть Тадж-Махал от бомбардировок немецкими и японскими летчиками.
  4. 2007 год - Тадж-Махал внесен в «Семь новых чудес света». Голосование проводилось посредством СМС-сообщений, в которых участвовало около 100 миллионов человек.
  5. Главный фасад здания ранее располагался со стороны реки Джамбы. Фасад в той части блистал драгоценными камнями. Была сделана и красивая терраса, по которой гости поднимались в усыпальницу. Этот вход был предназначен для императора и его приближенных. Но с годами северная часть здания стала выглядеть проще и беднее, поэтому вход перенесли на южную сторону.
  6. В январе в Агре часто бывают туманы. На таком фоне все великолепие Тадж-Махала бывает смазано. Для тех, кто хочет сделать хорошие снимки усыпальницы лучше выбрать другой месяц.

Как добраться

Тадж-Махал расположен в городе Агре штат Уттар-Прадеш. Доехать сюда из столицы Индии можно на поезде, который следует в одном из следующих направлений: в Мумбаи, Калькутту и Гвалиор. Железнодорожная станция носит название Agra Cantt.


Внутри мавзолея расположены две гробницы - шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землей. Время строительства относится примерно к 1630-1652 гг. Тадж-махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м. на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившимся на строительство за 300 км.) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи. На другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец, но оно не было достроено.

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из корана, обращенная к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана - построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

Красивый рассказ об истории создания Тадж Махала
http://migranov.ru/agrastory.php

22 года (1630-1652) более двадцати тысяч человек, в том числе лучшие зодчие и архитекторы Индии, Персии, Турции, Венеции и Самарканда, строили этот воздушно-кружевной мраморный памятник любви мусульманского короля Моголов Шах-Джахана ("повелитель мира") к своей жене Арджуманд Бано Бегум, получившей во время коронации имя Мумтаз Махал, что означает "избранница двора".

Они поженились, когда ей было 19 лет. Он любил только юную Мумтаз и не замечал других женщин. Она родила своему властелину 14 детей и умерла, рожая последнего ребенка.

Долгое время Тадж Махал был самым высоким сооружением Индии, его высота вместе с главным куполом составляет 74 метра.


К сожалению, этот признанный шедевр мировой архитектуры постепенно приходит в упадок - уже нет дверей из серебра, парапета из золота, усыпанной жемчугом ткани на гробнице прекрасной Мумтаз. Ученые считают, что башни минаретов опасно накренились и могут упасть.

И все-таки, это чудо существует уже 355 лет.

Над ним нельзя летать самолетом. В него можно попасть ночью, но только в полнолуние. Все архитекторы, работавшие над ним, были убиты. Это Тадж-Махал. Сердце Индии.

История Тадж-Махала в Индии

Тадж-Махал построили в честь женщины. Которую очень любили и которая умерла. Потомок хана Тамерлана, Император Великих Монголов Шах Джахан приказал построить дворец в честь своей покойной супруги Мумтаз Махал. Тадж Махал переводится как «избранница дворца». У хана по традициям того времени был огромный гарем, но любил он только свою жену.

Силуэт Тадж-Махала в Индии мгновенно узнается людьми во всех уголках мира. Это одно из самых фотографируемых зданий в истории. Созданное из белого мрамора, украшенное золотом и полудрагоценными камнями, это сооружение свидетельствует о богатстве государства и умении мастеров XVII века. И конечно, о большой любви.

Неудивительно, что Тадж-Махал на карте Индии – самое популярное место. Ежегодно его посещает больше 3 миллионов человек.

Шах Джахан и его Любовь

Современники называли Шаха Джахана повелителем мира. Он правил своей империей 30 лет и за это время страна пришла к культурному и политическому расцвету.

Когда Шах был пятнадцатилетним мальчиком, на рынке он встретил девушку. Ей было 14, она торговала безделушками. Это была Арджу-манд Бану Бегам. С этой встречи и началась история Тадж-Махала в Индии. По легенде, молодые люби сразу полюбили друг друга. Но шах был вынужден заключить брак, выгодный династии. Его женой стала персидская принцесса. Первой из четырех, разрешенных исламом. Во второй раз Шах женился на своей возлюбленной. Новое имя – Мумтаз Махал – ей дал свекор, великий хан Джахангир.

Отношения молодой пары были безоблачны, доверительны и нежны. По свидетельствам современников, жена императора была красивой и мудрой. А к тому же еще и смелой. Беременной, она сопровождала его в походе и умерла при родах. Это должен был стать их четырнадцатый ребенок. Мумтаз Махал было 39 лет.

Правда или нет, но при смерти женщина якобы попросила возлюбленного исполнить два ее желания. Первое – больше не женится, чтобы не породить вражды между наследниками. И второе – возвести в ее честь мавзолей, равного которому мир еще не видел. Обе просьбы император пообещал выполнить и слово сдержал.

После смерти жены правитель на восемь дней заперся в своей комнате, не пил и не ел. За это время он очень постарел. А когда вышел, приступил к созданию самого величественного мавзолея Индии под названием Тадж-Махал.

Строительство дворца

На призыв императора съехались лучшие мастера из Багдада, Стамбула, Самарканда и еще многих городов. Каждый представил свой проект. Больше остальных правителю понравились эскизы, которые нарисовал иранец Истада Уса. Известный в те времена архитектор. Как и кто построил Тадж-Махал в Индии по его макету, Истада Уса так и не увидел. Его ослепили, чтобы больше не сотворил подобного. Не исключено, конечно, что это вымысел и бедный архитектор не пострадал. Известно также, что, кроме него, проектными работами занимались также французские и венецианские мастера.

Дворец заложили в Агре в 1632 году. Только через 10 лет завершились работы над центральным корпусом.

Архитектурные особенности Тадж–Махала

Дворец в Индии Тадж-Махал – это целый комплекс сооружений. Вот основные из них:

  • сам мавзолей (пятикупольный храм, самый большой купол напоминает бутон цветка; высота всего сооружения 74 м);
  • четыре минарета (их спроектировали и установили под небольшим наклоном от усыпальницы, чтобы в случае падения они ее не задели);
  • два одинаковых строения из песчаника;
  • сад (а в нем фонтаны и бассейн);
  • огромные ворота (по мусульманским верованиям, они словно ведут из царства чувств в царство духа, символизируют врата в рай; сразу за воротами открывается вид на мавзолей, который отражается в воде бассейна; изначально двери были серебряными, позже их заменили медными).

В мавзолей ведет лестница. Поскольку Тадж Махал в Индии – это и своего рода мечеть, у входа принято разуваться. Строение облицовано мрамором. Он полупрозрачный и полированный. Доставлять мрамор пришлось за 300 км. Он удивительно отражает свет – утром выглядит розовым, днем – белым, а ночью – серебристым.

На окнах и на арках ажурные решетки, в переходах черным мрамором выбиты суры из корана. Стены покрыты позолотой, мраморной мозаикой и орнаментом. На него пошло 1,5 тысячи тонн алмазов, жемчугов, агата, сердолика, малахита и бирюзы. В центре мавзолея мраморные ширмы, а за ними – гробницы. На них всегда живые цветы. Но эти гробницы ложные, пустые. Тела Шаха и его жены находятся под зданием, в склепе.

Храм Тадж-Махал в Индии возводили 22 года. Для этого понадобился труд 20 тысяч строителей. Работу над храмом вели лучшие мастера – скульпторы из Бухары, сирийские каллиграфы, ювелиры из Южной Индии.

Позже храм был разграблен, многие драгоценные камни исчезли.

Очень красив и парк вокруг мавзолея. Дорожки выложены мрамором. Бассейн, который находится перед главным входом, обсажен кипарисами. В этих краях их принято считать деревьями скорби.

На входе в сад стоит мечеть из красного песчаника. У нее одиннадцать куполов и два минарета.

Весь комплекс стоит на берегу реки Джамуны. Мавзолей отражается в водной ряби. Изображение нечеткое, это навевает мысли о неземной природе Тадж-Махала. Утром на рассвете над рекой поднимается туман и дворец словно парит в облаках.

Судьба Шаха Джахана

Император завершил строительство самого прекрасного дворца Индии Тадж-Махала и собирался приняться за следующий. Себе шах хотел выстроить на противоположном берегу реки такой же мавзолей, но из черного мрамора. И соединить оба комплекса мостом. Этот мост должен был символизировать победу любви над смертью.

Но императора подвело здоровье. Он планировал передать управление страной первому сыну, с которым они были близки. Но этому помешали интриги второго сына Шаха. Он распространил сплетни о том, что отец выжил из ума и тому не дали самостоятельно выбрать наследника. На трон взошел как раз второй сын. От братьев он избавился, а отца заточил. Где именно падший император проводил свои последние годы точно неизвестно. Большинство историков склоняются к тому, что его держали в Красном форте. Это строение напротив мавзолея, на противоположном берегу реки. Там Шах провел последние восемь лет жизни. Мог любоваться Тадж-Махалом и вспоминать любимую. Вместе с нею он похоронен в склепе дворца.

Судьба Тадж-Махала

Потомки не относились к мавзолею с таким же трепетом, как его создатель. Через два столетия дворец воспринимался уже скорее как место для развлечения, а не как святыня. Девушки могли себе позволить танцевать на террасе, а богатые молодые пары приезжали в Агру, город в Индии, поблизости Тадж-Махала, чтобы справить свадьбу. Мечеть и гостевой дом на территории комплекса можно было запросто арендовать.

Вслед за самими индусами, колониалисты англичане продолжили разграбление Тадж-Махала. Они забирали камни, ковры и даже двери. Во дворец запросто приходили с молоточком и долотом, чтобы удобней было выдирать драгоценности. В какой-то момент генерал-губернатор Индии даже планировал снести Тадж-Махал и пустить мрамор на продажу. Дворец спасло, что на тот момент не нашлось покупателей.

Еще большие разрушения мавзолей получил во время индийского восстания 1857 года и под конец XIX столетия стоял в полном упадке. Сад зарос, могилы осквернены.

За восстановление взялся уже другой генерал-губернатор. Лорд Керзон. Реставрация Тадж-Махала была завершена в 1908 году.

Следующая опасность пришла ко Дворцу уже во второй половине XX века. Агра – город Индии, рядом с Тадж-Махалом – стала промышленным центром. На Тадж-Махал полились кислотные дожди, которые портили мрамор. Только в конце 90-ых годов власти Индии приказали перенести из Агры все вредные производства.

Теперь Тадж-Махал – это главный символ Индии. Слеза на щеке вечности.

Тадж-Махал является памятником архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. Он был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о своей третьей жене, Мумтаз Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал расположен в западной части штата Уттар-Прадеш, Индия, и представлен целым архитектурным комплексом, а не только всем известным мраморным мавзолеем. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

Название Тадж-Махал может быть переведено, как «Величайший Дворец» (где тадж - венец, и махал - дворец). Имя Шах-Джахан может быть переведено, как «Правитель Мира» (где шах - правитель, джахан - мир, вселенная). Имя Мумтаз-Махал может быть переведено, как «Избранница Дворца» (где мумтаз - лучший, махал - дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском, хинди и некоторых других языках.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана - главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) - один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи - строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) - как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) - контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора - отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели - главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) - главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) - главный управляющий.

Основные элементы архитектурного комплекса Тадж-Махала.

Архитектурный стиль Тадж-Махала включает и расширяет строительные традиции ислама, Персии, Индии и Великих Моголов (хотя современные исследования архитектуры этого памятника указывает на французское влияние, особенно в интерьере). Общий дизайн основывается на архитектуре серии зданий Тимуридов и Моголов, среди которых Гур-Эмир (могила Тамерлана), Итимад-Уд-Даула (I’timād-ud-Daulah) и Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели. Под покровительством Шах-Джахана, архитектурный стиль Моголов достиг нового уровня. До строительства Тадж-Махала основным строительным материалом был красный песчаник, но император способствовал использованию белого мрамора и полудрагоценных камней.

Гробница Итимад-Уд-Даула (1622-1628), которую ещё называют Мини Тадж (Baby Taj), находится в городе Агра. Архитектура мавзолея напоминает уменьшенный в размерах Тадж Махал.

План Тадж-Махала:

1. Сад Лунный свет 2. Река Ямуна 3. Минареты 4. Мавзолей - мечеть 6. Гостевой дом (Jawab) 7. Сад (Charbagh) 8. Великие ворота (безопасный доступ) 9. Внешние Двор 10. Базар (Тадж Ганжи)

Сад «Лунный свет».

К северу от комплекса Тадж-Махал, через реку Ямуна, есть еще один сад, относящийся к комплексу. Он выполнен в характерном для Агры стиле, и является одним целым вместе с набережной с северной стороны реки. Ширина сада идентична ширине основной части комплекса. Весь дизайн сада ориентирован на его центр, которым является большой восьмиугольный бассейн, служащий своеобразным зеркалом для Тадж-Махала. Со времен великих моголов сад пережил многочисленные наводнения, которые опустошили большую его часть. От четырех башен из песчаника расположенных в пограничных углах сада, сохранилась лишь одна расположенная в юго-восточной части. Есть останки двух зданий, расположенных на северной и южной части сада, и предполагается, что это садовые постройки. На северной стороне, был водопад, который вливается в бассейн. Подача воды происходит от акведуков на западной стороне.

Мавзолей.

В центре внимания и основным элементом комплекса Тадж-Махал является мавзолей из белого мрамора высотой 68 метров. Он расположен на возвышении квадратной формы со стороной 100 метров, в высоту около 7 метров. В четырех углах этой площади размещены четыре минарета. Мавзолей был построен в соответствии со строгими правилами симметрии, и представляет собой квадрат со стороной 56,6 метров, с срезанными углами, в которых размещены арочные ниши. Сооружение является почти идеально симметричным относительно четырех осей, и состоит из нескольких этажей: подвальный этаж с настоящими могилами Шаха-Джахана и Мумтаз, основной этаж, который содержит идентичные кенотафы могил внизу, и террасы на крыше.

Тадж-Махал имеет оптический фокус. Если двигаться спиной к выходу, лицом к Тадж-Махалу, то будет казаться, что этот храм огромный по сравнению с деревьями и окружающей средой.

Шпиль: его высота составляет 10 метров, изначально был построен из золота, но после разграбления британскими колонизаторами, был заменен бронзовой копией. Лотос: резные контуры в верхней части купола, в виде лотоса. Основной купол: так же называемый “amrud”, высота 75 метров. Барабан: цилиндрическое основание купола. Гульдаста: декоративные шпили по краям стен. Дополнительные купола (Chatri): возвышения над балконами в виде небольших куполов. Обрамление: закрытие панели на арках. Каллиграфия: Стилизованные стихи Корана над главной аркой. Ниши: в четырех углах мавзолея имеются шесть ниш, расположенных на двух уровнях. Панели: декоративные панели, обрамляющие основные стены.

Вход в мавзолей выполнен четырьмя огромными арками, в верхней части, представляющими из себя срезанный купол. Верхняя часть каждой арки выходит за пределы крыши с помощью дополнение к фасаду.

В целом здание увенчано пятью куполами, расположенными совершенно симметрично, как и остальные части комплекса. Все купола в их верхней части имеют украшения в виде листьев лотоса. Крупнейший из них (18 метров в диаметре и 24 в высоту) расположен по центру, а остальные четыре поменьше (8 метров в диаметре) размещены вокруг центрального. Высота центрального купола подчеркнута и дополнительно увеличена цилиндрическим элементом (барабан), который выставляется над крышей на высоту 7 метров, и на который опирается купол. Этот элемент, однако, почти не видно, от взгляда его прикрывает выступающая часть входных арок. Таким образом, создается впечатление, что купол намного больше, чем есть на самом деле. В углах внешних стен выстроены высокие декоративные шпили, которые так же обеспечивают визуальный акцент на высоту купола.


Толщина стен мавзолея составляет 4 метра. Основным строительным материалом является красный песчаник и кирпич. Из мрамора же, по сути, выполнен небольшой наружный слой толщиной всего в 15 сантиметров.

Иерархическая последовательность всего комплекса в итоге сходиться в основном зале, содержащей кенотафы Шаха-Джахана и Мумтаз Махал. Кенотаф Мумтаз установлен в геометрическом центре здания. Окружает кенотафы восьмиугольная ширма, состоящая из восьми мраморных панелей с замысловатой резьбой. Внутренняя отделка выполнена полностью из мрамора, и украшена драгоценными камнями, расположенными концентрическими восьмиугольниками. Такое расположение характерно исламской и индийской культуре, которым важна духовная и астрологическая тематика. Стены изнутри обильно украшены цветами растений, письменами и орнаментом, символизирующими воскрешение в Райском саду.

Мусульманские традиции запрещают украшать могилы и тела, поэтому Шах-Джахан и Мумтаз похоронены в более простом помещении, расположенном ниже зала с кенотафами. Размер кенотафа Мумтаз 2,5 на 1,5 м, он украшен письменами, превозносящих ее характер. Кенотаф Шаха-Джахана находится с западной стороны от кенотафа Мумтаз и является единственным асимметричным элементом всего комплекса.

Мечеть и гостевой дом (Jawab).

С западной и восточной стороны от мавзолея, фасадами к нему расположены мечеть и гостевой дом (Jawab - переводиться как «ответ», считается, что это здание было построено для симметрии с мечетью, и использовалось как дом для гостей), размерами 56×23 метра и 20 метров в высоту. В отличие от мавзолея, построенного из белого мрамора, эти сооружения возведены из красного песчаника, но распложены на той же возвышенности что и мавзолей с минаретами. Завершают эти постройки 3 купола, где центральный купол немного больше остальных, и 4 восьмигранных башни по углам. Перед каждым из двух зданий находится резервуар с водой: перед мечетью вода необходима для ритуала омовения.


Правда есть и некоторые различия между этими двумя зданиями. Например в мечети есть ниша, указывающей направление на Мекку (михраб), в гостевом доме ее нет. Еще одним различием является то, как выполнены полы в этих зданиях, если в мечети пол был выложен в виде очертаний 569 молитвенных ковриков, то в гостевом доме на полу находятся письмена цитирующие Коран.

Минареты.

Минареты имеют вид усеченного конуса высотой 41,6 метра, и расположены на той же мраморной террасе, что и мавзолей. Они слегка наклонены наружу таким образом, чтобы в случае сильного землетрясения и обрушения не повредить мавзолей. Минареты немного ниже центрального купола мавзолея, и как бы подчеркивают его грандиозность. Как и мавзолей, они полностью покрыты белым мрамором, но несущая конструкция выполнена из кирпича.


Они были разработаны в качестве действующих минаретов, традиционным элементом мечетей. Каждый минарет фактически делится на три равные части двумя рядами балконов. В верхней части башни проходит еще один ряд балконов, а завершает конструкцию купол, подобный тем, что установлены на мавзолее. На всех куполах одни и те же декоративные элементы в виде лотоса и позолоченного шпиля. Внутри каждого минарета, во всю его длину, проходит большая спиральная лестница.

Сад.

Сад представляет собой квадрат со стороной 300 м, разделенный на 4 равные части двумя каналами, которые пересекаются посередине, и имеет характерный для времени Великих Моголов вид. Внутри есть цветники, тенистые улицы и водные каналы, которые создают поразительный эффект, отражая образ здания за ними. Каждый квадрат, образованный каналами в свою очередь делиться еще на 4 части мощеными дорожками. Говорят, что в каждом из этих малых квадратов были посажены 400 деревьев.

Чтобы исправить тот факт, что мавзолей находится в северной части сада, а не в его центре, на пересечении двух каналов (в центре сада и всего комплекса) был помещен бассейн, который отражает образ мавзолея. На южной стороне бассейна, по центру установлена скамейка: это приглашение посетителю, полюбоваться всем комплексом с идеальной обзорной точки.

Структура сада восходит к самому видению рая в то время: считалось что рай - это идеальный сад обильно орошаемый водой. Представление сада, как символа рая, усиливается надписями на Великих вратах, приглашающих вступить на небеса.

Большинство садов времени Великих Моголов имели прямоугольную форму с могилой или павильоном в центре. Архитектурный комплекс Тадж-Махал необычен тем, что главный элемент (мавзолей) расположен в конце сада. С открытием сада «Лунный свет» на другой стороне реки Ямуны, Археологическое управление Индии стало интерпретировать это так, что сама река Ямуна была включена в дизайн сада и должна была рассматриваться как одна из рек Рая. Сходство в планировке сада и его архитектурных особенностей с Садами Шалимара (Shalimar Gardens) позволяет предположить, что они, возможно, были разработаны тем же архитектором, Али Мардан.

Очень похожа на Тадж-Махал и по могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели. Эта усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви - только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна построена раньше, и Шах-Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с Тадж-Махалом.

Великие ворота.

Великие врата имеют особое значение в исламской архитектуре: они символизируют собой точку перехода между суетой и шумом внешнего материального мира и мира духовного, где царит спокойствие и духовное умиротворение.

Великие ворота довольно таки большое сооружение (41 на 34 метра и 23 метра в высоту), разделенное на три этажа, построенного из красного песчаника и мрамора. Вход имеет форму остроконечной арки, которая находится в центре сооружения. Ворота, как и все остальные части комплекса, сконструированы таким образом, чтобы быть симметричными. Высота ворот составляет ровно половину высоты мавзолея.

Сверху великие ворота увенчаны 22-я малыми куполами, расположенными в два ряда вдоль внутреннего и внешнего края ворот. В каждом из четырех углов сооружения установлены большие башни, таким образом, повторяя архитектуру мавзолея. Великие ворота украшены цитатами из Корана, нанесенными в тщательно выбранных местах.

Внутренний двор.

Внутренний двор (Dzilauhana) - что буквально означает переднюю часть дома. Он служил в качестве места, где посетители могли оставить своих лошадей или слонов перед входом в главную часть комплекса. Две уменьшенные копии главного мавзолея расположены в южных углах двора. Они расположены на небольшой платформе, подняться на которую можно по лестнице. На сегодняшний день не ясно, кто похоронен в этих могилах, но известно, что это женщины. В северных углах двора построены два небольших здания, они служили жильем для посетителей мавзолея и верующих. Эти сооружения были разрушены в 18 веке, но в начале 20 века их восстановили, после чего (до 2003 года) здание на востоке служило в качестве места для садовника, а западное как сарай.

Базар (Тадж Ганжи).

Базар (рынок) был построен как часть комплекса, изначально использовался для жилья работников, а затем в качестве места для хранения припасов и пространства, которое дополняет весь архитектурный ансамбль. Территория базара была небольшим городом во время строительства Тадж-Махала. Первоначально он был известен под именем Мумтазабад (Mumtazabad - город Мумтаз), а теперь называется Тадж Ганжи.

После строительства, Тадж Ганжи стал частым городом и центром экономической активности города Агра, сюда попадали товары со всех частей империи и мира. Область рынка постоянно изменялась, и после строительства в 19 веке, он перестал соответствовать оригинальному замыслу строителей. Большая часть древних зданий и построек была снесена или перестроена.

Другие постройки.

Комплекс Тадж-Махал с трех сторон окружен стеной из красного песчаника, а с четвертой стороны находиться набережная и река Ямуна. За стенами комплекса были построены дополнительные мавзолеи для других жен Шаха-Джахана, и мавзолей побольше для любимой горничной Мумтаз.


Водоснабжение.

Архитекторы Тадж-Махала снабдили комплекс сложной системой труб. Вода поступает из близлежащей реки Ямуна через систему подземных труб. Для того, чтобы набрать воду из реки использовали канатно-веревочную систему с ведрами, приводимую в движение несколькими волами.

В целях обеспечения необходимого давления в системе труб основной резервуар был поднят на высоту 9,5 метров, а для выравнивания давления по всей площади комплекса были использованы еще 3 дополнительных резервуара, находящихся в разных частях комплекса. Для того чтобы подвести воду ко всем частям памятника были использованы терракотовые трубы диаметром 0,25 метра, которые были закопаны на глубину 1,8 метра.

Оригинальная система труб по-прежнему присутствует и используется, доказывая мастерство строителей которые смогли создать систему, проработавшую почти 500 лет без необходимого технического обслуживания. Правда стоит отметить, что некоторые подземные водопроводные трубы все же были заменены в 1903 году, на новые трубы из чугуна.

Угрозы

В 1942 году для защиты Тадж-Махала от нападения Германии люфтваффе и позже японских ВВС по приказу правительства были возведены защитные леса. Защитные леса строились еще раз во время индийско-пакистанской войны в 1965 и 1971 годах.

Позже угрозы пришли от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов.

Самолетам запрещено летать над Тадж-Махалом.

Недавно появилась угроза структурной целостности Тадж-Махала из-за снижения уровня грунтовых вод в бассейне реки Ямуна, который падает со скоростью около 5 футов в год. В 2010 году появились трещины в некоторых частях мавзолея и минаретах, которые окружают памятник. Это происходит из-за начавшегося, при отсутствии воды, процесса гниения деревянных опор основания памятника. По некоторым прогнозам гробница может рухнуть в течение пяти лет.

История Тадж-Махала.

Период правления Моголов (1632 - 1858 год)

Сразу после строительства Тадж-Махала, собственный сын Шаха-Джахана Аурангзеб помещает его под домашний арест. Когда Шах-Джахан умер, Аурангзеб похоронил его рядом с его женой внутри Тадж-Махала. Комплекс чист и за ним хорошо ухаживают почти сто лет, финансируются работы за счет налогов с рынка и богатой королевской казны. В середине 18 века расходы на содержание комплекса значительно снижаются, в результате за комплексом почти не ухаживают.

Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы, до смерти, печально любовался своим творением - Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт - дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого его сын - Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Тадж-Махала) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.

Британский период (1858-м-1947th)

Во время индийского восстания 1857 Тадж-Махал был разорен британскими солдатами и офицерами. В конце 19-го века британский вице-король в Индии лорд Керзон организовал работы по восстановлению Тадж-Махала, которые были завершены 1908 году. Кроме того, сады внутри Тадж-Махала были восстановлены в британском стиле, который сохранился и по сей день. 1942 году во время Второй мировой войны правительство приняло решение о создании защитных лесов над мавзолеем, опасаясь возможных атак немецкой люфтваффе, а позже японской императорской авиации.

Современный период (1947th -)

Во время войн между Индией и Пакистаном в 1965 и 1971 годах Тадж-Махал также окружали защитными лесами. Позже появились угрозы от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, и в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов. 1983 году Тадж-Махал был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Легенды и мифы Тадж-Махала.

Черный Тадж-Махал.

Одина из самых известных легенд гласит, что Шах-Джахан планировал построить свой собственный мавзолей из черного мрамора на другом берегу реки Ямуны, симметричный Тадж-Махалу, и хотел соединить их серебряным мостом. Об этом могут свидетельствовать остатки черного мрамора через реку Ямуна, в саду «Лунный свет». Однако раскопки 1990-х годов показали, что это был белый мрамор, используемый для строительства Тадж-Махала, который с течением времени изменил цвет и стал черным. К подтверждению этой легенды можно отнести тот факт, что 2006 году после реконструкции бассейна в саду «Лунный свет», в его воде можно было увидеть темное отражение белого Тадж-Махала. Эта легенда стала известна из записок Жана-Батиста Тавернье (Jean-Baptiste Taverniera), европейского путешественника, посетившего Агру в 1665 году. В его записях отмечено, что Шах-Джахан был свергнут с престола своим сыном Аурангзеб до начала строительства черного Тадж-Махала.

Убийства и увечья рабочих.

Знаменитый миф рассказывает, что Шах-Джахан после строительства Тадж-Махала убивал или наносил увечья мастерам и архитекторам, чтобы они не смогли построить что-то настолько же великолепное. Некоторые другие истории утверждают, что строители подписали контракт, согласно которого, они обязуются не участвовать в строительстве любого аналогичного сооружения. Однако известно, что строители Тадж-Махала позже построили мечеть Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели.

Итальянский архитектор.

В ответ на вопрос о том, кто проектировал Тадж-Махал? Запад создал миф об итальянском архитекторе, так как Италия в 17 веке была центром современного искусства. Основателем этого мифа является миссионер из ордена августинцев, отец Дон Манрике. Он провозгласил архитектором Тадж-Махал, итальянца по имени Джеронимо Веронео (Geronimo Veroneo) потому, что тот, в момент строительства, был в Индии. Утверждение очень спорное в связи с тем, что Джеронимо Веронео не был архитектором, он производил и продавал ювелирные изделия. К тому же, в ранних европейских источниках нет сведений о том, что архитекторы с Запада могли сделать проект в стиле других культур, с которыми ранее не были знакомы.

Снос Тадж-Махала британцами.

Хотя нет никаких конкретных доказательств, упоминается что британский лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в 1830-х) запланировал снос Тадж-Махал для продажи на аукционе белого мрамора, из которого тот построен. Его биографист Джон Росселли (John Rosselli) говорит, что эта история появилась из-за того, что Уильям Бентинк был связан с продажей мрамора снятого с форта Агры.

Тадж-Махал - храм бога Шивы.

Индийский историк P. N. Oak утверждает, что Тадж-Махал первоначально использовался как индуистский храм бога Шивы, и Шах-Джахан просто стал использовать его по-другому. Эта версия была отклонена как необоснованная и не имеющая доказательств в виде исторических фактов. Верховный суд Индии отказал P. N. Oak в прошении объявить Тадж-Махал памятником индуистской культуры.

Разграбление Тадж-Махала.

Хотя известно, что англичане захватили золото со шпилей Тадж-Махала, и драгоценные камни, которыми были украшены стены мавзолея, есть мифы, из которых следует, что из Тадж-Махала украдены многие другие украшения. История говорит, что кенотафы шаха и его жены были позолоченными и украшены бриллиантами, двери мавзолея были сделаны из резной яшмы, и пространство внутри было украшено богатыми коврами.

Экскурсии по Тадж-Махалу.

Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.

Режим работы.

Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.

Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.

Стоимость и правила посещения.

Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.

Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.

При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.

На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.

Как добраться.

Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). можно несколькими способами.

1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:

Бхаратпур (Bharatpur) - 57 км, Дели (Delhi) - 204 км, Джайпур (Jaipur) - 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) - 400 км, Лакхнау (Lucknow) - 369 км

Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.

Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.

Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Тадж-Махал – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Индии. Грандиозный мавзолей, воздвигнутый в первой половине XVII столетия, входит в число лучших образцов зодчества Империи Моголов и сочетает в себе элементы нескольких выдающихся азиатских стилей.


В 1983 году здание было внесено в Список объектов ЮНЕСКО как истинная жемчужина исламского искусства и шедевр архитектурного наследия, вызывающий восхищение во всем мире.

В каком городе находится Тадж-Махал?

Тадж-Махал был возведен в городе Агра, на побережье речки Джамна. Существует легенда, что на другом берегу планировалось воздвигнуть подобное строение, но в черном цвете, а между двумя комплексами должен был находиться мостик из мрамора. Однако вторая мечеть так и не была построена.

Участок, на котором высится Тадж-Махал, простирается к югу от крепостной стены Агры и занимает площадь около 1,2 га. До строительства мавзолея эти земли принадлежали индийскому махарадже Джай Сингху и были куплены у него падишахом Шах-Джахана.

Что такое Тадж-Махал?

Тадж-Махал является неофициальном символом Индии. Роскошное сооружение представляет собой комплексную постройку с пятью куполами, четырьмя минаретами на каждом углу и примыкающим живописным парком с бассейном и фонтанами. Строивший его Шах-Джахана преследовал цель сохранить память о своей супруге Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14-го ребенка.


После строительства здания тело женщины поместили в гробницу, обустроенную на подземном уровне Тадж-Махала, а после своей смерти рядом с Мумтаз-Махал упокоился и сам Шах-Джахана.

Тадж-Махал – это одновременно мавзолей, хранящий останки великого индийского правителя с супругой, и мечеть, куда приходят помолиться сторонники индуистской религии. Ежедневно строение посещают десятки тысяч туристов, стремящихся полюбоваться его выдающейся архитектурой.

В среднем каждый год мавзолей осматривают до 5 миллионов человек, в том числе из-за рубежа. Чтобы удовлетворить потребности такого числа посетителей, в соседнем городке Мумтазабад были открыты продуктовые рынки и караван-сараи.

Когда был построен Тадж-Махал?

Возведение комплекса началось в 1630 году. В работах принимали участие свыше 22 тысяч строителей, которые были приглашены со всех уголков Империи. Материалы для постройки свозились из разных регионов Азии, а для транспортировки использовали тысячи слонов. Из Китая везли жадеит и нефрит, из индийского штата Пенджам – разноцветную яшму, из города Макрана – изящный белый мрамор.


Возведение гробницы заняло немногим более 20 лет и было завершено в 1653 году, однако еще около десятилетия вокруг Тадж-Махала велись дополнительные работы, такие как постройка минаретов и центральных ворот.

Чем знаменит Тадж-Махал?

Несмотря на свою грандиозность, Тадж-Махал поражает посетителей удивительной воздушностью, достигаемой за счет необычных пропорций и оригинального фасада с полукруглыми нишами. Главный купол высотой 74 метра будто уносит ввысь остальную часть комплекса, богато украшенную полированным мрамором с инкрустацией самоцветами. Всего в украшении здания было использовано 28 видов камней, в том числе агат, бирюза, малахит. Благодаря особенностям мрамора при ярком солнечном свете мавзолей кажется белым, а на закате приобретает розоватый оттенок.

В архитектуре и планировочных решениях комплекса сокрыто множество знаков и символов. В частности, на Больших воротах можно заметить надписи из Корана. Особую привлекательность сооружению придает большой мраморный бассейн перед входом, в водах которого видно отражение всей мечети.


Высокие минареты, расположенные по углам основной платформы, слегка наклонены относительно здания, что было сделано из соображений безопасности – если во время землетрясений они рухнут, то не повредят основную постройку.

Из-за своей масштабности и удивительной красоты в 2007 году Тадж-Махал попал в перечень семи новых чудес света и встал в один ряд с такими значимыми строениями, как итальянский Колизей и Великая китайская стена.