Тайна загадочных скульптур острова пасхи. Остров пасхи и его молчаливые истуканы

Главной достопримечательностью знаменитого и загадочного (исп. Isla de Pascua; рап. Rapa-Nui) являются статуи Моаи , или Истуканы острова Пасхи . Практически повсеместно возвышающиеся вдоль южной части острова, на протяжении многих веков эти загадочные исполины не дают покоя ученым умам человечества.

По неведомым причинам полинезийцы (обитатели Океании, первые жители о-ва), обосновавшиеся на острове приблизительно в 1000 г. н.э., занимались высечением гигантских статуй Моаи (на протяжении ок. 1200-1500 гг.). Эти истуканы сегодня считаются одними из самых таинственных и необъяснимых древних артефактов на планете.

Моаи (рап. Moai) - каменные идолы на побережье о-ва Пасхи, представляющие собой огромные статуи в форме человеческой головы с частью туловища по пояс. Типичный дизайн статуй - угловатые мрачные лица с выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и низким лбом.

Доселе неизвестно, зачем древние островитяне начали массово создавать эти гигантские изваяния. Первые монолитные скульптуры высотой с человеческий рост вырубались из базальта. Затем островитяне начали изготавливать их из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла). Только 53 статуи Моаи были сделаны не из туфа, а из других пород.

«Обитель» статуй Моаи

Расположенный почти в самом центре о-ва, кратер потухшего вулкана Рано-Рараку (исп. Rano Raraku; 160 м) является местом, где высекались знаменитые гиганты. Над их созданием от зари до зари трудились десятки, а может быть и сотни мастеров. Сегодня на склонах кратера можно увидеть следы их кропотливой работы. Здесь же разбросаны незаконченные фигуры статуй. Вероятно, их создание происходило с соблюдением каких-то важных ритуалов и церемоний. Ученые уверены, что вулкан Рано-Рараку для местных жителей того времени был на самом деле священным местом.

Если в ходе ваяния статуи происходил какой-либо дефект — это считалось дьявольским знаком. Поэтому скульпторы немедленно бросали резку статуи и принимались за высечение другой. Таким образом, более 390 скульптур так и осталась незавершенными и оставленными здесь же. С годами многие из них были погребены под толстыми слоями обвалившегося пепла.

Когда статуя была высечена и отделялась от перемычки, соединяющей ее с кратером, фигура истукана скатывалась по склону вниз, к основанию вулкана. Здесь истуканы предположительно ставились в вертикальное положение для окончательной обтески. Далее готовые статуи перетаскивались по целой сети дорог и устанавливались в строго предназначенных местах, разбросанных почти по всему побережью острова. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км, выстроив в итоге почти сплошную линию монументов вдоль побережья острова.

По мере приближения к Рано-Рараку гигантские головы становятся более частыми, а у основания вулкана они буквально усеяны вдоль склона, образуя кульминацию процессуального маршрута к вулкану. Это должно означать возрастающий уровень важности этого места.

Загадки истуканов острова Пасхи

Когда в 1722 г. на остров высадились первые европейцы, они с удивлением обнаружили около 1000 величественных статуй. Впрочем, многие из них валялись на земле. Именно, большинство каменных изваяний были просто разбросаны вдоль дорог. Именно поэтому, многие ученые долгое время считали, что истуканы Моаи были оставлены неуклюжими строителями, которые сбрасывали сломанные статуи вдоль прибрежных дорог. Тем не менее, это было не так. Дороги были всего лишь протоптаны в ходе установки идолов. Т.е. сами дороги не были построены специально, а использовались исключительно для транспортировки фигур. С течением времени (из-за землетрясений, цунами и прочих внешних факторов) многие статуи повалились на землю, что также запутало археологов.

Однако, все статуи устанавливались строго на отведенных для них каменных пьедесталах — аху (рап. Аhu). Они представляли собой хорошо отшлифованные каменные платформы — закопанные тела статуй , немного наклоненные в сторону моря. Некоторые статуи установлены группами на постаментах высотой до 2-3 м. и длиной до 150 м. Самым известным таким постаментом с группой статуй являются знаменитые Аху-Тонгарики (рап. Ahu Tongariki).

Аху-Тонгарики

Но каким образом многотонные истуканы Моаи транспортировались в различные отдаленные места острова? По сей день на этот вопрос нет четкого ответа. Одни лишь гипотезы…

По рассказам современных островитян «к своим местам идолы Моаи …шли сами». Согласно легенде древних Полинезийцев, в каменные истуканы острова Пасхи была заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова — Хоту-Мату’а . Т.е. статуи были одарены божественной силой — душой, позволяющей статуям передвигаться самостоятельно.

Впрочем, исследователи уверены, что огромные статуи все-таки передвигались людьми. Несмотря на то, что трудно себе представить, каким образом люди из каменного века, без специального оборудования и современных технологий передвигали многотонные монолиты. Вероятно, волоком в горизонтальном положении, при помощи различных деревянных рельс, упоров и прочих приспособлений. Существует и другая версия, согласно которой статуи переносили в вертикальном положении, перемещая их, раскачивая их из стороны в сторону, затянув несколькими канатами (см. видео). Именно таким образом перекантовки они заставляли статуи «шагать». В этом вопросе мнения ученых разделились.

Как все это выглядело в действительности, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи. Как и причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных каменных исполинов. Существует распространенное мнение, что Истуканы острова Пасхи являются как бы его стражами, наводя страх на непрошенных гостей. Однако, это не совсем так. Все статуи (кроме группы статуй Ahu Akivi, состоящей из 7 фигур в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» не в сторону моря, а вглубь острова.

Аху-Акиви — единственные статуи острова Пасхи, которые смотрят в сторону океана.

Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроились в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану. Словно мощная армия, охраняющая покой своих владений и их жителей.

Несмотря на некоторую примитивность идолов Моаи, истуканы острова Пасхи все-таки завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…

Шляпы

Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета. Возможно они были сделаны из добытого красного вулканического камня уже позже, приблизительно в конце XVI века.

Причина этих «шляпных дополнений» неизвестна. Но некоторые ученые предполагают, что они придавали статуям некое выражение пущей власти.

Крах цивилизации Рапа-Нуи

Цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом произошло нечто ужасное.

Необъяснимая одержимость островитян в возведении таинственных истуканов привела к беспощадному использованию природных ресурсов и разорению о-ва. Слепое стремление заполонить остров статуями привела к тотальному истощению лесных ресурсов острова. Лес, который был необходим для транспортировки огромных фигур, беспощадно вырубался. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы - для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, Моаи - символы власти и успеха свергались. Борьба со временем все более ожесточилась. Таким образом в конце концов, к приезду европейцев, культура Рапа-Нуи полностью исчезла.

Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.


История острова Пасхи


Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи) . Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату"а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.


Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи - собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena - то место, где Хоту-Мату"а высадился на берег.

В Оронго (Orongo) , местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, - его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо) , сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые - поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом - возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы - числом 900 в завершенном виде - имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.


Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец - нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа - перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад - Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м) .


На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи - с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане - до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи - одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи - все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.



Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами - это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте - умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.


На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10-12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао - пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля - остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити - 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.

Моаи
Загадки Острова Пасхи

(из цикла "На задворках планеты" )

Моаи (статуя, истукан, идол [с рапануйского языка]) - каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи , принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением в период с 1250 по 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.

Более ранние моаи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Таких аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики , установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку , взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, - на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.


Месторасположение погребальных площадок аху на острове

Сейчас восстанавливают процесс периодического демонтажа статуй для переноса их на новые постаменты, а также окончательного погребения их под завалами камня. Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку . Часть не вырубили полностью или же они изначально должны были оставаться в таком положении, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Раньше считалось, что все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Сейчас предполагают, что они и были предназначены для этого места. Также им не собирались делать глаза. Позже эти статуи оказались погребены делювием (скоплением рыхлых продуктов выветривания горных пород) со склона вулкана.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты или упали по естественным причинам (землетрясения, удары цунами). Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках или в музеях в других местах. Кроме того, сейчас одна статуя имеет глаза, так как было установлено, что в глубоких глазницах моаи некогда были вставки из белого коралла и чёрного обсидиана, последний мог заменяться чёрной, но затем покрасневшей пемзой.


Каменоломня и статуи на склоне Рано Рараку

Большинство моаи (834 или 95 %) вырублено в крупноблочном тахилитовом базальтовом туфе каменоломни вулкана Рано Рараку . Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 - из трахита; 17 - из красной базальтовой пемзы вулкана Охио (в бухте Анакена ) и из других месторождений; 13 - из базальта; 1 - из муджиерита вулкана Рано Као . Последняя - это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго , известная как Хоа-Хака-Нана-Иа . С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао . Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.


Cтатуя Хоа-Хака-Нана-Иа высотой 2,42 м. Вид спереди и сзади

Если говорить о весе моаи, то в очень многих публикациях он сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3-3,2 г/ куб.см), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше и из которых статуи сделаны(меньше 1,4 г/куб.см, редко 1,7 г/ куб.см). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи, действительно, изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи - 3-5 м. Средняя ширина основания - 1,6 м. Средний вес таких статуй - менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5-13,8 т). Реже высота статуй - 10-12 м. Не более 30-40 статуй имеет вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных - это моаи Паро на аху Те-Пито-Те-Кура , высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории - моаи на аху Тонгарики . Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран. Cамые высокие статуи острова находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку . Из них самая большая - Пиропиро , 11,4 м.


Аху Тонгарики

А вообще крупнейшая статуя - El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям - 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес - и 145-165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500-800 кг, реже 1,5-2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.


Крупнейшая статуя - El Gigante, размером около 21 м в Рано Рараку

Общеизвестный стиль статуй среднего периода истории острова Пасхи появился не сразу. Ему предшествовали стили монументов Раннего периода, которые подразделяют на четыре типа.
Тип 1 - четырёгранные, иногда плюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал - желтовато-серый туф Рано Рараку .
Тип 2 - длинные столбы прямоугольного сечения с изображением малореалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа , первоначально двуглавый. Два других незаконченных - в карьерах Туу-Тапу . Материал - красная пемза.
Тип 3 - единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку . Найдена там же, в отвалах древнейших карьеров.
Тип 4 - представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы, из туфа Рано Рараку и муджиерита. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. То есть они не предназначались для установки на постаменты. Их вкапывали в землю. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей. Три прекрасных образца из твёрдого базальта и муджиерита были вывезены и находятся в Британском музее в Лондоне , в Музее Отаго в Данидине и в брюссельском Музее пятидесятилетия .


Справа - один из образцов моаи раннего периода. Слева - Базальтовая статуя раннего периода, моаи Хава, из Британского музея на экспозиции в Ливерпуле

Статуи Среднего периода являются усовершенствованным вариантом менее крупных статуй предшествующего периода. Вопреки расхожему мнению, лица, воспроизведённые на них, не европейские, а чисто полинезийские. Излишне вытянутые головы появились благодаря непропорциональному растягиванию поздних монументов в погоне за всё большей высотой. При этом всё равно отношение длины к ширине носа (снизу) осталось «азиатским». Начиная с Хоа-Хака-Нана-Иа , также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro - изображение на спине, напоминающее набeдренную повязку, дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа-Хака-Нана-Иа сзади имеет также изображения вёсел «ао», вульв, птицы и двух птицечеловеков. Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека, появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля. Однако многие статуи могли не сохранить свои изображения из-за сильной эрозии мягкого камня. Изображения имелись и на некоторых цилиндрах пукао . Хоа-Хака-Нана-Иа , кроме того, имела раскраску тёмно-бордовой и белой краской, которая была смыта при перемещении статуи в музей.


Статуя среднего периода с реконструированными глазами


Позднейшие статуи Среднего периода в Рано Рараку

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а , который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем - между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана ). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955-1956 гг. известный норвежский путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих », получившее свое название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова - племени «короткоухих ». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.


Фотоиллюстрация из книги Тура Хейердала «Тайна острова Пасхи» 1959 г

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана , лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня». Туземцы - участники эксперимента - сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв на видео.


В 2012 американские исследователи успешно повторили эксперимент с 5 тонной «шагающей» статуей


Остров Пасхи является самым уединенным уголком нашей планеты, представляет из себя небольшой кусочек суши, который находится в Тихом океане и удален от ближайшего обитаемого острова Питкейр на 2600 км.

Коренные жители называют свой остров Рапа-Нуи. А известное всему миру название он получил потому, что был открыт в Пасхальное воскресенье 1722 года голландцем Якобом Роггевеном.
Cамая известная загадка острова Пасхи, которую уже сотни лет пытаются разгадать исследователи – гигантские каменные статуи, моаи. Эти таинственные монолиты были вырезаны из окаменевшего вулканического пепла.

Всего на острове 887 статуй, 397 из них находятся возле вулкана Рано Рараку, в кратере которого изготавливались и все остальные моаи.
Там же обнаружили множество незаконченных статуй и еще больше брошенных рубил, что наталкивает на мысль о внезапном прекращении работ в связи с каким-то серьезным катаклизмом.

На острове существует два вида моаи. «Великаны» от 10 метров ростом, без шапок-пукао, все они преимущественно стоят на склоне вулкана Рано Рараку, по шею в осадочных породах.

И четырехметровые «карлики», водруженные на постаменты-аху вдоль океанского побережья, в оригинальных головных уборах. Они выглядят помоложе своих 10-метровых родственников, да и лица у них не такие длинные.

Дальше начинаются теории и легенды. Одно из сохранившихся преданий гласит, что когда-то на острове правили люди с длинными мочками ушей. У них в подчинении находились короткоухие. В это время вовсю велось строительство моаи, беспощадно вырубались пальмовые леса, пока экология острова не была доведена до нынешнего плачевного состояния. Население росло, есть стало нечего, дерева не хватало даже для изготовления лодок, начался каннибализм… Одним словом, короткоухие не выдержали и низвергли элиту.

Большинство ученых согласно с этой версией заката эры таинственных создателей гигантских каменных статуй. Некоторые даже дополняют общую картину подробностями. Так, считается, что короткоухими простолюдинами были выходцы из Полинезии, а длинноухой элитой – путешественники из Южной Америки, которые, прибыв на остров где-то в 800 г., каким-то способом на долгие годы смогли захватить власть над аборигенами.

Нашли научное объяснение и множеству брошенных рубил в кратере Рано Рараку. Специалисты считают, что это отработанные инструменты. А поскольку изготовить новое каменное орудие труда намного легче, чем заточить старое, древние мастера выбрасывали отслужившие свое рубила. Вот и собралось их за сотни лет изрядно.

А неоконченные истуканы остались такими, потому что, вырубая их из относительно мягкого вулканического туфа, мастера натыкались на более твердые породы, преодолеть которые им было не под силу.

Но как доставляли каменных исполинов на нужное место? Местные жители ничего определенного сказать по этому поводу не могут, кроме того, что статуи ходили сами. В их языке даже есть слово, которое означает медленное передвижение без помощи ног. Но что они имели в виду неизвестно.

А потом появилась теория движения вертикальным вращением вразвалку. Так еще передвигают тяжелые бочки и баллоны. Удачно проведенные полевые испытания этого метода все расставили по местам: с помощью веревок и коротких деревянных рычагов моаи уверенно «шагали» вперед.

Находящегося в южной части Тихого океана, на расстоянии почти 4000 километров к западу от побережья Чили. Этот остров, называемый также Рапа-Нуи, был обнаружен в пасхальное воскресенье в 1722 году голландским капитаном. В то время он был почти необитаем, однако на его территории находились сотни гигантских статуй, весом в несколько тонн каждая. Традиционным термином для названия этих истуканов стало

слово «моаи». Статуи имеют безглазое лицо. Самая большая из них - Паро, весит около 82 тонн и имеет высоту около 9,9 метров.

Так кто же построил их и как они туда попали? Никто до сих пор не знает точного ответа на эти вопросы, но многие пытаются найти разгадку. Для жителей острова было практически невозможным вырезать и поставить моаи в вертикальное положение без транспорта, лишь своими примитивными орудиями.

Одна из теорий предполагает, что остров Пасхи был заселен полинезийскими моряками, которые путешествовали на своих каноэ, руководствуясь звездами, ритмами океана, цветом неба и формой облаков. Впервые они прибыли на остров в 400 году Возможно, на острове существовало два класса жителей - с короткими и длинными ушами. Длинноухие люди были правителями и заставляли короткоухих вырезать моаи. Именно поэтому статуи на острове Пасхи в большинстве своем имеют длинные уши. Затем короткоухие люди восстали и убили всех длинноухих.

По всей видимости, статуи острова Пасхи были вырезаны из верхнего края стены вулкана, находящегося на острове. Перемещали их с помощью веревок, сделанных из древней жесткой травы. Веревку оборачивали вокруг моаи, а затем большая группа

мужчин тянула за один ее конец вперед.

Другая группа, меньшая по численности, выступала в качестве противовеса и тянула другой конец веревки назад.

Таким образом статуи острова Пасхи двигали к океану. Перемещение одного истукана могло длиться месяц, так как этот процесс был очень трудным.

Население достигло, как полагают, 11 тысяч человек. Из-за малых размеров острова его ресурсы стремительно истощались.

Когда все они были исчерпаны, люди прибегли к каннибализму - начали есть друг друга. Работа над статуями прекратилась. Когда

первые европейцы прибыли на остров, большинство жителей уже вымерло.

Другой вопрос заключается в том, какие функции несли моаи и для чего они были возведены. Археологический и иконографический анализ показывает, что статуи острова Пасхи были символами власти, как религиозной, так и политической.

Помимо этого, для людей, их создавших, они фактически являлись хранилищами священного духа.

Независимо от того, для чего были предназначены моаи и почему они были построены, сегодня их популярность выше, чем когда-либо.

В настоящее время на острове процветает современная индустрия туризма, сотни путешественников и любителей неизведанного приезжают туда, чтобы своими глазами увидеть величественных истуканов, устремляющих взгляд на море.