Виды мотивации нод. "Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности."

Антонина Жукова
Создание игровой мотивации на разных возрастных этапах

МДОУ «Детский сад «Дружба»

Доклад на тему :

«Создание игровой мотивации на

разных возрастных этапах »

Воспитатель : Жукова А. А.

Темы ООД, её цель и ход предусматривают творческий подход. Я стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень ласковые, доверчивые, любознательные. Каждая деятельность открывает для них что-то новое, которая потом становится для них своим, знакомым, понятным, близким. Они не любят однообразие, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Они очень любят играть. Поэтому в процессе обучения включаю игры. Во время ООД мы играем в серьёзные и умные игры. Но играем мы не ради игры, а ради того, чтобы у всех детей пробудить огонек пытливости любознательности. К нам приходят и мы приглашаем в гости известных героев детских сказок, мультфильмов, веселых и забавных человечков. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с просьбами, заданиями, головоломками и т. д.

Кто-то ходил в гости к детям, к тем кто правильно объяснял путь движения от детского сада к своему дому.

Почемучка всегда приходил с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.

Дети очень любили, когда на занятиях появлялся Буратино, любили исправлять его ошибки. Также интересен был им и Незнайка.

Вот как, применяя элементы игры, я многому обучала своих детей. У них исчезало умственное напряжение и утомление. Они быстро и с большой охотой выполняли все задания.

Итак, серьёзная, целенаправленная игра помогла закрепить знания детей, подвести итог занятия, снять умственное напряжение.

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности.

Поэтому игровой метод занимает важное место в обучении дошкольников. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удержать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к работе в условиях коллектива.

Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание у воспитателя – педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях .

При проведении игр учитываются знания детей, интерес, знать и учитывать игровой опыт детей , представлять, какие конкретные задачи решаются во время ООД при использовании того или иного игрового приёма .

Игру предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача – определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми.

Игра, соответствующая возрасту , доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

Чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие познавательной активности, широко используются игровые приёмы . Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры.

1. Рассказать детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д.

Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь (дождаться ответа – согласия) .

3. Предложить детям научить их делать это очень хорошо (также дождаться ответа – согласия) .

4. Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т. д.

5. Эти игрушки используются воспитателем и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.

Целесообразно , чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.

Любимцем детей был медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Миша поздравлял детей с днём рождения. Заглядывал в детские работы и «шептал» слова одобрения. Иногда сердился на кого-нибудь и уходил обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Дети интересовались им, старались не обидеть его, чтобы он не ушёл. Они верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшей группе дошкольного возраста .

Игровые приёмы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме , вводит мотивы , побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.

В подготовительной группе также используются игровые приёмы обучения , но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче.

В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. Например : путешествие (в лес, цирк, космос и т. д.) .

Игровые формы ООД : спектакль, сказка, встреча и т. д.

Каждый раз, готовясь к ООД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтомуООД я провожу в виде путешествий.

Путешествия провожу самые разнообразные :

«В страну сказок» .

«В страну Любознаек» .

«На остров Фантазий» .

«Путешествие на площадь «Искусств» , где познакомимся с архитектурными памятниками».

«Космический полёт на ракете» . И т. д.

Приведу пример (конструирование) .

Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?

Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?

Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.

Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.

«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.

Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».

Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения) .

Итак, мы отправимся на улицу «Строителей» , где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.

Приведу пример математического путешествия на поезде.

Сейчас мы с вами отправимся в математическое путешествие, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.

Поезд наш необычный - математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)

А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.

ООД можно начать с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными зверюшками , куклами).

ООД можно начать с прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.

При проведении ОД по ФЭМП при знакомстве с понятием «порядок» можно применить такой способ.

При изучении понятия «порядок» полезно выстроить детей в соответствии с каким- либо порядком : по росту, по возрасту , по порядку номеров и т. д. Можно пересчитывать в прямом и обратном порядке различные предметы. Например : по картинкам предложить вопросы и задания : (картинки : мальчик, рыбка, кот, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, мотылёк, пчела).

Сосчитайте всех по порядку (первый – мальчик, вторая – рыбка и т. д.) .

Каким по счёту стоит зайчик? Волк?

Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё?

Каким по счёту с конца стоит котёнок?

Очень любят дети игру на развитие внимания : они закрывают глаза, а воспитатель меняет порядок предметов или убирает какой-нибудь предмет. Надо восстановить порядок.

По ФЭМП. «Изучение числа 7 и состава 7» .

Число иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 6. Показывается состав числа 7.

Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, семь чудес света в Древней Греции и т. д.) и сохранило эту роль в литературе. Вспоминают 7 гномов из сказки о «Белоснежке и 7 гномах» , можно прочесть отрывок из сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и 7 богатырях» . Всем известны пословицы и поговорки, в которых встречается слово «семь» : «Семеро одного не ждут» , «Семь раз отмерь – один раз отрежь» , «Семь бед – один ответ» , «Один с сошкой – семеро с ложкой» и др. В этих пословицах и поговорках слово «семь» выступает в роли слова «много» . Можно вспомнить, что мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.

Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. В противном случае мы рискуем испортить нашим детям детство. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Голову ребёнка мы разовьём, а душа его пострадала.

Абдинова Роза Рушановна, воспитатель, МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 12 «Журавушка» Саратовская область г. Балаково.
Для успешного построения НОД нужно заинтересовать ребенка, придумать игровую мотивацию. В форме игры у детей успешнее происходит привитие знаний из различных образовательных областей, развивается память и мышление.

Дата публикации: 29.06.2015

Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В дошкольном воз-расте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию де-тей, организации всего образовательного процесса. Многочисленными исследованиями пе-дагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону интереса.

Нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педаго-га так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увле-ченность учебной деятельностью. Для каждой НОД нужно продумать игровую мотивацию.

Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, це-лей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Мотивация (от латинского movere) побуждение к действию. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной дея-тельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятель-ности. Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра. Каждая НОД должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием который подходит для среднего, но не подходит для раннего возраста или подготовительной группы. Это может быть инте-ресный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже извест-ному. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум нагляд-ности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры-хороводы).

Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театральные игры (настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т.д.).

Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом нужно учитывать следую-щие условия:

1 Организация, при которой ребенок вовлекается в процессе самостоятельного поиска и от-крытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

2 Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;

3 Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятель-ность детей, создавая атмосферу напряженной работы;

5 Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребенка, тем он интере-сен для него;

6 Учет индивидуальных и возрастных, медицинских, психологических особенностей воспи-тателей;

7 Эмоциональность педагога, его умение поддерживать интерес к содержанию занятия, сти-мулировать познавательную активность детей.

За время работы с детьми я пришла к выводу, что создание игрового интереса к НОД с са-мых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении залог успешного ре-зультата деятельности всех его участников. В дошкольном возрасте, особенно в младшем, велика роль игровой мотивации в обучении.

Рассмотрим игровые приемы на примере таких образовательных областей как «Познание» (ФЭМП, «Формирование целостной картины мира»), « Коммуникация», «Художественное творчество».

Для создания интереса следует использовать игровые сказочные сюжеты в любой из образо-вательных областей, в зависимости от возраста детей. Появление гостей, особенно сказоч-ных, интересен детям младшего и старшего возраста. Дети «отправляются» с ними в путеше-ствие, в сказку. Сказочные персонажи вызывают чувство доверия к ним, стремление помочь в выполнении различных заданий, действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому НОД проходят в атмосфере повышенного старания. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность и ответственность, например в младшем возрасте «К нам на за-нятия пришла кукла, давайте расскажем ей стихотворение. Кошечка хочет молоко, давайте вылепим для нее мисочку. Построим матрешке домик. Нарисуем коврик для собачки и т.д.»

Особая роль возлагается на метод замещения, когда различные знаки и символы, схемы и планы вызывают у детей ассоциации с действительными образами – это предоставляет ре-бенку большую свободу воображения, мышление и способствует эмоциональной раскрепо-щенности.

Особенно важна роль игровой деятельности в образовательной области «Коммуникация». Дети всегда затрудняются при составлении рассказов по картине или предметным картин-кам, в пересказе текста. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения кар-тины и его рассматривания, загадки о том, что изображено. Дети быстро теряют интерес к ней. Чтобы интерес не терялся детям младшего возраста можно предложить игру «Чудесная коробочка». Воспитатель вызывает по очереди детей и просит их достать картинку и назвать, что на ней нарисовано. Можно использовать дидактические игры и упражнения, словесные игры «У кого», «Что бывает осенью», «Кто где спрятался» и др.

В старшем возрасте когда нужно составить рассказ на картине воспитатель сообщает детям, что будем учиться составлять рассказ по картинке, но о каком животном они будут расска-зывать узнают только тогда, когда каждый из них отгадает загадку и быстро нарисует отгад-ку. Загадка загадывается в ушко.

Можно предложить игру «Оживи картинку» - дети должны озвучивать героев картинки, го-ворить за них, подражать их голосам. При составлении рассказа по сюжетной картинке «Весна» дети играют в игру «Послушай и запомни». Читается рассказ о данном времени го-да. Мотивация следующая – по окончании прослушивания необходимо вспомнить все слова на тему «Весна» - которые встречались в данном рассказе и каждый ребенок называет слово и кладет в корзину фишку.

Образовательную деятельность по придумыванию рассказов можно провести разделив детей на две команды в форме соревнования. Детям нравятся игры КВН, викторины, они вызывают у них чувство здорового соперничества, а также способствуют повышению интереса.

В игре «Волшебная цепочка» воспитатель составляет предложение, дети дополняют предло-жение, называя каждый по одному слову. Например: «Под кустом сидит заяц».Дети говорят серый, пушистый, длинноухий.

Игра «Радио эфир» - эта игра помогает застенчивым детям проявить себя, показать свои зна-ния (говорящий прячется за ширму).

Игровые ситуации с элементами соревнования используются и в образовательной деятель-ности по ФЭМП. Игры «Поле чудес», КВН, викторины, игра «Путаница», «Лови ошибку». При ознакомлении с ориентировкой в пространстве – «Составление чертежей, карт, схем. Дети с интересом выполняют задания в котором нужна помощь персонажу из сказки или мультфильма. Например «Помоги Незнайке расставить цифры по порядку. Игра «Погруже-ние в проблему» (раздается стук в дверь, приносят письмо от космонавтов, они просят по-мощи, у них сломался корабль, маршрут неизвестен. Нужно разобраться в схеме. Присут-ствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Также можно использовать загадки – шифровки, загадки о геометрических фигурах, дидактические игры, лабиринты, разгадывание кроссвордов, пред-ложить детям слепить из соленого теста или пластилина цифры. Воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающий вопрос, обращает внимание на но-вые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается за помощью, нацеливает на экс-периментирование, рассуждение, предположение. И при ознакомлению детей с окружающим миром так же используются сказочные персонажи, путешествие в сказку, в лес, сюжетные ролевые игры, дидактические и словесные игры. Дети с интересом играют в игру «Волшеб-ная палочка» - она дает детям задания или задает вопросы. В старшей группе можно предло-жить разгадать кроссворд с загадками, организовать игры экспериментирования, опыты, прослушивание музыкального произведения при ознакомлении с временами года, прослу-шивание звуков живой и не живой природы – голоса птиц, шум воды, ветра, водопада и т.д.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать привле-чению внимания детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображе-ния.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой в воздухе, затем пальцем по бумаге, дополняя движе-ния пояснением «Это бегает по дороге мальчик. Так бабушка мотает клубок и т.д.». Включе-ние игровых моментов в изобразительной деятельности в младшем возрасте проводится и при изображении предметов. Например Зайчик стучится в дверь, здоровается, просит сле-пить морковку.

Даже с детьми старшего возраста возможно применение игровых приемов. Например - Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, мож-но рассмотреть подойдя к окну и изобразить воспринятое на рисунке. Таким образом в игро-вой форме происходит прививание ребенку знаний из разных образовательных областей, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способ-ности. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого НОД должны проходить в увлекательной игровой форме.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования – 17 октября 2013 года был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Который вместо передачи суммы знаний, направлен на развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.

Традиционные методы обучения и воспитания сменяются инновационными технологиями, которые направлены на совершенствование всей системы образования. Новый стандарт указывает на то, что вся система дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Что главная особенность организации непосредственно образовательной деятельности - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В дошкольном возрасте важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы, а не умение читать и считать.

Для активизации формирования устойчивой мотивации к непосредственной образовательной деятельности мы используем следующие методы:

Игровые, наглядные, словесные и практические.

Игровые методы (Дидактическая игра, подвижная игра, воображаемая ситуация: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.)

Наглядные методы (Наблюдение и т.д.)

Словесные методы (Рассказ педагога и детей, пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах из детского опыта, творческие рассказы), беседа, художественное слово.)

Практические методы Упражнение, выполнение поручений, элементарные опыты, экспериментирование (с песком, водой, бумагой, магнитом, разными предметами).

Все эти методы используются в сочетании с приёмами:

Внезапное появление объектов, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации;

Показ (способов действий, образца);

Вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности), указание, пояснение, объяснение, беседа;

Проблемные ситуации.

ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей. Цель детского сада - сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Это не работа с семьей, а одна из новых форм – социальное партнерство! В настоящее время сложились устойчивые формы сотрудничества детского сада с семьей:

Педагогические гостиные, открытые просмотры в ДОУ разных видов деятельности, родительские собрания, мастер – классы, «Дни открытых дверей», круглые столы, исследовательские проекты, экскурсии, маршруты выходного дня, совместные досуги и праздники, спортивные соревнования и др.

Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствует возникновению познавательной активности.

В нашем детском саду как форма взаимодействия детей, родителей и педагогов широко применяется метод проектов, который позволяет осуществлять бережное, деликатное, ненавязчивое, трепетное и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, таланта, индивидуальности каждого воспитанника.

В практике дошкольного учреждения используются следующие типы проектов: исследовательские проекты, информационные, творческие, игровые. Дети взаимодействуют группой, коллективом. Они учатся объединяться в пары, подгруппы, приобретают навыки сотрудничества, вместе обсуждают пути осуществления замысла, поэтапно планируют и согласовывают свои действия, распределяют между собой обязанности и задания, помогают друг другу, выбирают адекватные способы решения.

Исследовательская деятельность воспитанников организована в форме занятия –экспериментирования, работой в мини лабораториях, создания мини – музеев в группах, дошкольных мини – конференциях и других.

Для проектирования, в группах создано соответствующее предметно- познавательное пространство, где дети активно осваивают разные способы познания окружающего мира:

  • Материалы для сенсорного развития;
  • Природные объекты;
  • Инструменты, приборы, наборы для моделирования природных явлений;
  • Наглядно-графические модели;
  • Системы условных обозначений: (наборы карточек и плакаты с изображением дорожных знаков, с обозначением погодных явлений и т.п.);
  • Иллюстрированные познавательные издания;
  • Дидактические и развивающие игры.

В ДОУ оборудована детская библиотека, включающая абонемент и читальный зал для дошкольников, класс ИКТ. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые пособия, доступные для их понимания энциклопедии. Наши воспитанники пользуются компьютером, смотрят учебные фильмы и мультфильмы, осваивают электронные, развивающие игры. Когда информационного поля ДОУ недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.

Входе работы детского сада в социальном партнерстве с родителями, реализовались следующие проекты:

- «Знакомьтесь, Самовар»;

- «Лекарственные растения»;

- «Улицы нашего города»;

- «Зачем овощи и фрукты?»;

- «Животные в русских народных сказках»;

- «Магнит и его свойства»;

- «Поможем воде стать чистой»;

- «Если хочешь быть здоров!»;

- «Защитники Отечества» и другие.

Результаты позволяют говорить о перспективности такой формы работы в формировании устойчивой мотивации к образовательной деятельности дошкольника. Коллектив ДОУ нацелен на дальнейшую работу в этом направлении.

Используемый материл:

http://www.docme.ru/

http://gigabaza.ru/doc/68842.html

Название: Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу

Должность: учитель-дефектолог
Место работы: МБДОУ «Детский сад №67»
Месторасположение: Нижегородская область, г.Дзержинск

Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность

«Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить» — К.Д. Ушинский.

Сегодня, на этапе реализации ФГОС ДО слова К.Д.Ушинского звучат актуально и современно. По стандарту дошкольного образования построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; способствовать формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации . Анализируя перечисленное, можно сделать вывод, что основная задача педагога — создать условия, «провоцирующие» интерес, любопытство.

Многие исследователи (В.С. Юркевич, А.Л. Венгер, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова) считают, что у дошкольников еще не сформирована внутренняя познавательная мотивация, она только активно развивается, а формирование ее происходит только в совместной деятельности со взрослым или сверстником . Окончательный срок ее становления приходится на возраст начальной школы. Важно учесть то, что речь в этих исследованиях идет о детях с нормой развития. Специальный педагог (логопед, дефектолог),

работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и особые образовательные потребности (ОПП). Понимая, что у ребенка с ОВЗ все психические процессы развиваются замедленно, становится ясно, насколько актуальным становится проблема создания специального образовательного поля, в котором учитывались бы все особенности воспитанников данной категории.

Специфика коррекционно-развивающей работы требует от педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности, деления детей на подгруппы. Основная задача педагога — сделать этот процесс более естественным, снять возможное эмоциональное напряжение, возникающее при делении на подгруппы, уйти от диктата. Мы пришли к выводу, что именно этот процесс (деление на подгруппы) может стать мотивацией к предстоящей деятельности при правильной его организации.

Предлагаем несколько шаблонов, которые могут наполняться любым содержанием, в зависимости от темы или коррекционно-развивающей задачи. Итак, вот готовые формулы или шаблоны практических способов мотивации при делении воспитанников на подгруппы:

  • «секретный конвертик»
  • «пароль» или «секретное словечко»
  • цветовая или другая любая другая символика
  • короткая дидактическая игра

Надо отметить то, что эти варианты разработаны для детей старшего дошкольного возраста, но наш опыт показал, что использование последних двух возможно и с детьми младшего дошкольного возраста.

Итак, рассмотрим первый шаблон «секретный конвертик». Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром. Тематическая неделя «Моя семья». Учитель-дефектолог (или учитель-логопед) приходит в группу за своей подгруппой воспитанников. У детей в это время свободная деятельность, они рассредоточены по групповой комнате. Чтобы привлечь их внимание, переключить от игры к занятию, учитель-дефектолог (логопед) в рупор (скрученный трубочкой журнал) громко говорит (примерная речь):

Дефектолог (Д) – Внимание! Внимание! Срочное сообщение!Сегодня утром, я увидела в двери моего кабинета вот этот конверт. Мне было очень интересно, что же там, но я подумала, что и вам было бы интересно узнать, что это за конверт, почему это письмо пришло именно к нам, поэтому я с дождалась вас.

Воспитатель (В). — Удивительно! Но сегодня утром такой же конверт обнаружила и я.
Д.- Ребята, у меня есть идея. Я предлагаю разделиться, мы пойдем в кабинет и там узнаем, что в этом загадочном конверте, другие ребята узнают, что за секрет хранит их конвертик, а потом мы вернемся в группу и поделимся секретами (в конвертах – ребусы со словом «семья»).

Таким образом, дети уже заинтересованы, настроены на занятие, на то, что узнают что-то новое и интересное! С нашей точки зрения, правильная, хорошо продуманная мотивация не должна обрываться, мотивационный круг должен замкнуться. Желательно проговорить, что будет по возвращению в группу, а вернувшись, осуществить намеченное. Так, после занятия у учителя-дефектолога, дети возвращаются в группу, выясняют, что в конвертах лежали ребусы, обмениваются ребусами, отгадывают новые, делают вывод, что ребусы составлены по-разному, а слово зашифрованное в них одинаковое. Содержимое «секретного конвертика» может быть самым разным: ребус, разрезная картинка, ключик, цифра, буква…

Не менее интересный способ «пароль» или «секретное словечко». Здесь вновь необходима помощь воспитателя группы.

Образовательная ситуация (фрагмент). Утром воспитатель, встречая детей, каждому шепчет на ушко «пароль» или «секретное словечко» — на все вопросы, говорит, что обо всем узнают позже. Например, изучая тему «овощи и фрукты», воспитатель утром, говорит ребенку либо слово, обозначающее овощ, либо слово, обозначающее фрукт. Перед занятием дефектолог приходит в группу с корзиной с овощами и говорит, что сегодня утром, каждому было дано секретное словечко, просит вспомнить и подойти к нему всех, у кого было слово, обозначающее овощи, а воспитатель держит корзину с фруктами и зовет всех детей, у которых «секретные слова» обозначают фрукты.

Такого рода мотивация уже содержит в себе учебную задачу — владение обобщающими понятиями, умение классифицировать, относить предмет к той или иной группе. Естественно, что этот вариант легко трансформируется под любую лексическую тему.

Использование цветовой или другой символики — это более простой вариант, который можно использовать в работе с детьми, начиная со средней группы, а если уровень развития детей позволяет, то и с конца второй младшей.

Например, воспитатель, принимая утром детей, прикрепляет к одежде ребенка эмблемку, значок. На вопрос для чего это и зачем отвечает, что пока это секретик, но скоро вы все узнаете. Например, детям воспитатель прикрепил звездочки красного и синего цвета. Перед занятием незаметно прикрепляет звездочку красного цвета себе, а дефектолог приходит в группу также с прикрепленной звездочкой, но другого цвета. Дети соотносят свои эмблемы по цвету с эмблемами педагогов.

С детьми младшего дошкольного возраста деление на подгруппы может проходить с привлечением какого-либо персонажа, игрушки. Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы. Тема «Домашние животные», вторая младшая группа. За несколько минут до начала занятия воспитатель предлагает детям поиграть и «превращает» их с помощью масок-шапочек в «котят» и «щенков». Затем в группу входит учитель-дефектолог с мягкой игрушкой (кошка) и говорит, что мама кошка пришла за своими «котятами» и зовет их поиграть. В это время воспитатель берет заранее приготовленную свою игрушку (собака) и аналогичным образом зовет детей своей подгруппы – «щенков»

Приведем пример мотивации при делении на подгруппы к занятию по формированию элементарных математических представлений или сенсорному развитию. Учитель-дефектолог приходит в группу с коробочкой в которой лежат круги синего и красного цветов.

Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП. Дефектолог — Ребята, посмотрите, что у меня есть (дети отвечают — кружочки). Верно, посмотрите, как их много. Но они непростые. Это ваш билетик на паровозик (показывает синию ленточку и говорит, что приглашает в синий паровозик ребят у которых синии билетик) «уезжают» к нему в кабинет. Воспитатель приглашает детей с билетиками красного цвета, чтобы поехать на красном паровозике.

Так еще до начала занятия, дети вспомнили, закрепили цвета, пробовали соотносить предметы по цвету. В данном варианте можно использовать и опираться на любые сенсорные эталоны, включать разнообразные коррекционно-развивающие задачи, в зависимости от возрастной группы и уровня развития воспитанников подгруппы.

Вариант использования короткой дидактической игры кажется нам также интересным, поэтому коротко опишем его.

Образовательная ситуация (фрагмент). За 3-5 минут до начала занятия учитель-дефектолог приходит в группу с «чудесным мешочком» (в мешочке геометрические фигуры) и проводит игру «Узнай, что в мешочке»

Д . — Дети, хотелось бы вам поиграть еще? Я приготовила для вас классную игру, но знаю, что и у Натальи Евгеньевны (воспитатель) есть что-то интересненькое, поэтому предлагаю разделиться на 2 команды- одна пойдет со мной, а другая узнает, что интересного для них есть у воспитателя.

Д .-Когда вернетесь в группу то расскажите друг другу чему же вы научились и поиграете в самую интересную игру.

Таким образом, мотивация, заданная вначале не обрывается, а имеет логическое завершение, мотивируя воспитанников к другим видам детской деятельности.

Использование разнообразных способов мотивации дошкольников является мощными активизаторами детского внимания, стимулирует у ребенка желание узнать, догадаться, придумать. Такой подход к организации образовательного процесса, с нашей точки зрения, способствует созданию эмоционально-благоприятной обстановки и сохранению психологического здоровья, что особенно актуально для дошкольноков с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Данная статья посвящена актуальной проблеме в системе образования: формированию позитивной мотивации у дошкольников, методам и приемам ее развития.

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мам купит мне машинку).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

Эти методы используются в логопедической практике с помощью различных приемов:

  • Дидактические игры и игровые приемы

Еще Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры. В зависимости от учебной задачи и содержания занятия могут быть использованы:

Речевые игры и игры на развитие ВПФ («Хлопни, когда услышишь», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего не стало», «Словесный сад»)

  • Сказочные сюжеты («Сказка о веселом Язычке»)
  • Ролевые отношения (развитие речи с помощью сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Зоопарк», «Путешествие»)
  • Сказочные и литературные персонажи (Незнайка, собака Найда, Федора, Буратино, Айболит и др.)
  • Игры-путешествия, поездки, приключения (в лес, в зоопарк, на разных видах транспорта, в Страну Гласных звуков)
  • Настольно – печатные игры («Логопедическое лото», «Шиворот — Навыворот», «Алфавит», «Дары природы» и др.)
  • Сюрпризный момент (письмо, посылка, гость и т.д.)

Создание ситуации успеха

Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). Необходимо проводить беседы с родителями о возможности создания ситуации успеха.

Сказкотерапия

Использование сказкотерапии на логопедических занятиях приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексико – грамматические отношения, связная речь.

Наглядные материалы

Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным.

Наглядно – игровые средства способствуют развитию лексико – грамматического строя речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики. Это могут быть предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки, наглядно – методические пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформленные.

Применение ИКТ

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи можно использовать ИКТ. В настоящее время разрабатываются и совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции речи. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Развитие речи.» направлена на формирование фонематической системы и связной речи. Коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет собой готовый набор для использования специалистом в нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференцированный подход к обучению. Программа «Домашний логопед» красочно представляет артикуляционную гимнастику, дает подробную характеристику звуков, персонажи мотивируют, легко и доступно дают знания ребенку.

Программа профессора Хиггинс – это полный фонетический и лексический мультимедийный справочник – тренажер, предназначенный для желающих научиться говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением, являющимся нормой речи.

Можно использовать свои компьютерные разработки и презентации.

На индивидуальных занятиях можно сохранить в памяти компьютера образцы речи ребенка в начале, в процессе и в конце коррекции звукопроизношения. Давая детям возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата. Так ребенку легче понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.

Соревновательные моменты

Например, дыхательные упражнения «Футбол», «Буря в стакане», игра «Кто больше подберет слов?», «Отгадай загадку», «Кто первый составит схему слова», «Рыбалка».

Логоритмика и пальчиковые игры

Помогают развивать общую и мелкую моторику, активизируют интерес к логопедическим занятиям. Например, логоритмика Железновых.

Элементы арт-терапии (лепка, аппликация, рисование)

Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции неврозов.

Есть и нетрадиционные приемы формирования мотивации дошкольников на логопедических занятиях. Например, мультттерапия.

Учитель – логопед Борисова Е.А. предлагает с целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у ребенка использовать на логопедических занятиях сюжеты из современных мультипликационных фильмов. Она считает, что примером мультипликационного героя, которого можно использовать на логопедических занятиях как средство повышения познавательной активности детей, является Лунтик.

«Лунтик и его друзья» - это замечательный, добрый и познавательный мультсериал, главным персонажем которого является существо, прилетевшее к нам с Луны - маленькое, пушистое и очень доброе сиреневое создание - Лунтик. Он делает первые шаги по нашей планете, узнает мир и пытается найти себя в нем, находит верных друзей и хорошую семью. Добрый юмор, красивые пейзажи, забавные сюжеты и очень яркие персонажи сериала не дадут заскучать ребенку во время просмотра удивительных и таких интересных приключений лунного гостя. Образ Лунтика близок детям возрастной группы от двух до четырех лет. Отсутствие негативных моментов в главном герое мультфильма, по задумке создателей делает детей добрее, а также обучает основам морали и этики.

Смешарики - это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных увлечений. По своей привлекательности сериал не уступает лучшим достижениям классической российской анимации. Особое внимание при создании сериала уделяется использованию природных форм и цветов, которые переключают внимание ребенка на многообразие окружающего мира, компенсируя сухость и техногенность большинства образов современности. Шарообразность персонажей символически подчеркивает их доброжелательность и миролюбие, а также позволяет ребенку легко воспроизводить полюбившихся героев.

Педагогическое сопровождения дошкольников и младших школьников в проекте «Смешарики» имеет своей целью повышение эффективности развития и воспитания ребенка в духе толерантности и ненасилия, а также формирования у дошкольников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, а также основ безопасности жизнедеятельности.

Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная НОД (логопед – воспитатель, муз. Руководитель, педагог – психолог и др.) Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения. В структуру занятий можно включать физкультминутки. Они помогают не только переключить внимание, но и способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

С помощью диагностики уровень познавательной активности детей на логопедических занятиях можно оценить, как высокий, средний или низкий.

Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;
  • адекватная скоростная реакция на начало занятия;
  • вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
  • устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
  • интерес к занятию от его начала до конца;
  • живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
  • искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.

Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
  • поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
  • при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
  • внимание неустойчивое;
  • эмоциональный фон пассивный.

Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
  • попытки отсрочить время начала занятия;
  • отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
  • повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
  • пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
  • нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему

Показателями выраженности познавательной активности являются.