Воля как произвольная мотивация. Основные психологические теории воли

Определение воли.

Воля – система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление функциональной структурой психики и уровнем ресурсных затрат в деятельности и в поведении, в отдельных действиях и поступках.

Система понятий, используемых в изучении волевой сферы личности (волевая регуляция, волевое усилие, воление, волеизъявление, волевые состояния, волевые действия, волевые качества, воля).

Волевая регуляция – это опосредствованное мотивами сознательное преобразование актуальной функциональной организации психики в необходимую, наиболее адекватную (по структуре функционирования и уровню мобилизованности) конкретным условиям и конечным целям предметной деятельности.

Волевое усилие можно охарактеризовать как однонаправленное регулирующее проявление сознания, приводящее к установлению или удержанию необходимого состояния функциональной организации психики.

Воление – участие механизмов воли в разрешении противоречий в структуре мотивации в ходе ее становления и функционирования.

Волеизъявление – процесс результат опредмечивания воления.

Волевое состояние – состояние адекватной мобилизованности, устойчивая подконтрольность и подвластность функционирования психики сознанию.

Волевые действия – это действия, в которых реализуется волевая регуляция.

Волевые качества – устойчивые качественные характеристики волевой регуляции.

Воля – система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление функциональной структурой психики и уровнем ресурсных затрат в деятельности и поведении, а отдельных действиях и поступках.

Волевая регуляция в структуре психологического обеспечения деятельности.

Волевая регуляция – это опосредствованное мотивами сознательное преобразование актуальной функциональной организации психики в необходимую, наиболее адекватную (по структуре функционирования и уровню мобилизованности) конкретным условиям и конечным целям предметной деятельности. Важнейшим аспектом волевого регулирования является своевременное обнаружение и быстрый анализ проблемный ситуаций, связанных с возникновением несоответствия актуальной функциональной организации психики требованиям деятельности. «Точкой запуска» волевого регулирования является момент переключения сознания субъекта деятельности с объекта на самого себя с целью ликвидации возникшего противоречия. Когда запас энергетических ресурсов у субъекта деятельности еще велик, а необходимая скорость его расходования не вызывает затруднений, то есть легко удается обеспечить нужный уровень энергозатрат для реализации намеченного предметного содержания, то волевая регуляция осуществляется волевым усилием, напряженность которого незначительна, и внимание, в основном, фиксируется на предметном содержании. Но, когда оставшийся ресурс небольшой или требуемая скорость мобилизации (или демобилизации) энергозатрат представляет серьезную проблему, то сознание совершенно четко начинает контролировать обе стороны деятельности, предметную и энергетическую, быстро переключаясь с одной на другую. При больших трудностях в оптимизации своей активированности субъект деятельности нередко вынужден значительно «свернуть» (или совсем прекратить) активность, направленную на объект, сконцентрировав сознание на своем состоянии. Волевое регулирование превращается в сложную и довольно продолжительную активность, требующую специальной организации и существенных энергозатрат.



Воля как новообразование психики человека.

Воля присуща только человеку, это новообразование человеческой психики в ходе эволюции. И человеку, и животному доступны целенаправленные действия, выбор действия, а также способность оценивать свое состояние. Но животные не могут изменять свое состояние в отличие от человека, которому присуща воля. Т.о. целевой функцией воли является сознательное преобразование актуальной функциональной организации психики в необходимую, наиболее адекватную условиям и целям деятельности, позволяющее достичь наибольшего эффекта.

Волевые действия как единица анализа волевой регуляции.

Когда волевая регуляция приобретает развернутый характер, она реализуется в ряде действий. Специфика этих действий определяется их целями, т.е. их ролью в волевой регуляции, а именно: на достижение какого конкретного преобразования в функционировании психики направлено действие. Волевые действия – это действия, в которых реализуется волевая регуляция. Такое понимание волевого действия соответствует требованиям к «единице» анализа, подразумевающей «продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому».



Виды волевых действий.

Существует 4 типа базальных волевых действий:

1. активизирование действий;

2. дезактивация;

3. удержание активации на каком-то уровне;

4. поддержание оптимального состояния психики в условиях экстремальной ситуации, опасности.

Волевые усилия и его психофизиологическая природа.

Основной способ выполнения волевого действия - это волевое усилие. Волевое усилие можно охарактеризовать как однонаправленное регулирующее проявление сознания, приводящее к установлению или удержанию необходимого состояния функциональной организации психики. Физиологическую основу волевого усилия составляет регулирующее влияние второй сигнальной системы направленное на установление и обеспечение необходимого уровня активированности функциональной системы, ответственной за предметное действие. Волевое усилие является основным операционным механизмом волевой регуляции. Атрибутом волевого усилия является рефлексия.

Взаимодействия воли, эмоций и интеллекта.

Волевая регуляция начинается с интеллектуального акта – с осознания проблемной ситуации. С осознания неоптимальности собственной активированности начинается формирование смысла волевой регуляции. Распознание и анализ проблемных ситуаций, требующих «включения» волевой регуляции – это моменты движения деятельности, в которые в ее психологической системе подструктура волевой регуляции «развертывается», а в момент осознания полного разрешения проблемной ситуации эта подструктура свертывает свое функционирование. В «точках» запуска и остановки волевого регулирования роль интеллекта наиболее выражена.

Одной из важнейших функций интеллекта в волевой регуляции является формирование информационной основы, раскрытие особенностей которой имеет большое практическое значение. Информационная основа волевой регуляции отличается от информационной основы регуляции предметного содержания деятельности соотношением используемых кодов. Значительная часть информации о внутренних состояниях субъекта деятельности, которая используется в волевой регуляции, трудно вербализуема. Она представлена в виде эмоциональных оценок и в «темном чувстве» - кинестезических и интероцептивных ощущениях. Для успешности волевой регуляции важно соотнести динамику предметной стороны деятельности и своей активированности. Самым подходящим для этих целей является язык эмоциональных образов. В принятии решения волевая регуляция может быть актуализирована в связи с необходимостью подавления эмоциональных реакций трех видов: 1. Вызванных привлекательностью альтернативных вариантов; 2. Связанных с необходимостью «пройти» через ситуацию выбора; 3. Выражающих неуверенность в успешности исполнительной части принятого решения, боязнь не справиться. Неуверенность характерна для многих людей со слабой нервной системой. Они перепроверяют варианты решений, стремясь подобрать такие, которые позволили бы избегать экстремальной обстановки. За внешней решительностью человека может скрываться 2 варианта внутренней картины: 1. Отсутствие потребности в поиске новых решений; 2. Умение прервать поиск, понимая достаточность полученного результата. Чтобы прервать дальнейший поиск вариантов, необходима оценка достаточности полученного результата, то есть понимание наличия удовлетворительного уровня разрешения проблемной ситуации – это функция интеллекта и аспект регуляции предметного содержания деятельности, а затем уже необходимо умение подавлять эмоции, связанные с мотивацией, толкающей на продолжение поиска, - это функция воли.

Наиболее сложным в психологическом отношении является принятие решения в ситуации морального выбора. В ходе распознавания вида актуальной ситуации морального выбора производится ее соотнесение с иерархией ценностей, в котором выявляются ценности, соответствующие этой ситуации. Если у субъекта есть закрепившееся отношение к ценности, то основанием для принятия решения является нравственное чувство. Если иерархия ценностей не нашла отражения в эмоциональной сфере личности, то выбор оказывается рациональным. В оценке ситуации морального выбора функции мышления и эмоций трудно разделить, они тесно переплетаются друг с другом. В оценке ситуации сопоставление образов и деятельности и понятий с помощью мышления имеет только сигнальной значение. Эмоции же в оценке ситуации участвуют одновременно двумя своими функциями: сигнальной и мобилизационной. Поэтому воля в ситуации выбора взаимодействует не с интеллектом (она может им только запускаться) а с эмоциями. При этом их мобилизационные действия могут совпадать по направлению (это дает наивысшую активированность личности), а могут и сталкиваться (итог различен).

Индивидуальный стиль волевой регуляции как её структура.

Индивидуальный стиль волевой регуляции – устойчивый способ организации волевых действий (= структура волевой регуляции). Формирование такого стиля связано с освоением деятельности. Он обеспечивает наилучшую приуроченность функционирования структуры психики к конкретным требованиям деятельности.

Воля и эмоции как механизмы ресурсной регуляции во взаимодействии человека с миром.

Личностный смысл – это своеобразное 6-ое измерение (в дополнение к высоте, ширине, длине, траектории и значению), связывающее в системе деятельности субъектно-объектные, субъектно-субъектные и самосубъектные отношения деятеля в единую структуру. Метрика личностного смысла является определяющей в ресурсном обеспечении, а его эмоциональная форма придает процессу деятельности непрерывность и целостность. Становление и реализация личностного смысла требует участия интеллекта, эмоций и воли. Но только два последних функциональных образования являются механизмами ресурсной регуляции.

Функционирование механизмов регуляции ресурсных затрат осуществляется с учетом как требований ситуации, так и состояния организма, становится возможным благодаря использованию такой формы отражения, которая является функционально самой универсальной, наиболее емкой в качестве субъективного «интеграла», лабильной и имманентно связанной с жизненными интересами организма. Такой формой отражения является эмоция. Это самая древняя, первоначальная форма психического отражения, отличающаяся парадоксальным соотношением максимальной соматичности и максимальной психичности. В рамках активно-преобразовательного взаимодействия с миром к механизмам эмоций присоединяются механизмы волевой регуляции. Ее основной механизм – волевое усилие, имеющее так же, как и эмоция, психофизиологическую природу. Механизм эмоций обеспечивает общую мобилизацию всех систем организма и эта мобилизация не всегда бывает оптимальной (излишней или преждевременной). Волевая регуляция обеспечивает более точную, дозированную мобилизацию сил, но непосредственным путем может изменять режим работы не всех, а только отдельных систем организма. В работе механизмов эмоций и воли может наблюдаться содействие, а могут быть и противопоставлены один другому. Так на фоне ярко выраженных положительных эмоций наблюдается большее число волевых действий и волевые усилия нередко бывают более результативными, чем в эмоционально спокойном состоянии или на фоне отрицательных эмоций. В ситуациях, в которых субъект стремится осуществить эмоциональную разрядку или наиболее ярко выразить свое эмоциональное отношение (гимнасты, фигуристы) иногда требуется проявить значительные волевые усилии. В это случае волевые усилия оказываются поставленными на службу эмоциональным действиям. В других ситуациях эмоциональные оценки помогают правильно выбрать направление, в котором следует сконцентрировать усилия. Становление структуры деятельности включает развертывание эмоционального процесса, который проясняет субъекту деятельности тот или иной вид отношений. В результате формируется такая структура отношений, которая выражает наиболее фундаментальные личностные особенности данного человека и является главной системой его ориентиров в мобилизации и распределении ресурса через механизмы воли. В деятельности, направленной на достижение даже самых привлекательных для субъекта целей, требуется постоянное участие волевой регуляции. Эмоциональная регуляция неустойчива: он толкает человека на наиболее легкий путь, постепенно гаснет и снижает побудительное влияние. В такие моменты деятельности во взаимодействии механизмов эмоций и воли возрастает опосредствующая роль интеллекта.

С целью повышения эффективности полимотивированной деятельности субъект вынужден рефлексировать активность и соотношение мотивов, необходимые и реально расходуемые ресурсные затраты, запас времени, состояние организма и психики, текущие результаты и конкретные условия деятельности. Т.е. рефлексия должна охватывать все стороны деятельности. Такая рефлексия имманентно связана с интеллектуальной активностью, творчеством.

Установка как основной механизм стабилизации качественных характеристик волевой регуляции.

Одним из механизмов стабилизации движения деятельности является иерархически построенная система установок. Во всех видах деятельности, которыми занимается человек, у него постоянно происходит выработка новых и дальнейшая стабилизация или разрушение старых установок, связанных с волевой регуляцией. У волевого человека имеется развитая система установок, к которой легко «привязывается» новая активность любого уровня.

Волевые качества.

Развитие волевых качеств в разных видах деятельности происходит неодинаково, наиболее интенсивно они формируются в той деятельности, за осуществление которой личность целиком берет на себя ответственность, в которую она вкладывает все свои устремления. В сознательной саморегуляции можно выделить следующие однонаправленные проявления сознания:

Повышение уровня активности;

Поддержание необходимого уровня активности;

Снижение уровня активности.

Совершенство каждого из этих проявлений находит выражение в соответствующих волевых качествах: энергичности (способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого), терпеливости (способность поддерживать с помощью дополнительного волевого усилия напряженность работы на заданном уровне при возникновении внутренних условий, препятствующих этому) и выдержке (способность волевым усилием быстро затормаживать излишнюю активированность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и привычки).

Есть еще одно функциональное проявление сознания – смелость (способность при возникновении опасной ситуации сохранять устойчивость организации психических функций, выражающуюся в отсутствии снижения качества деятельности).

Остальные случаи проявления волевой регуляции представляют собой сочетание однонаправленных проявлений сознания. Примером системного собственно волевого качества является храбрость, включающая в себя смелость, выдержку и энергичность как составные части. Смелый, но недостаточно выдержанный человек не всегда сможет преодолеть испуг. Храбрость обеспечивает более высокую надежность человека в экстремальной ситуации.

Еще одно вторичное волевое качество – решительность (способность и умение человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни). Решительность проявляется через блокирование эмоций неуверенности (смелость)и подавление эмоций, связанных с привлекательными альтернативами (выдержка).

Классификация волевых качеств (базальные и системные).

В ходе накопления жизненного опыта базальные качества обрастают знаниями и умениями осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточное проявление волевых усилий. Т.о. можно говорить о возникновении системного качества. Самоуправление организацией психических функций – способность и умение легко создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям условиям предметной деятельности. Это качество выражается в эффективности волевых усилий, в обученности технике волевой регуляции.

Смешанные системные качества (имеющие волевой, эмоциональный, интеллектуальный компоненты).

Настойчивость (постоянно проявляемое стремление достичь цель, несмотря на трудности и неудачи; в поведении проявляется эмоциональная привязанность к цели деятельности, т.о. это эмоционально-волевое качество), дисциплинированность (морально-волевое качество, т.к. выражает отношение человека к общепринятым нормам), самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность не являются собственно волевыми качествами, а функциональными проявлениями волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. В этих качествах выражена личностная саморегуляция деятельности.

Основные аспекты для понимания сущности воли как проблемы самосубъектных отношений.

Воля раскрывается как проблема самосубъектных отношений.

Важнейшим аспектом волевого регулирования является своевременное обнаружение и быстрый анализ проблемных ситуаций, связанных с возникновением несоответствия актуальной функциональной организации психики требованиям деятельности. В анализе этих ситуаций формируется информационная основа волевой регуляции. При ее совершенстве происходит своевременный «запуск» операционных механизмов волевой регуляции. «Точкой запуска» будет момент переключения сознания субъекта с объекта на самого на себя с целью ликвидации возникшего противоречия.

В этих случаях, когда запас энергетических ресурсов у субъекта деятельности велик и легко удается обеспечить нужный уровень энергозатрат для реализации намеченной деятельности, то волевая регуляция осуществляется волевым усилием. Напряженность его незначительна, внимание фиксируется на предметном содержании. Но, когда ресурс невелик, а требуемая скорость мобилизации энергозатрат представляет серьезную проблему, сознания начинает контролировать предметную и энергетическую стороны деятельности.

При небольших трудностях субъект деятельности вынужден свернуть активность, направленную на объект, сконцентрировав сознание на своем состоянии. При этом волевое регулирование превращается в сложную и довольно продолжительную активность, требующую специальной организации и существенных энергозатрат. Эту активность надо рассматривать как аспект предметной деятельности, т.к. она опосредствована мотивами и целями последней.

Но в ряде случаев волевое регулирование своего функционального состояния настолько выходила на первый план, что фактически начинает определять основные характеристики текущей деятельности. Например, в спорте регулирование своей активированности спортсменом начинается задолго до соревнований. Цель – оптимизация состояния с целью сохранения нервно-психической свежести сливается с основной целью – успешно выступить. Это происходит в тех случаях, когда достижение одной является решающим условием реализации второй.

9. МОТИВ И МОТИВАЦИЯ.

Мотивация как система процессов, отвечающих за побуждение деятельности, требует понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такого понятия выделяют потребность, как “единицу” мотивации.

А.Н.Леонтьев. Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление из вне необходимой энергии и вещества). И поэтому организм предполагает характерные состояния, связанные с отсутствием чего-то необходимого. Эти-то состояния и обозначаются понятием нужды. Нужда – это реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, т.е. всегда нужда для себя.

Следует отметить, что жизненный процесс, который характеризуется понятиями нужда и потребность осуществляется в двухполюсной системе: организм-среда. Касаясь этой системы мы выделяем некоторое дополнение в понятии нужда: нужда не только для себя, но и нужда в чем. И принято, что то в чем организм нуждается и что способно устранить эту нужду называется благом.

В ходе эволюционного процесса происходило развитие нужд. Менялось соотношение нужд, в обеспечении которых организм остается в полной зависимости от окружающей среды (от условий существования) и нужд в отношении которых он принимает активное участие. Занимая те среды в которых не достает необходимых для жизни благ, организм должен был самовооружиться новыми средствами приспособления, которые могли бы обеспечить его этими благами (выход в вещно-оформленную среду).

Теперь можно дифференцировать нужды на способные и не способные привести организм в состояние активности, направленное на их удовлетворение. И тогда чтобы нужда была способна вызвать какие-то то ни было активные процессы, должны существовать специальные механизмы, способные эту нужду обнаружить. Наряду с этим, для уже выявленной нужды организм должен быть оснащен механизмами, способными обеспечивать необходимыми благами.

Теперь можно дать более совершенное определение понятия потребность (с общебиологической точки зрения): потребность представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. в принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание.

Потребности: 1. Индивидные – видовые; 2. Гомеостатические – экзогенные (например познавательная потребность, независят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями); 3. Позитивные – негативные (мотивация избегания); 4. Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма – нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности – потребность в игре, труде и т.д.) – предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет); 5. Первичные (унаследованные) – вторичные (приобретенные детерминанты поведения).

Касаясь вопроса о механизмах обнаружения и устранения потребностей, мы можем их разделить на две большие группы: физиологических и психических механизмов.

Существует разнообразие физиологических механизмов, сформировавшихся в эволюции для удовлетворения жизненных нужд (на основе детекторно-эффекторной системы).

Эволюция организмов привела к тому, что для удовлетворения потребностей стал привлекиться аппарат психики. Привлечение психики необходимо для гибкого приспособления к изменчивым условиям среды, для выработки действия в самой ситуации. Т.е. существуют звенья в удовлетворении потребностей, которые не могут осуществляться на основе только физиологических механизмов (при этом отмечено, что это те звенья, которые обеспечивают взаимодействие организма с предметной, вещно-оформленной средой). Физиология – расщепление пищи, установление отклонения от гомеостаза. Психика – обеспечение поступления пищи в желудок.

А.Н.Леонтьев. было отмечено, что потребность всегда в чем-то. Это главная характеристика потребности – ее предметность. Потребность в чем-то и это что-то и есть ее предмет. есть и функциональные потребности – характеризуются отсутствием перспективной направленности и впечатления вплетённости мотивирующего момента в сам процесс деятельности.

Леонтьевым отмечена еще одна характеристика потребностей: их специфическая динамика: способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь (это соответствует выделенным механизмам обнаружения и устранения потребностей). Эта динамика регулируется при помощи внешних и внутренних сигналов. По соображениям Леонтьева динамика потребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предмета потребности во внешнем поле – активизируется поисковое поведение. У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или иной наличный предмет (это выражается в гиперкенезе). Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) – активизирует поведение направленное на опредмечивание этой потребности. Разворачиваемое при этом поведение отражает процесс опредмечивания потребностей (выделено несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение). Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.

Существует несколько механизмов непосредственного опредмечивания потребностей.

1 в рамках инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления ориентиров инстинктивного поведения. Т.е. животное наделено определенными инстинктивными установками, которые предполагают уточнение их содержания уже в онтогенезе, при удовлетворении этих установок происходит заучивание раздражителей (при этом это происходит быстро и легко). Пример: потребность в обнаружении своей норки, заставляет осу запечетлевать окружающие норку раздражители).

2 Импритинг. Особенность: признаки объекта, удовлетворяющего какой-то потребностизаложены генетически. На основе, запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно, необратимо, при этом существует сензитивный период. Ключевые признаки размыты.

3 в условиях сложной, многообразно меняющейся среды, предмет потребности может выступать в различных оболочках, поэтому жесткая фиксация признаков предмета потребности, не всегда оправдана. Нужен механизм выработки условных связей. Главным событием в процессе обуславливания – является формирование мотивационного отношения к новому раздражителя (при этом содержание этого отношения не совпадает с мотивационным значением безусловного раздражителя). Обуславливание обеспечивается специальными процессами эмоциональной природы (переключение эмоций с безусловного раздражителя на условный). Отмечается свойство генерализации – когда схожесть с обусловленным фактором, другого фактора, тоже вызывает реакцию. В отличии от механизмов инстинктивного опредмечивания обуславливание подвергается угашению, при отсутствии подкрепления).

Все вышеприведенные механизмы проявляются у человека. Импритинг наблюдается при влюбленности, при контакте матери и ребенка, половое запечатление.

Очень большое значение имеет механизм обуславливания при развитии мотивационной сферы человека (отмечается роль процессов познания, которые влияют как на скорость обуславливания, так и в принципе на результат (будет или не будет происходить обуславливание). Так же при формировании мотивационной сферы человека пользуются механизмом мотивационного опосредования (когда на основе мотивационно значимых элементов пытаются сформировать мотивационное отношение к другим элементам). Отличие в том, что в первом случае мотивацию формируют реально воспринимаемые события жизни, в другом – ожидания, обещания, прадвосхищения, угрозы.

Понимая под мотивацией – систему процессов, отвечающих за побуждения деятельности, можно увидеть, что данныя система структурно оформлена.

С одной стороны мы имеем потребность – нужду, снабженную механизмами ее обнаружения и устранения. Анализируя. Понятие потребности, можно заметить, что она сама по себе предполагает деятельность по своему удовлетворению. Для завершенности не хватает только того объекта, который бы мог удовлетворить данную потребность в наличной ситуации.

Для определения такого объекта (совокупности объектов) используют понятие мотив.

Под мотивом здесь выступает раздражитель, который побуждает деятельность по устранению потребности (не исключено, что это система раздражителей, т.к. субъекта окружает многообразная действительность).

Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).

А.Н.Леонтьев. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов

Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еше не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Возможные основания классификации мотивов.

1 Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг).

Потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Каким человек станет при изменении мотивов.

Когда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в себя).

2 Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется двумя или несколькими мотивами.

3 Смыслообразующие и мотивы стимулы. Ведь человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

4 По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные; в) нормативные.

Предметные – организуют финальную направленность деятельности.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительна я и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. То, с чем связано понятие стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации . Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива .

Термин "мотивация " представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации-это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).

Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти. Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Наконец, иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной . Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Далее для сокращения личностную тревожность будем обозначать сочетанием букв ЛТ, а ситуационную - СТ

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие Особенности:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей - стремление к достижению

4. Мотивация достижения успехов преобладает у Низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи

5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7. ЛТ предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких которые несут в себе угрозу.

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы СТ, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Понятие оптимума мотивации.

Интенсивность стимуляции отрицательно сказывается на нашей эффективности, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит перед нами среда.

Нарушение адаптации, когда интенсивность ситуации становится слишком сильной.

Линдслей. Когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления контроля.

Йеркс, Додсон. Зависимость между показателем активации и качеством исполнения (оптимум мотивации у животных).

Даффи. Результаты детей, которые были чрезмерно напряжены (напряжение измерялось с помощью динамогрофа), оказались хуже.

Фримен. Измерял время реакции и КГР. Выделился оптимум активации (кривая с пиком – при уменьшении сопротивления время реакции уменьшалось, но после определенной величины КГР – время реакции опять ухудшалось).

Шлосберг. Время реакции + тремор руки +КГР (та же самая кривая).

С усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается.

Повседневная жизнь: учащиеся теряются на экзамене, войска лучше маневрируют на учениях, чем в бою.


Важнейшее значение в формировании волевого акта имеет мотивационная сфера человека. Она представляет совокупность различных побуждений, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельности. Особенности данной сферы обуславливают направленность личности, и именно в них она проявляет свою сущность. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (желания, стремления и др.), так и недостаточно осознаваемые мотивы (влечения, установки и др.).

Мотив поведения формируется на основе потребности, которая в психологии понимается как состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для существования и развития. Хотя чаще всего речь идет о необходимостях биологического порядка (витальные, органические потребности), этот термин может также означать нужду и в чем-то ином, имеющем лишь отдаленное отношение к выживанию - так называемые вторичные (социальные) потребности.

Всякая потребность имеет свой предмет или объект, который и становится непосредственным побудителем или мотивом поведения (от лат. movere - приводить в движение, толкать). Одновременно заметим, что потребность как состояние нужды в чем-либо, может удовлетворяться различными предметами и способами. Выбор предмета и способа удовлетворения зависит от многих обстоятельств.

В зависимости от степени осознанности мотива различают влечения и желания. Влечение понимается как психологическое состояние, выражающее недостаточно отчетливо осознанную потребность субъекта. Если влечение смутно и неясно, то желание характеризуется достаточно осознанной потребностью. При этом осознаются не только объекты желания, но и пути их достижения. Влечение является чаще преходящим явлением, т.к. представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание, намерение или мечту.

Непосредственно с потребностями человека связаны и его эмоции. Они отражают степень удовлетворения потребности. Кроме того, сейчас известно, что ответственные за биологические потребности и низшие I эмоции нервные структуры расположены в мозге млекопитающих очень близко друг к другу. В частности, такие побуждения как голод и жажда, программируются в ядрах гипоталамуса, а центры эмоций (например, гнева), находятся в определенных участках лимбической системы, тесно связанной с гипоталамусом. Однако чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем сложнее становятся мотивы и эмоции, и тем теснее они между собой переплетаются. Обособление в психологии раздела мотивации связано с тем, что для полного объяснения какого-то поступка у человека явно недостаточно утверждения, что он был совершен из-за возникшего влечения или желания. Мотивы волевых действий всегда имеют осознанный характер, а проблема мотивации в широком смысле предполагает выяснение всех факторов и детерминант, побуждающих и направляющих то или иное поведение человека.

Инстинктивные влечения играют существенную роль в жизни человека. Традиционно основные биологические влечения подразделяют на влечение самосохранения, пищевое и сексуальное. Влечение самосохранения признается не всеми исследователями

однозначно. Можно было бы согласиться с тем, что пищевое влечение одновременно является и влечением самосохранения, аналогично тому, как и влечения половое и материнское являются производными единой тенденции - самосохранения рода, которая в эволюционном ряду главенствующая. Однако нарушения инстинкта самосохранения, известные из клиники душевных болезней, убеждают в правомочности его самостоятельности (Конечный Р., БоухалМ., 1983).

Все инстинкты (пищевой, половой и самосохранения) являются наиболее древними механизмами обеспечения целостности организма и продолжения рода. В процессе онтогенеза у человека они подвергаются коренному изменению, контролю воли и развитию до их высших, социальных форм проявления и осуществления в виде осознаваемой, целенаправленной деятельности.

Инстинкт самосохранения проявляется в активно-оборонительной форме (агрессивность) и в пассивно-оборонительной форме (реакции страха, паники или "мнимой смерти").

Маленькие дети очень рано начинают испытывать страх к определенным объектам - страх незнакомца, испуг при внезапной потере опоры или громком звуке. Точно так же у них адекватной реакцией на ограничение потребностей является агрессия - крик на тугость пеленок, а позднее соревновательность и наряду с этим драчливость. Еще У. Джеймс (1892) заметил, что страх часто вызывается теми же объектами, которые вызывают у человека гнев и ярость. Он отмечал, что дети чаще пугаются при посредстве слуховых, чем при посредстве зрительных впечатлений. Некоторые пресмыкающиеся и насекомые (в особенности змеи и пауки) особенно часто вызывают у человека страх, преодолеваемый с большим трудом. Страх вызывает темнота, высокие места и открытые пустые пространства. У нас вызывают тревогу странные на вид люди и странные животные, особенно приближающиеся к нам с угрожающим видом. Чувство страха, вызываемое ими, вполне инстинктивно и предшествует всякому опыту.

Исследования последних лет показали роль ствола и лимбической системы мозга как источников жестко запрограммированных форм поведения, необходимых для выживания. Например, все ящерицы определенного вида поворачиваются боком и демонстрируют свой горловой мешок для того, чтобы напугать противника. Обезьяны демонстрируют «оскал испуга» (напоминает улыбку у человека) как знак подчинения и отсутствия агрессивных намерений - своеобразная защитная реакция. Существуют центры на уровне лимбической системы, раздражение которых у животных автоматически вызывает агрессивную реакцию. У человека при поражении миндалевидных одер, расположенных в височных долях мозга, развивается чрезмерная вспыльчивость.

В формировании у человека агрессивности и панических реакций нельзя недооценивать и роль социальных влияний. В частности, в этом плане интересны результаты обследования детей в Чикаго (Eron и др., 1982). При исследовании влияния родительской семьи на проявления агрессивности у детей у исследователей возникло впечатление, что чем моложе и малограмотнее отец, тем больше у его сына были шансы стать агрессивным. Что же касается агрессивности девочек, то она более коррелировала с заработком отца: чем меньше отец получает, тем чаще проявлялась агрессивность в характере дочери. Не ослабевает интерес исследователей и к роли телепередач с демонстрацией актов насилия в формировании жестокости детей. Имеется немало данных, показавших большую привлекательность для агрессивных детей таких телепередач. Однако неясно, формируют ли сами телепередачи черты агрессивности у детей или, напротив, более жестокие дети предпочитают смотреть такие программы.

Пищевое влечение субъективно проявляется голодом и жаждой, которые принуждают организм к устранению их. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-то другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса к ее удовлетворению. Центры, регулирующие потребление пищи, находятся в гипоталамусе: латеральная зона ответственна за чувство голода, а вентромедиальная область - за чувство сытости. Эти две области, вероятно, образуют систему, поддерживающую вес тела на том оптимальном уровне, который задан генетически. Аналогично потребление воды регулируется специальными клетками гипоталамуса (осморецепторы), которые при обезвоживании стимулируют выработку антидиуретического гормона, влияющего на усиление обратного всасывания почками воды из первичной мочи. Если экономия воды, достигаемая таким способом, оказывается недостаточной, то возникает чувство жажды.

Половое влечение у низших животных жестко регулируется нервными и гормональными механизмами. У самок они обуславливают эстральный цикл, которым определяется период, когда самка подпускает к себе самца. На половое поведение самцов могут оказьшать влияние нервные импульсы, исходящие из переполненных семенем семенных пузырьков (Тарханов И.Р., 1885). Инстинктивные механизмы лежат в основе форм поведения, которые позволяют самцу осуществлять спаривание, не нуждаясь для этого в предшествующем опыте.

У высших млекопитающих, особенно у приматов, напротив, опыт все больше берет верх над генетически программируемым поведением. В частности, эксперименты с выращиванием в полной или частичной изоляции от сородичей шимпанзе показали выраженные аномалии полового поведения у них (Harlow, 1966). Развитие навыков сексуального (и материнского) поведения у людей находится в зависимости от жизненного опыта, а также от воспитания как в семье, так и в рамках той или иной культуры.

В половом влечении у человека (либидо) различают нейрогумо-ральный (энергетический, врожденный) и корковый (условно-рефлекторный, приобретенный) компоненты. Нейрогуморальная компонента связана с деятельностью гонад и подкорковых образований (межуточного мозга). Корковая компонента либидо обеспечивает формирование т.н. половой доминанты, которая обуславливает сексуально-эротическую окраску либидо. Двойственная природа либидо, взаимодействие его нейрогуморального и коркового компонентов обуславливают значительные колебания его интенсивности при половом воздержании и под влиянием всякого рода ситуационных моментов (Васильченко Г.С.,1977).

Как показали опросы американского сексолога А. Кинси (Kinsey A.C. и др., 1948), у большинства женатых мужчин в возрасте от 21 до 30 лет потребность в достижении оргазма в среднем не превышает трех раз в неделю. У людей старше 30 лет эта цифра уменьшается до двух раз, а старше 45 лет - до одного раза в неделю. Приведенные цифры имеют чисто иллюстративное значение, т.к. частота половых сношений носит сугубо индивидуальный характер и зависит не только от возраста, но и от множества других факторов - силы индивидуально-биологических свойств полового влечения (половой конституции) и от таких факторов, как усталость, недостаточность питания, болезнь и т.п. В первые несколько месяцев совместной жизни супруги, будучи достаточно молодыми, могут практиковать по несколько сношений с семяизвержением (эякуляция) в течение суток (сексуальный эксцесс), но со временем ритм половой жизни начинает более определяться оптимальными сроками созревания сперматозоидов и стабилизируется на уровне 2-3 раз в неделю (условно-физиологический ритм - УФР). Крайне редко можно встретить мужчину, который по тем или иным причинам в состоянии примириться с отсутствием в браке половой жизни. Потребность в половой близости связана с большей сексуальной активностью мужского организма. У большинства молодых мужчин при невозможности сексуальной разрядки возникает психический и физический дискомфорт - сексуальная абстиненция (чувство напряжения, раздражительность, застойные явления в органах малого таза).

У женщин несколько иное отношение к половой жизни в браке. Во всяком случае, большинство женщин делают особый упор на гармонию характеров, силу чувств и именно от этих факторов ставят в зависимость супружеское счастье. Возможно, это связано с тем, что у женщин, по мнению многих сексологов, оргазм представляет собой недавнее эволюционное приобретение. Хорошо известно, что в природе у самок, даже у человекообразных обезьян, нет оргазма. У самок животных сексуальная активность проявляется только в период овуляции (течка, эструс). Если у мужчин каждый половой акт заканчивается оргазмом, то у женщин процент половых актов с оргазмом нарастает по мере накопления сексуального опыта: в первый год супружества 60%, через 5 лет - 70%, через 10 лет - 80% и через 20 лет - 85%. У мужчин после оргазма всегда наступает чувство удовлетворения. Если оргазм у него почему-либо исчезает, то через некоторое время, в силу отсутствия безусловно-рефлекторного подкрепления, обычно распадается вся функциональная система - исчезает половое влечение и эрекция (Васильченко Г.С., 1977). В то время как у женщин удовлетворение без оргазма (satisfactio sine orgasmo) может продолжаться годами, не вызывая дискомфорта. У мужчин физиологическая сторона удовлетворения занимает четко доминирующее положение, является более стабильной и очень тесно спаянной с организмом. В противоположность этому, у большей части женщин психологическая сторона удовлетворения от полового акта превалирует над физиологической, а само удовлетворение как по глубине, так и по тональности широко варьирует даже у одной и той же женщины в зависимости от множества ситуационных факторов и отношения к партнеру.

Специфика человеческой мотивации

История развития понятия

Саморегуляция – М.Я. Басов

Произвольная и непроизвольная регуляция

Воля как ВПФ – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, механизмы регуляции, уровни развития, функции воли

Волевой акт по С.Л. Рубинштейну

Представления о воле Д.Н. Узнадзе

Теория В.А.Иванникова

«Теория Рубикона» Х. Хекхаузена, Ю. Куля и П. Головитцера

Самодетерминация – теория Десси и Райана

Специфика человеческой мотивации:

  • Предметы потребностей – продуктами общественного производства
  • Отвечает нуждам общества
  • Разнообразна, исторична, изменчива
  • В онтогенезе развивается в результате специально направленных формирующих воздействий – воспитания.
  • Опосредствована интеллектом, речью, сознанием
  • Осуществляется с помощью волевых процессов
  • Устойчива, надситуативна, автономна от состояний организма.
  • Полимотивированность деятельности человека.
  • Иерархическая соподчиненность мотивов.
  • Взаимозаменяемость мотивов

Мотивация человека формируется прижизненно в зависимости от социальных условий и воспитания.

Саморегуляция. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании.

Воля – это одна из сторон сознания личности.

Непроизвольна регуляция это форма регуляции активности, которая осуществляется без сознательного контроля.

Произвольная регуляция:

· характеризуется осознанностью ,

· следовательно – опосредована мышлением и речью ;

· характеризуется наличием цели и мотивации .

· Осознается также программа действий , хотя действия могут осознаваться или нет(автоматизация).

· Если встречается препятствие, то происходит осознание деятельности, и в таком случае вступает в действие собственно волевая регуляция, процесс деавтоматизируется .

Собственно волевая регуляция – это высший уровень регуляции деятельности и поведения личности.

Произвольность и надситуативность основополагающие принципы волевого поведения.

Произвольность – источник деятельности в субъекте, активность.

Л.С. Выготский

Воля как ВПФ :

Системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память.

Социальна по происхождению.

Осознана по способу функционирования.

Воля – средство/механизм личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма и субъекта природной деятельности, а также потребностей социальной выгоды.

Основные механизмы волевой регуляции(А.Н. Леонтьев):

  1. Намеренное изменение смысла действия
  2. Развития сфера личностных потребностей (долг, честь, ответственность), см. ниже.

Функции воли:

§ Селективная – выбор мотивов и целей при их конфликте;

§ Инициирующая – восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии достаточной мотивации;

§ Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.

§ Произвольная регуляция действий и психических процессов.

Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда:

1. Принятое по социальной необходимости или собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;

2. Осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения;

3. Необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Три ступени развития волевой регуляции:

1. Произвольные процессы на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных);

2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека);

3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

Структура волевого акта по С.Л. Рубинштейну:

I. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

II. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

III. Принятие решения. Случаи:

1. Если борьбы мотивов нет, постановка цели условно совпадает с принятием решения.

2. Если мотивы различны по значимости, решение наступает как окончательное разрешение конфликта, вызвавшего борьбу мотивов.

3. Если мотивы почти равны по значимости и интенсивности – принятие решения сопровождается особыми переживаниями, все зависит только от человека.

IV. Выполнение.

Теория Воли Д.Н. Узнадзе – соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Волевое поведение отличается от импульсивного тем, что имеет период, предшествующий акту принятия решения. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.



Иванников обосновал понимание воли как разновидности регуляции действия , основанной на придании цели действия дополнительного смысла , стимулирующего либо тормозящего выполнение этого действия.

Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия

Изменение смысла:

1. Через переоценку значимости мотива или предмета потребности;

2. Через изменение роли, позиции человека;

3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления.

«Теория Рубикона». Ю.Куль , Этот подход получил развитие в «модели Рубикона» Х.Хекхаузена, Ю.Куля и П.Голвитцера . Два состояния сознания: мотивационное, предшествующее окончательному принятию решения о выборе направленности действия, и волевое, начинающеесяпосле принятия решения .

Теория четырех стадий действия.

1- пред-решения. Выбор варианта будущего действия: принять решение о том, что делать. Индивид должен взвесить все «за» и «против» и сделать выбор.

2- стадия до-действия. Имея определенное намерение ожидает, ищет или формирует условия и возможности для реализации.

3- стадия действия , на котором происходит реализация намерения.

4- стадия после-действия, оценочная. Угасание намерения, оценка результатов, анализ.

Самодетерминация. .

Теория Десси и Райана. Теория внутренней мотивации.

У человека существует три базовых , врожденных потребности:

  • В самодетерминации (автономии )
  • Компетентности
  • Отношениях с другими людьми .

На внутреннюю мотивацию отрицательно влияют внешние факторы, которые не способствуют удовлетворению субъекта в автономии.

Самодетерминация в данном подходе – ощущение свободы по отношению к силам внешнего окружения и к силам внутри личности. Автономный человек, действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя, самоинициируем и саморегулируем. Количественной мерой автономии - степени люди живут в согласии со своим истинным Я.

1) автономную , убеждение о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения – осознание своих потребностей и чувств;

2) подконтрольную , ощущение связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования;

3) безличную , убеждение, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Модель постепенного формирования личностной автономии: от чисто внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и автономии.

50. Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций. Теории эмоций.

Страница 1

Воля - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Понятие "Воля" было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанного с постановкой проблем "свободы воли". Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием Воли, как и проявление в действиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т. д. Многообразие всех ситуаций, требующих срочной волевой регуляции (преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся у человека желанием и т. д.), можно свести к трем реальностям, в основе которых лежит необходимость: восполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте; произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Как социальное новообразование психики, обусловленное развитием трудовой деятельности, воля может быть представлена как система различных психических процессов или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и т. д. в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (интеллектуалистические теории воли), либо аффективных процессов (эмоциональные теории воли). Были созданы теории, в которых В. рассматривалась как первичная способность души. Волевая регуляция поведения и действий является произвольной регуляцией активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о волевой регуляции исходит от личности и при регуляции используются личностные средства. Одним из таких средств личностной регуляции является намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться через переоценку значимости мотива, через привлечение дополнительных мотивов, через предвидение и переживание последствий действия, через актуализацию мотивов посредством воображаемой ситуации и т. д. Развитие волевой регуляции связано прежде всего с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. Развитие этой способности связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.

VII. Самосознание и мотивация в онтогенезе

Период, этап развития

Ведущая деятельность

Ведущая сторона социализации

Референтное окружение

Интеграция /отторжение личности

Особенности мотивации и самосознания

1. Младенчество (0-1). Этап доверия к миру

Непосред-ственно-эмоциональное общение

стадия адаптации

взрослые

рефлексия

2. Ранний возраст (1-3г.). Этап состоятельности.

предметная манипуляция

усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами

взрослые, сверстники

мотив достижения,

мотивы поведения не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости.

3. Дошкольный возраст (3-6). Этап выбора инициативы.

сюжетно-ролевая игра

освоение социальных ролей взаимоотношений между людьми

сверстники взрослые, социум

притязания на признание, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда, познание себя как субъекта действия

4. Младший школьный возраст (6-12). Этап мастерства.

учебная деятельность

освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности

учителя, сверстники социум родители

потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми

5-а. Подростковый возраст.

нтимно-личностное общение

стадия индивидуализации, самоопределения

сверстники учителя социум

рефлексии на другого человека, потребность в любви и одобрении, эмоционально положительное отношение к самому себе

5-б. Юношеский возраст. Этап самоопределения.

учебно-профессион. деятельность

устойчиво концептуальная

социализация

сверстники социум

мотивация учебной деятельности

Молодость (20-25). Этап человеческой близости

профессиональная учеба

стадия интеграции устойчиво концептуальная

социализация

социум коллеги семья

осознанные мотивы, представляют систему,

мотивация профессиональной деятельности

Этап человеческой зрелости (до 64).

трудовая деятельность

трудовая стадия социализации

социум, семья

мотивация трудовой деятельности

Поздняя зрелость (65 и более)

послетрудовая стадия социализации

мотивация общения


О становлении отечественной психологии (советский период)
После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально-психологическим проблема...

Возрастная психология. Возрастная психология как сфера науки
Возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: первый человек - это взрослый, который ставит своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях психического развития, а вторым человеком может быть ребенок, ровесник взрослого или кто-то старше его по возраст...

Эффективность плацебо
Термин "плацебо" происходит от латинского слова placeo - нравиться. Таблетки-"пустышки", обманка-плацебо может быть чем угодно - не обязательно пилюлей. Внушить больному хорошее настроение можно самыми разными немедикаментозными способами - от трепанации черепа до хорошего обращения врача с пациентом. Но самое верное...

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые было явно сформулировано Аристотелем (384-324 гг. до н.э.). Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков, вызванных его желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием), придающим решению побудительную силу. Само же стремление (желание) обусловлено побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Аристотеля сводилась к управлению посредством разума побудительной силой желания (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту.
Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель называл произвольными. Существенным для аристотелевского понимания роли волевого начала в детерминации поведения является то обстоятельство, что воля не только инициирует, но и выбирает произвольные действия, а также регулирует их осуществление. Кроме того, он приписывал действию волевого начала способность человека владеть собой. В то же время любое волевое движение имеет, по Аристотелю, природные основания.
Древнеримский мыслитель и врач Гален (130-200) говорил о произвольных и непроизвольных движениях, относя к последним только мышечные сокращения внутренних органов (сердца, желудка). Все остальные движения он считал произвольными. От непроизвольных (автоматических) движений они отличаются тем, что всегда происходят при участии психической пневмы, включающей в себя восприятие, память и разум и выполняющей управляющую функцию по отношению к органам движения.
Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Декарт считал, что задача воли - бороться со страстями, которые возникают под влиянием вещей (в то время как желания порождаются непосредственно душой). Воля может затормозить движения, обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное орудие воли. Воля помогает человеку следовать определенным правилам, исходя из суждений разума о добре и зле. Таким образом, Декарт связывает волю с нравственностью человека.
Английский философ Т. Гоббс, живший в одно время с Р. Декартом, при объяснении поведения человека также исходил из представлений о непроизвольной и произвольной регуляции. В тех случаях, когда возникают попеременно то чувство стремления к чему-либо, то чувство отвращения, необходимо осуществить однозначный выбор того или иного действия. Последнее желание, возникающее в акте обдумывания и размышления, которое примыкает непосредственно к действию, было названо Т. Гоббсом волей. Воля детерминирована мотивами и побуждениями, которые, в свою очередь, сами определяются потребностями, а также знаниями о вещах и о возможных способах, с помощью которых можно удовлетворить эти потребности.
Таких же взглядов на проблему воли придерживался и Д. Гартли, полагавший, что воля есть не что иное, как желание или отвращение, достаточно сильное, чтобы вызвать действие, не являющееся изначально или вторично автоматическим. Отождествление воли с господствующим в сознании желанием явно проглядывает и во взглядах других ученых прошлого (Д. Пристли, 1968; А. Коллинз, 1967; Г. Спенсер, 1897; В. Виндельбандт, 1904 и др.). Правда, в представлениях каждого из них имеются и свои особенности. Д. Пристли, например, говорит о желании действовать, поскольку действие не всегда возникает при виде желаемого предмета. Ценным в его взглядах является и то положение, что стремления человека определяются мотивами , поэтому у воли всегда есть причина.
В. Вундт (1912) полагал, что психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте.
С мотивационных позиций рассматривает волю и Э. Мейман (1917). Основным признаком волевого действия он считает предваряющее его принятие решения о совершении действия, когда действию предшествует полноценный психический акт, выработка представления о цели, получение согласия на эту цель. Достижение такого согласия на какое-то конкретное действие начинается с подбора и рассмотрения целей, с анализа их ценности, анализа последствий действия. Неслучайно истинной причиной всех волевых поступков Э. Мейман считает размышление, поскольку именно посредством него достигается понимание ценности и значения цели.
Связывали волю с мотивацией и отечественные психологи. В связи с этим нельзя не упомянуть о представлениях И.М. Сеченова по разбираемому вопросу. Во-первых, ученый выделял моральный компонент воли, что можно рассматривать как постулирование им участия в волевых актах нравственного компонента мотива ("Воля - деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того и другого, и часто наперекор даже чувству самосохранения", - писал он). Во-вторых, И.М. Сеченов подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли, для этого нужна веская причина, мотив. "Безличной, холодной воли мы не знаем", - писал И.М. Сеченов.
Г.И. Челпанов (1897, 1926) выделял в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие. Он связывал волевое действие с борьбой мотивов, наделяя волю функцией выбора (принятия решения о действии). К.Н. Корнилов (1948, 1957) подчеркивал, что в основе волевых действий всегда лежит мотив. О влечениях, желаниях и хотениях человека в связи с вопросом о воле и волевых актах рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог - Н.Н. Ланге (1883). В частности, он дал свое понимание отличия влечений от хотений, полагая, что последние - это влечения, переходящие в действия и сопровождаемые чувством активности этих действий. Для него хотение - это деятельная воля.
Л.С. Выготский выделяет в волевом действии два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй - исполнительный - заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения. Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже (1969), включает в структуру волевого акта операцию введения вспомогательного мотива для усиления побуждения к действию - необходимому, но слабо связанному с личным желанием человека. Л.С. Выготский утверждал, что свобода воли не есть свобода от мотивов. Свободный выбор человека из двух имеющихся возможностей определяется не извне, а изнутри, самим человеком. Выготский сформулировал положение о том, что изменение смысла действия меняет и побуждение к нему (идея, позднее развитая А. Н. Леонтьевым в понятии о "смыслообразующих мотивах" и В. А. Иванниковым во взгляде на волю как "произвольную мотивацию").
Понимание мотивационного процесса как волевого можно найти у С. Л. Рубинштейна (1946). Вся первая часть его главы о воле - "Природа воли" - есть не что иное, как изложение различных аспектов учения о мотивации.
С.Л. Рубинштейн полагал, что "зачатки воли заключены уже в потребностях как в исходных побуждениях человека к действию" (1946, с. 588). Но если признать правоту такого понимания воли (или, по определению С. Л. Рубинштейна, волевого компонента психического процесса, в данном случае - потребности) как динамического напряжения, побуждения, стремления, то и инстинкты нужно рассматривать как волевые действия: ведь в них тоже есть как чувственное переживание потребности, так и стремление к удовлетворению нужды. Но тогда исчезает специфика воли как произвольного способа регуляции в отличие от непроизвольного. Кроме того, потребностное побуждение у человека дает только толчок к развертыванию первого компонента волевого акта, т.е. мотивации, но не приводит непосредственно к действию. Об этом пишет и сам С. Л. Рубинштейн: "Будучи в своих первоначальных истоках связано с потребностями, волевое действие человека никогда, однако, не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания - осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели". И еще: "...В волевом действии сами побуждения не действуют непосредственно в виде слепого импульса, а опосредованно через осознанную цель" (там же, с. 589). Так что положение С.Л. Рубинштейна о зачатках воли, заключенных уже в потребностях, можно понять, только приняв ту точку зрения, что воля - это произвольная мотивация и что развертывание мотивации как начала произвольного акта начинается с возникновения потребностного побуждения.
Связь мотивации и воли рассматривается и другими московскими психологами (К.М. Гуревич, 1940; Л.И. Божович, 1969; А.Н. Леонтьев, 1981; В.А. Иванников, 1991). Например, А.Н. Леонтьев рассматривал развитие произвольного поведения в связи с развитием и дифференциацией мотивационной сферы. Произвольное действие, по А.Н. Леонтьеву, характеризуется тем, что содержание мотива и цели в нем не совпадает.
Спецификой подхода грузинских психологов является то, что волю они рассматривают как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью. Так, по мнению Д. Н. Узнадзе (1966), механизмы воли таковы, что источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто совершенно иное, иногда даже противоречащее потребности. Побуждение к любому действию грузинский ученый связывает с наличием установки на действие (намерение). Эта установка, возникающая в момент принятия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается благодаря присутствию в сознании воображаемой или мыслимой ситуации. За волевыми установками скрываются потребности человека, которые хотя и не переживаются непосредственно в данный момент, но лежат в основе принятия решения о действии, причем в выработке такого решения участвуют также процессы воображения и мышления.
Многие ученые рассматривали и рассматривают механизм мотивации как волевой. Отмечая это, Б.В. Зейгарник с соавторами (1989) пишут: "Проблема овладения своим поведением (на уровне овладения собственной мотивацией)... традиционно ставится в психологии как проблема воли... Волевое поведение рассматривается различными авторами как процесс производства новых мотивационных образований, способствующих развертыванию поведения в выбранном направлении" (с. 122-123).
Несмотря на то, что связь мотивации с волей является общепризнанным фактом, это, однако, не означает, что такая связь рассматривается всеми учеными одним и тем же образом. Можно выделить по крайней мере три направления в рассмотрении этого вопроса.
Первое из этих направлений практически отождествляет мотивацию и волю , тем самым, по существу, отрицая последнюю (такой подход характерен для американской психологии; неслучайно в западных психологических словарях отсутствует само понятие "воля"). При этом сторонники данного направления ссылаются на то, что если у человека есть сильное желание (мотив), то не требуется никакого психологического механизма, дополнительного по отношению к мотиву, который вызывал бы активность человека для достижения цели; само желание организует эту активность.
Однако еще Дж. Локк считал, что неверно отождествлять волю и желания человека. Связывая волю с механизмами порождения действий, он, наряду с мотивацией, выделяет особую способность, позволяющую осуществлять действия, и эту способность он называет волей. Воля, преодолевая неудовольствие, может выступать, по мнению Дж. Локка, и против желания, формируя у человека хотение или воление .
Не сводит волю к мотиву и П.В. Симонов, который справедливо полагает, что невозможно считать волей доминирующую в данный момент потребность. Воля - это не просто господствующая потребность, пишет он, а некоторый специальный механизм, дополнительный к одной из конкурирующих мотиваций.
Сведение воли к мотиву, побуждающему к активности, неправомерно хотя бы потому, что встречающиеся на пути к достижению цели препятствия вызывают так называемую "реакцию преодоления", которая, как правило, является принадлежностью всякого волевого усилия. К тому же специфика волевого проявления не может быть обусловлена тем или иным первичным побуждением, связанным с какой-либо потребностью. Более того, реализация одного из многих побуждений возможна лишь потому, что остальные побуждения часто подавляются усилием воли.
Второе направление не отождествляет мотивацию и волю, хотя и не отвергает наличия тесной связи между ними . Как полагает П.И. Иванов (1967), волевые (произвольные) действия, в отличие от непроизвольных, совершаются по мотивам. При этом среди сторонников данного направления нет полного единодушия. Для одних исследователей воля является частью мотивации, характеристикой и механизмом осуществления мотивации (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Так, например, Л.И. Божович сущность волевого поведения видит в способности подчинять его сознательно поставленным целям (заранее принятым намерениям) даже вопреки непосредственным побуждениям, когда человек преодолевает свои личные желания ради малопривлекательных для него в данный момент, но социально значимых целей (общественных ценностей). Волю она рассматривает как высшую психическую функцию в мотивационной сфере, возникающую в результате развития человеческих потребностей, опосредованных интеллектом. Как и Л. С. Выготский, Божович понимает волю как разновидность произвольной мотивации.
В.А. Иванников (1985) задается вопросом о том, что имеется общего в следующих понятиях, при помощи которых описывают и объясняют феномен воли или волевого поведения: действие без актуальной потребности; действие при конфликте мотивов; действие с учетом его последствий и моральных соображений; действие по общественной необходимости; произвольно выбранное действие, свободное от наличной ситуации; сдерживание своих желаний; преодоление препятствий и т.д. В. А. Иванников дает следующий ответ: все эти понятия включают в себя момент изменения побуждений путем изменения смысла действия . Он также полагает, что о воле начинают говорить тогда, когда обнаруживается недостаток побуждения к заданному действию (сходным образом И. Бекман (J. Beckmann, 1987) и Ж. Пиаже (1969) рассматривают волю в качестве усилителя недостаточного по силе побуждения). В результате получается, что, с одной стороны, В. А. Иванников придерживается понимания воли с мотивационных позиций, а с другой стороны, по-видимому, примыкает к сторонникам понимания воли как волевой регуляции, связанной с преодолением трудностей.
В другой работе он снова повторяет, что в основе волевой регуляции побуждения к действию лежит произвольная форма мотивации, когда пишет, что "Воля есть... произвольная мотивация" (1986, с. 27).
Взгляды В. А. Иванникова подверглись справедливой критике со стороны В. К. Калина (1989). Последний отмечает, что сначала В. А. Иванников сузил проблему произвольной мотивации до вопроса о побудительности, а затем свел ее к сознательному изменению мотива, которое рассматривается только в аспекте побудительных причин. Как воля, так и произвольная мотивация у В. А. Иванникова являются сознательной формой побудительных причин действия - и только. Волевые качества, а следовательно и волевые усилия, он не включает в понятие воли, предлагая взамен выделять такие реальные моменты деятельности человека, которые "пока не имеют своего объяснения и требуют привлечения понятия, сходного с интуитивно выделяемым понятием воли" (1985, с. 49). Таким образом, заключает В. К. Калин, основным недостатком представлений В. А. Иванникова о воле является то, что рассмотрение им воли лишь как разновидности произвольной мотивации не позволяет охватить всех волевых проявлений, в частности - управления человеком своими психическими процессами при исполнении действий и осуществлении деятельности.
Е.О. Смирнова (1990) критикует концепцию В. А. Иванникова с других позиций. Она отмечает, что если понимать волю только как овладение своим побуждением, то о начале формирования воли в детском возрасте можно будет говорить только тогда, когда ребенок станет способен управлять своими мотивами и создавать новые личностные смыслы (т.е. переосмысливать основание своих действий и поступков). Однако известно, замечает Е. О. Смирнова, что дети до 7-8 лет не могут адекватно осознавать свои мотивы (и тем более самостоятельно изменять смысл своих действий). Еще Л. С. Выготский вслед за К. Левином отмечал, что дети, в отличие от взрослых, не способны к образованию "любых" намерений и могут действовать только в направлении наиболее сильных непосредственных побуждений и что дошкольник может делать только то, что он хочет. Да и сам В. А. Иванников показал, что у детей до 6 лет введение дополнительных мотивов не дает значимого увеличения волевого компонента действий. Отсюда должно следовать, что до этого возраста говорить о наличии воли у детей трудно.
В действительности же и жизненные наблюдения, и научные исследования показывают, что уже у 3-летних детей проявляется упорство, упрямство. Ряд авторов именно дошкольный возраст считают интенсивным периодом развития воли (В.К. Котырло, 1971,1974; А.Н. Леонтьев, 1981; Н.И. Непомнящая, 1965; Д.Б. Эльконин, 1965).
Таким образом, многие данные говорят в пользу того, что сводить волю к произвольной мотивации нет оснований.
Для другой группы исследователей мотивация является одной из сторон волевого поведения , волевого побуждения (К.Н. Корнилов, 1957; Л.С. Выготский, 1983; В.Н. Мясищев, 1930; П.А. Рудик, 1967).
В соответствии с таким пониманием мотивация всегда произвольна и противопоставлять ее можно не непроизвольной мотивации , а непроизвольной (безусловно и условно-рефлекторной) детерминации поведения . Отсюда вытекает, что детерминация и мотивация - это хотя и взаимно зависимые (в том смысле, что вторая - разновидность первой), но не тождественные понятия. Внешний или внутренний стимул (например, резкая боль) может вызвать у человека и непроизвольную реакцию, но произвольные действия возникают только вследствие наличия мотива.
Из понимания мотива как начала, отвечающего за произвольную активность человека, вытекает, по мнению сторонников данной точки зрения, одна из структурных особенностей этой активности: прогнозирование результата и последствий его достижения. Произвольная активность всегда имеет место на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности или возможных ее последствий. Другое дело, что получаемый результат не всегда соответствует ожиданиям.
Наконец, третье направление вообще ставит под сомнение связь воли с мотивацией . Ш.Н. Чхартишвили (1958) разделяет мнение Д.Н. Узнадзе о том, что волевое поведение не связано с удовлетворением актуально переживаемой потребности. Воля призвана служить побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего внешним общественным требованиям, которые приняты субъектом ("я должен"). Вследствие этого Ш.H. Чхартишвили не считает волю частью единого мотивационного процесса, а рассматривает ее как особое психическое образование или способность личности.
Таким образом, проблема воли не сводится только к проблеме мотивации, но, по мнению ряда авторов, имеет и самостоятельное значение.