Значение снов в произведениях русской литературы. Сны героев

Екатерина Чёмская 9класс 402 гимназия г.Колпино.

В данной работе рассматривается сон как литературный приём.На примере произведений("Слово о полку Игореве", В.А.Жуковский"Светлана",А.С.Пушкин"Капитанская дочка", М.А.Булгаков"Мастер и Маргарита") рассматривается,какую роль играет в них сон, особенности сна: цветовая гамма,звуки,символы и художественные детали и делается вывод о роли сна в художественных произведениях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1.Сон как литературный прием (вступительное слово);

2.Таблица художественных особенностей снов;

3.Сон Святослава, его художественные особенности;

4.Сон Светланы, его художественные особенности;

5.Сон Гринева (символы, детали, цветовая гамма);

6.Сон Никанора Ивановича, его роль;

7.Выводы по исследовательской работе;

8.Заключительное слово о работе;

9.Список литературы.

Сон как литературный прием

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.


Известно, что ведущим приемом он был у писателей – романтиков. Как правило, это был сон вещий, пророческий (Н.В.Гоголь «Страшная месть».)

Сон одного из действующих лиц литературно – художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.


Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания героев

Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон – безопасный повод для откровенности.

Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  1. комментирование и оценка изображенных событий;
  2. психологическая характеристика персонажа;
  3. осмысление идейного содержания произведения;
  4. «чужой пророческий голос» - общение с божественным;


Сны мы можем рассматривать как форму для развития основного сюжета. Этот прием помогает читателю перейти от действительности к эстетическому созерцанию; во сне автор отражает как в вогнутом зеркале в увеличенном виде то, что для него особенно важно, дорого, значительно.

В произведении русских писателей разных прозаических и поэтических жанров сон выполняет определенную функцию. Сон в художественном произведении является как бы аллегорией, иносказанием. Таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

Представим это в виде таблицы. Для работы возьмем произведения древней литературы «Слово о полку Игореве» (обратите внимание, уже тогда, в 12 веке, использовали этот прием; корни этого приема уходят в глубокую древность.)


Так же мы берем балладу В.А.Жуковского «Светлана» (19 век). И произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Рассмотрим, чем обычно бывают наполнены сновидения.

Реферат на тему

СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Гришуковой Алены

11 «А» класс

Гимназия 1577

Москва. 2008 год


Введение

Евгений Онегин

Преступление и наказание

Тихий Дон

Мастер и Маргарита

Заключение

Список литературы


Введение

Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее - наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи...

(из энциклопедии)

Сновидение - субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Сновидящий обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.

Прочитав приведенную выше статью из энциклопедии, трудно не проникнуться глубоким таинством сновидений. Это таинство подобно трясине: узнав немного, хочется узнавать еще и еще, постигать новые глубины. Так же, как и сами сны, это знание заполняет сознание и никогда нельзя пресытиться этим знанием, как нельзя пресытиться сном. Поэтому, коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить эту тему как можно больше. Так, однажды я заинтересовалась эзотерикой, в частности феноменом гипноза, а гипноз и сон связаны между собой более чем тесно. Мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь же большую роль в литературе, и поэтому я выбрала именно такую тему для своего реферата.

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он - мудрый старец.

В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг, так или иначе, возникает у каждого человека. Сон - это всегда что-то загадочное, необъяснимое.

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон - это время, когда освобождается подсознание человека. А оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к следующему приему: раскрытие личности персонажа через его сон.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

В своем реферате я рассмотрю роль снов в русской литературе и выявлю, какую функцию они выполняют в произведениях наших классиков. Будут рассмотрены сновидения из четырех романов:

· «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

· «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

· «Тихий Дон» М.А. Шолохова

· «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова


Евгений Онегин

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - весьма своеобразен и необычен: большое количество причудливых героев, лирических отступлений, присутствие автора в строках произведения, да и сам жанр «роман в стихах», определенный лично Пушкиным и доселе не существовавший, делает роман не похожим ни на один другой. Немалую роль в произведении играет каждый прием, использованный гениальным автором. Сон Татьяны Лариной – не исключение. Вообще, особенность сна литературного героя заключается в том, что читатель, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, может угадать логику автора и раскрыть значения символов.

Эпизод сна Татьяны встречается читателю в середине романа – к этому моменту он уже достаточно знаком с главными героями. Остался позади визит Онегина в дом Лариных, знакомство Евгения и Татьяны, уже написано любовное письмо и получен отказ... Продолжаются лишь страдания несчастной девушки. Не в силах справиться с переполнившими ее чувствами, Татьяна заболевает:

Увы, Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!

Ничто ее не занимает,

Ее души не шевелит.

Терзая собственное сердце и силясь найти разгадку Евгения Онегина, в ночь на святки она идет гадать.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Но, ни одно гаданье не дает результата. Тогда Татьяна, по совету няни, кладет под подушку свое девичье зеркало и засыпает.

«И снится чудный сон Татьяне...»

Татьяне снится, будто бы она идет по мрачному лесу, и на пути встречается ей ручей, который она боится перейти: мостик из двух жердочек, склеенных льдом, кажется ей «гибельным». В этот момент из сугроба появляется медведь, протягивает руку и переводит Татьяну через ручей. После чего она продолжает свой путь, но уже не одна, а преследуемая медведем. В попытке убежать Татьяна падает, и медведь поднимает ее и несет в шалаш своего «кума» - Евгения Онегина. Внутри – шум, точно «как на больших похоронах», и страшные чудовища-гости. События сменяются очень резко, и вот, Татьяна уже сидит наедине со своим возлюбленным... Стук в дверь – входят Ленский и Ольга... Евгений бранится на незваных гостей; спор, нож, и – Ленский убит. Раздался нестерпимый крик...

«И Таня в ужасе проснулась...»

Увиденное во сне мучит Татьяну, она принимается искать в соннике значение увиденного, однако приходит к выводу, что «ее сомнений Мартын Задека не решит; но сон зловещий ей сулит печальных много приключений».

На самом деле сон Татьяны – очень символический эпизод романа. Этот сон – не просто вещий - он в мельчайших подробностях отражает судьбы главных героев и помогает понять всю глубину переживаний девушки. Для осмысления значения этого эпизода, выделим слова-символы и обратимся к соннику.

В первой строфе сна выясняется, что действие происходит зимой: Татьяна сначала идет по "снеговой поляне", затем - по "жердочкам, склеённым льдиной", переходит протекающий в сугробах ручей, "не скованный зимой", и попадает в заснеженный лес, где "дороги нет; кусты стремнины метелью все занесены, глубоко в снег погружены". Таким образом, первое ключевое слово – «зима».

· Согласно толкованию снов, зима (а также снег, сугроб, лед, метель) – означает «печаль» или «смерть». Так, в описании смерти Ленского надвигающаяся кончина героя сравнивается с глыбой снега, которая катится с вершины горы: "Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, спадает глыба снеговая... младой певец нашел безвременный конец"

· Быть скованным льдом - значит «быть скреплённым смертью». Разгадка этого символа в описании могилы Ленского, где две сосны "скреплены смертью", т.е. под ними похоронен Ленский: "Две сосны корнями срослись; под ними струйки извились ручья соседственной долины".

· Оказаться в заснеженном лесу - "попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ. Если лес - царство душ, то хозяин леса - "хозяин царства душ". А так как медведь считается хозяином леса, то он также и проводник в царстве мертвых, в которое попадает Татьяна.

Все эти картины предсказывают смерть Ленского, однако нельзя не отметить и очевидные пророчества этой гибели. Например, находясь в сенях «шалаша», Татьяна слышит «крик и звон стакана, как на больших похоронах...». Более того, в конце сна у Онегина с Ленским случится спор, который выльется в дуэль. На этой дуэли Онегин убьет Ленского – впоследствии же, в реальной жизни, события будут развиваться именно так, то есть Татьяна практически увидела во сне будущее.

Другое пророчество сна Татьяны – ее замужество.

· Слово «снег», помимо смерти, имеет также значение «приносящий плодородие». Отсюда покрыть снегом - "покрыть свадебным покрывалом". По всей видимости, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет на руки медведь, предвещает будущее замужество.

· Согласно народной традиции, перейти девушке через ручей - значит "выйти замуж". Мостик из двух жердочек символичен – одно из святочных гаданий на жениха (как раз то, которое применила той ночью Татьяна) заключается в том, что девушки делают из прутиков мостики на зеркале и кладут его под подушку, загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост". В романе же "мостком" к замужеству стала смерть Ленского, ведь именно после дуэли и отъезда Онегина Татьяна уехала в Москву, где и вышла замуж за генерала.


Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы.

1.

Важным внесюжетным эпизодом в романе является сон Татьяны (5 глава). В нем Татьяна видит себя на заснеженной поляне. Девушка с трудом переходит через ручей. Вдруг ее начинает преследовать медведь. Неожиданно он взваливает Татьяну на спину и приносит к домику в лесной глуши. Войдя в дом, героиня видит за столом пир монстров и уродцев. Среди них Татьяна узнает Онегина. Причем она сразу замечает , что Онегин - хозяин этого дома и вожак всех этих фантастических существ.

Увидев Татьяну, уродцы пытаются наброситься на нее, крича «мое! мое!» Но Онегин спасает героиню от нечисти, говоря, что она принадлежит ему. Вдруг перед героями появляются Ольга и Ленский. Недовольный их появлением, Онегин начинает ссору с Ленским, которая заканчивается убийством молодого поэта.

Важно, что спустя небольшое время, отмечаются именины Татьяны. К Лариным съезжаются гости, приезжают и Ленский с Онегиным. Здесь чувствуется явное сходство сна с происходящим в реальности на празднике. Гости за столом похожи на чудовищ из сна Татьяны:

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов.

Во сне и в реальности Онегин, пожалуй, единственный «живой», «настоящий» человек из всех присутствующих. Сон Татьяны еще раз подчеркивает противоречивость натуры Онегина. Примечательно, что во сне этот герой, единственный, кто имеет человеческий облик, руководит чудовищами, стоит над ними. В жизни Евгений, принадлежа к обществу пустых, беспринципных, «уродливых» людей, по своим внутренним качествам стоит над ними.

Этот эпизод характеризует и саму героиню. Он подчеркивает близость Татьяны к народу, к его культуре и ценностям. Кроме того, сон раскрывает глубину натуры героини: она, единственная из всех , поняла всю сложность и неординарность характера Онегина.

Сон Татьяны является вставным эпизодом в романе. Он «предсказывает» дальнейшее развитие событий в произведении, создает атмосферу тревоги, заставляет читателей сопереживать героям, способствует наиболее полному раскрытию основных характеров.

Глава «Сон Обломова» дает ответ на этот вопрос. В ней подробно описывается детство героя. Именно там начало его судьбы и идеал его жизни.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко!»

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил , что именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать их родного дома, а во-вторых, и не зачем. Ведь главное, за чем следила его мать , это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Такой образ жизни, а главное, образ мысли, и называет писатель «обломовщиной». Это далеко не однозначное понятие. С одной стороны, это, несомненно, отрицательное явление: в нем слились все пороки крепостничества. С другой стороны, это определенный тип русской жизни , который можно охарактеризовать как патриархально-идиллический. Замкнутость пространства, цикличность жизненного круга, преобладание физиологических потребностей и полное отсутствие духовных - вот характеристики этого мира. В нем есть много положительных сторон, которые Гончаров поэтизирует: мягкость, доброта и человечность обломовцев, их любовь к своей семье, широкое хлебосольство, спокойствие и умиротворение.

Попав из этого мира в холодный и жестокий мир Петербурга, где нужно бороться за свое «место под солнцем», Обломов почувствовал, что не хочет жить так, как его петербуржские знакомые. Он во многом сознательно выбирает свою жизненную позицию, не желая «мараться» о грязь современной циничной жизни. Но, в то же время, Обломов боится реальной жизни, он совершенно не приспособлен к ней. Кроме того, в его голове прочно «сидели» крепостнические установки: я - барин, а значит, имею право ничего не делать. Все вместе, социальное и философское, породило характер Обломова и такое явление русской жизни , как обломовщина.

2.

Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный приём раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символический смысл, «предсказывают» развитие сюжета.

Так, сон Татьяны в «Евгении Онегине» заключает в себе идею о близости героини к народу. Татьяна исключительно романтическая натура, что и доказывает её сон. Это органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Пушкин отбирает те обряды, которые теснее всего связаны с душевными переживаниями влюблённой героини. Во многом сон носит символический характер, таким образом автор переплетает народные представления о сне (образ ручья, медведя, леса и т.д.) и некоторые романтические образы (образ чудовищ, демона). Основная функция сна в романе - передать внутренние переживания героини. Кроме того, раскрывает глубину образа Татьяны (она единственная поняла и почувствовала неординарность натуры Онегина) и противоречивость характера Онегина (он - один из чудовищ во сне Татьяны и, вместе с тем, он один имеет человеческий облик и руководит всеми монстрами).

Иной характер носит сон Обломова (Гончаров «Обломов»), в котором герой видит свою родную деревню и свое детство. В данном случае автор через сон истоки формирования характера Обломова и его жизненный идеал. Размеренная, тихая и праздная жизнь была свойственна для обитателей дома Обломовых: «…труд сносили как наказание…». Обломовцы боялись всяких новостей и всякого движения , физического или духовного, зато отличались добротой, щедростью, хлебосольностью. Именно такая жизнь сделала Илью Ильича Обломовым, вечно лежащим на диване, и не сумевшим реализовать свои большие возможности.

Сон Ивана Бездомного в самом конце романа «Мастер и Маргарита» носит иной характер. Булгаков своё произведение строит на изображении двух миров: современной ему Москвы и мира, который воссоздаёт в своём романе мастер. Но при этом существует и мир сна, который характеризуется особым ореолом и загадочностью. Именно во сне Бездомный видит конец истории с Понтием Пилатом и Иешуа. Сон придает роману ещё большую мистику, фантастичность и реальность одновременно. Таким образом, через сон Булгаков передает правдивость того шедевра, который был создан Мастером.

Данный приём помогает авторам: 1) в иносказательной форме передать внутренний мир героев , 2) более объективно показать определённую ситуацию из жизни героев, 3) «предсказать» дальнейшее развитие сюжета.

На вопрос Помогите, пожалуйста!! ! В каких произведениях русской и зарубежной литературы есть сновидения? заданный автором Ђатьяна Михайлова лучший ответ это СОН в раскрытии образа героя использовали многие писатели.
И это не удивительно, ведь сновидения играют особую роль в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их.
Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И. А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф. М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.
Сны Раскольникова очень важны для раскрытия образа героя... .
Знаменитые сны Верочки из романа "Что делать". Утопичны и слащавы... .
Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.
«Сон Обломова» - это особая глава романа Гончарова. Глава повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во СНЕ показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении.
Сон Спящей красавицы.. . Сон Спящей царевны... .
Бредовый сон мальчика в повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий берегом моря"... Обезвоженный, голодный, напуганный. и сон его спутан.
Сны героев Достоевского многочисленны. И порой их можно спутать с бредом, галлюцинацией.. . Такие сны-яви у Ивана Карамазова... .
Интересны сны Версилова-Долгорукова в романе "Подросток".. Чистый юноша, и сны у него ясные и чистые.. .
Во сне часто проявляются все скрытые желания и мечты героев.. .
Герман увидел старуху во сне.. . И это было для него очень важным событием... .
Кириллов в романе "Бесы" говорил, что никогда не спит. Но я уверена, что и ему приходилось видеть сны, практически наяву.... Эта грань между сном и явью в его жизни была важным моментом.
Сны видят думающие герои, сомневающиеся, рефлексирующие.. .
Очень интересно сон рассматривает Даниил Андреев. Он объясняет сновидения многих героев тем, что автор намеренно переносит этих героев из одного слоя мира в другой.. .
Этим объясняется такое странное ощущение от стихотворений Блока, например. Видения - сны наяву... .
Вещий сон также зачастую играет значительную роль в развитии действия литературного произведения. Таков вещий сон Анны Карениной у Льва Толстого.
По тому же плану построен «Сон» у Тургенева.
В «Тысяче и одной ночи» , где сон купца Абу-Гассана, в начале и конце рассказа, служит рамкой для развития основного сюжета приключений «Калифа на час» .
В рассказе Владимира Короленко «Сон Макара» весь основной сюжет является содержанием сновидения героя.
Гоголь в повести «Майская ночь или утопленница» запутанный, фантастический сюжет предлагает вниманию читателя без пояснения о том, что он составляет содержание сна, и только в самом конце автором добавляется, что все это было во сне.
В другой повести Гоголя, (позднейшей редакции) «Портрет» , где автор прибегает к описанию сна, как средству ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна.
Изображение сна помогает художнику удачно ввести и благополучно разрешить запутаннейшую коллизию, как это мы видим у Шекспира в «Макбете» (сон Дункана и слуг) и особенно в «Цимбелине» (сон Имогены) , где вся завязка действия была бы немыслимой без этого литературного приема.
"Сон о белых горах" Виктора Астафьева. Сон - и сюжетообразующий прием, и художественный, и психологический.
Мотив сна может быть использован для создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения. Примером подобного литературного приема служит «Песнь торжествующей любви» Тургенева.