Бедность не порок краткое содержание по. «Бедность не порок» главные герои

Действие первое

В уездном городе праздник. В доме купца Гордея Карпыча Торцова есть небольшая комната приказчика, в которой прохаживается Митя, да Егорка, читающий книжку. Егорка сообщает, что все уехали кататься, кроме Гордея Карпыча, который сердит на брата. Как-то на празднике Любим Карпыч, захмелев, решил повеселить всех гостей, но из-за не удачной шутки Гордей обиделся и прогнал Любима, которому пришлось побираться у собора.

Раздался шум во дворе. Приехали Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна и гости. Митя уходит в конторку работать, но мысли заняты о любимой девушке - Любови Гордеевне. В комнату входит Пелагея Гордеевна. Заметив, что Гордея Карпыча не будет дома, он уедет к своему приятелю Коршунову, приглашает Митю в гости на чай. Тут входит Яша Гуслин, племянник Торцова, и его тоже просят зайти в гости. Пелагея Егоровна жалуется на Коршунова, буйно и часто выпивающего в компании директора- англичанина. На упрёки никак не реагирует, а дочь свою, Любовь Гордеевну, хочет выдать замуж в Москве.

После ухода Пелагеи Егоровны, Митя делится своими заботами с Яшей. Он у старой и бедной матери один, и приходится жить на маленькое жалование, которое даёт Гордей Карпыч, и выслушивать брань, обиду и упрёки бедностью. А ещё у Мити есть любимая девушка, которую он любит. Но Яша просит Митю забыть свою любовь, ведь Торцов никогда не согласится на неравный брак и не благословит. В комнату заходит Размовляев с гармошкой. Он весел и беззаботен. Вдруг входит Гордей Карпыч, который со злостью кричит на Митю, унижая его и мать. Накричавшись, Торцов уезжает к Коршунову. В комнату к Мите проходит Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза. Им стало скучно, и они пошли искать интересную компанию. Любим Карпыч просит Митю приютить его на некоторое время, так как Гордей не пускает его на порог.
Действие второе

Наступил вечер. Гостиная в доме Торцовых. В неё входит несколько дверей, на стенах висят большие зеркала, под которыми стоят маленькие аккуратненькие столики. У задней стены расположен диван и круглый стол перед ним, а вокруг шесть кресел. В самой гостинице темно, но вот в одну дверь входит Любовь Гордеевна и Анна Ивановна, которая предостерегает, свою подругу от необдуманных поступков. В гостиную входит Пелагея Егоровна. Она даёт указание Арине и приглашает всех пройти в зал. Подходят ряженые, которых потчуют вином, а они веселят гостей, разыгрывают сценки и, даже Егорушка пляшет вместе с ними.

Раздаётся стук в двери и входит Гордей Карпыч, а с ним Коршунов. Хозяин грубо прогоняет ряженых и девушек, лебезит перед Коршуновым, извиняясь за неправильный праздник. Коршунов, усаживаясь в кресло, благосклонно принимает внимание к своей персоне. Торцов велит зажечь свечи в гостиной, чтобы осветить новую мебель и подать шампанского. Коршунов подсаживается к Любови Гордеевне, вручая ей бриллиантовые серьги, но она холодно отказывает ему. Тогда, он говорит ей о богатстве, если она выйдет за него замуж и схватив её за руку, одевает на палец кольцо. Любови Гордеевне старик противен, и она просит отца не отдавать за не любимого. Но отец приказывает покориться, и она, кланяясь, смиренно подходит к матери.
Действие третье

Наступает утро. Пелагея Егоровна, вся в хлопотах. Приходит Митя проститься с доброй хозяйкой, он уезжает к матери. Митя, в порыве чувств, признаётся в том, что влюблён в Любовь Гордеевну и она тоже, хотели просить у вас благословения, но не успели. Вбегает Егорка и говорит, что Любим Карпыч разгоняет гостей. В гостиной находятся Размоляев, Маша и Лиза. Подходит Любим Карпыч, который обвиняет Коршунова в бесчестии и преступлениях. На крик сбегаются все домашние, гости и прислуга. Уязвлённый, Коршунов собирается ехать в Москву. Оскорблённый Егор Карпыч отвечает, что дочь свою отдаст за того, кто мне понравится, и, увидев, входившего Митьку, показывает на него. Коршунов уходит. Митя, взяв за руку Любовь Гордеевну, подходит к Гордею Карпычу и просит благословения по-родительски и с любовью. Любим Карпыч намекает, что бедность - это не порок.

«Бедность не порок» — это пьеса Островского Александра Николаевича, драматурга российской литературы. Данная пьеса написана в стилистике комедии. Повесть описывает ситуацию любви приказчика богатого купца к его дочери, который против их связи и препятствует влюблённым быть вместе.

Данная повесть – достояние российской литературы. Она учит пониманию, отзывчивости, высветляет жизненные принципы и взгляды. Но не у многих людей присутствует возможность прочитать комедию полностью из-за чрезмерной занятости, ведь повесть довольно объёмная.

Если у человека нет таковой возможности, но хочется прочитать подобную пьесу, он может прочесть повесть Островского «Бедность не порок» краткое содержание по главам, где сжато и кратко описаны основные события и происшествия произведения. Прочитав в кратком содержании пьесу человек одновременно сэкономит время и культурно обогатится.

Обратите внимание! Перед прочтением произведения стоит ознакомиться с главными действующими лицами комедии. Зная нрав и характер главных героев, пьеса будет восприниматься лучше и насыщенней.

Таблица: главные действующие лица комедии.

Герой Характеристика
Гордей Карпыч Торцов Богатый купец. Его многие не любят за эгоизм, заносчивость и гордыню.

После смерти своего батюшки получил в наследство немалое состояние, которое смог лишь приумножить в отличие от своего брата Любима, который растратил все деньги в столице.

В разных действиях Гордей предстаёт в различных амплуа.

В первом действии он выступает злым хозяином, требующим повиновения и хорошей отдачи в плане работы.

Он отличается раздражительностью и необычной злобой по отношению к своей дочери и жене.

Гордей стремится выехать с небольшого села, поселиться в Москве и стать уважаемым и влиятельным человеком.

Коршунов Африкан Савич Африкан – влиятельный фабрикант, проживающий в Москве.

Он характеризуется как сильный, волевой, целеустремлённый человек, готовый ради достижения цели перешагнуть через многое.

Главная страсть Африкана – женщины. Он любвеобилен, поэтому часто находится в окружении молодых дам.

Любим Карпыч Торцов Брат эгоистичного и самовлюблённого богатого купца, желавшего выдать единственную дочь замуж за богатого, но старого фабриканта.

Любим в повести характеризуется как положительный персонаж. Он кардинально отличается от своего брата.

В его приоритеты входит духовность, высокие моральные качества и ценности.

После растраты всех отцовских денег Любим вынужден зарабатывать себе на жизнь шутовством, чем сильно злит брата.

Любовь Гордеевна Торцова Дочка Гордея. Она описывается как девушка с широкой душой, способной и желающей помогать окружающим людям.

По сюжету она влюбляется в бедного, но очень милого парня Митю, работающего у его отца.

Митя Приказчик Торцова. Бедный юноша вынужден проживать в маленькой комнате и получать копейки за свой труд у Торцова.

Он влюбляется в Любовь Гордеевну и тайно желает жениться на ней.

Пелагея Егоровна Торцова Жена эгоистичного купца. Женщина свято чтит русские традиции и обычаи, осуждает намерения супруга прорваться в высшее общество.

Узнав о тайной любви приказчика и дочери, Пелагея поддерживает дочь, но не решается пойти наперекор мужу.

Действие первое

События происходят в Уездном городке на святки (древнерусский праздник).

Хронология событий:

  1. Главный герой комедии Гордей Карпыч сильно разозлился после очередной пьяной выходки своего брата, посчитав это за оскорбление.
  2. Второй акт начинается с приезда его дочери, супруги и гостей. Митя, находившийся всё это время в комнате, уходит в кабинет и жаждет поработать, но у него не получается. Он влюблён и его мысли занимает прекрасная Любовь Гордеевна.
  3. Пелагея приглашает Митю за стол и жалуется на эгоистичного и самовлюблённого супруга, который после поездки в столицу захотел жить по-новому, влиться в высшее общество интеллигентов.

    Она отмечает, что супруг собирается выдавать их единственную дочь замуж за москвича, ведь в их посёлке равной партии Любови Гордеевны нет.

  4. После разговора Пелагеи и Мити в комнату входит Яша – кровный племянник купца. У него завязывается разговор с Митей о его любви к дочери купца.
  5. Во время разговора входит весёлый и непосредственный Разгуляев с гармошкой, который начинает зазывать всех петь и веселиться.
  6. После этого в комнату врывается злой Гордей Карпыч и требует от Мити пошива нового сюртука, мотивируя тем, что в его доме не принято ходить, как бедному.
  7. После выхода Гордея из помещения, к Мите приходит его возлюбленная со своими подругами:

    Машей.
    Лизой.
    Анной Ивановной.

    С помощью хитрой уловки Анны влюблённые остаются наедине. Парень читает Любови стихи, признаётся в любви.

    После услышанного, смущённая дочка купца пишет парню ответ, где признаётся в ответных любовных чувствах к нему. После этого она уходит.

  8. В комнату заходит брат Гордея и намекает на месть ему за своё недостойное отношение к Мите.

Важно! Любим захотел отомстить не только за оскорблением, нанесённое Мите, но и за обиду и унижение со стороны родного брата по отношению к себе.

Действие второе

Хронология событий:

  • В гостиной располагаются Анна и Любовь. К ним входит Митя и уточняет, правду ли написала его возлюбленная о своих чувствах. Уточнив это, они обоюдно решают идти просить благословения у её отца на их бракосочетание.
  • В это время гостиная наполняется обилием гостей, которые вовсю веселятся, танцуют и поют. Но вдруг неожиданно появляется хозяин дома и веселье прекращается.
  • Узнав о намерениях Мити, он прогоняет парня и всех гостей с дома.
  • Гордей намерен выдать замуж свою дочь за богатого фабриканта Африкана Коршунова. Тот приходит к девушке, дарит ей серёжки с бриллиантами и намекает на богатство и благосостояние в браке с ним.
  • Узнав о намерении Африкана жениться на ней, девушка вырывает руку, но отец заявляет, что решение о свадьбе уже принято и это не обсуждается. Он говорит, что скоро Любовь переедет в столицу и выйдет замуж на Африкана.
  • Узнав о решении отца, девушка в отчаянии. Она плачет, умоляет отца этого не делать, не выдавать её замуж за нелюбимого мужчину, но Гордей непреклонен.

Действие третье

Третье действие происходит на следующий день.

Обратите внимание! Пелагеи уже известно о намерении супруга выдать замуж дочь. Она не испытывает радости от этой новости, но противиться решению мужа не может.

Событие Развёрнутое описание
В комнату входит Пелагея Она поверхностно старается уговорить Гордея не совершать данный поступок, не выдавать Любовь замуж.
В комнату входит Митя Он пришёл с целью попрощаться с хозяином и его женой. Сообщает о своём решении уехать на родину к больной матери. Он ещё раз пробует объяснить Гордею о взаимных чувствах Любови к нему.
В комнату входит Любовь Увидев непреклонность отца Любови, Митя предлагает возлюбленной сбежать с ним, но она отказывается по причине страха гнева отца. Парень уходит.
Приход Коршунова Приход Африкана сопровождается лестными историями и рассказами о богатой, беззаботной жизни с ним Любови.
Приход Гордея После очередного признания Африкана входит Гордей. Он всячески любезничает с богачом, показывает культурный и образовательный уровень.
Появление Егорушки Приход Егорушки сопровождается новостью о том, что Любим прощается с гостями, выпроваживая их домой.

Между братьями возникает ссора, в которую влезает фабрикант. Брат оскорбляет богача. Африкант возмущён отношением и указывает на неуважение Гордею.

Ссора Торцова и Африканта Торцову не понравилось, что его позволил упрекнуть будущий зять.

Между ними начинается конфликт и купец разрывает помолвку своей дочери с фабрикантом.

Помолвка Мити и Любови Узнав о расторжении помолвки, Митя приходит в дом к Торцову и опять просит руки его дочери.

Гордей сначала не соглашается, но потом сменяет гнев на милость и разрешает влюблённым быть вместе.

Видео пересказ

    Похожие записи

Комедия Островского «Бедность не порок» была написана в 1853 году, а напечатана как отдельное произведение, пьеса в трех действиях, в 1854 году. Эта пьеса не похожа на все другие произведения «Колумба Замоскворечья» (так называли Н. Островского за то, что прекрасно знал купеческий мир). С одной стороны – она проста, с другой - необычайно колоритна, «жива», эмоциональна. Пьесу «Бедность не порок» читать полностью приходится по школьной программе в 10 классе. Островский в этом произведении «воспевает» патриархальную семью, где верность, честность по отношению друг к другу, почитание старших стоит на первом месте.

«Бедность не порок» пьеса небольшая и незамысловатая по своему содержанию. Она рисует перед читателями жизнь купеческого семейства в небольшом уездном городке. В первом действии пьесы автор знакомит читателя с главными действующими лицами: купцом Гордеем Торцовым, его женой Пелагеей, дочерью Любовью Гордеевной, братом Любимом Карпычем, племянником Яшей, приказчиком Митей. В этом же действии автор раскрывает перед читателями любовную линию: любовь связывает бедного приказчика Митю и дочку купца Любовь Гордеевну. Здесь же автор показывает читателю, как сильно Гордей Торцов стремится в «высшее общество», как порицает бедность и отвергает разорившегося младшего брата, который, несмотря на свою бедность, остался искренним и честным. Во втором действии купец Торцов решает отдать свою дочь замуж за богатого, но старого купца Коршунова. Любовь Гордеевна не дает согласия на брак, но воля ее отца нерушима. В третьем действии наступает кульминационный момент: в порыве гнева на брата, который отговаривает Гордея от заключения брака дочери с Кошуновым, купец Торцов говорит о том, что отдаст дочь за «первого встречного», которым «по счастливой случайности» оказывается приказчик Митя. Слово купеческое крепко, и Торцов дает согласие на брак.

Текст пьесы изобилует народными песнями, обрядами, описанием плясок, народных праздников, и это не случайно, ведь настоящая народная нравственность, искренние чувства, победа добра над злом – те идеалы, которые близки были автору произведения в данный период его жизни и творчества. Скачать произведение полностью для работы можно с нашего сайта или читать в режиме онлайн.

Действие первое

Явление первое

В небольшой комнате находятся Митя (приказчик Торцова) и Егорушка (дальний родственник Торцова).
Егорушка читает вслух «Бову Королевича». Его чтение периодически перебивает Митя своими вопросами.

Митя интересуется, есть ли кто дома, на что Егорушка отвечает, что все уехали кататься и никого дома нет, кроме Гордея Карповича, который остался дома из-за своей обиды на брата – Любима Карповича. Некоторое время до этого он, по мнению Гордея, повел себя неподобающим образом – захмелев, начал выкидывать коленца. Егорушка не выдержал и начал смеяться, а затем и все рассмеялись.

Гордей Карпыч принял выходку в качестве личной обиды и выгнал брата, но Любим в долгу не остался – он вместе со всеми нищими стал стоять возле церкви, чем опозорил Гордея на весь город. Из-за этого инцидента всем без разбору достается от Гордея Карповича. Домочадцы возвращаются домой. Егорушка с книжкой убегает.

Явление второе

После того, как Митя остается в одиночестве, он начинает обдумывать, как плохо быть одинокому в мире – все люди празднуют, а ему даже пойти некуда. Митя решает приняться за работу, чтобы не так печально было, но работа у него «не идет» – Митя поет печальную песню, затем закрывает лицо руками и сидит молча. В это время в комнату входит Пелагея Егоровна.

Явление третье

Пелагея Егоровна пришла, чтобы пригласить Митю вечером к себе в гости – соберутся многие девушки и Митя сможет с ними спеть. Митя соглашается на приглашение Пелагеи Егоровны, так как ему такое времяпровождение по душе – ос сможет отвлечься от печальных мыслей.

Дорогие читатели! Предлагаем вам проследить за в пьесе А. Островского “Гроза”.

Пелагея Егоровна жалуется Мите на Гордея Карпыча – ей не нравится непонятно почему возникшая дружба между мужем и Африканом Савичем.

По мнению Пелагеи Егоровны, Африкан Савич плохо влияет на Гордея Карпыча – ее муж по примеру своего нового друга стал выпивать и это ее настораживает.

Пелагея Егоровна говорит, что Гордей Карпыч считает, что для их дочери нет подходящего мужа, но женщина с ним не согласна – ее удивляет, что муж что-то утаивает от нее. Митя пытается мягко успокоить Пелагею Егоровну, высказывая предположение, что Африкана Савича и Гордея Карпыча могут связывать какие-то совместные дела. Также он думает, что Гордей хочет выдать дочь за кого-то из москвичей. Однако такие предположения не действуют на женщину. В комнату заходит Яша Гуслин – племянник Торцова

Явление четвертое

Пелагея Егоровна также приглашает петь песни и Гуслина. Молодой человек с радостью соглашается. Женщина уходит вздремнуть полчаса, а Яша и Митя остаются в комнате.

Явление пятое

Гуслин рассказывает Мите, что на катаниях было много народу и спрашивает, почему Митя не приходил. Митя объясняет, что у него нет настроения – его одолела печаль: мать его нуждается в его помощи, а он не может ей ничем помочь, так как жалование у него слишком маленькое, а от Торцова не много доброго услышишь – он постоянно бранит Митю, особенно за то, что тот очень бедный, но при этом жалования не прибавляет. Митя мог бы пойти работать в другое место, но уйти не может – он влюбился в дочку Торцова – Любовь Гордеевну, а работа у Торцова – единственный способ видеться с возлюбленной.

Яша убеждает Митю в том, что ему нужно срочно выбросить из головы мысли о Любови Гордеевне, даже если их чувства будут взаимны, Торцов никогда не согласится на их брак, потому что они не ровня. Сам же Яша влюблен в Анну – бедную вдову, родственницу Торцова. Как говорит сам Гуслин про возлюбленную – «у нее пусто и у меня пусто», но даже при таком раскладе Торцов не дает влюбленным разрешения на брак, а в случае с Митей и надеяться тогда не на что. Митя и сам понимает всю абсурдность его положения, но сердцу приказать не может.



Яша предлагает подобрать мелодию для песни собственного сочинения, в этот момент входит Разлюляев.

Явление шестое

Разлюляев пребывает в веселом настроении: он играет на гармошке и поет веселые песни. Ему не понятна печаль Мити и он старается его развеселить. Разлюляев говорит, что он будет все праздники петь и веселиться, а после женится на богатой.

Митя поет Разлюляеву свою песню – на молодого человека она произвела сильное впечатление – Гриша некоторое время стоит как вкопанный, а затем говорит, что песня очень хороша, но слишком жалостливая, в праздник нужно веселиться и поэтому поет веселую песню. В это время входит Гордей Карпыч.

Явление седьмое

Торцов очень недоволен тем, что молодые люди решили спеть – он считает, что такое поведение позволительно только в мужицких домах. Затем Гордей Карпыч замечает, что у Мити на столе бумаги не в порядке – он высказывает ему за это, а также ругает за бедный костюм – утверждая, что появление Мити в таком виде в комнатах Торцова позорно. Торцов остался крайне недоволен тем, что Митя отправляет деньги своей матери, Гордей Карпыч считает, что, в первую очередь, молодой человек должен заботиться о себе, а потом уже о матери, она – женщина простая и не привыкшая к роскоши, поэтому может и обойтись меньшим. Торцов также ругает Митю и за стихи, по мнению Гордея Карпыча – это непозволительно для таких бедных, как он. Доля упреков достается и Грише – Торцов говорит, что он дурак, как и его отец.

Явление восьмое

Гордей Карпыч уходит, Яша, Митя и Гриша остаются в комнате. Митя вздыхает о своей тяжкой жизни, а Гриша говорит, что так и запить недолго, но Митя должен держаться.
В комнату входят Любовь Гордеевна, Маша, Лиза и Анна Ивановна.

Явление девятое

Девушки решили прийти в комнату Мити, так как им было грустно наверху. Гордей Карпыч уехал к Африкану Савичу, Пелагея Егоровна отдыхает в своей комнате, и поэтому молодые люди могут весело провести время, не опасаясь ничего. Анна Ивановна ведет себя раскрепощенно – она охотно и много шутит, часто вмешивается в разговор.


Женщина спрашивает, когда же наконец-то на ней женится Гуслин, на что молодой человек отвечает: как только получит разрешение от Торцова.

Гуслин отводит свою возлюбленную в сторону и рассказывает ей о любви Мити и Любови Гордееевны. В это время Гриша оказывается в центре внимания – он в шуточной форме предлагает девушкам полюбить его, чем вызывает недовольство и упреки в недостойном поведении. Анна Ивановна становится инициатором ухода всех из комнаты Мити. Когда все, кроме Мити и Любови Гордеевны вышли, Анна Ивановна выходит из комнаты, оставив влюбленных наедине.

Явление десятое

Любовь Гордеевна сначала теряется, но затем, по приглашению Мити, присаживается на стул. Митя говорит девушке, что он очень рад ее видеть в своей комнате. Он рассказал возлюбленной, что сочинил для нее стихи. Любовь Гордеевна очень обрадовалась этому, но старалась не подавать вида. Она решается написать Мите ответ, но только с тем условием, что молодой человек прочитает его после ее ухода. В дверях Любовь Гордеевна сталкивается со своим дядей – Любимом Карповичем.

Явление одиннадцатое

Любовь Гордеевна пугается от неожиданности. Однако Любим Карпыч говорит, что он никому не скажет о ее приходе к Мите. Девушка поспешно уходит.

Явление двенадцатое

Любим Карпыч пришел к Мите, чтобы переночевать тайком у него – после ссоры Гордей Карпыч не пускает его в дом. Сердобольный Митя разрешает Любиму переночевать. Любим Карпыч рассказывает историю о том, как он стал таким нищим: после смерти отца братья разделили имущество – Гордей взял заведение, а Любиму достались деньги и билеты.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию автор которой – Александр Островский.

Когда Любим приехал в Москву, то по своей молодости и глупости не смог устоять перед городской роскошью – он модно одевался и тратил деньги без разбору. Скоро средства закончились, а Любим стал «работать» скоморохом. Однажды он сильно простудился и после решил вернуться к брату. Гордей принял брата неласково – он был очень недоволен. Бедный брат портил авторитет Гордея. Любим считает, что Гордей не ценит доброту и таланты Мити, но он уже придумал, как проучить своего брата. Митя взял письмо Любови Гордеевны и дрожащими руками открыл его – молодого человека ждало признание в любви.

Действие второе

Явление первое

Действие происходит в гостиной Торцова.

Любовь Гордеевна признается Анне Ивановне в своих чувствах к Мите. Анна Ивановна предостерегает девушку и говорит, что нужно присмотреться к молодому человеку, но Любовь Гордеевна уверяет, что Митя добрый и искренний. В гостиную входит Митя, а Анна Ивановна незаметно уходит.

Явление второе

Митя находится в смятении после прочтения письма Любови Гордееевны, он сомневается, что это правда. Однако героиня пьесы утверждает, что это не шутка, и она действительно любит Митю. В это время слышатся чьи-то шаги. Любовь Гордеевна советует Мите тихонько уйти, а в комнату входят Арина и Егорка.

Явление третье

Служанка говорит, что Пелагея Егоровна давно ищет Любовь Гордеевну. Арина беспокоится о том, чтобы Любовь Гордеевна не опозорила семьи и осматривает комнату – нет ли кого в ней, кроме Торцовой. Не найдя никого больше, Арина дает приказ Егорке звать девок песни петь.

Явление четвертое

В гостиную входит Пелагея Егоровна. Она дает распоряжение Арине принести разные яства – пряники, конфеты, мадеру.
Затем приглашает в комнату Любовь Гордеевну, Машу, Лизу, Анну Ивановну, Разлюляева, Миту, Гуслна и двух своих подруг.

Явление пятое

Все располагаются в комнате. Начинаются песни и пляски. Пелагея Егоровна с сожалением вспоминает о временах своей молодости – она в то время была заводилой и всегда охотно принимала участие в подобных развлечениях. У нее в семье так было принято, однако же, муж не придерживается такой позиции, что существенно огорчает женщину. Арина и служанки приносят угощения, а Разлюляев пристает к Арине и заставляет ее танцевать. Няня отбивается от него. За женщину вступается Анна Ивановна и предлагает потанцевать Грише с ней.

Явление шестое

Приходят ряженые. Пелагея Егоровна приказывает их пустить. Дед с балалайкой начинает петь и плясать к нему подключается вожак, а затем и Егорка. Пелагея Егоровна и ее подруги удивлены песней Егорки и дают ему за выступление пряник. В это время Митя и Любовь Гордеевна шепчутся о чем-то и целуются. Это замечает Гриша. Разлюляев, осуждая Митю за такое поведение – он сам собирается посвататься к Любови Гордеевне. За Митю вступается Яша, который напоминает Грише, что им придется идти в темноте, и неизвестно, что может случиться. Спор молодых людей прерывает Арина, сообщив, что кто-то стучит. Это вернулся Гордей Карпыч.

Явление седьмое

В гостиную входят Гордей Карпыч и Африкан Савич. Торцов явно недоволен тем, что Пелагея Егоровна пригласила девушек петь. Он приказывает жене прогнать их прочь, ситуацию спасает Коршунов – он говорит, что девки будут петь, а они с Гордеем послушают их. Торцов публично упрекает жену в ее простоте и привязанности в русской культуре. Он считает постыдным народные пения и веселья. Торцов приказывает жене дать распоряжение зажечь свечи, чтобы было видно новую мебель и подать гостю шампанского. Пелагея Егоровна сама берется выполнять поручение – ее подружки поспешно покидают общество.

Явление восьмое

Коршунов лично здоровается с Любовью Гордеевной и пытается ее поцеловать. За девушку вступается Анна Ивановна, но это не спасает ситуацию – Гордей Карпыч приказывает дочке поцеловать гостя. После этого Африкан Савич предлагает поцеловаться с ним всем девушкам, но они стараются всячески отказаться от этого. Торцов замечает в комнате Митю – он крайне недоволен тем, что молодой человек находится в гостиной и прогоняет его. Вместе с Митей уходят Гриша и Яша.

Явление девятое

Коршунов говорит Любови Гордеевне о том, что девушка его не любит, но это не помешало ему привезти подарки.Он дарит девушке сережки. Анна Ивановна, Лиза и Маша с интересом их рассматривают и выражают восхищение, но Торцова остается недовольна – ей неприятно такое внимание со стороны Африкана Савича.

Коршунов угадывает причину нелюбви Любови Гордеевне по отношению к себе, но девушка не выдает своих истинных чувств. Она пытается уйти к Пелагее Егоровне, но отец останавливает дочь, приказывая быть в комнате.

Коршунов целует руку Торцовой и дарит ей кольцо – Любовь Гордеевна безрезультатно пытается его вернуть. В комнату входят Пелагея Егоровна и служанки.

Явление десятое

Гордей Карпыч приказывает принять Африкана Савича как важного гостя. Пелагее Егоровне он говорит поклониться Коршунову. Девки поют песни и Коршунов одаривает одну из них деньгами. После Африкан Савич говорит Торцову, что пора рассказать об истинной причине их приезда. Гордей Карпыч начинает издалека – он рассказывает о том, что неплохо было бы жить в другом месте, не в такой глуши, где только дураки и малограмотные люди, – например, в Москве. Торцов говорит, что планирует переезд в Москву, это будет нетрудное дело, ведь в городе у них будет свой человек – зять Коршунов.

Известие о свадьбе дочери с Коршуновым ввергает Пелагею Егоровну в ужас – она говорит, что не отдаст дочь. Однако Коршунов с Торцовым уже обо всем договорились, и теперь Африкан Савич требует Торцова сдержать данное слово. Любовь Гордеевна просит отца не губить её и не делать несчастной на всю оставшуюся жизнь, но Гордей Карпыч не слушает ее – он считает, что дочь сама не понимает своего счастья, Она сможет жить в роскоши, о которой и мечтать не смела. Любовь Гордеевне не остается ничего другого, как покориться воле отца, она, рыдая, отходит к матери, а Торцов прюиказывает девкам спеть свадебную песню. Девушки поют печальную песню.

Действие третье

Действие происходит в небольшой комнате в доме Торцова

Явление первое

В комнате сидит нянька Арина – она горько вздыхает о печальном будущем Любови Гордеевны. Такой брак кажется женщине несправедливым. Арина вспоминает, как еще недавно они обсуждали замужество Любови Гордеевны и думали, что ее мужем станет любимый человек, а вышло совсем по- другому – мужем Торцовой должен стать старик со скверным характером.

Явление второе

В комнату входит Пелагея Егоровна, она распоряжается, чтобы Арина убрала со стола, приказав подать большой самовар в девичью и позвать на помощь Анну.

Явление третье

Пелагея Егоровна просит Анну разлить гостям чай и отдает ей ключи от шкафа. В комнату входит Митя.

Явление четвертое

Митя пришел, чтобы проститься с Пелагеей Егоровной – он отпросился у Гордея Карпыча на выходные, но обратно решил не возвращаться. Торцова удивлена его решением, но препятствовать желанию Мити не стала. Молодой человек прощается с Анной Ивановной и хочет проститься с Любовью Гордеевной – Анна уходит позвать девушку, а Митя с Пелагеей Егоровной остается в комнате.

Явление пятое

Пелагея Егоровна рассказывает Мите, что известие о замужестве дочери воспринимает как горе. Женщине кажется, что она как будто хоронит свою дочку. Митя не понимает, почему Торцова не препятствует мужу и согласилась на такой брак. О Коршунове ходят только неприятные слухи, поэтому страхи Торцовой более чем оправданы. Митя признается Пелагее Егоровне, что влюблен в ее дочь, чем еще больше расстраивает женщину. Торцова очень хорошего мнения о Мите и она считает его лучшим мужем для своей дочери.

Явление шестое

Митя с Торцовой плачут. Пелагея Егоровна тоже плачет – ей жалко молодых возлюбленных. Митя предлагает убежать вдвоем, но без отцовского благословения, Любовь Гордеевна не желает, считая, что лучше покориться воле отца. Митя обвиняет ее в нелюбви и уходит.

Явление седьмое

В комнату входит Коршунов, он замечает, что женщины расстроены и старается убедить их в том, что ничего страшного не произошло, наоборот, Любови Гордеевне очень повезло. Такое замужество имеет больше положительных сторон, чем это может показаться на первый взгляд: старик не будет вести праздный образ жизни, в него не будут влюбляться другие женщины, он не будет покидать свою жену. Коршунов говорит, что его первая жена не любила его, да и он ее не любил. Он женился на ней только потому, что она была внешне очень красива.

Явление восьмое

В комнату входит Гордей Карпыч. Он пребывает в прекрасном настроении и эйфории по поводу предстоящей свадьбы.

Торцов хвастается Коршунову своим уровнем культурности и жалуется на отсутствие приличного общества. Он утверждает, что он готов следовать самым модным тенденциям и обеспечить хорошую жизнь своей дочери.

В комнату входит Егорка и рассказывает о неожиданном приходе Любима Карпыча и его проделках. Торцов поспешно удаляется на поиски брата.

Явление девятое

Пелагея Егоровна ищет Любима Карпыча – она видит Любовь Гордеевну, Машу, Лизу и Разлюляева – молодые люди отвечают, что не видели, куда Любим делся. Гришу проделки Любима Карпыча очень развеселили, а девушек, наоборот, смутили и озадачили.

Явление десятое

В комнате появляются Любим Карпыч и Африкан Савич. Коршунов в саркастической форме напоминает Любиму, как тот бродяжничал и попрошайничал в Москве. Разговор проходит как бы в шуточной форме, которая все больше принимает форму обличительной беседы.

Явление одиннадцатое

В комнату входит Гордей Карпыч, в это время завязывается спор, в ходе которого Любим объясняет присутствующим сущность Коршунова с помощью загадок: Зачем нужны ослу такие длинные уши? – Чтобы все знали, что он осел. Вторая загадка Любима более прозаична – он спрашивает брата о том, за кого тот отдает замуж свою дочь. Он наталкивает брата на мысль, что Африкан не такой уж и хороший человек, и что благодаря такой дружбе и родству, Торцов запятнает свою честь: если тереться возле сажи, то и сам испачкаешься. Однако Гордей Карпыч стоит на своем – Любим не должен вмешиваться в дела Гордея и решать за кого стоит выдавать замуж Любовь.

Явление двенадцатое

Любим высказывает удивление тем, что его прогоняют и не признают в качестве гостя только потому, что он бедный человек. Он говорит, что одежда его не чиста, но совесть чиста, однако в обществе это совсем не ценится. Обманщика Коршунова все рады видеть, и прислуживают ему, потому, что он богач, а бедняков гонят в три шеи. Любим рассказывает о том, как Африкан его обманул. Помимо личной обиды, в ходе разговора всплывают и другие отрицательные качества характера Коршунова – он извел свою жену, грабил бедных и наживался обманным путем.

Разгоряченный Коршунов изливает злость на Гордее – он говорит, что из-за такого непочтительного отношения Торцову придется упрашивать Коршунова не отменять свадьбу. Гордей Карпыч удивлен такому поведению Коршунова, он решает отменить свадьбу Африкана и Любови. Торцов никогда ни кому не кланялся и ничего не выпрашивал, для него такое поведение позорно.

Явление тринадцатое

В комнату входит Митя. Он услышал шум, но еще не знает о том, что свадьбу отменили. Гордей Карпыч решает отдать Любовь за Митю назло Африкану Савичу. Удивленный Митя не может понять, что происходит. Торцов говорит, что завтра же сыграет свадьбу, причем она будет с небывалым размахом. Африкан Савич уходит в полной уверенности, что Торцов еще придет просить у него прощения и уговаривать жениться на Любови.

Явление четырнадцатое

Все присутствующие удивлены решением Гордея Карпыча. Разгоряченный Торцов говорит, что Коршунов все врет, а он не такой человек, чтобы «кланяться». Митя говорит, что не нужно что-то делать– они любят друг друга и желают стать мужем и женой, однако без отцовского благословения этого делать не хотят.

Торцов отвечает, что Митя забыл свое место – он не ровня Любови. Митя отлично это понимает и пытается убедить, что любовь не влияет на их чувства.

Явление пятнадцатое

В комнате появляется Любим Карпыч. Гордей Карпыч не верит в искренность чувств Мити и считает, что молодой человек любит его дочь за деньги.
Мите обидно слышать от Торцова такие слова и он предоставляет слово Любови. Девушка поддерживает Митю и убеждает отца, что этот брак принесет ей счастье. К разговору присоединяется Пелагея Егоровна, которая удручена очередной переменой мнения. Она также старается убедить Гордея, что брак с Митей будет удачным.

Окончательно убедить Торцова в этом получается Любиму: он жил и в роскоши, и в нищете – поэтому понял, что в людях важно не их финансовое состояние, а человечность. Общими усилиями Гордей Карпыч меняет гнев на милость и благословляет молодых. Пользуясь случаем, Анна Ивановна и Яша повторно просят разрешение на женитьбу у Торцова – Гордей Карпыч дает добро. Разлюляев поздравляет молодых, он не держит на Митю зла, хотя сам хотел жениться на Торцовой, Он понимает чувства влюбленных и искренне радуется их счастью. Егоровна Девушки поют свадебную песню.

“Бедность не порок”. А. Островский. Краткое содержание (по действиям и явлениям)

5 (100%) 3 votes

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.
Действие первое

День. Небольшая приказчичья комната. В глубине дверь, налево окно, возле окна стол и стул, в углу - кровать, у которой стоит гитара. Направо шкаф, конторка, заваленные бумагами и книгами, деревянная табуретка.

Митя ходит по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича», затем останавливается и рассказывает Мите, что все домашние уехали кататься. Остался только Гордей Карпыч, он ужасно сердит на своего брата, Любима Карпыча. Накануне на праздничном обеде Любим Карпыч захмелел, начал разные колена выкидывать и насмешил всех гостей. Гордей Карпыч посчитал это за обиду, рассердился и прогнал брата. В отместку Любим Карпыч созорничал: встал с нищими у собора. Гордей Карпыч пуще прежнего разошелся и сердится теперь на всех без разбору.

За окнами раздается шум - приехали Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна и гости. Егорушка хватает книжку и убегает. Митя остается один, он сетует на жизнь («Всем-то я здесь чужой, ни родных ни знакомых!»), садится к конторке и пытается работать. Но работа не идет, все мысли Мити заняты любимой.

В комнату входит Пелагея Егоровна, останавливается в дверях и ласково приглашает Митю прийти к ним вечером в гости. Она замечает, что Гордея Карпыча дома не будет, он уедет к своему новому приятелю - фабриканту Африкану Савичу Коршунову. Пелагея Егоровна жалуется на Коршунова, человека буйного, часто выпивающего в компании своего директора-англичанина. Раньше Торцов отличался рассудительностью, но как в прошлом году съездил в Москву, все русское стало ему не мило. Теперь он хочет жить по-заграничному, возгордился: «Мне здесь не с кем компанию водить, все сволочь, мужики, и живут по-мужицки», - и завел знакомство с «московским» богатеем Коршуновым, который просто спаивает нового приятеля. На упреки жены властный Торцов не реагирует; а дочь свою, Любовь Гордеевну, хочет выдать замуж исключительно в Москве: в этом городе ей нет ровни.

Под конец монолога Пелагеи Егоровны входит Яша Гуслин, племянник Торцова. Его тоже приглашают вечером в гости, и Яша с радостью соглашается. Когда Пелагея Егоровна выходит, Митя делится своими заботами с Яшей: Митя, единственный сын старой и бедной матери, должен содержать её на свое маленькое жалованье; от Гордея Карпыча он видит только обиду, брань и попреки бедностью; Митя мог бы перейти к Разлюляевым, но у Торцова его держит зазноба сердечная - Любовь Гордеевна. Яша советует Мите выкинуть из головы эту любовь, потому что Гордей Карпыч никогда не благословит их неравный брак: «Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, - да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего».

В комнату входит Разлюляев с гармоникой, он весел и беззаботен, играет и поет, заявляет, что весь праздник гулять будет, а потом женится, да на богатой. Он садится рядом с Гуслиным, слушает написанную им песню. Митя предлагает спеть, и все поют. Посередине песни входит Гордей Карпыч Торцов; все сразу умолкают и встают. Торцов со злыми упреками набрасывается на Митю: «Кажется, не в таком доме живешь, не у мужиков. Что за полпивная! Что бумаги-то разбросал!…». Он замечает книгу стихотворений Кольцова, которую читает Митя, и следует новая порция попреков: «Какие нежности при нашей бедности! Знаешь ли ты, что такое образование?… Ты бы вот сюртучишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь… Срам!». В ответ Митя оправдывается, рассказывает, что посылает все деньги престарелой матери. Гордей Карпыч замечает: «Матери-то не Бог знает что нужно, не в роскоши воспитана, чай сама хлевы затворяла. Разве в этом образование-то состоит, что дурацкие песни петь? Ты и не смей показываться в этом сюртучишке наверх!» Затем достается и Разлюляеву: «А ты тоже! Отец-то, чай, деньги лопатой загребает, а тебя в этаком зипунишке водит. Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен… целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещенными живете, дураками и умрете». И после этой гневной тирады Гордей Карпыч уходит.

После того, как Гордей Капыч уезжает к Коршунову, в комнату Мити заходят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза. Им скучно сидеть наверху, и они стали искать интересной компании. Анна Ивановна ведет себя весьма вольно; Митя, Любовь Гордеевна и её подруги напротив - скованно и неловко. Анна Ивановна в открытую спрашивает Гуслина, когда тот на ней женится. Гуслин отвечает, что женится, как только получит разрешение от Гордея Карпыча; затем жестом подзывает Анну Ивановну и шепчет ей на ухо, показывая на Любовь Гордеевну и Митю. В это время Разлюляев веселит девушек: «Я больно плясать горазд. Девушки, полюбите меня кто-нибудь… за мою простоту». Девушки отвечают, что таких слов девушкам не говорят, а Любовь Гордеевна добавляет, глядя на Митю: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться». Анна Ивановна, закончив совещание с Гуслиным и двусмысленно поглядывая то на Любовь Гордеевну, то на Митю, предлагает всем подняться наверх. Она открывает дверь и пропускает всех, а перед Любовью Гордеевной - захлопывает. Любовь Гордеевна стучится, просит выпустить; девушки за дверью веселятся.

Митя и Любовь Гордеевна остаются одни, и Митя робко говорит, что сочинил для нее стихи. Любовь Гордеевна, стараясь скрыть радость, просит Митю почитать их. Митя садится возле стола, Любовь Гордеевна подвигается к нему очень близко. Митя читает: «…Понапрасну свое сердце парень губит, Что неровнюшку девицу парень любит…» Любовь Гордеевна сидит некоторое время задумавшись, потом пишет ответ («Только стихами я не умею, а так, просто») и отдает его Мите с условием, что Митя прочтет его потом, когда Любовь Гордеевна уйдет. Она собирается уходить и в дверях сталкивается с дядей, Любимом Карпычем. Тот веселится, видя испуг племянницы, потом уверяет, что ничего не скажет брату. Любовь Гордеевна убегает.

Любим Карпыч проходит в комнату и просит Митю приютить его на некоторое время: после того званого обеда брат не пускает его на порог. Любим Карпыч рассказывает Мите историю своей жизни: когда отец умер, Любиму Карпычу было двадцать лет. Братья поделили наследство: Гордей взял себе заведение, а брату отдал деньгами и векселями. Любим Гордеич поехал в Москву получать по билетам деньги и с головой окунулся в московскую красивую жизнь: одевался франтом, обедал по трактирам, ездил по театрам; друзей у него завелось множество. И через некоторое время почти все наследство было истрачено. То, что осталось, Любим Гордеич доверил своему приятелю, Африкану Коршунову, который его и обманул. Остался Любим Гордеич ни с чем. Прикинул он, как жить дальше и, поскольку путь в отчий дом был заказан, остался в Москве, стал скоморохом ходить: как приедет какой купец, Любим выскакивает, веселит, прибаутки рассказывает, а там кто что подаст. Той зимой Любим Гордеич сильно простудился, свезли его в больницу; там-то и нашло на Любима просветление ума. Решился он, как выздоровеет, сходить Богу помолиться да идти к обратно брату. Только брат принял его неласково, стыдиться стал, пенять: «Я, видишь, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был? С меня и этого стыда довольно, а то ещё тебя на шею навязать». А после пресловутого обеда обида взяла Любима Гордеича, решил он проучить кичливого брата («…У него вот эта кость очень толста. [Показывает на лоб.] Ему, дураку, наука нужна»).

Любим Гордеич устраивается на кровати Мити, чтобы соснуть немного; просит у него денег. Митя ни в чем не отказывает Любиму Гордеичу, и тот благодарит Митю и грозит брату: «Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю». Митя собирается подняться наверх, он подходит к двери, вспоминает о письме. Дрожащими руками он достает его и читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Митя хватается за голову и убегает.
Действие второе

Вечер. Гостиная в доме Торцова. У задней стены диван, перед диваном круглый стол и шесть кресел. В гостиную выходит несколько дверей. На стенах зеркала, под ними маленькие столики. В гостиной темно; только из двери слева свет. В эту дверь входят Любовь Гордеевна и Анна Ивановна. Любовь Гордеевна рассказывает, как сильно она любит Митю. Анна Ивановна предостерегает её от опрометчивых поступков, затем уходит.

Входит Митя. Он спрашивает Любовь Гордеевну, не шутка ли её признание. Любовь Гордеевна отвечает, что все написанное в записке - правда, и требует ответных уверений в любви. Она сначала делает вид, что не верит Мите («А я думала, что ты любишь Анну Ивановну»), но потом признается, что хотела всего лишь пошутить. Но Мите не до шуток, он слишком обеспокоен судьбой их любви. Митя и Любовь Гордеевна решают назавтра броситься в ноги Гордею Карпычу и объявить о своей любви, и дальше будь что будет. Они обнимаются. Когда раздаются чьи-то шаги, Митя тихо уходит.

В гостиную со свечой входит нянька Арина и отсылает Любовь Гордеевну к матери. В комнату вбегает Егорушка, и его Арина просит позвать соседских девушек-служанок петь святочные песни. Егорушка радуется предстоящему веселью и тому, что, возможно, будут ряженые, и убегает.

В гостиную входит Пелагея Егоровна, она дает Арине указания, затем приглашает пройти всех остальных: Любовь Гордеевну, Машу, Лизу, Анну Ивановну, Разлюляева, Митю, Гуслина и двух своих престарелых подруг. Старухи и Пелагея Егоровна усаживаются на диван; Анна Ивановна и Гуслин садятся на стулья и тихонько разговаривают, Митя стоит возле них; Маша, Любовь Гордеевна и Лиза ходят по комнате, обнявшись; Разлюляев ходит за ними. Девушки весело пикируются с Разлюляевым, старухи переговариваются, глядя на них, а потом предлагают Гуслину спеть какую-нибудь песню. Пока Гуслин поет, входит Арина с напитками и угощеньем, потчует барышень сладостями, а старухам подает мадеру. Анна Ивановна тихо разговаривает Пелагеей Егоровной, Разлюляев подхватывает Арину и пускается в пляс, Арина отбивается. Анна Ивановна вступается за Арину и сама вызывается плясать с Разлюляевым.

Входят соседские девушки,их радушно привечают, усаживают.