Бой «Варяга» и «Корейца. Геройская гибель крейсера "варяг" и канонерской лодки "кореец" в неравном бою с японской эскадрой

Русско-японская война 1904 – 1905 годов началась с двух атак японских ВМФ на флот Российской империи. Документ об объявлении войны не был предоставлен российской стороне, а нота о прекращении дипломатических отношений была направлена в Петербург за четыре дня до начала боевых действий. Бой у Чемульпо был вторым инцидентом русско-японской войны, но именно он запомнился русскому обществу благодаря беспримерному мужеству экипажа крейсера «Варяг», принявшего бой с кораблями противника.

К концу января 1904 года японское правительство исчерпало способы дипломатического давления на Россию. Петербург отказывался признавать «исключительные» права Японии на Корейский полуостров и всеми силами препятствовал установлению японского протектората над Японией. Одновременно российская армия наращивала присутствие в Маньчжурии и планировала переброску флота из своих европейских портов в дальневосточные.

В январе 1904 года Императорский тайный совет Японии принял решение ввести войска в Корею и атаковать русскую военную базу в Порт-Артуре. В пользу такого решения были названы такие аргументы:

  • Переговоры по разграничению сфер влияния на Дальнем Востоке вошли в тупик.
  • Японский флот имел значительное преимущество над русским в Жёлтом море. Быстрая ликвидация русского флота и блокада базы в Порт-Артуре могла бы гарантировать Японии стратегическое преимущество в конфликте.
  • Незадолго до войны Япония заключила союз с Британской империей, сильнейшим государством своего времени. Он должен был гарантировать невмешательство третьих сторон в новую войну.
  • Партия войны в японском правительстве жаждала победы над европейским государством, которая послужила бы доказательством превосходства жёлтой расы над белой.

В согласии с избранной стратегией японский генштаб принял решение атаковать русские корабли, дислоцированные в Жёлтом море: на порт-артурском рейде и в бухте Чемульпо.

Задачи «Варяга» в Корее

Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вошли в бухту Чемульпо (ныне Чосон, Южная Корея) в декабре 1903 года. их главнейшей целью было обеспечение безопасности русской дипломатической миссии в соседнем Сеуле. Экипаж «Варяга» насчитывал около 500 человек. Часть команды была готова покинуть борт корабля в случае, если в Сеуле возникнут волнения, угрожающие жизни русских дипломатов. Одновременно в Чемульпо находились корабли Японии, Великобритании, Франции, Италии и США, имевшие сходные цели. Кроме общеизвестного задания, моряки «Варяга» имели секретные предписания. Десант с «Варяга» должен был сойти на берег не только в случае волнений в корейской столице, но и в случае, если в Корее появится японская армия. Фактически экипажи «Варяга» и японского «Чиода» следили друг за другом. 21 января правительство Кореи уведомило Токио и крупнейшие европейские столицы о соблюдении нейтралитета в назревающем русско-японском конфликте. Международное право обязывало обе стороны воздерживаться от агрессивных действий в нейтральной бухте. Тем не менее русские и японские моряки внимательно следили друг за другом, ожидая провокации. После объявления о разрыве дипотношений командир «Варяга» Всеволод Руднев начал разрабатывать план эвакуации русского посольства из Сеула.

Ход битвы в Чемульпо

Утром 26 января (8 февраля) 1904 года сформированная в японском порту Сасебо эскадра из шести крейсеров и трёх миноносцев направилась в Чемульпо с целью высадить там десант. Во второй половине дня японская эскадра встретилась с лодкой «Кореец», которая направлялась из Чемульпо в Порт-Артур. Японский флот затруднил движение «Корейца», и русская лодка открыла огонь, а с крейсера «Чиода» по «Корейцу» была запущена торпеда. Русская канонерская лодка, не получила повреждений, но была вынуждена изменить курс и вернуться в Чемульпо.

Вечером того же дня японская эскадра вошла в Чемульпо. Командир рейда Чемульпо английский капитан Бейли уведомил японскую сторону о недопустимости военных действий на территории нейтрального государства. Однако японский флот получил от своего командования разрешение вести бой как в нейтральных водах, так и на рейде Чемульпо.

В ночь с 26 на 27 января экипажи «Варяга» и «Корейца» подготовились к бою». Утром 27 января вся японская эскадра кроме крейсера «Чиода» вышла из Чемульпо на внешний рейд. «Варяг» получил ультиматум: японское командование требовало от русских кораблей покинуть бухту и принять бой в нейтральных водах. В противном случае японцы угрожали вернуться в Чемульпо и открыть огонь прямо в порту.

Капитан Руднев принял решение идти на прорыв внешнего рейда. Фактически он принял бой. Около полудня «Варяг» и «Кореец» открыли огонь по силам противника, имевшим многократное преимущество. В полуторачасовом бою «Варяг» получил 11 пробоин. Во время боя 23 из 500 членов экипажа были убиты. На судне начался пожар. Офицеры «Варяга» приняли решение покинуть и затопить корабль. Экипаж «Корейца» также эвакуировался и взорвал свою канонерку. Русских моряков эвакуировали корабли западных держав, дислоцированные в Чемульпо.

Выход "Варяга" и "Корейца". Начало боя.

В полдень 09 февраля 1904 г. крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" снялись с якорей и направились к выходу из бухты Чемульпо, перекрытому японской эскадрой. По некоторым источникам конечной целью был прорыв из бухты, что представляется сомнительным, учитывая низкую максимальную скорость "Корейца" (не более 14 узлов), что практически исключало возможность оторваться от японцев. Выход русских кораблей оказался для японцев неожиданным, что привело к некоторой неразберихе: боевые группы формировались по мере съема с якорей.

Первым открыл огонь японский крейсер "Асама", сразу же вслед за ним - русские корабли. Дистанция к началу боя составляла около 38 кабельтовых (7 000 метров). Через 10 минут с начала боя последовало первое попадание: 203-мм снаряд попал в район кормового мостика "Варяга" и вызвал пожар.

Примерно на это же время приходится пик интенсивности артиллерийского огня русского крейсера, далее, по мере получения повреждений, он начал стихать. Затем последовали попадания в носовую дальномерную станцию "Варяга", что заметно осложнило прицеливание, в центральную и кормовую части корабля.

Окончание боя и возвращение в Чемульпо.

Бой закончился в 12:50 и продолжался около 50 минут, после чего сильно поврежденный "Варяг" (крейсер получил не менее 9 попаданий, в т.ч. 3 - снарядами калибра 203 мм) и не получивший повреждений "Кореец" вернулись в порт Чемульпо. С японской стороны участие в бою принимали, в основном "Асама", "Ниитака" и "Чиода", другие корабли существенного влияния на сражение не оказали. Поскольку огонь японцев был сконцентрирован на "Варяге", "Кореец" попаданий не получил.

После боя командирами русских кораблей было принято решение уничтожить их во избежание захвата японцами. Крейсер "Варяг" был затоплен, "Кореец" - взорван.

Общий итог боя.

Все современники боя, включая японцев, сходятся во мнении, что сражение русских кораблей с многократно превосходящими их силами неприятеля, является примером огромного мужества и доблести. В то же время итоги самого боя крайне неоднозначны.

По донесению капитана "Варяга" был уничтожен японский миноносец, серьезно поврежден и далее затонул крейсер "Такачихо", тяжело поврежден крейсер "Асама". Можно точно сказать, что в отношении "Такачихо" сведения были неверны: крейсер благополучно прослужил еще более 10 лет. Нет и никаких подтверждений серьезного ущерба крейсера "Асама". Командующий японской эскадрой после боя направил донесение, в котором указывал на отсутствие попаданий с русских кораблей и каких-либо жертв или повреждений.

    Когда в 1891 году наследник российского престола Николай Александрович совершил поездку на Дальний Восток, среди судов сопровождения была канонерская лодка «Кореец», вступившая в строй в 1887 году и причисленная к судам Сибирской флотилии. Ко времени Русско-японской войны «Кореец» уже достаточно послужил и науке, — в его честь были названы бухта на острове Личаншань и пролив у этого острова в Желтом море, — и по своему прямому военному назначению: лодка участвовала в перевозке русского десантного корпуса из Порт-Артура в Дагу при подавлении в 1900 году Ихэтуаньского восстания в Северном Китае. «Варяг», построенный в США в 1899 году, появился на Дальнем Востоке гораздо позже и сразу стал гордостью Тихоокеанской эскадры. Когда 29 июля 1903 года возобновились русскояпонские переговоры относительно раздела сфер влияния в Корее и Маньчжурии, легкий крейсер «Варяг» стоял в Порт-Артуре. 29 декабря 1903 (11 января 1904-го по н. ст.) года «Варяг» прибыл в Чемульпо, имея на борту специальный отряд для охраны российского посольства в Сеуле. Через неделю к нему присоединилась мореходная канонерская лодка «Кореец». Эти корабли сменили легкий крейсер «Боярин» и канонерку «Гиляк», находившихся там в качестве стационеров, и сами остались на дежурстве в этом качестве.

    Чемульпо считался нейтральным портом, так как еще 3 января корейское правительство заявило, что остнется нейтральным в возможном русско-японском конфликте. Кроме русских военных кораблей и парохода «Сунгари», принадлежавшего КВЖД, в порту находились крейсеры третьих стран: британский крейсер «Талбот», французский — «Паскаль», итальянский — «Эльба» и американский авизо «Виксбург».

    Задача атаковать русские корабли была возложена японским командованием на контр-адмирала Уриу. В то время как главные силы японского Соединенного флота под руководством вице-адмирала Того устремились к Порт-Артуру, отряд Уриу шел к Чемульпо. С его транспортов был высажен десант, который в тот же день захватил Сеул, а корабли Уриу ушли в море поджидать «Варяга» и «Корейца». Рано утром 27 января японский консул в Корее передал российскому вице-консулу Зиновию Михайловичу Поляновскому ультиматум, который содержал уведомление о начале военных действий и требование покинуть до полудня портовый рейд, иначе оба российских корабля будут атакованы в 16.00 на якорной стоянке. Одновременно Уриу предупредил об этом своем намерении командиров кораблей, принадлежавших третьим странам, рекомендуя им выйти из порта до указанного времени атаки. Получив требование японцев около половины десятого утра, командир «Варяга» В.Ф. Руднев обратил внимание старшего на рейде Льюиса Бейли на нарушение японцами норм международного права. Бейли созвал совещание командиров находящихся в Чемульпо военных кораблей, на котором Рудневу было предложено покинуть рейд до 14.00. В противном случае иностранные моряки оставляли за собой право увести с рейда свои корабли, чтобы не пострадать самим. «Варягу» и «Корейцу» предстояло только одно — идти сквозь линию японских судов без сопровождения, потому что на предложение Руднева проводить русских до границы корейских нейтральных вод в знак протеста против нарушения международного права англичанин, а под его влиянием и остальные, ответили отказом.


    Двум русским кораблям в этом легендарном бою противостояли шесть японских крейсеров и восемь миноносцев. Морской бой, пожалуй, самый знаменитый в истории российского флота, неоднократно описан в литературе. Так, Ю.В. Дискант в книге «Порт-Артур» приводит следующие подробности: «В 11.20 под звуки оркестра, сопровождаемые громкими приветствиями собравшихся на палубах своих судов французских, английский, итальянских и американских моряков (на крейсерах «Паскаль» и «Эльба» оркестры исполняли российский гимн), оба русских корабля отправились в открытое море... Уриу, заметив выходящие русские корабли, на реях флагманского корабля «Нанива» поднял сигнал: «Предлагаю сдаться без боя». Однако Руднев отказался и в 11.45, когда расстояние между отрядами уменьшилось до 8 300 метров, с японской стороны раздались первые выстрелы. Спустя семь минут вступил в бой «Варяг», шедший в 180 метрах впереди «Корейца», и именно на него японский отряд обрушил всю силу своего огня. Через 55 минут снаряды японской артиллерии серьезно повредили «Варяг»; было выведено из строя около половины всех орудий, размещенных на палубе без бронированного прикрытия, крейсер лишился фок-мачты и третьей трубы, на нем начались пожары». К концу боя среди экипажа считали 22 убитых и 108 человек раненых, из которых 11 впоследствии умерли.

    Повреждения, полученные «Варягом», особенно пробоины ниже ватерлинии, создавшие сильный крен на левый борт, делали продолжение боя бесперспективным, и крейсер, управляясь машинами, повернул в обратно в порт. Теперь «Кореец» прикрывал его, ибо сблизился с японцами до двадцати двух кабельтовых (1 кабельтов = 185,2 метра), а на этом расстоянии смогли уже действовать два его восьмидюймовых орудия (203 мм). Заметного урона японцам русские корабли не нанесли, хотя японцы до сих пор (!) держат в секрете сведения о количестве попаданий в свои корабли со стороны «Варяга» и «Корейца» и о характере повреждений, вызванных этими попаданиями. При этом они ссылаются на утерю контрольных документов — вахтенных журналов и ремонтных ведомостей.

    Варяг после боя

    Перед русскими моряками встал непростой выбор: либо, переместив тяжелые орудия «Корейца» на «Варяг», починиться и попытаться еще раз прорваться в Порт-Артур, либо затопить корабль и сойти на берег или безоружными, имея в виду нейтралитет Кореи, или с оружием, ибо в Чемульпо к этому моменту уже находились японские воинские части численностью около 3 000 человек. Осмотр крейсера выявил непригодность крейсера к бою, и Руднев принял решение взорвать его тут же на рейде, однако Бейли попросил избрать какой-нибудь другой способ, так как взрыв в относительно тесном пространстве рейда мог повредить иностранные корабли. Вместе с тем он заявил, что иностранные суда покинут его до 16.00, потому что в это время адмирал Уриу угрожал возобновить бой уже на самом рейде. Экипажи «Варяга», «Корейца» и парохода «Сунгари» решено было переправить на иностранные корабли, как на нейтральную территорию. Совет офицеров «Корейца» согласился с решением командира «Варяга». Экипаж «Корейца» перевезли на французский крейсер «Паскаль», экипаж «Варяга» — на английский «Талбот» и итальянский «Эльбa». Сеттльментом Чемульпо для оказания первой помощи раненым воюющих держав был сформирован летучий отряд Красного Креста. Паровой катер под флагом этого отряда доставил на «Эльбу» экипаж русского парохода «Сунгари», а в Чемульпо свез 24 тяжелораненых с «Варяга», где двое из них скончались от ран. Японцы согласились считать этих раненых потерпевшими кораблекрушение и поместили в свой госпиталь Красного Креста.

    «Корейца» взорвали в 16.05. На «Варяге» открыли кингстоны, и в 18.00 он погрузился в воду с поднятыми флагом и гюйсом. Контр-адмирал Уриу потребовал от командиров нейтральных крейсеров выдать русских моряков как военнопленных, однако все они, не без нажима со стороны команд, симпатизировавших нашим соотечественникам, решительно ему отказали. Японцам ничего не оставалось делать, как сообщить миру, что оба корабля потоплены в бою вместе с командами. Тем не менее известно, что от имени адмирала Уриу русских раненых в японском госпитале посещал флагманский врач японской эскадры Ямамото Йей и даже передавал им подарки. Японцы согласились выпустить из Чемульпо экипажи «Варяга» и «Корейца» при условии, что все военнослужащие дадут подписку, где обязуются не принимать более участие в боевых действиях против Японии. Такую подписку русские моряки могли дать только по Высочайшему разрешению, которое и было получено от императора Николая. Лишь старший офицер крейсера «Варяг» В.В. Степанов отказался дать подобную подписку.

    Кореец взорван

    Только 28 января Япония объявила войну официально. «Верные своим восточным обычаям, — вспоминал великий князь Александр Михайлович, — японцы сперва нанесли удар, а потом объявили нам войну».

    В 1907 г. контр-адмирал В.Ф. Руднев — будучи в отставке — был награждён японским орденом Восходящего Солнца в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых европейцев и первым русским, получившим этот орден.

9 февраля Варяг и Кореец совершили свой подвиг. Как это было

Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!


В этот день "Варяг" и "Кореец" приняли неравный бой с японской эскадрой.
Он стал известен всему миру, как битва с японской эскадрой близ порта Чемульпо, после которой русские моряки затопили свой корабль, но не сдались врагу. Подвиг был совершен на глазах моряков со всего мира. Именно в этом случае понимаешь справедливость нашей поговорки "На миру и смерть красна". Именно благодаря этим многочисленным свидетелям и прессе их стран этот бой и стал известен.

В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. В 1902 г. "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).

26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде в нейтральном порту: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также иностранные военные корабли.

8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды не попали в цель), после чего вернулся на рейд.

Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.
В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России и объявил о решении прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

Командирская рубка Варяга.

"Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь. Она надежно преградила русским кораблям выход в открытое море.

Планы японцев и их эскадра

Японские суда: Asama в 1898 году

Akashi на рейде в Кобэ, 1899 год

Naniwa в 1898 году

У японской стороны имелся подробный план боя, доведённый приказом Уриу до командиров кораблей в 9:00 9 февраля. Он предусматривал два варианта развития событий — в случае попытки прорыва русских кораблей и в случае отказа их от прорыва. В первом случае, учитывая стеснённость фарватера, Уриу выделил три рубежа перехвата русских кораблей, на каждом из которых должна была действовать своя тактическая группа:

в первую группу был назначен Asama
во вторую — Naniwa (флагман Уриу) и Niitaka
в третью — Chiyoda, Takachiho и Akashi.

Asama как наиболее сильный корабль отряда играл основную роль. В случае отказа русских кораблей от прорыва, Уриу планировал атаковать их в порту торпедами силами 9-го отряда миноносцев (если бы нейтральные суда не покинули бы свои якорные стоянки), либо артиллерией и торпедами силами всей эскадры.

Если до 13:00 9 февраля русские корабли не выйдут с якорной стянки, то все корабли занимают позиции рядом с флагманом.
- в случае, если корабли нейтральных держав остаются на якорной стоянке, то вечером производится торпедная атака;
- в случае, если на якорной стоянке будут только русские корабли и небольшое количество иностранных кораблей и судов, то производится артиллерийская атака силами всей эскадры.

Ход боя

Шесть японских крейсеров - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.


Варяг и Кореец идут на последний бой. Редкое фото.

Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы, среди которых были и наши земляки А.И. Кузнецов, П.Е. Поликов, Т.П. Чибисов и другие, а также корабельный священник М.И. Руднев.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Подбиты 6-дюймовые орудия — XII и IX; 75-мм — №21; 47-мм — №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался.

В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости.

Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал, но тем не менее крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Асама" и произведен пожар, причем "Асама" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова.


Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.


Итоги боя

Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Израненный, но не побежденный "Варяг" (выше на фото "Варяг" после боя) вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв.

Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один японский миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял не менее 30 человек убитыми.

В этом бою принято забывать про "Корейца". В одном из документов прочитал интересные сведения. Перед боем, командир судна капитан 2-го ранга Г.П. Беляев приказал укоротить мачты корабля. Это была военная хитрость. Он знал что японцы знают подробные характеристики наших судов и понимал, что дальность до Корейца дальномерщики будут измерять по высоте мачт. Таким образом все снаряды японских судов благополучно перелетали через русский корабль.

Кореец с мачтами до и после боя.

А между тем, за время боя "Кореец" выпустил по противнику 52 снаряда, а единственным повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было вовсе.

"Варяг" же кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван (выше на фото взрыв Корейца). Также был затоплен российский пароход «Сунгари».

"Варяг" после затопления, во время отлива.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".

Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся размещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона.

Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача.

Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций. "

После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом "Восходящего солнца".

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ.

Генерал барон Каульбарс приветствует моряков "Варяга" и "Корейца" по их прибытии в Одессу.

Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Геор-гия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Свято-го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы.

Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.

7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).

Дальнейшая судьба крейсера "Варяг"

В 1905 году крейсер был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷).

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией.

4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи.

В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции...

После подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Полностью историю песни и оригинальный тест можно прочитать

"Песня о подвиге Варяга" (на перевод стихов Грейнца) стала гимном русских моряков

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и перевернулся линкор «Новороссийск», погребя сотни моряков. Вспоминает ветеран Вооруженных Сил СССР, офицер в отставке М. Пашкин: «Внизу, в бронированной утробе линкора, замурованные и обреченные на смерть моряки пели, они пели „Варяга“. На днище это не было слышно, но, приблизившись к динамику, можно было разобрать чуть слышные звуки песни. Это было ошеломляющее впечатление, такого состояния я никогда не испытывал. Никто не замечал слез, все смотрели вниз на днище, как бы стараясь увидеть поющих внизу моряков. Все стояли без головных уборов, слов не было ».

7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула вследствие пожара на борту после 6-часовой борьбы экипажа за плавучесть судна. Моряки, находящиеся в ледяной воде Норвежского моря, прощались со своим командиром и кораблём, исполнив песню «Варяг»...

Инфа и фото (С) разные места инета... свой пост прошлого года дополнил новыми фото и подкорректировал.

10 мая 1899 года на верфи "Крамп и сыновья” в Филадельфии состоялась официальная церемония закладки бронепалубного крейсера 1 ранга для русского флота. Корабль являлся во многом экспериментальным – кроме новых котлов Никлосса, его конструкция содержала большое количество инноваций. Трижды забастовка рабочих на заводе срывала планы Русского Адмиралтейства, наконец 31 октября 1899 года «Варяг» был торжественно спущен на воду. Заиграл оркестр, 570 русских моряков из команды нового крейсера грянули: "Ура!”, на мгновение заглушив даже оркестровые трубы. Американские инженеры, узнав, что крестить корабль будут по русскому обычаю –– пожали плечами и открыли бутылку шампанского. Ту самую, которую, по американской традиции, следовало разбить о корпус корабля. Глава русской комиссии Э.Н. Щенснович сообщил своему начальству: "Спуск прошел благополучно. Деформаций корпуса не обнаружено, водоизмещение совпало с расчетным”. Знал ли кто-нибудь из присутствующих, что он находится не только при спуске корабля, но и при рождении легенды русского флота?
Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг крейсера «Варяг» был выбором между позором и честью.

8 февраля 1904 года в 4 часа дня русская канонерская лодка «Кореец» была обстреляна японской эскадрой при выходе из порта Чемульпо: японцы выпустили 3 торпеды, русские ответили стрельбой из 37 мм револьверной пушки. Не став дальше ввязываться в бой, «Кореец» поспешно отошел назад на рейд Чемульпо.

День закончился без происшествий. На крейсере «Варяг» военный совет всю ночь решал, как поступить в данной ситуации. То, что война с Японией неизбежна, понимали все. Чемульпо блокирован японской эскадрой. Многие офицеры высказывались за то, чтобы под покровом ночи выйти из порта и прорваться с боем к своим базам в Манчжурии. В темноте маленькая русская эскадра имела бы значительное преимущество, чем при дневном сражении. Но Всеволод Федорович Руднев, командир «Варяга» не принял ни одного из предложений, ожидая более благополучного развития событий.
Увы, утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского - Talbot, французского - Pascal, итальянского -Elba и американского - Vicksburg получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией, и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности. Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром крейсера Pascal. В 9 часов 30 минут утра 9 февраля на борту HMS Talbot капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы Варяг к полудню вышел из порта, в противном случае, в четыре часа японские корабли дадут бой прямо на рейде.

В 11:20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встретили проходящую русскую эскадру звуками оркестра. Нашим морякам предстояло с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя, русские проигнорировали сигнал. В 11:45 японцы открыли огонь…

За 50 минут неравного боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, из них 425 крупнокалиберных (правда, согласно японским источникам, попаданий в японские корабли было не отмечено). Слабо верится этим данным, ведь за несколько месяцев до трагических событий Чемульпо, «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры, где из 145 выстрелов трижды поразил цель. В конце-концов, точность стрельбы японцев тоже была просто смехотворна – 6 крейсеров добились за час всего 11 попаданий в "Варяг"!

На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в страшное зрелище. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец". Получив критические повреждения, «Варяг» описал широкую циркуляцию в фарватере Чемульпо и был вынужден через час вновь вернуться на рейд.


Легендарный крейсер после боя

«…Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне, - вспоминал потом командир французского крейсера, ставший свидетелем невиданного сражения, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…»
Несмотря на столь эмоциональное описание француза, положение крейсера отнюдь не было столь безнадежным. Уцелевшие матросы самоотверженно тушили очаги пожаров, аварийные команды заводили пластырь под крупную пробоину в подводной части левого борта. Из 570 человек команды было убито 30 матросов и 1 офицер. Канонерская лодка «Кореец» потерь среди личного состава не имела.


Эскадренный броненосец "Орел" после Цусимского сражения

Для сравнения в Цусимском бою из 900 человек команды эскадренного броненосеца «Александр III» не спасся никто, а из 850 человек команды эскадренного броненосца «Бородино» был спасен только 1 матрос. Несмотря на это, в кругах любителей военной истории сохраняется уважение к этим кораблям. «Александр III» в течение нескольких часов вел под яростным огнем всю эскадру, умело маневрируя и периодически сбивая японцам прицел. Теперь уже никто не скажет, кто грамотно управлял броненосцем в последние минуты – командир ли, или кто-либо из офицеров. Но русские моряки до конца выполнили свой долг – получив критические повреждения в подводной части корпуса, пылающий броненосец перевернулся на полном ходу, так и не спустив флага. Из экипажа не спасся ни один человек. Спустя пару часов его подвиг повторил эскадренный броненосец «Бородино». Дальше русскую эскадру вел «Орел». Тот самый героический эскадренный броненосец, получивший 150 попаданий, но частично сохранивший боеспособность до самого конца Цусимского сражения. Вот такая неожиданная ремарка получилась. Светлая память героям.

Тем не менее, положение «Варяга», получившего попадания 11 японскими снарядами, оставалось серьезным. На крейсере было повреждено управление. К тому же, серьезно пострадала артиллерия, из 12 шестидюймовых орудий уцелело только семь.

В. Руднев на паровом французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва русского крейсера возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 час. 50 мин. Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем всего экипажа, судовых документов и корабельной кассы на иностранные корабли. Офицеры уничтожали ценное оборудование, разбивали уцелевшие приборы, манометры, разбирали замки пушек, выбросывая детали за борт. Наконец, были открыты кингстоны, и в шесть часов вечера «Варяг» лег на дно на левый борт.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль". Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся рамещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона. Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача. Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций."


Экипаж канонерской лодки "Кореец" взорвал свой корабль

Командир канонерской лодки «Кореец», капитан II ранга Г.П. Беляев, оказался более решительным человеком: несмотря на все предостережения англичан, он взорвал канонерскую лодку, оставив японцам на память лишь груду металлолома.

Несмотря на бессмертный подвиг экипажа "Варяга", Всеволоду Федоровичу Рудневу все-таки следовало не возвращаться в порт, а затопить крейсер в фарватере. Такое решение значительно осложнило бы японцам использование порта, и сделало невозможным подъем крейсера. Самое главное – уже никто бы не смог сказать, что «Варяг» ретировался с поля боя. Ведь сейчас многие «демократические» источники пытаются превратить подвиг русских моряков в фарс, т.к. якобы крейсер погиб не в бою.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и введен в состав Японского Императорского флота под именем «Соя», но в 1916 году Российская Империя выкупила легендарный крейсер.

Напоследок хочу напомнить всем «демократам» и «искателям правды», что после заключения перемирия японское правительство нашло возможным наградить капитана Руднева за подвиг "Варяга". Сам капитан не хотел принимать награду от противной стороны, но Государь лично попросил его сделать это. В 1907 году Всеволод Федорович Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.


Мостик крейсера "Варяг"


Карта боя у Чемульпо из вахтенного журнала "Варяга"