Чего не хватает школе.

14 Сен 3 864

Интервью Олега Макаренко питерскому интернет-телевидению:

Нет ничего более мерзкого и демотивирующего, чем система школьных оценок.

По сути, что такое школьная оценка? Если, допустим, я участвую в соревнованиях по плаванию среди других школьников, проплыл 100 метров кролем и получил третье место и грамоту. Эта грамота что-то говорит. Она говорит о том, что я участвовал в соревнованиях и занял третье место, либо она говорит, что я умею проплывать дистанцию за такое-то время.

Это понятная вещь, которой можно гордиться. Что говорит поставленная учителем оценка «пять»? Она говорит, что мне – рабу – дали какое-то задание, урок. Я этот урок выполнил, и надсмотрщик дал мне сахарок – похвалил: «Молодец, хороший мальчик, задание выполнил».

Это отвратительно! Оценка не показывает реальных достижений, вместо реальных достижений она показывает послушность…

Роман Романов: Fritz, прошел форум «Умная школа», по сути — неформальный Всероссийский педсовет, ты там был – твое общее впечатление от этого мероприятия?

Олег Макаренко: Я был очень удивлен простыми педагогами. То есть на педсовет позвали обычных педагогов, а я привык к таким заслуженным ряхам, которые сидят у себя в креслах президиума и вещают те вещи, которые я уже тысячу раз слышал и которые уже набили оскомину то, что: «Советское образование лучшее в мире», «ЕГЭ оболванивает», «Россия гибнет», «Спутники падают», всякая такая ерунда.

А здесь были реальные живые педагоги, которые говорили не по бумажке и говорили реально умные вещи: что надо дать больше свободы директорам школ, что надо как-то учителей оценивать, что надо как-то больше думать о самих учениках, о самих детях. И по большому счету то, что они говорили о своих проблемах, выдвигали свои предложения, я бы подписался под 80% того о чем они говорили. Там было 200 учителей, и Тина Канделаки собрала 200 лучших учителей со всей России.

И это, да, вменяемые, адекватные люди в своем большинстве. И что характерно – чем меньше у этого учителя какая-то должность, тем он адекватнее. То есть, ну скажем так, рядовые учителя были совсем адекватные, директора школ уже менее адекватные, а разные функционеры, ну, я не буду про них плохо говорить.

Р.Р.: Какие проблемы обсуждались на Всероссийском педсовете?

О.М.: Там обсуждалось видение главной проблемы школьного образования – отсутствие у учителя какого-то свободного маневра, даже минимального. Учитель должен действовать по инструкциям «сверху», выполнять эти инструкции, заполнять бесконечные бумажки и так далее. Учитель не может, ему приходиться выбирать: либо он действует по инструкциям, и тогда получается все очень плохо, либо он делает то, что считает нужным, как-то пытается учить детей, но тогда нарушает эти инструкции. Основное требование, которое звучало – дать учителям, директорам школ больше свободы, чтобы они могли учить так, как они могут учить.

Р.Р.: Ты согласен с такой постановкой вопроса и с требованиями учителей, о которых ты рассказываешь?

О.М.: Ну, скажем так: я с ней согласен, но считаю, что оно слишком узкое. Потому что реальная проблема школ — не только отсутствие свободы, реальная проблема школ – это классно-урочная система, которая была изобретена господином Коменским еще в 17 веке, и с тех пор, с 17 века, она принципиально не менялась. Я считаю, что пока у нас существует классно-урочная система, все остальные какие-то реформы школы можно рассматривать только в одном единственном аспекте, как шаги к отмене этой классно-урочной системы.

Потому что сейчас де-факто школа является тюрьмой. Со всеми вытекающими последствиями. Те дети, которые учатся в школе, они де-факто являются арестантами. У них единственный выход — пойти на экстернат. И более того, это гораздо хуже даже, чем сидение в тюрьме, потому что человек, который сидит в тюрьме, он, по крайней мере, может думать о том, о чем он считает нужным. Школьник свободы мысли лишен. Если он сидит на уроке литературы, он должен думать о литературе и думать о чем-то своем, или о химии, о физике, или о девушках он не может. Он обязан думать о том, о чем ему говорит думать учитель.

Р.Р.: А это плохо?

О.М.: Ну это высшая степень рабства, когда ты не можешь распорядиться своими мыслями. Если мы хотим сделать из человека раба, мы должны контролировать его мысли. Надо отметить, школе это в принципе удается. У нас из школы выходит довольно много детей с потухшими глазами, абсолютно безвольных, безынициативных, которые ничего без команды сверху сделать не могут. Вот кого воспитывает наша школа.

Р.Р.: А тебе не кажется, что дисциплина и школьная дисциплина, в том числе, нужна, чтобы человек умел добиваться целей? Без дисциплины мышление невозможно. Без дисциплины человек не может ставить цели и поэтапно к ним идти. А это нужно. Хоть ты гайки на заводе завинчиваешь, хоть ты проектами управляешь. Нет?

О.М.: По поводу дисциплинировать – это есть. Школа действительно учит школьников дисциплинировано выполнять приказы надсмотрщика, не спорить с ним, лебезить, лицемерить, соблюдать субординацию, то есть делает из детей таких послушных, дрессированных рабов. Ну, в идеале. Разумеется, человек — существо прочное, и испортить удается далеко не всех школьников. Но какую-то часть школа превращает в дисциплинированных, если здесь уместно это слово. Что касается умения думать – это миф! Кто проверял, что действительно школа учит думать? Это сказка! Школа не учит думать, школа учит абсолютно обратному. Школа учит не думать, а тупо выполнять какие-то приказы, не думая. Школа отучает думать.

Р.Р.: Я тебя правильно понимаю, что, по-твоему, школа не дает ни реальных знаний, ни практических навыков каких-то?

О.М.: Проблема не в этом. Проблема в том, что школа начисто убивает у детей всякое желание учиться. У детей есть естественное любопытство. Если мы возьмем семилетнего ребенка, у него горят глаза, у него улыбка. Ему говоришь: «Хочешь узнать, что такое глобус?». Ребенок: «Да, хочу! Давай, покажи мне что это!». Ты показываешь: «Вот Африка, вот Европа» – ему все интересно.

Если задать аналогичный вопрос ученику 16 лет, ну может быть с поправкой на возраст: «Хочешь ли ты узнать устройство автомобиля?», допустим, тот посмотрит на тебя как на князя Мышкина и скажет «Иди ты! Я телевизор хочу посмотреть, у меня еще какие-то интересы». То есть процент детей, которые чем-то интересуются, очень мал. Потому что любопытство вот этим насилием, вот этой постоянной скукой убивается. Ведь классно-урочная система что подразумевает? Что тебе планомерно, ежедневно, шесть раз в день ломают волю.

У тебя есть какое-то любопытство, интерес к чему-то, тебе говорят:

«Нет! Нам наплевать, что тебе сейчас хочется. Ты иди вот и учи биологию». Ладно, хорошо, ты садишься учить биологию. У тебя хороший талантливый учитель, что бывает редко, но бывает, — он тебя увлекает, через 10 минут тебе уже интересно, ты внимательно слушаешь про эти деревья, как они растут, как они получают питательные вещества из земли – отлично, тебе это интересно, здорово! Тут звенит звонок.

И все! Иди, все, биология тебе больше не интересна, выключи у себя это сознание, иди, теперь будет 15 минут отдыха, а через 15 минут тебе будет интересна литература. То есть вот этот последовательный интерес к учебе отбивают раз за разом.

Р.Р.: Знаешь, какой еще есть вопрос: ты очень много говоришь о том, что школа отбивает мотивацию и желание учиться, а я от учителей знаю, что этой мотивации, этого желания у родителей и у школьников чаще всего нет. Потому что учителя жалуются, что родители часто учат своих детей ради оценки: «Поставьте моему ребенку хорошую оценочку!» и ради этой оценки она готовы лечь костьми. Знает их ребенок, не знает – наплевать! Вот оценочка! Что с этим-то делать?

О.М.: Нет ничего более мерзкого и демотивирующего, чем система школьных оценок. По сути, что такое школьная оценка? Если, допустим, я участвую в соревнованиях по плаванию среди других школьников, проплыл 100 метров кролем и получил третье место и грамоту. Эта грамота что-то говорит. Она говорит о том, что я участвовал в соревнованиях и занял третье место, либо она говорит, что я умею проплывать дистанцию за такое-то время.

Это понятная вещь, которой можно гордиться. Что говорит поставленная учителем оценка «пять»? Она говорит, что мне – рабу – дали какое-то задание, урок. Я этот урок выполнил, и надсмотрщик дал мне сахарок – похвалил: «Молодец, хороший мальчик, задание выполнил». Это отвратительно! Оценка не показывает реальных достижений, вместо реальных достижений она показывает послушность. Она показывает, что ученик примерно выполнил то, что ему задал учитель. Педагоги — они не такие чудовища, как кажутся.

Конечно, педагоги в процессе работы подвергаются чудовищной психологической деформации. И очень много педагогов, особенно начальных классов, это реально больные люди, которым место не на пенсии, а реально в больнице. Но все-таки они не чудовища и даже плохой педагог все равно попытается сделать что-то хорошее по мере своих сил, насколько ему позволяет это его болезнь. Понять, что они пытаются чему-то научить, но проблема в том, что система обламывает, как учеников, которые пытаются чему-то научиться, так и педагогов, которые пытаются чему-то научить. Потому что у них есть вот эта дурацкая система оценок: нам надо пройти вот этот материал и поставить ребенку оценку.

Эта оценка нужна ребенку, чтобы предъявить родителям, а родителям нужна эта оценка, чтобы потом в итоге все эти оценочки сложились в аттестат, ребенок пошел дальше в институт, получил диплом. Вот эта вся система как колесо перемалывает любые попытки учеников и учителей заняться собственно тем, для чего школа в теории нужна: для получения знаний, для какого-то развития ребенка.

Р.Р.: Твой проект «Кибершкола» — расскажи про него немного. И скажи, это какой-то реальный уже работающий проект или это просто некая идеальная модель, о которой ты пишешь?

О.М.: Это реальный проект. И, возможно, я бы сам его и открыл, но проблема в том, что моя «Кибершкола» противоречит законодательству, нашему закону «Об образовании». Потому что она как минимум предполагает, что дети, которые не захотят учить ту же химию (очень интересный предмет, но многие дети ее не хотят учить), так вот эти дети, -они эту химию учить и не будут.

А ведь никто не будет оценивать школу по числу гениальных математиков, никто не будет оценивать школу по числу здоровых детей, которые вышли из школы, сохранив нормальное психическое здоровье. Школу будут тупо оценивать школу по числу детей, которые все экзамены одинаково плохо сдали. Посредственно.

Р.Р.: Давай опишем, довольно лаконично, в чем суть проекта «Кибершколы»?

О.М.: Сразу оговорюсь, что это проект, по крайней мере, в России отдаленного будущего. Но в других странах уже люди такие проекты активно запускают, и мне регулярно приходят новости, что в той или иной стране что-то похожее уже делается.

В чем суть?

Международные корпорации, которые занимаются компьютерными играми, вкладывают миллиарды долларов в разработку мотивации. И реально, если мы посмотрим на тот же Lineage или на World of Warcraft, мы увидим, что дети и подростки делают сложные нудные вещи, которые требуют огромной концентрации, как терпения, так и силы воли и реакции какой-то абсолютно добровольно.

Потому что им это интересно. Если бы дети с тем же усердием учились, как они играют в эти игры, они бы достигали просто потрясающих результатов. Потому что стать эльфом 85 уровня – это, честно говоря, посложнее, чем выучить школьную программу по той же математике. Реально на это требуется больше усилий, больше времени и, не побоюсь этого слова, больше таланта. Так вот, если мы сделаем школу по такому обратному образцу.

Как это будет выглядеть: ребенок приходит в школу в первый класс, у него нулевой уровень. Ему как можно этот уровень поднять? Подойти к какому-нибудь персонажу, который дает ему квест. Он, например, подходит к учителю, это оказывается учитель математики, и он ему даст квест: «А реши мне вот эти десять примеров». Ребенок берет листок с примерами, идет, решает, идет обратно к учителю, получает немного игрового опыта и поднимает свой скилл. В какие-то определенные периоды ребенок может сдать экзамен и поднять свой уровень на следующий, с первого перейти на второй.

При этом, по мере роста уровня, появляются новые плюшки. Допустим, получив 4-й уровень по математике, он может уже идти дальше в специализацию и начать заниматься физикой. Или, скажем, выиграв какой-то школьный чемпионат, который проводится по русскому языку, ребенок получает право съездить на экскурсию, которая интересна для изучающих русский язык, в какой-нибудь из наших многочисленных музеев, либо как вариант – в гости к какому-нибудь известному литератору. Ну, как собственно это и происходит. Ребенок затем может получать так называемые «ачивки». Ребенок, решив 100 квадратных уравнений, может получить значок «Мастер квадратных уравнений».

Ну, как бывает «Мастер убийств орков» после убийств ста орков. Мы сейчас с тобой говорим, нам это все просто, понятно и ты уже, я вижу по глазам, понял, как это будет работать. Беда в том, что сейчас люди, которые занимаются разработкой этих стандартов – люди старшего поколения, которым 40-50-60 лет. Это умные, опытные люди. Но беда в том, что для них это предложение звучит как дикая ересь.

Для них игры – тетрис, карты поперекладывать, и они не способны понять, о чем вообще идет речь. Поэтому, чтобы моя система как-то начала работать надо, чтобы сменилось поколение директоров физически. И я, смотря на вещи реально, думаю, что, либо я это сам все сделаю, либо надо будет подождать лет 10, пока это все появится.

Р.Р.: Знаешь, в прошлом году я взял довольно много интервью у директоров разных школ и школьных психологов, и они все жаловались (из разных школ совершенно) на то, что дети не просто стали менее усидчивы, они потеряли возможность формировать глубокие суждения, смотреть на вещи глубоко и под разными углами зрения.

Да, у них широкий кругозор, но это клиповое сознание, клиповое мышление, это неспособность углубляться в какую-то проблему. И этой способности современные учителя каким-то образом пытаются научить детей, они пытаются развить ее в детях. Такая проблема, судя по всему, действительно есть. Что с этим-то делать?

О.М.: Первое – дети объективно сейчас стали менее умны и талантливы. Потому что у нас, по крайней мере, из Петербурга, в 90-х годах уехало очень много евреев. Это факт, с которым все-таки надо мириться. Если мы заглянем в элитные школы, хоть в 239, либо в любую другую, там всегда был очень большой процент еврейских детей. Сейчас какие-то евреи остались, но очень многие опять-таки уехали.

Р.Р.: Без евреев ума и таланта быть не может?

О.М.: Может. Почему? Но все-таки его с евреями больше. Это наша проблема. В Израиле сейчас далеко не сахар. И, может быть, нам стоит подумать о том, как бы наших соотечественников желающих из Израиля вернуть? Программу, может быть, какую-то сделать, может, квартиры раздавать. Но это отдельный большой вопрос. Не важно. Второе, что школа это самое клиповое мышление по большому счету поощряет. По сути, школьный отличник – это человек, у которого абсолютно поверхностное мышление, которое глубоко никуда не вникает.

Потому что как только отличник вникает куда-то глубоко, он тут же входит в конфликт с учителем и уже не может быть нормальным учеником. У меня по математике были отличные учителя, они меня терпели. Но я именно понимал, что они меня терпели. И они меня терпели именно из-за того, что я опережал программу по математике в каких-то областях, а в каких-то областях из-за того, что я чувствовал себя самоуверенно и их не слушал, наоборот, я отставал. И это, к сожалению, судьба всех школьников, которые в каком-то предмете разбираются глубоко. Они не могут идти со скоростью класса.

Р.Р.: Ну, хорошо, мы поговорили с тобой о каких-то основных проблемах, мы с тобой идеальную модель уже практически нарисовали, а вот в реальности – куда будет двигаться современная российская школа? Твое мнение?

О.М.: Сейчас Тина Канделаки начала делать очень большую вещь, которая если получится, а я надеюсь что она получится, может перевернуть вообще всю систему образования в России. После окончания форума, она представила сайт — «http://умнаяшкола.рф/ «, на котором реально размещен закон «Об образовании», на котором любой человек, включая меня, который не является учителем, может зайти и сказать, что: «Вот эта статья закона мне не нравится. Я хочу видеть ее вот в такой редакции».

Дальше я могу проголосовать за эти правки, могу рассказать друзьям, чтобы они проголосовали, могу посмотреть, какие другие правки предлагаются. И реально мы на манер Википедии можем закон «Об образовании» отредактировать. После чего серьезные дяди в пиджаках и галстуках будут эти законы смотреть и дальше их как-то обсуждать, голосовать. То есть сейчас реально общественность, родители и педагоги могут сделать такой закон «Об образовании», который они считают нужным. Это хорошо! Второе, чего я жду в плане изменений – это какой-то легализации хоумскулеров.

У нас сейчас два триллиона бюджета на образование. Я не знаю, как он делится между школьниками, ПТУшниками и студентами, но все равно получается сумма порядка 10 тысяч рублей в месяц на одного школьника. И если эти деньги платить родителям в качестве компенсации, на них можно будет дать ребенку отличное образование. А домашнее образование — вещь не новая. Оно есть как в России, так и во многих других странах. И в тех же самых Штатах хоумскулеры стабильно занимают первые места на всех тестах и олимпиадах. Дети, которые учатся дома.

Если хоумскулеров станет больше, движение начнет шириться, появятся какие-то специальные для хоумскулеров институты, учреждания. Я имею в виду «институты» в том смысле, что какие-то классы, куда можно прийти и родителю почитать урок пяти заинтересованным детям, какая-то инфраструктура для них появится. Это тоже может нашу школу очень сильно изменить. Еще раз повторюсь, может показаться, что я ненавижу школу, педагогов и так далее, это не совсем так или, точнее, совсем не так.

Похожее

Наша система образования основана исключительно на «надо». Желания и интересы ребенка не учитываются. Даже ему химия не нужна, и он хочет работать продавцом, все равно таблицу Менделеева выучить придется. И наоборот. Если ты с детских лет хочешь стать врачом и хочешь уже в школе изучить анатомию более глубоко – не выйдет. Это не входит в план педагога.

Есть такая заметка на просторах интернета, где очень убедительно школа сравнивается именно с тюрьмой. Из нее невозможно освободиться раньше срока, в ней ты абсолютно несвободен и зависим от учителя. Ты должен делать то, что от тебя требуют, и поэтому мотивации никакой нет – ты делаешь все это лишь бы сделать. Ты не являешься личностью, ты просто один из толпы. И так далее.

Растянутость по времени

Такое ощущение, что ради того, чтобы родители могли дольше работать, всю информацию растянули на года. Хотя многое можно было бы изучить в несколько раз быстрее. Так некоторые дети заканчивают школу экстерном. А те, кто учатся дома, иной раз на подготовку к экзаменам за год тратят всего один месяц в году. Тогда зачем каждый день долбить одно и то же? Я помню, как мне откровенно было скучно на уроках. Когда тему не просто прошли, а триста раз разжевали с разных сторон, как будто больше и поговорить не о чем.

Его негибкость – всем одно и то же

Кому-то скучно, а кто-то ничего не понимает. Я бы с удовольствием во время урока не сидела полчаса, ожидая, когда все дорешают контрольную, а делала бы какие-то дополнительные, более сложные задания. И было бы здорово, чтобы дети сами могли решать, что они хотят изучать.

Его отсталость и несовременность

Помню, у нас информатика в школе проходила на таких огромных компьютерах, на которых не было никакой визуальной системы, лишь сложные наборы команд для вызова разных функций. Притом, что уже существовал «Виндоус» - несколько лет как. А нашим школьным компьютерам было лет по пятьдесят, если не больше. Даже сложно назвать их компьютерами – огромные калькуляторы. И так не только в плане техники.

Любые новейшие открытия вы в школе не узнаете. Вам там расскажут о том, что написано в учебнике, даже если недавно кто-то это смог опровергнуть.

Создание унифицированных сотрудников

Кого готовят школы? Ну давайте честно. Тех, кто может сидеть на одном месте, не высовываться, делать рутинную работу много лет. То есть удобных сотрудников, которыми в дальнейшем будет легко управлять – рублем и кнутом. Любое творчество в школе обычно не приветствуется, как и предпринимательство. Помню, как мы однажды продавали в школе мороженое – и получили за это «по шапке». Мол, нечего заниматься ерундой. Хочу ли я, чтобы мои дети такими были? Нет.

Нет самой важной – нравственной – базы

Даже наоборот. За эти десять лет ребенок каждый день смотрит на то, как жить не надо, но впитывает это как норму. Чтобы выжить в коллективе ему часто приходится идти против своей совести – обманывать.

Он видит несчастных учительниц, работающих за копейки и ненавидящих свою работу. Или как минимум женщин, которые очень много трудятся, но мало что могут себе позволить. Большинство этих учительниц – по моей памяти – не замужем и самостоятельно растят детей, пребывая в сильном стрессе. При этом всячески костерят мужчин, даже на уроках.

Помню, одна учительница в моей школе так ненавидела мужчин, что вызывая мальчишек к доске, очень долго их мучила и выдавала потом: «ну что с тебя взять, ты же мальчик! Садись, три». А девочкам оценки ставились просто так, из женской солидарности.

Учителей мужчин катастрофически мало, максимум – физрук и физик. Да и те обычно подавляются в коллективе директором-женщиной или женщиной-завучем. Идеальная картинка для взрослой жизни? Все ведь так живут, это норма!

Ничего не говорится о Боге. Или говорится настолько назидательно, что у ребенка в эту сторону все закрывается. Например, ввели сейчас «Основы православия» - но снова обязательно для всех, в назидательном порядке, еще попробуй откажись. И преподаются они часто так, что отбивают желание идти глубже.

А дети ведь все впитывают, как губки. Образование же от слова «образ»! Какой образ у них перед глазами в школе?

Жесткие социальные условия и «травля» белых ворон

Кто определяет правила в детском коллективе? Обычно тот, кто наглее, смелее, сильнее и харизматичнее. При этом такой человек не обязательно умен, далеко не всегда обладает нравственной чистотой. И правила создаются такие же.

В моем классе правила были заданы мальчишками, которые уже в пятом классе пили водку и курили. Нормальными у нас считались те, кто умеют разговаривать матом, кто уже в седьмом классе с кем-то целуется и так далее. Остальные считались отбросами и ботанами. Девочек мучили меньше, но над ними постоянно и зло шутили. Мальчикам, которые выросли в интеллигентных семьях, устраивали проверки и головомойки. Постоянно. Это было в порядке вещей и никого не удивляло.

Обычную с вида девочку всем классом с упоением звали «жирной», над мальчиком, который очень медленно на все реагировал, всегда смеялись, считая и «тупым», и «тормозом», кому-то в сумку подкладывали мышь, на кого-то выливали воду на перемене, кого-то окунали головой в унитаз. И я училась в хорошей школе, в хорошем районе!

Любой, кто выделялся, всегда проходил серьезную травлю. Девочка, которая скромно одевалась и не встречалась с мальчиками, подвергалась гонениям и называлась исключительно «старая дева». Мальчиков же просто били, отбирали у них деньги. Еще чаще так поступали с теми, кто был помладше на пару лет.

Сколько же нужно потратить душевных сил на переваривание всей этой гадости! Сколько лет потом нужно выводить все это из своей души! Казалось бы, посторонние тебе люди, но каждый день раскачивают твою лодку, не желая оставлять тебя в покое. И ты никуда не можешь деться из нее.

Есть и другой вариант – который выбрала я, отказавшись от себя и своих ценностей. Став такой же, как все. Делая совсем не то, что хочется. Подражая совсем не тем и непонятно зачем. Только разве он намного лучше первого? Возвращаться к себе ничуть не проще, чем избавляться от гадости, которую тебе набросали в душу, даже еще сложнее. Многое ведь становится привычным и кажется нормой.

Убивает мотивацию и любознательность

В школе единственная мотивация – это оценка – плохая или хорошая. Из страха перед двойкой стараешься сделать лучше. Мечтая о пятерке, исправляешь все ошибки. Делать что-то хорошо просто так, изучать что-то глубже просто так – никто не будет. Зачем?

Школа убивает в ребенке его природную любознательность своим насильственным вдалбливанием. Потому что лишние вопросы не задавай – а вдруг учитель сам ответа не знает? И вообще не мешай всем остальным, мало ли что тебе интересно. Дома на твои вопросы тоже отвечать никто не хочет. Читать лишние книги уже нет ни времени, ни сил – пока прочитаешь то, что «нужно». И все. Нет любознательности, только обязательства и зубрение того, что неинтересно.

Школа увеличивает гордыню особенно у девочек, особенно по отношению к мальчикам

Девочкам такая система обучения дается проще. Они быстрее переключаются, им проще зубрить, ничего не понимая. Поэтому в школе они часто успешнее. Почти все отличницы – девочки. В моей школе среди золотых медалистов на десяток девочек был всего один мальчик. Только один.

И в такой обстановке у девочек сильнее растет гордыня. Мол, смотрите, какая я молодец! Какая я умная, а вы все – тупые! И особенно тупыми, конечно, кажутся именно мальчики. Они учатся иначе, и им такая форма совсем не подходит.

Потом такая девочка подобным образом относится ко всем мужчинам – как к тупым, медлительным, глупым. Хотя они таковыми не являются, у них просто иначе работает мозг, они может быть, долго запрягают, зато потом не остановить! Мальчики способны уходить глубже, изучать со всех сторон, а не просто скакать по верхам.

Но девочка этого не понимает, у нее просто разрастается гордыня. Помогает ли это ей в семейной жизни? Точно нет.

Минимум двигательной активности

Что делают в школе дети в течение 5-6 часов? Сидят на одном месте. Несколько перемен, где можно побегать, но часто даже это нельзя. Пару раз в неделю у них физкультура – и все. Какой тут активный образ жизни? Мы вот так вырастаем – и продолжаем сидеть на попе ровно. А куда деть всю внутреннюю энергию и силу? И откуда черпать разрядку, вдохновение.

Критика и удар по самооценке

Система, когда тебя публично спрашивают у доски, и потом ставят оценку, может нанести ребенку много ран. Потому что некоторые боятся отвечать у доски, кто-то все забывает от волнений, кому-то нужно время на то, чтобы включиться. Все дети разные. А публичный опрос подходит лишь некоторым. Остальным он может принести лишний стресс, переживания, в том числе и по поводу публичного выставления оценки учителем.

Нет связи с природой

Нет в школе природы. Дети весь день в каменных стенах. И городские дети изучают природу в теории, хотя можно было бы выйти на улицу и изучить ее на практике – в лесу, в парке, в огороде. Даже живые уголки в школах обычно какие-то не очень живые.

Школа закапывает таланты ребенка

Неважно, что ты любишь. В школе даже очень любимое тобой могут так старательно в тебя засовывать, что это вызовет отторжение. Я, например, любила математику в школе, пока у меня была учительница, которая сама ее очень любила. А потом – уже другая учительница – весь этот интерес успешно «похоронила». Потом попробуй откопай все это (а сейчас многие люди именно этим озадачены – поиском своих уже кем-то или чем-то убитых талантов).

Школа лишает родителей и детей общения

Все сводится теперь к «уроки сделал?», «экзамен сдал?». А на большее сил и времени нет. Даже в выходные. Да и не о чем становится общаться. Родители заняты своей жизнью, дети - своей – и точек соприкосновения с каждым годом все меньше.

Дети становится такими, как те, с кем они общаются

Каким бы ни был огурец – большим или маленьким, плотным или не очень, при попадании в рассол с другими огурцами он становится таким же, как и другие.

Он может быть чуть более соленым или чуть менее. Но он точно не сможет остаться таким, как был прежде. Вот так на нас влияет наше окружение. С кем мы находимся рядом, такими мы и становимся. Хотим мы этого или нет.

Поэтому окружение стоит выбирать очень внимательно, особенно для детей, которые все впитывают как губки. А какие дети ему попадаются в школе? Случайные, никак и никем не отобранные, подходящие ему только по возрасту и району проживания. Какие у них при этом ценности, какие семьи, какие планы? Что мы об этом знаем, отводя ребенка в школу?

Школа учит одному, а в жизни требуется другое

Меня лично школа научила, что быть открытой и искренней это опасно. Что так я становлюсь слабой и уязвимой. И пока я так жила, моя жизнь была серой и достаточно трудной. В то же время именно с тех пор, как я начала учиться быть искренней и открытой с миром, все стало меняться. Так появился и тот сайт, и книги, и путешествия. Искренности сейчас очень мало, открытости тоже.

Мы все залезли в свои маленькие темные норки и сами с собой там варимся. Поэтому нам мало с кем интересно – и мало кому интересно с нами. Но если из норы своей все-таки вылезти и открыться миру и людям – можно столько всего узнать и понять!

И да, люди голодают по искреннему душевному общению. Каждому втайне хочется открыть двери тесной клетки вокруг своего сердца. Но это так страшно! Поэтому так восхищают люди, которые это делают. К ним тянутся, с ними хотят общаться.

Я могу долго перечислять, что еще в современном школьном образовании мне не нравится, что для меня неприемлемо и почему я не хочу помещать в такую среду детей. Но просто жаловаться смысла нет; поэтому нужно делиться и своим позитивным опытом, как мы этот вопрос решаем. У нас семейное обучение, домашнее.

Конечно, мы к этому пришли не сразу. Так как у старшего сына есть особенности в плане речи, то в свое время это заставило меня пересмотреть свое отношение к школе. Был бы он изначально обычным ребенком, я бы наверняка не включила голову и отдала его в самую престижную школу. И даже не задумалась бы.

Я знаю много мам особых детей, чьи дети ходят в обычные школы. Это их суровая школа жизни, где им очень непросто. И мамы за это бьются, сражаются. И я когда-то тоже этого хотела. А сейчас я понимаю, что отдавать ребенка с особенностями в обычную школу – для самого ребенка вредно. Что ему это даст кроме стресса и травли одноклассниками? Может быть, это больше нужно маме, чтобы доказать всем, что ее ребенок такой же как и все – и в чем-то даже лучше?

В то же время я вижу, как много возможностей дает Даньке спокойная домашняя атмосфера, где ему легко быть собой. Весь день он рисует. С утра до вечера. Каждый раз – рисует все лучше и лучше, его не нужно заставлять это делать, он сам пробует, экспериментирует. Через рисование же он научился писать. Сам. И читать. Тоже сам. И ему это интересно. Его не нужно заставлять и стимулировать.

Возможно, когда-нибудь мы куда-нибудь прикрепимся, сдадим какие-то экзамены – если он захочет. Мне это неважно. К тому же художник может зарабатывать на жизнь не меньше, чем менеджер. Если его талант никем не придушен. Может быть, когда-то он захочет пойти в школу – и я не стану препятствовать. Ни ему, ни его братьям. Но пока у нас домашнее образование.

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob представляет результаты опроса, в котором предлагается сравнить качество образования сегодня и десять лет назад.

Большинство россиян критикует современную систему школьного образования, уровень практических навыков и умений выпускников. Соотечественники хотят, чтобы школа уделяла больше внимания урокам труда, риторики и этикета, выяснил , опросив представителей экономически активного населения из всех округов страны.

Большинство россиян уверено, что современное школьное образование сейчас хуже, чем 10 лет назад: этой точки зрения придерживаются 64% граждан. Каждый десятый, напротив, считает, что образование за последнее десятилетие изменилось к лучшему. 6% полагают, что никаких изменений не произошло. Каждый пятый затруднился с ответом. Мужчины чуть чаще видят плюсы в современной системе образования (11 и 8% соответственно). Женщины чаще критикуют нынешнюю школу (66% против 62% среди мужчин). Молодежь чаще, чем люди старшего возраста, считает, что современное образование лучше, чем 10 лет назад (12% против 8%).

Основные нарекания к современной школьной системе - множество образовательных программ («Мы выросли, получая образование, которое было одинаковым по всей стране и стандартным…»), неглубокие знания («Весь материал проходят поверхностно, т.к. нацелены все время на тестирования в школах, дети знают даты, но не больше…»), бюрократия («Много бумажной волокиты и отчетности, преподавателям остается очень мало времени на выполнение своих профессиональных обязанностей»), отсутствие устных экзаменов («ЕГЭ не показывает объективность знаний ученика…») и дороговизна так называемого, «бесплатного», образования («Навязывают платные услуги в виде дополнительных занятий, без которых валят на контрольных и экзаменах, не давая нужного материала на уроках»).

О плюсах современной школы респонденты отзывались куда лаконичнее: к достоинствам новой системы образования отнесли возможность получения новых знаний, развивающих кругозор и общую эрудированность («Школьная программа насыщается новыми знаниями, которые стали известны в последнее десятилетие…»).

Мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале, насколько современное российское школьное образование способствует развитию у детей практических умений и таких характеристик, как критическое мышление, внимание, воображение и память, и выяснили, что наши соотечественники в среднем оценивают способность школы развивать эти качества «на троечку». Лучше всего, по мнению респондентов, школа развивает память (средний балл - 3,1). Хуже всего - практические умения (средний балл - 2,5).

Большинство россиян уверено, что школа не дает достаточного количества полезных практических навыков и умений (63%). О достаточном уровне подготовки говорили только 19% опрошенных. Еще 18% затруднились определить свою позицию. Показательно, что чаще других о том, что школа не дает практических знаний и навыков, говорит молодежь до 24 лет, т.е. недавние выпускники (69%).

На вопрос, какие практические навыки или умения нужно преподавать в современной российской школе, 18% респондентов утверждали, что больше всего нашей школе недостает трудового обучения - домоводства, основ электрики, столярного и плотницкого дела и т.п.

Среди основных навыков, упущенных современной системой образования, респонденты часто называли коммуникативные навыки (9%) и этикет (8%). Еще 7% считают, что нужно углублять знания по основам безопасности жизнедеятельности и способам выживания в нестандартных условиях. Столько же россиян уверены, что современных школьников нужно готовить к работе на компьютере: изучать программы, учиться машинописи и методу слепой печати.

6% респондентов хотели бы вернуть в школу профориентацию.

Школьников необходимо обучать финансовой и правовой грамотности (6 и 5% респондентов соответственно). Еще 5% считают, что нужно усилить спортивную подготовку, ввести занятия по самообороне и боевым искусствам.

По 4% опрошенных предлагали введение в школьный курс уроков логики и уроков доброты, гуманизма и толерантности.

Способы оказания неотложной помощи, половое воспитание, автовождение, основы религии, основы предпринимательства, НВП и психология - эти курсы считают необходимыми для преподавания в школе по 3% россиян. Столько же опрошенных считают, что современным ученикам нужно погружение в иностранные языки: больше часов учебной нагрузки и общение с носителями языка.

О недостаточном развитии патриотизма и творческих способностей, отсутствии самостоятельности, навыков поиска и обработки информации у современных детей говорили по 2% респондентов.

Другие не столь популярные направления для развития школьников предложили 15% россиян. Среди них садоводство, навыки взаимодействия, основы культуры, забота об окружающей среде, здоровое питание, основы стиля, здоровый образ жизни, дисциплина, скорочтение, стрессоустойчивость, философия и проч.

8% опрошенных советуют современной школе обратить внимание и добавить часы на основные предметы: литературу, историю, русский язык, математику. Еще 4% россиян считают, что нужно просто вернуться к советской системе образования.

александра савина

На первое сентября все реагируют по-разному : кто-то вспоминает школу с теплом, а кто-то каждый раз радуется, что всё, наконец, в прошлом. Но абсолютно все хоть раз задавались вопросом, нужны ли знания, которые нам дают в школе: так ли уж важно помнить, в какой последовательности сменяли друг друга правители в эпоху дворцовых переворотов и как именно происходит фотосинтез? Зато многие хотели бы, чтобы в школе их научили по-настоящему полезным вещам (вместо алгебры многие из нас хотели бы освоить ведение бюджета, например) - мы решили поразмышлять о том, что стоило бы добавить в школьную программу.


Половое воспитание

Мы уже не раз рассказывали о том, почему сексуальное образование в школах и почему его , и готовы повторять это бесконечно. Если бы в школе нам рассказывали о принципе согласия, границах, половой неприкосновенности, образе тела, беременности, контрацепции и инфекциях, передающихся половым путём, многих проблем (как минимум эпидемии ВИЧ-инфекции в стране и огромного количества абортов как средства «контрацепции») можно было бы избежать.


Финансовая грамотность

Да, в школе есть уроки экономики - но порой кажется, что помогли они только тем, кто позже поступил на экономический факультет. И если разницу между макро- и микроэкономикой мы ещё понимаем, то что делать с собственными финансами для большинства из нас - загадка (можете ли вы понять новость о санации банка «Открытие» без шпаргалки ?). Если бы в школе говорили, как вести семейный бюджет, заботиться о собственных накоплениях и какой банк выбрать, чтобы получать выгоду, а отложенное не сгорало, возможно, мы бы раньше.


Борьба с бюрократией

Иногда кажется, что борьба с бюрократией - урок, на изучение которого придётся потратить всю жизнь, но было бы здорово, если бы из школы мы выходили уже отчасти готовыми к сражению. Как снимать показания счётчика (и что делать, если уже несколько месяцев подряд забываешь это сделать)? Как зарегистрироваться на «Госуслугах»? Как правильно заполнить анкету на загранпаспорт? Как разобраться в квитанции за квартплату, что значат загадочные аббревиатуры ХВС ДПУ и ГВС ДПУ и как отключить бесполезную радиоточку? Какие документы нужны, чтобы попасть в роддом и получить пенсию? Всему приходится учиться самостоятельно.


Риторика и искусство вести дебаты

Если вы хоть раз участвовали в ожесточённой дискуссии в фейсбуке (читай, сраче), вы понимаете, о чём мы. Выйдя за пределы школы, мы внезапно обнаруживаем, что почти никто вокруг не умеет вести споры - и вместо продуктивного разговора люди предпочитают самоутверждаться или разряжаться эмоционально, совершенно не слушая собеседника. Всем нам не помешало бы научиться участвовать в дебатах - а заодно выступать на публике, чтобы презентации перед коллегами не превращались в ночной кошмар.


Спорт как удовольствие

Если вы относитесь к той счастливой группе людей, у которой никогда не было проблем со спортом, а каждый урок физкультуры приносил только радость, вам повезло - но, к сожалению, не все могут этим похвастаться. Практика выставлять оценки за то, удалось ли вам прыгнуть на определённое количество сантиметров, пробежать километр за определённое время или взобраться на канат, начисто отбила у многих у нас любовь к тренировкам. К сожалению, никто в школе не говорит, что спорт - это в первую очередь весело и приятно, и совсем не обязательно вписываться в нормативы, чтобы получать от него удовольствие.


Социальные навыки и умение уважать других

Предполагается, что школа должна научить нас взаимодействовать с другими людьми (мы же всё время в коллективе!), но на практике мы получаем совсем другие навыки - как справляться с буллингом (и не стать его жертвой) и как поменьше выделяться, чтобы школьные годы прошли более спокойно. Хотелось бы, чтобы вместо этого в школе учили уважать индивидуальность и мнение других, даже если мы с ним категорически не согласны - уроки «Основ светской этики» в этом, к сожалению, не очень помогают.


Навыки, которые помогут выжить

Конечно, этот пункт никак не относится к академическим знаниям - но он точно нужен для дальнейшей жизни, даже если вы не планируете уезжать из города. Никогда не знаешь, когда вдруг понадобится развести костёр или оказать первую помощь - и хорошо, если на уроках ОБЖ вам объяснили хотя бы чем артериальное кровотечение отличается от венозного. Из школьных уроков мы помним разве что то, что мох растёт с северной стороны дерева - но что делать с этим знанием, решительно непонятно. Так и живём.


Самооборона

Очень хотим, чтобы навыки самообороны не пригодились никому и никогда, но, к сожалению, часто жизнь складывается иначе. Пара уроков самообороны или крав-мага вместо обычной физкультуры не помешали бы никому - хотя бы для того, чтобы просто чувствовать себя увереннее.


Базовые знания о психологии

Если знания о своём организме и здоровье мы с горем пополам усвоили (хотя иногда и пытаемся лечить чудо-средствами), то с психологическим здоровьем всё сложнее. Психологические расстройства до сих пор стигматизированы, так что многие боятся рассказывать о том, что столкнулись с депрессией, БАР и другими проблемами. Было бы здорово, если бы следующее поколение относилось к этому вопросу иначе и понимало, что обращаться к психотерапевту не стыдно и не страшно - всем нам время от времени нужна помощь.


Тайм-менеджмент

Справляться с потоком дел в школе было проще - даже если вы привыкли засиживаться с уроками допоздна, вы могли быть уверены в том, что хотя бы днём в жизни есть определённость: чёткое расписание и некоторое количество уроков в строго отведённое под них время. С возрастом стало сложнее: расписание кончилось и рабочий день на блоки приходится делить самостоятельно. Хорошо бы нас научили этому раньше.


Разбираться в политической обстановке

Конечно, у нас были уроки обществознания, и мы представляем, что в стране есть три ветви власти - но и сейчас это звучит так же скучно, как и в школе. Гораздо лучше, если бы нас научили ориентироваться в политической обстановке и критически оценивать власть и кандидатов на неё - возможно, и голосовать мы тогда бы стали ответственнее.


Программирование

В 2017 году стало окончательно понятно, что без знаний кодинга сегодня примерно так же, как и без знаний английского: теоретически можно, но лучше знать хотя бы что-то, даже если вы не программист и не переводчик. Во времена, когда основная часть нашей редакции оканчивала школу, на уроках информатики можно было выучить разве что основы QBasic (прямо скажем, не самое полезное знание) и как пользоваться Word - всё, что новее, приходится учить самостоятельно.


Учиться

Пресловутое «учиться учиться», наверное, самый полезный навык, который мы должны вынести из школы, но почему-то не выносим. В эпоху гугла кажется, что мы и так легко найдём что угодно - но мы совершенно теряемся, когда нужных сведений в интернете не оказывается, а к тому, что находится, не относимся критически. Первого сентября желаем вам освоить эти навыки самостоятельно - даже после школы или вопреки ей.

О том, что «школа измельчала», «учителя не учат», «дети не понимают», а «родители сходят с ума» говорят все: папы, мамы, педагоги, психологи, чиновники… Но проблема остается. Ольга Зайченко назвала школьное обучение «катастрофой»: «Когда я открываю тетради своих детей, понимаю, что не могу быть для них примером, как будто не училась ни в школе, ни в институте. И задаюсь вопросом - для чего все так усложнять? Почему нельзя сделать обучение простым и понятным? И, главное, - дети очень устают».


Действительно, школьные программы сегодня множатся и соревнуются между собой в сложности, а дети вынуждены просиживать над учебниками до поздней ночи. Можно ли найти выход из сложившейся ситуации, и как учить детей?

Во времена СССР все дети учились по единой программе. Сегодня в РФ действует более десятка программ, среди которых «Школа России», «Перспектива», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «РИТМ», «Начальная инновационная школа», система Занкова, система Эльконина-Давыдова, «Школа 2000». Каждая из них имеет свои особенности и рассчитана на определенный базовый уровень знаний ребенка.

Школа — это давно уже не дорога к знаниям, а путь в неизведанное

Например, «Школа 2100» ориентирована на развитие личности, а обучение построено по схеме «от простого к сложному». Каждый раз детям предлагают выполнить не принципиально новые задания, а похожие на предыдущие, но сложнее. При этом родители считают эту программу очень сложной.

«Я училась „по Занкову“. Она считается сложной. Самая легкая и, как следствие, самая бестолковая — „Школа России“, — говорит Марина Лукина, мама второклассницы Лизы. — Знакомые учатся по программе „Школа 2100“, можно сказать, всей семьей. Без интернета делать нечего. Для меня все это дико, так как со мной никто и никогда уроки не делал, сама делала».

«Сын учится по программе „Гармония“ и мы делаем уроки вместе. Первое время без участия родителей не получится ничего. По некоторым предметам больше требуется помощь, по некоторым меньше», — рассказывает мама четвероклассника Кирилла Людмила Воронина.

Другие родители жалуются на то, что в школе их дети получают совсем не то образование, о котором они мечтали. «По прописке мой сын попал в гимназию № 5. Уровень знаний там меня не устраивал, и я перевела его в частную и, надо сказать, весьма недешевую. Через пару лет столкнулась с тем, что ребенку пришлось нанимать репетитора, потому что он перестал понимать предмет. Когда я стала выяснять, почему так случилось, оказалось, что на все уточняющие вопросы учитель отвечает: „Надо было внимательнее слушать на уроке“, — рассказывает Татьяна Солодянкина. — По другим предметам ребенок, напротив, значительно обгонял программу. Например, в то время как мой сын сдает второй DELF по французскому, его одноклассники учили алфавит. Ну это бы ничего, если бы для моего сына смогли сделать отдельную программу обучения, но на это частная гимназия пойти не смогла».

Ученики, которым, действительно, нравится уиться, сегодня большая редкость. И виноватыми в этом, чаще всего, являются чиновники от образования и равнодушные педагоги. Фото: Анна Майорова

Много в вопросе обучения зависит и от учителей. Многие педагоги признаются, что не считают правильными те программы, по которым работают. «Я не согласна с программой, которая принята в нашей гимназии. Я считаю ее неправильной, но у меня нет выхода. Я вынуждена преподавать по ней, либо уйти», — рассказала учитель русского языка в одной из гимназий Екатеринбурга на условиях анонимности.

Часто проблема — не только программа обучения, но и отношение учителя к ученику. «Моему сыну в этой четверти «тройку» по физкультуре вкатили: за то, что не принес коньки. Ребенок сказал учителю физкультуры, что не понесет профессиональные коньки на урок, потому как лед кривой и можно испортить дорогие лезвия. На это учительница отреагировала записью в дневнике «Сказал учителю физ-ры: „Мне плевать на ваши оценки“», — делится Татьяна Меркулова.

В школе теперь не дают знания и не готовят к поступлению в вуз, а тренируют сдавать ЕГЭ. Фото: Александр Мамаев

Мнение Евгении Гориной, высказанной в Facebook, было поддержано многими родителями: «Ни один учитель не рассказывает и не показывает личным примером, что знание — это круто, полезно, привлекательно. Учителей или боятся, или ценят за дружелюбие, или считают проходным элементом.

Ни фига наша гимназия (и готова зуб дать — 99% остальных школ) не дает знания. Конечно, формально дети научились читать, писать, считать, но само по себе знание для них совершенно не имеет значения и цены. Оно бесполезно.

В школе ценится: быстрота реакции, память, умение находить алгоритм, приспосабливаться, не лезть с инициативой и помалкивать. В итоге любви к знанию и понимания его значимости нет. Есть стремление не свалиться в ряды двоечников. И не потому, что двоечники плохие люди (наоборот, отличные парни и чудные девчата), а потому, что двоечникам учителя так мастерски выносят мозг, что жить вовсе не хочется ».

Времена, когда все учили буквы по одной «Азбуке» — в прошлом. Сейчас и учебники разные, и подходы у обучению. Фото: Александр Ельчищев.

Евгения считает, что учителя не позволяют детям ошибаться, хотя именно ошибки могли бы подсказать преподавателю, что именно нужно объяснить. «Они размахивают красной ручкой, словно гильотиной, отчитывают детей при всем классе, вызывают родителей, пишут развернутые замечания в дневнике и тетрадях попрек листа. В итоге ни у одного ребенка в классе моей дочери нет желания учиться, читать научные книги, искать знания ради знаний, а не оценки. Ни один школу не любит и с радостью бы прогулял ее, а при возможности не помешал бы взорвать», — добавляет она.

На практике получается, что одни ученики мучаются от того, что программа, выбранная для них, слишком сложна, другие на уроках зевают от скуки, так как предлагаемые знания ими были давно самостоятельно усвоены, третьи не нашли общего языка с учителем.

Что делать, если школа — не в радость?

Выходом в этом случае может быть;

# 1. перевод ребенка в другую школу с подходящей программой обучения;

# 2. перевод на домашнее обучение.

Последний способ чаще всего выбирают родители одаренных детей или ребят с особенностями развития и здоровья. Однако этот способ может помочь и тем, кто желает, чтобы их ребенок обладал большими знаниями и не зависел от мнения учителя, а также избежал возможных конфликтов со сверстниками. Родители, которые уже перевели детей на домашнее обучение, рассказывают, что дети стали лучше учиться.

«В прошлом году я решила забрать ребенка на домашнее обучение. Подыскала экстернат в Новосибирске. Сын учится дома, сдает экзамены перед компьютером и веб-камерой. При этом исключена вероятность того, что он не понравится учителю. Оценка знаний абсолютно объективная. Ты можешь учиться в любом городе в любой стране. Нам, к примеру, в Новосибирск нужно будет приехать только пару раз — на выпускные экзамены, — рассказывает Татьяна Солодянкина. — За пять месяцев мой сын освоил программу седьмого класса. И оценки у него — четверки и пятерки. Кроме того, это в разы дешевле частной школы.

В год за домашнее обучение я плачу столько же, сколько в частной гимназии за месяц. Однако я понимаю, что какие-то вещи нужно учить с преподавателем. Например, у нас репетитор по английскому и французскому, а также по физике и математике. Но даже так получается дешевле и эффективнее.

Ведь в школе программа растянута на девять месяцев, а репетитор может объяснить все гораздо быстрее».

Отметим, что при переводе ребенка в другую школу, вам необходимо будет: ознакомиться с программой, по которой там обучают. При этом стоит учитывать индивидуальные особенности ученика: внимательность, усидчивость, способность к восприятию новой информации. Также стоит поговорить с преподавателями и родителями школьников, чтобы исключить возможные конфликтные ситуации.

При переводе детей на домашнее обучение вам потребуется найти экстернат и получить согласие учебного заведения, к которому вас припишут. Ниже мы приведем подробный алгоритм действий.

Алгоритм перевода ребенка на домашнее обучение

# 1. Уведомите школу, в которой обучается ваш ребенок о том, что хотите перевести его на домашнее обучение.

# 2. Напишите заявление с просьбой перевести вашего ребенка на домашнее обучение в департамент образования. Если у вашего ребенка проблемы со здоровьем или он не может посещать школу в связи с занятиями спортом или творчеством, то укажите это. Если подобных причин нет, то укажите, что перевод осуществляется по собственному желанию. Рассмотрением заявлений занимаются специальные комиссии. На основании их решения издается приказ, прикрепляющий ребенка к тому учебному заведению, где он будет проходить итоговые аттестации.

# 3.Заберите документы ребенка из школы.

# 4. После издания приказа в школе, к которой прикреплен ребенок, подписывается приказ, где указывается обязательная программа, соответствующая его возрасту, а также сроки прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

# 5. Далее между родителями ребенка и школой подписывается договор, в котором прописываются все обязанности и права сторон, графики проведения аттестации, лабораторные и практические занятия, на которых ученик обязательно должен присутствовать.

ВАЖНО: При оформлении домашнего обучения по собственному желанию школьные преподаватели не обязаны приходить домой к ребенку. Однако многие родители договариваются о дополнительных занятиях за определенную плату. Но важно помнить, что подобные вопросы решаются исключительно по личной договоренности.