Что такое фанфики пример. Перевод: что такое фанфики и зачем их пишут

Произведение, написанное фанатами в качестве продолжения истории героев или же для раскрытия какого-то нетипичного направления этой истории. Фанфики можно найти по всем известным произведениям литературы, кино, сериалов, комиксов, их создают по сюжетам мультфильмов или аниме.

Обычно создают фанаты ради развлечения, для того, чтобы история любимых героев не заканчивалась в момент окончания книги или кино или для того, чтобы изменить некоторые сюжетные линии и истории персонажей. Фанфики создаются людьми разного возраста и в совершенно разных жанрах: прозе, в форме мини-рассказа или значительного по объему произведения, сравнимого с повестью или даже романом. Объединяет фанфики только одно: любовь авторов и читателей к созданному миру.

Фанфик, как видно из его , – несамостоятельное произведение, то есть создано по сюжету другого автора с использованием его героев, их характеров и сюжетных линий. Авторских прав фанфики не нарушают только в том случае, если их автор отказывается от всех прав и не извлекает коммерческой выгоды от распространения своих произведений. Лучше, чтобы в шапке фанфика, то есть сразу под его названием и кратким , этот отказ от прав был расписан.

Там же, в шапке, автор фанфика обычно указывает его рейтинг – для удобства читателей. Традиция рейтингов в фанфиков пришла из западных стран, где рейтинги произведениям литературы и кино начали ставить задолго до принятия подобного закона в России и странах СНГ. Поэтому в рейтингах фанфиков по старой привычке ставится западная : G – для всех категорий читателей, не содержит нецензурных выражений или подтекста, PG – для детей под присмотром родителей, PG-13 – не рекомендуется для читателей, младше 13 лет, R – для читателей до 17 лет только в присутствии родителей, NC-17 – не рекомендуется для читателей младше 17 лет.

Встает закономерный вопрос: ? Зачем столько трудиться над созданием фанфика, если от его распространения автор не получает гонорары, как настоящие писатели. Не лучше ли создать что-то свое и постараться опубликовать собственное произведение? Однако авторов в бурном море литературных произведений заметить не так-то просто. Поэтому добиться популярности получается далеко не у всех. Фанфики же дают таким авторам возможность быстро найти свою читательскую аудиторию и известность.

Кроме того, не все создатели фанфиков стремятся стать профессиональными писателями, так что для них написание произведений по мотивам их любимого романа или кино не более чем хобби. Впрочем, известны и другие случаи, когда писатели фанфиков использовали свои первые шаги в литературе для успешного старта писательской карьеры. Наиболее ярким примером будет звучать имя Эрики Леонард Джеймс, которая, создавая фанфик по известной серии книг, в конечном итоге превратила его в самостоятельное произведение «Пятьдесят оттенков серого» и стала всемирно известным автором романов.

Что такое фанфик? Такой вопрос посещает многих, кто слышал это непонятное иностранное слово. Впрочем, русского аналога у термина нет, поэтому и приходится пользоваться заимствованием. Итак, фанфик (англ. fanfiction) - это являющийся разновидностью фанатского творчества, в основе имеющий оригинальное Фанфики (творения данного направления) создаются по мотивам популярных кинофильмов, сериалов, книг, комиксов, а иногда и песен. Придя к нам с Запада, они стремительно набирают популярность.

Чаще всего поклонники создают свои истории забавы ради. На этом, как правило, всё заканчивается, авторские права никак не нарушаются. Если же дело доходит до публикации, то отношения фаната с автором оригинала будут регулироваться законодательством той страны, где продвигается произведение.

Авторов фанфиков называют фикрайтерами. Они не задумываются над фанфик, а просто творят. Читают всё это фикридеры - люди, которым мало того, на что расщедрились мэтры, те, кто желает ещё раз погрузиться в любимый волшебный мир.

Всё, что душе угодно

Многообразие используемых фикрайтерами видов, жанров и направлений порой мешает разобраться в том, что такое фанфик. Любимые фанатами фильмы, книги получают продолжения, приквелы, описание случившихся событий, альтернативные развития сюжета и жутко популярный пейринг (описание любовных отношений героев).

Одним из главных объектов любительского творчества стал Гарри Поттер, фанфики о котором столь многочисленны, сколь и разнообразны. Кто-то описывает драматические отношения маленького волшебника с тётушкой Петуньей на каникулах, другие отправляют его попутешествовать во времени и исправить ошибки прошлого, третьи фантазируют о том, что было бы, попади Гарри на Слизерин вместо Гриффиндора и т. д.

Что такое фанфик для литературы в целом?

Художественная ценность фанфиков носит спорный характер. В первую очередь потому, что их авторы не создают новых персонажей, а лишь заимствуют. Но в огромной серой массе периодически находятся настоящие бриллианты, которые могут стать в один ряд с оригиналом. Кроме того, развитие данного направления создаёт благоприятную среду для молодых писателей, которые, опробовав свои силы, смогут заняться собственными уникальными произведениями.

Также мешает фикам упрочить свои позиции то, что очень часто авторы в процессе написания и публикации глав бросают свои труды и больше к ним не возвращаются. Это типично для непрофессионалов, начальный порыв упирается в необходимость детальной проработки произведения, и руки опускаются. Либо находятся более насущные заботы, ведь это не основной вид деятельности большинства фикрайтеров, а лишь хобби.

В глобальной сети существует масса фанатских ресурсов, каждый из которых имеет свой архив фанфиков. Большая часть из них - англоязычные, но и число отечественных стремительно возрастает. Интерес к литературе у молодёжи находится в плачевном состоянии, поэтому можно только порадоваться, что появилось новое направление, побуждающее людей не только читать, но и творить!

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня поговорим о фанфиках – явлении, которому только официально уже более пятидесяти лет.

И если сейчас читатель впервые столкнулся с таким понятием, то это только потому, что данная тема всегда была актуальна для относительно узкого круга людей – фанатов той или иной выдуманной вселенной .

Что такое фанфики и где их искать (ФикБук)

Фанфик – это разновидность любительского письменного творчества, создаваемого по мотивам какого-либо художественного произведения. В основе лежит оригинальная книжная, кинематографическая, игровая, комиксовая вселенная (в том числе аниме).

Сам термин фанфик является жаргонизмом. По происхождению это фонетическая калька с английского языка. В свою очередь, аббревиатура fanfic раскладывается на «fan fiction», что переводится как «фанатская художественная литература ».

В англоязычном пространстве встречаются и более короткие варианты слова – fic (фик) и ff (ФФ). Соответствующие употребляются в специальных комьюнити и у нас, поэтому их тоже стоит запомнить.

Впервые термин был употреблен ещё до 1965 года, но тогда речь шла о другом значении. Фан-фишкном называли самостоятельное произведение в жанре научной фантастики, написанное непрофессионалом. Однако очень быстро аббревиатура обрела современный смысл.

Что касается самого явления, корни его уходят гораздо глубже – вплоть до «Завещания Крессиды», а это XV век.

Если вас заинтересовала тема и у вас появилось желание окунуться в мир альтернативных продолжений и ответвлений какой-то «вселенной», то советую начать с сайта ФикБук .

В приведенном видео рассказывается, как создают фэндома на сайте ФикБука и как со всем этим разобраться.

Разновидности фанфиков

Чтобы понять, как сделан фанфик, что это такое, лучше всего выделить время и ознакомиться с несколькими такими текстами. Особенно любопытно это будет тем, кто уже интересуется каким-либо оригинальным миром – будь то Англия Шерлока Холмса или Вселенная Марвел.

Дело в том, что такие произведения создаются одними членами фанатского сообщества для других, а значит знакомство (и желательно подробное) с источником подразумевается по умолчанию.

Часто фанатские тексты подписаны специфическими терминами, соотносимыми с их местом в классификации. Владея их значением, выбрать фанфик для знакомства будет проще. Рассмотрим основные разновидности.

По объему фанфики распределяются на 3 вида:

  1. Drabble – зарисовка, которая часто содержит не более ста слов. Отрывок, мысль на тему оригинала, вырванная из контекста сцена или просто портрет персонажа.
  2. Ficlet – краткий законченный текст. Как пьеса в одном акте.
  3. Vignette – также короткий текст, созданий для вербализации чувства, мысли, описания малой сцены.

Есть и классификация согласно сюжету фанфика:

  1. Continuation – продолжение изначального произведения, авторская вселенная не изменяется, всё происходят по ее законам.
  2. Dark, от же Darkfic. с позиции стороны выступал в качестве противоборствующей силы в оригинальном произведении.
  3. Angst – депрессивная история, описывающая драму, переживания, страдания героев – причем прежде всего духовные.
  4. Deathfic. Будьте готовы к тому, что автором такого фанфика окажется Джордж Мартин (да-да, ваш любимый персонаж умрет).
  5. Hurt/comfort. В этих зарисовках один из героев спасает другого от страдания – физического или духовного.
  6. Established Relationship – текст, посвященный установившимся взаимоотношениям персонажей.

В основе следующего распределения – способ создания фанатской истории :

  1. Сrossover – в процессе творчества применяются факты из нескольких фанатских вселенных, происходит объединение фэндомов (о том, что такое фэндом, поговорим в другой раз).
  2. Filk – песня по мотивам источника.
  3. Profic – «профессиональная литература» - это коммерческие тексты, созданные писателями или разработчиками на основе культовых серий. На них оформляются авторские права, предполагается распространение за деньги. Речь идет о своеобразном в мире литературы.
  4. Round robin – сборный текст. Несколько авторов по очереди пишут его – каждый свой фрагмент.

Краткое резюме

Тема фанфикшна довольно обширна. Интересующиеся люди предлагают и свои – уже более точечные и подробные – классификации. Нужно понимать, что явление, уходящее корнями в века и активно развивающие последние полста лет, не может быть описано в одной статье.

Но если читатель хотел бы просто прикоснуться к любимой вселенной – мир фанфиков открыт , он с радостью примет ещё одного автора…

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое шипперить и кто такой шиппер Что такое сингулярность Что такое концепция Что значит эшкере и откуда взялась эта фраза в молодежном сленге Сравнение - это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Моветон и Комильфо - что это такое и какое значение имеют эти слова в современной речи (чтоб в Википедию не ходить)
Как онлайн сделать надпись на фото или наложить текст на картинку

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Фикбуке и людях, не разбирающихся в
жанрах.

Многие знают, как тяжело юным авторам подобрать характеристики к своей работе. Они путают жанры и предупреждения. В итоге, многие читатели могут увидеть вместо фантастики - фэнтези, вместо юмора - стёб и так далее.
«Ну, новички, что с них взять?» - можете сказать Вы. Однако, бывает, что такие глупые ошибки допускают и некоторые топовые авторы. Сегодня я помогу разобраться всем, что такое ООС и AU, в чём разница между ними и рассмотрю некоторые вопросы, возникающие у авторов насчет этих предупреждений.

Часть 1. Что такое ООС и AU?
Уж сколько раз твердили миру:
Пора сменить жанров описанье,
Но только всё не впрок…

Итак, не зря я начала с этого гениального стихотворения без рифмы. Давно уже пользователи жалуются на то, что объяснение для жанров составлены так, что больше половины новичков не может понять, что к чему.

На сегодняшний день определение AU на Книге фанфиков звучит так:

«AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или в другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий»

« ООС – Out of Character , « Не в характере» - ситуация, в которой персонаж фика ведёт себя не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне»

Как говорится, без пол-литра не разобраться. Одни новички перечитают, разберут каждое слово, посмотрят в интернете, что к чему. Другие же напьются, бросят всё и понауказывают жанров. Потом пить будут читатели, читающие сей шЫдевр. А почему так происходит? Ответ очевиден - всё слишком нагружено и воспринять такую информацию достаточно сложно. Сейчас я попытаюсь дать короткое и понятное определение, которое поддерживается человеческим мозгом.

AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно).

ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона.

Допустим, в каноне говорится о неком Васе, который живёт в мире ИИИ. Он супергерой. Смелый, отважный, как и положено герою. Вечно спасает мир от злобного Коли.

AU:
- Ты будешь жить в аду!- прошептал Коля.
Его глаза горели от ненависти, злости. Он видел, в каких муках погибал его вечный соперник. Видел всё, что так долго мечтал увидеть.
- Теперь я захвачу всю Землю! – вскричал Николай, разразясь в смехе.

Что мы имеем? По канону в этой битве должен был победить Вася. Но автор решил отдать предпочтение Коле. Итого: Любое изменение канона – это AU.

ООС:
- Вася, Вася, Коля уничтожит город, если ты сейчас же не придёшь нам на помощь,- в панике сказала Анна.
- Не могу, мне лень,- промямлил Вася, продолжая переключать каналы.

То есть, по канону Вася должен был полететь спасать мир, так как он храбрый и смелый герой. Но автор решил сделать его апатичным, пассивным и ленивым. Итого: Изменение характера персонажей и есть ООС.

Часть 2.
Люблю Фикбук всё я, но странною любовью,
Его не победит рассудок мой…

Вы знакомитесь со второй частью этой статьи. Здесь мы узнаем, что думают насчёт ООС и AU обитатели Фикбука. Для того, чтобы создать эту часть, мне пришлось опросить девять человек: из них – три ЙАшки, три беты и три автора. Они отвечали на одни и те же вопросы. И сейчас я представлю вашему вниманию результаты исследования.

1 вопрос: В чём разница между ООС и AU?
Стартовый вопрос штандарт , который завалили многие ЙАшки (в количестве две штуки). Авторы и беты справились с этим заданием. Но хочется обратить внимание на то, что некоторые беты допускали грамматические ошибки в своих ответах, причём настолько элементарные, что элементарнее некуда.

А теперь рассмотрим ответы наших любимых ЙАшек.

Цитата: «Ну, даже не знаю. Я здесь вообще не давно и думаю ООС это когда канон не в характере. То есть ведёт себя по другому, а AU это когда канон попадает в другой мир или ну не знаю...=.=(если не правильно поправь плиз)» (прим. беты: *нервно пьёт валерьянку, предполагая возраст автора цитаты*)

Прочитав данную цитату, читатели нажали на крестик в правом верхнем углу экрана и начали молится Христу, Аллаху, Будде, Яриле, на всякий случай.

Во-первых, обилие ошибок поражает. Во-вторых, хочется всех спросить кое-что у моего любезного читателя, который ещё не закрыл эту статью. Вы что-то поняли? И ещё один вопрос: что происходит с каноном? Куда он попадает?

На этом мы забываем данную ЙА, как страшный сон, и начинаем рассматривать вопросы, связанные с ООС и AU.

Первый вопрос, который мы рассмотрим: « Стоит ли указывать жанр AU, если фанфик относится к временному промежутку, не освещённому в каноне?»

Думаю, не всем понятно, что имеется в виду. Для этого вспомним некоторые американские фильмы. Нам показывают события из детства героев, а затем переносят на несколько лет в будущее (например, спустя пятнадцать лет). Вот эти пятнадцать лет и не являются освещенными в каноне. И если Вы решили написать про это время в жизни героев, то, наверняка, задумаетесь: а стоит ли ставить AU? С одной стороны вы не изменяете канон, но с другой стороны вы можете добавить новых персонажей или добавить какие-то события, которые никак не повлияют на канон.

Мнения опрашиваемых очень сильно разнились. Одни утверждали, что жанр AU здесь должен быть обязательно, другие категорически были против того, чтобы указывать данный жанр. Но большинство всё же сомневалось.

Из всего многообразия ответов на эту тему стало понятно, что абсолютное множество считает – если вы не нарушаете при создании такого фанфика канонные события, то можно и не указывать данный жанр.

Второй вопрос звучал так: В каких случаях можно ставить в ориджиналах жанр AU?

Лишь некоторые не смогли сформулировать чёткой позиции по данному вопросу. Почти каждый, кто был опрошен, ответил однозначно. Многие считают, что нужно ставить жанр AU, если герой попадает в другой мир, созданный фикрайтером. Так же утверждают, что обязательно должны присутствовать нереальные события (имеется в виду "Мир меча и магии"). Но при таком объяснении возникает вопрос: какой канон ломается? Ведь ориджиналы – это канон, придуманный автором. Почему бы не отметить жанр фэнтези, мифические существа и так далее? Это мнение оставляет за собой множество вопросов. Но был один ответ, который меня полностью удовлетворил.

Цитата: «По-моему, в Ориджиналах можно поставить AU, если действие происходит именно в НАШЕМ мире (не Фэнтези) и, например, не свершилось/свершилось какое-либо событие. Например, во Второй Отечественной Войне победа оказалась не за нами (не дай Бог, конечно)…»

Согласитесь, объяснение более рациональное, чем фэнтези. У нас имеется своеобразный канон – определённые исторические события, которые мы переиначиваем. Здесь без AU уже никак не обойтись.
На этом мы заканчиваем с AU и переходим к «самому любимому» предупреждению всех читателей – к ООС.

Следующий рассматриваемый вопрос таков: Необычные пейринги – всегда ООС?

И касаемо этого вопроса мнения разошлись.

Почему необычные пейринги – это всегда ООС?

Многие читатели уверены в том, что необычный пейринг – это всегда ООС. Из-за этого даже достаточно хорошие работы, написанные неплохо и сто тысяч раз перепроверенные бетой, могут иметь рейтинг намного ниже, чем работы, по сути являющиеся «бессюжетной порнухой», но по популярным канонным пейрингам.

Какие же доводы приводят в свою пользу те, кто считает, что необычные пейринги и ООС – брат и сестра?

Цитата: «… необычный пейринг это всегда ООС, потому что, исходя из определения "ООС", могу сказать, что герой ведет себя не так, как описано в каноне. Согласитесь, если Люциус влюбится в грязнокровку Грейнджер, это будет ООС, так как в каноне сказано, что Малфои ненавидят и презирают маглов и их обладающих магией детей…»

Весомый аргумент – ничего не скажешь. Но теперь дадим слово тем, кто считает, что необычные пейринги – это не всегда ООС.

Цитата: « Нельзя утверждать, что необычный пейринг – это всегда ООС. Можно сочитать несочитаемое даже не используя данное предупреждение. Например, найти обоснуй. Это может быть и какая-то общая черта у героев (например, любовь к животным), на основе которой они будут строить свои взаимоотношения…» (прим. беты: не стала исправлять в контексте, но всё же, сочЕтать несочЕтаемое)

Ещё один весомый аргумент, как Вы видите.

На самом деле и та, и другая сторона правы. Если мы возьмём за пример случай, описанный в первой цитате, то непременно поймём, что без ООС нельзя обойтись. Но если допустить, что мы пейрингуем людей близких по духу, интересам, то можно обойтись и без данного предупреждения. Таким образом всё зависит от того, насколько сильно персонажи разные.

И последний вопрос, который я рассмотрела в своей статье - Как сделать ООС привлекательным для читателя?

Ни для кого не секрет, что ООС у нас мягко говоря недолюбливают. Ведь все знают те самые слащавые фанфики ЙАшек с Мэри Сью, которые могут спокойно попирать наших любимых героев, в которых девушка с ангельским характером превращается в стерву и тд. Но ООС, как известно, бывает совершенно разный.

«… можно сделать ООС привлекательным лишь тогда, когда он в меру, когда ООС придает особое очарование фанфику" - говорит бета. Но сильный ООС не нравится никому. Не думаю, что кому-то понравится, когда из любимого брутального персонажа получается в руках «умелого мастера» какая-то размазня. Но тем не менее ООС не заслужил того, чтобы от него так шугались авторы и читатели.

«Вот это уже, думаю, зависит от самой аудитории. Некоторым нравятся OOC"ные канонные персонажи, другая часть не переносит, когда их любимого героя изменяют хотя бы на капельку. Я, лично, пытаюсь придерживаться канона характеров персонажей, ибо большинство из моей аудитории одобряет это…» - рассказывает автор.
На самом деле так поступают многие на Книге Фанфиков. Ведь потеря аудитории для любого автора смерти подобно. Есть, конечно, храбрецы на нашем ресурсе. Но обычно их травят и, в итоге, они уходят с Книги Фанфиков.

Хотелось бы завершить обсуждение цитатой в защиту ООС:

«У всех разные интересы, и некоторым нравится, когда у героя противоположенный канону характер. Думаю, если кому-то не нравятся такие отступления, ООС не будет для него привлекательным, как ни старайся».

Вывод: ООС и AU, по сути, стали изгоями среди жанров и предупреждений на книге фанфиков, что достаточно прискорбно. Но даже эти жанры найдут своего читателя.

Фанфикшн (fan – фанат, поклонник; fiction – прозаическая литература) – литературное творчество, основанное на образах из произведений, авторские права на которые принадлежат кому-то другому.

Откуда

У исследователей фанфикшна нет единого мнения о возникновении этого феномена, так что можете выбрать ту версию, которая кажется вам наиболее правдоподобной!

Возможно, изначально жанр зародился среди поклонников оригинального сериала «Звёздный путь» (он же – «Стартрек»), в числе которых было немало девушек из научно-технической среды. Они организовывали фанатские конвенции и своими силами издавали тематические журналы с рассказами о персонажах сериала, причём небольшая, но заметная часть этих рассказов касалась возможных сексуальных отношений между главными героями – капитаном Кирком и Споком.

А может, истоки фанфиков надо искать ещё в 19 веке, когда преданные почитатели произведений о Шерлоке Холмсе создавали клубы по интересам и писали свои версии приключений сыщика?

Почему бы не назвать одной из версий происхождения жанра приключенческие истории по мотивам книг и фильмов, которые каждый ребёнок, включая нас с вами, придумывал в детстве?

Изобретение интернета повлекло за собой появление удобных и доступных по всему миру площадок для общения поклонников, их число и сплочённость сильно возросли. Фанатские сайты стали бесплатной площадкой, объединившей людей, которые ходят читать новые истории о любимых персонажах, с людьми, готовыми такие истории писать.


Масштабы явления

Думаете, что аноним из интернета никогда не сможет по-настоящему прославиться и достичь успеха? Уверены, что творчество поклонников не нужно никому, кроме их узкого круга?

Ошибаетесь!

Написание фанатской литературы в последнее десятилетие из постыдного «клейма позора» на репутации начинающего автора скорее стала «знаком качества». Причина этого отчасти в том, что некоторые авторы, начинавшие с фанфиков, стали звёздами мирового масштаба.

Пожалуй, самый яркий пример – Э.Л. Джеймс, чьи «50 оттенков серого» выросли из фанатской повести по «Сумеркам». Разумеется, для соблюдения авторских прав писательнице пришлось убрать совпадающие имена, вампиров и прочие детали, явно выдававшие первоисточник, да и саму повесть она впоследствии убрала из сети.

Также и постоянно публикующиеся писатели не брезгуют использовать идеи фанатов для своих последующих произведений. Например, Рейнбоу Рауэлл фанфики по её книге «Фанатка» вдохновили написать сиквел «Продолжай».


Научное признание

Пару лет назад Анна Джемисон, профессор Университета Юты, опубликовала потрясающее исследование под названием «Фанфик: Почему фанатская литература завоёвывает мир», в написание которого внесли вклад представители многих фандомов (фанатских сообществ, посвящённых тому или иному произведению).

Её исследование подвело итог ранее написанным фанатами из академической среды книгам и статьям, которые объясняли поведение поклонников определённых произведений с научной точки зрения. Среди учёных, уделявших внимание этой теме, можно найти антропологов, психиатров, и, с недавнего времени, литературных критиков и филологов (к примеру, профессор Джемисон также является экспертом в творчестве Кафки).

Они изучали различные аспектам фанатского творчества – социальной, эмоциональной, эстетической уникальности, присущей фанфикам.

Вот только несколько тем, затронутых в этих трудах:

слэш и гомосексуальные «пейринги»,

(два персонажа оригинального произведения, связанные романтическими/сексуальными отношениями, в описании фанфика обычно обозначается через косую черту, например: «Кирк/Спок»)

особенности организации и иерархия в фанатских комьюнити,

отдельные фандомы и их уникальные черты.


Борьба с правообладателями

В этих книгах, однако, было немного самих фанфиков: даже напечатанный в университетском издательстве не для продажи сборник был невозможен ещё пять лет назад, ведь корпорации, владеющие авторскими правами на оригинальные произведения, угрожали судом в случае публикации фанатской литературы.

Вероятно, судебные иски были бы ими проиграны, ведь такая некоммерческая публикация при указании оригинального источника и его авторов, является вполне законной, но дело было в самом факте угроз. Теперь же некоторые из корпораций рассматривают фанфики как бесплатную рекламу, другие попросту сдались, ведь интернет слишком большой, чтобы его контролировать.

Если бы ситуация не изменилась, не были бы возможны и огромные сообщества фикрайтеров (авторов фанфиков) со своей внутренней солидарностью, конфликтами, мемами, нормами публикации, хотя бы просто потому, что владельцы авторских прав могли бы засудить авторов за действия, порочащие репутацию, учитывая, сколько среди фанфиков эротического и гомосексуального контента.

Один из ключевых моментов сдвига парадигмы произошёл в 2007 году с открытием онлайн-архива фанфиков Archive of Our Own («Наш Архив»), который стал основным местом публикации разнообразных фанатских работ (включая песни, комиксы, видео).

Этот ресурс стал «островком безопасности» для людей, объединённых общими целями, вкусами, работающих безвозмездно, неофициально, зачастую анонимно. По этим причинам, подобные ресурсы смогли оказать гораздо лучшее сопротивление правообладателям, чем их соперники, работающие на коммерческой основе.


Зачем люди пишут фанфики

Коппа, профессор литературы и театра в колледже Мюленберга, помогла основать «Архив». Её альманах «Читатель фанфиков» объединил истории, которые, на её взгляд, могут дать представление об этом феномене: сравнительно короткие произведения в рамках известных фандомов, с долей эротики, но без откровенно шокирующих извращений. Коппа также написала вступительное эссе, затрагивающее темы, которым посвящены фанфики. Рассказы в книге подобраны увлекательные, их интересно читать, даже если вы не знакомы с героями, это глубокие, качественные произведения.

Их можно было бы легко переделать в рассказы, не связанные с определённым фандомом. Но в этом случае потерялись бы внутренние, понятные только фанатам шутки, мотивация, атмосфера, которые наполовину делают рассказ таким классным.

Тут мы приходим к интересному вопросу, который состоит даже не в том, может ли фанатская литература быть хорошей в соответствии с общепринятыми литературными стандартами (конечно, может!), а в том, в чём и для чего фанфики особенно хороши.

Написать фанфик по любимой книге – всё равно, что вернуться в ресторан, в котором вам очень понравилось, или научиться готовить еду, которую там подают.

  • Это отправная станция, своеобразный инкубатор. Писатели, начинающие с фанфиков, получают необходимую смесь одобрения и критики, что может вдохновить их на коммерческую публикацию «настоящих» книг.
  • Жёсткие рассказы служат своего рода «предохранительным клапаном»: в творчестве человек выражает тайные желания, которые гораздо меньше проявляются в его реальной жизни.
  • Творчество фаната может стать способом критики исходного текста, когда, например, меняя расовую принадлежность персонажа, фанат показывает, как изменилась бы история. Коппа в книге по этому поводу проводит аналогию с современными постановками Шекспира.
  • Фанфики, привлекая внимание, позволяют своим авторам и читателям задумываться над абстрактными, требующими рефлексии жизненными вопросами.
  • Читателю гораздо интереснее читать рассуждения любимых героев, чем каких-то неизвестных персонажей, которых автор только что выдумал.
  • Рисуя образы персонажей, которых люди уже хорошо знают и о чьих дальнейших приключениях уже хотят почитать, авторы-непрофессионалы могут найти отзывчивую аудиторию из незнакомых и непредвзятых читателей. В истории нашей цивилизации ещё не существовало более прямого пути для начинающих писателей к потенциально заинтересованным читателям.

«Все истории – правда, даже те, которые вы выдумываете в детстве», – говорит персонаж фанфика за авторством KaydeeFalls по фандому «Доктор Кто».

Но не все истории интересны другим людям. Если у вас получится переработать свои воспоминания, размышления или фантазии о переезде, смене пола, выходе на пенсию в рассказ о Брюсе Уэйне и Дике Грейсоне, возможно, людям, которым не безразличны Бэтман и Робин, появится дело и до ваших мыслей и жизненного опыта.

КСТАТИ. В России почитать чужие и выложить свои фанфики можно на сайтах: https://ficbook.net и http://fanfics.me . Поклонникам Гарри Поттера стоит заглянуть на сайт http://hogwartsnet.ru . Почитатели саги «Сумерки» найдут единомышленников на https://twilightrussia.ru .

Фикрайтерство часто скрывает имя автора и даёт ему же окрыляющее чувство равенства всех писателей в сообществе. Восприятие новичка как «дерзкого выскочки» остаётся далеко в мире коммерческих издательств и престижных романистов, отношение скорее можно описать лозунгом поэтов-авангардистов 70х годов: «Впахивай, чтобы изменить язык и никогда не прославиться».

Фикрайтеров можно сравнить с американским инди-роком до группы Nirvana, с той лишь заметной разницей, что фанфики пишут в основном женщины.

Если вы привыкли читать старомодные прозаические сборники, и в то же время открыты идее о том, что фанфики – новая и важная часть литературы, обладающая уникальными преимуществами, вы будете очарованы сборником «Читатель фанфиков» ещё до того, как прочтёте его. Однако люди, которые живут и дышат фикрайтерством, смотрят на это иначе.

Надеемся, что многие читатели после этой статьи посетят сайты с интересующими их фандомами, и, возможно, попробуют не только читать фанфики, но и писать сами!

Поэтому у нас конкурс.

Напиши фанфик на тему книг «Игра престолов» и пришли его на почту [email protected].
Объём – 3000 знаков.