Что значит быть гордым. Употребление слов «гордыня» и «гордость»

Скажут о ком-то, мол, гордый. Хорошо это или плохо? Речь идёт о гордости или гордыне? Ведь на почти подсознательном уровне русскоговорящие чувствуют, что первое – хорошо, а второе – плохо. Это не «бегемот» и «гиппопотам», которые обозначают одно животное, тут точно есть разница, но достаточно тонкая. Тем, кто хочет лучше понимать людей и выражать собственные мысли, нужно разбираться в нюансах русского языка, а также в тонкости понятий.

В Древности

В Древней Греции, например, люди ничего не имели против гордости, а вот гордыню, как слишком самоуверенное поведение человека, считали вызовом богам. Называли это понятие «гюбрис». Считалось, что за такое поведение обязательно будет возмездие – удача отвернётся от гордеца.

Как и многое, греки олицетворяли гордыню. Она представлялась в их мифах богиней Хибрис – «матерью пресыщения».

В разных языках

Интересно, что и иностранцы отмечают смешение этих слов в русском. В европейских языках для этих двух понятий обычно используются разные слова.

В польском первое –«duma», а второе – «pycha». Забавно, что в немецком гордость обозначена так, как и герой романа «Обломов», Stolz, а во французском «гордыня» — superb (нечто превосходящее). В сербском, словенском и других славянских языках, ничего не поделать, гордыня – «ponos», от сочетания, видимо, «нести себя». «Gurur» — гордость в турецком, а гордыня – «kubir». Важно, что последнее – важное для ислама слово, ведь считается, что именно из-за высокомерия Адам совершил первый грех, дал начало всем бедам людским. В католичестве только гордыня считается грехом, а православие считает, что гордость также нехороша, как и гордыня. Издревле в России культивировали смирение, доходящее до самоуничтожения.

Один корень

С начальной школы русский человек научен находить в словах приставки, суффиксы… У исследуемых слов корень явно один. То же самое со смыслом – одно понятие, в общем. Состояние, когда человек ощущает некую отстраненность. По кинестетическому ощущению это – расправленные плечи, хорошая осанка, взгляд чуть сверху. Близко к этому состояние уверенности в чем-то или ком-то, но всегда – в себе.

Разница в деталях

Тонкое различие, безусловно, есть. Основная трудность, что прилагательное «гордый» восходит к обоим словам, и тут уж приходится понимать тонкий смысл из контекста. К примеру: «Она не позвонит первой – гордая». Её останавливает гордость? Он обидел её, поэтому она считает недостойным себя делать первый шаг, «бегать» за ним, раз он её не ценит. Или проблема в гордыне? Девушка сама не права, но всё-таки хочет, чтобы другой унизился, «побегал» за ней, взял на себя её вину…

Гордость вызывает уважение окружающих, а вот гордыню осуждают .

Она обозначает негативное превосходство . Человек не готов принять даже самую искреннюю помощь, не хочет показаться слабым, повторяет: «Я сам – без вас разберусь». Других обижает. При этом сам может страдать от неспособности «унизиться», принять что-то от других. Злится на себя самого, на других за то, что они такие щедрые и добрые.

Есть ещё один смысловой оттенок – тоже негативный. Гордыня часто бывает ни на чём не основана. Гордиться-то нечем, а человек «строит» из себя. Здесь речь идёт о высокомерии, а истинного уважения нет ни к себе, ни к окружающим. Человек забывает, что всего он добился, по здравому размышлению, не только сам. Ему помогла люди, обстоятельства, опыт, погода… весь мир.

Можно сказать, что гордыня – это ложная гордость, негативная, гипертрофированная и безосновательная. Это проявление эгоизма. Гордыню нельзя испытывать «за других», её источник только в собственном возвышении, хотя иногда за счёт других.

Разная степень

Как «щедрость» и «мотовство», «бережливость» и «жадность» исследуемые понятия различаются, в основном, степенью проявления признака. Гордость – это нормально и даже хорошо, она подразумевает позитивные эмоции, а вот гордыня – это уже осуждаемый перебор, часто без оснований. То есть, даже если гордость позитивная и законная, например, за своего родственника переходит границы, то она тоже превращается в негативную гордыню.

Сложность заключается в совпадении формы прилагательного, что заставляет каждый раз разбираться, к какому понятию оно восходит в данном контексте. Однако гордость и гордыня разнятся, пусть не как черное и белое, но как белое и серое.

Гордыня и гордость - существует ли разница? Современное общество выдвигает несколько версий. Некоторые относят такие качества к диаметрально противоположным. Другие доказывают, что это одинаковые свойства. Если заглянуть в Библию, то вывод однозначен - гордыня и гордость - однокоренные слова. Следовательно, несут они один смысл. Только гордость - несколько меньшее зло. Ее представляют как доброкачественную опухоль. В то время как гордыня - это злокачественное образование. Она приносит вред самому человеку и окружающим. Что же таится под такими понятиями? И в чем сокрыта разница между этими качествами?

Что говорит религия?

В наши дни очень много говорится о гордыне. Однако большинство людей путают это понятие с гордостью. Рассмотрим, что же говорят религии о данных качествах.

В православном мире гордыню считают одним из восьми смертных грехов. У католиков она вошла в концепцию семи пороков. В исламе гордыню называют кибр. Дословно переводится как «высокомерие». Ее относят к большим грехам, которые в большинстве случаев становятся источником других ошибок.

Таким образом, все религии разграничивают такие качества, как гордость и гордыня. Разница заключена в следующем. Человек, ослепленный гордыней, превозносит себя, хвалится перед Богом своими качествами, напрочь позабыв, кто наделил его ими. Такая особа самонадеянна и верит в то, что всего способна достичь самостоятельно, а не по Божьей воле. В своей гордыне человек не благодарит Всевышнего за то, что имеет (жизнь, слух, зрение) и получает (кров, пропитание, детей).

Современное понимание гордыни и гордости

Как же характеризуют данные качества просветленные умы нашего общества? Википедия приводит следующее толкование. Гордыня - это непомерная гордость, высокомерие, заносчивость и эгоизм. Характеристика проста, но достаточно понятна.

Гордость - это отражение положительной самооценки. Наличие самоуважения, собственной ценности и чувства достоинства. Подобным образом такое свойство трактует и словарь Ожегова. Книга, изданная в 2009 г., определяет качество «гордость» как самоуважение, ощущение собственного достоинства.

Такие характеристики приводят компетентные источники. А теперь разберем, что приводит к развитию порока.

Почему возникает гордыня?

В чем же истоки столь неприятного качества? Психологи утверждают, что возникает гордыня из страха. У человека появляется боязнь, что он не будет любим таким, какой он есть. Такие опасения приводят к стремлению возвысить себя над другими людьми. Неуверенность в себе толкает его в лапы гордыни.

Этим лицам свойственно сравнивать себя с другими, страшась найти в них лучшие качества. Поэтому гордецы всем и всегда подчеркивают свои преимущества. Особенно ярко проявляется это при сравнении себя с другими. В результате они просто жаждут получить похвалу. Только так они способны доказать свою значимость. И доказывают это они скорее себе, чем окружающим. Для гордецов это своеобразный способ самоутвердиться.

Очень важно понять, что гордыня - это порок, неизменно толкающий человека в пропасть.

Негативное качество

Из вышесказанного становится ясно, что далеко не одно и то же гордость и гордыня. Разница в данных понятиях колоссальна. Именно она позволяет утверждать, что вышеназванные качества противоположны. И в жизни они приводят человека к разным результатам.

Гордыня - это неуважение практически ко всему: к людям, окружающему миру, к чужим достижениям. Проявляется данное качество как безосновательное высокомерие, ощущение собственного превосходства. Иногда такие люди отгораживаются от всех своим раздутым мирком. Неудивительно, что данное качество сулит своему владельцу неудовлетворенность, утрату радости, закрытость, одиночество. Замечено, что люди, в душе которых поселилась гордыня, крайне мнительны, очень уязвимы. Они часто конфликтуют и, как следствие, переживают постоянные разочарования и неудачи. Такие люди очень обидчивы. Хотя в душе глубоко несчастны.

Если гордыня - пропасть, развернувшаяся пред человеком, то гордость - хорошее качество, способное привести к успеху. Нередко именно оно поднимает человека на небывалую высоту.

Положительное качество

Чем гордость отличается от гордыни? Давайте разбираться. Итак, гордость - это собственное достоинство, способность уважать как себя, так и других. Такие люди умеют ценить духовное, свои таланты и достижения окружающих особо. Отличает их такое качество, как справедливое отношение. Люди, обладающие гордостью, защищают и ценят именно то, что того заслуживает. При этом совершенно не важно, твое это или же чужое.

Гордость позволяет человеку отлично видеть свои слабости и недостатки, над которыми еще следует трудиться. Такие люди справедливы и адекватны к себе. Ведь гордость не заставляет их бежать от своих недостатков. Поэтому такие люди отлично понимают свои проблемы. И что в результате? Понимая своих слабости намного лучше, чем способны это сделать окружающие, они становятся практически неуязвимыми. Ведь они не комплексуют по этому поводу. Такой человек прекрасно осознает, что все люди наделены недостатками. А поскольку он усиленно трудится над своими, то любые проблемы для него - лишь временное явление.

Отличие понятий

Достаточно красноречиво говорит о различии в данных качествах следующий разговор между отцом и сыном. Ребенок спросил: «Гордыня и гордость? Отличия в чем?» Призадумался отец. А затем ответил: «Гордость - это понимание того, что для окружающих ты сделал все, на что был способен. Гордыня же - это иллюзия, якобы тебе по силам осуществить то, что не могут сделать людишки».

Итак, давайте рассмотрим, что привносит в жизнь человека гордыня и гордость. Отличия настолько велики, что не оставляют сомнений в противоположности понятий.

Что сулит гордость?

  1. Позитивное отношение. Человек уважает не только «свое», но и чужие ценности. Подразумевается справедливое отношение к другим людям, основанное на чести.
  2. Позитивные, благородные чувства и эмоции. У человека возникает гордость за себя, свою работу, детей. Искренность данного чувства способна сделать его счастливым.
  3. Ответные чувства. Большой позитив в душе не остается незамеченным другими. Поэтому в ответ рождается уважение к такому человеку.
  4. Опора. Люди, несущие в душе гордость, отлично понимают свои достоинства и сильные стороны. Это дает им возможность в любой ситуации опереться на них.
  5. Неуязвимость. Человек обладает внутренним достоинством. И даже если весь мир отвернется от него, он не упадет низко. Ведь такие люди не ищут поддержки во внешней шелухе.
  6. Достойные свершения. Гордость побуждает человека ставить перед собой новые цели и достигать их.
  7. Уважительные отношения. Такие люди закладывают в основу общения честь. Именно поэтому им удается выстроить уважительные, достойные отношения.

Что порождает гордыня?

  1. Негативное отношение. К нему приводит полное неуважение, презрение, игнорирование других людей и их ценностей.
  2. Негативные эмоции, разъедающие душу. Такие качества, как презрение, неуважение, зависть, сарказм, отвращение и непринятие, злость, обида делают человека глубоко несчастным.
  3. Непринятие в ответ. Общение с такими людьми складывается довольно сложно. Как правило, возникает желание закрыться от них и более с ними не сталкиваться. Лишь мудрые и сильные личности способны сочувствовать тем, кто заражен гордыней.
  4. «Мыльный пузырь». Человек опирается на иллюзии. К сожалению, это надуманное величие. За которым ничего в большинстве случаев не стоит.
  5. Уязвимость. Такие личности невосприимчивы к любой критике. Они мнительны, обидчивы и агрессивны. Теряя внешнюю поддержку, а следовательно, подпитку своего «Я», они «сдуваются», словно резиновый шар. Ведь реальной опоры у них нет.
  6. Самоупивание. Обладатель гордыни считает, что достиг уже всего. Такое мнение не позволяет ставить пред собой новые цели и стремиться к их достижению.
  7. Конфликтность. Одна из распространенных черт, присущих таким личностям. К сожалению, это часто разрушает доверие, чувства и доброту.

Как избавиться от гордыни?

Бороться с ней можно несколькими путями. Осознав, чем гордость отличается от гордыни, самое главное - найти этот порок в себе. Некоторые люди стремятся уничтожить неприятное качество одним ударом. Это тропа отшельников, святых, которые путем лишения пытаются достигнуть совершенства.

Если говорить о простых людях, которым свойственна и гордыня, и гордость, то им подойдет другой метод. Он основан на следующем:

  1. Осознание мира и себя. Предназначение любого человека - нести на землю радость и свет. Умение отдавать - природная потребность души. Человек, который не делает этого, загоняет себя в страдания.
  2. Самосовершенствование и самопознание. Нельзя расходовать всю жизненную энергию лишь на удовлетворение потребностей тела. Разум в таких обстоятельствах попросту деградирует. Следует помнить, что каждый человек имеет свое земное предназначение. Чтобы в душе поселилась гармония, следует проанализировать, в какой области вы способны принести человечеству благо. Именно в этом направлении нужно самосовершенствоваться.
  3. Развитие необходимых качеств. В противовес гордыне ставятся такие качества, как благодарность, смирение, трудолюбие, ответственность, вера, благотворительность, любовь. Развивая их, человек способен перебороть неприятный порок.

Заключение

Если человек плохо видит, ему советуют приобрести очки. Но если кто-то, читая о признаках, которые характеризуют такие качества, как гордыня и гордость, не замечает ни одного порока в себе, никакие увеличительные стекла не помогут. В таком случае, как утверждают компетентные источники, ощущение собственной важности развито непомерно. Вспомните, и выделиться нравится, и поспорить, и похвастаться… Следовательно, есть над чем поработать.

Порой мы не замечаем различия в словах, схожих по смыслу, и не придаем этому никакого значения. Однако неверное понимание значения слова может привести к греху. Рассмотрим вопрос, в чем разница между гордыней и гордостью с точки зрения православия. Я вам объясню, почему гордыня является смертным грехом, а гордость — положительной самооценкой. Мы рассмотрим проявление гордыни в сравнении с падением Люцифера и постараемся найти ответ, как избежать грехопадения в современном мире.

Гордость является положительным качеством человека, так как проявляется в самоуважении к себе либо другому человеку. Как часто мы гордились достижениями своих родителей, бабушек или прадедов. У многих деды принимали участие в Великой Отечественной войне и возвращались победителями. Мы горды за свое могучее отечество, так как являемся потомками победителей.

Гордость — это ощущение собственного достоинства. Нас с детства учили, что человек — это звучит гордо. Человек освоил космос, открывает законы мироздания, научился бороться с природными стихиями и победил множество неизлечимых ранее болезней.

Гордость проявляется в уважении к себе и окружающим. Если человек ощущает собственное достоинство, то он также уважается это в других людях. Очень часто впадающий в гордыню человек пытается прикрыть свой грех гордостью, объясняя свои поступки благородными целями и идеями. Однако помните, что в проявлении гордости нет унижения или безразличия к другим, если же оно появляется — речь идет далеко не о гордости, а о гордыне.

Гордыня — смертный грех

В православной традиции гордыня считается одним из восьми смертных грехов, ведь именно она привела к падению некогда верного богу Люцифера. Но мы не сравниваем себя с ангелами и архангелами, поэтому легкомысленно относимся к таким важным понятиям как гордость и гордыня. Разве зазорно гордиться своей родиной или отличными отметками в школе? Мы просто не понимаем разницы, чем отличается гордыня от гордости.

Православная церковь имеет твердое убеждение, что гордыня приводит к духовной смерти. Почему? Потому что это состояние души приводит к развитию других пороков, является отправной точкой для дальнейшего грехопадения. Ослепленный гордыней человек превозносит собственные качества выше всего и даже посягает на сравнение себя с богом. Немощный в своей сути человек забывает, кто наделил его такими качествами. Он полностью уверен, что благодаря своим талантам сможет добиться всего самостоятельно.

Гордыня — это утрированная гордость и заносчивость.

Зачем ему бог, если есть столько уверенности в своих силах и умениях? Точно также рассудил и Люцифер, что и привело его к падению. Носитель света стал ангелом тьмы, потому что возгордился перед своим Создателем. Люцифер решил стать независимым от бога и равным ему по свойствам. Он возненавидел человека, так как Создатель назвал его равным себе. Кто может быть равным богу, как не его приближенный Люцифер? Ненависть привела к отречению и окончательному падению денницы божьей — он был низринут с небес.

Отцы церкви наставляют нас не уподобляться Люциферу и не взращивать в себе семена гордыни. Как часто человек забывает, что он полностью беззащитен перед силами природы, надеется на свой разум и умения. В суетном тщеславии он не учитывает, что обязан своим благополучием Создателю. Кто дал человек органы чувств — зрение, осязание, слух и речь? Кто заботится о его пропитании и крове? Гордыня убеждает человека, что только благодаря собственным заслугам он имеет все блага в жизни.

Грех — это искажение заповеди божьей, ее противоположность.

Как Люцифер потерял чувство дистанции между собой и сотворившим его Создателем, так и человек забывается в самолюбовании и превозношении. Этому способствует враг человека — сатана, бывший ангел света. Мог ли бог создать подобное зло? Отцы церкви считают, что бог не создавал злого ангела — он сам исказил принцип божьей любви, что и привело его к грехопадению. Как мог исказить Люцифер принцип любви? Он перенес его с бога на себя самого, стал любит себя.

Гордыня в современном мире

Давайте рассмотрим, к чему может привести гордыня человека. Если вовремя не осознать пагубность проявления гордыни, она может привести даже к преступлению. Это мы видели на примере развития фашизма в Европе, когда немецкая нация стала считать себя лучше и важнее других народов. Сколько горя и слез принес фашизм всем, и немецкому народу тоже.

Гордыня приводит к национальному шовинизму, когда один народ считает себя в праве угнетать другие народы. Люди наполняются национальным чванством, путая шовинизм с национальным патриотизмом. В своем крайнем проявлении это приводит к физической расправе над представителями других народов или наций, нетерпимости к чужим традициям и верованиям.

Чтобы распознать духовное заболевание гордыней, нужно знать ее основные признаки и проявления:

  • зазнайство;
  • чванство;
  • высокомерие;
  • заносчивость;
  • ненависть;
  • предубежденность;
  • тщеславие;
  • стремление унизить других;
  • раздражительность и нетерпимость;
  • нежелание прощать и признавать свои ошибки.

Я перечислила источники питания для гордыни. Насколько далеко может зайти человек в проявлении своей гордыни, мы видели на исторических примерах. Но вы можете не согласиться с перечисленными примерами проявления свойств гордыни, ведь среди людей многие не умеют прощать и ведут себя заносчиво. Это так. Однако гордыня начинается тогда, когда человек перестает контролировать свои чувства и позволяет им полностью овладеть собой. В этом случае уже идет речь не о простом прегрешении, а о проявлении гордыни.

Как бороться с гордыней

Первым плодом гордыни является агрессия по отношению к другим людям. Гордец заносчив, вспыльчив, нетерпим. Чувство собственной важности может натолкнуть его на мысль о своем превосходстве и уникальности. Это приведет к тому, что он создаст сам из себя кумира и начнет поклоняться самому себе. Если кто-то осмелится возразить горделивому человеку, он начнет ему мстить.

Горделивый человек часто обидчив, что пытается тщательно скрыть от окружающих. Неутоленная обида и неосуществленная месть может привести к расстройству психики и здоровья. Это очень опасное состояние для самого гордеца и для его окружения.

Как противостоять проявлению гордыни? Прежде всего, нужно осознать свое духовное заболевание и признать его. Если человек не замечает за собой проявление гордыни, он не станет с ней бороться. Прислушайтесь к мнению окружающих — что они о вас говорят? Замечают ли они ваши недостатки, и какие именно? Это станет поводом для размышления о своем характере и свойствах.

Если вы часто раздражаетесь на людей, не впадаете ли вы в гордыню? Найдите в себе мотивы раздражения — что вас больше всего беспокоит? Затем начните придерживаться следующих правил в своей жизни:

  • принимайте мир таким, какой он есть;
  • не пытайтесь подчинить людей своей воли любыми способами;
  • научитесь прислушиваться к мнению людей;
  • за все благодарите создателя жизни;
  • в любой ситуации старайтесь увидеть позитивные стороны.

Если вы не можете самостоятельно справиться с гордыней, обратитесь за помощью к духовным наставникам из церкви или попросите старших людей помочь вам справиться со своими качествами. Мудрость старшего поколения бывает только на пользу молодым.

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость - чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек - это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость - грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад - это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм - это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви - транспаранты и крестные ходы - демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость - «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», - наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать - значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, - сказал я тогда пришедшему брату, - зол сей день мне!”. ”Почему так?” - спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», - повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям - никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним - нашим личным благочестием. Ведь мы - это тоже Церковь. «Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи», - говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть - значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель - любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37-39).

Любовь - это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то - радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то - истинная, вечная.

Любовь - это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14-15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь - это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким - родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение - понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным - понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви - видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение - человека. Человек - это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека - всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».