Мухина граненый стакан грани. О глубинной ценности утраченного повседневного

В наши дни гранёный стакан уже не пользуется таким спросом и постепенно становится раритетом, который держат скорее для коллекции. Гранёный стакан в своё время был одним из важнейших атрибутов быта в Советском Союзе. Но мало кто знает, кто изобрёл гранёный стакан. Давайте попробуем в этом разобраться.

Так кто же изобрёл гранёный стакан? Ответить на этот вопрос достаточно проблематично. Так, известно, что стаканы с гранями производились ещё при Петре I и производились на одном из старейших стекольных производств в городе Гусь-Хрустальный. Многие не сомневаются в том, что гранёные стаканы и стопки производились ещё до революции.

В 1905 году Карл Фаберже выставляет на показ свой натюрморт «Пролетарский завтрак». Интересно, что на деле всё это изготовлено из достаточно дорогих материалов. Так стакан с водкой является хрустальным, кирпич сделан из яшмы, желток является янтарным, окурок сделан соединением кварца и серебра, муха также сделана из серебра, как и обрывок газеты. Эту работу оценивают в сумму более 1 миллиона долларов.

В 1914 году на Уршельском стекольном заводе появляется печь автомат, благодаря которой они также налаживают производство гранёного стакана.

Мы можем наблюдать гранёный стакан на картине «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, которую он написал в 1918 году. Видно, что у стакана 12 граней.

Внимательный читатель заметит, что всё-таки это не совсем тот дизайн, который позже стал популярным, поэтому всё-таки можно считать, что гранёный стакан в его классическом для СССР виде изобрела именно Вера Игнетьевна Мухина, известный советский скульптор, создавшей монументальную скульптуру «Рабочий и колхозница». Также существуют слухи, что в разработке дизайна ей помог Казамир Малевич.

Вера Игнатьевна Мухина была увлечена стеклом в конце 40-х годов. Ей было поручено изобрести новую форму для стакана таким образом, чтобы в столовых общепита их было удобно промывать в машине для мытья посуды, а также сделать их более прочным. Вы можете заметить, что у стакана Мухиной по верху идёт усилительное кольцо, которого вы не увидите на других гранёных стаканах ранее.

Первый гранёный стакан выпустили 11 сентября в 1943 году на том самом заводе в городе Гусь-Хрустальный. Стандартный стакан имеет 16 граней, но есть и другие вариации 12, 14, 16 и 18 граней, реже встречаются с нечётным числом граней, например, 17-ю, потому что чисто технологически производить их было неудобно. Объём гранёного стакана 250 миллилитров до края.

Объём стаканов мог быть: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров. Цена варьировалась от 7 до 14 копеек и указывалась на дне стакана путём выдавливания.

Материал, форма, размер

Физические характеристики стакана могут меняться в определённых пределах от одного конкретного изделия к другому. Если же характеристики изделия выходят за допустимые пределы, то лучше подходит другое название, например: фужер , стопка , кружка .

Важной физической характеристикой стакана является материал, из которого он изготовлен, и свойства этого материала. Наиболее часто стаканы сделаны из стекла . Такая практика отразилась в том, что в некоторых языках, таких как английский, немецкий, французский, слова "стакан" и "стекло" являются омонимами : glass, Glas, verre . Стаканы бывают, однако, также пластмассовыми, бумажными и даже металлическими. Керамические изделия сходной формы и назначения стаканами называются редко. Бывают стаканы прозрачные (стеклянные, пластмассовые) и непрозрачные (бумажные, пластмассовые, металлические), многоразовые и одноразовые (из бумаги или пластмассы), складные (из нескольких колец). Материал стакана определяет, можно ли им пользоваться для употребления горячих напитков или нет. Встречаются даже съедобные стаканы: так, мороженое может продаваться в вафельных стаканчиках.

Форма стакана обычно близка к цилиндру или к усечённому конусу , однако встречаются стаканы более сложной формы. Соотношение высоты стакана к основанию примерно 2:1, а размером он близок к человеческой ладони. Объём стакана обычно 200-250 см³. 12 стаканов = 1/4 ведра . Стаканы меньшего размера часто называются стаканчиками, а совсем маленькие - стопками. Стаканы также бывают гранёными.

Гранёный стакан

Гранёный стакан, классический

Гранёный стакан

Дно гранёных стаканов

Происхождение гранёного стакана доподлинно неизвестно. Распространена точка зрения, что в России гранёные стаканы начали делать в эпоху Петра I в городе Гусь-Хрустальный . Гранёный стакан лучше держался в руке во время качки на кораблях. Во всяком случае, можно c уверенностью сказать, что до Революции стаканы и стопки с гранями в нашей стране уже изготавливались .

Дизайн гранёного стакана советского образца приписывают Вере Игнатьевне Мухиной , автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница ». Впрочем, документального подтверждения этому нет. Граненый стакан появился гораздо раньше: еще на "Утреннем натюрморте" Петрова-Водкина изображен граненый стакан с чаем, это 1918 год. А Вера Игнатьевна увлеклась стеклом в конце 40-х. Первый советский гранёный стакан был выпущен в 1943 году старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный. Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 17 граней и вмещал 200 мл жидкости (или 250 мл, если налить жидкость до краев). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило, 7 копеек).
Характеристики гранёных стаканов производства СССР:
Верхний диаметр: 7,2-7,3 см;
Нижний диаметр: 5,5 см;
Высота: 10,5 см;
Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения);
Ширина верхней кромки: 1,4 см, 2,1 см (возможны и иные значения);
Объем: 200 миллилитров.

Гранёный стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы и по сей день используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).

В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии Георгия Маленкова .

Химический стакан

Химические стаканы являются весьма важной частью химической или биологической лаборатории. Как правило, по форме они представляют собой строгий цилиндр, хотя иногда могут иметь форму расширяющегося кверху усечённого конуса. Обязательным атрибутом химического стакана является носик для удобного сливания жидкости. Дно у хорошего химического стакана должно быть плоским, для удобства использования магнитной мешалки. Изготавливаются обычно из термостойкого стекла, но могут быть пластиковыми. Объем химических стаканов варьирует от 5 мл до 2 л. На стакан может быть нанесена шкала объёма, однако она приблизительна и служит только для ориентировки. Сосуды с точными шкалами, служащие для измерения объёма жидкости, называют мензурками. Химические стаканы используются обычно для приготовления растворов сложного состава, когда необходимо при перемешивании растворять несколько твёрдых веществ. Во время «лабораторных» праздников химические стаканы ёмкостью 50 мл нередко используются в качестве стопок.

Одноразовый стаканчик

Основная статья : Одноразовая посуда

Когда испачкается не надо мыть, а надо просто выбросить.

Ранее изготавливались из бумаги, в настоящее время в основном изготавливаются из пластика.

Стакан как мера объёма

Стакан также является бытовой мерой объёма жидкости и сыпучих тел, и в этом качестве используется в кулинарных рецептах. В этих случаях имеется в виду объём 200 см³. Например, имеется такой рецепт «Солянки московской на сковородке» : «2 - 3 рябчика (или любой другой дичи), 100 г. копчёной грудинки, 5 сосисок, 500 г. кислой шинкованной капусты, 4 столовые ложки томатной пасты, 1 луковица, 2 стакана бульона, 100 г. любых маринадов, соль, перец по вкусу, 1/2 стакана тёртого сыра.»

Популярные выражения со словом «стакан»

  • Найти истину на дне стакана .
  • Для пессимиста наполовину наполненный стакан - полупустой, а для оптимиста - полуполный.

Занимательные факты о стакане

Известные люди о стакане

В. И. Ленин в своей работе «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» следующим образом характеризует свойства и предназначение стакана:

Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжёлый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное.

преклонных лет, взяв его в руки, испытывают удивительное чувство ностальгии по былым временам. А не задавались ли вы вопросом, кто придумал граненый стакан и зачем? Сегодня мы постараемся пролить свет на этот вопрос и внести в него ясность.

Этот предмет, остается безумно популярным и в наше время. И дело здесь не только в устоявшейся привычке использования, а:

  • в качестве изделия;
  • его универсальности;
  • как ни странно, широкой области применения.

Многие наблюдали ни раз, как их бабушки или родители, используют этот предмет не по назначению: давили им твердый черный перец, использовали как мерную емкость. Каждая хозяйка знала, какой объем у граненого стакана. Если в стакан налить воды ровно до каемки, то объем будет составлять 200 мл. Если же долить воду до самого верха, то это будет ровно 250 мл. Теперь вы знаете, какой точный объем у граненого стакана, и можете это использовать.

Граненый стакан: история создания и факты

Очень трудно ответить на вопрос, кто именно придумал такую форму стакана и зачем. Некоторые исследователи, выдвигают гипотезы, что уникальная форма стакана – изобретение небезызвестного скульптора Веры Мухиной. Все помнят ее замечательную скульптуру, которая символизирует СССР, – это «Рабочий и колхозница». Случилось так, что в период с 1943 года, как раз во время блокады Ленинграда, Вера руководила мастерской художественного стекла. По этой причине, многие скептики считают именно ее автором уникального предмета. К сожалению, каких-либо документов, которые бы подтверждали ее авторство, не существует. Граненый стакан и его история создания, остаются загадкой.

Еще один вопрос, который не дает покоя современным историкам, это когда появился граненый стакан? Большинство склоняются к мнению, что он был создан в 1943 году, что подтверждает предположение, что сделала его именно Мухина. Когда именно появился граненый стакан, такая же загадка, как его авторство на это изобретение.

Профессор геологии Славянов Николай – это второй кандидат на звание изобретателя граненого стакана. Он был гением своих лет и известен множеством заслуг перед отечеством. Советская металлургия обязана ему многим, т.к. он внес неоспоримый вклад в ее развитие. Многие историки, которые тщательнейшим образом изучали его дневники, нашли в них поразительные изображения, а именно, наброски стаканов с различными гранями. Дневники сохранились в идеальном состоянии, что позволило их досконально изучить и сделать определенные выводы. Но, вопреки всему, его изделия должны были быть выполнены из металла, но никак не из стекла.

Еще большую неясность в вопрос, кто создал уникальный граненый стакан, вносит то, что Мухина и Славянов были знакомы. По причине этого, достоверно нельзя сказать, кто именно из них автор этой работы и истинный создатель. Большая половина историков и теоретиков утверждает, что идея создания граненого стакана и разработка его дизайна, принадлежит Славянову. За непосредственное изготовление стакана отвечала Мухина. Это наиболее правдоподобная версия, которая адекватно объясняет все несостыковки в этом вопросе.

Альтернативные мнения

История указывает еще на несколько имен, художника Малевича Казимира и Мухина. Но такое мало вероятно, так как прямых фактов, которые бы указывали на это, не существует на сегодняшний день. Есть мнение сотрудников стекольного музея, они утверждают, что стакан этой оригинальной формы создавался запланировано, согласно проекту новой посудомоечной машины еще довоенных времен.

Факты о граненом стакане

  1. Интересные факты: знаете ли вы, сколько граней у классического граненого стакана? Ответ прост: 14. Хотя, попадаются нестандартные экземпляры, число граней которых составляет 8.
  2. Интересен еще один факт: историки не понимают, откуда в нашем русском языке появилось слово «стакан». Например, в XVII веке были «достаканы» – это посуда, которая сделана или слеплена из плотных мелких дощечек, которые крепко соединены между собой. Многие полагают, что отсюда и пришло название.
  3. Граненые стаканы были отличительны по объему, и составляли от 50 до 250 г. В зависимости от этого, количество нанесенных граней варьировалось от 8-14. В 80-е года производство классических стаканов, перевели на зарубежное оборудование. Это привело к общему нарушению точной технологии производства. Граненый стакан отличался своей особой прочностью, но теперь он ее утратил. Стекло лопалось по бокам, что вызывало искреннее удивление и возмущение потребителей.

Кто придумал граненый стакан, остается загадкой нашего века. Так или иначе, сегодня нужно очень сильно потрудится, чтобы отыскать , который выполнен по правильной технологии, согласно ГОСТу.


Говорят, Вера Игнатьевна "изобрела" его совместно с художником Казимиром Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата". По другой версии, уникальную форму подсказал ей муж, любивший пропустить после работы рюмашку-другую. И то и другое вполне возможно.

Документально авторство Мухиной не подтверждено, но именно об этом говорят ее коллеги. Их аргументы основываются на том, что Мухина в перерыве между созданием монументальных скульптур много внимания уделяла стеклу, сотрудничала со стеклозаводами, к тому же точно известно, что она - автор пивной кружки . Родственники скульптора настаивают на том же.

Граненый стакан - непременный атрибут советской... http://www.elite.ru/art_gallery/ lifestyle/29/1895/1858/23615.phtml

Впрочем, не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов , открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. А в часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями, - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать "питейную чашу" из стекла. Первый советский гранчак сошел с конвейера старейшего в России стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области в 1943 году. Зачем же понадобились новые стаканы в разгар войны? В НИИ стекла, который находится рядом с упомянутым заводом, пояснили, что предприятие в то время не останавливалось и производило рассчитанную на массового потребителя "сортовую" посуду. По словам доктора технических наук, заместителя директора по науке НИИ стекла в Гусь-Хрустальном Юрия Гулояна, изготовить сосуд для распития веселящих напитков из стекла, который не бился бы при падении на землю, пытались издревле.

Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов. Так вот, гранчаки идеально подходили под чудо-технику. И как только пресс для граненых был смонтирован, его сразу запустили в работу. Многогранный сосуд вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за "приличной" толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя.

Если верить легенде, первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, не медля, швырнул чашу оземь со словами "Стакану быть!" Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - "Стаканы бить". Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского "тустыган" - чаша или "дастархан" - праздничный стол.

О стакане, оказывается, можно говорить бесконечно, но лучше сходить в Некрасовку и посмотреть все своими глазами. Совершенно бесплатно.

Это не одноразовый проект - в этом году еще и юбилей портмоне, приходите - отметим, - полушутя-полусерьезно приглашает Галина Павловна.

Наливай!!! *** ПИТЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ *** Занимательная история

**********************************************************

Что такое «штрафная рюмка» ? В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.


«100 фронтовых». Их во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.

Тост за здоровье. Еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».

На троих. В советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется.

Гранёный стакан. В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани… Первый стеклянный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по эскизам Веры Мухиной. По другой версии дизайн знаменитого стакана принадлежит Казимиру Малевичу. Такой стакан отличался повышенной прочностью – при падении с метровой высоты на твердую поверхность граненый стакан оставался целым.

В ящике водки 20 бутылок. В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация…

Пустую бутылку нельзя ставить на стол. Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.

Посошок на дорожку. Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.

Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.

Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила»… и другие с таким же смыслом.

Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.

Стременная. Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.

Закурганная, Осушить закурганную чарку — обычай казачий, степной. В старину казачьи станицы ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно были древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.

За курганами начиналась беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная опасностей. И было принято провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». А дальше уж как судьба с ними обойдется…

Эта обязанность — провожать «за курганы» — принадлежала молодым, сильным, удалым. И получалось что-то вроде почетного казачьего эскорта, когда молодые казаки соревновались в лихости, демонстрировали сноровку, лошадей и оружие. Чем многочисленнее был эскорт, тем больше было почета и уважения уезжавшим.

Наконец, останавливались там, где в таких случаях делали остановки еще их прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу, порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно всем, и уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.

Пили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге всадники…


И на посошок, и стременная, и закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повторялись, так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных потребностей.

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем отмечать ее, уважаемые читатели, надо 11 сентября, и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза. Зачем в разгар войны обновлять стакан, спросите вы. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, а заодно устроить вам еще один законный повод выпить, мы решили разобраться в судьбе граненого стакана.

Об истории этого легендарного продукта стекольной промышленности нам рассказали научный сотрудник Музея скульптора Веры Мухиной (г. Феодосия) Светлана Явисенко и заведующая демонстрационным залом "Опытного стекольного завода" (г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область, РФ) Вера Костина.

БЕЗРОДНЫЙ "ИНОСТРАНЕЦ" ПО НРАВУ ЦАРЯМ

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды, по словам Веры Костиной, хранится в Эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь "для проверки", а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв "бить" тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Еще одно подтверждение "древности" граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

"Завтрак" Веласкеса. Гранчак может оказаться иностранцем

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак" — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в... США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

МУХИНА: РАБОЧИЙ, КОЛХОЗНИЦА И ГРАНЧАК

Мухина. Работала не только с монументами, но и со стеклом

"Вторая" жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры "Рабочий и колхозница", за которую ее вознаградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново "создавать" стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы "выжил" после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал "Черный квадрат"). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак — дело рук Мухиной, нет.

1918-й. У Петрова-Водкина стакан будто современный

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более "играющим" на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от "стаканных" домыслов, факт!

НОВАЯ ЖИЗНЬ ГРАНЕНОГО СТАКАНА

Сегодня гранчак, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства. На заводе в Гусь-Хрустальном, где был выпущен первый советский гранчак, нынче делают стаканы для IKEA. "Мы сейчас делаем в основном европейскую посуду — прозрачную, в которой хорошо видно содержимое. О граненом стакане такого сказать нельзя. Это уже экзотика, которую мы делаем только под заказ", — рассказала Вера Костина.

В гранях ищите штрих-код. Фото artlebedev.ru

Теперь у гранчака новая жизнь — он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), ее дизайнеры поигрались отблесками граней стакана и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект "лебедевцы" назвали загадочно — "Латустридус". Поставив перед собой цель "закусить граненым стаканом", они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится "вкусный пломбирчик". Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил.

Фото artlebedev.ru

Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

В этой башне 2024 гранчака

С ПОМОЩЬЮ ГРАНЧАКА...

ЛЕПИЛИ

Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста "заготовок" для вареников и пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200—250 мл) или мелкие (100—150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось немало устройств для лепки вареников и пельменей.

ОТМЕРЯЛИ

Стакан прочно обосновался на кухнях советских граждан, став универсальным кулинарным мерилом. С первого издания классической "Книги о вкусной и здоровой пище" (1939 г.) стаканами, а не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.

"СУШИЛИ"

Применялся гранчак не только на кухне. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных рам, нередко между ними можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.

РАЗВОДИЛИ

Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня для развития корневой системы) саженцы. Они не "мусорят" и не портят вид подоконника, если рассада готовится дома.

НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию "подчистили".

Питейная фраза "сообразим на троих?" обязана своим появлением граненому стакану. Случилось это в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" (125 мл) и "чекушки" (200—250 мл). В два стакана бутылка водки не помещалась, а на три делилась идеально. Вот и "соображали".