Непосредственно образовательная деятельность по ЗКР "Тигрёнок Рома" для подготовительной группы. Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе «Звук

Ирина Николаевна Пожалюк
НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [г] и [х]»

Тема : ЗКР. Дифференциация звуков «г» , «х» .

Цели : 1. упражнять детей в произношении звуков «г» и «х» отдельно, в слогах и в словах; учить слышать звук в слове , определять его позицию, называть слово на заданный звук .

2. Совершенствовать слуховое внимание, укреплять голосовой аппарат, совершенствовать речевое дыхание.

3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку и занятиям по звуковой культуре речи .

Словарная работа :

Обогащение : пароход, подсолнух, черепаха.

Закрепление : скороговорка, хата.

Активизация : халва, грач.

Материал к НОД : двусторонние карточки-фонарики с красной и синей сторонами.

Дети, А хотите поиграть со мной в игру, которая называется «Покатаемся на лошадках» ? Когда лошадки идут по дороге они цокают копытами вот так (образец) . Давайте, когда я скажу «поехали» вы приоткроете рот и будете щелкать кончиком языка, а когда скажу «остановитесь» вы перестанете щелкать. (Повторение упражнения 2-3 раза) .

Молодцы, ребята, С вами очень весело играть. А скажите-ка мне а какие бывают звуки ? (гласные и согласные) . Правильно. А с какими звуками вы познакомились на прошлом занятии (р, л) Какие же это звуки (согласные) . А какие еще согласные звуки вы знаете ? (Ответы детей) . Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новыми звуками «г» и «х» . Послушайте, как я их произнесу.

Дети, язычок у нас находится за зубами. Когда мы произносим звуки «г» или «х» , то звук вылетает вместе с воздухом, мы как бы выдыхаем. Давайте попробуем произнести сначала звук «г» , а затем»х». (Дети произносят звуки ) .

А теперь будьте очень внимательны. Я буду произносить звук «г» , а вы звук «х» и наоборот. (повторение упражнения 2-3 раза) .

А теперь поиграем в еще одну игру. Я буду произносить фразу, а вы должны будете повторить несколько раз последний слог последнего слова в этой фразе. Послушайте. Мне купили сапоги. Вы повторяете ги- ги-ги. Давайте продолжим.

Мне купила сапоги (ги-ги-ги) .

Одна нога (га-га-га) .

Я хожу по кругу (гу-гу-гу) .

Я сижу наверху (ху-ху-ху) .

Много смеха (ха-ха-ха) .

Хорошо. А теперь вы будете придумывать слова со звуками «г» и «х» . Ответы нескольких детей

Хорошо. А теперь давайте с вами придумывать слова со звуками «г» и «х» . Дети придумывают слова и за это получают фишки. Количество полученных фишек определяет победителя.

Молодцы. Послушайте, какое стихотворение я начну читать, а вы поможете мне его продолжить. Будьте внимательны. Это слово должно подходить по смыслу стихотворения и в нем должен быть звук «Г» .

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду (в гости) .

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык

Опрокинул (грузовик) .

Физкультминутка (игра малой подвижности) .

А теперь я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду называть слово, а вы будете поднимать фонарики красной стороной, если услышите звук «г» и синей, если услышите звук «х» .Будьте внимательны. (Слова : хорошо, горка, лампа, хлеб, яблоко, хворь, друг, ухо, пароход, смородина, верх, группа ).

Замечательно вы ребята справились с этим не простым заданием. Предлагаю вам теперь разучить несколько скороговорок. Сначала мы будем произносить слова медленно, а затем все быстрее и быстрее.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

У дверей хат стоит ухват

На каждую хату по ухвату.

У вас очень хорошо получается. Дома этим скороговоркам научите своих мам и пап. А сейчас будет задание для очень сообразительных детей. Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать и сказать, какой из звуков «г» или «х» есть в отгадке.

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает. (книга) .

Бел, да не сахар

Ног нет, а идет (снег) .

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит,

Под ним не зная страха

Гуляет (черепаха) .

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков (горох) .

Напомните мне, с какими звуками вы сегодня познакомились(«г» и «х» ). Какие это звуки ? (согласные) .

Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все мои вопросы, были внимательными и активными.

Публикации по теме:

Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: - закреплять знания детей о гласных звуках.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ» Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в словах, предложениях. Задачи: I. Закреплять правильную артикуляцию звуков. II. Развивать.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; - формировать.

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ИКТ «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Пик и Бим в плену» Бюджетное учреждение "Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического.

Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе:

«Путешествие в волшебный мир звуков».

Провела воспитатель МБДОУд/с №41

с. Чернуха Александрова Елена Борисовна

2015 г.

Задачи:

Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.

Материалы:

Изображения совы и зайца, заколдованного замка, карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, абак, 2 домика с кармашками для картинок.

Методы и приемы:

Игровой прием, загадки, скороговорки, чистоговорки артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

В: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Раз –окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

В: Ребята, а что такое – волшебство?

Д: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса

В: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

  1. Всю ночь летает

Мышей добывает

Станет светло

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д : Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите,ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей)

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята. зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), арбу… (арбуз), …стакан (стакан), …неговик (снеговик), гла… (глаз), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух)

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

В: Второе задание. Вам надо в стихотворении найти слова со звуком –с-. Это задание совы.

В лесу темно

Все спят давно

Одна сова не спит

На суку сидит.

Д: Это слова: в лесу, все, спят, сова, спит, суку, сидит (слова считают при помощи абака).

В этом стихотворении семь слов со звуком –с-.

В: А теперь стихотворение вам приготовил зайка. Вам надо найти слова со звуком –з-.

Засияло зарево

За окном закат

Ярко- красным пламенем

Озарил зайчат.

Д: Это слова: засияло, зарево, за, закат, озарил, зайчат. В это стихотворении 6 слов со звуком –з-.

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогаю красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са выпала роса

За-за-за залетела стрекоза

Си-си-си смотри, не укуси

Зи-зи-зи капусту погрузи

Се-се-се помоги лисе

Зе-зе-зе запаси сена козе

Зы-зы-зы расцвели розы

Сы-сы-сы выросли усы

Су-су-су карамельку сосу

Зу-зу-зу купили мы козу

Уз-уз-уз маленький карапуз

В : А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В :-Заяц Егорка свалился в озерко.

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

В: Вот я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним,где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)

Озеро, заря, воздух, нос, сено, осина.

В: Ребята, вам осталось расколдовать последнюю часть замка и выполнить еще одно задание. Я раздам вам картинки, на которых изображены предметы. Надо определить какой звук живет в слове –з- или –с- и поместить картинку в нужный домик

Д: Это замок. В этом слове есть звук –з- я помещу его в этот домик.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

Вам понравилось наше волшебное приключение?

Какие звуки мы сегодня выручали?

Какие задания вам понравились?

Что вам показалось трудным?


Задачи.

Звуковая культура речи: учить дифференцировать звуки «р» и «рь», чётко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом.

Закрепить умение делить слова на слоги, определять ударение в словах, определять место нахождение звуков «р» и «рь» в словах и делать звуковой анализ слов.

Связная речь - закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать творчество, воображение.

Грамматика: учить использовать в речи глаголы в сослагательном наклонении. (Если бы я был художником)

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать память в игре » Мама купила в магазине…»

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите, какой сегодня день недели?

Какой этот день по счёту?

Сколько всего дней в неделе?

Правильно, среда, и 1 занятие мы проведём занятие

» Развитие речи и обучение грамоте.»

Сегодня мы с вами будем:

1. Говорить о звуках, о том что они бывают твёрдыми и мягкими, определять их местонахождение

2. Будем делить слова на слоги, ставить ударение в словах, составлять схемы звукового анализа слов.

3. Составим рассказ на тему » Если бы я был художником «.

4. Поиграем в игру на развитие внимания и памяти » Мама купила в магазине…»

5. Проведём графический диктант - т.е. закрепим умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Воспитатель: Вчера я была в гостях у художника и попросила его нарисовать картинку для нас, но ему позвонили и он срочно уехал в город. Я сначала огорчилась, но потом решила » Возьму ка я её в садик» - ведь вы тоже любите рисовать. Любите?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот она - незаконченная картинка. Скажите, что успел нарисовать художник? Что это? Как вы думаете, что хотел нарисовать художник?

Дети: Домик!

Воспитатель: Вот и сейчас, ребята, Вы будете художниками и вы дорисуете этот дом. Но дорисуем мы те части дома, в которых встречается звук «р».

Для начала скажите, какие звуки бывают?

Дети: Гласные, согласные.

Звук «р» какой звук? (согласный)

Почему? (он не поётся)

А согласные, какие бывают? (твёрдые и мягкие)

Воспитатель: Ребята, назовите, какие части дома мы будем дорисовывать, но чтобы в этих словах слышался звук «р» или «рь». Назвать слово нужно чётко произнося звук «р» и определить какой он в этом слове твёрдый или мягкий.

Что нарисуем сначала?

Саша: Крышу: в слове крррыша - звук «р» - твёрдый, согласный.

Воспитатель: Молодец Саша! (получает счётную палочку)

Кто пойдёт нарисует крышу? Иди Ирина.

Воспитатель: Что ещё нарисуем?

Дети: - труба - звук «р» - согласный, твёрдый.

Дверь - звук «рь» - согласный, мягкий.

Раму - звук «р» - согласный, твёрдый.

Крыльцо - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А теперь подумайте: из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? Не забывайте про звуки «р» и «рь».

Дети: дерревянный - звук «рь» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А ещё какой может быть?

Дети: киррпичный - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: Подумайте, какой краской можно покрасить дом? Используйте в ответах звуки «р» и «рь».

Дети: кррасной - звук «р» - согласный, твёрдый.

Серрой - звук «р» - согласный, твёрдый.

Корричневой - звук «рь» - согласный, мягкий.

(если дети называют другие краски, где нет звуков «р» и «рь» - воспитатель просит быть внимательными и поощряет тех детей, которые правильно назвали слова и даёт им счётные палочки)

Воспитатель: Дом готов! А теперь подумаем и назовём с Вами какую мебель поставим и другие предметы необходимые в доме. Вы должны назвать слова со звуком «р» и «рь» и определить, где находится звук. (в начале слова, в середине, в конце)

Дети: сервант - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

кровать - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

телевизор - звук «р» - твёрдый, находится в конце слова.

картина - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

Воспитатель: Подумайте, кто будет жить в доме?

Дети: рребята - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

рродители - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

Воспитатель: назовите имена со звуками «р» и «рь» и определите местонахождение.

Дети: Маррина, Иррина, Ррома и т.д.

Воспитатель: Ребята, скажите - что можно нарисовать около дома (со звуком «р» и «рь»), назовите слово и определите количество слогов и на какой слог падает ударение?

Дети: тррава - 2 слога, ударение падает на 2 слог.

деррево - 3 слога, ударение падает на 1 слог.

доррожка - 3 слога, ударение падает на 2 слог.

И т.д. (даются счётные палочки).

Воспитатель: А сейчас ребята, такое задание: нужно на доске составить схему звукового анализа слова «трава». Иди Дима.

Дима составляет и анализирует. (в слове 5 звуков: 1 звук «т»-согласный, твёрдый, 2 звук «р»-согласный, твёрдый, 3 звук «а»-гласный, 4 звук «в»-согласный, твёрдый, 5 звук «а»-гласный.

Аналогично слово «дорога».

Подводится итог 1 части.

Воспитатель: Ребята, кем вы были в 1 части занятия? (художниками). Что делали? (придумывали слова со звуками «р» и «рь», определяли их местонахождение, делили слова на слоги, определяли ударение, составляли схему звукового анализа слов).

Определяется самый активный ребёнок (подсчитываются палочки).

Физкультминутка.

2 часть.

Воспитатель: Во 2 части занятия ребята, вы должны придумать рассказ на тему «Если бы я был художником…». Вы должны составить сложный рассказ, но помните чтобы в рассказе было начало, середина и концовка.

Выслушивается 2-3 рассказа и оцениваются самими детьми. (чем понравился? Что можно изменить? Почему?)

Итог 2 части занятия. Поощрение детей.

3 часть.

Воспитатель: А сейчас ребята мы с Вами поиграем в игру на развитие памяти «Мама купила в магазине…». Ребята в 1 части занятия мы рисовали дом, в котором живут ребята и родители. Представьте, что к ним в гости едет бабушка и мама пошла в магазин за покупками. Она купила…

(каждый ребёнок называет по одному слову - 10 слов. Затем 1 ребёнок должен назвать все слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт названных слов)

Воспитатель: Поощряем детей.

Воспитатель: Ребята, помните Ксюша составила рассказ о зверях в зимнем лесу. Вот сейчас мы поиграем в игру «Угадай какой зверь спешил домой?». Для этого у каждого из вас на столе лежит лист бумаги в клетку, где нарисованы, что?

Дети: дерево, конура, нора.

Воспитатель: Вы знаете, что у каждого зверька своё жилище:

В конуре живёт?

В дупле?

Но в своё жилище придёт только один зверёк. А кто это? Вы должны догадаться сами, если правильно выполните графический диктант.

Графический диктант.

Итог 3 части.

Итог всего занятия.

Воспитатель: Ребята, что мы делали на занятии.

1. Составляли словесный рассказ «Если бы мы были художниками…»

2. Говорили о том, что звук «р»- бывает твёрдым и мягким.

3. Делили слова на слоги, ставили ударение, составляли звуковой анализ слов.

4. Играли в игру «Мама купила в магазине…»

5. Писали графический диктант.

Петрова Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад ""Солнышко""
Населённый пункт: п. Спирово,Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ.

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Цель : Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать

умение делить слова на части.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение:

Выделять часто встречающийся в словах звук;

В звуковом анализе слова; в образовании новых слов (фонематический слух);

В названии слова по определенному фонематическому признаку;

В умении изменять звуковой состав слова;

Закреплять знания детей о твердых и мягких согласных;

Закреплять умение детей определять наличие и место заданного звука в слове;

Развивающие:

Развивать фонематический слух; коммуникативные способности детей;

Развивать связную речь; внимание, мышление;

Развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг

друга, дополнять тактично ответы товарищей по необходимости;

Воспитывать интерес и любовь к родному языку;

Воспитывать интерес к школе.

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция ОО с учётом ФГОС: познавательное развитие, художественно-

эстетическое развитие.

Оборудование:

Предполагаемый результат:

Имеют представление о мягких и твердых согласных;

Умело применяют свои знания по освоению грамоты;

Активно взаимодействуют со сверстниками;

Выполняют индивидуальные и коллективные задания.

Методические приемы:

Игровая ситуация;

Беседа – диалог;

Физкультминутка; дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

Дыхательная гимнастика;

Деятельность детей;

Подведение итогов.

Этапы работы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный

момент – 1 мин.

Мотивирующее начало –

правила поведения на

занятиях

Ребята, посмотрите,

сколько к нам пришло

гостей. Давайте

поздороваемся и улыбнемся.

Гости у нас оказались не

случайно – ведь очень скоро

вы станете школьниками и

наши гости хотели бы

узнать, чему вы научились

на занятиях по обучению

Предлагаю вспомнить наши

правила поведения на

громко не говорим, если

один говорит –другие

слушают, не перебивают,

если знаешь ответ на вопрос

Подними руку и т.д.

Ребята, чтобы мы с вами

хорошо говорили, что мы

должны выполнять?

Жил-был во рту веселый

язычок,

С ним познакомлю тебя я

дружок.

Каждое утро язык

просыпался,

Весело всем, широко

улыбался.

(губы в широкой улыбке,

верхние и нижние зубы

Окна открыв, он

проветривал дом,

(открывать и закрывать рот)

Сладкие трубочки ел за

столом.

(губы тянутся вперед)

Дети стоят в кругу

Приветствуют гостей.

Дети вспоминают:

Проблемная ситуация

Очень любил язычок печь

блины.

(широкий язык лежит на

верхней губе, рот открыт)

Мог он еще стать острее

(рот открыт, узкий язык

вытянут вперед)

С горки пошел язычок

покататься

(рот открыт, кончик языка

упереть за нижние зубы,

спинка языка приподнята)

Любит наш язычок

развлекаться!

Ребята, нам в сад сегодня

принесли письмо. Оно

адресовано детям

подготовительной группы,

то есть нам, поэтому мы

Читаю письмо:

«Здравствуйте ребята

подготовительной к школе

группы. Пишет Вам

Незнайка.

Я попал в страну «Умников

и умниц». Царица Грамота

вручила мне конверт с

заданиями, которые я не

смог выполнить. Помогите

мне, пожалуйста, выполнить

задания!»

Ну что, ребята, поможем

Незнайке?

Но для того, чтобы

Незнайка все понял, мы

будем говорить громко,

отчетливо, ясно,

произносить и выговаривать

каждое слово. Согласны?

Для этого мы поработаем

Дети отвечают, что

согласны.

Дыхательная гимнастика

над своим дыханием.

Раздаю детям снежинки.

Ребята, возьмите снежинку

за нитку и поднимите ее на

уровне рта (показываю как).

представьте, что подул

сильный ветер, закружились

снежинки, ветер затих.

(Смотрю, чтобы у всех

детей получилось).

Дети берут снежинки,

дуют на снежинки

Основная часть

Практическая работа –

Повторение (мягкий и

твердый согласный звук)

Задание 1. Угадай-ка

(звук «з» и «зь»)

Много звуков есть на свете:

шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи. Мы

их точно знать должны.

Звуки четко произносим,

слушаем внимательно.

Будем четко говорить, будем

мы старательными.

Ребята, о чем говорится в

стихотворении?

Давайте вспомним, как

называются звуки, которые

во рту встречают преграды?

Какие бывают согласные

Какими фишками мы их

обозначаем?

Молодцы, ребята! Давайте

выполнять задания!

Ребята, отгадайте загадки и

определите с какого звука

начинается слово: с

твердого или мягкого, и

поднимите

соответствующую фишку.

(на экране картинки с

изображением предметов со

О звуках.

Согласные звуки.

Твердые и мягкие

Твердые согласные –

синими фишками;

Мягкие согласные –

зелеными фишками.

Дети отгадывают

загадки и поднимают

синие или зеленые

звуком «з» и «зь».

1.Холодной вьюгой

налетела,

Деревья в белое одела,

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

2.Это что за зверь лесной

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

3.Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползет...(змея).

4.У этой лошадки

Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

На матроску.

5.Кто не лает, не кусает

А в дом не пускает? (Замок)

6.Ягода приятная,

Очень ароматная.

Ты под кустик загляни-ка,

Там краснеет…(Земляника)

7. Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет –

Сделает наоборот. (Зонт)

8. Когда мы едим - они

работают,

Когда не едим - они

отдыхают.

Не будем их чистить -

Они заболят. (Зубы)

Задание 2 . «Назови

Задание 3. «Сколько

(деление слова на части

Физкультминутка

«Веселый снеговик»

Задание 4 (определять

наличие и место звука в

Задание 5. Выложи букву

с которой начинается

имя Незнайки.

Ребята, я буду бросать

мячик каждому из вас и

называть звук. Вы будете

ловить мяч, называть слова,

которые начинаются на

заданный звук.

Ребята, вы уже умеете

делить слова на части

Сейчас вы будете

произносить слова, которые

изображены на карточках и

определять количество

Ребята, определите,

пожалуйста, место звука «р»

в словах: ракета, рак,

карандаш, краб, крот, топор,

тигр, шар, куртка, сыр.

Ребята, выложите букву, с

которой начинается имя

Незнайки из фасоли.

Дети, встают в круг,

ловят мяч и называют

слова на заданные

Дети стоят вокруг

Определяют

количество слогов в

Дети выполняют

движение под музыку.

Дети работают за

столами со схемами и

фишками, определяют

место звука «р» в

Дети сидят за

выкладывают букву

6. Гимнастика для глаз

«Снежинка»

Задание 6. (умение

менять звуковой состав

Задание 8. «Назови и

раскрась»

Ребята, а сейчас нам с вами

предстоит выполнить очень

трудное задание: надо

догадаться, что случилось

со словом?

Соль-моль;

Ребята, назовите только те

предметы, названия

которых начинаются со

Дети под музыку

выполняют

гимнастику.

Дети слушают и

отвечают.

Если заменить одну

букву на другую

слово меняется.

звук «с» заменили на

Дети сидят за

столами, выполняют

Заключительная часть

Выделение основного в

проведенном занятии 2-

Анализ проделанной

работы, подведение

итогов 2-3 мин

Рефлексия

Ребята, как вы считаете,

мы справились с заданиями?

Какие задания мы сегодня

выполняли?

Как вы думаете, ребята,

помогли мы Незнайке

Спасибо, мне очень

понравилось, как вы сегодня

занимались.

Сегодня мы с вами

говорили о мягком и

твердом звуке «з»

Определяли позицию

звука «р» в словах

Повторили понятие

часть слова (слог)

Сюрпризный момент

Дарит детям раскраски с

изображением друзей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 9 «Росинка»

Конспект НОД
Тема: «Звук «Ж»
(в рамках реализации ОО «Речевое развитие»: подготовка к обучению грамоте - тренинг по ЗКР в подготовительной группе)

Составила:
Воспитатель выс. категории
Амосова О.С.

г. Краснокаменск.

Тренинг по ЗКР
Тема: Звук «Ж»
Цель: научить детей на слух выделять звук «ж».
Задачи: Учить внимательно, слушать и решать логические задачи. Научить правильно, произносить звук «Ж», производить звуко - слоговой анализ слов с данным звуком. Закрепление звука «Ж» в диалогической речи. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова». Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Учить обрывать по контуру. Закрепить различение и называние объекта с помощью схем.
Словарь: тяжело, гнутся, клонятся, рыболовная сеть, снегопад.
Материал: демонстрационный: Телефон с записью песни жука, жук на палочке, картинка - символ «Жук». Картинки к игре: жук - дерево, повар - ножик, девочка - ножницы, шапочки яблоньки и тыквы. Картинки - снежинка, снегурочка, снеговик, снегопад. Картинки: жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок.Жилетки синего и фиолетового цвета.

Методические приемы:
Орг. Момент: решение логических задач.
Звуковой анализ.
Игра «Кому что нужно?»
Инсценировка.
Физминутка.
Родственные слова.
Обрывание бумаги.
Игра «Какая рука, какая нога?»
Итог.
Ход занятия.
1. Организационный момент: решение логических задач.
У мамы есть кот Пушок, собака дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят у Микки?

Ребята, к нам сегодня пожаловал необычный гость. А кто это вы узнаете, как только послушаете его песню. (Телефон с песней жука).
-Ну, что узнали? Конечно это жук, который всё время поёт свою жужжащую песенку. А вот и он.
Звуковой анализ
- Ребята, кто это? (жук). А как жук жужжит? (ж-ж-ж) правильно.
- Звук «Ж», какой он? (согласный, твердый, звонкий)
-Покажем на схеме звук «Ж» (Синий квадратик, колокольчик)
-Ребята, сейчас будем жуками, но жужжать будем по -разному: если наш жук летит далеко, то как мы жужжим? (тихо).Жук подлетает к нам как жужжим? (громко).Полетели.(Жук на палочке с верёвочкой летает по группе).
-Молодцы, нажужжались, а теперь поиграем а интересную игру.
3.Игра «Кому что нужно?»
- Давайте поиграем в игру «Кому что нужно?».
На столе стоят три картинки: дерево, повар, девочка, которая режет бумагу. Нужно подобрать картинки, которые подойдут ко всему нарисованному. Правильно подобрали: к дереву – жука, повару дали ножик, девочке - ножницы. Во всех этих словах встречается звук...? («Ж»)
- А где он находится? (в слове «жук» в начале, в слове «ножик» в середине, в слове «ножницы» - в середине)

·
4. Инсценировка.(Играют два ребёнка в шапочках яблоньки и тыковки)
- Ребята послушайте сценку.
-Ох, тяжело.
- Почему тебе, яблонька, тяжело?
- На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся, еле держу.
- Ох, тяжело!
- А тебе, тыква, от чего тяжело?
- На земле лежать, да себя держать!
Воспитатель: - Ребята, а какой звук здесь чаще всего встречается? («Ж»)

5.Физминутка «Жук»
Жук лежит, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
6.Игра «Карусель»
-А сейчас вместе с жуком отправимся в парк прокатиться на карусели. Но на карусель сядут те объекты, в названии которых слышится звук «Ж».(жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок).

6.Родственные слова. (По тексту сказки выставляются соответствующие картинки)
- Ребята, я расскажу вам сказку.
«Давным-давно потеряли люди слово «снег» и забыли о нем, а слово попало в землю, и появились ростки слова - снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными».
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
Н несли поставить их вряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
- А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите родственные слова.
У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик рыболов.
Мы рыболовную сеть соберем,
Рыбного супа в тарелки нальем.
- Какие слова здесь родственные? (рыбаков, рыба, рыболов, рыболовная, рыбный) Какое общее слово? (рыба)

7.Обрывание бумаги.
- Молодцы, ребята. А теперь я вам предлагаю сделать небо с облаками, где любит летать наш жук. Нужно с помощью обрывания сделать облака. Обрываем кончиками трех пальцев или щупом. Вот такое у нас получилось небо с облаками. Мы облака приклеим и дорисуем много жуков, чтобы у нашего жука появились друзья..
-Какое время года на нашей картине? Что ещё можно быстро сделать и добавить?
-Дети, сколько у нашего жука лапок? А что есть у нас? Поиграем в игру и расскажем, где левая и правая стороны, руки и ноги.

8. Игра «Какая рука, какая нога?»
На полу лежат трафареты «руки» и «ноги». Прикладываем нужную руку и называем. На след ставим нужную ногу и называем. (Например, правая рука, левая нога и т.д.)

9.Итог занятия. Рефлексия.
- Мы сегодня плодотворно поработали. Какие трудности вам встретились? Что понравилось? У меня на столе лежат жилетки для жука двух цветов: если вам понравилось занятие,то возьмите синюю жилетку, а если у вас есть вопросы по занятию возьмите фиолетовую жилетку и Спасибо вам за занятие.