Основная часть рассказа муму. Анализ рассказа Тургенева «Му-му

Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Гера-сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец-кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес-кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.

Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос-калила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.

В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описы-вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.

Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич-тожить.

Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненаст-ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».

Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро-той дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.

«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ-ная.

Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.

Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев-ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «креп-ко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он вы-полнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-ни-будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обя-занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук-нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль-шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.

Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот-ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си-лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Материал с сайта Барыня велела истребить последнюю отраду крепост-ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима-ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска-зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто-го русского народа.

План

  1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.
  2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.
  3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.
  4. Любовь Герасима к Татьяне.
  5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
  6. Герасим находит Муму.
  7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.
  8. Встреча Муму и барыни.
  9. Барыня требует уничтожить собаку.
  10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
  11. Сразу после гибели Муму он в знак протеста уходит из города в родную деревню.

Какая основная мысль произведения И. С. Тургенева "Муму"?

    Герасим родился в рабстве и вся его жизнь прошла в послушании, душа раба не может стать свободной, но все -таки есть предел человеческому терпению, русский человек терпелив до поры до времени. Рассказ учит, что жить в рабстве нельзя, нужно иметь собственное достоинство, которое позволит не давать в обиду свой дом, себя и семью. Безмолвный раб тоже может говорить, Герасим не простил его уход сказал о многом, если уж ушел Герасим, который и слова молвить не мог, то как опасны угнетенные люди, которым есть, что сказать, которые родились свободными. То есть нельзя подавлять чужую волю, в тихом омуте черти водятся и барыне еще повезло, что Герасим ушел молча.

    Иван Сергеевич Тургенев написал свой знаменитый рассказ Муму в 1852 году.

    Впервые этот рассказ был напечатан в популярном в то время журнале Современник в 1854 году.

    Примечательно, что в основе рассказа лежит реальная история, которая произошла в доме матери Ивана Сергеевича в Москве.

    Идея этого рассказа такова: народ не должен молчаливо выполнять все, что твердит и указывает власть. Народ должен бунтовать, протестовать против не угодной ей власти, в противном случае ситуация не изменится, а такое безропотное подчинение приведет к печальным последствиям.

    Этот рассказ писатель написал, находясь под домашним арестом.

    Для начала вспомним, что оснеовной мыслью любого произведения является не его содержание (краткое или полное), а некий концентрированный авторский замысел, который может быть рассредоточен по всему произведению.

    Так же и с Муму . Замысел Тургенева - донести до своих читателей мысль о том, что крестьянское безмолвие и безволие, его угнетнность и послушание могут привести к самому страшному: к предательству своих друзей. По сути это вынужденное предательство, так как по-другому и быть не могло. Герасим же фактически был загнан в некий тупик, который сродни сумасшествию.

    Не хочу сказать, что Тургенев призывает к бунту. Нет, конечно. Но доносит мысль: Стоя на коленях, ты становишься практически потерявшим разум.

    Я помню со школьной скамьи, помню как бунтовалось мо воображение, моя душа, после прочтения произведения И.С.Тургенева Муму. Я думала о том, почему же Герасим взял и утопил собачку по приказу своевольной барыни, а после, не выдержав, собрал вещички и ушел восвояси? Можно было просто взять и сразу уйти вместе с собачкой от этой наглой женщины.) Наверное, это и есть основная мысль произведения: Не надо быть до такой степени прислужливым, послушным и трусливым. Никто не имеет право заставить тебя совершить то, что не по-божески и против твоей честной души и воли.

    По моему мнению, рассказ Муму в первую очередь о том, как просто изувечить свою собственную судьбу, прогибаясь под мнение человека (в данном случае, хозяйки Герасима) и загоняя свое личное мнение куда-то очень далеко.

    Герасим не просто нем, но еще и глуп. Он - типичный крестьянин, безмолвный и податливый, как тесто. Железные у него только руки, которые способны работать до тех пор, пока спина не согнется до земли и ноги еще будут волочить по земле.

    Тургенев восстал в своем рассказе против крепостничества как явления в принципе. Автор заставил читателя обомлеть от того, на что готов преданный труженик Герасим: убить любовь, убить жизнь, увековечить в себе раба.

    Основная идея произведения Тургенева Муму-о безволии и тяжелом положении крестьян, которые воплотились в образе немого Герасима. Он нем неслучайно-он не может выразить ни протеста, ни перечить барыне, он беспрекословно выполняет ее приказы, которые даже доставляют ему сильную душевную боль и муки, и этим коротким, но недолгим счастьем становится для него любовь к Татьяне и собачке Муму. И он теряет их, поскольку не может противиться самодурству барыни.

    Основная идея такова - если народ безмолвствует и законопослушен, то его руками могут быть выполнены любые преступления. Но одновременно в народном хозяйстве царит порядок и прибыли.

    Основная мысль Муму Тургенева в том, что народная масса не должна сидеть сложа руки и выполнять бездумно все приказы. В произведении показывается, каким жутким является положение крестьян. Большинство проблем они наживают сами. Толпа может завести в тупик, поэтому каждый должен бороться за свое право поступать правильно, по совести.

    Все читали в школьные годы произведение И. С. Тургенева Муму.

    С одной стороны, все просто и банально - главный герой Герасим не может не выполнить просьбу своей хозяйки - любым образом избавиться от собаки, обычный собаки, которая лает и тем самым нарушает покой барыни. А эта простая дворняжка, Муму - единственное живое существо, которое ближе всех и родней для Герасима. Но так как время было крепостное, ослушаться ни в коем случае нельзя. Конец рассказа очевиден - гибель собаки. И ужасные муки души у Герасима. Смысл заключен глубокий. И понять его сразу могут не все. В рассказе тонко показана грань между обязанностями человека и его душевным предпочтениями. Также отражена мысль о том, что ради обязанностей человек может лишить себя самого ценного, близкого. Про Герасима можно сказать - человек слова, но одновременно и задумываешься - а оправдано ли такое беспрекословное подчинение, из-за которого ты остаешься в полном тупике и страданиях.

    В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева Муму отражены (по мнению исследователей его творчества) реальные события, которые имели место быть в доме его матери - В. П. Тургеневой, которая, как известно, была весьма своенравной и жсткой женщиной, оказывающей огромное влияние на формирование личности писателя. Думаю, в данном произведении автор не пытался отразить угнетнное положение крестьян в целом - просто данный конкретный случай произвл на него неизгладимое впечатление, что и не удивительно - не совсем понятно, зачем Герасим топил преданную ему собачонку, если мог не возвращаться к барыне, а уйти в деревню (что, в итоге, и сделал)... Самодурство барыни и относительное безволие Герасима - уйти от помещицы и ума, и духа хватило, а собачонке сохранить жизнь побоялся - вопиющий случай, который не мог оставить мягкосердечного Тургенева равнодушным.

    Основная мыль в произведении И. С. Тургенева Муму выражается в безмолвном послушании Герасима, ведь он понес топить щенка, которого сам вырастил. Также основа мысли в безнаказанности имеющих власть и делающих все, что им нужно - хорошо это или плохо.

Повесть написана весной 1851 года, в необычных условиях, «под арестом, на съезжей» в Петербурге (см. преамбулу к «Запискам охотника», с. 577). Напечатать «Муму» удалось лишь в мартовском номере «Современника» за 1854 год. Опубликование повести вызвало крайнее неудовольствие высших цензурных властей, а цензору «Современника» В. Н. Бекетову, разрешившему явно антикрепостническое произведение к печати, было сделано замечание. В 1856 году, когда Тургенев готовил трехтомное издание своих повестей и рассказов (предпринятое по инициативе П. В. Анненкова), для того чтобы включить «Муму», пришлось испрашивать специальное разрешение министра просвещения А. С. Норова. Главное управление цензуры было вынуждено разрешить переиздание повести по соображениям политического характера, учитывая при этом психологию читателя: запрещение ранее публиковавшейся повести «могло бы более обратить на нее внимание читающей публики (курсив наш.- В. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Муму Повесть. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Ф.) и возбудить неуместные толки, тогда как появление оной в собрании сочинений не произведет уже на читателей того впечатления, какого можно было опасаться от распространения сей повести в журнале, с приманкою новизны» (Тургенев. Соч., т. V, с. ™-600). Это представление Главного управления цензуры и было санкционировано министром просвещения 31 мая /12 июня 1856 года (там же).

«Муму»- повесть-воспоминание, сюжет которой взят из жизни. Почти все прототипы ее персонажей - крепостные матери Тургенева, Варвары Петровны Лутовиновой. Сводная сестра писателя, В. Н. Шитова, чье детство и юность прошли в Спасском, вспоминает: «Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах но есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах...» Прототипом Герасима был глухонемой дворник Варвары Петровны, человек редкой красоты и силы.

«Варвара Петровна щеголяла своим гигантом дворником...

В Москве зеленая блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада,- вспоминает мемуаристка...- Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что, когда ему случалось меня брать на руки, я себя чувствовала точно в каком экипаже. И вот таким-то образом была я однажды внесена им в его каморку, где я в первый раз увидала Муму. Крошечная собачка, белая с коричневыми пятнами, лежала на кровати Андрея...» («Тургенев в воспоминаниях современников», т. 1. М., «Художественная литература», 1969, с. 60-61). Воспоминания Житовой, кроме своей достоверности, важны еще и по другой причине. Они дают возможность оценить идейную остроту тургеневского замысла. «Всем известна печальная участь Муму,- пишет Житова,- с тою только разницей, что привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же...» В этой разнице и заключается суть повести. Герасим после гибели Муму покидает городскую усадьбу навсегда. «Он спешил без оглядки... к себе в деревню, па родину... Он шел... с какой-то несокрушимой отвагой (курсив наш.- В. Ф.), с отчаянной и вместе радостной решимостью...» Таким открытым финалом закончил Тургенев повесть, исходя из высшего представления о гуманизме и человеческом достоинстве.

Современная критика сразу же обратила внимание па повесть Тургенева, сравнивая ее с наиболее выдающимися рассказами из «Записок охотника» («Отечественные записки», 1854, № 4, с. 90-91).

С совершенно разных позиций, но одинаково высоко была оценена повесть как в славянофильском лагере Аксаковых, так и в западнических и демократических кругах, в частности Л. И. Герценом. Он назвал Герасима русским «дядей Томом», как бы предугадав дальнейшую европейскую популярность небольшой повести Тургенева, при жизни писателя ставшей вровень с прославленным романом Бичер-Стоу (А. И. Герцен. Собр. соч. в 30-ти томах, т. XIII. М., Пзд-во АН СССР, с. 177),

«Муму» оставила глубокий след в истории русской литературы. Чеховская «Каштанка» и один из наиболее трагических и значительных рассказов зрелого Чехова «Тоска» восходят к этой тургеневской повести, созданной опальным писателем.

Если домашнее задание на тему: » Муму Повесть – художественный анализ. Тургенев Иван Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Иван Сергеевич Тургенев свое произведение «Муму» написал под впечатлением событий, которые его волновали в тот период. Ведь все то, что волнует писателя, отображается на его творчестве. Выполнив анализ рассказа «Муму», нетрудно найти этому подтверждение. Тургенев был истинным патриотом, переживал за дальнейшую судьбу России. Поэтому сюжет, описанный в его произведении, – это вызов эпохе того времени, вызов крепостному праву. Рассказ «Муму» - не только повествование о событиях, которые происходили в русской деревне, это произведение, которое заставляет нас размышлять и думать.

В чем суть рассказа

Анализ произведения «Муму» показывает, что в образе дворника Герасима Тургенев символически показал русский народ, его прекрасные черты. Доброта, богатырская сила, любовь к труду и чуткость – такие качества человека вложил в образ Герасима, автор. Он дает Герасиму характеристику самого замечательного человека из всей прислуги. Тургенев представляет Герасима как очень сильного человека, который может много работать: «дело спорилось в его руках». Автор любит своего героя, ответственного и аккуратного, который постоянно в чистоте содержит весь хозяйский двор.

Да, он нелюдим, что подтверждает то, как описана его каморка, на которую он всегда навешивал замок. «Он не любил, чтобы к нему ходили» - пишет Тургенев. Любовь и сочувствие всегда брали верх над грозным образом Герасима. Его доброе сердце всегда было открытым.

Уважение к себе, к своему труду Герасим завоевал у всей дворни, несмотря на свой угрюмый вид. Пусть необщительный, но «он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице». Точно стараясь исполнять все приказы барыни, Герасим сохраняет чувство собственного достоинства. Анализ рассказа Тургенева «Муму» еще раз подтверждает тот факт, что Герасим не имел человеческого счастья. Ему, мужику из деревни, трудно жить в городе, там он не сможет общаться с природой. Он чувствует, что люди стараются обойти его стороной. Герасим полюбил Татьяну, но ее выдали за другого. Глубокое несчастье поселяется в душе Герасима.

Трагедия щенка

И в тот момент, когда ему так тяжело, появляется небольшая надежда на счастье – маленький щенок. Спасенный из реки Герасимом, он привязывается к нему так же, как и хозяин к щенку. Имя щенка – Муму. Муму всегда рядом с Герасимом, ночью сторожит дом, а утром прибегает его будить. Казалось бы, что человек нашел для себя отдушину, но в этот момент барыня узнает о щенке. Она хотела подчинить себе это маленькое существо, но щенок не повинуется ей. Не понимая того, как можно ее не послушаться, она распоряжается щенка убрать. Хозяин собаки закрывает ее в своей каморке, но лай ее выдает. И тут Герасим решается на решительный шаг – убивает своего единственного друга. Почему так случилось? «Почему Герасим утопил Муму? » – здесь более глубоко раскрыта эта проблема.

Сделав глубокий анализ произведения Тургенева «Муму», мы видим не только несчастного Герасима, но и в его лице несчастных крепостных, которые, будучи «немыми», надеются на то, что придет время, когда они смогут победить своих угнетателей.

В рассказе: «Муму», не вошедшем в «Записки охотника », но по духу близком к повестям этого сборника. В этом рассказе живо очерчены два главных образа – старая барыня и глухонемой дворник Герасим. Кроме них, выведено несколько других лиц, тоже типичных, хотя и менее ярких.

Муму. Мультфильм

Старая барыня изображена бессердечной самодуркой, от которой отвернулись даже её собственные дети, и которая доживала свои последние дни, озлобленная, капризная, окруженная сворой приживалок и толпою дворовых. Ложь и глупая ненависть, прикрытая угодливостью и низкопоклонством, царят вэтом доме. Все здесь дрожит из боязни не угодить сварливой старухе; люди не смеют даже спать по ночам, когда не спится барыне.

В дом к этой барыне был из её деревни привезен на должность дворника глухонемой Герасим. Этот здоровый, степенный и серьезный мужик создан был для сельской работы и в деревне трудился с наслаждением и радостью. Прихоть барыни вырвала его из простора полей и лесов, – и он очутился в душном городе. Он томился здесь и скучал, но дело свое исполнял добросовестно и честно. Дворня боялась его и уважала. Влюбился он, было, в прачку Татьяну, но барыне заблагорассудилось выдать ее замуж за пьяницу Капитона, «для его исправления».

Сердце Герасима было разбито, но он покорился своей участи. Нашел он себе утешение в собачке Муму, которую сам вырастил и выкормил. Но собачка досадила старой барыне тем, что не только не подошла в ней, когда та ее позвала, но даже оскалила зубы и заворчала. Герасиму пришлось самому топить своего единственного друга. После этой второй потери Герасим бросил самовольно городской дом своей барыни и ушел в деревню.

Героиней повести выставлена прачка Таня, тихая, безответная девушка, которая унизительным гнетом крепостничества доведена до того, что не имеет уже собственной воли. Когда ей говорят, что барыня выдает ее замуж за пьяницу Капитона, она подчиняется решению безропотно, без попытки спорить или сопротивляться...

Просто и бесхитростно рассказана эта трогательная повесть, но тем сильнее действует она на читателя. Полезный и честный работник Герасим, с его богатырской силой, оказывается беспомощен перед капризом старой, никому не нужной, всем ненавистной старухи, выжившей из ума. Богом обиженный, этот богатырь должен безропотно сносить и людские обиды. В этой беспомощности крепостных и безответственности господ – главный трагизм крепостничества. И, конечно, нельзя было сильнее подчеркнуть безобразие этого строя жизни, как изобразить в роли обиженных крепостных – людей несчастных, в роде Власа («