Рене декарт краткая биография и его открытия. Великие достижения ученого

Гениальный математик, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор механицизма в физики и метода радикального сомнения в философии, предтеча рефлексологии в физиологии по праву признан величайшим французским ученым.

Родился выдающийся математики и философ в местечке Лаэ (провинция Турень) 31 марта 1596 года. Всю свою жизнь Рене Декарт посвятил науке. «Мыслю, следовательно, существую» - этот латинский афоризм стал девизом всей жизни для Рене Декарта.

Отличное образование, талант и неистребимое стремление к познанию позволили Декарту достичь больших высот в математике, физике и философии. Математические и философские открытия Декарта снискали ему огромную славу и большое количество последователей. Однако нашлось и множество противников философии Декарта, которые в течение многих лет выживали ученого за вольнодумство из страны. Поэтому ученому пришлось искать уединения в Голландии, где он провел большую часть своей жизни и создал все самые выдающиеся научные труды и сделал самые невероятные открытия. Несколько лет он все же проводит в родном Париже, но отношение церковников приняло еще более враждебное отношение к деятельности великого математика и философа. В 1694 году ученый покидает Родину и переезжает в столицу Стокгольм, где 11 февраля 1650 года в возрасте 54 лет умирает от пневмании. Даже после смерти выдающегося ученого его не оставили в покое. Основные сочинения Декарта были включены в «Индекс» запрещенных книг, а преподавание философии Декарта строго преследовалось. Однако настали другие времена и заслуги Декарта в развитие математической и философской науки были оценены по достоинству.

Итак, давайте разберемся в чем же состояла заслуга Декарта и какие открытия были совершены выдающимся ученым?

Двадцать лет проведенный в Голландии были очень плодотворными. В этой стране Декарт нашел долгожданный покой и уединения для того, чтобы всецело отдаться научным изысканиям, философским рассуждениям и практическим испытаниям. Именно в Голландии им были написаны главные труды по математике, физике, астрономии, физиологии, философии. Среди них, наиболее известными считаются: «Правила для руководства ума», «Трактат о свете», «Метафизические размышления о первой философии», «Начала философии», «Описание человеческого тела» и другие. По всеобщему признанию лучшим сочинением Декарта было «Рассуждение о методе», изданная 1637 году.

Кстати сказать, что это рассуждение имело и другой вариант, специально отредактированный для того, что бы избежать преследований инквизиции.

В «рассуждении» Декарта представлена аналитическая геометрия. В приложениях к этой книге излагаются результаты исследований в области алгебры, геометрии, оптике и многого другого.

Декартом был открыт способ использования математики для наглядного изображения и математического анализа самых разных явлений действительности.


Гробница Декарта (справа - эпитафия), в церкви Сен-Жермен де Пре

Особенно важным открытием этой книги стала новая математическая символика, основанная на переработанных символах Виета. Новая математическая символика Декарта очень близка к современной. Для обозначения коэффициентов Декарт использует буквы a, b, c..., а для неизвестных - x, y, z. Современный вид натурального показателя степени за несколько веков нисколько не изменился. Именно благодаря Декарту появилась черта над подкоренным выражением. Таким образом, уравнения приводятся к канонической форме (в правой части - нуль). Декарт свою символическую алгебру называл «Всеобщей математикой», призванной объяснить «всё относящееся к порядку и мере».

Благодаря созданию аналитической геометрии стало возможным исследовать геометрические свойства кривых и тел на алгебраическом языке. Теперь уравнения кривой анализировались в некоторой системе координат. Позднее эту систему координат стали называть декартовой.

В приложении своем знаменитом приложении «Геометрия» Декарт указал методы решения алгебраических уравнений, в том числе геометрические и механические, дал подробную классификацию алгебраических кривых. Решающим шагом к пониманию «функции» стал новый способ задания кривой, с помощью уравнения.

Кстати сказать, именно Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения. К тому же Декарт провел глубокое исследование алгебраических функций (многочлены), изучил ряд «механических» функций (спирали, циклоиды).

К важнейшим заслугам Декарта относится также формулировка «основной теоремы алгебры»: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Согласно традиции Декарт относит отрицательные корни к ложным, но отделял их от воображаемых (комплексных). Неотрицательные вещественные и иррациональные числа Декарт рассматривает как равноправные, которые определяются через отношение длины некоторого отрезка к эталону длины. Впоследствии подобное определение числа было принято Ньютоном и Эйлер.

После выхода в свет книги «Рассуждения о методе» Декарт стал общепризнанным авторитетом в математике и оптике. Это научное сочинение на протяжении многих веков было настольной книгой большинства европейских учёных. В научных трудах математиков второй половины XVII века ярко прослеживается влияние гениального творения Декарта.

Надо сказать, что Декарт внес огромный вклад также и в становление механики, оптики и астрономии.

Именно Декарт вводит понятие «силы» (меры) движения (количества движения). Под этим термином выдающийся ученый прежде всего подразумевал произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости. Декарт формулирует «закон сохранения движения» (количества движения), который впоследствии был уточнен.

Выдающийся ученый занимался исследованием закона удара. Ему принадлежит первая формулировка «закона инерции» (1644).

В 1637 году была издана книга Декарта «Диоптрика», в которой излагались основные законы распространения, отражения и преломления свет, высказывалась идея эфира как переносчика света, было объяснена природа радуги.

Последующие поколение по достоинству оценили вклад Декарта в развитие математики, физики, философии и физиологии. Именем выдающегося французского ученого назван кратер на Луне.

4. Выдающиеся мыслители: Рене Декарт и его вклад

в теорию познания.

В круге вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф.Бэкон, Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Декарт ищет, безусловно, достоверное исходное основоположение для всего познания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Ни это основоположение, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Декарта – сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Декарт, есть не убеждение агностика, а только предварительный методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело, но само моё сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, таким образом, сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь, поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: «…Я мыслю, следовательно, я существую…».

В учении о познании Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдения над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл заключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждения, опирающиеся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящие из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружённый достоверными средствами мышления – интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом.

Таким образом, важной частью плана Декарта является не новая наука, которую он разработал, а его концепция методов, с помощью которых он должен был проводить исследования. В своей частично биографической, частично философской работе, вышедшей в свет в 1637 г. и озаглавленной «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках», он излагает четыре правила, которые, как он утверждает, являются достаточными для того, чтобы направлять свой разум:

«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никому никаким образом не может дать повод к сомнению (т.е. допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются истинными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности).

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить (т.е, расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи).

Третье – располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало по малу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу (т.е., методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному).

И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» (т.е. не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования).

Прежде всего, метод Декарта – это метод вопрошания. Другими словами – это метод доказательства того, что вы уже знаете, или усовершенствование вашего знания путём его систематизации. Правило для ума Декарта должны послужить руководством для человека, который пытается разрешить какую-либо проблему или проанализировать какое-либо явление. Другими словами, он принимает точку зрения человек, который ещё не знает нечто, но пытается открыть это нечто с помощью своего ума, а не исходя из точки зрения учителя или эксперта, которые совершенно уверены в том, что они знаю нечто, и просто пытаются объяснить это кому-нибудь ещё.

Во-вторых, метод Декарта – это метод сомнения. Его первое правило: «никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью». Декарт имеет в виду, что мы должны отказываться принимать нечто, как бы до этого ни были уверены в том, как бы много людей не верило в это, сколь бы очевидным это ни казалось до тех пор, пока мы не сможем быть абсолютно уверенными в том, что это на 100% верно. Если же существует малейшее, самое смутное, самое слабое сомнение относительно истинности подобного факта, то мы не должны его принимать.

Когда метод вопрошания комбинируется с методом сомнения, начинается трансформация самой природы философии. Эта трансформация, называемая некоторыми эпистемологическим поворотом, потребовала для своего завершения полтора века, вплоть до кантовской «критики чистого разума». После этого вся философия настолько изменилась, что сами вопросы, которые философы ставили, а также ответы, которые они давали, очень мало походили на то, что было написано до «Размышлений...». Эпистемологический поворот – очень простое, но хитрое понятие.

Сердцем эпистемологического поворота не более, чем обращение назад в постановке двух основных вопросов философии. Со времён первых досократовских космологов до эпохи Декарта на первое место философы ставили вопросы о том, что существует, о природе Вселенной, и только потом вопрошали о том, что я могу узнать относительно того, какова природа Вселенной. Это означает, что философы считали, что вопросы бытия имеют превосходство и они важнее вопросов сознания. Таким образом, в философии, которая предшествовала Декарту, метафизика брала верх над эпистемологией.

Два метода Декарта – метод вопрошания и метод сомнения – результат пересмотра предшествующего положения вещей. Понятые в прямом смысле слова и проводимые с последовательностью и твёрдостью, которых сам Декарт никогда не достигал, эти два метода заставили философов отложить вопросы бытия до тех пор, пока они не разрешат вопросов познания. А сам этот факт изменения значения вопросов о бытии так, что ко времени, когда революция, начатая Декартом, пошла своим ходом, привёл к тому, что метафизика старого типа закончила своё существование, а эпистемология нового типа заняла её место в качестве основной философии.

Как упоминалось выше, когда Декарт резюмировал доказательства своего собственного бытия на латинском языке, он употреблял фразу: «Cogito, ergo sum», что означает «Я мыслю, следовательно, существую». Таким образом, его доказательство стало известным в философском обиходе как Cogito – аргумент. Произнесение или утверждение высказывания является решающим моментом, потому что именно утверждение гарантирует истинность. Суть состоит в том, что если высказывание утверждается, то кто-то должен совершать это утверждение и, если я утверждаю его, этот кто-то должен быть мною. Нет необходимости говорить, что я не могу использовать это доказательство для утверждения существования кого-либо ещё. Моё утверждение всякого высказывания, истинного или ложного относительно меня самого или относительно кого-либо ещё, гарантирует, что я существую, потому что я есть субъект (то есть тот, кто утверждает, то есть сознательно мыслит это высказывание). А это есть ключевой момент – высказывание есть утверждение, и, следовательно, оно должно быть утверждаемо кем-то.

В своём первом «Размышлении...» Декарт сомневается во всём, что неизвестно с достоверностью. Он доходит до того, что принимает такой строгий критерий достоверности, что, в конечном счёте, ничто, кроме утверждения о его собственном существовании, не может удовлетворить его требованиям. Рассматривая всё многообразие своих верований, Декарт далее разделяет их на две большие группы: те верования, которые, как он считал, ему известны на основании свидетельств его собственных чувств, и те верования, которые, как он полагал, известны ему на основании мышления с помощью общих понятий. Таким образом, благодаря аргументации в первом «Размышлении...» Декартом поднимаются две главные проблемы. Первая – это проблема достоверности. Какой критерий истинности мы должны принять в качестве стандарта, с которым мы соотносим наши познания? Вторая проблема есть проблема источников познания. Если мы что-либо знаем, то встаёт вопрос о том, основано ли наше знание на источниках чувств, на абстрактном размышлении, или на некоей комбинации их обоих? Философия последующих 150 лет после опубликования «Размышлений...» представляла собой различные вариации этих двух главных тем.

Сам Декарт предложил предварительные ответы на вопросы о достоверности и источниках познания в заключительной части второго «Размышления...». В отношении проблемы достоверности он предложил два критерия, две проверки достоверности размышления:

1. «...ясное и чёткое ощущение того, что я произвожу высказывание, чего в действительности было бы недостаточно для того, чтобы убедить меня в том, что-то, что я говорю, истинно».

2. «...все вещи, которые я ощущаю, совершенно ясно и отчётливо, являются истинными».

Что касается источников нашего знания, то Декарт честно и прямо становится на сторону разума, а не на сторону чувств. Это именно то, чего и следовало ожидать от того, кто мечтал создать математическую физику. Вместо наблюдения и собирания данных на основе зрения, слуха, обоняния и осязания Декарт предпочитает создавать универсальную систему науки, исходя из логических и математических предпосылок и обоснованную жёсткой дедукцией. Чтобы убедить своих читателей в первичности разума в процессе познания, Декарт использует то, что называется «мыслительным экспериментом». Другими словами, он просит нас вообразить вместе с ним некую ситуацию (в данном случае то, что он сидит около камина с куском воска в руке), и затем он пытается нас заставить увидеть благодаря анализу ситуации, что наши методы рассуждения и познания должны иметь достоверный характер. Философы часто прибегают к такого рода утверждениям, когда они пытаются установить некоторые общие высказывания, а не доказать определённый факт. В современной науке считается, что мысленный эксперимент не может выступать в качестве доказательства. В действительности он скорее является простым инструментом исследования логических и концептуальных взаимоотношений между различными идеями, так как должен дополняться тщательными вычислениями.

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Рене Декарт: биография, философия, факты и видео» — о главных этапах жизни французского философа, математика и физика.

Декарт, более известный под латинизированным именем Картезий (Cartesius), является основателем европейского рационализма. Его знаменитая фраза «Я мыслю, значит существую».

Биография Рене Декарта

Родился Рене 31 марта 1596 г. в небольшом французском городке Ла-Э-ан-Турен (нане Декарт) и был третьим ребенком любящих родителей из дворянского рода. Мать мальчика Жанна Брошар скоропостижно скончалась, через год.

Отец, Жоаким Декарт занимал должность судьи. Дела практически не оставляли ему времени заниматься сыновьями, и эту нелегкую заботу взяла на себя бабушка. Маленький Рене часто болел, но был невероятно любознателен. Отец называл его маленьким философом.

Начальные систематические знания смышленый мальчик получил в колледже иезуитов у Жана Франсуа. Там же он подружился с будущим знаменитым математиком, физиком и философом М. Мерсенном. Закончив колледж, Рене изучал юриспруденцию в Пуатье, а затем переехал в

В 1617 г. он поступил на военную службу, здесь он знакомится с физиком И. Бекманом. Принимает участие в знаменитой осаде Ла-Рошели.

Рене Декарт (1596-1650)

Философия Рене Декарта

Декарт создает философское учение, лежащее в основе представления о том, что принципы механики идентичны структуре природы.

Механические машины и творения природы отличаются только количественными терминами: «естественные инструменты меньше и невидимы для глаз и это заставляет нас находить и открывать их в природе».

Согласно картезианцам, чувства не могут сказать нам правду: это возможно только благодаря нашим преднамеренным рассуждениям.

Теории Рене используются многими последователями в Европе. Во Франции новая доктрина устанавливается во внеклассных кругах. Сорбонна выступает против идей Декарта: еще в 1671 году она попыталась навязать учение как единственную действительную философскую систему.

Основанная несколько лет назад, Французская академия наук поддерживает идеи картезианцев. Будучи постоянным секретарем Академии, Бернард Ле Буйер де Фонтенелле (1657 — 1757) представляет учения Декарта в форме светских лекций в соответствии с духом эпохи и его заметным пристрастиям к театральным зрелищам.

Сам ученый неоднократно подчеркивает, что он реагировал как любопытный, но недоверчивый зритель, смотрящий на сцену «мирового театра». Сущность природных явлений, по его словам, сравнима с техникой, которая действует за кулисами на мировой арене.

Природные явления можно объяснить, если «наблюдать движения, размер, формы и расположение частиц материала».

Несмотря на преследования, картезианские идеи вскоре достигли беспрецедентного успеха и распространились по всей Европе. Такой успех был бы необъяснимым, если бы новая философия не была выражением нового, современного мира — Ренессанса.

В эпоху только что созданного производства (начала индустриализации) Декарт с его «техническими» концепциями становится популярным философом. Как ученый, Декарт знает последние научные открытия.

Он формулирует принципы метода достижения прогресса, вооружая своих последователей необходимыми математическими инструментами. Декарт развивает физику, биологию и психофизиологию.

Означает ли это, что Рене Декарт полностью отказался от старой философии? Напротив, его мысли, словно искры вспыхивают между наукой и метафизикой.

Но метафизика картезианцев содержит новые, оригинальные аспекты: она сводит к минимуму роль Бога в сотворении мира и убеждает в том, что мы можем познать реальность, в которой исчезли призраки схоластики.

Видео

В этой подборке видео дополнительная информация по теме «Рене Декарт: биография и философия»

(Descartes Rene, латинизированный вариант - Renatus Carte s i u s, 1596- 1650)- французский философ и естествоиспытатель.

Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. До 1621 г. служил в армии, участвовал в Тридцатилетней войне и посетил многие страны Европы, где установил контакты с философами и учеными. Затем поселился в Париже и работал над проблемами философии и других современных ему наук, стремясь придать науке, в т. ч. философии, характер строгого, целостного и достоверного знания.

В 1629 г. переехал в Голландию- в то время передовую капиталистическую страну, где проводил философские изыскания и научные исследования e области математики, физики, космогонии, метеорологии и физиологии. Проникновение научных и философских идей Р. Декарта в голл. ун-ты навлекло на него преследования со стороны протестантских богословов. В 1649 г. по приглашению шведской королевы он переехал в Стокгольм.

Р. Декарт сформулировал исходные идеи аналитической геометрии, в механике - ряд фундаментальных законов, в т. ч. закон сохранения количества движения и закон преломления света, основал научную космогонию, пытаясь объяснить естественными причинами возникновение и развитие Солнечной системы.

Свои научные исследования Р. Декарт вел в тесной связи с философией, реформе в к-рой, по его мнению, должно предшествовать сомнение в достоверности всех знаний. В сомнении он видел средство для освобождения от недостоверных знаний и обоснования достоверных истин. Тем самым Р. Декарт сформулировал теорию познания рационализма.

Научное знание о мире в целом он строил на основе принципиально нового предметно-практического (прежде всего производственного) отношения к природе как к объему деятельности. Определяла это отношение развивающаяся в то время капиталистическая система общественного разделения труда. Ее порождения - производственная кооперация и мануфактура - базировались прежде всего на использовании «умелости, вложенной в мертвые силы природы» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 46, ч. II, стр. 83-84). Вскоре главной силой «умелости» становится знание, начинается эпоха «технологического применения науки» (там же, стр. 206), определившего способы получения, оформления и использования научного знания. В такой системе знания природа представляется как совокупность своих наличных свойств, пространственно-геометрически, как тело, все части к-рого находятся между собой в непосредственном механическом взаимодействии. Всякое изменение их положения Р. Декарт объяснял вихревыми движениями, или возмущениями, волнами, пробегающими по «эфиру» телесной субстанции.

Организм для Р. Декарта - часть телесной природной субстанции, элементы к-рой (как мельчайшие, неделимые атомы, так и их организованные сочетания - кровь, органы и т. д.) взаимодействуют друг с другом под влиянием внешних воздействий, а жизнь - процесс, в к-ром он видел единство постоянных непосредственных реакций тела на эти воздействия.

Поэтому каждое жизненное действие организма, по Декарту, имеет рефлекторную природу. Разработанная им схема рефлекторной дуги - важнейший результат его физиол, исследований. Он считал, что одни нервы являются проводниками к мозгу центростремительных импульсов, вызываемых внешними раздражителями, другие - проводниками центробежных импульсов от мозга к членам, приводимым в движение.

Жизнь растений, животных и человека по-разному сложна и находится в прямой зависимости от их различной организации. Однако вся природа имеет одни и те же регулятивные принципы, один и тот же порядок бытия, и, кроме законов механики, «нет нужды воображать себе иную причину», заставляющую частицы крови соединяться и образовывать «животные духи» (esprits animaux), приводящие в движение органы тела. Все проявления человеческой жизни, кроме мышления, могут быть поняты, если удается объяснить взаимодействие всех элементов сложного механического устройства, каким представлялся Р. Декарту человеческий организм. Мышление же есть способность души, а не тела. Действенность мышления - в свободном творении того, что лишь потенциально присуще физ. телу природы, и мышление в принципе не может быть объяснено пространственным взаимодействием телесных структур, какими бы сложными они ни были. Духовное вообще (и мышление как его проявление в частности) есть особая субстанция, существующая наряду с телесной. Т. о., Р. Декарт, рассматривая мир как целостную механическую систему, понимая, что мышление невозможно представить ее следствием (или частью), впервые сформулировал проблему отношения мышления к бытию как психо-физ. проблему и решал ее дуалистически, постулируя самостоятельность духовной и материальной субстанций.

Человека Р. Декарт рассматривал как существо, в к-ром механизм тела соединен с нематериальной и непротяженной душой. Между телом и душой существует взаимодействие, физ. органом к-рого является шишковидная железа. Резко отделив в человеке душу - мыслящую субстанцию - от тела, Р. Декарт развил чисто соматическую теорию боли, голода и жажды. Он строго отличал телесные движения и явления, в которых выражаются эти состояния, от ощущений, сопровождающих их в человеке. Такой же соматический характер имела разработанная им физиол, теория зрения, опирающаяся на оптику, а также физиол. теория памяти. При этом он особо подчеркивал, что явления памяти не требуют участия сознания. Механистический принцип своих физиол, воззрений Р. Декарт четко сформулировал в трактате «О человеке». Будучи передовым для своего времени физиологом, Р. Декарт считал, что сложность строения органов животных не препятствует предположению, что они образованы природой, действующей согласно точным законам механики. По мысли Р. Декарта, тело животного и человека - автомат; его движущей силой является теплота, а ее источник- происходящие в теле процессы сгорания без пламени. Средоточием этой теплоты он считал сердце. В трактате «О человеке», повторив теорию кровообращения У. Гарвея, он несколько усилил ее механистический характер. Механистический характер имеет и набросанный им очерк теории пищеварения. Венцом его самостоятельных физиол, исследований была разработанная впервые схема рефлекторной дуги.

Рассматривающие человека (с физиол. точки зрения) как машину, односторонне механистические с современной точки зрения воззрения Р. Декарта в условиях 17 в. были прогрессивными. Вместе с тем механистическое определение объекта познания логически привело его к выводам, решительно повлиявшим на дальнейшее развитие философии и науки Нового времени. Согласно Р. Декарту, каждый человек видит себя существующим постольку, поскольку он осознает сам факт своего мышления (cogito, ergo sum - мыслю, следовательно существую). Исходя из этого, он утверждал, что не в опыте с предметами,телами, а в мышлении, в его интуитивно ясных и отчетливых «идеях» (понятиях) черпает человек исходные определения и принципы построения доказательного знания -«врожденные идеи» и дедукцию, оформляющую до степени интуитивной (непосредственно-познаваемой) четкости результаты индуктивного исследования. Этим Р. Декарт заложил основы философского рационализма (лат. rationalis - разумный). Дальнейшее развитие философии Нового времени в известной мере определялось борьбой рационализма и эмпиризма, а разработанные Р. Декартом механистические принципы легли в основу многих естественнонаучных концепций, в т. ч. и в медицине.

Сочинения: Сочинения, Казань, 1914; Избранные произведения, пер. с франц., М., 1950.

Библиография: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 2, с. 138, М., 1955; Асмус Б.Ф. Декарт, М., 1956.

В. Ф. Асмус, Ф. Т. Михайлов.

Рене Декарт - известный французский философ, талантливый математик, учёный-механик, физиолог, физик.

Биография

Детство

Декарт родился в старинной дворянской семье, которая к тому времени уже обеднела. Он был самым младшим из трёх сыновей в семье. Отец, Иоахим Декарт, был судьёй в другом городе, так что редко бывал дома и практически не занимался воспитанием сына. Мать, Жанна Брошар, была дочерью французского генерал-лейтенанта, но в воспитании Рене ей тоже не пришлось поучаствовать: через год поле рождения сына она умерла. Маленький Декарт рос под присмотром бабушки по материнской линии. В детстве отличался болезненностью и любознательностью.

Образование

Декарт получил религиозное образование в иезуитском колледже под названием Ла Флеш. О школе у него остались не самые радужные воспоминания. После него он поступил в университет Пуатье, где в 1616 году ему была присвоена степень бакалавра права. В эти же годы он начинает заниматься математикой, но ведёт очень беспорядочный образ жизни.

Жизненный путь

После университета Декарта тянет на подвиги, и он поступает на военную службу, причём каждый раз оказывается в самых горячих точках: он успел поучаствовать и в революционной Голландии, и в битве за Прагу в Тридцатилетней войне, и в осаде Ла-Рошели. По окончании своих военных похождений Декарт возвращается на родину, но о его свободомыслии уже успели прознать вездесущие иезуиты. Они обвиняют его в ереси, и Декарту приходится уехать жить в Голландию на целых 20 лет.

Здесь он изучает многие науки, переписывается с самыми известными философами и учёными со всего мира. Результатом научных изысканий стала книга «Мир», написанная им в 1634 году. Но опубликована она была гораздо позже, так как предусмотрительный учёный взял на заметку трагедию, произошедшую годом ранее с Галилеем. Вскоре увидели свет и другие научные труды Декарта, которые восхитили одних и повергли в шок других своими откровениями. Это «Рассуждение о методе…», «Размышления о первой философии…» и «Первоначала философии». В последней из этих книг Декарт сформулировал главные тезисы своего мировоззрения о сотворении мира Богом, о движущейся материи и математике как универсальном методе познания окружающего мира. Он привёл доказательства существования Бога, но вместе с тем утверждал, что после того, как Бог сотворил этот мир, он развивается без Божественного вмешательства. Естественно, церковники не могли принять такого учения Декарта. Так обозначилось противостояние между Декартом и церковью, продолжавшееся до конца его жизни и даже после. Кардиналу Ришелье очень понравились изыскания Декарта: он дал разрешение напечатать их во Франции. А вот в Голландии на них было наложено проклятие протестантскими богословами. Учёного смог поддержать только принц Оранский.

Травля за вольнодумство преследовала болезненного, слабого здоровьем учёного по пятам. Он был изнурён ею, а поэтому поддался уговорам шведской королевы и переехал в 1649 году в Стокгольм. Там его отношения с церковью не улучшились, а только усугубились: Декарт открыто и довольно враждебно высказывался против её учений. Нервное перенапряжение отрицательно сказывалось на здоровье учёного, что усугублялось суровым климатом, к которому Декарт долго и тяжело привыкал. Жизнь при дворе тоже не была сладкой. Королева Кристина очень уважала Рене, который был для неё авторитетом, но она была слишком экстравагантна и непредсказуема и зачастую мучила учёного, нагружая его умственной работой.

Личная жизнь

О личной жизни Декарта практически ничего не известно. Женат он не был. Возможно, если бы у него не родилась в 1635 году дочь Франсина, никто бы так и не узнал о его мимолётной увлечённости собственной служанкой Хелен. Отношения с ней не были оформлены, и дочь Декарта считалась незаконнорожденной. Однако учёный очень был привязан к этому маленькому существу и еле оправился от удара, когда в пятилетнем возрасте Франсина скончалась от скарлатины. По крайней мере, этот странный и замкнутый человек, у которого практически не было друзей, показал себя в эти пять лет очень нежным и заботливым отцом.

Смерть

Уже через год после приезда в Стокгольм Декарт простудился и скончался от воспаления лёгких 11 февраля 1650 года. Через 17 лет Франция заявила свои права на великого соотечественника, и останки учёного были перезахоронены в часовне аббатства Сен-Жермен, где и покоятся до сих пор. Существует версия об отравлении Декарта.


Основные достижения Декарта

  • Декарт по праву считается создателем аналитической геометрии и автором современной алгебраической символики.
  • Он стал основателем нового метода в философии, который получил название радикального сомнения.
  • Декарт - автор механицизма в физике.
  • Он считается предтечей рефлексологии.
  • Учения Декарта оказали серьёзное влияние на работы и научные открытия многих последующих поколений великих учёных: Спинозы, Арно, Мальбранша, Локка, Лейбница, Канта и Гуссерля.

Важные даты биографии Декарта

  • 1596 год - рождение
  • 1597 год - смерть матери
  • 1606–1612 года - учёба в иезуитском колледже
  • 1612–1616 года - учёба в университете Пуатье
  • 1617 год - начало военной карьеры
  • 1620 год - битва за Прагу
  • 1627 год - осада Ла-Рошели
  • 1628 год - переезд в Голландию
  • 1634 год - «Мир»
  • 1635 год - рождение дочери Франсины
  • 1637 год - «Рассуждение о методе…»
  • 1640 год - смерть дочери
  • 1641 год - «Размышления о первой философии…»
  • 1642 год - проклятие голландских протестантов
  • 1644 год - «Первоначала философии»
  • 1649 год - переезд в Швецию, «Страсти души»
  • 1650 год - смерть
  • Живя в Голландии, Декарт никогда не останавливался в каком-то определённом месте. За 20 лет своего пребывания в этой стране он успел пожить практически во всех её городах.
  • Именно Декарт предложил использовать первые три буквы латинского алфавита (А, В и С) для постоянных величин, а последние три (X, Y и Z) - для переменных.
  • Шведская королева Кристина заставляла Декарта вставать в пять утра каждый день, чтобы заниматься с ней уроками.
  • Официальная версия смерти великого учёного - воспаление лёгких, однако в 1980-е годы были обнаружены документы, которые содержали заключение медика о причинах смерти Декарта. В них значится, что он умер от передозировки мышьяком.
  • Когда Декарта решили перезахоронить и перенести его останки из Швеции во Францию, после вскрытия его могилы обнаружилась пропажа черепа, которую так никто и не смог объяснить.
  • В честь великого учёного на Луне назван кратер.
  • И. П. Павлов возле своей лаборатории установил памятник-бюст Рене Декарту, так как считал его основателем всех своих исследований и сделанных открытий.

HACKED BY SudoX — HACK A NICE DAY.