Движущие силы, факторы и условия психического развития. Факторы развития психики человека

Основными свойствами развития являются:

· необратимость - способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими;

· направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

· закономерность - способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности и действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают, что генотип (генетическая конституция организма) содержит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивидуального развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек - это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

2. Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Фенотип - совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда - понятие очень широкое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминантам психического развития относят обучение.

На психическое развитие оказывают влияние макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников).

3. Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Механизмы психического развития в отечественной психологии рассматриваются на основе идей Л.С. Выготского, согласно которым онтогенез человека разворачивается в социокультурном пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, не только с целью приспособления адаптации), но и для преобразования, изменения индивидом окружающего пространства. Сам процесс такого взаимодействия, т.е. определенные отношения между индивидом и средой – это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказывают на нее соответствующее воздействие.

Условия между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты будут зависеть от конкретных условий, в которые попадает данный индивид. Таким образом, становится понятной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека. С другой стороны, для всестороннего понимания психического развития важно использование комплексного подхода, разработанного Б.Г. Ананьевым и ориентированного на разностороннее рассмотрение многоуровневой, системной организации структуры человека. Такое соединение естественнонаучного и культурно-исторического взглядов в максимальной степени охватывает все стороны процесса психического развития.

Механизмы психического развития(социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования) :

1. Социальная ситуация развития - конкретная форма значимых для человека отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути развития человека, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Единицы анализа социальной ситуации развития - деятельность и переживание.

Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития.

· в младенческом возрасте ССР имеет вид «ребенок – взрослый»;

· в раннем детстве – «ребенок – предмет – взрослый»;

· в дошкольном возрасте – «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)»;

· в младшем школьном возрасте – «ребенок – взрослый – задача»;

· в подростковом возрасте – смена интересов, интенсивная рефлексия на себя, начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие признавали его самостоятельность и значимость;

· в юности – ситуация выбора жизненного пути;

· взрослость – активное включение человека в сферу общественного производства и трудовой деятельности, в создание собственной семьи и воспитание детей;

· старость – смена общественной позиции, выход на пенсию, удаление от активного участия в производительном труде.

В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

2. Ведущая деятельность - это деятельность человека в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Признаки ведущей деятельности:

  • это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;
  • это деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;
  • это деятельность, от которой зависят психологические изменения личности ребенка

Каждая стадия психического развития человека характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

Первая группа: деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми (непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка).

Это деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок - общественный взрослый», или, шире, «человек - человек». Развивается мотивационно-потребностная сфера.

Вторая группа: ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

Маленький ребенок овладевает предметными действиями, т.е. осваивает элементы человеческой культуры, систему отношений «ребенок - общественный предмет» или «человек - вещь». Формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера.

Выделяют следующие виды ведущей деятельности :

· новорожденность и младенчество: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года, благодаря которому у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы предметных действий;

· предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет);

· игровая деятельность – или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет);

· учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет;

· интимно-личностное общение подростков со сверстниками в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.);

· учебно-профессиональная деятельность в юности;

· профессиональная деятельность в молодости;

· максимальная реализация сущностных сил человека в трудовой деятельности в период взрослости (зрелости);

· в старости – либо сохранение личности человека, поддержание и развитие его социальных связей, либо обособление, индивидуализация и «выживание» как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций (в соответствии с выбором стратегии адаптации – сохранение себя как личности или сохранение себя как индивида).

В рамках ведущей деятельности происходят тренировка и развитие всех психических функций человека, что приводит к их качественным изменениям.

3. Психологическое новообразование - обобщенный результат изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития.

Психологические новообразования в возрастных периодах:

· Кризис новорожденности – индивидуальная психическая жизнь новорожденного, возникновение улыбки на обращение матери (близкого взрослого).

· Младенчество – потребность в общении, потребность получать впечатления, комплекс оживления, акт хватания, зачатки самосознания в виде сознания психической общности с матерью, появление эмоциональных отношений младенца к взрослым и предметам.

· Раннее детство – возникновение самосознания, становление системы «Я» ребенка, его личности, отделение действий от предмета и себя от своих действий.

· Дошкольный возраст – становление иерархии мотивов деятельности, возникновение соподчинения мотивов, потребность в общественно-значимой деятельности, усвоение норм поведения; возникновение первичных этических инстанций, возникновение произвольного поведения, осознание собственного «Я».

· Младший школьный возраст – произвольность и интеллектуализация психических процессов, интеллектуальная и личностная рефлексия, планирование в уме, умение анализировать, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, «Память становится мыслящей, а восприятие думающим».

· Подростковый возраст – чувство взрослости, формирование референтных групп, формирование «МЫ» - концепции; самоопределение будущей профессии; становление идентичности; стремление к самостоятельности, становление самосознания.

· Ранняя юность - осознание собственной индивидуальности; мотивы достижения успеха.

· Юношеский возраст – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни.

· Молодость – семейные отношения, чувство профессиональной компетентности.

· Взрослость (зрелость) – ответственность, автономность личности, терпимость, позитивное мышление и позитивное отношение к миру.

· Старость – мудрость, когнитивное новообразование – логическая память.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка .

Развитие включает сензитивные периоды , для которых характерно оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств.

Сензитивные (сенситивные) периоды развития (от лат. sensus чувство, ощущение) – это возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Для сенситивного периода характерна наибольшая восприимчивость человека к усвоению какого-то знания, приобретению навыков и умений, развитию способности в какой-то сфере деятельности. Иными словами, существует возраст, позволяющий более успешно формировать ряд свойств личности. Так, например, возраст до трех лет является наиболее благоприятным для формирования правильной речи, а в возрасте от 20-25 лет быстрее усваивается социальный опыт взаимодействия с людьми.

В детской психологии под сенситивными периодами детства имеются в виду глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. В зависимости от того, что именно меняется у ребенка, сенситивные периоды развития будут относится к разным областям развития и деятельности ребенка: начиная от сенсорных областей, заканчивая мышлением, творчеством, креативностью.

Понятие сенситивных периодов и зоны ближайшего развития были введены Л.С.Выготским, который описывал их как "поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса", как периоды, когда "развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер".

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология развития или возрастная психология изучает психическое развитие человека от рождения до конца жизни.

Система основных понятий психологии развития

Категории Понятия
1. Макро-характеристики человека Индивид Субъект Личность Индиви- дуальность
2. Основные линии (ряды) развития Онтогенез Жизненный путь
3. Факторы психического развития Наследственность, половой диморфизм, среда, воспитание и обучение, собственная активность
4. Общие закономерности Неравномерность, гетерохронность, интеграция, пластичность
5. Возраст в широком смысле Паспортный
Биологи- ческий Интеллек- туальный Социаль- ный Психологи- ческий
6. Возраст в узком смысле Стадии, периоды, фазы жизни, сензитивные периоды, возрастные кризисы
7. Возрастные психологические особенности Социальная ситуация развития, основные противоречия, ведущая деятельность, психические новообразования.

МАКРОХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Когда психологи говорят о человеке, то имеют ввиду четыре его макрохарактеристики: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Индивид («один из вида») – понятие, которое характеризует принадлежность конкретного

человека к биологическому виду «Homo sapiens».

Субъект («носитель субъективного») – носитель предметно-практической активности и познания. Субъективность человека проявляется в жизнедеятельности, общении и самосознании.

Личность – социализированный индивид, субъект и объект общественных отношений и исторического процесса.

Индивидуальность характеризует неповторимость, уникальность каждого человека

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ (РЯДЫ) РАЗВИТИЯ

Онтогенез – индивидуальное развитие человека как индивида, становление его как представителя «Homo sapiens». Основные события онтогенеза отражают качественные изменения в возрастном и половом созревании организма, физическом развитии и т.д.

Жизненный путь – индивидуальная история человека как субъекта, личности и индивидуальности. (Вехи жизненного пути – поступление в школу, окончание, вступление в брак и т.п.) Главное содержание жизненного пути – процесс социализации индивида, т.е. превращение его в личность.

ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в деятельности, личности и сознании.

Факторы психического развития – это относительно постоянные условия, детерминирующие развитие психики, личности в течение всей жизни человека. Их делят на две группы: биологические и социальные.



Наследственность представлена генетической программой , которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой психического развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны психического развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.

Половой диморфизм – фактор половых различий. Изначально пол обусловлен генетически. Однако, биологический пол еще не делает человека мужчиной или женщиной, для этого необходимо усвоить психологию пола (ценности, манеры общения, поведения, особенности самосознания). Половой диморфизм нарастает к юношескому возрасту, стабилизируется в зрелости и сглаживается в старости.

Среда . Среда как фактор психического развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.

Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу).

Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации и пр.



Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение не должно приспосабливаться к возрастным особенностям ребенка, оно должно быть развивающим, идти впереди развития и стимулировать его, опираться на «зону ближайшего развития», т.е. на тот круг задач, которые пока не в состоянии решить самостоятельно, но может справиться с ними под руководством взрослого. Именно разрешение противоречий между трудностью учебных задач и уровнем актуального развития учащихся способствует продвижению их в психическом развитии. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

Сущность биологического фактора развития. Включают наследственность и врожденность (особенности, которые ребенок принимает внутри утробно). Врожденные и наследственные черты составляют возможное будущее развитие личности.
Наследуются, например, темперамент, задатки способностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека генетически обусловлено, нет.
Наследственные и врожденные свойства организма создающие анотомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности. Особенности человеческого мозга являются преобладание в его структуре высших отделов коры больших полушарий, поэтому ребенок рождается с гораздо меньшим, чем у детенышей животных количеством врожденных форм поведения, но со значительно большими возможностями научения. Мозг новорожденного как по своим размерам так и по строению существенно отличается от мозга взрослого человека. И лишь постепенно завершается процесс его созревания при этом в детстве созревание идет наиболее интенсивно. Вместе …
с морфологическими изменениями происходят значительные изменения функций нервной системы.
Нормальное созревание мозга ребенка является первым из важнейших биологических условий психического развития.

Социальный фактор развития . Для формирования специфически человеческих психических качеств(логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Известны многочисленные данные о том, что «госпитализм», дефицит общения с окружающими, различные виды изоляции от социальной среды (напр., в случаях с детьми, попавшими в раннем возрасте в окружение животных) приводят к резкому нарушению детского развития, возникновению глубоких психологических дефектов, которые с большим трудом преодолеваются на последующих генетических стадиях. Включение ребенка в социальную среду, обеспечение обучающих воздействий взрослых, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, являются важнейшим условием развития его личности, высших форм познания.

· Природная среда – действует опосредованно через социальную среду

· Социальная среда – дифференцируется на семейную и общественную среду. Влияние достаточно стихийное.

Воспитание и обучение – характерна целенаправленность и планомерность.

Фактор активности в психическом развитии.

Активность человека – многообразие формы его взаимодействия с окружающим миром.

Представляет собой многоуровневое образование:

— биологическая или физическая активность. Выражена в наборе естественных потребностей ребенка. Ребенок рождается на свет – дышит самостоятельно. Этот вид активности обеспечивает взаимосвязь ребенка с окружающим миром и его выживание в этом мире.

— познавательная психическая активность. Проявляется в потребности познания окружающего мира. У ребенка формируются познавательные психические процессы, ему хочется освоить взрослый познавательный (окружающий) мир. Позднее эта активность проявляется в детских вопросах, в элементарном экспериментировании.

— социальная активность. Проявляется на первом году жизни. Ребенок сосредотачивается на лице родителей. К 3м годам у ребенка появляется интерес к сверстнику.

Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды обучения и воспитания будет мало эффективен. С другой стороны в развитии активности ребенка ведущую роль играют социальные условия, в которых живет ребенок.

18. Диалектическая взаимосвязь развития, обучения и воспитания. Понятие о зоне ближайшего развития .

Обучение должно подстраиваться под психическое развитие и обучение следует за развитием (Пиаже и др.). Пиаже: развитие ребенка – это процесс, который имеет свои собственные закономерности, который не зависит от воли людей и педагог должен считаться с тем уровнем, который достиг ребенок в процессе своего естественного развития и строить обучение в соответствии с этим уровнем. Т.е. циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.

Бихевиористы : отождествляли обучение и развитие. Считают, что развитие – это есть результат научения. Оба эти процесса совершаются равномерно и параллельно. Так что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Одновременность, синхронность этих процессов – основная идея данной группы теорий.

С.Л. Рубинштейн: Обучение и развитие есть стороны единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, а развивается обучаясь.

Л.С. Выготский: Обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой.

Выготский обращал внимание на то, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Мы должны определить по меньшей мере 2 уровня развития ребенка, без которых не сумеем в каждом конкретном случае найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения.

Первый уровень Выготский назвал уровнем актуального развития . Это уровень психического развития, который уже сложился, те возможности ребенка, которые он реализовал самостоятельно, т.е. тот уровень развития, который достиг ребенок в настоящий период.

Второй уровень Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка. Она определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время.

Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает целый ряд внутренних процессов развития, которые сегодня могут быть возможными только благодаря сотрудничеству со взрослыми, т.е. обучение ведет за собой развитие. Иными словами обучение – есть форма осуществления развития.

Механизмы развития.

Основные механизмы развития:

— Интериоризация

— Идентификация

— Отчуждение

— Компенсация

1. Прежде всего, речь идет об интериоризации знаков. Т.е. искусственно созданных человеком стимулов средств. Они предназначены для управления своими и чужими (…)

Ребенок усваивает знаки в процессе общения и использует их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря этому у ребенка формируется знаковая функция сознания, происходит становление логического мышления, речи и других высших психических функций.

2. З. Фрейд. Отождествление помогает эффективно присвоить черты объекта идентификации и направить развитие ребенка.

3. Маслоу. Описывал самоактуализирующую личность. Ей присущи открытость, контактность, принятие других, но так же и стремление к уединению, независимости от окружающей среды и культуры. Общество стремится сделать человека шаблонным, лишенным индивидуальности. Нужно сохранить равновесие. Оптимальной является идентификация в общении с окружающими и отчуждение во внутреннем плане, в плане личностного развития.

4. Адле. Четыре вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая (уход в болезгь). Компенсация позволяет выработать индивидуальный стиль жизни, дает возможность для любого человека найти свой стиль социализации и свою социальную группу.

Важно знать:

— роль этих механизмов в развитии психики разных людей не одинакова.

— в течение жизни человека значение каждого из механизмов меняется:

× ранние годы жизни – интериоризация (присвоение культурных знаний, норм общества) и идентификация;

× зрелый возраст – отчуждение (человек осознает свою уникальность, стремится оградить свой внутренний мир от чужих вмешательств), роль интериоризации снижается, отсюда с трудом формируются новые знания, плохо привыкает к новым ценностям, существенно снижается идентификация, группа общения семья/друзья сформирована и почти не пересматривается.

× в пожилом возрасте активность отчуждения снижается, в ходе онтогенеза увеличивается значение компенсации. Её возможности возрастают и в зрелости. Этот механизм обеспечивает личностный и творческий рост человека. В пожилом возрасте идет компенсация не только своих индивидуальных слабостей, но и потерь: сил, здоровья, статуса.

20. Понятие возраста: абсолютный и психологический возраст. Возрастная периодизация Л.С. Выготского .

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, которые не взаимосвязаны с индивидуальными различиями, они являются общими (типологическими для всех людей)

Возраст – понятий общественно-историческое.

Возраст абсолютный (календарный, паспортный) – длительностьсуществования объекта, его локализация во времени. Выражается количеством временных единиц. Возрастные изменения личности не прямо пропорциональны числу прожитых человеком лет, между ними очень сложное опосредованное отношение. Хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу психологического возраста взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Периодизация Выготского. Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал возрастные новообразования, характерные для каждого этапа развития. Возрастные новообразования – те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь и весь ход его развития в данный период.

Биологический фактор включает в себя прежде всего наследственность. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента: темперамент и задатки способностей. У разных детей центральная нервная система функционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический, «взрывной» темперамент; при уравновешенности процессов возбуждения и торможения - сангвинический. Ребенок с сильной, малоподвижной нервной системой, преобладанием торможения - флегматик, отличающийся медлительностью и менее ярким выражением эмоций. Ребенок-меланхолик со слабой нервной системой особенно раним и чувствителен. Хотя наиболее легки в общении и удобны для окружающих сангвиники, нельзя «ломать» данный природой темперамент других детей. Стараясь погасить аффективные вспышки холерика или побуждая флегматика чуть-чуть быстрее выполнять учебные задания, взрослые должны в то же время постоянно учитывать их особенности, не требовать непосильного и ценить то лучшее, что приносит каждый темперамент.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению званий не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Второй фактор - среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно - через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.


Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л. С. Выготского.

Л. С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции - продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда никакой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным.

Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.

Таким образом, единство наследственных и социальных влияний - это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития, необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

Социальная среда - понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т. д.) и кончая спецификой семейного воспитания.

Социальная среда - это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник). Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрастах могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и т. п.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Л. С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может - не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Такие «Маугли» бегали на четвереньках и издавали такие же звуки, как и их «приемные родители». Например, две индийские девочки, жившие у волков, выли по ночам. Человеческий детеныш со своей необычайно пластичной психикой усваивает то, что дается ему ближайшим окружением, и если он лишен человеческого общества, ничто человеческое в нем не появляется.

Когда «одичавшие» дети попадали к людям, они крайне слабо развивались интеллектуально, несмотря на напряженный труд воспитателей; если ребенку было больше трех лет, он не мог освоить человеческую речь и научался произносить лишь небольшое количество слов. В конце XIX века была описана история развития Виктора из Авейрона: «Я с горьким сочувствием думал об этом несчастном, которого трагичная судьба поставила перед альтернативой либо быть сосланным в какое-нибудь из наших заведений для умственно отсталых, либо ценой несказанных усилий приобрести лишь малую толику образования, что не смогло бы дать ему счастья».

В том же описании отмечалось, что наибольшие успехи были достигнуты в плане эмоционального развития мальчика. Его воспитательница, мадам Герин, своим материнским отношением вызвала ответные чувства, и только на этой основе ребенок, иногда напоминавший «нежного сына», мог в какой-то мере овладевать языком и пытаться познавать окружающий его мир.

Почему же дети, лишенные социальной среды в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях? В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, например, сензитивный период развития речи - от года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем, как мы видели, практически невозможно.

Приведенный пример с речью - крайний. От своего ближайшего социального окружения любой ребенок получает хотя бы минимум необходимых ему знаний, умений, занятий, общения. Но взрослые должны учитывать, что легче всего он что-то усвоит в конкретном возрасте: этические представления и нормы - в дошкольном, основы наук - в младшем школьном и т. д.

Важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его развития в это время.

Как считает Л. С. Выготский, в этот период определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период совпадает поэтому с оптимальными сроками обучения.

В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Проблема обучения детей (шире, воспитания) - не только педагогическая. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как - один из основных в возрастной психологии. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития - спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.

Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становится принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.

Л. С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Основываясь на идее К. Маркса и Ф. Энгельса о социальной сущности человека, он считает истинно человеческие, высшие психические функции продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами - орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом, словом, а также цифрами и др.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л. С. Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах: сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми - затем внутри ребенка». Речь ребенка, например, первоначально - только средство общения с окружающими, и лишь пройдя длительный путь развития, она становится средством мышления, внутренней речью - речью для себя.

Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л. С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т. е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности - помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы, объясняя принцип решения, начиная решать задачу и предлагая продолжить и т. п.).

У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только актуальный его уровень (результаты тестирования), но и «завтрашний день» - зону ближайшего развития.

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л. С. Выготскому, ведет за собой развитие. Но в то же время оно не должно отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. С. Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л. С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.

Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается воспитываясь и обучаясь», - пишет С.Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности.

Вопросы:

1. Опишите сущность биологического фактора психического развития.

2. Опишите сущность социального фактора психического развития.

3. Приведите примеры влияния биологического и социального факторов на когнитивное развитие ребенка.

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца - в 9-10 лет.

В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равен. М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития» (Егорова М. С, Марютина Т. Н., 1992).

Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 10 47 , а количество живших на Земле людей всего 7 х 10 10 . Каждый человек - это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

СРЕДА

Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с


ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ■ 35



ГЕНОТИП ^ --------- ^ СРЕ ДА АКТИВНОСТЬ

Генотип - совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Фенотип - совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.


Факторы психического развития

этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или изнутри?", а нужно спрашивать: "Что в нем происходит извне? Что изнутри?"» {Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение отчасти подтверждают данные Л. Эрмана и П. Парсонса (Эр-ман Л., Парсонс П., 1984), которые приводят результаты различных исследований по оценке обусловленности индивидуальных признаков наследственностью и средой (см. табл.).

Оценка влияния факторов наследственности и среды


36 ■ Часть 1. Обзор основных теорий развития

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора - активности. «Активность,- писал Н. А. Бернштейн,- важнейшая черта всех живых систем... она является самой главной и определяющей...»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию... пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия, которое более подробно будет описано ниже. «Жизнедеятельность каждого организма,- писал Н. А. Бернштейн,- есть не уравновешивание его со средой... а активное преодоление среды, определяемое... моделью потребного ему будущего» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 456). Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности. Каковы же законы, которым подчиняется процесс психического развития?


ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Понять психику человека как целостное и системное образование, равно как и роль детства в последующей жизни взрослого, можно благодаря понятию «развитие». Уместно вспомнить слова Гете, который писал:

Кто хочет что-нибудь живое изучить,

Сперва его он убивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненной ему там не найти.

Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи, является определяющим для психики.

Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития: от теории созревания А. Гезелла, этологических теорий К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтес-сори, ортогенетической теории Т. Вернера, условно-рефлекторных теорий И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, теории социального научения А. Бандуры, психоаналитической теории 3. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга, теории аутизма Б. Беттельгейма, теории развития детского опыта Э. Шехтеля, экологической теории Дж. Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга, стадиальной теории Э. Эриксона - до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее современных вариантов в виде деятель-ностного подхода А. Н. Леонтьева-А. Р. Лурия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина (Митькин А. А., 1997, с. 3-12). Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, свидетельствует о кризисе психологии, а с другой - указывает на значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимания природы психики.

Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство позиций, но и некоторые, ставшие до определенной степени общепринятыми, принципы. В числе ведущих принципов психического развития можно назвать следующие:

I. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. Исходным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий. Как говорили древние китайцы: «Единообразие не приносит потомства». «Именно противоречивость отношений является фактором, запускающим развитие» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1994),- подчеркивают Е.Н.Князева и


38 ■ Часть 1. Обзор основных теорий развития

Доминанта - функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.

Концепция билатерального регулирования - предложена Б. Г. Ананьевым, который полагал, что регуляция психических процессов и свойств индивида в ходе онтогенеза осуществляется с помощью иерархической («вертикальной») и дополнительной («горизонтальной» или билатеральной) системы регулирования. Ведущая роль в иерархической системе принадлежит кортикоретикулярному ядру - глубоким структурам мозгового ствола и подкорки.

Билатеральный контур является дополнительным в отношении основного «вертикального» контура регулирования, а его морфологическим субстратом являются большие полушария головного мозга. Б. Г. Ананьев считал, что «по мере накопления жизненного опыта, тренировки нервных процессов и свойств нервной системы, повышения уровня саморегулирования и организма в зрелом возрасте роль билатерального регулирования в онтогенезе возрастает» (Б. Г. Ананьев, 1968, с. 272). Сам процесс билатерального регулирования, по мнению Ананьева, «сочетает управление информационными потоками таким образом, что в каждый отдельный момент каждая из гемисфер головного мозга выполняет по отношению к другой то информационную, то энергетическую функцию» (там же, с. 274). Основными индикаторами билатерального регулирования являются «бинарные эффекты и латеральное доминирование, проявлением которого являются сенсомоторные и речедвигатель-ные асимметрии» (там же, с. 244).

СП. Курдюмов и продолжают: «Без неустойчивости нет развития. Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивости, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность - это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1992). Выделение этого принципа имеет свою предысторию в науке. Имеется в виду «принцип устойчивого неравновесия живых систем», впервые сформулированный в биологии Э. Бауэром в 1935 г. Согласно данной концепции, именно неравновесное состояние системы означает ее высокую работоспособность (Бауэр Э. С, 1935, с. 92). В физиологии этот принцип находит свое подтверждение в феномене доминанты А. А. Ухтомского. В психологии эти идеи получили развитие в трудах Д. Узнадзе, который подчеркивал разительные факты распространения асимметрии, выявившиеся при изучении человека, и в концепции билатерального контура регулирования, сформулированной Б. Г. Ананьевым (Узнадзе Д., 1966; Ананьев Б. Г., 1968).

II. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы (Асмо-лов А. Г., 1998). Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению - изменчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И. И. Шмальгаузена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом является универсальной закономерностью развития любых систем (Шмальгаузен И. И., 1983).


ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ■ 39

Известно, что генетическая программа человека как представителя вида Homo sapiens не претерпела существенных изменений за последние 40 тысяч лет, с тех пор как она сформировалась. Тем не менее эволюционная завершенность человека относительна, а следовательно, это не означает полного прекращения каких бы то ни было изменений его биологической, а тем более психической организации.

Как подчеркивал Тейяр де Шарден, ничтожные морфологические изменения за время эволюционного развития компенсировались величайшим скачком в психической сфере. Иллюстрацией этому служат исследования изменчивости психологических функций за исторически небольшие промежутки времени.

К. Шайе, обследовав 3442 человека, родившихся с 1889 по 1959 г., обнаружил, что на протяжении XX в. показатель мыслительных способностей у этих людей линейно рос вместе с датой рождения. Наряду с этим динамика роста показателя счетных способностей не столь однозначна. Он линейно возрастал в группе лиц, родившихся с 1889 по 1910 г., оставался неизменным в группе родившихся с 1910 по 1924 г. и уменьшался у родившихся после 1924-го. Поэтому у тех, кто родился в 1959 г., он был ниже, чем у испытуемых 1889 г. рождения.

Таким образом, если наследственность обеспечивает сохранность генотипа, а вместе с тем и выживания человека как вида, то изменчивость составляет основу как активного приспособления индивида к изменяющейся среде, так и активного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.