Самокритика - это хорошо или плохо, как избавиться. Паттерны добродетелей

Самокритика – это способность присущая психически зрелой и развитой личности, заключающаяся в рефлексивном восприятии собственной жизни и личности, самостоятельном поиске допущенных ошибок, как в поведенческой, так и в мыслительной сфере. Самокритика признак психического здоровья, когда она выражается в разумных пределах и актуальна происходящим событиям, однако чрезмерные ее проявления свидетельствуют, наоборот, о наличии психических нарушений и являются симптоматикой психоневрологических нарушений.

Самокритика не является синонимом , самоуничижения и прочих вариантов, носящих деструктивный характер для и строящихся на чувствах вины и . Самокритика представляет более-менее объективную точку зрения на самого себя, где присутствуют и равно оцениваются как достоинства, так и недостатки, что можно сравнить с взглядом со стороны.

Основываются суждения самокритики на внутренних убеждениях человека, определяемых его ценностями и целями, и только подобное соотнесение себя со своими же предпочтениями имеет отношение к понятию самокритики. Любые сравнения и замечания о собственном несоответствии чужой системе ценностей говорят о зависимой позиции личности, неадекватной самооценке. О неадекватной самооценке (в завышенную сторону) свидетельствует отсутствие самокритики, что может быть обосновано низким уровнем личностного развития или нарушениями в психо-эмоциональной сфере (в маниакальной стадии неадекватность себя, как и отсутствие самокритики характерны).

В различном контексте и способе применения этой способности возможны потрясающие положительные результаты и губительные для психики последствия, поскольку, как и любое качество, особенно присущее высокоразвитой личности, самокритика лишь инструмент (и от человека зависит исход) и лакмусовый контроль (адекватности и степени развития).

Самокритика это хорошо или плохо

Сталкиваясь с данным понятием и его нейтральной изначальной окраской, тяжело однозначно определить причисляется самокритика к негативным проявлениям или же наоборот является той чертой, над развитием которой стоит работать. Жизнь сталкивает с теми, кто постоянно критикует себя, при малейшей оплошности начинает жаловаться и обвинять себя во всем, унижая свои качества и обесценивая личность – такие люди вызывают сочувствие только первый раз, а потом стремление убрать этого человека из своего круга общения неимоверно растет. В то же время тот, кто сам замечает свою ошибку, признает ее, возможно даже ругая себя в этом месте, но стремится к исправлению, зная и замечая свои положительные, сильные стороны, вызывает уважение, таким людям хочется подражать, они покоряют внутренней смелостью и силой в признании собственной не идеальности.

Польза самокритичного отношения выражается в возможности повышения собственной эффективности (отбрасывая неэффективные стратегии), дополнительной (к исправлению недостатков и заполнению пробелов), способности к тщательному анализу поставленной задачи (учитывая позитивные и негативные моменты, умея предусмотреть риски). Что касается сфер взаимодействия, то самокритичные люди более приятны в общении, за счет адекватной оценки себя, а соответственно и уважительного отношения к другим. Способность к объективной оценке себя помогает выстраивать более долгосрочные отношения, дает возможность слышать точку зрения другого и идти на компромиссные решения в случае столкновения мнений. Само понимание того, что все далеки от неписаных эталонов, порождает спокойное принятие недостатков других, что в свою очередь позволяет людям рядом дышать свободно и быть собой, не пытаясь соответствовать нормам.

Самокритика – это механизм, позволяющий замечать свои недостатки и, соответственно дает возможность исправлять их. Даже если речь идет не о наличии серьезных проблем, то приближенная к реальности самооценка и оценка своих способностей позволяет замечать актуальные пути и области и улучшения не только собственной личности, физического воплощения, но и качества жизни и приносимого в окружающую реальность вклада.

В то же время, психологическая наука не поощряет самокритику, как отдельно стоящее качество, поскольку подобное поведение вносит разлад во внутреннюю гармонию. В идеальном варианте человек принимает себя, радуется достигнутым успехам, а промахи замечает, делает выводы и исправляет по мере возможности. Т.е. именно в варианте объективного замечания собственных негативных качеств самокритика будет полезной, а вот при усердном внимании к недостаткам или при длительном порицании себя речь уже идет и .

Недостатки самокритики начинают проявляться при повышении ее уровня, несмотря на то, что самокритика признак гармоничной и развитой личности, доведенная до максимума она превращается в самобичевание, самоедство, которые оказывают разрушающее и деградирующее действие на личность. Среди последствий избыточной критики себя: снижение самооценки (и последующее разрушение личности), неуверенность, апатичность, потеря значимых социальных контактов (в больших дозах самокритика отталкивает окружающих), неспособность к выбору и принятию решения, развитие патологического чувства вина и токсического стыда.

Первые проявления можно скорректировать самому, изменив свое поведение и сфокусировавшись на достижениях. Можно попросить о помощи друзей и окружить себя позитивными и креативными людьми – настроение распространяется подобно вирусу, а привычка хвалить себя подхватывается от других, так же легко, как особые словечки и фразочки. А вот если ситуация доведена до абсурда и личность человека уже находится в процессе разрушения, то необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь по восстановлению адекватного уровня самооценки, устранению последствий токсинов вины и стыда, выработке новых моделей самостоятельного функционирования.

Критика и самокритика

Несмотря на то, что слова критика и самокритика воспринимаются многими заведомо негативно, ничего подобного в данных понятиях нет. Любая критика направлена на анализ и оценку деятельности человека, и имеет своими целями выявление ошибок, противоречий, оценку подлинности и достоверности. Сама критика и ее видопроявления могут принимать формы справедливой (когда находятся действительные и справедливые ошибки, несовпадения или недостоверности) и несправедливой (когда носит обвинительный характер, не соответствует действительности, сопряжена больше с эмоциями, чем с фактическими недочетами) критики.

Критическое мышление направленно на анализ (ситуации, процесса, человека, действия), без вмешательства личных предпочтений, настроенческих тенденций и желания увидеть определенный результат. Говоря о критическом восприятии мира, подразумевается способность адекватного взгляда, без розовых очков и стремления увидеть желаемое. Это способность, развиваемая с годами и жизненным опытом, дающая возможность абстрагировать и взглянуть на ситуацию со стороны, заметив как положительные, так и отрицательные стороны. Если, оценивая вашу работу, кто-то высказывает только негативное мнение, обесценивая успехи, то это или несправедливая критика, цель которой нанести урон вашей самооценке, либо необъективная оценка ситуации.

Подвергались критическим высказываниям все, причем обоим видам данного понятия. Можно воспринимать критические замечания как оскорбления, реагируя или обидой, уходя в протест или конфронтацию, а можно идти на сотрудничество и извлекать из замечаний пользу, благодаря человека за указание на не замеченные самостоятельно недочеты и стремясь к и исправлению.

Самокритика же работает по тем же самым законам, что и критика, с единственной разницей, что и критикует человек себя, что в некотором роде затрудняет возможность объективного отношения. Самокритика является чертой высокоразвитой личности, на простом основании, что у человека, не ориентирующегося на правила общества, считающего свои действия и рассуждения единственно верными, отсутствует хоть какая-либо способность к объективному рассуждению и непредвзятости.

Качества критики и самокритики являются одинаково значимыми, что на уровне индивида, что всего общества. В частном случае, они помогают совершенствоваться, адаптироваться в социуме, достигать большего, а в общечеловеческом эти механизма анализа и поиска несовершенств способствуют развитию и успешному существованию вида. Способность пересматривать прежние модели построения своей жизни, в частности и модели общественных институтов, дают возможности к изменениям, толчку к новым представлениям о мире. Это вечные двигатели (внешний и внутренний), способствующие развитию и самопредъявления.

Но так же, как излишняя самокритика съедает личность изнутри, критика, полученная из внешнего мира способна еще быстрее разрушить все стремления и самопонимания , являясь серьезным механизмом воздействия, заставляющим человека сомневаться в собственных силах, способностях, желаниях (особо жестокая и постоянная критика, доводила людей до сумасшествия и ).

Многие люди страдают от постоянной самокритики.

Причем, критикуя себя, они думают, что поступают хорошо, что они объективны к себе, а самоедство - это ни что иное, как показатель ответственности и честности человека по отношению к себе.

То есть, путают самоедство и самокритичность. В чем же отличия?

Самокритика - это умение посмотреть на себя и свои поступки со стороны, увидеть свои ошибки, признать их и по возможности исправить.

Самоедство отличается от самокритики тем, что человек начинает обвинять себя в совершенных действиях, не учитывая ни обстоятельств, ни своего настроя, - то есть, находится вне реальности.

В чем же причины самоедства?

Действительно, есть люди, постоянно себя критикующие. Но дело в том, что все эти процессы, которые человек осуществляет с собой, с ним когда-то кто-то уже проделывал.

Чаще всего это те люди, которые окружали ребенка в детстве: родители или бабушки и дедушки. Влияние близкого ребенку окружения огромно.

Именно родители (бабушки, дедушки) часто закладывают весь арсенал средств и способов, с помощью которых будет обращаться с собой человек во взрослой жизни.

Чаще всего критикующие родители - это те, которые хотят "вылепить" ребенка по своему образу и подобию, не считаясь, собственно, с ним самим.

И тогда, например, маленький флегматик постоянно будет слышать от родителей более живого темперамента упреки в нерасторопности, и на всю жизнь "выучит", что с ним что-то не так. Итог: пониженная самооценка привита.

"Ребенок - гость в нашем доме", - говорит восточная мудрость. И рост, и взросление ребенка в идеале, от которого все мы далеки, должны строиться по линии его самораскрытия, а не "лепки по образцу".

Образец - он-то родительский, и возможно, родителям он подходит идеально. Но ребенок - он может в родительский образец и не вписываться.

Как ни парадоксально, чаще всего критиканством занимаются умные, эмоциональные и небезразличные родители.

Поэтому заниженная самооценка и привычка критиковать себя и вбивается намертво.

Были бы родители попроще или понезаинтересованней - и проблем было бы меньше. Воистину, "благими намерениями"...

Почему не стоит излишне критиковать себя?

1. Это разрушает личность , понижает самооценку;

2. Самоедство как бы говорит: «Ты ничего не можешь», и таким образом ставит запрет на действие, оставляя человека в той же нерешенной ситуации;

3. Чрезмерно самокритичные люди не нравятся окружающим, так как погружены в себя;

4. Самоедами легко манипулировать, так как у них имеется глобальное чувство вины;

5. Это занимает много времени и не оставляет места для положительных эмоций;

6. Самоедство оставляет человека, по сути, на уровне эмоционального реагирования, не давая включить рациональное мышление взрослого человека и тем самым найти реальный выход из ситуации.

Как понять, занимаетесь ли вы самоедством

Самоедство - это когда вместо того, чтобы как-то исправить ситуацию, человек начинает себя страшно ругать, страдать от этого, и словно бы от этого даже получать какое-то странное удовлетворение.

В действительности, страдающий самоедством в данном случае проигрывает давно знакомый (с детства) сценарий.

И таким образом, получив привычное наказание за содеянное, взрослый мальчик (девочка) на этом успокаивается.

Именно в этом самоудовлетворении от родительского наказания и остановки на этом и есть опасность ситуации.

В детстве ребенок мало что может, а особенно - противостоять большим и всесильным, с точки зрения ребенка, родителям.

А выход из ситуации, в общем-то, достаточно прост: осознать, что вами управляет детский сценарий, в котором вы были беспомощны, вспомнить, что теперь вы - взрослый человек, и попробовать сценарий доиграть по-взрослому - найти выход в действии.

Например, вы поссорились с начальством. Что делает классический самоед?

Он начинает перемывать себе кости и говорить примерно следующее: «Ну ты и…, неужели ты не мог по-другому, теперь у тебя куча неприятностей, надо было повежливее, и как теперь быть, как извиняться?».

Следующее возможное действие - пойти к начальнику и промямлить извинения с тем, чтобы уйти «побитой собакой».

Человек с нормальной, здоровой самокритичностью проанализирует, что действительно привело к конфликту, где были разногласия, и попробует извиниться (так как конфликт - это результат взаимодействия, и «виноваты» обе стороны) с тем, чтобы снова обсудить ситуацию, уважительно высказать свою точку зрения и найти согласие.

Тогда его извинение будет примерно следующим: «Мне очень жаль, что я погорячился, на самом деле я имел в виду... Как вы считаете, возможен ли такой вариант?».

Первый раз сделать это будет не то чтобы трудно - скорее, очень непривычно. Но вознаграждение в виде радости от факта поступка не заставит себя ждать.

Затем можно попробовать приучить себя к поискам вариантов поступков. На этом этапе включится ваш замечательный ум, которого до этого как бы и не было (ведь работал родительский сценарий, в котором для ваших ума и личности места не было).

Ну, например, все тот же случай конфликта с начальством.

Вариант 1. Я пришел не вовремя, нужно просто выбрать другое время.

Вариант 2. У нас противоположные мнения по этому вопросу, надо бы еще раз все обсудить, чтобы понять, чья точка зрения вернее.

Вариант 3. Меня пытаются заставить сделать то, что я не хочу и не должен, стоило это отклонить в вежливой форме.

Вариант 4. Я действительно был не прав, это стоит признать.

Вариант 5. Я был прав, но не смог это убедительно изложить.

Алгоритм выхода из самоедства

Родительская ругань к тому же вызывает либо сильный протест, либо выращивает чувство вины.

То есть приводит к чисто эмоциональному отреагированию, но не к действительному анализу ситуации и рациональным поискам выхода из нее.

Остановите ругань и попробуйте совершить действие, выводящее ситуацию на новый уровень.

То есть бросьте себя обвинять, посмотрите на ситуацию со стороны, попытайтесь увидеть, какое действие было ошибочным.

Попробуйте совершить действие, которое действительно является решением, а не извинением.

Научитесь варьировать действия. Подходы к решению могут быть различными.

В одном случае стоит учитывать внешние обстоятельства, в другом - настроение собеседников, в третьем - свое самочувствие и т. д.

К тому же, и само решение может иметь варианты. Например, помириться с супругом можно просто извинившись, пригласив его на прогулку или купив ему симпатичную безделушку и т. п.

Когда у вас есть веер возможных решений, вы быстрее сориентируетесь в ситуации.

Итак, если вы успешно перешагнули эти три барьера - успех в ваших руках!

Самокритичность - это свойство, присущее человеку, который способен адекватно оценивать свое поведение в реальной жизни, признавать совершенные им ошибки, стараться исправлять их.

Определение термина

Самокритичность - это качество, для которого существует несколько определений. Например, под этим термином подразумевается трезвая оценка самой личностью разных жизненных условий, признание промахов, проступков. Такое качество проявляется в критичном отношении к собственному «я». Некоторые психологи считают, что самокритичность - это отсутствие эгоизма, наличие самоуважения.

Преимущества

Попробуем выявить те отличительные характеристики, которые можно будет считать достоинствами данного качества.

Самокритичность, скромность - это те отличительные качества, которые все реже встречаются в современном поколении.

В качестве достоинств такой личности можно отметить следующее:

  • самосовершенствование предполагает определенные усилия, прикладываемые человеком для получения новых знаний;
  • способность признавать собственные недостатки позволяет проводить корректировку собственных действий для достижения результатов в определенной сфере деятельности;
  • люди, имеющие здоровую самооценку, анализируют свои действия, делают правильные выводы, устраняют проблемы и погрешности.

Самокритичность - это уважение не только к себе, но и к окружающим людям. Только человек, способный к самоанализу, может признавать собственные ошибки, идти на компромисс с собеседником.

Недостатки

Помимо многочисленных положительных параметров, у данного качества личности есть и определенные минусы.

Самокритичность, скромность, гордость характеризуют того человека, который чрезмерно требователен к себе. Это приводит к самоунижению, провоцирует возникновение депрессивного состояния. Возникает такая ситуация, при которой человек начинает видеть в себе только отрицательные качества, не замечает своих лучших сторон. При длительном самобичевании возникают разнообразные психические патологии, выйти самостоятельно из депрессии удается далеко не всем.

Высказывания о самокритичности

Данным качеством обладают персонажи многих литературных произведений, создаваемых отечественными и зарубежными писателями. Примеры самокритичности - высказывания великих философов, научных деятелей, художников и поэтов - свидетельствуют о том, как часто о данном качестве задумываются талантливые и одаренные люди.

Например, Сократ говорил, что он знает только то, «что ничего не знает». Особый интерес вызывает самокритичность Обломова в романе Гончарова. Главный герой этого произведения постоянно анализирует свои поступки, относится к себе с пренебрежением.

Многие люди в обществе представляют себя в роли жертвы, не хотят признавать собственные ошибки, не планируют их исправлять.

Правила

Для того чтобы развивалась самокритика, необходимо знать некоторые правила:

  • трудно найти идеальных людей;
  • не стоит отступать, если вы уверены в своей правоте;
  • необходимо прислушиваться к интуиции;
  • нужно получать удовольствие, не терять чувство юмора.

Самокритика является осознанной оценкой своих положительных характеристик как личности.

Например, план молодости, самокритичности Обломова можно считать той ценностью, которой владеют и пользуются далеко не все.

Проблемы из детства

Проблемы, связанные с самокритикой, начинаются с детства. Когда родители из лучших побуждений невольно занижают самооценку своих детей, они не догадываются, какие последствия это будут иметь для детей.

К примеру, мамы возлагают на своих малышей высокие надежды, а если они не оправдываются, принижают самооценку, критикуя их.

Малыши не понимают, почему ими не довольны, и постепенно превращаются в неуверенных в себе подростков. вовсе не означает, что необходимо постоянно хвалить своих детей. Но критика должна быть разумной, чтобы не возникало проблем с психическим состоянием.

Дети, имеющие заниженную самооценку, выбирают себе для общения на них. При каждом промахе, неверном поступке, они будут считать себя еще более несостоятельными личностями. Таким подросткам присущи пессимизм, боязнь публичного выступления, низкая активность.

Важные моменты

У любого человека есть определенные недостатки. Снимать маску, демонстрировать свое подлинное лицо способны далеко не все. Критикуя себя, нельзя переходить определенные рамки, иначе испортится настроение, ухудшится физическое самочувствие, могут появиться депрессивные симптомы.

Самокритика должна стать некой палочкой-выручалочкой, помогающей исправлять ошибки, устранять проблемы. Именно она дает возможность для нового старта к самосовершенствованию и развитию.

Вместо заключения

Самокритика является рефлексивным отношением человека к себе, его способностью самостоятельно искать ошибки, оценивать поведение, анализировать действия. Наличие самокритики является обязательным условием психического комфорта человека.

Это реалистичный и объективный анализ своих преимуществ и недостатков, сильных и слабых качеств. Человек, способный оценивать себя объективно, без предубеждения относится к собственным промахам, старается исправить их. Такой человек не любуется своим совершенством и неповторимостью, а стремится повысить свой интеллектуальный уровень.

В повседневной жизни такое качество помогает людям достигать карьерных высот. Они уважительно относятся к коллегам, поэтому из людей с адекватной самооценкой получаются отличные руководители.

Лучшими учениками в школе являются именно те ребята, которые обладают нормальной самокритичностью. Такое качество дает им возможность задействовать дополнительные силы для приобретения знаний, они не ограничиваются «верхоглядством».

В ходе научных экспериментов, проводимых психологами, удалось установить связь между наличием у подростков самокритичности и их успешностью в школьной жизни. К сожалению, анализировать свои достижения и неудачи, делать соответствующие выводы способны только единицы школьников.

При введении федеральных образовательных стандартов второго поколения в общеобразовательные школы ситуация изменилась в лучшую сторону. ФГОС предполагает проведение на уроках, внеклассных мероприятиях рефлексии. В ее рамках ребята анализируют свою деятельность, дают ей оценку.

После детального анализа универсальных навыков, приобретенных ими в процессе урока (занятия), педагог может менять

Подобное нововведение позитивно отразилось на формировании у навыков проведения самооценки, способствовало стимулированию самостоятельной деятельности школьников при получении универсальных учебных навыков и умений.

Разработчики всех нововведений, внедряемых в настоящее время в российские учебные заведения, старались максимально увеличить стремление детей к самостоятельному развитию.

С этой же целью в учебных программах по разным научным дисциплинам в школах РФ появилась обязательная проектная и исследовательская деятельность. В процессе проведения самостоятельных экспериментов дети получают не только коммуникативные навыки, важные знания, но и учатся проводить самооценку.

Самокритика – рефлексивное отношение человека к себе, способность к самостоятельному поиску ошибок, оценке своего поведения и результатов мышления. Наличие критики к себе считается условием психического здоровья личности.
Википедия

Самокритичность – такая критическая оценка является объективной и реалистичной оценкой собственных сил и слабостей, талантов и недостатков и т.д. Такой анализ себя - часть здорового самопринятия.
Психологическая энциклопедия

  • Самокритичность - это умение отстраненно взглянуть и оценить себя и свои поступки; увидеть собственные ошибки и по возможности их исправить.
  • Самокритичность – это отношение к своим мыслям, словам и поступкам без предубежденности в собственной правоте.
  • Самокритичность – это трезвая оценка себя и своих действий в различных обстоятельствах, это сочетание ума, позволяющего увидеть свои промахи, и смелости, позволяющей их признать.
  • Самокритичность – это отсутствие самолюбования при наличии самоуважения.
  • Самокритичность – это активное желание собственного личностного роста.

Преимущества самокритичности

  • Самокритичность даёт направление – самосовершенствованию.
  • Самокритичность даёт возможности – признать свои недостатки и отказаться от них.
  • Самокритичность даёт силы – для объективной оценки собственного «я».
  • Самокритичность даёт веру – в собственные возможности.
  • Самокритичность освобождает – от нарциссизма и неуважительного отношения к окружающим.

Проявления самокритичности в повседневной жизни

  • Профессиональная деятельность. Самокритичность помогает человеку добиться корректировать свои действия для достижения карьерных высот.
  • Обучение. Лучшие ученики – люди, обладающие здоровой самокритичностью. Это качество помогает им прикладывать усилия для получения знаний, не ограничиваясь «верхоглядством».
  • Научные эксперименты. Именно самокритичность помогает деятелям науки отделить случайные погрешности от изначально неверного посыла.
  • Межличностное общение. Человек, охотно и уважительно прислушивающийся к мнению окружающих, не считающий себя экспертом одновременно во всех областях знаний – проявляет самокритичность.
  • Семейные отношения. Построение семьи – всегда поиск взаимного компромисса. Люди, способные к признанию собственной неправоты и поиску компромисса – демонстрируют самокритичность.

Как достичь самокритичности

  • Работа над собой. Научившись признавать свою некомпетентность в некоторых вопросах, свое несовершенство – человек воспитывает в себе самокритичность.
  • Психологические тренинги. Сильный психологический тренинг может помочь в главном – принять и полюбить себя со всеми достоинствами и недостатками. Любя и уважая самого себя – легче научиться и самокритике, воспринимая ее как созидательное, а не разрушительное начало.
  • Анализ. Находите возможность для ежедневного уединения и осмысливания происшедшего за день. Не корите себя за ошибки, - подумайте, как их исправить и не повторить в будущем.
  • Действие. Каждый день совершайте поступок, который сделает Вас чуть лучше, чем Вы были вчера.

Золотая середина

Самолюбование

Самокритичность

Самоедство, самобичевание

Крылатые выражения о самокритичности

Я знаю только то, что я ничего не знаю. - Сократ - Существует одна прекрасная форма двуличия – самокритичность, и одна прекрасная форма эгоизма - любовь. - Мария Эбнер-Эшенбах - Отсутствие самокритичности – нередко моносимптом глупости. - Илья Шевелев - Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем. - Георг Лихтенберг - Андрей Курпатов / Вопросы и ответы. Все решим! Выпуск 1-6 (+ CD) Цикл книг известного психотерапевта Андрея Курпатова. Поможет перестать играть роль жертвы, критично взглянуть на себя и начать жить ответственно. С. Н. Лазарев / Диагностика кармы. Книга 9. Пособие по выживанию Книги Лазарева, в том числе и «Пособие по выживанию», учат многому, но, прежде всего, самокритичности. Только она помогает поставить себе правильный духовный диагноз и встать на путь работы над кармическими ошибками.

Определенными привычками мы пользуемся ежедневно, поэтому избавляться от некоторых из них крайне сложно. В первую очередь, нужно осознать, что проблема есть. В случае с самокритикой, проблема действительно существует. Дело в том, что если вы не умеете принимать себя, хвалить и поощрять, то не стоит ждать этого от других людей, вы им даете повод, относится к вам так, как вы сами это делаете. Привычку постоянно себя критиковать стоит отнести к негативным качествам любого человека. Психолог Оксана Клименко рассказала способы, как избавиться от самокритики.

Что такое самокритика и к чему может привести?

Самокритика - вроде совершенно понятное слово, и очень даже социально приемлемое поведение. Самокритичные люди, как правило, вызывают в обществе уважение и даже поощрение. Почему же, как правило, самокритика приносит страдание самому человеку? Разберем это понятие на составляющие - критика направленная на себя. Кри́тика (происходит от греческого понятия - «искусство разбирать, суждение») — выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор, отрицательное суждение о чём-либо с указанием недостатков. Именно эта часть слова вызывает у социума уважение, потому как она, как сказал бы Эрик Берн (ред. - американский психолог и психиатр), отправляет нас к родительской позиции. То есть, мы сталкиваемся с усвоенным еще в детстве пониманием, что все действия и поступки необходимо пропускать через фильтр: «Как их оценят родители?» Самокритичный человек усвоил это понимание очень хорошо и несет его с собой по жизни. Только вместо родителей теперь выступают требования среды, социума в котором он в данный момент находится. И казалось бы, это дает возможность прекрасно чуствовать себя в обществе, просто усваивай все требования, копайся в ошибках исправляй, не наступай на те же грабли и все будет хорошо! Но не все так просто. Если родители ребенка были достаточно любящими и принимающими, самокритика человека не будет поглощающей и уничтожающей. А если нет? Что приводит к тому, что самокритика становится для человека разрушающей? Уже в возрасте до 2 лет дети имеют представление о себе, оно формируется еще на до вербальном уровне, создавая у ребенка образ себя, его базисные элементы Я-концепции. В течение дошкольного возраста дети формируют некие генерализированные отношения к самому себе, считают себя «хорошим», «плохим», «копушей» или «неумехой». Кроме того, в эти годы у детей формируется ряд идеалов. Они учатся оценивать себя относительно того, какими по их представлению они должны быть. Самооценка детей является прямым отражением отношения к ним окружающих. Но совсем не правильно будет считать, что ребенок с высокой самооценкой будет менее самокритичен. Завышенная самооценка и заниженная - две стороны одной медали. И то, и другое построено на выстраивании идеализированного образа себя. А где есть идеализация там и обесценивание. Знание о том, какими видят нас другие, является важнейшей ступенью в развитии самопознания. Современный мир пронизан индивидуализацией, Личность стоит в центре внимания прогресса. Самопознание, как составляющая этого процесса, приобретает на сегодняшний день, важнейшее место в самореализации человека. А темпы развития современного общества предполагают столь же стремительные изменения требований к человеку. В результате чего люди с заниженной самооценкой, предполагающие, что им не чего в этой жизни не суметь, безнадежно отстают как школьники, давно запустившие программу. Они приписывают себе полную безысходность и обесценивают любую возможность выбраться из этой «ямы». Личности с завышенной самооценкой, идеализирующие свои возможности, все время находятся в напряжении, в желании соответствовать, и тем больнее их разочарование в случаи неудач или ошибок. Такие люди всегда стремятся к совершенству, но даже самосовершенствуясь, все равно остается собой недовольным.

Как избежать излишней самокритичности?

Выход есть - Воспитывать в себе реалистичное понимание своих возможностей.

Нереалистичное восприятие себя воспитывается родителями, которые выставляют слишком много «условий для любви», оценивают ребенка, не могут принять его таким, какой он есть, сравнивают его с другими, жёстко наказывают за неудачи. С возрастом мы продолжаем делать это вместо родителей (интернализируя родительское поведение).

К чему может привести нездоровая самокритика?

Есть два полюса, куда приводит излишняя критичность

Постоянное пребывание в страхе повторить прошлые ошибки и, соответственно, вообще нежелание идти в этом направлении. Избегание чувства стыда, бездейственность, апатия.

Зависание в процессе «ранжирования» долгие и мучительные обдумывания перед тем, как сделать любой шаг:

Что «лучше» выбрать? Неуверенность, болезненный перфекционизм.

Как избавиться от привычки постоянно себя критиковать?

Если вы заметили, что этим страдаете, и по каким-либо причинам не можете рассчитывать на помощь психолога, используйте аутотренинг:

Напишите список своих достоинств и недостатков, попросите любящих вас людей написать такой же список, проанализируйте результат, возможно, вы найдете, что ваш список недостатков значительно преувеличен.

- «Напишите» в своем сознании: Я принимаю себя таким, какой я есть. Я развиваю свои способности, работаю над недостатками в меру своих сил. Я не обязан быть совершенным во всем и для всех. Я знаю о своих достоинствах и недостатках и принимаю их.

Чтобы избавиться от привычки постоянно себя критиковать, старайтесь не попадать в ловушку чужих оценок. Нельзя формировать мнение о себе только по тому, как вас оценивают другие. Сложно быть хорошим для всех, и нет смысла к этому стремиться. Напоминайте себе об этом как можно чаще. Когда оцениваете себя, постарайтесь проанализировать, чья оценка в данный момент наиболее важна для вас, с позиции кого вы себя критикуете и настолько ли совершенен этот сам этот человек.

Учитывайте мнение окружающих, а не присваивайте его себе. Это поможет вам избавиться от привычки постоянно себя критиковать. Прислушаться к чужому мнению о себе бывает полезно, но это не значит, что любая критика повод к действию или самоунижению. Часто оценка окружающих базируется на их представлении об идеализированном собственном Я. В погоне за соответствием чужим представлениям об идеале вы теряете свою индивидуальность и уникальность.

Думайте о том, что развитие - это хорошо. Но если по какой-то причине вы не можете или не хотите развиваться дальше, то в этом нет ничего такого, что делает вас недостойными уважения в своих глазах. Не попадайтесь в эту ловушку. Она очень часто захватывает именно тех, кто очень требователен к себе. Делайте для совершенствования то, что в ваших силах, но не на их пределе.

Если хотите избавиться от самокритики, получайте удовольствие от процесса, и не ставьте себя в зависимость от результата. Слишком сильная надежда на удовлетворительный результат, часто приводит к опустошению в случае неудачи.

Обращайте внимание на то, что в вас есть хорошего и цените это. Вместо того, чтобы выискивать, что в вас недостаточно совершенно. Учитесь ценить то, что имеете сейчас. Часто люди не замечают то положительное, что есть в их жизни - оно воспринимается как само собой разумеющееся.