Сценарий развлечения «Деревенские посиделки. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки

Сценарий мероприятия "Деревенские посиделки"

Ведущий (на фоне музыки):Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
У кручины есть причина,
У стихов завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и… любовь.
Собрались все вместе коли,
Как там бают: “чином чин”,
Начинаем с хлеба – соли,
С доброй песни наш зачин!

Выходят три девушки в русских костюмах с хлебом и солью. Кланяются.

Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб-соль самому старшему. Или ставят тарелку на стол, а хлеб “путешествует” по кругу и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

Ведущий:

На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.

Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!

Ведущий: Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей родной стороне. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

Появляются Забава и скоморох Емеля.

Забава: Здравствуйте!

Ведущий: А вы с народом познакомились?

Емеля: Это- Забава! Я – Емеля!

Низко поклонились, колпаки свалились,

Колпаки надеваем, снова начинаем!

Это – Затейница!

Забава: Это – Емеля.

Вместе: Пришли у вас погулять,

На ребят посмотреть, себя показать!

Забава: Ребята, давайте поиграем! Пусть половина зала будет улица Сорокино, и буду я в ней жить! Вторая половина зала будет улица Воронино, там Емеля будет жить-поживать. Вы согласны?

Емеля: Как зовут нас, вы знаете. А вот наши имена нам неизвестны. Исправить ошибку нужно.

Забава: Жителей моей улицы Сорокино будут звать «Петьки».

Емеля: А жителей моей улицы - Воронино величать будут «Васьки». Запомнили» Мы с Забавой будем песню петь да вопросы задавать, а вы нам будете отвечать!

А кто громче ответит, тот и будет молодец! Итак, Васьки, запоминайте свои слова:

Емеля: «Васька, у меня штаны в горошек,

Я пришел из сказки, потому что я хороший!»

Забава: А Петьки будут отвечать такими словами:

«Петька, у меня рубашка в клетку,

Я пришел к вам, детки, чтобы съесть конфетку!»

(Забава и Емеля репетируют с залом кричалки.)

Емеля: Приготовились? Ваша задача – как можно громче и дружнее ответить на наш вопрос!

(Емеля и Забава поют запевку, после первой – отвечают Петьки, после второй отвечают Васьки, а потом все вместе).

Забава: На солнечной поляне

Стоит зеленый дом,

А рядом с этим домом

Живет веселый гном.

Гном! Гном! Как тебя зовут?

Емеля: По-моему, и на твоей улице, и на моей одинаковое количество добрых молодцов и красных девиц.

Забава: Неспроста, друзья, мы кланяемся вам,

Прибегая к обходительным словам!

Нам по нраву ваш характер боевой,

Темперамент ваш задорный, озорной.

Ведущий: Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…

(Исполняется песня «Выйду на улицу»)

Емеля: А пришли сюда мы скуку разогнать.

Мы пришли повеселиться, поиграть.

(Проводится игра «Одень молодца»).

Забава: - Ой, красны девицы!
На печи не сидите – на круг выходите.
Гостям честь окажем:
На народ поглядим да себя покажем!

Дети исполняют танец

Забава: Ребята, давайте с вами поиграем. С помощью чего на Руси ведра носили?

(Проводится игра с коромыслами)

Ведущие:

В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе

Рады люди как-никак.

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Не погаснет, не потухнет
На холмах семи ветров
Мастерство российской кухни,

Слава русских поваров!

Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

Ребенок: Матрёшки русские по свету славятся,
Вы посмотрите на них, ну чем не красавицы.
Матрёшек весёлых, забавных этих
Сегодня подарят вам дети.

МОУ «ЦО Тайдаковский» Ясногорского района Тульской области.

Внеклассное мероприятие

«Деревенские посиделки»

Сценарий фольклорного праздника.

Составила: Квачко З. С.

учитель начальных классов.

2015г.

Деревенские посиделки. Сценарий фольклорного праздника.

Цели:

Формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании духовных ценностей, традиций народной культуры;

Прививать желание знать и изучать русский фольклор;

Воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям;

Воспитывать понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к отечеству.

Звучит русская народная музыка

Ведущий: Россия, Россия, края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные Раздольные русские песни поют

В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, пряли, вязали, вышивали, плели корзины и при этом обязательно пели частушки, рассказывали побасенки, сказки. Так веселее было работать да и быстрее проходил вечер. Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились мудрости.

Посиделки, посадки, посидухи, посидинушки…

В. Даль описывал посиделки так: «…Сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен»

1. На завалинках, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых.

2.При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод Говорили, песни пели И водили хоровод.

3.А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши! Словом эти посиделки Были праздником души.

4.Наш досуг порою мелок, И, чего там говорить, Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить!

5. Нам зачинать досталась роль, Не путайте с нагрузками. Мы принесли вам хлеб и соль На посиделки русские.

6. Жива традиция, жива! От поколенья старшего Важны обряды и слова Из прошлого из нашего.

7. И потому принять изволь Тот, кто пришёл на посиделки, На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб, и соль!

8. Если вы в «своей тарелке» И пришли к нам не на час, Предлагаем посиделки Провести вот здесь, сейчас.

9. Отдых – это не безделки – Время игр и новостей, Начинаем посиделки! Открываем посиделки! Для друзей и для гостей.

Две девочки приветствуют гостей.

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому - правду, кому – песенку.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ну так сядем рядком Поговорим ладком.

Небылицы в лицах Сидят в теремах, Щелкают орешки Да говорят насмешки. Хотите знать какие? А вот такие…

Два ученика ведут диалог:

Что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Девочка и мальчик:

Сынок, сходи за водицей на речку.

Живот болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, что ж, коли мать зовёт, надо идти.

Два мальчика:

Что везёшь?

Сено.

Какое же это сено?

А коль видишь, что же спрашиваешь?

Девочка и мальчик:

Фома, что из леса не идёшь?

Медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Ну так сам иди.

Да он меня не пускает.

Девочка и мальчик:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Два мальчика:

Тюха, есть хочешь?

Нет, я перекусил.

А что перекусил?

Да съел краюшку хлеба.

А ты бы её в горшок со сметаной макал.

Да в горшок не влезла.

Вбегают соседки:

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!-

Хозяйка:- Ой, соседушка, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.

1оседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.

2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

1 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой.

Стук в дверь. Входят мальчики.

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка, Добры молодцы идут - погулять немножко.

Мальчик: А что я видел сейчас!

Мальчики: Что?

Мальчик: Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота

Все: Вот это да!

Мальчик: Выбегала палка С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах

Все: Не может быть!

Мальчик:

Крыши испугались, Сели на ворон, Лошадь подгоняла Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик: Лошадь ела кашу, А мужик – овес. Лошадь села в сани И мужик повез.

Все: Небылицы, небывальщины1

Ведущий: Да, вот такие небылицы, потешки,прибаутки – эти небольшие смешные, забавные рассказики, которыми смешили, потешали, веселили. В них всё может быть, даже то, чего никогда не бывает.

А кто не знает русских пословиц, поговорок. А кто создал их? Конечно, русский народ. Родились они давным –давно, когда топор за богатство считался. Они передавались от отцов к детям. Короткие и простые мысли так сложены, что запоминаются сами собой.

Вот послушайте и постарайтесь их продолжить.

Сегодня гуляшки, завтра гуляшки – останешься …без рубашки.

Лодырь да бездельник – им праздник… и в понедельник.

Добрый сын – отцу радость, а худой…печаль.

Птица рада весне, а дитя…- матери.

Человек от лени болеет, а от труда…здоровеет.

У лодыря Егорки всегда найдутся …отговорки.

Хочешь есть калачи - …не сиди на печи.

Ведущий: А теперь давайте рассядемся удобнее и споём русскую народную песню. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы. Да и работа с песней продвигалась с песней веселее.

Девочка:

Всё народ честной, А он народ непростой, Он на многое горазд И сейчас гости дорогие, Мы споем для вас.

Исполняется песня:

Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. Вспомним народные игры в которые играли ваши прабабушки и прадедушки.. Но прежде, чем играть, становились в круг, выбирали водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.

Заяц белый, Куда бегал? - В лес дубовый. - Что там делал? - Лыки драл - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион. - Выйди вон.

Проводятся русские народные игры «Колечко», «Золотые ворота»

Ведущий: Как было сказано, что на посиделки девушки и молодые парни собирались не только для работы, но и послушать забавные шутки, сказки. Вот и послушайте одна сказочку.

Инсценирование сказки «Волк и Лиса».

В. – Лизавета, здравствуй!

Л. – Как дела,зубастый?.

В. – Ничего идут дела, Голова пока цела.

Л. – Где ты был?

В. – На рынке.

Л. –Что купил?

В. – Свининки.

Л. – Сколько взяли?

В.. – Шерсти клок Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке.

Л. – Кто отгрыз?

В. – Собаки. Ну а ты-то где бродила?

Л. –Рыбку в проруби ловила Только хвостик опустила. Видишь, сколько наловила.

В. – Рыбки тоже я хочу.

Л. – Так поймай, я научу Ты ступай дружок к реке. Сядь в укромном уголке Хвост свой в прорубь опусти И всё время повторяй: «Ловись, рыбка, и большая и маленькая»

В, - Ну, спасибо, Лисавета, Помоги ты мне советом Где тут прорубь. Покажи.

Л. – (Показывает) Не забудь. Слова скажи.

Ведущий: Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо

ромашка! Это цветок не простой, это ромашка –

скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать

скороговорку 3 раза.

Кто – то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

От топота копыт пыль по полю летит.

Прокоп украл укроп.

Носит Сеня в сени сено.

Спать на сене будет Сеня.

Вставай, Архип, петух охрип!

У осы не усы, не усищи, а усики.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается.

Появляется Домовёнок.

Домовёнок. Ой! Дети? Быть этого не может. Это, я,наверное, сплю. Ребята, это сон или нет?.

Дети: Нет, не сон.

Домовёнок: А мне всё равно не верится. Такое счастье! А ну-ка ущипните меня. Ой, и правда не сплю. А раз мы встретились, то надо первым делом сделать это… которое… Вот склероз проклятый! Триста лет назад привязался, ещё когда Баба Яга была маленькой Ёжкой, так до сих пор и не отвяжется.

Дети: Надо поздороваться!

Домовёнок: Здравствуйте, дети! Не забыли ли вы меня?

Дети: Нет, не забыли!

Домовёнок: А как у вас здесь весело! Почему вас так много сегодня собралось здесь?

Ведущий: Посиделки у нас здесь. Праздник!

Домовёнок: Праздники я люблю больше всего на свете. Знаете, почему? Потому что песни люблю. Вот у меня есть одна любимая. Фу ты, забыл… Ой, что же я сосем забыл? Что в этом доме я хозяин, а вы - мои гости. Значит, я вас должен развлекать! Хотите, загадки загадаю? Сейчас, сейчас…(Ищет что-то на печке и не находит. Плачет.) Наверное, Баба Яга утащила. Загадки-то вот тут в чугунке у меня лежали.

Ведущий: А вот мы сейчас позовём эту Бабу Ягу, пусть она нам отдаст наши загадки. Да, ребята?

Дети: Баба Яга!

Баба Яга: Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Батюшки! Домовёночек! Уже двести лет почитай не виделись

Домовёнок: Ау меня гости дорогие – добры молодцы да красны девицы.

Детки сильные да умелые, смышлёные да ласковые. А уж обходительные! Посмотрите, какие они дружно здороваются.

Баба Яга: (делает реверанс). Здорово люд честной, развесёлый. Фамилий, имён и отчеств не имеем, а обзываемся просто – Баба Яга.

Дети: Здравствуйте, Баба Яга!

Баба Яга: А чавойта вы меня кричать вздумали?

Домовёнок: Печаль-кручина меня гнетёт, беда у нас, несправедливость вышла.

Баба Яга: Да ты толком, толком. Всё по порядочку разобъясни. Как следоват.

Домовёнок: И расскажу всё доподлинно, откуда беда к нам пришла, это ведь ты у меня чугунок со сказками-загадками взяла.

Баба Яга: Чаво нет, того нет! Ты напраслину на меня наговариваешь.

Домовёнок: У меня свидетель есть.

Баба Яга: Погодь домовой. Свидетель, говоришь? И кто же?

Домовёнок: Кот у меня есть, он по ночам не спит, всё видел.

Баба Яга: Ха! Да и где же это видано, чтобы кот в свидетелях числился? Это лжнсвидетель.

Домовёнок: Сознавайся, Баба Яга, а то ребята готовы мне помочь. Мы тебя свяжем и в печке зажарим. Али забыла, как Ваня посадил тебя в печь?

Баба Яга: Вижу я, ребята вы неслабые, значит со мной потягаться хотите? Только знайте меня ещё никто не побеждал. Я даже Змея Горыныча перехитрила.

Домовёнок: А ты не стращай, не стращай. Ребчта очень хотят с тобой посостязаться.

Баба Яга: А ты не стращай, не стращай. Ребята очень хотят стобой посостязаться.

Баба Яга: А хорошие ли они артисты? Ну смотрите, если мне не понравится – сидеть вашим головам на шесте!

Домовёнок: Да не пугай. Лучше открывай пошире глаза, ставь ушки на макушку.

Исполняются Частушки

1.Эх, топни, нога, Топни, правенькая, Я плясать пойду, Хоть и маленькая,

2.Я плясать пойду По соломушке, Раздайся народ По сторонушке!

3.Я стояла босиком, Осмотрела все кругом. Оглянулася назад – Сапоги мои лежат.

4. Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася А гармошка заиграла Я не удержалася. .

5.Сидит ежик на березе Белая рубашка, На головке – сапожок, На ноге - фуражка.

6.На горе стоит телега, Слезы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги

7.Балалаечка-гудок Свое дело знает, Она в Ваниных руках Хорошо играет.

8.Если б Маша не глазела В скважину замочную, Тона лбу бы не имела Шишку крупноблочную.

9.Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

Баба Яга: Эх, вы ? Да кто же частушек не слышал?

Домовёнок: Зазря ты раньше времени радуешься. Мы всё умеем. Можем частушки исполнить, можем и хоровод водить Верно, ребята?

Исполняется танец.

Домовёнок: Ох, спасибо вам, ребятушки, друзья мои верные! Так что Баба Яга, все твои испытания мы прошли. Отдавай чугунок с загадками!

Баба Яга: Ну, что ты, Домовушечка, раскипятился? Ах, какие вы все славные, аж даже за душу схватило. Я тоже хочу с вами дружить. Будете со мной водиться?

Домовёнок: Мы со злюками не дружим. Вот исправишься, тогда посмотрим. Правда,ребята?

Баба Яга: Да, я исправлюсь. Тьфу ты, я уж вот и хороша совсем, исправленная. А вот и чугунок с загадками, бери!

Домовёнок: Оставим Бабу Ягу на посиделках.

Дети: Пусть остаётся!

Домовёнок: А теперь будем отгадывать загадки.

Дети берут из чугунка загадки, читают их и отгадывают.

Ведущий: Каждый праздник когда- нибудь заканчивается. Подходит к концу и наш праздник.

В небе будто от побелки Засветился млечный путь Отшумели посиделки В нашей праздничной светёлке, Где пришлось нам отдохнуть.

Посиделки, вечеринки Звёзды в праздничной выси. Это русские картинки Нашей жизни на Руси.

Дни общения – счастья вехи, Посиделкам каждый рад. Делу время, а потехе Рады люди как-никак.

Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями, Говоря: «До новых встреч!».

Здравствуйте. Меня зовут Буркова Ольга Михайловна. Вашему вниманию мы представляем сегодня проект фольклорного праздника «Деревенские посиделки» в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, кружок «Истоки».

Согласно ФГОС второго поколения - духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».

Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС является технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию , где ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а в роли непосредственного участника самого процесса. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев.

Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Также работа по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство», программы внеурочной деятельности школьников «Подвижные игры», через взаимодействие с родителями.

Цель проекта : воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.

В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта решали следующие задачи:

Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора.

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.

Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора.

Для успешной реализации задач определили направления , по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, потешки, приговоры, легенды)

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)

Изучение игрового фольклора.

В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с детьми, родителями. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С детьми проводились беседы, игры, разучивание фольклорных произведений.

Результат работы представлен фольклорным праздником «Деревенские посиделки».

Представленный проект рекомендую использовать учителям, музыкальным руководителям в организации работы по фольклору.

Итак, мы представляем вам наш проект «Деревенские посиделки». Помогать нам будет преподаватель музыкальной школы (баянист).

Дорогие гости,

Будьте как дома!

Наш уют домашний

Каждому виден.

В тесноте, быть может,

Да не в обиде.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяйка прибирает «в избе», ставит самовар, пороги. Поёт песню «ПИРОГИ», на проигрыше входят девушки и начинают подпевать хозяйке.

ПИРОГИ
музыка Виталия Алексеева
слова Инги Лейме

Текст песни

Жду подружек дорогих
В гости на неделе.
Я хочу, чтоб вы моих
Пирогов поели.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

С пирогами будет чай
С мятою и хмелем.
Эй, подружка, не скучай,
Наливай полнее!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Будем песни распевать,
Стоя на крылечке.
Будем "Барыню" плясать
С выходом от печки.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Мы о вкусных пирогах
Спели вам частушки.
Ах, спасибо, что пришли,
Душеньки-подружки!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Хоз.

Рада видеть вас у себя в гостях.

Давно вас поджидаю.

Праздник большой, праздник радостный начинается,

что по старинному обычаю посиделками называется.

Под русскую народную песню «Светит месяц» выходят мальчики, подыгрывая на своих инструментах.

Мальчик: Стоит Фома

Посреди двора,

Супротив терема высокого,

Супротив крыльца широкого.

Нетёсан терем,

Нетёсан, только хорошо окрашен.

Мальчик: Дома ли Марья, дома ли Дарья,

Дома ли душенька Настюшенька?

Девочки: (все вместе из теремка) Мы туточки! (Под музыку из-за теремка выходят девочки).

Мальчики:

1-й.

Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут погулять немножко!

2-й.

Хлебу да соли долог век!

Хозяюшке более того!

3-й.

Живи, изба, здорово, живи богато!

Чтобы было тепло, чтобы было светло,

Чтобы своё водилось и нам хватило!

4-й.

А девицам-красавицам мы принесли подарки:

Пряники печатные, конфеты сахарные.

(Отдают угощение девочкам и садятся на лавки)

Хоз.

Спасибо на добром слове. А откуда вы пришли?

1-й.

Мы пришли из деревни Веселухино! Там песни и пляски круглый год. А стоит наша деревня посреди двух дорог: кто не пройдёт, всяк рассмеётся, кто не проедет - всякий спляшет и споёт.

Хоз.

Вот вы какие весёлые! А с чем вы к нам пришли на посиделки?

2-й.

А пришли мы с весёлой песней «Во кузнице» (после исполнения, рассаживаются по местам).

Девочка: Припасли мы для вас забавушки

На всякий вкус -

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

Девочка: Небылицы в лицах,

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Дети поочередно выходят и инсценируют потешки:

Два мальчика поочерёдно:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Да один ворот остался!

Девочка и мальчик:

Сын, сходи за водой.

Да живот болит.

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать зовёт, надо идти!

Две девочки:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

Два мальчика:

Фома, что из лесу не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда.

Да он не идёт.

Ну, так сам иди.

Так он и меня не пускает.

Девочка.

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Два мальчика.

Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает

Выходят девочка и мальчик.

Девочка: А ну хватит вам болтать,

Время пляску начинать.

Мальчик: Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

На людей погляжу!

«Как у наших у ворот» (танец)

Девочка: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня - удалец!

Удалец - молодец!

Девочка: Шла собака через мост

Четыре лапы - пятый хвост,

А шестое брюхо.

Выходи, Ванюха!

Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки исполняют частушки.

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Не смотрите на меня -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

У меня коса большая,

Ленточка коротенька.

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька!

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу.

Пусть завидует народ!

Частушки поют мальчики.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад -

Сапоги мои лежат.

Ёлки-долги, ёлки-долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Вновь поёт девочка.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

После исполнения частушек проводится игра «Как у дяди Трифона».

Как у дяди Трифона
Было семеро детей.

Было семеро детей - было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом делали вот так:
Все: "Как?"
"Трифон": "А вот так!" (один показывает какое-то движение танцевальное, все повторяют под наигрыш).

Девочка: Напекли мы для гостей

Много разных сладостей!

Все: Тары - бары - растабары,

Выпьем чай из самовара!

Поочерёдно: - С сухарями!

С кренделями!

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками!

Все: Тары - бары - растабары,

Посидим у самовара!

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём!

Инсценировка русской народной песни «Блины» .

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Девочка:

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте.

Нас добрым словом вспоминайте!

Общий поклон. Праздник заканчивается чаепитием.

Ведущие в русских костюмах встречают гостей.

1-й вед. : Здравствуйте гости дорогие!

2-й вед.: Здравствуйте маленькие и большие!

1-й вед.: На завалинке сегодня

Собрался честной народ,

Чтоб на русских посиделках

Петь, водить всем хоровод.

Жива традиция, жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

2-й вед.: На завалинке , в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

1-й вед.: Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет

Как нынче мы – общались,

Без общенья жизни нет.

Отдых – это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки

Для друзей и для гостей!

2-й вед.: На завалинке сегодня

Праздник радостный вас ждет,

Вижу, чтобы вас потешить,

К нам оркестр сюда идет.

Игра «Шумовой оркестр».

Ребятам раздаются различные предметы домашнего обихода (стиральная доска, крынки и т.д.) и они исполняют мелодию песни «Во кузнице».

1-й вед.: Как когда-то в век старинный,

В те далекие года,

Проводились викторины

Типа «Что? Где? Когда?»

Как тогда, друзья, для вас

Проведем ее сейчас.

Участники делятся на две команды: 1- «Рябинушки», 2- «Березки».

Викторина «Что? Где? Когда».

1. Назовите праздники русского народа, пришедшие к нам из глубины веков? (Рождество, Масленица, Пасха, День Ивана Купалы, Ильин день и т.д.)

2. Какой по очереди крестилась Русь из всех славянских народов? (последней)

3. Самый знаменитый путешественник из русской сказки, которого знают все, от мала до велика. (Колобок)

4. На чем в русских сказках передвигаются по воздуху? (На летучем корабле, на ковре-самолете, в ступе, на метле, в сапогах-скороходах)

5. Какие слова приговаривают в русских сказках перед очень серьезным делом? (Утро вечера мудренее)

6. Как звали древнего сказочного русского царя? (Царь Горох)

7. Как называется колыбель на гибком шесте? (зыбка)

8. Как называлась старинная монета в 3 копейки? (алтын)

9. Как называлась старинная верхняя одежда из грубого самодельного сукна? (зипун)

10. Что такое кудель? (льняное волокно для пряжи)

11. Есть такая поговорка: «Типун тебе на язык». Что такое типун? (птичья болезнь, хрящевидный нарост на кончике языка)

12. Что такое шесток? (площадка перед устьем русской печи)

2-й вед.: На завалинке народ

Песни русские поет.

Эй, ребята, не зевай,

С нами вместе подпевай.

Конкурс «Русская песня».

Команды должны вспомнить как можно больше русских народных песен и пропеть один куплет каждой из них. Какая команда больше и дружнее споет, та и победила.

1-й вед.: Выходи на сцену, пряхи,

Нить спрядите для рубахи

Лишь того подарок ждет,

Кто скорее нить спрядет.

Игра «Пряхи».

Выходят два человека от команды. Они должны смотать нить на веретено. Кто быстрее, то команда и победила.

Игра «Иголка».

Команды выстраиваются шеренгой, друг за другом. Каждой команде выдают бутафорскую иглу и клубок ниток. Игла находится у первого игрока в шеренге, а клубок – у последнего. Последний игрок начинает передавать нить через игроков к первому игроку. Тот просовывает нить в ушко иглы и передает нить назад к последнему игроку. Когда нить доходит до последнего игрока, все участники, взявшись за нить, бегут до кегли, огибают ее и бегут обратно. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает.

2-й вед.: Труд всегда у нас в почете,

Все в делах мы и заботе.

Все починит, смастерит

Русский мастер работящий

Он умелец настоящий.

Кто сейчас, честной народ,

О труде пословиц больше назовет?

(Аукцион пословиц о труде.)

А какие вы знаете?

Аукцион русских промыслов.

Гончарное, катали, ткачи, кузнецы, вышивальщицы и т.д.

1-й вед.: У кого душа не узкая,

Всех кто любит пляску русскую

Пляски, а не танцы бальные,

Не интернациональные,

Выходи без лишних слов,

Будет конкурс плясунов.

Конкурс «Танцевальный».

Конкурс на лучшее исполнение русского танца или танцевальный марафон.

2-й вед.: А сейчас объявляем конкурс знатоков русских пословиц и поговорок.

Конкурс «Знатоки поговорок и пословиц».

Каждой команде ведущий зачитывает начало пословицы и дает четыре варианта продолжения. Команды должны выбрать один правильный.

1. Где ум, там и

а) мозгов много

б) богатство

в) глупость

г) толк

2. Всяк Еремей

а) не имей сто рублей

б) про себя разумей

в) имей сто друзей

г) пей поскорей

3. Глупого бранят, а он говорит

а) к обедне звонят

б) бабы верещат

в) заткнуться вам велят

г) мыши пищат

4. У ленивой пряхи

а) не бывает свахи

б) все, как у неряхи

в) охи, да ахи

г) и для себя нет рубахи

5. В одиночку

а) не родишь и дочку

б) не одолеешь и кочку

в) не выпьешь и бочку

г) не поставишь и точку

6. Где два дурака дерутся, там третий

а) смотрит

б) помогает

в) убегает

г) добивает

7. Курица по зернышку клюет, да

а) на всех плюет

б) яйца несет

в) ко-ко-ко орет

г) сыта живет

8. Свиная рожа

а) на всех похожа

б) везде вхожа

в) всего дороже

г) у него тоже

9. Душой кривить

а) хорошим быть

б) черту служить

в) себя винить

г) лясы точить

10. Что беднее, то

в) вреднее

г) щедрее

11. Хлеб – соль кушай, а

а) никого не слушай

б) не затыкай уши

в) хозяина слушай

г) не бей баклуши

12. Без труда

а) хорошо всегда

б) не надорвешься никогда

в) ни туда ни сюда

г) не вытянешь и рыбку из пруда

1-й вед.: Верно все вы называли,

Только себя не испытали.

Состязания мы начинаем

Всех на рыбалку да в лес приглашаем.

Игра «Передача рыб по залу».

Игроки должны «выловить» всех рыб и сложить их в корзину. Команда, которая справиться с заданием быстрее, выигрывает.

Игра «Собери грибы».

На полянке растут грибы в количестве меньшем чем участников на один гриб. Участники под музыку ходят вокруг полянки. Когда музыка прекращается, участники должны схватить по одному грибу. Тот участник, которому гриба не хватило, выбывает из игры. Один гриб с полянки убирают и продолжают игру. В конце остается один участник, он и становится победителем.

2-й вед.: Какие же посиделки без чая. Гости посидят, песни попоют, чаю прихлебнут. И выпьют чайку по – нашему по-русски. А как? (Самовар, чай в блюдцах)

Чай пришел к нам из Китая, где был известен еще 4700 лет назад. Но у нас в России чай появился только в 17 веке. Причем вначале он не имел большого успеха у русского народа, потому что, во-первых, был очень дорог, а во-вторых, мало кто знал, как его надо заваривать. Только в конце 19 века чай стал широко распространяться по России, стали открываться чайные, люди приглашали друг друга в гости не просто так, а на чай. Чай входит в пословицы, поговорки, сказки.

Поговорки:

1. Чай не пьешь – какая сила, чай попил – совсем ослаб.

2. Чайку покушать, да органчика послушать.

3. Выпей чайку – забудешь тоску.

Игра «Сложи пословицу».

Команды получают разрезанную на отдельные слова пословицу о чае и складывают ее на скорость.

1. От чая лиха не бывает.

2. Чай пить – не дрова рубить.

1-й вед.: А вот интересно, как же надо заваривать чай? (Ответы детей). Русские традиционно заваривают чай следующим образом. Чистый заварной чайник споласкивают крутым кипятком и слегка обсушивают. Накладывают в него чай из расчета 1 чайная ложка на стакан, заливают кипятком, накрывают салфеткой и ставят минут на пять. Когда чай настоится, его наливают в стакан и разбавляют кипятком.

Специфическая черта русского чаепития – разбавлять заварку кипятком непосредственно в чашке. Поэтому в русском чаепитии принимает участие сосуд для кипятка. Раньше с этим прекрасно справлялись самовары. А сейчас кипяток наливают прямо из чайника, в котором он вскипел.

2-й вед.: И конечно к чаю подавались различные угощения. Давайте сейчас отгадаем загадки, которые так или иначе относятся к чаю.

Конкурс «Загадочный».

1. Был листок зеленым – 2. Стоит толстячок,

Черным стал, томленым, Подбоченивши бочок,

Был листочек зубчатым- Шипит и кипит,

Стал листочек трубчатым. Всем чай пить велит.

Был он на лозине- (самовар)

Стал он в магазине.

(чай)

3. Кольцо не простое, 4. В брюхе баня,

Кольцо золотое, В носу решето,

Блестящее, хрустящее. На голове пуговица,

Всем на загляденье… Одна рука,

Ну и объеденье. Да и та на спине.

(бублик) ( чайник)

5. Возьму пышно, 6. Четыре ноги,

Сделаю гладко, Два уха,

Брошу в пламень, Один нос

Будет как камень. Да брюхо.

(пирог) (самовар)

7. Бел, как снег, 8. Что на сковородку наливают

В чести у всех, да вчетверо сгибают?

В рот попал – (блин)

Там и пропал. (сахар)

9. Черненько, 10. На железном мосту

Горяченько, а все любят. головешки растут.

(чай) (оладьи)

11. Меня бьют, колотят, режут, 12. Бежали овцы по калинову мосту,

А я все терплю, людям служу. Увидели зарю, покидались в воду.

(хлеб) (пельмени)

1-й вед.: На завалинке сегодня

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей русской старины.

Чаепитие.

2-й вед.: Мы делились новостями

Мы старались вас развлечь

И прощаясь, мы с гостями,

Говорим: до новых встреч!

Лидия Муринцева
Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Сценарий фольклорных посиделок

«Как бывало в старину » .

Цели :Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям , традициям , к народным играм ;

Познавательная цель обычаях , обрядах с устным . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

Воспитательная цель

Развивающая цель

Расширять представления, о традициях и обычаях народов России .

Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

Воспитывать уважение к культурам других народов .

Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества .

Познавательная цель : - Расширить представление детей о культуре и обычаях , обрядах с устным народным творчеством русского народа . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель : Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель : развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление :

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование : - Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Мультимедийная презентация «Обычаи , традиции и обряды русского народа .

Музыкальное оформление : -

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь» .

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде.

Место проведения :актовый зал.

Время проведения :---

Действующие лица :

Демьяненко О. Н

Муринцева Л. И.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

Добрый день, народ славный ! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый , песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку , наши предки

Собирали посиделки ,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки ?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко :дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

Вот так немножко!

Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Чайку попить,хозяйку повеселить.

Рассказать,послушать,пирогов покушать.

Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети : Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2 : На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети : Чепуха, чепуха…

3 : На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети : Чепуха, чепуха…

4 : На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети : Чепуха, чепуха…

5 : Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка : Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая : Есть у нас для вас загадки :

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города . Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб) .

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге) .

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша) .

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок) .

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ : Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ : Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ : Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ : «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ : Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ : Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ : Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки ---)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски :

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки :

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская … . (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник . Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам : «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?» . Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка . И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

А мы снова обращаемся к русской матрёшке . В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Русские пословицы , как и русские изделия , славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа .

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание : Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую .

Вьетнамская : «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская : «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду» .

Финская : «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку» .

«Много шуму из ничего»

Африканская : «Сын леопарда тоже леопард» .

- «Яблоко от яблони недалеко падает» .

Жива традиция .

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Выходят три девочки. Садятся за стол.

Мини-инсценировка . Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3-Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

1-Но для этого надо замуж выйти.

(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)

Царь. Будь моею ты невестой.

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»

Средняя группа.

А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье» .

Старшая группа .

Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества .

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.» (младшая группа) .

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад .

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь .

Мы прощаемся с гостями,

Говоря : до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки , вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская , земная,

В мире лучшая страна!