Синтаксическая роль прилагательного. Синтаксическая роль имен прилагательных
Проект.
« Синтаксическая роль имени прилагательного».
Материал к уроку
русского языка в 6 классе
подготовила Николаенко Н.Н.
учитель МБОУ Кировская СОШ № 5
Кагальницкий район Ростовская область
2015 г.
Основополагающий вопрос: каким членом предложения может быть имя прилагательное?
Задачи: формировать навыки определения синтаксической роли имени прилагательного.
План работы .
1. Теоретические данные об имени прилагательном как части речи:
а)определение;
б)сказуемое;
в)подлежащее.
2.Степень популярности использования прилагательного как члена предложения в различных сферах употребления:
а)художественное произведение;
б)научный стиль;
в)устная речь.
3.Вывод.
Гипотеза.
Имя прилагательное может
быть в предложении
любым членом предложения,
но чаще всего
это определение.
Синтаксическая роль прилагательного
Определение
Полная форма
Голубые просторы неба отражаются в широкой реке.
Сложная форма сравнительной степени
Более красивый рисунок отдали на выставку.
Форма превосходной степени
Самый интересный рассказ напечатали в известнейшей газете.
Синтаксическая роль прилагательного
Сказуемое
Полная форма
Его поступки были великолепными .
Краткая форма
Удивительна судьба этого человека.
Сравнительная и превосходная степень
Он был лучше всех. Она была наикрасивейшая из нас.
Синтаксическая роль прилагательного
Подлежащее
Полная форма
Красивые и решительные сделали шаг вперед.
Сложная сравнительная и превосходная степени
Более стойкие не сдали своих позиций. Добрейшие из них решили сделать пожертвования.
Результаты исследования. «Степень популярности использования прилагательного как члена предложения в различных сферах употребления.
Проанализировано:
Устная речь - 5 человек;
Художественный текст – отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (описание степи) ;
Научный текст – параграф учебника биологии
6 класса «Строение семян».
Научный текст
100% использование определения.
Итак.
Имя прилагательное
может выполнять любую
синтаксическую роль,
но чаще всего оно является
определением.
1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.
1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.
1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:
Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;
Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;
Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;
Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;
Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.
2. Цели обработки персональных данных
2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.
Цели обработки персональных данных:
Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;
Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;
Хранение результатов обучения;
Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;
3. Правила обработки персональных данных
3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:
Расовая принадлежность;
Политические взгляды;
Философские убеждения;
О состоянии здоровья;
Состояние интимной жизни;
Национальная принадлежность;
Религиозные убеждения.
3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).
3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).
3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.
3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.
3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.
4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных
4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);
Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).
4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.
4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.
4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
Тема: «Роль имени прилагательного в
предложении».
Цели:
Формировать знания учащихся о роли
имени прилагательного в предложении.
Совершенствовать навыки нахождения
определения – как второстепенного члена
предложения.
Закрепить знания учащихся об имени
прилагательном; о жанрах
изобразительного искусства.
Развивать орфографическую зоркость у
учащихся, обогащать устную и письменную
речь.
Воспитывать прилежность,
самостоятельность, прививать интерес к
предмету.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Ход урока.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.
Сегодня на уроке, я предлагаю вам представить себя художниками. Людям
этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень
восприимчивыми.
2. Оформление тетрадей. Запись числа, минутки чистописания.
А, а
акварель
Фонетический разбор слова:
краски
3. Словарная работа: картинный диктант.
На доске показываю картины, а вы записываете словарные слова.
4. Постановка проблемы. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке нам поможет художник, а что это за художник, отгадайте:
Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
(Имя прилагательное)
Итак, мы с вами на сегодняшнем уроке закрепим наши знания об имени
прилагательном, и узнаем, какова его роль в предложении.
Давайте вспоминать:
Что такое имя прилагательное?
Как может изменятся имя прилагательное?
(по родам, числам и падежам)
Как определить род, число или падеж прилагательного?
5. Формирование новых понятий и способов деятельности.
Наша речь без прилагательных, была бы похожа на картину, написанную серой
краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие
окружающего мира.
Ну, а раз мы художники, то должны знать жанры изобразительного искусства.
Догадайтесь, о каком жанре мы сейчас будем говорить:
Картина с изображением фруктов, цветов и других
неодушевлённых предметов.
(натюрморт)
Перед вами натюрморт. Давайте назовем признаки каждого предмета:
Лимон – по цвету, по форме, по вкусу (жёлтый, овальный, кислый)
Яблоко – по цвету, по форме, по вкусу (красное, круглое, сладкое)
Лук – по цвету, по форме, по вкусу (зелёный, длинный, горький)
В этом задании, какая часть речи помогла ОПРЕДЕЛИТЬ признаки каждого
предмета?
Угадываем следующий жанр:
Изображение на картине человека.
(портрет)
У меня есть подруга. У неё
длинные густые волнистые волосы.
Высокий лоб и курносый носик. Когда она
стесняется, то щёки становятся пунцовыми.
Она весёлая и добрая девочка.
Назовите слова, которые определяют признаки данного человека.
Как вы думаете, если имя прилагательное помогает нам ОПРЕДЕЛЯТЬ
признаки предметов в предложении, то главным или второстепенным членом
оно является?
Конечно, оно является второстепенным членом в предложении. А называется
он ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
6. Динамическая пауза.
Прилетела бабочка.
Села на указку.
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
7. Формирование умений и навыков. Применение.
А у нас – следующий жанр.
Картина или рисунок, изображающий природу.
(пейзаж)
Самостоятельная работа.
Найдите в тексте определения. Подчеркните их волнистой линией.
Стоит ясный зимний день. В январе
деревья одеты в белые шубы. Пушистый
снег повис на ветвях елочки. На рябине
горят алые ягодки. По небу плывут
пушистые облака. Зима нарисовала чудную
картину.
Взаимопроверка. Работа в парах.
8. Контроль и оценка результатов деятельности.
Работа с сигнальными карточками.
Зелёная карточка – ответ ДА
Оранжевая карточка – ответ НЕТ
Имя прилагательное это часть речи.
Имя прилагательное обозначает предмет.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Имя прилагательное отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Имя прилагательное в предложении является главным членом СКАЗУЕМЫМ.
Имя прилагательное является в предложении второстепенным членом –
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
9. Рефлексия.
Какие бывают цвета в изобразительном искусстве? (тёплые и холодные)
Наступил новый год. Символ этого года – петух.
Давайте вы сами раскрасите этого петуха. Если у вас после нашего урока осталось
тёплое настроение, то используйте стикеры тёплых цветов, а если холодные
чувства, то стикеры холодных цветов.
Спасибо вам за урок! Вы были молодцы!
Обозначая признак предмета, эта часть речи делает человеческую речь образной и точной.
Всего существует три качественные, относительные и притяжательные. У каждой из этих групп свои особенности и функции, на которых в рамках данной статьи мы подробно останавливаться не будем. Поговорим подробно о таком как форма - полная или краткая.
Краткие формы прилагательных и их особенности
Собственно наличие «усечённого» варианта - это та «лакмусовая бумажка», определяющая вид прилагательного. У притяжательных и относительных этой ипостаси нет. В виде непостоянного она присутствует только у качественных.
Сегодня краткая форма прилагательных, хоть и существует, но с каждым годом становится менее употребительной.
Мало кто знает, что в праславянском языке у прилагательных вообще не было полной
Формы, она образовалась значительно позже. Вспомним примеры из Сказки, пословицы и поговорки дают нам немало таких примеров: «Мила не бела», «красна девица», «добры молодцы» и т.д.
Краткая форма прилагательных может быть близка по лексическому значению с полной. Различаются они только вопросами и окончаниями. Например: дети (какие?) послушные (полн.ф.), дети (каковы?) послушны (кр.ф.)
Но краткая форма прилагательных иногда отличается от своего полного эквивалента смысловым оттенком. Так, слово «болен» указывает на настоящее время, а «больной» - на более постоянный признак. Иногда формы одного и того же слова вообще имеют разное толкование.
- Ясная погода держится уже неделю.
- Задача стала ясна после разговора с коллегами.
Во втором случае мы видим очевидную метафору, не имеющую прямой смысловой параллели с первым словом. Также краткая форма прилагательных может указывать на избыточное проявление признака:
- пестрый (разноцветный) попугай;
- одежда пестра (очень яркая, обращающая на себя внимание).
Некоторые слова вообще употребляются только в краткой форме: «рад», «готов», «способен» и проч. Связано это с тем, что данные лексемы утратили семантическую связь со своими полными аналогами.
В отличие от прилагательных в полной форме, краткие часто конкретизируют признак в связи с обстоятельством своего проявления:
- короткая стрижка (может быть у любого человека);
- брюки коротки (конкретному лицу).
кратких прилагательных
В предложении «усечённая» форма выступает исключительно в роли составного именного сказуемого. Если полные прилагательные могут быть практически любым членом предложения, у кратких роль только одна:
Дуб могуч (кр.ф.- сказуемое)
Могучий (полн. ф.- определение) дуб стоит под окном.
Краткая форма прилагательного может иметь при себе глагольную связку, которая чаще всего указывает на время:
Она была болтлива. (прошед.вр.)
Стена будет крепка. (буд.вр.)
Как мы видим, роль кратких прилагательных в языке достаточно велика. Во-первых, они могут выражать как лексические оттенки полной формы, так и существовать самостоятельно, обозначая отдельное понятие. Во-вторых, наличие или возможность образования этой формы указывает на то, что перед нами качественное прилагательное. В-третьих, синтаксическая роль таких слов однозначна - в предложении они выполняют функцию сказуемого.
1). Общая беседа
Каким членом предложения может быть прилагательное?
Приведите примеры из домашнего задания:
а) определение;
б) полное прилагательное и краткое прилагательное.
Определение: На чужой стороне и весна не красна.
Глупая та птица, которой гнездо свое немило.
2). Самостоятельная работа по таблице
I вариант
Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено полным
прилагательным (№2).
II вариант
Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено кратким прилагательным.
Ш вариант
Вписать в таблицу № одного предложения, где прилагательное является определением.
Кто быстрее остальных закончит, найти предложение, соответствующее схеме:
|
|
3). Проверка работы по ключу (вывешивается на магнитной доске) -
сами проверяют.
Поднимите руку, кто ошибся.
Вывод о синтаксической роли прилагательного.
4). Тест по теме "Имя прилагательное" и проверка по ключу (меняются тетрадями). Ключ вывешивается на магнитной доске.
I вариант
I. Найти прилагательное
1. Дерево.
2. Деревянный.
3. Древесина.
4. Одеревенеть.
5. Древесный..
II. Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных
о зелен... сочн... траве по широк... колхозн... полю
душист... весенн... цветкам по безоблачн... небу
III. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего и "ц" в окончании
1. Чуж...го человека.
2. Свеж...го хлеба.
3. Старш...го брата.
4. Боль..го города.
5. Хорош...й оценке.
IV. Найти простые прилагательные с основой на шипящую, выписать их
3. Горяч…
4. Хорош…
1. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.
2. Верный друг и через век другом будет.
3. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей.
4.Зубасты, а не кусаются.
5. Ходит дом ходуном на столбе золотом.
VI. Найти ошибки в употреблении полных и кратких форм прилагательных
1. Щенок был голодный и несчастен.
2. Мост через реку был узок и шаток.
3. Глаза собаки были ярко-рыжего цвета, живые и серьезны.
4. Их взгляд был тверд, доверчив и проницателен.
I вариант
I. Найти прилагательное
2. Лесной.
3. Лесничество
II Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных По хорош... проселочн... дороге;к крут... каменист... берегу; в далек... сибирск... городке; высок... урожая морозн…ночью.
Ш. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего в окончании
1. Горяч...го источника.
2. Больш... сумки.
3. Чуж... тетради.
4. Неуклюж...го медвежонка.
5. Колюч…го растения.
V. Найти краткие прилагательные с основой на шипящую, выписать их
3. Блестящ...
4. Много туч...
5. Скрипуч...
V. Найти предложения с краткими прилагательными
1. Кто аккуратен, тот и людям приятен.
2. Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.
3. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
5.Враг бойкий, да наш народ стойкий.
Ключ: I – 2; II - ; III – 2,3; IV – 3,5; V – 1,3,4.
III вариант
I. Найти прилагательное
2. Сонный.
4. Сонливый.
5. Сонник.