Смысл хаджа. Хадж в священных писаниях

Для того чтобы правильно совершать надо знать его основные виды:

  • Аль-Ифрад – совершается только хадж, без умры.
  • Ат-Таматту – совершение по отдельности и умры, и хаджа.
  • Аль-Кыран – совместное совершение обеих .

Как совершить хадж – правила и порядок действий

Что должен сделать мусульманин, собирающийся в паломничество?

  • Выполнить все обязанности , возложенные на него как на главу семьи и члена общества (попросить разрешения на отъезд, вернуть долги, попросить прощения и т.п.).
  • Выбрать спутника , почтительно относящегося к исламу и обладающего знаниями в области шариата.
  • Облачиться в ихрам (несшитая одежда для хаджи). Принять ихрам можно в специальном месте (микат) и только после омовения. Далее повернуться в сторону киблы и прочесть тальбию: «Ляббайка Ллахумма би хаджджин…». Это выражение намерения вступить в хадж всем сердцем.

Приветственный таваф

В священной мусульманин совершает первый обряд хаджа – 7-кратный обход Дома Аллаха. Начинать таваф аль-кудум нужно с черного камня. После завершения обряда произносится молитва-сунна.

Совершение саъю

Этот обряд представляет собой хождение между 2-мя холмами: Сафа и Марва. Обход начинается с чтения молитв.

Обряд «стояния»

На 8-й день зуль хиджа паломники идут в долину Мина. На рассвете 9-го дня месяца они направляются в долину Арафат. До обеденного намаза паломники пребывают в местности «намира». После полудня все идут в Арафат и остаются здесь до захода солнца. Это обряд стояния, во время которого можно обращаться к Аллаху с молитвами и просьбами. После захода солнца верующие направляются в долину Муздалифа.

Бросание камней

Этот обряд хаджа совершается в долине Мина в месте под названием«Джамратуль акаба». Когда паломники бросают камни они произносят такбир («Аллаху акбар!»).

Следующий этап хаджа – обрезание волос. Мужчины бреют голову, а женщины подстригаются.

Завершение хаджа

Последний обряд – совершение прощального тавафа.

Islam Today

Мусульмане, также как и представители других религий, путешествуют к своим святыням. Однако у них есть совершенно особый вид паломничества – Хадж. Это паломничество в Мекку – пятый столп Ислама, то, что обязательно должен совершить в своей жизни каждый мусульманин.

Хадж символизирует собой воссоединение и прощение Адама и Евы, принесение Авраамом в жертву своего сына Исмаила и саму жизнь Мухаммеда как образец покорности и смирения. Человек, совершивший хадж, именуется хаджой, получает право на ношение зеленой чалмы и начинает пользоваться большим уважением за счет более высокого положения в обществе.

Хадж – это добровольное и индивидуальное поклонение Единому Богу. В ходе паломничества верующие как бы становятся гостями Аллаха, покидая свой дом. Тяготы путешествия даруют как внешнее, так и внутренней очищение, соединяют с Всевышним.

Ритуалы хаджа установил Пророк Мухаммед в ходе своего паломничества в 623 году. Законы шариата гласят, что для совершения хаджа человек должен:

  • Быть совершеннолетним;
  • Пребывать в ясном сознании и твердой памяти;
  • Быть свободным;
  • Иметь необходимые средства для паломничества и содержания оставшейся дома семьи;
  • Обладать необходимым здоровьем;
  • Уметь обезопасить себя в ходе пути;
  • Выехать из дома заранее, чтобы выполнить все обряды в седьмой день месяца зу-ль-хиджжа.

Во время хаджа паломник должен быть одет в специальное одеяние – ихрам. Сначала он должен первый раз обойти Каабу, затем помолиться на горе Арафат, а после второй раз обойти Каабу.

Слово «ихрам» переводится как «посвящение» и означает состояние духовной чистоты. Для его достижения необходимо омовение тела, особое одеяние и некоторые правила. Женщины после омовения одеваются в просторную белую одежду, открывающую только лицо, ступни и кисти рук. Мужчины же надевают на себя покрывало, закрывающее ноги, и другое покрывало, перекидывающееся через плечо. Эти одежды являются символом чистоты и равенством всех паломников перед Богом.

Во время хаджа, то есть в состоянии ихрама, нельзя:

  • торговать и заниматься прочими мирскими делами;
  • вступать в какие-либо половые связи, вступать в брак и свататься;
  • злиться, обижать других;
  • причинять вред живому (то есть срывать листья и ветки, убивать насекомых и животных и т.п.);
  • Стричься, бриться, обстригать ногти;
  • Курить, надевать украшения и пользоваться благовониями.

Любое нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

В седьмой день месяца зу-ль-хиджжа все паломники, прибывшие в Мекку, совершают «малое паломничество» - поклонение Каабе, белому яхонту из рая, от грехов ставшему черным. Кааба была дарована Адаму Аллахом, когда тот добрался, наконец, до Мекки после изгнания из рая.

После обхода Каабы паломники бегут между холмами Сафа и Мавра – это обряд называется сай. Мусульмане поднимаются на Сафу, разворачиваются лицом к Каабе и молят Аллаха о помощи и защите. Затем они спускаются с холма до столба, бегут к столбу у холма Мавра, поднимаются на этот холм и снова совершают молитву. Такой бег нужно повторить семь раз. После бега паломники сначала пьют из священного колодца, а затем обливают себя водой.

На восьмой день месяца паломники берут воду и путешествуют к горе Арафат, располагающейся на расстоянии 25 километров от Мекки через долины Мина. С восьмого на девятый день месяца паломники ночуют в долине, после чего и совершается главный обряд паломничества – вукуф, стояние у Арафата. Обряд начинается в полдень и заканчивается перед заходом солнца. Паломники слушают проповеди и многократно громко молятся Аллаху.

После того, как солнце зайдет, паломники отправляются в долину Муздалифа и все вместе молятся перед мечетью. Тут же паломники ночуют. Эту ночь принято считать ночью молитвы и поста не только для тех, кто совершает хадж, но и для всех мусульман.

Ранним утром десятого дня месяца паломники снова совершают молитву, а затем отправляются в долину Мина, где каждый бросает в последний столб, символизирующий Сатану, семь камней. Затем идет обряд жертвоприношения животного, во время которого часть мяса съедают сами паломники, а часть они отдают бедным. После жертвоприношения все паломники коротко стригут волосы, сбривают бороды, женщины отрезают прядь волос. Все это закапывается в землю, а сами паломники возвращаются в Мекку для того, чтобы выполнить последний обход Каабы.

С 11 по 13 дни месяца паломники совершают жертвоприношения и продолжают посещать долину Мина. 14 числа все обряды заканчиваются, паломники покидают состояние ихрам и получают титул хаджи.

Многие мусульмане уже после того, как совершили хадж, посещают различные места Мекки, напоминающие о пророке Мухаммеде. Наиболее почитаемое место – это Гора Света, в пещере которой Мухаммед получил первое откровение Корана. После этого паломники часто отправляются в Медину для поклонения гробнице пророка и могилам его сподвижников. Принято также оставаться в городе Таифе, в котором Мухаммед прятался от корейшитов – мекканских язычников.

По возвращении домой паломники, уже получившие статус хаджи, надевают длинные белые одежды и зеленую чалму, что является символом совершения хаджа. Родные и друзья паломника торжественно встречают его, сопровождая встречу угощением.

Мусульмане часто повторяют хадж, а некоторые совершают его каждый год или как минимум несколько раз в жизни.

В исламе безусловно обязательны, паломничество (хадж ) не является такой непременной обязанностью, так как очень часто выполнению его мешают материальные затруднения. Но каждый совершеннолетний мусульманин, как мужчина, так женщина, обязан хотя бы один раз в жизни совершить паломничество, если только он «в состоянии совершить путь к нему» (Коран, сура 3, стих 91). В шариате выработаны многочисленные условия совершения хаджа: паломник должен быть совершеннолетним, свободным, обладать верховым животным, провиантом, определенными средствами и т. д. Разрешается посылать вместо себя заместителя. Освобождаются от паломничества слабоумные, рабы, а также женщины, не имеющие родственника, который мог бы их сопровождать. Причиной для освобождения от хаджа могла быть также небезопасность дорог. Действительно, паломникам всегда приходилось страдать от разбоя. Мекканские власти даже были вынуждены заключать с предводителями бедуинских племен особые соглашения, гарантировавшие безопасность паломников за определенную сумму, выплачиваемую этим племенам (сурра ). Паломники, прибывавшие по суше, составляли сирийский (самый важный), египетский и иракский караваны. Мусульманские паломники из Магриба и Ирана обычно прибывали морским путем. Среди них встречались представители всех классов общества. Паломничество до сих пор не утратило своего первостепенного значения как по причине его политических и экономических последствий, так и в силу древности этого обычая. Святые места, посещаемые паломниками в Мекке, являлись объектами поклонения еще в доисламские времена .

Паломники во время хаджа у Масджид аль-Харам (мечети, построенной вокруг Каабы), Мекка

Немало разрушений приносили Каабе время и люди. В 683 г., во время осады Мекки , случился пожар, «черный камень» раскололся. Когда осаде подвергся антихалиф Абдаллах ибн аз-Зубайр , храм был разрушен, а затем восстановлен. В 929 г. на Мекку предприняли нападение коммунистические сектанты карматы , которые увезли «черный камень» и вернули его только через двадцать лет. В 1630 г. была произведена полная реставрация храма, необходимость которой была вызвана долгим воздействием непогоды и периодических наводнений.

Территория Мекки священна (харам ), и строго запрещается уносить с собой хотя бы крупицу земли. Она была священной еще до ислама. Прежде чем вступить в район Мекки, паломник должен привести себя в состояние освящения (ихрам ). Он покрывается одеждой, которая носит то же название – ихрам. Предварительно он совершает омовение (гусл ), окрашивает себе ногти, умащает тело благовониями (в основе всего этого лежит первобытный обычай изгнания злого духа), а иногда и бреется. Ихрам, на котором нет ни одного шва, состоит из куска ткани (изар ), обернутого вокруг тела от пояса до колен, и из шали, прикрывающей часть левого плеча, шею и грудь и завязывающейся на правом боку (рида ). Эта одежда, существовавшая и до ислама, не лишена сходства с одеянием древних евреев. Голова должна быть непокрытой; в качестве обуви разрешаются только сандалии. Женщины обычно окутываются с головы до ног. В состоянии ихрама запрещены половые сношения, заботы о собственной внешности и охота; нельзя также срывать плоды и проливать кровь.

Придя в состояние ихрама, верующий читает молитву и выражает намерение совершить одновременно хадж и умру или только один из этих обрядов. Затем он метит (ишар ) животное, которое принесет в жертву. Сейчас же после этого он начинает кричать: «Лаббейка! Повинуюсь тебе!» Это восклицание будет звучать непрерывно, вплоть до выполнения обряда бросания камней. Прибыв в Мекку, паломник входит во двор Каабы, обходит семь раз вокруг нее (таваф ), целует «черный камень» (или, если толпа слишком плотна, дотрагивается до него); затем опять совершает ритуальные обходы вокруг Каабы. После этого верующий выходит со двора храма и выражает намерение совершить обряд сай – посещение холмов Сафа и Марва. Часть пути между этими холмами он проходит очень быстрым шагом. Это домусульманский обычай, который ислам объясняет различными легендами, в частности тем, что, по преданию, Агарь семь раз пробежала между этими холмами в поисках воды для Исмаила.

Посещение трех святынь составляет древнюю часть обряда (умра). Если верующий ограничивается этим, то он дает обрить себе голову и, таким образом, освобождается от всех ритуальных запретов. Но если он высказал намерение прибавить к умре еще и хадж, то он продолжает держать себя в состоянии ихрама. В противоположность умре хадж должен совершаться всеми находящимися в Мекке паломниками и начинаться в определенный день. Вот программа хаджа:

1) 7-го числа месяца зу-ль-хиджжа – проповедь в мечети Каабы; в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают Мекку;

2) 8-го числа процессия паломников отправляется в Мину, затем в Муздалифу и останавливается у холма Арафа; равнина, обычно безлюдная, покрывается палатками, напоминающими ярмарки языческой Аравии; многие паломники взбираются на холм с криками «Лаббейка!»; ночь проходит в молитвах или развлечениях;

3) 9-е число – самый торжественный день хаджа, день поклонения; исламовед Хутсма сравнивает это пребывание в Арафе со стоянием евреев у Синая (Исход, 19, 10 – 15). Когда солнце прошло меридиан, имам въезжает на коне на вершину холма Арафа, читает проповедь и возносит мольбы. Как только солнце исчезает за горами, наступает ифада : все спешат под звуки музыки и выстрелов, при вспышках ракет в Муздалиф, где и проводят ночь;

4) 10-го числа очень рано, после молитвы и проповеди, отправляются в Мину. В этот день выполняются три обряда: каждый паломник бросает в одну из трех куч камней (джамра ) семь мелких камешков, подобранных им накануне в Муздалифе; затем он закалывает или просит заколоть жертвенное животное (овцу, козу или верблюда, смотря по средствам), которое он метил, вступая в священную область; мясо жертвы нередко раздается бедным (садака – милостыня), а излишек остается на месте – такое жертвоприношение принято во всем мусульманском мире и связано с «большим праздником» (аль-ид аль-кабир ) 10-го числа месяца зу-ль-хиджжа и трех последующих дней (айям ат-ташрик ); наконец, паломник дает обрить себе голову и обрезает ногти (волосы и ногти старательно зарывают в землю), после чего он оказывается наполовину освобожденным от ритуальных запретов (тахаллуль ); полностью он освободится от них лишь тогда, когда снова посетит святые места Мекки, Мины, Сафы и Марвы.

С хаджем в Мекку многие паломники совмещают посещение могилы Мухаммеда в Медине, а иногда даже путешествие в Иерусалим, город пророков, в котором находится мечеть Омара .

Это паломничество на могилу Пророка заставляет вспомнить о хождениях шиитов к гробницам своих имамов. Святыми городами шиитов являются Кербела (с гробницей внука Мухаммеда, Хусейна ), Неджеф (с гробницей Али , вокруг которой похоронено много шиитов), Казимейн близ Багдада (гробницы 7-го и 8-го шиитских имамов), Самарра (гробницы 10-го и 11-го имамов и склеп 12-го). Кроме этих городов в Месопотамии, имеются два святых города в Иране: Мешхед (гробница имама Ризы ) и Кум (гробница Фатимы, сестры имама Ризы). Культ, воздаваемый шиитами имамам, потомкам Али, стал культом святых и мучеников.

В обычае хаджа в Мекку можно выделить три основных элемента: прежде всего религиозный элемент – мусульмане видят в нем верное средство снискать милость божью; затем – традиционный политический элемент: паломничество, по крайней мере в принципе, играет роль собрания мусульман всего мира; третий элемент – этнографический: обряды принесения в жертву своих волос, преходящие и сезонные обряды, обряды хождений и другие подобные обряды.

Паломничество к Каабе является одним из пяти столпов Ислама. Каждый совершеннолетний мусульманин (мужчина или женщина), обладающий физическими и материальными возможностями, обязан раз в жизни совершить хадж в Мекку. Хадж символизирует собой веру, единство и равенство мусульман.

Шаги

Часть 1

Подготовка к хаджу

    Хадж, как и любой другой вид поклонения, должен совершаться с правильным намерением. Отнеситесь к хаджу должным образом. Это не просто поездка. Раньше, совершение хаджа сопровождалось большими трудностями в пути и, часто, смертью паломников. Несмотря на безопасность и комфортабельность современных средств передвижения, не следует забывать, что это может стать вашей последней поездкой в жизни. Поэтому отнеситесь к поездке в хадж серьезно. Начните изучать порядок совершения хаджа заранее, чтобы во время совершения хаджа вы были заняты искренним поклонением, а не изучением последовательности действий.

    Виды хаджа. Существует три вида хаджа: таматту’, кыран, ифрад. Каждый из видов немного отличается как в последовательности действий, так и по времени совершения:

    Организационные вопросы. Заранее решите все организационные дела: загранпаспорта, визы, билеты. Если срок вашего загранпаспорта истекает в скором времени, то заранее подайте на переоформление. Выдача нового паспорта может затянуться.

    Менталитет. Имейте в виду, что Саудовская Аравия – страна со строгим теократическим устройством. Многие вещи могут показаться вам непривычными. Не стоит удивляться, увидев женщин с закрытым лицом. Никаб – традиционный элемент женской одежды в мусульманских странах.

    • Для мусульманок, совершающих хадж, есть дополнительные условия - наличия в поездке с ней махрама - близкого родственника мужского пола. Для женщин старше 45 лет, при условии поездки в группе других женщин, махрам не обязателен.

Часть 2

Совершение умры.
  1. Перед совершением хаджа и умры паломник входит в ихрам - ритуал символизирующий духовную и физическую чистоту. Состояние ихрама накладывает определенные ограничения: паломнику нельзя пользоваться парфюмом, косметикой, ароматизированным мылом, нельзя удалять волосы на любом участке тела, подстригать ногти, ругаться, ссориться. Также нельзя иметь интимную близость. Ихрам женщины отличается от ихрама мужчины. Ихрам мужчины состоит из двух кусков белой ткани. Один из них наматывается вокруг пояса, другой накидывается на верхнюю часть тела. Мужчинам запрещается надевать скроенные одежды, в то время как женщины остаются в обычной одежде. Также мужчинам нельзя надевать любой головной убор или покрывать голову и лицо.

    • Мужчины совершают гусль, удаляют волосы под мышками, в паховой области, подстригают ногти. Все действия совершаются с намерением ихрама. После вхождения в ихрам нельзя пользоваться всеми видами благовоний. Обувь должна быть открытой и без задника, также не должна закрывать пальцы ног.
      • Одинаковые для всех два куска белой материи символизируют равенство мусульман независимо от их социального статуса.
    • Женщины, как и мужчины, совершают гусль, удаляют волосы, подстригают ногти. Парфюм, косметику, как и любые ароматические масла использовать запрещено.
      • Требование к обуви женщин такое же, как и у мужчин. Женщины не обматываются кусками ткани, а остаются в своей обычной одежде.
  2. После облачения в ихрам паломники произносят тальбию. Существует пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них. Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Когда паломник достигнет миката, он произносит тальбию - намерение совершить хадж или умру. Тальбию следует повторять громким голосом до тех пор, пока паломник не достигнет Мекки. Слова тальбии:

    Кааба – главная святыня Ислама, в ее сторону обращаются мусульмане во время ежедневных молитв. При виде Каабы можно обратиться с мольбой. Это один из моментов, когда Всевышний может ответить на вашу мольбу. В мечеть следует заходить с правой ноги.

    Таваф - семикратное обхождение Каабы. С самого начала обхода Каабы и вплоть до его завершения мужчинам следует обнажить правое плечо. Обхода Каабы совершается против часовой стрелки, так чтобы Кааба находилась слева от паломника. Во время обхода Каабы следует проходить за стеной аль-хиджр. Первые три круга необходимо пройти быстрым шагом, а оставшиеся четыре – обычным шагом.

    • Во время обхода постарайтесь приблизиться к черному камню и поцеловать его или хотя бы прикоснуться к нему. Если подойти к нему не удается, то во время обхода, поравнявшись с ним, вытяните руку в его сторону и скажите: «Бисми Лляхи, Аллаху акбар, уа лиЛляхи аль-хамд». Не стоит толкаться и расталкивать людей для того, чтобы приблизиться к черному камню.
    • Нет определенных дуа во время совершения тавафа, поэтому можете обращаться я любой мольбой и читать любые молитвы.
    • Когда паломник завершит седьмой круг, он прикрывает правое плечо и направляется к месту Ибрахима, где совершает 2 ракаата намаза. После этого желательно выпить замзам.
  3. Са’й. Са’й представояет собой семикратное обхождение меж двух холмов: ас-Сафа и аль-Марва. Приблизившись к ас-Сафе, он читает следующие слова Всевышнего: «Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша"аири-Ллях, фаман хаджжа-ль-байта ауиътамара фаля джунаха ‘аляйхи ай-й-йаттаввафа бихима, уа ман татавваа хайран фа-инна-Ллаха Шакирун ‘Алим».

    • Раньше ас-Сафа и аль-Марва находились под открытым небом, но в ходе расширения Заповедной мечети, два эти холма находятся внутри длинного коридора. Начиная обряд от холма ас-Сафа паломник, повернувшись в сторону Каабы, произносит трижды: «Аллаху акбар!», после чего направляется в сторону аль-Марвы. Во время обхождения между ас-Сафой и аль-Марвой нет определенных дуа, поэтому паломник может читать любые молитвы.
    • Достигнув холма аль-Марва, паломник, также повернувшись в сторону Каабы трижды возвеличивает Всевышнего.
    • Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он подстригает волосы на голове, и на этом его умра заканчивается.
  4. Подстригание волос. После совершения са’й паломнику следует выйти из состояния ихрама. Это делается путем сбривания волос на голове или срезания небольшой пряди волос. Женшины не сбривают волосы, а лишь срезают небольшую прядь.

    • Выйдя из состояния ихрама, паломнику разрешается надеть обычную одежду и становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама. В таком состоянии паломник находится до 8 числа, когда начнется обряд хаджа и ему вновь придется надеть ихрам. Поэтому не стоит брить голову наголо, так как волосы могут не успеть отрасти к окончанию хаджа, когда ему снова придется их укорачивать.

Часть 3

Совершение хаджа
  1. Когда наступит 8-ой день месяца зуль-хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал для вхождения в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, облачение в два куска белой ткани и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, вплоть до ритуального бросания камешков. Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания.

    • Все обряды хаджа заканчиваются 12 числа месяца зуль-хиджы, однако из ихрама можно будет выйти только 10-го числа. Все это время на паломника вновь накладываются ограничения ихрама.
  2. Затем паломники отправляются в Мину – окрестности Мекки, где остаются и в заранее подготовленных для паломников палатках. Паломники совершают в Мине обеденный намаз и остаются здесь до следующего утра. Никаких особых ритуалов в этот день нет, паломники отдыхают, знакомятся, общаются с другими паломниками.

  3. На следующий день, 9-го числа, после восхода солнца паломники направляются к близлежащей горе Арафат. Желательно прибыть туда к полудню. До вечерней молитвы паломники находятся на Арафате, обращаясь к Всевышнему со своими мольбами и прося о прощении.

    • До вечерней молитвы паломники находятся на Арафате, обращаясь к Всевышнему со своими мольбами и прося о прощении.

Хадж – это паломничество к святым местам Мекки – ключевой и единственный столп ислама, который проводится строго в определенное время в одном единственном месте - лишь на территории Мекки. Паломничество к Дому Аллаха должен осуществить каждый мусульманин хотя бы раз за свою жизнь, если у него есть для этого финансовые возможности и позволяет здоровье

История Хаджа

Хадж в дословном переводе означает - «направиться куда-то». В исламе это слово наделено несколько другим значением – это постоянное ежегодное паломничество мусульман в Мекку для осуществления религиозных обрядов по предписаниям пророка Мухаммада


Самые первые обряды хаджа были введены Господом в период пророка Ибрахима (Авраама). Ему доверили возвести Каабу – дом Бога. Он взялся за дело вместе со своим сыном Исмаилом в городе Мекка. Вот что Господь говорил о Каабе:

«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (Коран 22:26)

Закончив строительство священной Каабы, пророк Ибрахим снова приходил сюда ежегодно для совершения обрядов хаджа. После его смерти Исмаил следовал примеру отца. Но проходили годы, постепенно и цель, и форма хаджа были утрачены. Идолопоклонство шаг за шагом вытеснило религию Аллаха с Аравийского полуострова. Кааба уже не являлась символом единобожия и превратилась в обитель идолов, количество которых превышало 300

Пророк Мухаммад не только очистил Каабу, но и восстановил древние обряды хаджа, которые были введены во времена Ибрахима. Особые предписания Корана были ниспосланы для устранения ложных обрядов, использующихся в доисламский период. Господь установил запрет на все постыдные и безобразные процессы, ранее допускавшиеся в обрядах:

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа…» (Коран 2:197)


О печальном обычае выливать кровь жертвенных животных на стены Каабы и развешивать их мясо на алтарях Господь четко и ясно сказал:

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Коран 22:37)

Пророк так же искоренил обычай обходить Каабу в обнаженном виде. Господь задал всего один вопрос, которым сразу же заставил подчиниться идолопоклонников:

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам?» (Коран 7:32)


Таким вот образом, все доисламские традиции, основанные на неведении, были отменены, и хадж снова стал проявлением набожности, страха перед Господом, чистоты, разумного поведения и простоты. С этих пор взору паломника уже не открываются балаган, веселье и вольности, которые когда-то приходилось созерцать. В наши дни паломничество – это поминание Господа и жертвоприношение только Ему


Порядок совершения хаджа.

Обращение в ихрам. После прохождения миката (это особые места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не обратившись в состояние ихрам), мусульманин молится и произносит специальное обращение к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента верующий считается вошедшим в состояние ихрама.


7-й день зуль-хиджа - устраивается первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам. босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и проходят к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой (обряд такбиль), после чего подносят руку к губам и глазам (истилам). В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), повествующая об обязанностях паломников, совершающих хадж.


8 зуль-хиджжа. Паломники по новой облачаются в ихрам и объявляют о своем намерении совершить таваф (обход вкруг Каабы) и сай. Сай -это семикратный бег между холмами Сафа и Марва. После этого, ранним утром, произнося талбийу, идут к долине Мина. Там они ночуют. Этот день называется йаум ат-тарвийа так как паломники заготавливают запасы воды перед дорогой к горе Арафат. Они направляются к священному колодцу Зам-Зам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем омывают своё тело с головы до ног.


Лагерь для паломников в Мине.


Лагеря в Мине разделены между странами.


Палаточный город в Мине.



Паломники в Мине ночью.


9 зуль-хиджжа. Паломники отправляются к горе Арафат, где объединяют молитвы аср и зухр. До заката солнца люди молятся здесь ради прощения грехов.



Этот обряд называется вукуф, или день стояния.



В долине Арафат паломники слушают проповедь (хутбу) и воздают мольбы Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом



Вечером паломники идут к долине Муздалифа, объединив вместе молитвы Магриб и иша. Здесь паломники проводят ночь, собирают камешки для обряда побивания камнями.


Сон на Муздалифе.


10 зуль-хиджжа. Паломники возвращаются в долину Мина, где бросают семь камней, подобранных в Муздалифе,в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, направляющемуся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить максимум усилий для изгнания бесов из своей души



Мост Джамарат с высоты.


Мост Джамарат.



Побивание дьявола камнями.



Люди покидают мост Джамарат.


Затем паломники совершают жертвоприношение, и вновь обрезают или бреют волосы, после чего направляются в Мекку (те, кто не совершил сай 8 зу-л-хиджжа, могут сделать это 10) и снова возвращаются в Мину. Этот день называется йаум ан-нахр, или день жертвоприношения.

KFC ресторан в Мекке.


11 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Этот день в следующие два дня называется йаум ат-ташрик, что буквально означает «день вяленого мяса».

На фото Паломники заполонили улицы и окрестности мечети Харам во время дневной молитвы.

12 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Затем они возвращаются в Мекку и совершают таваф, пьют воду из источника Замзам. На этом хадж завершается.

А вот и сам колодец ЗамЗам:


Карта места, где происходит Хадж.

Охранная служба Хаджа.


Подсчет паломников.


Транзитом через Хадж.


Паломники на крыше великой мечети.


Харам Шариф.



Таваф 2009.

Золотые двери Каабы.

Черный камень в Каабе.

Хадж отмечает три очень важных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.


Главное, что дает Хадж верующим, - это довольство Всевышнего Аллаха, так же любовь и взаимопонимание между мусульманами, при­ехавшими со всех концов света. На самом деле Хадж, являющийся проявлением бесконечной милости Аллаха, проходит в благословенной, незабываемой обстановке и братстве мусуль­ман, объединенных общим чувством глубокого упоения веры. Там множество людей, приехав­ших из разных стран, говорящих на разных язы­ках, имеющих разный цвет кожи, отличающихся своими обычаями и традициями, обнаруживают превосходное единство возле Каабы. Любовь и чувство веры, преобладающие в сердцах, пре­одолевают все внешние различия и, сплачивая мусульман, соединяют их сердца как будто в одно общее сердце. В умиротворении и радости единства сердец возникает прекрасное религи­озное братство

Поэтому Хадж - не только один из стол­пов Ислама, а еще и поклонение, укрепляющее нравственную, социальную и политическую сто­роны этой религии.