Снимаем маски. Становимся самими собой

Ответ психолога.

Здравствуйте, Азалия. Во-первых, хочу похвалить вас за то, что вы набрались смелости и сумели раскрыться, рассказать, что у вас на душе. Это первый шаг к тому, чтобы почувствовать облегчение, стать хотя бы немного счастливее.

Почему вы чувствовали себя до этого момента некомофортно, несчастной – потому что считали неправильным избавляться от негативных эмоций, выражать их в виде плача или как-то иначе, и постоянно держали их в себе, беспокоясь, что подумают об этом окружающие. Скорее всего, ваши родители воспитывали вас так (потому что в свою очередь считали это правильным) – что нехорошо жаловаться, плакать или как-то иначе проявлять негативные эмоции. Но если их не выпускать, не считать себя вправе это делать – они копятся и не дают появляться новым, уже положительным эмоциям. Также ошибочно думать, что когда вам плохо, нужно искусственно улыбаться, смеяться, от этого зачастую становится только хуже. Такое поведение целесообразно, только если вы чувствуете от него пользу. В целом нужно быть честным с самим собой, как сказал М. Ганди: "Счастье - это когда то, что ты думаешь, говоришь и делаешь, находится в гармонии".

Также сложно быть счастливой, если постоянно думать, как отреагируют на ваше поведение окружающие. Они могут думать об этом что угодно, но это лишь говорит об уровне их саморазвития, но не является реальной оценкой вашим поступкам. Вам необходимо самой формировать о себе положительное мнение, чтобы не зависеть от их оценки.

Зачастую нас заставляют беспокоиться, как отреагируют на наши слова или поступки окружающие, мысли-вирусы. Поэтому необходимо приложить усилия, чтобы избавиться от них и заменить их более здоровыми убеждениями.

А также повышать свою самооценку и формировать личные границы. Подробнее, что такое личные границы, вы можете прочитать в следующем вопросе.

Ваша постоянна смена работы, как вы сами правильно заметили, связана с тем, что вы очень требовательны к себе. А требовательны, потому что не научились любить себя безусловной любовью. Скорее всего, ранее у вас не было такого опыта.


P.S. Азалия, постарайтесь не воспринимать мои слова как критику, осуждение или что-то подобное. Вы молодец, умница, вам было тяжело решиться "снять маску", но вы успешно справились с этой задачей. Первый шаг сделан. Вы на правильном пути. Продолжайте и далее расширять свои границы комфорта. Вы сами не заметите, как ваша жизнь изменится. На открытость и искренность люди также начнут отвечать вам взаимным доверием. Только правильно подбирайте людей, учитесь отличать тех, кому можно доверять и делайте это постепенно.

Вы молодец, что интересуетесь книгами по психологии, умеете быть благодарной, у вас есть планы и цели. Поверьте в себя, позвольте себе быть открытой, свободно самовыражаться, активно действовать, уметь вовремя похвалить себя за проделанное, не беспокоясь, что скажут об этом другие и ваши мечты и цели начнутся воплощаться в жизнь. Успехов вам!

Мы привыкли скрывать свои проблемы от других. Настоящие проблемы - то, что тревожит по-настоящему, то, что нас гложет ИЗНУТРИ. И со временем мы уже никому не можем показать то, что происходит у нас в душе. Почему? Почему так страшно показать свое нутро? Почему так трудно признать, что ты неправ?

Проблемы появляются, когда мы в чем-то заблуждаемся, когда мы в чем-то не правы. Признание этой неправоты решает проблему. Но мы упорно стремимся скрыть неправоту, хотя и ОЩУЩАЕМ ее. Нельзя быть неправым и не чувствовать этого. Так почему мы скрываем неправоту?

Потому что это рушит "образ себя", который мы создали, и который мы показываем другим. Не мы настоящие общаемся с людьми, а наши образы. И разрушить этот образ - а все, что происходит вопреки этому образу - рушит его - разрушить его кажется равносильным физической смерти. Так примерно и есть, потому что этот образ, нашу маску мы приобрели очень давно, защищаясь от того, что с нами пытались делать.

Маска была нам очень нужна. Она появилась в детстве, когда нам не давали быть собой, упорно и методично давили все проявления настоящего себя. Нам запрещали быть собой, делать то, что мы хотим, выражать себя так, как хочется. За это нас наказывали и угнетали, делали нам плохо и больно, и мы, чтобы уцелеть, стали прятаться за маской - делать вид, что мы такие, какими нас хотят видеть.

За это мы получали всякие бонусы, а главное - нам не делали больно. И мы начали маскироваться, мы научились не показывать то, что у нас на душе, что мы чувствуем, что мы испытываем внутри. Маска нам помогала, она была ОЧЕНЬ нужна - мы прятались за нее, чтобы выжить. Это был вопрос жизни и смерти, и мы его решили - мы выжили.

Но со временем, уже став взрослыми и способными себя защитить, мы продолжаем считать маску крайней необходимостью. Теперь мы сильны и можем постоять за себя, но до сих пор носим маску, которая уже - целое произведение искусства, потому что мы год от года делали ее все совершеннее, все более похожей на свое лицо.

Эта маска нам уже не нужна, теперь она вредит нам. Она не дает нам делать то, что мы хотим, потому что главная в нашей жизни - она, маска, а не мы и наши желания. Понятно почему - если бы Штирлиц в рейхсканцелярии сбросил маску и сказал бы, что он русский коммунист - его бы убили, причем долго и мучительно. Так и с маской.

Но мы уже вернулись из логова врага. Мы дома и можем себе позволить сбросить маску. Тем же примером можно показать ее вред. Что было бы с Исаевым, если он и в Москве продолжал бы носить немецкую форму и здороваться "Хайль Гитлер"? Вот примерно то же происходит и с нами - очень нужная когда-то маска теперь заставляет нас страдать.

Действуя по велению маски, мы не можем делать то, что хотим. Маска не дает нам жить в полную мощь, не дает нам быть собой, ограничивает нас, и мы слабнем, теряем свою силу. Маска продолжает нас защищать - от того, что нам больше не угрожает. Но из защиты она превратилась в оковы.

Все это я понял, когда в очередной раз обнаружил маску у себя - образ, который я боюсь нарушить, предстать НЕ ТАКИМ, каким я должен быть. Мне, правда, легче, чем многим - я уже сбрасывал маску и рушил свой образ. Тут, как и везде, главное практика - с каждым разом это все легче.

Что позволяет сбросить маску? Ощущение собственной ценности - ценности таким, какой ты есть. Можно долго перечислять свои "недостатки" и то, что мы делаем не так - всегда есть, за что себя ругать. Но когда появляется ощущение своей ценности - да, я ТАКОЙ, но именно ТАКИМ я ценен - маска становится не нужна.

Как достичь такого состояния? У меня оно появилось впервые после долгого периода самобичевания, когда я начал совершать попытки жить так, как хочу. В какой-то момент я столкнулся с определенным отношением к себе тех, кто знал меня раньше - это были мои товарищи по одному клубу. На одном из закрытых заседаний мне прямо сказали - ты не такой, ты не делаешь того, что делаем мы. Мы себя заставляем ради общего дела, а ты делаешь только то, что хочешь.

На том заседании я почувствовал свою вину, и как говорим мы с Таней, "обговнялся" - то есть повелся на их оценки и стал чувствовать себя говном. А потом, когда я смог прочувствовать ситуацию, я написал им всем примерно следующее: да, я такой, как вы говорите, и именно такой я - ценность, и другим становиться не собираюсь.

Такой, какой я есть, я вам не нужен - ну и идите на фиг, точнее, это я ухожу из клуба. Да, я делаю то, что я хочу, и это вас бесит, потому что вы не можете себе это позволить, и живете по правилам, грузите на себя обязанности - а я так не хочу. Потому что это заставляет страдать, это лишает чего-то очень важного, и больше делать это с собой я не хочу. Пусть я, по-вашему, моральный урод, написал я им, - но я хочу им оставаться, и буду им. После этого письма их как ветром сдуло - большинство из них. И теперь то, что я делаю, они называют "вредным учением".

В общем, это ощущение собственной ценности появляется тогда, когда ты начинаешь делать то, что хочешь и ни на что другое не соглашаешься. При этом ты осознаешь, что делаешь именно то, что хочешь, и будешь так жить, чем бы это ни грозило .

Взять и снять маску - страшно. Мы до сих пор помним тот ужас, что заставил нас ее надеть. Ужас от того, что ты настоящий не просто никому не нужен, а ОПАСЕН. Что за это тебя ругают, бьют и наказывают.

Мы помним этот ужас. Раньше нас ограничивали извне, а теперь мы САМИ себя ограничили своей маской, сами себе не даем быть собой. То есть делать то, что мы хотим, дышать полной грудью, разогнуться и развернуть плечи.

Мы помним этот ужас, но его БОЛЬШЕ НЕТ! И в наших силах снять маску - на самом деле нам ничего больше не угрожает. А сняв маску, мы получаем весь мир, и исполнение наших желаний. В этом мире нам не мешает никто - никто, кроме нас самих. Мы - владельцы маски, которая нас мучает, и мы вольны и в силах ее снять.

Снять маску не означает стать открытым и беззащитным. Это не значит, что теперь надо открываться первому встречному и всегда говорить, что думаешь. Нет. Снять маску - это значит делать то, что хочешь ТЫ, а не то, что велит маска.

Маска диктует, как нам себя вести. Не мои желания выполняются, а веления маски. А у маски одна цель - сохранить себя, продолжать поддерживать тот образ вас, который она формирует. Отсюда и все, абсолютно все наши проблемы, когда мы действуем не по нашему желанию, а для сохранения маски, сохранения годами выработанного образа.

Виталий Мануковский

С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.

Наши маски меняются с возрастом. Став взрослыми, мы надеваем на работу маску профессионала; придя домой – родителя или супруга. Некоторые маски подразумевают полную смену костюма. Собственно говоря, почти весь гардероб человека – это и есть его маска, необходимая для исполнения определенной роли: «я – соблазнительная молодая девушка»; «я – деловой человек»; «я собираюсь в деловую поездку, на охоту, на прогулку...» В каждом случае я наряжаюсь соответственно обстоятельствам. Внешний вид говорит о том, какую роль я играю в данный момент. Солдат, полицейский, служащий корпорации и дворник, подметающий улицу, – все одеваются для исполнения своих ролей.

Мы меняем маски не только в зависимости от ситуации и образа действия, но и при общении с разными людьми. У каждого человека множество масок, и он способен менять их с удивительной скоростью. Каждый раз при сознательной или бессознательной смене ролей мы меняем и их символы – маски. Общаясь с одним человеком, я играю одну роль и надеваю ту маску, которая для этого требуется, с другим – роль и маска для нее иные. У кого-то такие перемены не вызывают затруднений. Возможно, вам доводилось встречать людей – на вечеринках, например, – умеющих менять маски с молниеносной быстротой. Наблюдать за человеком, умеющим вращаться в обществе, когда он переходит от одной группы к другой, все равно что наблюдать за великим актером, мгновенно входящим в новый образ. Иногда разница между масками почти не заметна, иногда различия настолько резки, что бросаются в глаза. Сменив маску, один и тот же человек внезапно предстает перед вами в новом образе: серьезного работника, шутника, влюбленного, циника или энтузиаста.

Некоторые маски мы надеваем сознательно: среди мало интересных нам людей улыбаемся, смеемся глупым анекдотам и притворяемся, что внимательно слушаем, когда наши мысли витают далеко; на похоронах делаем грустное лицо. Иногда, конечно же, маска отражает истинные, спонтанные переживания: мы можем смеяться от счастья и плакать, потому что у нас горе, – но даже в этом случае наши жесты и мимика, соответствующие моменту, не являются врожденными, а приобретаются в очень раннем возрасте путем подражания. Даже некоторые самые элементарные формы самовыражения – например, кивок в знак согласия – не универсальны, а приняты лишь в том или ином этносе. Коллекции масок у большинства людей просто поражают своим богатством: их тысячи!

Привычка носить маску дается нам с рождения. С самого раннего детства, задолго до того, как ребенок произносит первое слово, он учится кричать не от боли, а чтобы привлечь внимание родителей, улыбается, чтобы снискать чье-либо расположение, и вообще разыгрывает спектакли. Нас с детства приучают вежливо говорить с посторонними людьми, потому что это – часть человеческих отношений. Общественное давление заставляет нас держаться в рамках приличий. Мы не вправе ударить того, кто нам не нравится, но не можем позволить себе и изъявления любви к каждому, кто нам симпатичен, – опять-таки из-за светских условностей. Порой мы надеваем комическую или трагическую маску, маску скуки или безразличия, уверенности в себе или насмешки – все это маски, принятые в обществе.

Мы привыкли вести себя при общении друг с другом так, будто разыгрываем пьесу, зная свои роли назубок, при этом наши манеры служат нам такой же маскировкой, как и одежда. «Извините, пожалуйста», «Как поживаете?», «Желаю приятно провести время» – все эти слова – лишь навязанная нам окружением маска вежливости. Точно рассчитанный формальный поклон является непременным атрибутом социального поведения у японцев, тогда как в какой-нибудь другой национальной среде ту же роль выполняет похлопывание по спине.

Общество, как правило, заставляет людей казаться хуже, чем они есть на самом деле, хотя мы не всегда осознаем это. Порой мы демонизируем себя только для того, чтобы быть принятыми в определенном кругу. В милитаризированных кругах нужно казаться жестким, суровым и мужественным – только в этом случае тебя примут за своего; так называемый «высший свет» требует от человека быть остроумным, беспринципным и циничным. Ношение маски – это не только способ самоутверждения, но и необходимое условие для создания близких, интимных отношений. Много лет назад ко мне пришла накануне своей свадьбы молодая женщина с рядом вопросов, касавшихся брака. Незадолго до того она стала соблюдать еврейские традиции, но психологически и эмоционально принадлежала поколению шестидесятых. Мы говорили о том, какими она представляет себе свои отношения с мужем. Поскольку она прошла школу хиппи, ее идеал супружеской жизни был основан на полном доверии и открытости. Я сказал ей (хотя это может показаться не слишком похожим на совет раввина), что состоять в браке еще не значит, что вы постоянно находитесь в зале суда, где клянетесь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Нет, по правде говоря, это был настоящий совет раввина – см. Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 65б ).

Нет необходимости выкладывать друг другу всю подноготную о себе, что-то можно и пропустить. Примерно через полгода я встретил ее супруга и понял, что она не вняла моему совету. Невооруженным глазом было видно, как он страдает. Она не только говорила ему все, что думает о нем в каждый конкретный момент, но и подробно рассказала о своем прошлом. Я понял, что бедный муж не вынесет столько правды.

Положительная сторона ношения маски состоит в том, что она служит защитой нашего внутреннего «Я», а иногда защищает от него окружающих. Мы вынуждены носить ее, чтобы поддерживать нормальное течение жизни общества, беречь других людей, а не вредить им. Ведь резкое, грубое и бесцеремонное слово вполне способно уничтожить человека. Одну и ту же мысль можно выразить в разговоре с ним и жестко, безапелляционно, и более мягко, щадя его чувства.

У маски очень много функций, и снимать ее опасно. Иногда маска, подобно одежде, прикрывает наготу; иногда она – щит, а иногда – массивные железные латы. Тело необходимо защищать как от перегревания или ожога, так и от сильного переохлаждения. Физическая и психологическая нагота имеют много общего: в обоих случаях и маска, и одежда дают преимущество для выживания. Это не ложь, а щит, броня, часть необходимых мер, которые человек вынужден принимать, чтобы не погибнуть.

Каждый носит маску, и все знают, что это не подлинное лицо человека. Совершаем ли мы, надевая ее, подлог, фальсификацию? Какие отношения связывают с ней человека? Маска обнажает и прячет одновременно. В каком-то смысле каждое слово – маска какой-либо идеи.

Между внутренним «Я» (если оно существует) и его личинами всегда сложные и запутанные отношения. Мы не безмозглые существа, мы обладаем сознанием и пользуемся масками по собственному выбору, который, однако, отражает нашу внутреннюю сущность. Всякий раз, когда человек надевает маску, – сознательно или бессознательно, – она никогда не бывает полностью чужда ему и неизбежно отражает хотя бы часть правды о его подлинном «Я».

Мы надеваем маску как нечто обращенное ко внешнему миру, однако выбор ее – следствие внутренних процессов, их результат, даже если мы думаем, что при этом подражаем кому-либо. Избранный человеком образ, в котором он хочет предстать перед окружающими, не менее важен для понимания его личности, чем исследование внутреннего мира. Так как наши личины являются следствием перманентных изменений, связанных с возрастом, статусом, требованиями общества, то у нас не существует избранного раз и навсегда, фиксированного облика – наша маска эволюционирует вместе с нами. Где кончается оболочка и начинается сущность? Панцирь черепахи – ее дом? Убежище? Можно ли представить себе черепаху без панциря? Конечно, между ней и человеком огромная разница: черепаха не может менять панцирь по своему желанию. Человек – существо более сложное, и поэтому способен менять и действительно меняет свои маски. Однако мы создаем образ, а он, в свою очередь, влияет на формирование личности. В художественной литературе немало произведений на тему о том, как человек, проносивший маску достаточно долгое время, не может ее снять, а если и снимает, то обнаруживает, что его лицо без маски сохранило с ней сходство, хотя он больше и не хочет ее носить.

Если возможна смена образа, то должно существовать и истинное «Я», которое это делает. А есть ли оно вообще, можно ли полностью избавиться от маски? Человека нельзя увидеть без нее даже в его спальне. Он всегда играет какую-либо роль – и находясь среди хорошо одетых людей, и лежа голым под одеялом, – хотя, конечно, речь идет о совершенно разных ролях. Маска будет иной, но все равно останется таковой. Кажется, нам никогда не удастся до конца избавиться от личин.

Во многих культурах существует страх перед физическим обнажением, но еще больший страх вызывает обнаженность духовная. Мы чувствуем, что внутри нас много плохого, способного вызвать у других отвращение, раздражение или смех. Поэтому мы продолжаем играть роли, опасаясь выйти из образа и обнажить то, что скрывается внутри. Годы жизни и учебы добавляют новые слои к защитной оболочке нашего существования. Их можно снимать один за другим, как слои луковицы, но что останется в конце концов? Нас пугает мысль о том, что все наше существо напоминает луковицу и если снять с него слой за слоем, то в результате ничего не останется.

С другой стороны, мы стремимся раздеться. Воин, возвращающийся с поля брани, хочет снять доспехи, бизнесмен, оказавшись дома, – сбросить пиджак и галстук. Точно так же нас утомляет множество покровов вежливости или респектабельности, у нас может появиться стремление обнажить то, что скрыто под ними. Мы надеемся, что оголившись, обретем легкость, свободу, даже счастье. Порой нам кажется, что если бы мы были способны сбросить маски образованности или интеллигентности, то обнаружили бы под ними нашу внутреннюю суть. Это ощущение основано на предположении, что простые люди являются более правдивыми, подлинными, настоящими, безыскусными. Так ли это? «Голый» человек, первобытный человек, человек без маски – честнее ли он и естественнее ли, чем в маске? Является ли она навязанной или так же натуральна, как и известные только нам самим аспекты личности? Правильно ли считать голого человека более естественным, чем хорошо одетого джентльмена? «Настоящий Адам» – голый или одетый?

Так что же происходит, когда люди снимают «одежду» и высказывают то, что думают? Давайте выразим ту же мысль по-другому, чтобы она выглядела более живописно. Предположим, я говорю кому-то: «Я хочу увидеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Раздевайся!» Человек раздевается, остается совершенно голым. Тогда я говорю: «Нет, этого мало. Ты все еще одет. Сними всю плоть. Надо дойти до самой глубинной сути. До костей». Неужели скелет подлинней, чем человеческое тело с плотью и кровью? Это ли суть человека? Разве так лучше видно «настоящую личность»?

Но действительно ли человек, подвергающийся психоанализу, познает истинного себя? Снимание всех слоев, одного за другим, открывает вовсе не «подлинную» сущность личности, а всего лишь иную ее грань. Все это – частичная реальность. Маленький ребенок, научившись снимать одежду с куклы, начнет раздевать всех кукол, какие попадутся ему под руку. Затем он попытается раздеть собаку. Возможно, дети обладают истинно научным любопытством: они хотят видеть правду, знать, что находится внутри каждой вещи.

Что стоит за этой метафорой? В чем истинная сущность человека? Разве одеяния, которые мы носим, став взрослыми, хуже данных нам от рождения? Если лишить человека всего приобретенного им в течение жизни и оставить только исходно присущее ему, он не станет от этого чище. Чистая духовная сущность личности принадлежит другому миру; это не все его внутреннее «Я». Личность носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и… маски.

Истинного «Я», скорее всего, не существует. Его поиск состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, возможно ли обнажиться полностью, и не в том, выявляет ли такое обнажение подлинную правду. Главное – понять, можно ли считать подобное срывание покровов достижением. То обнаженное существо, что предстанет перед нами, – лучше ли оно прежнего человека? Или же наоборот: измененный, цивилизованный, подтянутый человек выше по своему уровню?

Приведу историю о встрече между раби Акивой и римским правителем Палестины Тиннеем Руфусом (которого иудеи прозвали тираном Руфусом), иллюстрирующую этот запутанный вопрос. Между ними состоялся философский диспут, который был связан, с одной стороны, с духовным крахом язычества в самом Риме, а с другой – с политическими трениями между еврейским населением и римскими правителями. (Это произошло примерно в 130 году н. э., перед восстанием Бар Кохбы против римлян. Раби Акива был одним из величайших мыслителей своего времени, да, в общем-то, и всех времен. Тинней Руфус не одержал победу в этом споре; он завершил его позже, попросту приказав казнить своего оппонента ).

Римлянин спросил раби Акиву: «Что выше – природа или то, что с ней делают люди?» Раби Акива ответил, не задумываясь: «Выше то, что делают люди». Римлянин задал следующий вопрос: «Может ли человек создать небо и землю?» «Нет, – сказал Акива, – мы не можем создать небо и землю, но то, что люди умеют делать, у них получается лучше. Взгляни, с одной стороны, на стебелек льна, а с другой, – на ткань, сделанную из него; взгляни на ворох пшеницы и на каравай хлеба. Какое из этих творений выше?» Не найдя ответа, римлянин спросил: «Скажи мне, почему ты обрезан?» Тинней Руфус хотел доказать, что природа более совершенна, чем творения рук человеческих, тем самым опровергая одно из основных положений иудаизма, которое гласит, что человек – соучастник в деле Творения, он несет ответственность за этот мир и обязан преобразовывать его, делая лучше. Раби Акива не дал ему развить эту мысль. Он не собирался шутить, и его слова не были тактической уловкой. Из позиции, представленной раби Акивой, следуют далеко идущие выводы. Природный, естественный объект не обязательно является более высоким или совершенным. Человек, который одет, а следовательно, более приспособлен, переходит на другой, более высокий уровень совершенства.

Библейская заповедь в отношении священнослужителей гласит: «И сделай им нижнее платье льняное, чтобы прикрывать наготу, от талии до колен» («Исход», 28:42). Эта заповедь не призвана приучить священнослужителей к скромности, дабы никто не мог увидеть интимные части их тела обнаженными (они носили длинные рубахи до самых щиколоток). Она, по всей видимости, преследует иную цель: скрыть наготу священников от них самих.

Это платье имеет символическое значение и необходимо для проведения некоторых ритуалов, однако оно имеет и психологический смысл. У каждого человека есть то, что лучше скрывать от всех, и от себя в том числе. Желание обнажить сокрытое не всегда похвально. Одежда не помогает нам избавиться от своих секретов, а только прячет их. Постоянно обращаясь к ним и выставляя на всеобщее обозрение, можно причинить себе сильный вред. В личности каждого человека есть негативные аспекты, которые следует подавлять и прятать поглубже, чтобы не возник соблазн развивать их и даже сделать доминирующими. В каждом из нас скрыта порочность, чего мы зачастую даже не осознаем. До тех пор, пока зло спрятано, человек еще может как-то бороться с ним, но когда оно обнажено, хрупкое равновесие его «Я» нарушается и зло становится опаснее, чем тогда, когда оно пребывало в латентном состоянии. Французский философ Монтень писал, что если бы людей наказывали за их мысли, то каждый заслуживал бы повешение по нескольку раз на дню.

Такое подавление можно рассматривать не только как защитный механизм против посторонних – он защищает людей и от них самих.

Есть такое арамейское выражение: «То, что сердце не открывает рту» . Точно так же существуют вещи, которых сердце не открывает даже самому себе. Лишь исключительные люди могут без дрожи заглянуть в бездну своей души. Вглядываться в нее – все равно что пробивать корку запекшейся лавы в кратере: раскаленная масса может вырваться наружу и испепелить все вокруг.

Таким образом, маска целомудрия – не что иное, как средство самозащиты. Снимать ее следует с большими предосторожностями и как можно реже. «Лукавее всего сердце человеческое и крайне испорчено; кто познает его?» – сказал пророк Иеремия (17:9). Б-г, естественно, знает об этом; некоторые из людей подозревают, что это так, но удобней находиться в неведении. Прикрытие – не обман, а скорее способ сдерживания и контроля. Все в человеке должно находиться во взаимодействии друг с другом, ему следует разумно использовать то, чем он обладает, но прежде всего надо держать своих внутренних хищников в клетке.

На одном из диспутов о милосердии мудрецы говорили о тех, кто притворяется нуждающимся в пожертвованиях, а на самом деле может обойтись без них . Они утверждали, что человек, прикинувшийся хромым и просящий на основании этого милостыню, не умрет до тех пор, пока не охромеет на самом деле, а того, кто притворялся больным, сведет в могилу та самая болезнь, которую он симулировал. Маска станет реальностью. Маска оказывает очень большое влияние на человека, даже против его воли. Один из участников этого диспута сказал: «Так бывает с тем, кто прикидывается хромым. А что тогда ждет того, кто притворится святым?» Ответ такой же: он не умрет, пока не станет святым. И это действительно наказание, потому что жизнь святого неизмеримо тяжелее жизни святоши. Но это и награда – за то, что человек надел именно такую маску.

Мидраш говорит, что на горе Синай Г-сподь появлялся перед каждым в том обличии, в каком Он представлялся до этого человеку . По еврейским понятиям, лидер – это человек, способный найти индивидуальный подход к каждому. Может быть, это дар Б-жий: уметь появляться перед человеком таким, каким он хочет тебя видеть.

Вероятно, коренной вопрос заключается не в том, может ли человек обнажаться, и не в том, надо ли ему это делать, а в том, какую маску ему нужно носить. Каким способом мне следует принарядить свою личность, чтобы она выглядела наиболее возвышенной? Человек и его маска, природа и артефакт, рука и инструмент – все это взаимосвязано. Человеческая природа уникальна: нам дарована способность самим выбирать себе маску – демона или ангела.

Примечания

«Коѓелет раба», 12:9, «Мидраш теѓилим», псалом 9.
Мишна, «Пеа», 8:9.
«Шмот раба», 5:9.

Доброго времени суток, мудрые и познающие!

Это на самом деле, так, в противном случае, Вы не зашли бы в школу.

Сегодня поговорим о щепетильной теме, над которой многие задумываются, но мало кто действует))). И когда-то была в числе думающих, а не живущих.

"Человек, притворяясь, забывает, что маска прирастает к коже, а после врастает и в мясо. Исключений нет, какой бы чужеродной и временной маска ни казалось бы поначалу. Один претворяется слабым и становится слабым. Другой притворяется циником и становится циником. Ничто не бетонирует душу быстрее лжи. Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. А если вода замерзает, то сосуд лопается — и вот она, готовая форма. Нужно быть очень осторожным со временным. Оно очень скоро становится постоянным."

Йозеф Эметс

Итак, вопрос: Почему мы носим маски?

Варианты ответы:

Потому, что так удобно.

Потому, что так надо.

Потому, что это защищает или безопасно.

Не буду же я всем показывать свою душу.

Потому, что не умею по-другому.

Потому, что так проще.

Потому, что так научили.

А как по-другому? Или свой вариант.

Принимается любой. Он ни плох и ни хорошо, это просто Ваш ответ. На самом деле не столь важна причина, сколько последствия. Пока нас удовлетворяют последствия, нам выгодна причина, какова бы она не была.

Но, приходит день (отлично, если он пришел как-то мягко и комфортно))), чаще это не комфортные обстоятельства), приходит осознание, что что-то идет не так, жизнь не моя, смысла нет, зачем всё это, ради чего, кому это надо и т.п. Что-то явно пошло не так.

Для чего мы надеваем маску?

Любая маска - это защита. То есть, есть опасность получения боли, дискомфорта, негативных последствий.

К примеру, политик - публичный человек, если он во всеуслышание будет заявлять, что думает, ммм? Он сразу перестанет быть публичным человеком, просто лишиться поста.

Или артист, если он будет вести себя так, как пожелает, везде и всюду. Есть вероятность несоблюдения норма и правил.

Хорошо. Тогда вопрос: кто устанавливает нормы и правила? А главное, почему есть вероятность их нарушения?

И тут мы подошли к самому основному ответу. Чаще всего маска одевается тогда, когда человека убедили в том, что он может быть плохим. Или когда, человек знает, что он может быть плохим.

Рассмотрим первый вариант. Человек ранее на своем опыте столкнулся с осуждением. Не важно в каком возрасте, важно от кого именно человек получил осуждение. И если человек доверял этому "судье", считал его авторитетнее себя (например, ребенок и родитель, или влюбленный и объект любви, начальник и подчиненный, друг), последствия - это боль.

А боль согласитесь не особо хочется испытывать еще раз. Поэтому мозг делает логическое заключение, дабы не испытать эту боль вновь, лучше казаться другим, а точнее таким, каким меня хотят видеть. Раз примерил масочку, другой, третий, а после уже и вжился.

И всё бы ни чего, только истинное лицо ни кто не видит. Развивается страх быть самим собой. Желание побыть одному, использовать допинги для расслабления и т.д. А всё началось с такой мелочи.

Рассмотрим другой вариант. Это больше относится к другой крайности, вседозволенности. Человек, познал себя не в лучшем свете, снова-таки получил осуждение, либо сам понимает, что нарушает какие-то законы. Выход - спасательная масочка.

И в том и в другом случае - присутствует не принятие себя, своей природы. А для того, чтобы что-то изменить, необходимо это сначала принять как данность.

Каковы последствия использования масок?

Это всегда неудовлетворенность и одиночество в разных его проявлениях. Человек может иметь тысячи связей, но при этом оставаться одиноким внутри. Примером этого, могут послужить масса автобиографий известных людей. А может со стороны наблюдать жизнь, не впуская в неё ни кого, а так иногда заглядывая на огонек к другим.

Думаю на вопрос зачем снимать маску, я ответила. На всякий случай повторю: чтобы жить, а не стоять в стороне и наблюдать как проходит жизнь.

Но, жить хочется красиво, хорошо, безопасно.

Основная функция маски - это безопасность. На самом деле, опасности ни какой нет, просто был единичный опыт, который послужил формированию убеждения.

Другой вопрос: как снять эту маску?

1. Признать её наличие. Признать, что она была нужна в какой-то период времени.

2. Осознать свое желание жить свободно. Иначе, Вы одному откроетесь, а перед остальным миром так и будете закрыты навечно.

3. Впустить в свой внутренний мир того, кому готовы довериться, поведать страшную тайну о себе самом, своих опасениях и страхах (друг, левый прохожий, психолог, тренер, незнакомец).

4. Отныне и навсегда быть честным с самим собой, наблюдая за своими желаниями и природой их происхождения. Постепенно те, что Вам не нравятся уйдут, останутся лишь экологичные.

С безграничной любовью и верой в Вас!

А что происходит с Вами, когда Вы снимаете маски?

Быть самим собой - это необходимое условие для того, чтобы быть творцом. Невозможно порождать и воплощать в реальность свои идеи, свои мечты без того, чтобы не быть при этом самим собой. Переставая быть самим собой, человек перестаёт быть творцом.

Но человека, с раннего детства, как только человек дорастает до способности мечтать, учат быть кем угодно, но только не тому, как быть самим собой. Ему навязывают чужие мечты, обесценивая и принижая его собственные мечты. И тем самым человека уже в раннем детстве «убивают», его «убивают» как творца. И то, что некоторые люди, как творцы, «воскресают» из мёртвых - это можно назвать чудом.

Что значит, «воскреснуть из мёртвых как творцу»? Это значит перестать быть кем-то и стать самим собой. Это значит перестать носить маски. Это значит перестать вынашивать чужие мечты, чужие идеи. Это значит перестать быть клоуном, развлекающим кого-то, живущим в угоду всем, но только не в угоду самому себе.

Что значит «быть кем угодно»? Что значит носить маски? Это значит жить чьими угодно идеями и мечтами, но только не своими. Это значит воплощать в реальность чьи угодно идеи и мечты, но только не свои.

Человека заставляют жить идеями родных и близких. Человека заставляют жить идеями общества. Общество, друзья, родственники и прочие определяют за человека, что именно ему делать и как ему жить, они же и выбирают для него так называемые « карнавальные костюмы », проще говоря - «маски» . И это не те маски и не те карнавальные костюмы, какие человек надевает на своё тело. Здесь речь уже идёт о духовных, о личностных масках и духовных и личностных карнавальных костюмах. Надевая маску на свою душу, человек скрывает от всех свои истинные эмоции, своё истинное настроение. Надевая маску на свою душу, человек скрывает свои мечты, свои идеи и цели.

И иначе как без этих масок и костюмов, которые надевает человек на свою душу и свой дух, родные, друзья и прочие не желают видеть близкого и дорогого им человека. Да он и дорог-то им близок лишь по той лишь причине, что носит определённую ему духовную маску, определённый ему карнавальный костюм. И никто не хочет видеть его истинное настроение и его истинные мечты. Вот и выходит, что вся наша планета наводнена «духовными клоунами», наводнена теми, кто не тот, за кого себя выдаёт, наводнена людьми в «масках» и «карнавальных костюмах». Не планета, а «арена цирка». Земля - это место действие «грустных и весёлых клоунов».

Слово «клоуны» взято мною в кавычки, чтобы Вы не путали настоящих клоунов с теми «грустными и весёлыми клоунами», в которых превратили себя те, кто хочет выглядеть в глазах других людей не тем, кто он есть на самом деле.

Исключений нет. Маски носят все. Но для кого-то надевание масок — это недостаток, а не преимущество. И не обязательно с ними в этом соглашаться. Каждый сам для себя решает, что ему необходимо. Для кого-то, кто не хочет быть творцом, кто не хочет воплощать в реальность свои идеи и мечты, кто боится верить в себя и свой талант, маски — это благо. Для кого-то, кто не мыслит себя человеком, если не воплощает в реальность свои и только свои мечты, маски - зло. И ещё важно заметить, что у тех, для кого «маски» и «карнавальные костюмы» — это зло, у них нет кумиров, они не являются рабами чьих-то идей. А люди, которых они любят и которые любят их в ответ, не желают видеть друг друга в масках. И для них их недостатки — это повод начать от них избавляться, а не убеждать себя в том, что эти недостатки каким-то образом способствуют их развитию.

Надев на свою личность маску, человек естественно оказывается в мире иллюзий и среди людей-иллюзий, и конечно же ему ни в коем случае нельзя снимать там маску. Маски такого не прощают. Чтобы снять маску, необходимо прежде покинуть ту область, где оказался с помощью этой маски. Только покинув мир иллюзий и людей-масок, человек спокойно и безопасно может снять свою маску.

Но очень многие люди думают, что быть самим собой - это значит показать всему миру свою порочность, свою дикость и недоразвитость. Люди-маски уверены, что снять маску и предстать всем таким, какой ты есть, - это значит стать хамом.

Быть самим собой - это вовсе не значит всем и каждому, надо и не надо, без разбору, когда угодно, начать говорить всё, что ты хочешь, и всё, что ты думаешь. Быть самим собой - это значит жить своими идеями и своими мечтами. Это значит воплощать в реальность свои и только свои идеи и свои мечты. Быть самим собой - это значит ставить перед собой свои цели, а не цели своих родителей, своих друзей, своих начальников и прочих , кто заставил человека напялить тот или иной «карнавальный костюм» на свой дух, заставил надеть ту или иную «маску» на свою душу.

Но именно эту отговорку, чтобы не снимать масок, предпочитают люди-маски. Они говорят, что сняв маску, они наживут кучу проблем. Они, которые не желают снимать маски, полагают, что снятие маски вынудит их говорить всё, что они думают и приносить людям вред. Почему они так думают? Потому что они понимают, что быть самим собой - это значит быть честным человеком. Но они по-своему понимают, что значит «быть честным». И у них честность, почему-то, не знаю, почему, но подразумевает «молоть языком налево и направо всё, что на душе лежит» и всем, и каждому показывать себя таким, какой ты есть. И это они, люди-маски, называют правдой. Это, в их понимании, в понимании людей-масок, значит быть честным.

Но! Быть честным — это не значит говорить всегда только правду. И это не значит показывать себя таким, какой ты есть на самом деле, выделяя свои пороки и недостатки. Ведь пороки и недостатки есть у каждого. Тем более, что под правдой многие ошибочно понимают то, что правдой и не является, но то, в чём человек уверен. И тем более, что в каждом из нас есть много, очень много недостатков, которые никому не интересны и никому не приятны. Люди- маски думают, что если они снимают маску, то тем самым они показывают всем свои пороки. В действительности же, снять маску - это НЕ значит показать свою недоразвитость и порочность. Но люди маски уверены, что маски и надевают для того только, чтобы скрывать свои недостатки. Люди-маски даже не замечают, что надевая маску, они при этом не скрывают ею своих пороков, а наоборот, ещё больше их выпячивают наружу. Невозможно скрыть свои пороки, надев маску. А скрывать от людей свои недостатки и свои пороки - это вовсе НЕ значит носить маску. Скрывать от людей свои недостатки - это значит, оставаясь самим собой, иметь в себе силу и мужество сдерживаться в тех случаях, когда порочность хочет вырваться наружу и проявить себя.

Быть честным - это значит не врать. Вам понятна разница? Или Вы её здесь не видите? Попытайтесь понять, что быть честным человеком - это не значит быть всегда правдивым, а это значит не быть лживым.

Никто не заставляет честного человека говорить всегда правду. И честный человек никогда этого и не делает. Но честный человек всегда остаётся честным потому только, что он никогда не врёт. Не учитесь говорить правду. Учитесь не врать. Но очень многие этого не понимают. И именно они, которые стремятся к тому, чтобы говорить правду и начиная, как им кажется, говорить правду, в действительности начинают врать. Но они этого даже не замечают. Почему не замечают? Потому что они не думают о том, как не врать. Они думают только о том, чтобы сказать правду.

Но вот вопрос! Где ложь, а где правда? Как отличить? Как понять, что всё сказанное не есть ложь? Сделать это очень просто. Ложь там, где «маска». Ложь там, где «карнавальный костюм». «Маска» на душе человека - это уже ложь. И «карнавальный костюм», надетый на дух человека - это тоже ложь, каким бы красивым этот костюм не был. Это всё ложь. Ложь в угоду кому-то. Кому-то, кто настоял на том, чтобы маска или костюм были одеты. И человек, который что-то говорит и при этом он не является самим собой, а в «маске», или в «карнавальном костюме», такой человек всегда врёт. Чтобы человек не говорил, но если он в «маске», или в «карнавальном костюме», следовательно он врёт. Какими бы красивыми его слова не казались - это всё равно будет ложью. И даже если слова человека в маске подкреплены фактами - это всё равно будет ложь. Именно факты украшают ложь людей в масках. И чем чудовищней будет ложь людей в масках, тем весомей будут и представленные ими аргументы, и представленные ими факты в защиту своей лжи.

Что же касается тех хамов и тех горе-правдолюбов, для которых хамить и грубить - это и значит быть самим собой, и принимающих за правду свою тупую уверенность в чём-то, которые по недоразвитости своей ничему, кроме хамства, пока не научились, то никакой правды в их словах не было и нет. Я в этом уверен. Почему я уверен в этом? Да потому что правда не может основываться на ненависти. В основе правды, в основе любой правды, как горькой, так и сладкой, всегда лежит взаимное уважение, сострадание и понимание других людей.

Правда - это не то, в чём уверен только один человек, пусть даже и тот, который не носит масок, и что он сообщает другим людям. Правда - это и то ещё, в чём не сомневаются и другие люди, которые это слышат и которые также не носят масок. А до тех пор никакой правды нет. Правда не может основываться на ненависти и неприязни, на стремлении уничтожить всякое инакомыслие. Ненависть, неприязнь к иным взглядам и мыслям, стремление уничтожить всякое инакомыслие - это хамство.

А хамство и неуважение к другим людям, к чужим мечтам, к чужим идеям, к чужой религии, к чужой философии, к чужой политической системе и так далее свойственно исключительно людям-маскам, людям лживым. Ворваться в чужой дом, с тем, чтобы там нагадить, могут только люди-маски, которые, чтобы показать, что они, якобы, не носят масок, а являются самими собой и несут собой «правду и истину», начинают в грубой форме, путём насилия, порой даже очень жестокого насилия, выпячивать свою порочность, свою недоразвитость и навязывать, навязывать, навязывать всем и каждому свою и только свою «правду и истину».

Если человеку страшно поверить в себя и в своё творческое могущество — это значит, что человек не живёт своей жизнью. Это значит, что человек надел маску и живёт в угоду кому-то, но только не себе. Именно такие люди, люди-маски, верят в кого угодно и во что угодно, но только не в себя. И такому человеку, чтобы перестать бояться, перестать бояться верить в себя и только в себя, перестать полагаться на судьбу, на предсказания, на различных богов, на гороскопы и прочие виды пророчеств, необходимо снять с себя маску. Необходимо снять маску, надетую на человека когда-то и кем-то, кому человек верил и кто его очень сильно напугал. И тогда только человек станет самим собой и перестанет врать. Человек станет честным и воскреснет, как творец, из мёртвых.

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, © 2013

Подпишись и получай новые статьи на Ваш e-mail: Ссылка на Подписку
(По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)