Убирайте самоограничения – промедление, обвинение, оправдание - Обвинение. Виноваты все, кроме меня

Мне часто приходилось иметь дело с людьми, которые испытывали сильное чувство вины по отношению к себе, они осуждали себя, свою жизнь, свои поступки, все, к чему они прикасались и что делали. И это честно сказать выглядело ужасно, люди одержимые ощущением собственной неправоты, крайне неуверенны в себе, они слабы и ранимы, их очень легко сделать зависимыми, а человек таким быть не должен. Но что заставляет человека винить себя, почему мы вообще можем испытывать чувство ненависти по отношению к самим себе, будто две разные личности конфликтуют между собой – сильная и слабая? Все дело в причине этого самого чувства вины, которое идет от нашего воспитания и становится частью нашей слабой стороны, которая естественно конфликтует с природной – сильной стороной, стороной не знающей жалости, угрызения совести и прочих проявлений слабости, можно даже сказать доброты. Я говорю об этом потому, что я знал людей и изучал их поведение, которых не подвергали общественной системе воспитания.

Это люди, которые не знают о тех моральных качествах, которыми мы руководствуемся при принятии решений и оценки своих собственных действий. Я не хочу сказать что от природы нам даны только злость, безразличие к ближнему, эгоизм и тому подобное, это просто наши защитные реакции, но и действия наши не могут подлежать никакой другой оценке, кроме нашей, вот и делают нас послушными и покорными, навязывая нам искусственно чувство вины, которое потом может очень негативно влиять на нашу психику. Какие убеждения сидят в вашей голове, так вы собственно и оцениваете себя, это факт, который я думаю не вызывает сомнения ни у одного здравомыслящего человека. Из этого можно сделать вполне логичное заключение, указывающее на то, что не человек винит себя за несоответствие общепринятым стандартам поведения, а общество в лице его слабой половины, которую этому самому обществу, удалось себе подчинить.

Пусть это звучит слишком эгоистично, но человек не должен винить себя за то, что сделал что-то, что он посчитал нужным сделать, и что так или иначе было выгодно ему, мы не обязаны ни перед кем нести ответственность за других, пусть даже жертв наших собственных интересов. Потому-то мы так активно перевоспитываем излишне амбициозных людей, уравнивая их с общественными стандартами приемлемого поведения, не обращая внимания на интересы личности, которые все равно живут внутри нас, в виде нашей сильной части, данной нам от природы. Получается, что слабая наша часть, та, которую обществу удалось посредством воспитания и внушения соответствовать общепринятым нормам поведения, осуждает нас за это несоответствие, а сильная сторона ее ненавидит за это, потому что это противоречит нашим личным интересам?

К другому выводу я придти не могу, хотя, конечно, бывают ситуации, когда люди идут на поводу у своей слабой стороны, в результате чего очень часто делают общественно полезные дела, пытаясь тем самым искупить вину, которой как таковой даже не существует. Я еще раз повторюсь, мы не монстры от природы, но мы рождены отвечать исключительно за себя и следовать исключительно своим интересам. Отрицать это могут только слабые люди, физически или психически, поскольку они испытывают потребность в привязке себя к какой-нибудь группе, которая будет соответствовать их интересам, так как они сами не в силах этого сделать. Именно слабые люди, с подавленной психикой чаще всего испытывают чувство вины, и это неудивительно, ведь признавая свою собственную неправоту, они тем самым как бы демонстрируют свою открытость обществу, показывая ему что они не идут против него, они хотят быть с ним.

Я встречал людей, которые без капли сожаления могли убить любого человека, по крайней мере с их слов, включая женщин, детей, стариков, у них не было тормозов, которые бы вызывали у них чувство сомнения относительно правильности своих действий, а ведь это такие же люди с точки зрения физиологии. Но их воспитывали по-другому, у них нет конфликта со своими внутренними сущностями, точнее у них нет слабой стороны, а у большинства из нас она есть и она делает нас уязвимыми перед такими вот хищниками. И дело не в том, что мы должны быть готовы к тому, чтобы убить любого человека, в том числе и тех, кто слабее нас и кто не представляет для нас никакой угрозы. Нет, нам это ни к чему, мы же с вами не дикари. Но мы должны быть готовыми и способными к тому, чтобы противостоять тем, кто способен на это, кто может причинить вред нам и нашим близким. Мы должны уметь выживать в агрессивной среде. А если мы этого не умеем делать, неважно, по каким причинам, значит, с нами что-то не так.

Человек рожден выживать любой ценой, и винить он себя может только за не способность сделать это, ибо это заложено в нем самой природой. Во всем остальном, его обвиняет только общество в лице других таких же как он, у которых свои интересы, до которых нам и дела быть не должно, мы просто живем так, как считаем нужным жить, для того, чтобы выжить и если у нас это получается – хорошо, если вы эту концепцию не принимаете, воля ваша, вы можете винить себя сколько угодно и за что угодно, только вот вы ни в чем, ни перед кем не виноваты.

Если у вас не все получается, не перекладывайте груз ответственности со своих плеч на плечи других. Поиск виноватых не только отвлечет вас от планов, но и обеспечит негативное отношение к вам окружающих. Вы можете остаться в одиночестве и вместо соратников обретете недоброжелателей. Толкование закона Жизнь каждого человека состоит из чередующихся черных и белых полос. У каждого бывают моменты, когда ничего не получается, все валится из рук и все самые благие начинания оборачиваются полной противоположностью. Как соблазнительна возможность обвинить во всем других! Ведь в любой ситуации можно найти того, на кого очень легко будет переложить ответственность за свои поступки. Достаточно просто вспомнить всех, кто был в это время рядом. Один окажется виноват тем, что давал советы, следование которым привело к сложившейся ситуации. Другой же, напротив, будет обвинен в том, что он не вмешался вовремя и не предотвратил такой поворот событий. Кто-то окажется виноват своим присутствием, кто-то своим отсутствием, а кто-то просто одним своим существованием. При этом самым жестоким обвинением подвергнутся те, кто преуспел в чем-либо или просто живет достаточно благополучно. Ведь так просто решить, что количество удачи и счастья в этом мире строго отмерено, и тот, кто счастлив сейчас слишком сильно, на самом деле счастлив за чей-то счет. Типичные примеры такого поведения – упреки супругов, которые они бросают друг другу. К чему они обычно сводятся: «ТЫ испортил мне жизнь», «если бы не ТЫ...», «это все из-за ТЕБЯ!». Ты, ты, ты... и ни одного Я. Этот путь выбирают слабые и несчастные люди. Они просто не в силах реально смотреть на мир. Он для них слишком страшен. Страшен тем, что рано или поздно каждый в нем должен стать самостоятельной личностью и научиться отвечать за свои поступки. Им этого очень не хочется. Ведь если признать, что ты сам виноват в своих промахах и неудачах, то придется признать так же, что что-то ты в этой жизни делаешь не так. Где-то ошибаешься. Сам. А не кто-то еще. Но если признать свою ответственность за совершаемые действия, рано или поздно можно оказаться перед необходимостью что-то исправлять. Причем самостоятельно. Зачем так трудиться, если можно выставить себя несчастной жертвой злых обстоятельств или, что еще приятнее, чьего-то недоброго умысла. А решение всех проблем и исправление ошибок с легкостью предоставить другим. Ведь это же они во всем виноваты. Тот человек, который предпочитает действовать по этой схеме никогда в жизни не добьется успеха. Успех не сопутствует слабым, а неумение признать свои ошибки – это самая настоящая слабость. Но успех обеспечен тому, кто не обвиняет в своих неудачах другого и не перекладывает ответственность за свои поступки на чьи-то плечи. Анализируя причины неудач, такой человек постепенно учится реально оценивать свои силы и возможности, что приводит к тому, что он постигает истинные законы жизни и начинает жить в соответствии с ними. Такому человеку обеспечено и хорошее отношение, и поддержка со стороны окружающих. Ведь каждый человек понимает, что от ошибок не застрахован никто. Но если, попав впросак, кто-то стремится обвинить в этом кого угодно, только не себя, он не вызовет симпатии и оттолкнет от себя даже старых своих друзей. Напротив, тот, кто готов признать свой промах и трезво разобраться в сложившейся ситуации, привлекает к себе людей своей честностью, надежностью и настолько сильным стремлением найти свой путь, что его не останавливают даже временные неудачи. От такого человека исходит ощущение огромной внутренней силы и уверенности в себе, он не боится на свой страх и риск совершить поступок, на который решится не каждый. Поэтому он скорее добьется успеха в жизни, чем тот, кто всю жизнь прячется за чужими спинами и ищет виноватых в своих несчастьях. Образ Сизиф, вечно вкатывающий в Аиде на гору камень, был наказан за неповиновение богам. Он хотел показать, что сильнее, умнее и хитрее бессмертных, а когда его обличили во лжи, не нашел в себе сил признать свои ошибки и раскаяться в них. За это он обречен на вечный и совершенно бессмысленный труд, который не имеет цели. Так и тот человек, который всегда будет считать себя вправе обманывать других и пользоваться их слабостями, в конце концов будет обличен. И если он сможет признать свою вину перед людьми и смело посмотреть правде в глаза, то наверняка заслужит прощение. Тот же, кто в наглости своей и глупости будет упорствовать, обречен на одиночество, и вся его деятельность будет лишена, смысла. Доказательство закона Правило «начни с указания своих ошибок, если хочешь отметить чей-то промах» должно быть впечатано огненными буквами в память каждого дипломата и политического деятеля. Но далеко не все готовы применить это правило в любой момент. Когда же они вспоминают о нем, оно может спасти их. Пример тому – история, произошедшая с князем фон Бюловым. В 1909г правителем Германии был кайзер Вильгельм II – Вильгельм Самонадеянный, Вильгельм Надменный, как его называли. Он был охоч похвалиться силой своей армии и флота, которые считал непобедимыми. Начиная бахвалиться, кайзер не знал удержу, и однажды, находясь в гостях в Англии, он сделал совершенно абсурдные заявления, которые были опубликованы в «Дейли Телеграф» и потрясли весь цивилизованный мир своей наглостью и нелепостью. В частности, он утверждал, что кроме него, ни один немец не питает симпатии к англичанам и именно он отвел от Англии угрозу, когда ее собирались стереть с лица земли русские и французы и т.п. Все правители были в негодовании, особенно возмущены такой наглой ложью были правящие верхи Англии. В ужас пришли и все политики Германии. Пахло международным скандалом. Кайзер был сильно напуган поднявшимся шумом и искал, на кого бы переложить ответственность. Выбор пал на князя фон Бюлова, который в то время занимал пост рейхсканцлера Германии. И кайзер потребовал, чтобы князь объявил себя виноватым в назревающем конфликте. Фон Бюлов должен быть объявить, что кайзер действовал по его совету. Но рейхсканцлер справедливо полагал, что ни один разумный человек не поверит, что он мог посоветовать своему кайзеру такую глупость. И он был прав. Он ошибся в другом – об этом нельзя было говорить Вильгельму. Тот был в ярости, ведь князь считал, что кайзер совершает такие ошибки, которых никогда не совершил бы какой-то рейхсканцлер! И фон Бюлов нашел лучший выход из создавшийся неловкой ситуации. Он резко сменил тон и начал расхваливать способности и поступки своего кайзера. Он уменьшал свои организаторские способности и превозносил умение Вильгельма управлять такими великими армией и флотом, упомянул о его успехах в естественных науках. Не забыл князь и обратить внимание на свое полное невежество в этой области. После расхваливания всех талантов Вильгельма он скромно упомянул о том, что все-таки немного знаком с историей и неплохо проявляет себя в политике и дипломатической сфере. Захваливая кайзера и приуменьшая собственные способности, фон Бюллов добился того, что ему было нужно,– кайзер сменил гнев на милость и простил ему опрометчивое заявление. Он жал своему подданному руки и убеждал в том, что вместе – они несокрушимая сила, так как их таланты прекрасно дополняют друг друга. Тем же, кто рискнул бы сказать что-то нелестное о князе, Вильгельм обещал собственноручно «дать по физиономии». Так, обиженный, разгневанный кайзер, благодаря нескольким словам похвалы и признаний его достоинств, превратился в лучшего друга того, кого несколько минут назад был готов растерзать. Поистине, умение признавать свои ошибки свойственно не всем людям, но тот, кто умеет это делать, тот непременно добьется успеха. Чем более высокое положение занимает человек, тем значительнее последствия его ошибок для окружающих. И ему необходимо мужество, чтобы признать свою вину. Подлинно великим человеком в этом смысле был генерал Роберт Ли, командовавший армией Юга во время гражданской войны в Америке. Блестящая атака, вошедшая в историю под названием «бросок Пикета», по планам конфедератов, должна была принести им победу, но закончилась одним из самых горьких поражений и этим ознаменовала перелом в войне, который символизировал, что победа Севера уже близка. В том, что запланированная акция потерпела крах, была вина многих людей. И при желании генерал Ли мог обвинить в неудаче и командиров нескольких дивизий, и кавалерию, которая вовремя не прикрыла наступление пехотинцев. Но он был смелым и сильным человеком. Он встретил возвращающуюся горстку солдат, оставшихся от разбитого войска, словами покаяния. Он возложил всю ответственность за происшедшее на себя, не обвиняя никого, и этим заслужил безграничное уважение и простых солдат, и президента Конфедерации. Авторитетное мнение Кто на многое отваживается, то неизбежно во многом и ошибается. /Менандр/ Самая большая ошибка заключается в том, когда человек считает себя во всем абсолютно безупречным. /Карлейль/ Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же недопустимо, как порицать (а это я делаю весьма часто) чужие в себе, обличать их следует всегда и везде, не оставляя им никакого пристанища. /М. Монтень/ Самое верное средство ошибаться – это считать себя непогрешимым. /П. Буаст/ Ошибки всегда извинительны, когда имеешь силу в них признаться. /Ф. Ларошфуко/ Чем сильнее человек, чем выше нравственно, тем смелее он смотрит на свои слабые стороны и недостатки. /В. Г. Белинский/ Обратная сторона закона Но и этот закон может иметь обратную сторону. Казалось бы, что плохого в том, что человек умеет признавать свои ошибки. Но дело в том, что некоторые доходят в этом до крайностей. Есть люди, которым свойственно повышенное чувство ответственности за все происходящее с ними и с другими людьми. Они склонны анализировать все, происходящее в мире, и во всех неудачах – как своих собственных, так и случающихся у других людей – склонны винить себя. Это не тот трезвый взгляд на мир, который позволяет определить причину неудачи и сделать все, для того чтобы она не повторилась. Если такая привычка обвинять во всем себя становится нормой жизни, она не приводит ни к чему хорошему. Ведь постоянное чувство вины, сопровождающее такого человека по жизни, не является нормальным человеческим состоянием и, конечно, не способствует обретению душевного равновесия и уверенности в себе, без чего невозможно достигнуть успеха. Повышенное чувство ответственности заставляет таких людей стараться держать под контролем все, что происходит вокруг них, и участвовать во всех делах. Постепенно постоянное чувство вины может переродиться в достаточно болезненное состояние, которое не принесет ничего хорошего. Нельзя забывать и о реакции окружающих. Немногим понравится то, что кто-то хочет постоянно решать их проблемы и отвечать за них. Нормальному взрослому человеку свойственно желание добиваться успеха самостоятельно, не перекладывая решение встречающихся на пути проблем на чужие плечи. Но всегда найдутся те, кто не упустит возможности воспользоваться чужим плечом, особенно если его так настойчиво предлагают. Это как раз те люди, которым очень удобно иметь рядом с собой того, кто в любой момент готов взять на себя ответственность за все что угодно. Рядом с таким «ответственным» жить очень удобно, так как он не заставляет действовать самостоятельно, ни в чем не обвиняет, а представить его причиной собственных неудач очень просто. Но такой «симбиоз» постепенно превращает одного в тирана, а другого – в вечного «козла отпущения». Кто добровольно согласится на роль последнего? Байка Умение признавать свои ошибки еще не повредило никому. Так, Дейл Карнеги в своей известной книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» рассказывает такую историю, произошедшую с ним. В лесопарке, где он обычно прогуливался со своим маленьким бульдогом Рексом, было запрещено появляться с собаками, на которых не был надет намордник, а к ошейнику не прикреплен поводок. Но ни одна собака не любит этих приспособлений, а Рекс был псом достаточно дружелюбным, чтобы хозяин позволил себе избавить его от этих неудобств. Но с мнением автора книги был совсем не согласен полицейский, который выполнял свои служебные обязанности столь ревностно, что, угрожая объяснением с судьей, заставил Карнеги «экипировать» свою собаку по всем правилам. Разумеется, подчинившись на этот раз, Карнеги скоро нарушил приказ и снова стал отпускать Рекса побегать на свободе. Через некоторое время, на очередной своей прогулке, они повстречали того же полицейского. Беды было бы не миновать, если бы Карнеги дал блюстителю порядка заговорить первому. Но решил начать с признания своей вины и смиренного покаяния. Он дал почувствовать офицеру, что признает свою вину и целиком находится в его власти. И суровый полицейский смягчился. Он почувствовал себя значимым, имеющим право не только карать, но и миловать. А ведь миловать гораздо приятнее. И он произнес примерно следующее: «Дайте своей собаке побегать там, за холмом, где мне ее не видно, и мы забудем об этом». Так умение признавать свои ошибки помогло автору известной книги избежать сложной ситуации и сделать приятное другому человеку.

Дурак обвиняет других;
Умный обвиняет себя;
Мудрый же не обвиняет никого.

Иуда Габирол. Жемчужная россыпь

Обвинительство как качество личности – склонность, при любом стечении обстоятельств, считать, что во всём виноваты другие; виноватить, считать неправым, осуждать за что-нибудь, упрекать в чем-нибудь.

Возвращается муж из командировки, жена в постели с мужиком кувыркается. Всё на сто процентов очевидно. Жена выходит из спальни и говорит: — Ну, вот опять сейчас начнутся грязные намеки, гнусные обвинения.

Обвинительство, стоит задеть его раздутое эго, с завидным постоянством необоснованно обвиняет всех и вся во всех смертных грехах. Чего у него нет, так это самокритичности. Зато есть могучий оправдательный механизм, завышенная самооценка и чрезмерная амбициозность. Обвинитель не хочет принять мысль из Библии (Нового Завета): «Прежде, чем обвинять, постарайся оправдать».

Обвинительство пользуется тем, что жизнь дает массу поводов для обвинений и порой крайне сложно разобраться, надуманно оно или соответствует реалиям жизни. Кардинал Ришелье как-то сказал: «Даже в одной строчке, написанной человеком, можно найти то, за что его можно повесить». Позднее стали говорить: «Если человеку, не объясняя причин, дать пожизненный срок, поговорив со своей совестью, он будет знать за что».

Обвинительство – двоечник в прохождении жизненных уроков, ибо оно не признает собственных ошибок и сваливает причины своих несчастий на окружающих, злой рок, козни недоброжелателей, плохую наследственность, сглаз, словом, на всё, что угодно, лишь бы, как самосвал, сбросить свою вину на плечи других людей или непреодолимых обстоятельств. Обвинитель – мастер очернить и «перевести стрелки» на внешние объекты.

Женщина на исповеди: — Батюшка! Дайте мне разрешение на развод с мужем! — А в чём дело, дочь моя? – Всегда разбрасывает носки или спит в них. От футбола не оторвешь. Из ванны выскакивает голый и начинает танцевать танец маленьких лебедей. — А что же ты за него замуж-то пошла? — Дура была! — Вот видишь, а он тебя, дуру, замуж всё-таки взял…

Обвинительство бежит от ответственности за всё, что происходит в его жизни, как вампир от святой воды. Во всём виноваты другие, только не оно. Ему не важно, право оно или нет. Своё внутреннее недовольство оно обязательно выплеснет в грубой или издевательской форме. Для этого им используются упреки, попреки, мелкие уколы или бытовые обвинения. По сути, обвинительство является прямым следствием безответственности, необязательности, внутреннего недовольства, общего негативизма и бескультурья. Фредерик Бегбедер писал: «Я обвиняю общество потребления в том, что оно сделало меня таким, какой я есть: ненасытным. Я обвиняю моих родителей в том, что они сделали меня таким, какой я есть: бесхребетным. Я часто обвиняю других, чтобы не обвинять себя самого».

В арсенале обвинительства — нападки, нарекания, оговоры, порицания, укоры, мелкие упреки, выражение недовольства: «Почему ты всегда такая неуклюжая? Из-за тебя я палец порезал!». – «Я здесь причем?» — «Ты всегда лезешь под руку, как и твоя мамаша» — «Да я к тебе даже не подходила» — «А и не надо подходить. Я услышал, что ты опять уселась смотреть сериал, и из-за этого отвлекся».

Словечки «никогда», «сколько ни говори», «опять», «как всегда» — любимые в лексиконе обвинителя. Сказал «всегда» и тем самым обозначил устойчивое проявление какой-то отрицательной черты характера своего оппонента. Муж и жена попали к людоедам. Пока те плясали вокруг них ритуальный танец, муж прошептал жене: – У меня складывается впечатление, что они собираются нас съесть. – Ты, как всегда, думаешь о еде.

Такое общение, оскверненное надуманными обвинениями, — признак махровой эгоистичности и невоспитанности. Обвинения вызывают протестное настроение. У каждого человека в ответ на них возбуждается ложное эго. Поэтому перепалка переходит в скандал, в котором каждый, не слушая другого, может фонтанировать обвинениями.

В обвинениях и упреках нет никакой пользы. Мартышкин труд пытаться посредством их достичь понимания. Тхить Нят Хань пишет: «Когда вы сажаете салат, а он плохо растет, вы не обвиняете салат. Вы ищите причину. Возможно, нужно больше удобрения или больше воды, или меньше солнца. Но вы не станете обвинять салат. Однако когда возникают проблемы с нашими друзьями или с семьей, мы обвиняем другого человека. Но если мы знаем, как обращаться с подобными ситуациями, дела пойдут на лад. Обвинение вообще не приносит положительных результатов, также бесполезно пытаться убеждать другого человека, используя аргументы и рассуждения. Ни обвинение, ни рассуждение, ни аргументы, только понимание. Если вы понимаете, и вы можете показать, что понимаете, вы можете любить, и ситуация изменится».

Жить с обвинителем крайне сложно. Нужно иметь гигантскую терпимость, могучую снисходительность и не убиваемую доброжелательность. У жертвы обвинительства обычно развивается комплекс неполноценности. Как правило, от обвинителя все бегут. — Сперва жена моя сбежала, — жалуется он, — потом собака и коты… Сейчас смотрю, как трудно рыбкам аквариум толкать к двери…

Когда обвинитель с кем-то расстается, он высказывает напоследок всё, что раньше в себе сдерживал. В обвинениях он находит способ поддержать падающую самооценку. Бернхард Шлинк в книге «Гордиев узел» пишет: «Когда нас покидают, мы ищем спасения в обвинениях - чтобы те, кто нас бросил, оправдывались и извинялись и тем самым были с нами. В этом смысле мы всерьез воспринимаем свои обвинения, но вообще готовы на любой вид амнистии».

Обвинитель, как правило, находит свою жертву в лице жены или мужа, делая их виновником всех своих бед. Муж с женой ссорятся: — Неблагодарный! Я отдала тебе лучшие годы моей жизни!- Если это были лучшие, могу себе представить, что меня ожидает в будущем!

Обвинительство – поисковик врага везде и во всем. Обвинителя пьянит энергия страха окружающих. Так происходит потому, что востребованы самые низшие качества его личности. Зачастую обвинители трусливы. Поэтому они находятся в постоянном поиске более трусливых и низких людей, на которых безболезненно можно поупражняться в обвинительстве.

Обвинительство зачастую проявляется в связке с глупостью. Например, разве не глупо обвинять женщину в том, что она реализует свою природу? Вместо обвинения следует тогда говорить глупую фразу: «Эх, ты, женщина!» Мы ж не обвиняем хищников в том, что они плотоядны.

Обвинительство – генератор негативных эмоций. Прежде чем обижаться, злиться, ревновать, страдать от одиночества, человек прокручивает в голове обвинения к человеку, вызвавшему у него, к примеру, ревность. В постоянном желании обвинять мир и окружающих обвинитель вынужден привлекать к себе на помощь негативные эмоции. К примеру, он обвиняет правительство в плохой жизни. Чтобы быть убедительным в глазах окружающих, нужно привлечь гнев, возмущенность, негодование. Чтобы обвинить жену в неверности, нужно позвать на помощь ревность.

Жена — обвинитель ежедневно осматривает пиджак своего супруга и за каждый волосок, найденный ею, устраивает ему сцены ревности. Однажды она не обнаружила ни одного волоска и крикнула: — Вот до чего ты дошел, не брезгуешь даже лысыми женщинами!

Петр Ковалев 2014 год