Что такое ммд у ребенка. Детская неврология, психология и психиатрия. Диагноз ММД: лечение

Психоневролог, кандидат медицинских наук Кирдяшкина М.А.

Минимальная церебральная дисфункция - наиболее распространенная проблема нервно-психических нарушений у детей. МЦД (либо ММД - минимальные мозговые дисфункции) обусловлены остаточными проявлениями раннего поражения головного мозга (внутриутробного или в первые недели-месяцы жизни после рождения). Они выражаются в возрастной незрелости отдельных высших психических функций мозга (внимание, память, речь, письмо, счёт и т п.) и их дисгармоничном развитии. Это часто препятствует адекватной социальной адаптации детей и подростков, а также сопровождаются проблемами обучения и во многом ухудшают качество жизни.
Частота МЦД по данным отечественных и зарубежных авторов колеблется от 10 до 30% Значительно больше проблем отмечается у мальчиков.

Наконец, факт, что около четырех аутичных мальчиков за девочку заинтриговал исследователей: британский специалист по аутизму на высоком уровне в Кембриджском университете раскрыл схемы эмпатии в мозг некоторых из его пациентов, что позволяет ему привести к оригинальной теории: аутизм является результатом слишком маскулинизированного мозга! Избыток тестостерона, основного мужского гормона, может стимулировать развитие правого полушария у плода в ущерб левым. Однако последний наиболее востребован в социальных отношениях и языке.

Чтобы схематизировать широко, мозги женщин были бы более «привязаны» к эмпатии, чем к людям с лучшими аналитическими положениями. Аутизм был бы результатом экстремальной версии мужского мозга. Вклад изображения мозга. Однако, если нейробиологическое происхождение синдрома больше не вызывает сомнений, аутизм не вызывает серьезной травмы головного мозга, и до недавнего времени не было выявлено серьезных аномалий у пациентов. Только после появления сложных методов визуализации, таких как позитронно-эмиссионная томография, которые состоят в выявлении и количественном определении различных элементов метаболизма головного мозга с помощью определенных изотопов, создаваемых циклотроном, - эти изотопы, добавляемые к молекулам, затем инъецированной или функциональной магнитно-резонансной томографии, чтобы начать более четко видеть.

Основные представления
По мере изучения синдромов МЦД появилась возможность для их разграничения на отдельные формы (расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков, расстройство развития двигательных функций, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения). Особенностью МЦД является то, что её симптомы часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу. Часто родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как - лень, непоседливость, нервозность, живой, шумный, неуклюжий.
Уже на первом году жизни у таких детей отмечается синдром гипервозбудимости - беспокойны, часто плачут, двигательно гиперактивны, отмечается дрожание подбородка, рук, ног, плохо спят, избыточно реагируют на звуки вокруг, У них чаще проблемы с желудочно-кишечным трактом.
В возрасте от одного до трёх лет таких детей отличает повышенная эмоциональная и двигательная возбудимость, нарушения сна и аппетита, некоторое отставание в психо-речевом развитии, двигательная неловкость, невнимательность, трудность сосредоточения на чём-то, быстрая потеря интереса к предмету, упрямство, негативизм, повышенная утомляемость. Часто наблюдается задержка в формировании навыков опрятности, недержание мочи, кала.
В начале школьного обучения на первый план выступают проблемы обучения и нарушения характера - вспыльчивость, трудности контакта в коллективе и с учителем, заниженная самооценка, не справляются с трудностями, отвлекаются на малейший шум, движение вокруг себя, забывают записать задание на дом, плохо пишут, грязь в тетради, "глупые ошибки" - пропуски букв в диктанте и т.п. Иногда только в этом возрасте родители начинают понимать что проблема есть, чаще с подачи учителя, т.к. такие дети требуют чаще всего индивидуального подхода в школе, меньшего количества детей в классе, посещения коррекционного класса. При непонимании родителями трудностей стоящих перед ребенком - начинается неправильное педагогическое воздействие, что закономерно приводит к усилению проблемы и к появлению различных невротических реакций - тики (навязчивые движения), заикание, недержание мчи и кала, головным болям, нарушениям сна и т.д.
В подростковом возрасте у таких детей нарастают нарушения поведения: агрессивность, теряется интерес к учёбе, ухудшается контакт с родителями и одноклассниками. Им свойственны незрелое и безответственное поведение, отрицание авторитетов, нарушение семейных и общественных правил, трудности в выборе профессии, появляется тяга к алкоголю и наркотикам, к общению с теми - кто от них ничего не требует, не напрягает. В более позднем возрасте это составляет основу "характера" - людям не интересно работать, не складываются взаимоотношения в семье, на работе, совершаются преступления "от импульсивности", "не подумал" и т.п., либо уход в алкоголизм.

Около 20 лабораторий в США и Европе специализировались на нейрорадиологическом анализе психических явлений. Они исследовали мозговую активность пяти пациентов и сравнили ее с энергией восьми здоровых добровольцев. Активность мозга была записана, когда транслировались звуковые последовательности, чередующиеся с человеческими голосами, и другие типы неголосовых звуков. Полученные результаты показывают у аутистов отсутствие активации области мозга, расположенной в верхнем височном регионе, характерной для восприятия голоса: никакой конкретной активации мозга распознавания человеческого голоса могут быть выделены дома.

Режим наблюдения, лечение
Чтобы предотвратить эти последствия - нужно как можно раньше обследоваться у специалистов. На первом году - наблюдение психоневролога, лечение перинатальных поражений нервной системы, далее - наблюдение (по рекомендации специалистов) у психоневролога (невропатолога), психолога. Психоневролог (не путать с психиатром) после осмотра и беседы с родителями определит какое именно обследование (например ЭЭГ (электроэнцефалография), эхоэнцефалография, нейросонография (УЗИ мозга через большой родничок), осмотр окулиста, логопеда-дефектолога, психолога и т.д. необходимо именно вашему ребенку, назначит процедуры и после получения результатов обследования определит нужное воздействие - медикаментозное, помощь психолога, логопеда-дефектолога, рекомендации по организации режима дня и режима питания, необходимость нормализации семейного и школьного микроклимата. Иногда бывает достаточно взглянуть на ситуацию глазами другого человека, специалиста, изменить некоторые ситуации, взаимоотношение с ребенком - и проблема решается достаточно легко. Чаще же необходимо подключение медикаментозной терапии - направленной навыравнивание неравномерности созревания психических функций мозга, коррекцию поведения ребенка - и на этом фоне занятия с психологами, педагогами дают оптимальный результат. В целом - кропотливый труд, анализ индивидуально каждой ситуации, продуманный подбор тактики лечения, желание врача, психолога и родителей максимально улучшить ситуацию даёт положительный результат. Очень много зависит от позиции родителей, которые должны понимать - что с их стороны нужно много усилий, что нет таблеток моментально устраняющих эту проблему, что чем позже они спохватились, тем труднее всё нормализовать.

На вопрос о том, что они слышали во время экзамена, они сообщают только о 8, 5% вокальных звуков. Это исследование голоса, слухового стимула, богатого информацией об идентичности и эмоциональном состоянии оратора, на этот раз подчеркивает расстройство восприятия в слуховой области. Эти исследования имеют то преимущество, что они могут пересекаться с исследованиями, проводимыми в когнитивной терапии: неспособность аутиста поставить себя на место другого человека для взаимодействия с ним, таким образом, будет иметь нейро - органические.

Все исследования, которые сочетают подходы, являются актуальными и перспективными. Выделение этих перцептивных дефицитов могло бы быстро позволить разработку стратегий реабилитации областей мозга, специализирующихся на голосовании и лицевой информации. Уже специалисты подчеркивают необходимость как можно скорее выявить первые признаки, которые могут свидетельствовать о наличии аномалий развития головного мозга. Таким образом, даже до конца первого года отсутствие использования пальца или руки для обозначения объектов может являться ранним симптомом эволюционного процесса, который, если ничего не предпринимается приведет к установке необратимого аутизма.

В первые годы жизни дети требуют особого внимания: именно в этот период напоминают о себе разного рода . Обычно они вполне укладываются в «стандартный» список, в котором фигурируют ОРЗ, ветрянка и другие хвори. К сожалению, у порой диагностируют и более серьезные нарушения, которые требуют особого подхода. Рассмотрим одну из таких проблем, узнав, что такое минимальная мозговая дисфункция, как она проявляется у детей, и что нужно для эффективного лечения.

Новое исследование в США из Центра аутизма в Вашингтонском университете дает новое представление о том, как работает аутичный мозг. Области головного мозга эффективно не взаимодействуют у взрослых с аутизмом. Это первое исследование для измерения нейронной активности с использованием электроэнцефалографии с высоким разрешением для изучения связей коры головного мозга, части мозга, которая управляет более высокими когнитивными процессами. Преобладание наблюдаемых нейронных связей и недостаточное количество нейронов указывают на неэффективное и беспорядочное общение в мозгу людей с аутизмом и могут объяснить некоторые недостатки людей с этим расстройством.

Краткая характеристика

Другие названия - гиперкинетический хронический мозговой синдром либо детская энцефалопатия в легкой форме.



Как проходит диагностика

Курс диагностики прямо зависит от возраста ребенка. Если для карапузов 1–1,5 лет от роду может оказаться информативной обычная проверка рефлексов, то после 5 лет она не дает результатов и ее заменяют психодиагностикой.

Исследователь, занимающийся исследованием, считает, что аномальные модели активности мозга являются потенциальным биологическим маркером аутизма и могут помочь определить фенотип, основные черты аутизма. Еще один шаг в исследовании аутизма: роль миндалины.

Связь между аутизмом и миндалин была уже напряженной: миндалина является частью мозга, которая вмешивается в процесс памяти эмоций и развития социального поведения. Он вмешивается, например, в изучение страха. Предыдущее исследование показало, что миндалина активируется, когда дело доходит до угадывания эмоций других, глядя на выражения на его лице. У аутичных субъектов активация этой зоны в этой ситуации не происходит. Действительно, если предположить связь между аутизмом и амигдалой, дефицит числа нейронов парадоксален: исследования магнитной визуализации показали, что миндалина была значительно больше по объему у молодых мальчиков, страдающих от аутизм, чем «здоровые» субъекты.

Окончательно установить диагноз помогают следующие пробы и осмотры:

  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
  • нейросонография, которая проводится в возрасте до 1 года через младенческий родничок;
  • реоэнцефалограмма или «эхо». Ультразвук, проходя через все участки мозга, позволяет выявить изменения в его структуре;
  • компьютерная томограмма либо МРТ, определяющие объемы коры и целостность фронтальных частей мозга;
  • тесты по системе Векслера или Гордона. Эти задания дают полную картину психосоматического состояния ребенка.
Собираясь в поликлинику, для начала посетите педиатра, который выпишет направление на обследование либо отправит вас к невропатологу, неврологу или остеопату. Может потребоваться и визит к массажисту, который «прощупает» малыша (часто проблемы с кровоснабжением обнаруживаются именно такими специалистами).

Важно! МРТ назначаются только по необходимости - громкие звуки, издаваемые аппаратурой при обследовании, могут напугать ребенка.

Оригинал, приобретенный по неизвестным причинам, которые вызывают аутизм или последствия аутизма: атрофия при несоблюдении? Она задается вопросом о проблемах подростков, которые более обычны. Это исследование пытается понять известные подростковые поведения: истерики, аппетит к риску, удовольствие от взлома, неумеренное притяжение для секса, рока и наркотиков. Структурные изменения в мозге в подростковом возрасте могут объяснить шизофрению и маниакально-депрессивные расстройства, которые могут привести к самоубийству.

Помимо гормональных проблем, исследователи этой команды думают о недостатке когнитивного контроля. Исследователи были удивлены всплеском мозга в подростковом возрасте. На самом деле, у нас больше рождений нейронов, чем когда-либо, и мы уже имеем меньше, чем в нашей внутриутробной жизни. У людей плотность клеток мозга находится на пике между третьим и шестым месяцами беременности.

Обязательный атрибут любой поликлиники - общий крови и мочи - в данном случае ощутимой пользы не даст. А вот рентген черепа может оказаться полезным (если до этого момента он не делался вообще).

Если все эти процедуры указывают, что у ребенка наблюдается именно ММД, не отчаивайтесь, ведь это излечимо, и от диагноза можно избавиться, не прибегая к сложным манипуляциям.

В последние месяцы нашей эмбриональной жизни мозг подвергается радикальному очищению, которое устраняет лишние клетки мозга. Сейчас многие нейрофизиологи теперь убеждены, что аутизм обусловлен недостатком или аномалиями в обрезке нейронов во время эмбриональной жизни.

Исследование Гидда показало, что вторая волна распространения и обрезки нейронов происходит в детстве и в подростковом возрасте. В отличие от преднатальной волны, это не изменяет количество нервных клеток, а их точки соединения, синапсы. Последней зоной мозга, подверженной нервной обрезке, является префронтальная кора, место исполнительных функций: предвидеть, устанавливать приоритеты, организовывать свои мысли, подавлять свои импульсы, думать о последствиях своих действий. В подростках незавершенные изменения объясняли бы дисфункции, особенно исполнительных функций.



Диагноз ММД: лечение

В общих чертах схема лечения выглядит так: врачи, исходя из состояния ребенка, назначают препараты и дозировки и, по мере необходимости, физиотерапию.

Немало зависит и от родителей, которые должны не только проконтролировать прием лекарств, но и создать в семье благоприятную атмосферу.

Аутичные, они, не присоединились бы к этой второй волне, а затем анархическим образом, с помощью надпечатки с уже ненормальным обрезкой более архаичных ячеек. В более общем плане исследования продвигаются в области нейронауки в широком смысле. Молодой французский исследователь Антуан Лутц, в настоящее время работающий в Университете Висконсина, нанял 8 тибетских буддистов для измерения активности мозга до, во время и после фазы медитации. Первые результаты показали аномально высокое количество гамма-колебаний во время и после их духовной практики.

Курс препаратов назначается для того, чтобы нейтрализовать отдельные симптомы. Он может отличаться для каждого конкретного случая, но в рецептах чаще всего встречаются:

  • седативные составы по типу «Диазепама», «Седуксена» или «Релиума»;
  • снотворные («Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»);
  • стимуляторы (главным образом «Метилфенидат»);
  • антидепрессанты либо транквилизаторы назначаются гораздо реже. Предпочтение отдают не особо сильным «Тиоридазину», «Амитриптилину» или их аналогам;
  • в качестве дополнения выступают витаминные комплексы и успокоительные препараты на основе растений. Их дозы и частота приема тоже назначаются лечащим врачом.

Знаете ли вы? Если группа крови у ребенка не совпадает с «материнской» или «отцовской» - это отнюдь не повод для ревности. Дело в том, что это число может оказаться…их суммой! К примеру, у пары с группами I и II вполне реально появление крохи с третьей группой.

Эти электрические частоты, подозреваемые в качестве неврологического маркера уровня внимания, особенно известны их участием в визуальном восприятии, рабочей памяти и добровольной деятельности в целом. В долгосрочной перспективе этот тип исследований может привести к лучшему пониманию нейропластичности - этого набора механизмов, регулирующих модификацию нервной системы как по своей конфигурации, так и по функционированию.

Мы должны подчеркнуть существование во Франции с начала года. Сеть объединяет различные дисциплины нейронауки и когнитивной науки. Последняя гипотеза: ген, связанный с эволюцией человеческого мозга. Бельгийско-американский поиск только что привел к открытию того, что может быть ключевым геном для эволюции человеческого мозга. Эта работа открывает новые перспективы, особенно в медицине и биологии. Эти открытия открывают новые перспективы по нескольким важным аспектам медицины и биологии. Работа - это сотрудничество между бельгийскими и американскими исследователями.

Курс физиотерапии обычно сводится к таким процедурам:

  • массаж;
  • лечебная физкультура (комплекс ЛФК подбирают индивидуально);
  • гидрокинезотерапия для детей постарше. Это не что иное, как водная гимнастика, помогающая восстановить координацию;
  • если маленький пациент быстро идет на поправку, в программу включают элементы подвижных игр или бег (такие занятия окончательно закрепляют результат).



Результаты опубликованы в журнале «Природа». На данный момент мы можем синтезировать следующим образом. В настоящее время считается, что от 3 до 50 генов могут участвовать в патофизиологии аутистического расстройства. Это не означает, что у одного и того же аутичного субъекта упомянутые гены должны иметь все аномалии, которые могли бы идентифицировать генетические исследования; просто предполагается, что разнообразное совместное присутствие некоторых из этих генов в некоторых из их презентаций было бы достаточным для достижения порога возникновения аутичного заболевания.

Лечение ММД у разных по возрасту детей будет успешным только при участии родителей. С их стороны требуется:

  • составление распорядка дня и контроля за его выполнением. Особое внимание уделяют подъему и отходу ко сну - эти действия во многом синхронизируют работу ЦНС;
  • обеспечение ребенку дневного сна, который очень нужен и без того слабенькой нервной системе;
  • общение с ребенком, заранее предупреждать его о приходе гостей или няни, поездке за город или походе в цирк. То есть, малыш должен знать о ближайших переменах, которые его ждут - резкая смена обстановки будет только во вред;
  • постепенное расширение круга общения. Но и здесь имеются нюансы. Гости - это отлично, но их приход не должен сказываться на графике дня. Что касается игр с ровесниками, то о них стоит на время забыть, предпочтя общение с уравновешенными детьми более старшего возраста;
  • как можно меньше времени проводить у компьютера или экрана. Делайте акцент на умеренную физическую активность;

Важно! «Грузить» таких детей гантелями или штангами нельзя. Вместо этого лучше предпочесть совместный бег или велопрогулки (если возраст не позволяет, можно просто активно махать руками и ногами).

Каждый ген сам по себе имел бы небольшой вес при установке расстройства, что, вероятно, объясняет, почему до сих пор он не был обнаружен с определенными генами, очень связанными с аутизмом. Тем не менее, 3 гена, по-видимому, влияют на аутичное расстройство.

Из гена транспортера серотонина, перенесенного на хромосому 17. И гены, кодирующие нейролигин, перенесены на Х-хромосому. Эти гены кодируют белки, которые имеют большой функциональный интерес к мозгу. В целом, аутистическое расстройство может быть результатом.

Генетическая предрасположенность или уязвимость. И факторы окружающей среды очень разнообразного характера, с которыми мог бы быть заложен плод или младенец после его рождения, и который впоследствии поставит под угрозу создание и развитие мозговых структур или функциональных сетей, предназначенных для обеспечения плавная работа.

  • уделить время на посещения бассейна или спортплощадки (если педиатр с неврологом дали на это «добро»). Идеально, чтобы такие занятия проходили в присутствии папы;
  • разрабатывать мелкую моторику, показывая упражнения и следя за их выполнением;
  • и, конечно же, контролировать свои эмоции. Выяснение отношений между родителями будет не лучшим фоном для лечения (дети тонко чувствуют любые неурядицы в семье, что тут же сказывается на их психике).
Еще раз напомним о недопустимости самолечения - для выздоровления нужна как минимум консультация врача.



Были предложены три нейропсихологические гипотезы. Первая гипотеза вызывает первичный дефицит теории ума. Концепция теории разума была введена в нейропсихологию, чтобы объяснить способность человека представлять, выводить, себя и других, ненаблюдаемые психические состояния, такие как желания, намерения и убеждения, а также адаптировать свои реакции в соответствии с этими психическими состояниями.

Дефицит этой способности у аутичного субъекта будет связан с дисфункцией миндалины, структуры, расположенной во внутренней поверхности височной доли, и перехода к контролю эмоций, агрессии, процессов памяти и обучения. Вторая гипотеза постулирует дефицит исполнительных функций, которые являются превосходными когнитивными процессами, контролируемыми лобными долями. Аутичные предметы делятся с неврологическими пациентами, с поражениями, полученными от лобной доли, некоторыми особенностями.

Возможные осложнения

Они довольно редки, но это не означает, что на лечение можно смотреть сквозь пальцы. Недосмотр со стороны родителей или же врачебные «промахи» могут вылиться в серьезные последствия вроде:

  • вегето-сосудистой дистонии или усугубления проблем с кровотоком;
  • усложненной адаптации в обществе (ребенок становится нелюдимым);
  • в силу той же причины могут проявляться неуверенность в своих силах или стабильно наблюдаемый пессимизм;
  • передозировка стимуляторов способна вызывать агрессию;
  • неправильный баланс препаратов или же чрезмерные нагрузки только усиливают усталость, тем самым затрудняя освоение учебной программы.

Знаете ли вы? Каран Сингх попал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря своему росту. Уже в 2 года этот мальчик дорос до 130 см (при весе в 42 кг). Во многом это «заслуга» мамы - у нее эта цифра составляет не менее впечатляющие 2,20 м.

К счастью, такие последствия на практике встречаются очень редко, и дети выздоравливают без осложнений.

Прогноз

Прогнозы довольно оптимистичны - до 50 % детей с таким диагнозом попросту «перерастают» этот недуг уже в подростковом или более зрелом возрасте. При этом медикаментозное лечение сводится к минимуму, а основной упор делается на физиотерапию и физкультуру.

Еще один частый вариант - болезнь «утихла», но отдельные признаки периодически проявляются. Это может выражаться в резкой смене настроения, неуверенности в своих силах или отсутствии контакта с другими людьми. Все это неприятно, но сотрудничество с врачами иди психологами поможет избавиться от подобных проблем.



«Остаточные» проблемы с психикой после лечения дисфункции - большая редкость (единичные случаи отмечаются только у взрослых людей, не брезгующих вредными привычками).

Не забываем и о профилактике.

Профилактика

В силу своей природы, ММД легче предупредить. Правда, это потребует усилий не только со стороны ребенка, но и матери (да-да, еще при беременности).

  • рациональный режим дня и приема пищи;
  • своевременное лечение патологий, которые со временем могут перерасти в более серьезные проблемы;
  • отказ от нездоровых привычек (в том числе и переедания);
  • умеренные физические нагрузки, включающие упражнения на координацию;
  • очень важна благожелательная атмосфера в семье.

Для полной уверенности в здоровье стоит периодически проходить медосмотры (это касается как будущих мам, так и уже родившихся детей).

Исключаются самолечение и разного рода народные рецепты - никаких «травок», только консультации специалистов.

Теперь вы знаете, что такое минимальная дисфункция мозга у детей. Надеемся, эти данные пригодятся нашим читателям разве что в ознакомительных целях, и такие проблемы обойдут стороной. Здоровья вашим семьям!