Числа. Сложение натуральных чисел

Это действие над двумя числами, результатом которого является новое натуральное число, получаемое увеличением значения одного числа на значение другого числа.

Сложить два натуральных числа - значит к первому числу присчитать столько единиц, сколько их содержится во втором числе.

Пример 1. Мама принесла домой несколько яблок в двух пакетах. В одном пакете было 3 яблока, а во втором - 2. Сколько всего яблок мама принесла домой?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо при доставании яблок из пакетов одновременно их пересчитать, например, выкладывая яблоки из первого пакета, говорить: одно, два, три, а затем, вынимая яблоки из второго пакета, продолжать: четыре, пять. Значит, всего 5 яблок.

Перечисляя яблоки, мы к числу яблок из первого пакета прибавили число яблок из второго и получили общее число всех яблок, т. е. 5.

Пример 2. Сложить два числа: 4 и 2.

Решение:

Присчитаем к первому числу все единицы второго: к четырём единицам добавить ещё одну, получится пять единиц, к пяти прибавить единицу, получится шесть. Таким образом, мы из двух данных чисел 4 и 2 получили новое число 6, содержащее в себе четыре единицы первого числа и две единицы второго, т. е. столько единиц, сколько их было в обоих числах.

Числа, которые нужно сложить, называются слагаемыми , а результат сложения, т. е. число, получающееся от сложения, называется суммой .

Для записи сложения используется знак + (плюс). Он ставится между слагаемыми. Например, запись 2 + 5 означает, что складываются числа 2 и 5. Справа от записи сложения ставят знак = (равно), после которого записывают сумму:

Сложение представляет собой действие, которое всегда выполнимо, т. е. какие бы натуральные числа мы ни взяли в качестве слагаемых, всегда можно найти их сумму.

Новое на сайте | contact@сайт
2018 − 2020 сайт

Основывается на сложении 2-х натуральных чисел. Сложение 3-х и больше чисел выглядит как последовательное сложение 2-х чисел. Кроме того, в силу переместительного и , числа, которые складываются можно менять местами и заменять любые 2 из складываемых чисел их суммой.

Сочетательное свойство сложения доказывает, что результат сложения 3-х чисел a, b и c не зависит от места скобок. Т.о., суммы a+(b+c) и (a+b)+c можно записать как a+b+c . Это выражение называется суммой , а числа a, b и c - слагаемыми .

Аналогично, в силу сочетательного свойства сложения , равны суммы (a+b)+(c+d), (a+(b+c))+d, ((a+b)+c)+d, a+(b+(c+d)) и a+((b+c)+d). Т.е., итог сложения 4-х натуральных чисел a, b, c и d не зависит от места расположения скобок. В аком случае сумму записывают как: a+b+c+d .

Если в выражении не расставлены скобки, а оно состоит из более,чем двух слагаемых, вы сами можете расставить скобки как вам больше нравится и, последовательно сложить по 2 числа, получив ответ. Т.е., процесс сложения 3-х и более чисел сводится к последовательной замене 2-х соседних слагаемых их суммой.

Для примера вычислим сумму 1+3+2+1+5 . Рассмотрим 2 способа из большого количества существующих.

Первый способ. На каждом шаге заменяем первые 2 слагаемых суммой.

Т.к. сумма чисел 1 и 3 равна 4 , значит:

1+3+2+1+5=4+2+1+5 (мы заменили сумму 1+3 числом 4).

Т.к. сумма 4 + 2 равна 6, то:

4+2+1+5=6+1+5.

Т.к. сумма чисел 6 и 1 равна 7, то:

6+1+5=7+5

И последний шаг, 7+5=12 . Т.о.:

1+3+2+1+5=12

Мы произвели сложение, расставив скобки следующим образом: (((1+3)+2)+1)+5.

Второй способ. Расставим скобки таким образом: ((1+3)+(2+1))+5 .

Так как 1+3=4 , а 2+1=3 , то:

((1+3)+(2+1))+5=(4+3)+5

Сумма 4-х и 3-х равна 7, значит:

(4+3)+5=7+5.

И последний шаг: 7+5=12.

На результат сложения 2-х, 3-х, 4-х и т.д. чисел не влияет не только расстановка скобок, но и порядок, записывания слагаемых. Т.о., при суммировании натуральных чисел можно изменять места слагаемых. Иногда это дает более рациональный процесс решения.

Свойства сложения натуральных чисел.

  • Чтобы получить число, следующее за натуральным надо прибавить к нему единицу.

Например: 3 + 1 = 4; 39 + 1 = 40.

  • При перестановке мест слагаемых сумма не меняется:

3 + 4 = 4 + 3 = 7 .

Это свойство сложения называется переместительным законом .

  • Сумма 3-х и более слагаемых не изменится от изменения порядка сложения чисел.

Например: 3 + (7 + 2) = (3 + 7) + 2 = 12 ;

значит : a + (b + c) = (a + b) + c .

Поэтому вместо 3 + (7 + 2) пишут 3 + 7 + 2 и складывают числа по порядку, слева на право.

Это свойство сложения называют сочетательным законом сложения .

  • При прибавлении 0 к числу сумма равна самому числу.

3 + 0 = 3 .

И наоборот, при прибавлении числа к нулю, сумма равна числу.

0 + 3 = 3;

значит : a + 0 = a ; 0 + a = a .

  • Если точка C разделяет отрезок АВ , то сумма длин отрезков AC и CB равна длине отрезка AB.

AB = AC + CB.

Если AC = 2 см а CB = 3 см,

то AB = 2 + 3 = 5 см .

Результат сложения двух или более чисел называется суммой , а сами числа - слагаемыми.

Сумма двух отрицательных чисел . Складываем числа, аналогично положительным, записываем результат со знаком "минус". Например, (-6)+(-5,3)=-(6+5,3)=-11,3.

От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется a+b=b+a .

Вычитание чисел

Результат действия называется разностью . Сами числа - уменьшаемое и вычитаемое .

Сложение положительного и отрицательного числа - это не что иное, как вычитание! Мало кто задумывается, что вычитание 7-2 можно представить в виде 7+(-2), получили сложение отрицательного и положительного числа. Для того, чтобы сложить два числа с противоположными знаками, необходимо от большего числа вычесть меньшее, а знак суммы должен совпадать со знаком большего числа.

Например, - 8+3=- (8-3)=- 5; или -7+ 45=+ (45-7)=+ 38=38.

Умножение чисел

Результат умножения двух или более чисел называется произведением , а сами числа - множителями .

Умножить число а на b - значит найти сумму b слагаемых, каждое из которых равно a .

Например,

Произведение двух чисел одного знака есть число положительное. Например,

Произведение двух чисел с разными знаками есть число отрицательное. Например,

От перестановки множителей значение произведения не изменяется ab=ba .

1) Для любых натуральных чисел a и b верно равенство a+b=b+a . Это свойство называют переместительным (коммутативным) законом сложения, который формулируется так: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

2) Для любых натуральных a , b и c верно равенство (a+b)+с=a+(b+с). Это свойство называется сочетательным (ассоциативным) законом сложения, который формулируется так: значение суммы не изменится, если какую-либо группу слагаемых заменить их суммой.

1) Для любых натуральных чисел a и b верно равенство ab=ba . Это свойство называют переместительным законом умножения, который формулируется так: от перестановки множителей значение произведения не изменяется.

2) Для любых натуральных a , b и c верно равенство (ab)с=a(bс). Это свойство называют сочетательным законом умножения, который формулируется так: значение произведения не изменится, если какую-либо группу множителей заменить их произведением.

3) При любых значениях a , b и c верно равенство (a+b)с=aс+bс. Это свойство называют распределительным (дистрибутивным) законом умножения (относительно сложения), который формулируется так: чтобы умножить сумму на число, достаточно умножить каждое слагаемое на это число и сложить полученные произведения. Аналогично можно записать: (a-b)с=aс-bс.

Тест. Сложение и вычитание натуральных чисел. Координатный луч. 1 вариант

1 . Как называется результат сложения двух чисел?

а) разность; б) частное; в) слагаемое; г) сумма.

2 .Определите какое из свойств сложения сформули-ровано: « От изменения расстановки скобок сумма не меняется».

а) переместительное; б) сочетательное;

в) распределительное; г) свойство нуля.

3. Выполните сложение 69 538 + 25 347.

а) 91 345; б) 94885; в) 93875; г) 83 885.

4 . Выполните вычитание 40002 – 8975 .

а) 30127; б) 29027; в) 31027; г) 30037.

5. Найдите разность двух чисел, зная, что

вычитаемое равно 569, а уменьшаемое 659.

а) 80; б) 70; в) 90; г) 100.

6. Вставьте пропущенное слово: «Чтобы найти неиз-вестное. . . , надо сложить вычитаемое и разность».

в) слагаемое; г) делимое.

7.

а) 3х + 4; б) 5 = х + 1; в) 5 · 7 – 3 = 32; г) a + b = d .

8 . Решите уравнение: Х – 341 = 418

а) 77; б) 759; в) 87; г) 779.

9. Найдите координаты точек, изображённых на

координатном луче.

а) М (2), N(3), С(6), Р(7);

б) N(4), С(5), М(2), Р(6);

в) Р(8), С(7), N (5), М(3);

г) М(2), N(4), С (6), Р(7).

Тест. Сложение и вычитание натуральных чисел. Координатный луч. 2 вариант

1. Как называется результат вычитания двух чисел?

а) разность; б) уменьшаемое; в) вычитаемое; г) сумма.

2 .Определите какое из свойств сложения сформули-ровано: « От перестановки слагаемых сумма не меняется».

а) переместительное; б) сочетательное;

в) распределительное; г) свойство нуля.

3. Выполните сложение 42 175 + 58 619.

а) 99 794; б) 101684; в) 100794; г) 100 974.

4. Выполните вычитание 50070 – 3 506 .

а) 45654; б) 36454; в) 46554; г) 46564.

5 . Найдите разность двух чисел, зная, что вычитаемое

равно 331, а уменьшаемое 411.

а) 80; б) 70; в) 90; г) 100.

6. Вставьте пропущенное слово: «Чтобы найти неиз-вестное. ., надо из уменьшаемого вычесть разность».

а) уменьшаемое; б) вычитаемое;

в) слагаемое; г) делимое.

7. Какое из выражений является уравнением:

а) 10+ 4a ; б) 5 = d – 51 ; в) 15 · 2+ 3 = 33; г) a + b = d .

8 . Решите уравнение: 341 – х = 118

а) 459; б) 223; в) 233; г) 437.

9 . Найдите координаты точек, изображённых на

координатном луче.

а) D (4), T (9), K (11), E (2);

б) Е (2), D (5), Т (9), К (12);

в) Т (8), К (12), Е (2), D (4);

г) К (12), Т (9), Е (2), D (4)

Решение теста.

1 вариант

2 вариант

ТЕСТ «УРАВНЕНИЯ» 1 вариант

« Значение буквы, при котором уравнение обраща-ется в верное числовое равенство, называют...»

следующем уравнении: а – 8 = 15 ?

а) слагаемое; б) разность;

3. Если у – 39 = 128, то у можно найти выражением:

а) 128 + 39; в) 128: 39;

б) 128 – 39; г) 128 * 39.

а) 7х – 6; б) 5х = х +1; в) 5 · 7 – 3 = 0; г) a +2 b = d

5. Какое число является корнем уравнения

19 – х = 13

а) 3; б) 15; в) 6; г) 8.

6. Найдите произведение корней уравнений

х + 12 = 25 и

7. Найти корень уравнения 68 + х = 95.

8. Решить уравнение 647 – у = 258.

9. Решить уравнение (х + 458) – 156 = 348.

ТЕСТ «УРАВНЕНИЯ» 2 вариант

1.Продолжите следующее предложение:

« Равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти называют. . .»

а) уравнением; в) неизвестным компонентом;

б) корнем уравнения; г) свой вариант ответа.

2.Каким компонентом является неизвестное в

следующем уравнении: 13 – х = 15 ?

а) слагаемое; б) разность;

в) вычитаемое; г) уменьшаемое.

3. Если 127 – х = 35, то х можно найти выражением:

а) 127 – 35; в) 127 + 35;

б) 127: 35; г) 127 * 35.

4. Какое из выражений является уравнением:

а) 9х + 4; б) 15:3 +7 = 32; в) 2х = 5 – х ; г) 3 a b = d .

5. Какое число является корнем уравнения у – 8 = 17

а) 13; б) 25; в) 16; г) 8.

6. Найдите сумму корней уравнений
= 96 и

630: у = 63

7. Найти корень уравнения х + 43 = 92.

8. Решить уравнение у – 584 = 425.

9. Решить уравнение 888 – (х + 364) = 419.

Решение теста.

1 вариант

2 вариант

1009частным . 4. Какая операция в выражении 200–1216+56:8 производится последней? а) сложение ; б) вычитание ; в) умножение...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 2 17

    Программа

    Сравнения натуральных чисел . Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых . Называть любое... частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел . Установление иерархии трудности этих случаев. Изменение значений сумм и разностей ...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    Голову». Этот вариант как раз и... о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение , вычитание , ... сложение и вычитание (24 ч) Сложение двух однозначных чисел , сумма ... Слагаемые . Сумма . Научатся: называть компоненты и результат сложения ...

  • Программа алгоритм, записанный на языке программирования, служащий для выполнения каких-либо действий. Транслятор

    Программа

    ... двух любых чисел , выводит на экран сумму , разность , произведение и частное от деления этих чисел ... - сложение ; «*» - умножение; «-» - вычитание ; «/» - деление; (результат всегда... называют вложенными циклами. Какие ... разбиения натуральных чисел на слагаемые , ...

  • Два «слагаемые» в ряд

    Друг за дружкою стоят.

    Вслед за ними знак «равно» -

    Он известен нам давно.

    Что в итоге получаем,

    Словом «суммой» называем.

    Назовите второе слагаемое. Два.

    Найдите сумму чисел четыре и один. Сумма чисел четыре и один равна пяти.

    Назовите каждое число в этой записи математическим «именем».

    Слагаемое, слагаемое, сумма.

    Сколько рыбок поймал старик? Шесть.

    Сколько рыбок кот пытается съесть? Две.

    Правильно. Шесть минус два равно – четыре.

    - В математике число шесть в таких равенствах называют уменьшаемым, число два – вычитаемым , четыре – разностью .

    Запись чисел «шесть минус два» читается: «Разность чисел шесть и два». Значит, число, которое уменьшают, называется уменьшаемым, а число, которое вычитают, называется вычитаемым. Результат является разностью.

    Хоть я у всех всё отнимаю,

    Но это вовсе не беда.

    Я роль свою ведь выполняю,

    А это, верьте, не со зла.

    Поэтому вы знать должны

    что компоненты все важны.

    Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

    Назовите уменьшаемое. Восемь.

    Найдите разность чисел шесть и один. Разность чисел шесть и один равна пяти.

    Назовите числа в примере их математическим «именем».

    Физкультминутка

    Дунул ветер – полетели.

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели.

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели.

    Актуализация знаний 3

    4. Закрепление знаний

    Вдруг шатёр

    Распахнулся… и девица,

    Шамаханская царица,

    Вся сияя, как заря,

    Тихо встретила царя.

    Из какой сказки эти строки?

    Правильно, «Золотой петушок».

    У Васи было три книги. Ему подарили ещё 2 книги. Сколько книг стало у Васи? Правильно, пять. Запишите этот пример. Назовите первое слагаемое –три; второе слагаемое – два; сумму – пять.

    ○ ○ ○ ○ ● ● □ □ □ □ □ ■ ■ ■ ▲ ▲ ▲ ▼ ▼ ▼ ▼

    4 + 2 = 5 + 3 = 3 + 4 =

    Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получится в сумме.

    Первое слагаемое – четыре, второе слагаемое два, сумма – шесть.

    Первое слагаемое – пять, второе слагаемое – три, сумма – восемь.

    Первое слагаемое – три, второе слагаемое – четыре, сумма – семь.

    Уменьшаемое равно девяти, вычитаемое – двум. Запиши разность этих чисел и вычисли её.


    Уменьшаемое равно четырём, вычитаемое – двум. Запиши разность и вычисли.

    Запиши разность чисел пять и два и найди её значение.

    В море плавало восемь золотых рыбок. Одна из них уплыла. Сколько рыбок осталось?

    Верно, семь.

    От восьми отнять один, будет семь.

    На ветке сидело четыре синички. К ним прилетело ещё две. Сколько птиц стало?

    Правильно, восемь. К четырём прибавить два, получится шесть.

    На полянке сидело девять зайчиков. Двое из них побежали в лес. Сколько зайчиков осталось на полянке?

    Правильно, семь. От девяти отнять два, равно семь.

    Пять лодок у причала,

    Волна их весело качала.

    Три лодки взяли рыбаки,

    Чтоб переплыть простор реки.

    А сколько лодок у причала

    Волна по-прежнему качала?

    Верно, две.

    От пяти отнять три равно – два.

    4) Самостоятельная работа.

    1< □ 2 < □ 3< □

    6 < □ 7 < □ 5< □

    Запиши справа число, больше данного на один.

    Проверь себя.

    1< 2 2<3 3<4

    6<7 7<8 5<6

    5 – 2= 5- 1- 1 = 2

    Найди разность по образцу.

    Проверь себя.

    3 - 2 = 3 – 1 – 1 =1

    6 - 2 = 6 - 1 – 1 = 4

    7 - 2 = 7 – 1 – 1 =5

    Мама-белка для детишек

    Собрала десяток шишек.

    Сразу все не отдала,

    По одной всего дала:

    Старшему - еловую,

    Среднему – сосновую,

    Младшему – кедровую.

    (Сколько шишек осталось у мамы-белки?)

    Проверь себя.

    Начертите отрезок четыре сантиметра.

    4) Задача на смекалку

    В корзинке три яблока. Как поделить их между тремя царевнами так, чтобы одно яблоко осталось в корзинке?

    Нужно отдать одно яблоко с корзинкой.

    3 Подведение итогов

    Узнали героя сказки А.С. Пушкина? Это Балда из сказки « Сказка о попе и работнике его Балде». Помогите ему разложить равенства в корзинки.

    В первую корзинку нужно положить разности, а во вторую - суммы.

    Надеюсь, после этого занятия вам захочется перечитать сказки А.С.

    Пушкина. Они многому вас научат.

    Сказки Пушкина в сердце живут,

    Радость и свет всем детям несут!

    Вновь помогут они нам с тобой

    Восхититься волшебной страной!

    Рефлексия

    Продолжите фразу:

    Я узнал …

    Я умею …

    Мне было трудно …

    Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.