Двуглавый орел. Византия Палеологов - Quete du graal

Это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами.

Он представляет собой взаимосвязанную систему образов и цвета, которая несёт идею целостности государства и неразрывно связан с её историей, традициями и ментальностью.

Внешний вид этого официального знака закреплен в Конституции.

Краткое описание и значение символов герба России

Этот знак государственного отличия представляет собой красный геральдический щит, в середине которого находится золотой двуглавый орёл. В левой когтистой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр.

На каждой из голов находится корона, а наверху ещё одна, большего размера. Все три царских убора соединены золотой лентой.

В центре щита, на груди орла размещено ещё одно красное полотно. На нем сюжет, знакомый каждому русскому человеку: Георгий Победоносец убивает змея.

Существует множество икон и картин, иллюстрирующих эту легенду. Это самое узнаваемое изображение святого. На эмблеме он представлен как серебряный всадник на серебряном коне, одетый в синий плащ. Чудовище под копытами лошади черного цвета.

Как образовались и что означают символы на гербе Российской Федерации

Сегодня геральдика является вспомогательной отраслью исторической науки. Эмблемы стран наравне с летописями и хрониками представляют собой важнейшие исторические свидетельства.

В западной Европе во времена рыцарства, каждая знатная семья имела символ, наследуемый из поколения в поколение. Он присутствовал на знаменах и был знаком отличия, по которому представителя рода узнала как на поле боя, так и на пиру. В нашей стране эта традиция не получила развития. В битву русские войны несли с собой вышитые изображения великомучеников, Христа или Богородицы. Российский геральдический знак берёт свое начало от княжеских печатей.

Что означают главные элементы российского герба: Георгий Победоносец


На княжеских печатях были святые покровители правящих и надпись, указывающая на то, кому принадлежит символ власти. Позже на них и на монетах стало появляться символическое изображение главы. Обычно это был всадник, держащий в руке какое-то оружие. Это мог быть лук, меч или копье.


Изначально «ездец» (так назывался этот образ) не был знаком только лишь Московского княжества, но после объединения земель вокруг новой столицы в ХV веке стал официальным атрибутом московских государей. Он сменил льва, который побеждает змею.

Что изображено на государственном гербе России: двуглавый орел

Следует отметить, что это популярный символ, который используется в качестве основного не только РФ, но и Албанией, Сербией, Черногорией. История появления одного из главных элементов нашей эмблемы уходит корнями во времена шумеров. Там этом древнем царстве он олицетворял бога.

Со времен античности орёл считался солярным символом, связанным с духовным началом, освобождением от уз. Этот элемент герба России означает отвагу, гордость, стремление к победе, царственное происхождение и величие страны. В Средние века он был символом крещения и возрождения, а также Христа в его вознесении.

В Древнем Риме использовалось изображение чёрного орла, у которого была одна голова. Такую птицу и привезла в качестве родового изображения Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина, на которой женился дед Ивана Грозного, Иван III, известный как Калита. В России история знаменитого двуглавого орла берет начало в периоде его правления. Вместе с женитьбой он получил право на этот символ как на государственную эмблему. Она подтверждала, что наша страна стала наследником Византии, начала претендовать на право быть мировой православной державой. Иван III получил титул царя всея Руси, правителя всего православного Востока.



Но во времена Ивана III официальной эмблемы в традиционном понимании по-прежнему не существовало. Птица красовалась на царской печати. Она сильно отличалась от современной и напоминала скорее птенца. Это символично, поскольку Русь в то время была молодой, неоперившейся страной. Крылья и клюв орла были закрыты, перья приглажены.

После победы над татаро-монгольским игом и освобождением страны из-под многовекового гнета крылья распахиваются, подчеркивая могущество и мощь русского государства. При Василии Иоановиче раскрывается и клюв, подчеркивая укрепление позиций страны. В это же время у орла появились языки, ставшие знаком того, что страна может постоять за себя. Именно в этот момент монах Филофей выдвигает теорию о Москве, как третьем Риме. Распущенные крылья появились гораздо позже, в первые годы правления династии Романовых. Они показывали соседним враждебным государствам, что Россия встрепенулась и воспряла ото сна.

Двуглавый орёл фигурировал и на государственной печати Ивана Грозного. Их было две, малая и большая. Первая прикреплялась к указу. С одной стороны на ней был всадник, а с другой птица. Царь заменил абстрактного всадника на определённого святого. Георгий Победоносец считался святым покровителем Москвы. Окончательно эта трактовка закрепится при Петре I. Вторая печать прикладывалась и вызывала необходимость совместить два государственных символа в один.


Так появился двуглавый орёл с изображенным на груди воином на коне. Иногда всадника заменялся единорогом, как личным знаком царя. Он также был православным символом, взятым из Псалтыри, как и любой геральдический знак. Как и герой, побеждающий змея, единорог означал победу добра над злом, воинскую доблесть правителя и праведную силу государства. Кроме того, это образ монашеской жизни, стремления к иночеству и уединению. Вероятно, поэтому Иван Грозный, высоко ценил этот символ и использовал его наравне с традиционным «ездоком».

Что означают элементы изображений на гербе России: три короны

Одна из них также появляется при Иване IV. Она находилась сверху и была украшена восьмиконечным крестом, как символом веры. Крест появлялся и раньше, между головами птицы.

Во времена Фёдора Иоановича, сына Ивана Грозного, который был очень религиозным правителем, это был символ страстей Христовых. Традиционно изображение креста на гербе России символизирует обретение страной церковной независимости, что совпало с правлением этого царя и утверждением патриаршества на Руси в 1589 году. В разные времена количество корон менялось.

При царе Алексее Михайловиче их стало три, правитель объяснил это тем, что тогда государство вобрало в себя три царства: Сибирское, Казанское и Астраханское. Появление трех корон также связывалось с православной традицией, и трактовалось как знак святой троицы.


В настоящий момент известно, что эта символика на гербе Российской Федерации означает единство трех уровней власти (государственной, муниципальной и региональной), либо трех её ветвей (законодательной, исполнительной и судебной).

Ещё одна версия выдвигает предположение, что три короны означают братство Украины, Белоруссии и России. Лентой короны были скреплены уже в 2000 году.

Что обозначает герб Российской Федерации: скипетр и держава

Они были добавлены в это же время, что и корона. В более ранних версиях птица могла держать факел, лавровый венок и даже молнию.

В настоящее время орёл, который держит меч и венок, есть на знамени. Появившиеся на изображении атрибуты олицетворяли самодержавие, абсолютную монархию, но и указывали на независимость государства. После революции 1917 эти элементы, как и короны, были удалены. Временное правительство посчитало их пережитком прошлого.

Семнадцать лет назад они были возвращены и теперь украшают современный государственный знак отличия. Ученые сходятся во мнениях, что в современных условиях эта символика герба России означает государственную власть и единство державы.

Что означал герб Российской Империи при Петре I

После прихода к власти первый русский император решил, что двуглавый орел должен не просто украшать те или иные официальные бумаги, но и стать полноправным символом страны. Он решил, что птица должна стать черной, по типу той, что была на знаменах Священной Римской Империи, наследником которой была Византия.

На крыльях были нарисованы знаки локальных крупных княжеств и царств, входящих в состав страны. Например, Киевского, Новгородского, Казанского. Одна голова смотрела на Запад, другая на Восток. Головным убором служила большая имперская корона, которая заменила собой царскую и намекала на специфику установившейся власти. Россия утверждала свою самостоятельность и свободу в правах. Пётр I выбрал такой вид короны за несколько лет до того, как провозгласил страну Империей, а себя императором.

На груди птицы появился орден Андрея Первозванного.

Вплоть до Николая I официальная эмблема страны сохраняла, установленный Петром I вид, подвергаясь лишь небольшим изменениям.

Значение цветов на гербе России

Цвет, как самый яркий и простой знак, является немаловажной частью любой символики, в том числе государственной.

В 2000 году было решено вернуть орлу золотой цвет. Он является символом могущества, справедливости, богатства страны, а также православной веры и христианских добродетелей, таких как смирение и милосердие. Возвращение к золотому цвету подчеркивает преемственность традиций, сохранение государством исторической памяти.


Обилие серебряного (плащ, копье, конь Георгия Победоносца) указывает на чистоту и благородство, стремление бороться за праведное дело и истину любой ценой.

Красный цвет щита говорит о крови, которая была пролита народом при защите своей земли. Он является знаком мужества и любви не только к Родине, но и друг к другу, подчеркивает, что в России мирно сосуществуют множество братских народов.

Змей, которого убивает всадник, окрашен в чёрный цвет. Специалисты по геральдике сходятся во мнении, что этот символ на гербе Российской Федерации значит постоянство страны в испытаниях, а также память и скорбь о погибших.

Значение герба Российской Федерации

Рисунок современного государственного символа был выполнен питерским художником Евгением Ухналевым. Он оставил традиционные элементы, но создал новое изображение. То, что в окончательный вариант были включены знаки разных эпох, подчеркивает многолетнюю историю страны. Вид этого олицетворения государственной власти строго регламентирован и описан в соответствующих законах.

Щит выступает символом защиты земли. В настоящий момент значение герба РФ трактуется как слияние консерватизма и прогресса. Три ряда перьев на крыльях птицы отсылают к единству Доброты, Красоты и Истины. Скипетр стал знаком государственного суверенитета. Интересно то, что его украшает такой же двуглавый орел, сжимающий такой же скипетр и так до бесконечности.


Кратко можно сказать, что герб России символизирует вечность, означает единство всех народов РФ. Держава выступает эмблемой могущества и целостности.

Надеемся, наша статья помогла вам проникнуть в тайны государственной символики. Если вы интересуетесь историей не только своей страны, но своей семьи, то стоит ее узнать.

Наши специалисты имеют доступ к редким архивным документам, что позволяет:

  • Проверить подлинность данных.
  • Систематизировать полученную информацию.
  • Составить генеалогическое древо.
  • Помочь вести родословную.

Если вы хотите узнать, кто были ваши предки, чем они занимались и как жили, обращайтесь в «Российский Дом Родословия».

Как выглядит Государственный герб Российской Федерации: фотография

Итак, государственный герб Российской Федерации является изображением двуглавого орла, на каждой из голов находится по одной маленькой царской короне. А корона большего размера увенчивает обе головы. В одной лапе у орла находится скипетр, в другой — держава. Это символы власти еще со времен царской России. На груди у орла помещен герб столицы России — города Москвы. На нем Георгий Победоносец убивает копьем змея.


Сейчас герб РФ выглядит так

Примечательно, что у каждого города Российской Федерации есть свой герб, который выбирается посредством народного голосования!

Стоит сказать, что герб РФ далеко не всегда был именно таким, каким мы его сейчас знаем. За последние 100 с лишним лет в России произошло несколько переворотов. Власть менялась, менялось название страны, соответственно менялись герб и флаг. Современный герб существует лишь с 1993 года. В 2000 году поменялось описание герба, но сам герб остался таким же.


Герб РСФСР выглядел следующим образом

На фото ниже видно, чем отличался герб РСФСР от герба СССР.


Греб Российской Империи, утвержденный в 1882 году, больше напоминает целую композицию. Слева изображен Архангел Михаил, справа — Архангел Гавриил. Малый герб внутри, увенчанный гербами княжеств — прародитель современного Российского герба, только в черном цвете.



Полный герб Российской Империи
Малый герб Российской Империи

А до того, как Россия стала империей, у Русского государства был свой флаг. Он очень похож на малый герб Российской Империи, но не так хорошо детализирован.

В зависимости от правителя и общей ситуации в стране, герб менялся. Существовало как минимум три варианта Российского герба до 1882 года. Но в целом они все представляют переработку одного и того же изображения.



вариант 2

История российского герба: описание для детей

История герба России начинается со времен Средневековья. На Руси герба никогда не было, вместо него использовались изображения святых и православный крест.

Это интересно! Изображение орла на гербах было актуально в Древнем Риме, а до него в древнем Хеттском царстве. Орла считали символом наивысшей власти.

Так каким же образом двуглавый орел перекочевал на герб Российского государства? Существует мнение, что символ пришел из Византии, однако есть догадки, что возможно изображение орла было заимствовано у европейских государств.

Герб с орлом в разных вариациях есть у множества стран. Пример на фото ниже.


Вот такой герб используется в Армении, похожи гербы утверждены во многих странах

Утвердили герб лишь в 16-м веке. Точной даты никто сейчас не назовет. Герб менялся с каждым новым правителем. Добавлялись или убирались элементы следующими правителями:

  • 1584 1587 года — Федор Иванович «Блаженный» (сын Ивана IX Грозного) — между коронами орла появился православный крест
  • 1613 — 1645 года — Михаил Федорович Романов — изображение на груди орла московского герба, третья корона
  • 1791 — 1801 года — Павел Первый — изображение креста и короны мальтийского ордена
  • 1801 — 1825 года — Александр Первый — отмена мальтийской символики и третьей короны, вместо скипетра и державы — венок, факел, молнии
  • 1855 — 1857 года — Александр Второй — перерисовка двуглавого орла (переработка), утверждение трех корон, державы, скипетра, по центру — всадника в доспехах, убивающего змея.

Без изменений герб Российской Империи был действительным до 1917 года. После переворота новая власть утвердила более простой, «пролетарский» герб — серп и молот.


Так выглядел герб СССР на монетах

А после распада СССР и переформировании СССР в РСФСР герб был слегка переработан (фото уже есть в статье). Затем был возвращен герб, напоминающий герб Российской Империи, но в другом цветовом решении. Было это в 1993 году.

Что изображено на гербе Российской Федерации: описание и значение символики каждого элемента герба РФ

Каждый компонент герба несет определенное значение:

  • геральдический щит (тот самый красный фон) — основной элемент герба любого государства
  • двуглавый орел — символ высшей власти и двухсторонней политики Российского государства
  • короны — высокое достоинство, суверенность государства, национальные богатства
  • скипетр и держава — символы власти
  • всадник на коне, убивающий змея — по одной из версий это святой Георгий Победоносец, по другой — царь Иван III. Точное определение дать трудно, возможно это обращение к памяти предкам, воплощение легенды, либо же просто изображение, сделанное на заказ Ивана III.

Сколько цветов на гербе РФ?

На Российском гербе несколько цветов. Каждый цвет имеет особе значение. Например:

  • красный — цвет мужества, отваги, пролитой крови.
  • золотой — богатство
  • синий — небо, свобода
  • белый — чистота
  • черный (у змея) — символ зла

Так и получается, что три цвета из пяти имеются как на гербе России, так и на флаге. Для страны значение этих цветов всегда было очень важно, ведь именно мужество, чистота и свобода всегда были движущей силой в душе русского человека.

Описание герба РФ

Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.

Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.

Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.

Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.

Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.

Двуглавый орел не выдуман специально, а имеет свою историю. Из далекой древности до нас дошли парные изображения зверей и птиц: пары неравноправные - когда один из зверей терзает другого, и пары союзные - одинаковые звери и птицы, обращенные друг к другу.

Из века в век эти пары сближались так, что их шеи переплетались, и по закону уплотнения изображения и смысла, в символах сливаются в одно или их головы, или тела, а головы остаются две, то есть перед нами два существа, слитые в равноправном единстве. Самые распространенные пары - львы, кони и орлы. Но всегда ли это было так в случае с двуглавым орлом? Попробуем восстановить его историю.

Двуглавый орел - очень древний символ, история которого насчитывает более 3000 лет. Этот символ был распространен в Шумерской культуре, древние хетты также хорошо его знали. Государство хеттов, древнего индоевропейского народа, возникло в Малой Азии на территории современной Турции, и к середине II тысячелетия до н.э. достигло своего расцвета. Столица Хеттского государства находилась неподалеку от современного турецкого села Богазкей, и там было обнаружено самое древнее (VIII век до н.э.) изображение двуглавого орла, высеченное в скале. Считается, что двуглавый орел был официальным символом хеттских царей.

В VI веке до н.э. изображение двуглавого орла прослеживалось в Мидии, расположенной восточнее бывшего Хеттского царства. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов (I век н.э.), а затем и арабскими правителями, которые изображали этот символ на своих монетах. В Персии двуглавый орел был символом победы. В древности орел и лев были символом царственности. «Римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах, как знак главенства над действующей армией... Позднее он... был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти», - пишется в Словаре международной символики и эмблематики.

В 330 году н.э. римский император Константин Великий переносит столицу Римской империи в Константинополь, так из Рима двуглавый орел попал в Византию, но он не стал официальным символом Византии, не был он и символом императорской семьи Палеологов, последних византийских императоров (хотя некоторые историки считают его государственным гербом Византии). Но как он попал в Рим? Византия располагалась на древней земле хеттов, так что и «завозить» этот символ туда было не нужно. Складывается впечатление, что этот символ был очень хорошо известен древним народам, хотя его мистический смысл утрачен.

Предполагается, что европейцы заново узнали этот символ во время крестовых походов, и он стал часто использоваться в европейской геральдике. Германский император Фридрих I Барбаросса (XII век н.э.) первый начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих во время крестового похода посещал Византию и видел этот символ во дворце Василевсов. До 1180 года на печатях, монетах и государственных регалиях, как и на личных вещах императора, не было двуглавого орла. Ранее символом Германии был одноглавый орел, а, начиная с императора Фридриха, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. Разграничение этих символов произошло в начале XV века, и император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной римской империи. С 1806 по 1919 год (после распада Римской империи) двуглавый орел становится гербом Австрии. И в настоящее время он помещен на гербы многих европейских государств, а также масонских лож.

Подлинный смысл этого символа до сих пор неясен, и ученые толкуют его по-разному. Орел - царь птиц, с древности он считался символом царей земных и небесных. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда. Существует множество изображений Бога Солнца Гелиоса, который путешествует по небу в колеснице, запряженной четверкой коней. Кони на Руси также были слугами Солнца, стремительно несущими его по небу, и найдено изображение коней с одним туловищем и двумя головами. Исследователи полагают, что конные пары - знак летнего солнцестояния (или равноденствия). Но есть очень редкие изображения Бога Солнца Гелиоса в колеснице, запряженной двумя двуглавыми орлами, причем они разного цвета, белый и черный. Что это? День и ночь? Свет и тьма? Возможно, это символы весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи, и черный орел - осеннее равноденствие, когда одна голова смотрит на уходящее лето или жизнь, а вторая - на приближающуюся зиму, мрак и смерть, а белый орел - символ весеннего равноденствия, когда жизнь возрождается. Кто знает...

Тем не менее, существует одна малоизвестная версия. «В раннем средневековье одиночные изображения двуглавой птицы встречаются в декоративном искусстве балтийского субрегиона. Они представляют принесенную жертву, рассеченную вертикально птицу на последнем этапе культового действа. Он заключался в том, что распластанная птица крепилась к столбу или стене. Данное изображение стало символом власти князя, приносившего жертву богам для процветания подвластной ему дружины... Следует обратить внимание на... крест, расположенный между частями головы распластанной жертвы. Этот крест, не имеющий отношения к христианской символике, связан с культом Тора-Перуна и составлен из топориков, символов бога-громовника». «Не исключено, что этот образ был представлен на щитах варяжской дружины, из состава которой рекрутировались телохранители византийских императоров» (археолог В.И. Кулаков, журнал «Гербовед» за 1994 г. №5-6)

Возможно, первоначально тела птиц (воронов) прибивались на щиты непосредственно, но затем были заменены на их изображения, вырезанные из дерева. Считалось, что вертикально рассеченная птица-жертва охраняла воинов от враждебных действий потусторонних сил. Эта гипотеза объясняет в какой-то степени изображения вертикально рассеченных птиц хеттов и индусов, помещавшихся на зданиях. До 18 века изображения вертикально рассеченной птицы встречались над входной дверью и на зданиях в Пруссии.

С приходом христианства в католических странах символам изображений животных стали придавать отрицательное значение (новая религия всегда борется с символами старой религии), тогда как на Руси и в странах Востока эти символы сохранили позитивно-магическую функцию оберега. Так же и двуглавый орел, хотя и распространялся в странах, ставших опорой христианства, не получил христианской трактовки, а остался чисто царским или императорским символом.

Одиночный орел в качестве мистического символа-хранителя до сих пор используется бурятами-шаманистами острова Ольхон на Байкале. Места эти скрыты от посторонних глаз. В одном из таких мест на Ольхоне в глубине леса на вершине высокой сосны, очищенной от веток, был прибит орел с распластанными крыльями. Стволы и ветки огромных старых деревьев вокруг этого места были странно и неестественно изогнуты, как будто под действием необъяснимой силы. Впечатление было необыкновенно жуткое.

Итак, получается, что славяне с древности знали и использовали символ рассеченной птицы-жертвы, которая затем трансформировалась в двуглавого орла. Когда же этот символ стал гербом России? Мнения историков по этому поводу расходятся. Известный историк XVIII века В.Н. Татищев, ссылаясь на «Старую Гисторию Соловецкого манастыря», считал, что этот герб принял Иоанн Великий (III) после брака (в 1472 г.) с морейской принцессой Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Драгаса.
Печать Ивана III Васильевича, лицевая и оборотная стороны, конец XV в.

В подтверждение этой версии обнаружилась жалованная грамота Великого Московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану с привешенной к ней печатью, на лицевой стороне которой был изображен всадник, пронзающий копьем дракона, а на обратной её стороне находился двуглавый орел. Грамота датирована 1497 годом и сохранилась до наших дней, и это первое известное официальное использование двуглавого орла. Эту же версию поддержал и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», он один из первых, кто обратил внимание на эту печать. Эта версия так прочно закрепилась в умах людей, что даже празднование 500-летия герба России отмечалось в 1997 году.

Двуглавый орел Византийской Империи, ок. XV в.

Однако в настоящее время историки опровергают эту версию. Двуглавый орел не был символом Византии и императорской семьи Палеологов (хотя на золотом стяге, который везли во главе свадебной процессии Софьи Палеолог, и был выткан черным шелком двуглавый орел). Византийский историк Георгий Акрополит (1217-1282г.) отмечал, что золотые двуглавые орлы украшают ткани, одежду и обувь, ими украшали щиты, оружие, они находились в храмах.

На французской миниатюре XIV века изображен император Иоан VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе, подушки у подножия его трона украшают белые двуглавые орлы, а император Константин Драгас, погибший при защите Константинополя, был опознан по золотым двуглавым орлам на его сапогах. Зато ни на одном из атрибутов государственной власти в Византии (корона, монеты, печати, флаг и личный герб императора) нет двуглавого орла. Можно предположить, что, когда римляне завоевали земли, которые стали называться Византией, они переняли этот символ у побежденных народов, но, естественно, не стали делать его символом империи.

Выдвинута новая, более правдоподобная, версия: Иван III (или великие князья до него) принял этот символ, чтобы подчеркнуть свое равенство с европейскими монархами, имевшими в своих гербах орлов, а также быть равным первому монарху тогдашней Европы - германскому императору. В «Хронике Констанцского собора» Ульриха фон Рихсенталя от 1416 года помещен герб Руси с изображением двуглавого орла, то есть он был известен в России еще до приезда византийской принцессы.

В 1613 году на престол взошел царь Михаил Федорович, положивший начало династии Романовых, при котором в 1625 году был принят герб - двуглавый орел с тремя коронами. При его сыне царе Алексее Михайловиче было принято первое изображение орла с распростертыми крыльями под тремя коронами и с символом власти - скипетром и державой в лапах. Орла в то время изображали золотым на красном поле.

С 1699 года Петр I учредил орден Святого Андрея Первозванного, и в герб были введены изображения ордена и орденской цепи. Императорские короны вместо царских появились на гербе России после присвоения в 1721 году ПетруI титула Императора Всея Руси и Отца Отечества, а на груди Орла стал изображаться всадник, которого с 1727 г. официально назвали Святым Георгием.

Цветовая гамма герба - черный орел на золотом фоне и серебряный всадник на красном поле - окончательно установилась при Екатерине Великой. При Николае I, Александре II и Александре III в герб были внесены некоторые изменения, и он просуществовал до 1917 года.

Значение двуглавого орла в российской геральдике до конца неясно. Считается, что этот символ олицетворяет верховную власть государя-самодержца и идею освобождения и объединения русских земель, но этот смысл ему придали позже, чем он появился на Руси.

В середине XIX столетия в книге «Русская геральдика» А.Б. Лакиера дано следующее, более новое объяснение символа: «Око государя было обращено на Восток и Запад, а распоряжения обеим сторонам исходили из одного источника». И это объяснение до сих пор популярно.

На печатях и денежных купюрах изображение двуглавого орла просуществовало до 1918 года, правда, без державных атрибутов власти. На денежных купюрах Временного правительства достоинством в 250 рублей орел изображался на фоне свастики (рисунок художника И.Я. Билибина).

На долгие годы двуглавый орел исчез из Российской символики, пока Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1998 года не был утвержден Государственный герб РФ: золотой двуглавый орел на красном фоне.
Современный российский герб

От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы - гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 - Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне. В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии - Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики - двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ - с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами - главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523-1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем . Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, - а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел - не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, - он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5-13).

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон

Конфуций

«С древнейших времён человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами и знамёнами, имеющими символическое значение» 1 . Всякий символ несёт смысловую нагрузку по определению. Особенно это касается религиозных и государственных символов, несущих в себе мировоззренческие мотивы. Герб государства как визуальный символ воздействует на сознание непосредственно, почти «магически» возбуждая у соотечественников чувство единения, их патриотизм. Эта «магичность» (метафизичность, мифичность) государственного герба делает последний объектом самого пристального внимания служителей культов, будь то церковные иерархи или масонские магистры. В итоге герб обретает конкретные видимые черты (например, христианские или антихристианские) в зависимости от того, кто (Церковь или масонство) в данном европейском государстве контролирует духовную власть.

Орёл - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных государственных символов, воплощающих силу, величие и власть 2 . Символом Римской империи (27г. до н. э. - 395 г.) со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла - священной птицы Юпитера. Как известно, империя, при всех её недостатках, является лучшей из форм государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования. Римская империя по праву оставалась в античные времена лучшим европейским образцом такой формы. Посему герб 3 величественной Римской империи навсегда сохранил свою сакральную привлекательность, востребованность.

Итак, одноглавый римский орёл воплощает мощь, имперское величие, претензию на мировое господство, вселенскую культурную значимость. Это так. Но это ещё не всё. В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Римская империя отличилась Его распятием. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Одноглавый Римский орёл стал поневоле олицетворять уже не только мощь, величие и власть, но ещё и откровенное антихристианство (богоборчество), проявляемое, прежде всего, ненавистью к ортодоксальному христианству. Одноглавый орёл символически освобождает политику и политиков империи от христианской нравственности. Последнее обстоятельство сделало одноглавого римского орла самым сакрально привлекательным символом европейских богоборцев (прежде всего, масонов), который впоследствии стал самым раскрученным мировым геральдическим брендом 4 .

Но вернёмся к началу средних веков. К четвёртому веку нашей эры Римская империя состояла из четырёх частей и некоторое время имела четырёх императоров. Став в 323 г. единовластным императором, Константин Великий в 330 году перенёс столицу империи из Рима в Константинополь («Новый Рим» или «Второй Рим») и сделал христианство официальной религией всей Римской империи. В отличие от языческого одноглавого орла, символизирующего, в числе прочего, богоборчество, Константин Великий вводит в 330 году новую имперскую эмблему - двуглавого орла, визуализировавшего не только светскую власть императора (первая голова орла), но и духовную власть Церкви (вторая голова) 5 . Вторая голова орла символизирует нравственную составляющую имперской политики, она как бы обязывает государственных мужей быть нравственными в христианском понимании нравственности. Двуглавый орёл становится на вечные времена бинарной оппозицией орлу одноглавому.

«Второй Рим» сделал всю Европу христианской. До XI века христианская Церковь была единой, то есть не было деления на католиков и православных. Но западные иерархи Церкви, ведомые властолюбием и политическими интригами, учинили её раскол, противопоставив свою Римскую Церковь (Католическую) Константинопольской (Православной). Запад, попавший под власть золотого тельца, постепенно становился христианским вероотступником. К началу XIII века в Константинополе было больше золота, чем во всей западной Европе. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Византийская империя 6 пала в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев (по сути профессиональных боевиков, киллеров, фанатично преданных своим католическим орденам и иерархам) и по-настоящему более уже не восстановилась 7 . В результате этой трагедии Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми 8 . Крестоносцы показали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а, наоборот, алчными, беспринципными и кровожадными захватчиками. В 1204 году они рассеяли ореол святости Католической Церкви



1. Герб Священной Римской империи с 962 г. по 1440 г.

2. Герб Ромейской (Византийской) империи


и всего западного благочестия. Это было первое, на уровне мирового катаклизма, символическое нападение Запада на двуглавого орла. Заметим, что объединённый Запад XII-XIII веков ассоциируется в значительной степени со Священной Римской империей, гербом которой был одноглавый орёл.

Дальновидные греки (титульный этнос Византийской империи) ещё задолго до заката своей выдающейся империи, просуществовавшей одиннадцать веков, духовно и культурно выстроившей всю европейскую цивилизацию, успели подготовить себе реально преданного преемника - Русь. Греки обеспечили мощный и на редкость талантливый русский этнос своей грамотой (Кирилл и Мефодий), культурной традицией (Феофан Грек) и самое главное - православной верой. Позднее Русь при Иване III после венчания в 1472 г. с греческой принцессой Софьей Палеолог приняла и Византийский герб - двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Имперский символ на Руси позднее стал полностью соответствовать своей сути. В 1704 г. царь Петр I принимает титул императора. Россия стала новой православной империей, а её столица Москва - символическим «Третьим Римом».


1. Печать Ивана III

2. Герб Петра I


Двуглавый орёл вновь воспарил над Европой как символ подлинной христианской империи, политического игрока высшего европейского эшелона, претендуя на преемство европейской цивилизации и на её новый духовный центр.

В это же время на Западе начался официальный процесс расставания с христианской традицией. Во Франции в конце XVIII века происходят революции, организованные масонством. В числе прочего, революции несли в себе откровенно антихристианское мировоззрение. К власти приходит Бонапарт Наполеон, военный гений и атеист. Наполеон контролировал масонскую «Великую ложу Франции», едва ли не самую могущественную политическую организацию того времени. Отказ от Бога и Его заповедей составляет одно из оснований идеологии бонапартизма. Нравственность Наполеона со всей очевидностью противоречит христианским заповедям «Не возведи себе кумира...», «Не убий» и в целом христианской морали. Именно поэтому русский народ, обладавший духовным зрением, увидел в Наполеоне прообраз антихриста и справедливо окрестил его таковым. Создавая свою империю, Наполеон должен был определиться с её символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и... богоборчество. Именно таким символом уже был Римский одноглавый орёл, который вполне логично становится гербом империи Наполеона. Последний ликвидировал оставшиеся западноевропейские империи: Австро-венгерскую и Священную Римскую империю германской нации, имевшие своими гербами двуглавых орлов. Одноглавый орёл Наполеона метафизически «отрезал» вторые головы орлов конкурирующих империй, как бы стараясь предать забвению их духовную христианскую составляющую.



Следует отметить, что западноевропейские двуглавые орлы как символы, скорее были данью исторической традиции, претензией на преемство величественной Византии, чем отражением христианского духа. Но даже такая формальная (как бы по инерции) западная преемственность Византийской империи была Наполеону противна. Всё, что касалось Византийской православной империи, должно было быть масонами стёрто из памяти поколений. Так, в наше время легко и просто найти информацию обо всех императорах Древнего Рима, культурных памятниках, философах и поэтах. Культурные Памятники Древней (дохристианской) Греции также бережно сохранены Западом. О ромеях (в переводе - римлянах, так себя называли греки Византии) информация практически стёрта, несмотря на то, что «Второй Рим» просуществовал вдвое дольше Рима «первого», а к началу XIII века в одном Константинополе было больше культурных достижений и учебных заведений, чем во всей Западной Европе вместе взятой. Как видим, «ничего личного», ничего национального, только откровенные богоборческие мотивы.

Однако на востоке Европы оставался последний двуглавый орёл как герб Российской империи, которая что в религии, что во внешней политике непоколебимо оставалась преданной преемницей Византии. Схватка орлов становилась неизбежной. Император Наполеон должен был покончить с этим оплотом православия и государственной независимости. Одноглавый орёл должен был «разобраться» с двуглавым, последним имперским, оставшимся в Европе. Войска Наполеона пошли войной на Москву («Третий Рим»).



Однако проект Наполеона по покорению Руси (включая подчинение Церкви Папе Римскому) разбился вдребезги о мощь православного русского духа, который Наполеон как раз и намеревался искоренить. Вселенская схватка орлов закончилась полной победой двуглавого орла, на столетие отбив охоту у одноглавого хищника меряться силой.

Не рассчитывая более на военную победу, одноглавый хищник «решает» действовать хитростью и уничтожить двуглавого орла революционными вирусами. План удался на славу. Революционные «вирусы» 1917 года «заразили» двуглавого орла, который «приболел» на долгие десятилетия. Но метафизически он оставался живым, пока были живы его носители - души человеческие. Иосиф Сталин неожиданно для Запада начал восстанавливать преемственность СССР от Российской империи. Вернулись ордена и погоны царской армии, понятия «офицер» и «офицерская честь», вернулась преемственность ратной истории, разрешены ранее уничтоженные духовные семинарии и т.п. Двуглавый орёл начал медленно метафизически выздоравливать, временно не являя себя миру. Советский Союз всё более и более начинал соответствовать имперской сути двуглавого орла. Запад это увидел. Увидел и возненавидел.

Ненависть привела к тому, что империя англосаксов (США, Великобритания и их вассалы) реанимировала Германию, чтобы направить её военную мощь на уничтожение СССР - преемника имперской России. Так в Европе появился новый одноглавый орёл как символ вновь созданной нацистской Германской империи (Третий Рейх). Быстро овладев Европой, Гитлер направил объединённую европейскую мощь против СССР, почти полностью повторяя наполеоновский сценарий.



Даже конкордат (соглашение с Папой Римским), суть которого в подчинении Православной Церкви Ватикану, был почти такой же, как у Наполеона. Проект Гитлера по покорению советской России, как и в случае с Наполеоном, также вдребезги разбился о мощь русского духа, который оставался неискоренимо православным.

Опять не получилось победить силой преемника двуглавого орла. Поэтому «вирусный» сценарий Западу позднее пришлось повторить. В борьбе с Советским Союзом на этот раз использовался либеральный «вирус». Квазиимперия - СССР была этим «вирусом» уничтожена в 1991 году, подобно результату «вирусной инъекции» 1917 года. Развал державы обусловил появление множества проблем и конфликтов, подчинение экономики и идеологии мировому гегемону - империи англосаксов. В этом развале, правда, произошло одно весьма знаменательное явление: формально восстановился прежний российский герб - двуглавый орёл. Он, как бы выздоравливая, от формы переходя к сути, медленно расправляя свои имперские крылья всё шире и шире, начал всё более и более демонстрировать свой гордый, независимый нрав, свою имперскую православную суть, заставляя с 2014 года с собой считаться весь мир.

Вернёмся к рассмотрению ведущего мирового одноглавого орла, каков он теперь, какова его символическая нагрузка. Масоны (отцы - основатели США) не долго «ломали голову», каков будет герб новой империи, навязывающей миру свой «новый порядок»: единственным исторически привлекательным символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и богоборчество, по - прежнему оставался одноглавый орёл Римской империи. В эмблему этого орла масоны добавили лишь некоторые сакральные для них элементы (например, орёл в одной лапе держит 13 стрел, в другой - оливковую ветвь с 13 листьями и 13 оливками; звезду «Давида» образуют 13 пятиконечных звёзд; на обратной стороне печати заявлено на латыни весьма однозначно: «Novus Ordo Seclorum» - «Новый порядок навеки»). Антихристианская суть орла была проявлена сразу же: «Новым порядком» были уничтожены десятки миллионов индейцев и завезены рабы из Африки. Революции в России, провоцирование двух мировых войн, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цветные революции, арабский терроризм, локальные войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Украине - вот неполный перечень преступлений, к которым причастна варварская империя одноглавого орла всего-то за 100 последних лет. При этом всякий раз возрастали прибыль и господство империи англосаксов, сделав последнюю к концу ХХ века мировым гегемоном.



Современная мировая империя одноглавого орла (США и их вассалы) - это всегда варварские цели и средства. Всегда море крови и людского горя при реализации их планов. Россия мешает абсолютно безнравственной гегемонии США, их планам покорения мира. Сегодня Россия показывает пример нравственной внешней политики, основанной не на праве силы (как у англосаксов), но на силе международного права. А раз так, то битва орлов становится вновь неизбежной ввиду их имперской и полной нравственной несовместимости.

Она и началась, эта очередная смертельная схватка двух орлов 9 . Одноглавого (США и вассалы) и двуглавого (Россия). Между «Новым порядком навеки» и «Удерживающим мировое зло». В гибридной войне, развязанной США против России, главная надежда возлагается на идеологические «вирусы» либерализма, фашизма (как диктатуры олигархии) и нацизма. Именно эти «вирусы» на наших глазах успешно «дожирают организм» Украины. «Иммунитетом» для России может быть только внятная идеология, «заточенная» на борьбу с информационным оружием врага, ориентированная на отеческую Традицию, формирующая высокую нравственность и патриотизм у соотечественников. Таковой является идеология многонациональной и многоконфессиональной империи, устанавливающая основным закон милосердной любви.

Двуглавый орёл может и должен предъявить миру свою неодолимую мощь, вновь становясь символом победы христианской любви над кровожадной богоборческой ненавистью одноглавого хищника. Стало доброй национальной традицией России побеждать объединённый Запад при его очередном нашествии. Но для победы одной военной мощи мало, надо соответствовать своему сакральному символу - двуглавому орлу, то есть вновь стать суверенной империей и духовным полюсом мира.

Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк

_____________________________

1 Тресиддер Д. Словарь значений символов, http://slovo.yaxy.ru/67.html.

2 В статье нас будут интересовать только имперские символы. Орлы как гербы не имперских государств или символы иной смысловой нагрузки нами не рассматриваются.

3 Термин «герб» появляется в конце средних веков и происходит от немецкого слова, означающего наследство. Однако в статье используется понятие «герб» и для более ранних периодов. Хотя понятия как такового ещё не было, но его эквивалентная смысловая символическая нагрузка была.

4 Римская империя. Бренд и его наследники,

5 Существует версия историков, что в 330 г. император Константин Великий ввёл новую эмблему - чёрного двуглавого орла на золотом фоне - как символ власти императора над Западом и Востоком. Оппоненты этой версии приводят контр - аргументы: во-первых, Константин Великий объединил четыре, а не две части империи, а, во- вторых, разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло спустя 65 лет, в 395 году. Однако, если даже принять эту спорную версию, то следует признать, что впоследствии со становлением христианства в империи символизм орла изменился. Орёл перестал быть эмблемой только светской власти (первая голова орла); он стал однозначно эмблемой и власти духовной (вторая голова орла).

6 Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий, 272-337 г.г.) с 323 года был единовластным правителем всей Римской империи. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Римской империи на протяжении почти десяти столетий. Восточная Римская империя была названа западными историками XVIII века как «Византийская империя», то есть, империи с последним названием на самом деле никогда не было; её граждане называли свою державу «Римской (по- гречески - Ромейской) империей». Тем не менее, название «Византийская империя» исторически устоялось и в данной статье поэтому используется. Имперским конкурентом Ромейской (Византийской) империи (395-1453 г.г.) становится «Священная Римская империя» (962 - 1512 г.г.), сменившая позднее название на «Священная Римская империя германской нации» (1512-1806 г.г.), охватывающая обширные территории западной Европы. В Священной Римской империи до 1440 года используется одноглавый орёл как герб государства. С 1441 года он меняется на двуглавого орла. Позднее двуглавый орёл стал гербом Австро-Венгерской и Российской империй.

7 формально Византийская империя просуществовала до 1453 г. и окончательно пала от турецкого нашествия. Но это лишь формально, поскольку после разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая и даже духовная мощь не были восстановлены.

8 Заборов М. Крестоносцы на востоке. http://enoth.org/Crusades2/Zaborov05_13.htm

9 Война имперских орлов-гербов понимается как символическое средство выражения идеологических, территориальных, имущественных и иных притязаний.

Он был утвержден в 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина. Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. На гербе РФ изображен двуглавый орел, расправляющий крылья. Что символизирует он на гербе России?

Любой государственный герб – это не только изображение на денежных знаках, документах и шевронах полиции. В первую очередь герб является общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на данной территории.

Что же означает государственный герб Российской федерации? Когда он появился? Был ли герб средневековой Руси похож на современный? Почему у российского орла две головы?

История герба России богата и интересна, однако прежде чем рассказать о ней, следует дать описание этого национального символа.

Описание герба РФ

Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.

Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.

Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.

Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.

Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.

История герба России

Центральным элементом российского герба является двуглавый орел, впервые этот символ появился во время царствования Ивана III, в конце XV века (1497 год). Двуглавый орел был изображен на одной из царских печатей.

До этого на печатях чаще всего изображали льва, который терзает змею. Лев считался символом Владимирского княжества и перешел от князя Василия II к его сыну Ивану III. Примерно в это же время распространенным государственным символом становится всадник (позже он превратится в Георгия Победоносца). Впервые двуглавый орел в качестве символа княжеской власти был использован на печати, которой скрепили грамоту на владение земельными участками. Также в царствование Ивана III орел появляется на стенах Грановитой палаты Кремля.

Почему именно в этот период московские цари начинают пользоваться двуглавым орлом, до сих пор вызывает споры среди историков. Канонической является версия о том, что Иван III взял себе этот символ, потому что женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. По сути, впервые эту теорию выдвинул еще Карамзин. Однако она вызывает серьезные сомнения.

София родилась в Морее – окраине Византийской империи и никогда не была близка к Константинополю, орел впервые появился в Московском княжестве через несколько десятков лет после брака Ивана и Софии, да и сам князь никогда не заявлял ни о каких претензиях на трон Византии.

Теория о Москве, как о «третьем Риме» родилась гораздо позже, уже после смерти Ивана III. Существует еще одна версия происхождения двуглавого орла: избрав такой символ, московские князья хотели оспаривать права на него у сильнейшей империи того времени – Габсбургской.

Есть мнение, что московские князья заимствовали орла у южнославянских народов, которые довольно активно использовали этот образ. Однако следов такого заимствования обнаружить так и не удалось. Да и облик российской «птицы» сильно отличается от ее южнославянских аналогов.

В общем, почему на российском гербе появился двуглавый орел, историки точно не знают до сих пор. Следует отметить, что примерно в это же время одноглавый орел изображался на монетах Новгородского княжества.

Официальным государственным гербом двуглавый орел становится при внуке Ивана III – Иване Грозном. Вначале орел дополняется единорогом, однако вскоре его меняет всадник, поражающий дракона – символ, который обычно ассоциируется с Москвой. Первоначально всадник воспринимался как государь («князь великий на коне»), но уже в период правления Ивана Грозного его начинают называть Георгием Победоносцем. Окончательно эта трактовка будет закреплена много позже, в царствование Петра Первого.

Уже во время царствования Бориса Годунова герб России впервые получает три короны, расположенные над головами орла. Они означали завоеванные Сибирское, Казанское и Астраханское царство.

Примерно с середины XVI столетия российского двуглавого орла часто рисуют в положении «вооруженный»: при этом клюв птицы раскрыт, язык высунут. Такой двуглавый орел кажется агрессивным, готовым к нападению. Подобное изменение является результатом влияния европейских геральдических традиций.

В конце XVI - начале XVII века в верхней части герба, между голов орла часто появляется так называемый голгофский крест. Такое нововведения совпадает с моментом обретения Россией церковной независимости. Еще одним вариантом герба того периода является изображение орла с двумя коронами и восьмиконечным христианским крестом между его голов.

Кстати, все три Лжедмитрия во время Смуты активно использовали печати с изображением российского герба.

Окончание Смуты и воцарение новой династии Романовых привели и к некоторым изменениям государственного герба. Согласно тогдашней геральдической традиции, орел начал изображаться с расправленными крыльями.

В середине XVII века, во время царствования Алексея Михайловича, государственный Герб России впервые получает державу и скипетр, орел держит их в своих лапах. Это традиционные символы самодержавной власти. В это же время появились первые официальные описания герба, они сохранились до нашего времени.

В период правления Петра I короны над головами орла приобретают всем известный «имперский» вид, кроме того, герб России меняет свое цветовое оформление. Тело орла стало черным, а его глаза, клюв, язык и лапы – золотыми. Дракон также стал изображаться в черном цвете, а Георгий Победоносец – в серебряном. Подобное оформление стало традиционным для всего периода правления династии Романовых.

Сравнительно серьезным изменениям герб России подвергся во время правления императора Павла I. Это было начало эпохи наполеоновских войн, в 1799 году Британия захватила Мальту, покровителем которой являлся российский император. Подобный поступок англичан привел российского императора в бешенство и подтолкнул к союзу с Наполеоном (что в последствии стоило ему жизни). Именно по этой причине герб России получил еще один элемент – Мальтийский крест. Его значение заключалось в том, что Российское государство претендует на эту территорию.

Во время царствования Павла I был подготовлен проект Большого герба России. Он был выполнен полностью в соответствии с геральдическими традициями своего времени. Вокруг государственного герба с двуглавым орлом были собраны гербы всех 43 земель, входивших в состав России. Щит с гербами держали два архангела: Михаил и Гавриил.

Однако вскоре Павел I был убит заговорщиками и большой герб России так и остался в проектах.

Николай I принял два основных варианта государственного герба: полный и упрощенный. До этого герб России могли изображать в разных вариантах.

При его сыне, императоре Александре II, была проведена геральдическая реформа. Ею занимался герольдмейстер барон Кёне. В 1856 году был утвержден новый малый российский герб. В 1857 году реформа была завершена окончательно: кроме малого, были приняты еще средний и большой герб Российской империи. Они оставались практически без изменений вплоть до событий Февральской революции.

После Февральской революции встал вопрос о новом гербе Российского государства. Для его решения была собрана группа лучших российских знатоков геральдики. Однако вопрос герба был скорее политическим, поэтому они порекомендовали до созыва Учредительного собрания (где и должны были принять новый герб) пользоваться двуглавым орлом, но без императорских корон и Георгия Победоносца.

Однако через полгода случилась еще одна революция, и разработкой нового герба для России занялись уже большевики.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, а вместе с ней утвержден проект нового герба республики. В 1920 году ВЦИК принял вариант герба, нарисованный художником Андреевым. Окончательно герб российской советской социалистической республики был принят на Всероссийском съезде в 1925 году. Герб РСФСР использовался до 1992 года.

Существующий ныне государственный герб России иногда критикуют за обилие монархических символов, которые не слишком уместны для президентской республики. В 2000 году был принят закон, который устанавливает точное описание герба и регламентирует порядок его использования.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них