Как по православным канонам похоронить отца. Православные похороны — что нужно знать и делать

У православных христиан, как и у всех народов, существует особый свод правил погребения усопших. Выполняя их, родные почившего помогают ему перейти в иной мир и обрести покой.

Правила похорон у православных имеют и христианские и языческие корни. Две культуры тесно переплетены воедино. Ритуал состоит из нескольких обязательных шагов, которые выполняют по канону. Предание тела земле в каждой национальной культуре имеет особенности, отличия и традиции.

Ритуал погребения нужен в первую очередь покойному, а не его ближнему кругу. Соблюсти традиции, выполнить предсмертную волю и пожелания – вот что значит выражение «проводить по-христиански». Душа усопшего должна освободиться от земного бремени.

Этапы православных похорон включают в себя следующие моменты:

  • Подготовка к церемонии прощания
  • Проводы в последний путь
  • Отпевание. Оно может быть как очным в храме, так и заочным, если по каким-то причинам тело нельзя доставить в церковь
  • Погребение
  • Поминки

Порядок действий полностью расписан, но от него можно отступать, если этого требуют обстоятельства. Например, православная церковь разрешает не проводить пышное поминовение за столом. Вместо этого лучше читать молитвы, или помянуть христианина добрым словом в узком кругу близких друзей и родственников.

Такая информация очень важна для верующих. Рано или поздно каждому придется хоронить родственника или друга. Важно знать, как правильно проводить обряд, и не теряться в трудную минуту. Люди не всегда понимают, как на самом деле проводятся православные похороны. Многие приходят в христианство в зрелом возрасте, а до этого момента слишком далеки от религии и веры. Из-за низкой православной культуры похороны обрастают многочисленными суевериями. Человек совершает лишние и бессмысленные действия, которые не дают успокоения и не помогают душе покойного.

Подготовка к погребению тела

Первый этап – это подготовка к погребению. В зависимости от прижизненных убеждений человека и религиозной принадлежности, близкие усопшего собирают его в последний путь. Традиционно этим занимаются родственники или друзья, выразившие желание отдать дань памяти и уважения покойному.

При подготовке к захоронению в православии используются и некоторые языческие обычаи.

Омовение

В погребальной традиции считается, что человек предстает перед Высшими Силами чистым. Это касается и души и телесной оболочки.

Интересно, что раньше на Руси омовением покойника занимались специальные люди. В наши дни ритуал по большей части утратил мистическое и сакральное значение. Но и сейчас лучше не проводить этот обряд силами родственников, а поручить его посторонним. Мыть усопшего самостоятельно религия не рекомендует.

Согласно христианской традиции, оплакивать покойного нельзя, ведь он переходит в лучший мир, его душа надеется на последующее воскресение и вечную жизнь в райских кущах. Считалось, что даже мать не может оплакивать ребенка: от этого его душе не комфортно.

Тело покойного мыли на пороге дома, расположив его ногами вперед. Во время обряда пели специальные песни. Для омовения использовали воду, мыло, отдельный гребень, чтобы расчесать волосы. В этих традициях явно просматриваются языческие корни: все они выполнялись, чтобы умерший не вернулся с «того света» и не навредил тем, кто остался.

Христианская традиция настаивает именно на духовном очищении и омовении от грехов. Обработка покойника перед прощанием захоронением ‒ это рекомендация санитарного характера, которую нужно исполнять, а не обязанность религиозного человека.

Облачение покойника

Особых требований к одежде покойного в гробу нет, его внешний вид регламентируется лишь условными законами. Часто в ритуальных и кладбищенских конторах вывешивают список вещей, необходимых для усопшего.

  • Согласно обычаям требуется наличие нательного креста, если человек был крещеным христианином или верующим.
  • Мужчину рекомендуется облачать в темный костюм.
  • Женщину – в платье светлых, пастельных тонов.

В Древней Руси и в эпоху раннего христианства всех, вне зависимости от пола, предавали земле в белом одеянии. Это обусловлено похоронными обычаями и приметами православных, заимствованных из языческой культуры. В ней белый цвет символом смерти и загробного мира.

Разрешается выполнить последнюю волю покойного, касательно одежды. Если родной человек попросил о чем-то, то это обязательно нужно сделать. У бабушек и дедушек часто заранее приготовлены погребальные наряды.

Можно использовать для захоронения лучшую и красивую одежду, которая была у покойного. В ритуальных конторах продаются специальные комплекты для проводов в последний путь. На ноги надевают белые тапочки – известный символ перехода в иной мир. Не возбраняется хоронить умершего в обуви, купленной при жизни.

Нельзя использовать грязную, мятую или чужую одежду для облачения усопшего. По христианским традициям на умершей женщине должен быть платок. На голову покойника мужского пола надевается специальный венчик. Но если человек был атеистом или некрещеным, то можно пренебречь этими обычаями. Каждый выбирает собственный ритуал захоронения и путь в загробное царство.

Положение во гроб

Современные традиции положения во гроб покойника часто отличаются от представлений наших предков о том, как правильно похоронить человека по христианским обычаям.

  1. Во-первых, покойника редко оставляют в жилище. Чаще всего тело отправляют на хранение в морг. Таинство положения в домовину трепетно соблюдалось раньше, когда процессом полностью занимался ближний круг усопшего.
  2. Во-вторых, эти традиции – всего лишь манипуляции с мертвой оболочкой, не имеющие ничего общего с христианскими представлениями о ценности души.
  3. В третьих, надо отдавать себе отчет, что мир меняется, а вместе с ним постепенно уходят в прошлое многие традиции, ранее казавшиеся устойчивыми.

Ранее над покойным произносили псалтырь. Это необязательно делали священнослужители. Сейчас соблюдение обряда отнесено на усмотрение близкого круга, но читать канон, который называется «Последование по исходе души из тела» – желательно. Молитвенные песнопения произносят три дня.

Что еще необходимо сделать для правильного проведения прощания:

  • Поставьте перед образами или портретом покойного стакан с водой и положите сверху кусок черного хлеба.
  • Перед иконами, если они есть в доме – зажгите лампаду.
  • У изголовья покойника по традиции устанавливают свечу.
  • Портрет с траурной лентой водружают у головы усопшего.
  • Венки расставляют по стенам комнаты.
  • По традиции, каждый гость должен немного посидеть у гроба.
  • Снимать обувь при входе в комнату с покойным не нужно.
  • Двери в квартиру, где стоит гроб, не закрываются.

Важно! На похороны и прощание специально никого не приглашают. Достаточно сообщить друзьям и близким о смерти человека, назвать дату и место церемонии. На ночь с покойным остаются лишь родственники.

Традиция завешивать зеркала, убирать фотографии и ставить хлеб с водой имеет языческое происхождение. Православная церковь не отрицает ее. Единственное, чего не советуют делать священники – это наливать вместо воды водку.

Вынос тела и траурная процессия

Современные правила выноса тела и соблюдения траурной церемонии отличаются от тех, что были десятилетия назад. Но есть требования и правила, которых стоит придерживаться и сегодня. Они касаются времени захоронения и ритуального движения к кладбищу.

  • Вынос гроба назначают на первую половину дня. До 12–13. Это связано с необходимостью предать тело земле до заката.
  • Покойника выносят ногами вперед, стараясь не задевать порог и стены помещения.
  • Похоронная процессия движется за гробом: никто не выходит из дверей впереди.
  • Сначала выносят венки и корзины с цветами, потом – домовину. Так формируется траурный кортеж.
  • Гроб устанавливается перед жилищем или в морге, чтобы с человеком могли проститься те, кто не едет дальше на отпевание или на кладбищенскую церемонию.

Организовывать похоронный обряд самостоятельно необязательно. Священники допускают привлечение специальных агентов. Это понятно – расстроенные смертью близкого человека родные часто впадают в прострацию, им трудно сконцентрироваться на простых бытовых вещах. Передав инициативу специалистам, они могут сосредоточиться на духовном аспекте прощания: молиться, читать стихи из Псалтыря, вспоминать покойного.

Нести гроб родственникам (детям или братьям) нельзя. Для этой цели привлекаются специальные люди. Чем более уважаемым был покойный, тем дольше домовину несут на руках, в том числе до самой могилы.

Отпевание покойного: важные нюансы

Отпеть и захоронить покойного следует на 3-й день после смерти. Исключение составляют даты, совпадающие с большими христианскими праздниками: Светлое Христово Воскресение (Пасха) или Рождество.

Обряд предания тела или праха земле проводится только раз. Это отличает его от панихид.

В церкви не отпевают:

  • Некрещеных
  • Отрекшихся от церкви и веры или специально отлученные
  • Самоубийц
  • Иноверцев

Для проведения обряда гроб вносят в церковь, и устанавливают головой к алтарю, по направлению на восток. Близкие и родственники встают рядом с зажженными свечами в руках. Священник произносит специальные молитвы, разрешающие переход душе в иной мир.

Гроб закрывают. Считается, что после этого открывать его уже нельзя. Но бывают исключения: например, кто-то изъявит желание проститься с покойным возле могилы или в зале крематория. Поэтому священнослужитель дает родственникам специальный набор, в котором есть освященная земля и вода. Перед тем, как кремировать тело следует положить к покойнику атрибуты христианства.

В православии есть традиция заочного отпевания. К нему прибегают в случаях, когда физически невозможно доставить покойного в церковь.

Одеваться на церковное отпевание и похороны следует строго. Женщины должны быть в головных уборах (платках), длинных юбках. Плечи обязательно закрыты. Цвет одежды – темный.

  • В могилу опускают ритуальные свечи, которые горели в храме.
  • Вслед за гробом, бросают монеты. Это отголоски древнего верования о «плате за переход в иной мир». По этой же причине в гробе принято захоранивать расческу, носовой платок и железную мелочь.
  • На свежем холме помимо цветов и венков оставляют «платок слёз».

На могиле устанавливают деревянный крест. Его потом заменяют на памятник или плиту. Полностью закапывают яму кладбищенские рабочие. Их разрешается угостить ритуальными блюдами, принесенными с собой. Не возбраняется выпить «за помин души» водки. Остатки пищи разбросайте на могиле, чтобы птицы тоже помянули ушедшего в иной мир.

Поминание

Традиционно в русской культуре похороны заканчиваются специальным поминальным обедом. Проведение поминок допускается дома, где жил умерший либо на нейтральной территории.

Как поминать усопших, и какой должна быть еда на скорбной трапезе, лучше уточнить у батюшки. Не превращайте прощание в банальное застолье.Христианин должен знать, о том, что существуют 9 дней после смерти, что они значат и помнить как поминать усопших. Важным аспектом выражения скорби является траур. Он заключается в ношении одежды темного цвета, в отказе от развлекательных мероприятий. В проповедях священники говорят, что мало соблюдать девятый и сороковой дни, нужно сердцем молиться за ушедшего человека, чтобы ему было легче.

Важно! Ключевые даты в жизни родственников и загробного путешествия души – это три, девять и сорок дней. Народная молва утешает оставшихся в живых, что по истечении 40 дней станет легче.

40 дней после смерти, что значит дата, и как поминать усопших – этот вопрос волнует родственников и друзей. Ответит на него священник. Батюшка расскажет о христианских традициях, поможет пережить боль утраты.

Суеверия и приметы, связанные с похоронами

Дурные предзнаменования, связанные с покойником и похоронами, которые тревожили наших предков, имеют давние традиции. Люди боялись, что дух умершего вернется и будет мстить. Полагаться на приметы или нет, дело личное, но знать о них нужно.

Суеверия пока покойник дома

  • Покойного дома нельзя ни на минуту оставлять одного. С ним постоянно должен кто-то быть: произносить молитвы, читать Псалтырь.
  • Табуретки или стол, на котором стоял гроб, переверните ножками вверх.
  • В гроб нельзя класть фотографии близких или друзей. Считается, что так наводят порчу и вызывают смерть.
  • Зеркала завесить, чтобы дух не проник обратно через амальгаму.
  • Воду, которой обмывали тело, выплескивают в глухом, безлюдном месте.
  • Теплые ноги покойника вплоть до погребения – к скорой кончине членов семьи.
  • Личные вещи, которые дороги умершему – очки, кольца, чётки – положите вместе с ним в гроб.
  • Кошка, запрыгнувшая на домовину – дурной знак. Не пускайте животных в комнату, где лежит покойник.
  • Дорога траурной процессии до машины устилается еловыми ветками.
  • Спать в одном помещении с умершим нельзя. Если так случилось, народная молва рекомендует съесть на завтрак лапшу.

Приметы на кладбище и приметы похоронной процессии

  • Дорогу похоронной процессии переходить нельзя. Считается, что тот, кто нарушит этот завет, тяжело заболеет.
  • Запрещается нести гроб родственникам умершего.
  • Забыть крышку дома – к большим несчастьям, вплоть до гибели членов семьи.
  • Идти вперед перед траурной процессией – к смерти.
  • Если могильщики случайно выкопали большую яму – это дурной знак. Могила рассчитывается на одного человека.
  • Во время похорон нельзя смотреть в окно или спать.

Приметы после похорон

  • Если человек выпьет воду и съест хлеб, предназначенный духу, то скончается от болезни. Эти яства нельзя даже животным отдавать.
  • Много и часто плакать по умершему запрещено. Считается, что усопший утонет в слезах тоскующего человека.
  • Уходя с кладбища, не оглядывайтесь. Придя в помещение, где устраивают поминки, вытрите ноги, отряхните «мёртвую» землю.
  • Личные вещи покойника, которые нельзя положить в гроб, раздайте нуждающимся. Церковь разрешает делать это, не дожидаясь 40 дней.
  • Кровать умершего и постельное белье выбрасывают.
  • Слово «спасибо» во время поминок не произносят.

Можно ли мусульманам присутствовать на христианских похоронах

Наша страна многонациональная, в ней живут рядом адепты разных вероисповеданий. Если умерший человек был хорошим соседом и добрым другом, то православная вера не запрещает присутствия на похоронах представителей иных конфессий. Конечно, мусульманин вряд ли пойдет в храм на отпевание, но проводить в последний путь на кладбище друга он имеет полное право. Это касается и поминального обеда. Религия запрещает мусульманам употреблять спиртное, но и православные священники осуждают тех, кто пьет.

Почтить память человека – это долг и добрая традиция. Бог любит всех, вне зависимости от цвета кожи и национальности. Для него мы дети, об этом священники постоянно напоминают во время проповеди.

Эти обряды занимают особое место в ритуалах семейного цикла. По сравнению с другими обрядами они более консервативны, так как отражают медленно изменявшиеся представления о смерти и взаимоотношениях живых и умерших. Кроме того, соблюдение установившихся ритуальных действий издавна считалось важным для судеб души в загробном мире, следовательно, было моральной обязанностью родственников по отношению к умершему. Выполнение этой обязанности контролировалось общественным мнением, а также убеждением, что душа покойного может наказать родственников, если что-то будет сделано не так. С ослаблением этих идей ритуал продолжал поддерживаться этическими нормами. Погребение и поминки рассматривались как особое событие, когда неуместно было проявлять чрезмерную бережливость и пренебрегать обычаями, даже теми, которые могли казаться ненужными и потерявшими смысл. Исправное исполнение похоронно-поминальной обрядности было знаком уважения к человеку, ушедшему из жизни.



Погребальный обряд русских XIX - начала XX в., каким мы знаем его по исследовательской литературе, архивным описаниям и полевым материалам складывался в течение длительного периода. В основе его лежит христианский православный) похоронный ритуал, воспринявший и впитавший в себя многоценные обряды и поверья, сохранившиеся от дохристианских традиций. Языческий погребальный обряд Древней Руси, вытесненный православием, известен лишь в самых общих чертах. Как показывают археологические данные славяне знали трупосожжение, сооружали курганы и столпы. Погребальный обряд русских XIX — начала XX в., каким мы знаем его по исследовательской литературе, архивным описаниям и полевым материалам складывался в течение длительного периода. В основе его лежит христианский (православный) похоронный ритуал, воспринявший и впитавший в себя многочисленные обряды и поверья, сохранившиеся от дохристианских традиций.



Языческий погребальный обряд Древней Руси, вытесненный православием, известен лишь в самых общих чертах. Как показывают археологические данные славяне знали трупосожжение, сооружали курганы и столпы (видимо, сооружения в виде небольшого дома на столбах), в которых ставились сосуды с костями, собранными на кострище. На погребальный костер или к могиле покойного доставляли в ладье или в санях; с мертвым клали в могилу его вещи. Погребение сопровождалось поминальным "пиром" и ритуальными играми и состязаниями - тризной. Еще в начале XII в. у вятичей сохранялся курганный обряд погребения.



С утверждением христианства в жизнь вошел и новый, предписанный церковью погребально-поминальный обряд. Христианская обрядность категорически отвергала сожжение умерших. Хоронить следовало в земле, положив тело покойного "головою за запад". Но вместе с тем продолжали соблюдаться и многие дохристианские обычаи. Сочетанию христианских и языческих традиций способствовали общие идеи вероучения - вера в загробный мир, в продолжающуюся жизнь души и в необходимость заботиться о душах умерших родственников.



Важно подчеркнуть, что сохранение дохристианских верований и обрядов у принявших православие русских неправильно толковать двоеверие как равноценность языческого и христианского мировоззрений. Соблюдались те языческие обычаи, которые не противоречили главным идеям христианства, не были направлены против основ вероучения. Оплакивание умерших, захоронение вещей с умершим в могилу, обильные поминальные "пиры" и даже пляски скоморохов на погостах - эти и другие народные традиции были нехристианского пpoиcxoждeния и порицались духовенством, но они не отрицали веру в Христа, в христианскую мораль, в необходимость церковных треб и т.д. Поэтому русские люди, сохранявшие в своей жизни обычаи, оставшиеся от предков, с полным основанием осознавали себя христианами. С течением времени дохристианские обряды в представления утрачивали силу или полностью забывались; многое из того, что было свойственно народному быту в XVII-XVIII вв., не говоря уже о предшествующих столетиях, в XIX в. оказалось утраченным. Тем не менее в XIX- XX вв. похоронно-погребальная обрядность русских сохраняла немало пережитков дохристианских воззрений. Эти пережитки славянского язычества были неодинаковыми в разных областях России, однако различия в обычаях не были столь значительными, чтобы можно было говорить о разных локальных вариантах погребально-похоронной обрядности.



Различия в похоронной обрядности наблюдались в разных социальных группах (крестьянство, купечество, дворянство), но и они, по крайней мере в XIX в., не носили принципиального характера. Важно подчеркнуть, что наиболее интенсивной жизнью и в полных формах обрядность жила в крестьянской среде. Иным, а в ряде случаев и существенно иным, погребально-поминальный ритуал становился тогда, когда русские отходили от православия. К концу XIX в. в русской среде получили распространение разного рода христианские секты.



Ниже рассматривается только похоронно-поминальная обрядность русских, исповедовавших православие. Несмотря на кажущееся обилие материалов, русская похоронно-поминальная обрядность и связанные с ней представления изучены еще мало. Задача этого раздела - показать ритуал в тех формах, в каких он жил в конце XIX в. Указания здесь даты для нас важно потому, что, несмотря на свой консерватизм и устойчивость, похоронно-поминальный ритуал к концу XIX в. претерпел заметных изменения (в основном за счет забвения или переосмысления целого ряда до христианских традиций). Кроме того, хронологическая веха в описании позволяет нам в пределах четко определенного периода представить на конкретных примерах изменения, которые в итоге привели к сложению форм обрядности, характерные для современности. Структура погребально-поминального ритуала проста и состоит из нескольких последовательных обрядов комплексов, а именно:


1) действия, связанные с предсмертным состоянием человека и в момент смерти, с одеванием покойника и положением его в гроб;

2) вынос из дома, отпевание в церкви, погребение;

3) поминки, которые после 40-го дня переходили в поминальные обряды, связанные с календарной обрядностью.



Пожилые люди готовились к смерти заранее. Женщины шили себе смертную одежду, в некоторых областях было принято задолго до смерти делать гробы или запасаться -досками для гроба. Но для глубоко верующего человека главным считалось подготовить себя к этому последнему жизненному шагу духовно, т.е. успеть сделать необходимые дела для спасения души. Богоугодными делами почитались раздача милостыни, вклады в церкви и монастыри. Также благочестивым делом считалось прощать долги. Около умирающего собиралось все семейство, ему подносили образа (иконы), и он каждого благословлял особо.



Нередко больного соборовали. Соборование (елеосвящение) - одно из семи таинств православной церкви, которое совершалось над больным. При елеосвящении, так же как и при покаянии, отпускались грехи.



После исповеди умирающий прощался с семьей и родственниками и давал наказы. Для родных и окружающих очень важно было получить от умирающего прощение за обиды, когда-то, возможно, причиненные ему. Выполнение наказов умирающего считалось обязательным: "Гневить покойного нельзя, принесет несчастье оставшимся на земле". Если человек умирал быстро и безболезненно, верили, что душа его попадет в рай, а если перед кончиной тяжело и долго мучился - значит, грехи так велики, что ему не миновать ада. Родные, видя, как мучается умирающий, старались помочь душе покинуть тело. Для этого они открывали дверь, окно, печную трубу, ломали конек на крыше, поднимали верхнюю слегу в крыше дома. Повсеместно ставили чашку с водой, чтобы душа, отлетая, омылась. Умирающего полагалось класть на пол, подстелив солому. Умереть на печи считалось большим грехом.



Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать. Предполагалось, что умерший все видит и слышит. Содержание причитаний было произвольным, все зависело от красноречия плакальщицы. Борьба с этим обычаем велась в России на протяжении многих веков. В 1551 г. обычаи оплакивания покойника был осужден постановлением Стоглавого собора. Но в начале ХVIII в. Петру I пришлось еще раз официально запретить плакать на похоронах лиц царского дома.



С наступлением смерти все было направлено на приготовление умершего к похоронам. Эти действия во многом косили религиозно-магический характер. Прежде всего, умершего должны были обмыть. Издавна, как было принято, мужчину обмывали старики, женщину - старушки, но уже к середине XIX в. обмыванием в основном занимались только женщины. В каждом селении были старушки, которые обмывали покойников, получая что-либо из одежды покойного - сарафан, рубашку или платок. Часто обмыванием занимались бедные люди. Обмыть тело старались быстро. При этом читались молитвы. Умершего клали на пол, предварительно подстелив под него солому (или какую-либо ткань). Мыли теплой водой с мылом. Расчесывали волосы гребнем или щепочкой гроба. Все предметы, использованные при обмывании, уничтожались: солому сжигали или спускали по воде, или бросали в ров; расческу выбрасывали или клали вместе с покойным в гроб, горшок из-под воды разбивали, бросали подальше на первом перекрестке, Мыло или клали в гроб, или пользовались им позже только в магических целебных целях, воду выливали в места, где люди обычно не ходили, или на костер, в котором сжигалась солома. О погребальной одежде в отличие от свадебной или праздничной источники содержат мало сведений.



Готовить себе одежду для похорон было обычаем широко известным. Приготовленная для погребения одежда отличалась способом шитья, покроя, материалом, цветом. Смертная одежда длительное время сохраняла старинный покрой и традиционные формы, уже вышедшие из моды. Покойников обыкновенно клали в гроб в саванах, сшитых из холста.

После обмывания и "обряжения" покойного клали на лавку в передний угол, и зажигали лампадку перед иконами и начинали молиться. Вообще с момента смерти лампадку перед иконами и начинали молиться. Вообще с момента смерти и до самых похорон (хоронили, как правило, на третий день) над покойным читались молитвы специально приглашенными читальщиками. В течение всего времени пока покойник лежал под иконами, к нему приходили родственники, в том числе и из других деревень, а также односельчане, чтобы проститься. Богатых в церковь и на кладбище провожало множество народа. На похороны бедняков принято было идти с приношениями - холстом, свечами, деревянным маслом, ржаной или пшеничной мукой, которые отдавались родственникам усопшего - на помин души. Ссужали и деньгами - для оплаты похоронных расходов; участвовали в похоронах и конкретными действиями: одни рыли могилу, другие обмывали тело, третьи шили сван. Неимущих и безродных хоронили и поминали на средства всего общества.



Таким образом, смерть односельчанина становилась событием в жизни всей древни и касалась не только самых близких, но и всех окружающих. Родные не оставались со своим горем наедине. Как упоминалось, кутья, мед и овсяный кисель были обязательными кушаньями на поминальном столе. Корни этого обычая уходят в далекое прошлое. по окончании обеда все расходились по домам. На этом заканчивались обряды собственно погребального ритуала и начинались поминальные обряды. Поминовение по усопшим родственникам справляли на 3, 9, 20, 40 дни, в годовщину и в праздники. после смерти чашку с водой и блином или куском хлеба. Этот хлеб через сутки подавали нищим, а воду выливали за окно. Так, продолжалось 40 дней.



Особой сложностью обрядовых действий и торжественностью выделялся 40-й день после смерти, так называемые сорочины, когда, по народным представлениям, душа посещала дом в последний раз. Во многих местах все действия, проводимые в этот день, назывались проводами или окликанием. души. На 40-й день приглашалось много народу и делался обильный стол. В основном обряд 40-го дня в разных губерниях.проходил по единому сценарию: обязательно посещали церковь, если она была в пределах досягаемости, лотом шли на могилу умершего, а затем дома устраивался обед.



Но, конечно, в каждом уездном городке, селе, деревне имелись свои местные особенности. Так, в Калужской губернии в этот день приносили в церковь пироги. Поминовение умерших совершалось и в Троицкую субботу. Традиция эта старинная когда-то осужденная Стоглавым собором. Но впоследствии церковь объявила Троицкую субботу одной из родительских в она в народной традиции стала основной, наиболее распространенной поминальной субботой.



Умершие не подвергались забвению. Обычаи и обряды поминального цикла способствовали постоянному обращению к ним, посещению их могил, проявлению заботы об умерших в виде молений и особых трапез, а также ряда других обрядовых действий. Сохранение памяти об умерших и регулярное "общение" с ними являлись важным нравственным принципом, выражавшим убеждение народа в необходимости беречь родственные и соседские связи, на которых покоился сложившийся веками бытовой уклад.



Погребально-поминальная обрядность живет в любом народе как составная часть его культурных традиций; в ней отражаются особенности человеческих связей и моральных норм, определяющих состояние общества в тот или иной период. Уважение к мертвым свидетельствует об уважении к живым. Если в обществе деформированы и ослабли семейные, родственные и дружеские узы, бессмысленно ожидать проявления глубоких чувств к тем, кто покинул этот свет. Укрепление традиций, связанных с памятью об ушедших, позволяет думать, что в нашем обществе, несмотря на все трудности и социальные эксперименты, сохранены здоровые основы.



ЛИТЕРАТУРА:

1. Очерки общей этнографии. Европейская часть СССР. -М.: АН СССР, 1968 г. –480с.
2. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. –М.: Экономика, 1993 г. –400с.
3. Русские. –М.: РАН, 1998 г. –800с.

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.

Неизбежное завершение человеческой, жизни - смерть издревле сопровождалась определенным ритуалом. Об этом свидетельствуют археологические находки захоронений, относящихся еще к неандертальскому периоду, обнаруженные на тер­ритории Европы и Азии. Древнейшая погребальная об­рядность представляла собой не только комплекс опре­деленных ритуальных действий с телом покойного. В основе ее лежало миропонимание древнего человека, сложившаяся система представлений о мироустройстве, смысле жизни и смерти, душе и загробном мире. Можно с уверенностью заключить, что вера в посмертное суще­ствование души сложилась еще в первобытнообщинном обществе.

Вера в загробный мир свойственна всем народам, хотя представление о том, каким образом душа покидает тело, ка­ково ее посмертное существование и что собой представляет загробный мир, существенно разнятся. Наиболее общими в этих представлениях являлась картина загробного мира, ко­торый виделся подобным земному, но насыщенным теми бла­гами, которых очень не хватало людям на земле.

Своеобразная система представлений и обычаев прово­дов, захоронения и поминания умерших существовала и у наших предков - восточных славян.

Согласно древнеславянским верованиям, душа покида­ет тело со смертью человека. Она возносилась вместе с ды­мом погребального костра и отправлялась в далекую страну мертвых. По представлениям древних, эта страна могла нахо­диться и на земле, и на небе, и под землей. Представления о нахождении загробного мира под землей, очевидно, и опре­делили наиболее распространенный способ погребения в земле. Как уже отмечалось, загробный мир мог находиться и на земле. Эта «сторонушка», как ее именовали в похоронных плачах, находится далеко от людских глаз, в недоступном живым месте. Мир мертвых мог располагаться на неведомом затерянном острове в «море - океане» и в дремучем лесу. От­голоски представлений о лесе как обиталище души нашли отражение в русских календарных обрядах похорон Костро­мы, Кузьмы и Демьяна. Антропоморфные чучела этих мифо­логических персонажей хоронились в лесу. Мир предков мог находиться в низовьях реки или путь к нему лежал через ре­ку. Вспомним обрядовые похороны Русалки. Чучело, изобра­жающее Русалку, укладывалось в гроб, похоронная процес­сия двигалась к реке, где с Русалкой прощались и бросали ее в воду. Встречающийся в похоронных плачах мотив пере­правления через реку, ритуальные действия на похоронах (бросание в воду полотенца, чтобы покойнику было чем уте­реться) тоже подтверждали эту версию Местопребыванием мертвых могло быть и небо. Представления о загробном мире как небесном саде, очевидно, сложились уже в дохристиан­скую эпоху.

Достаточно подробное описание этого обряда пред­ставлено в книге В. А. Терещенко «Быт русского народа»". Автор основывается на записках арабского путешественника, посетившего Русь в начале Х века и ставшего свидетелем об­ряда погребения вождя волжских славян. В наиболее общих чертах обряд заключался в сооружении погребального костра и сожжении на нем покойного вместе с его женой, слугами, конем, любимыми домашними животными, оружием, день­гами, напитками и яствами. Умерщвление живых людей и захоронение вместе с усопшим господином являлось этниче­ской нормой того времени. Более того, пережившая мужа же­на считалась поношением для семейства, а слуги, пожелав­шие добровольно уйти со своим господином, дабы ухаживать за ним в другом мире, удостоенными великой чести.

Значительной трансформации погребальная обрядность подвергалась с принятием на Руси христианства. В основу христианской погребальной обрядности был положен догмат о воскресении из мертвых. В соответствии с ним жизнь человека представлялась кратковременным земным пребыванием, а физическое тело - бренным сосудом для бессмертной души.

" ТерещенкоВ. А. Быт русского народа. Ч 2,3. М., 1999.

Души праведников попадали в рай - небесный сад бесплот­ного блаженства, где нет ни слез, ни печали, ни воздыханий, а жизнь - беспечная. Грешникам предстояли вечные страш­ные мучения в мрачном сумрачном подземелье - аду.

Христианство выступало против сожжения умерших по римскому обычаю и курганных захоронений и восприняло древнеиудейский обычай погребения - предание земле. Впервые на Руси по этому обряду был похоронен княгиней Ольгой ее муж князь Игорь. Между тем новый обычай захо­ронения прививался с трудом как до, так и после крещения Руси. Поначалу предание земле считалось княжеским обря­дом. Простолюдины хоронили своих покойников согласно древнему обычаю. По свидетельству летописца Нестора, огнесожжение умерших встречалось у вятичей и кривичей вплоть до начала XII века. А отголоски древнего обряда до­жили до конца XIX века: в Тульской и Калужской губерниях на христианской могиле после похорон разводили языческие костры. Древние погребальные избушки - домовины, столпы сохранились в северных областях до начала XX века. Не­смотря на то, что церковь веками боролась с языческими пе­режитками, в том числе и в похоронно - поминальной обряд­ности, дохристианские элементы оказались чрезвычайно ус­тойчивыми и жизнеспособными. Таким образом, с установ­лением христианских обрядов многие черты народной обряд­ности не исчезали, а как бы вплетались в основу религиозных обычаев. Вот почему, переходя к анализу христианского по­гребального обряда, мы намеренно не будем разделять право­славные и народные обряды погребения и поминовения, представляя их, как и в реальной жизни, в едином комплексе.

Особое место в традиционной русской культуре зани­мали традиции и обычаи подготовки к смерти. По понятиям русских, умереть «своей смертью» в окружении родных и полной памяти считалось благодатью. Наши предки верили, что если человек умирал быстро и без мучений, его душа по­падала в рай, если же долго страдал перед смертью, то это была кара за грехи: его ждал ад. Страшились случайной, не­чаянной смерти: умереть вдали от родных, ни с кем не про­стившись, без покаяния.

На Руси считалось очень важным быть заранее готовым к смерти. Существовал обычай при жизни приготавливать себе смертную одежду, кстати, сохранившийся до нашего времени.

Человек, предчувствующий близость смерти, старался совершить добрые дела. Благочестивым считалось частое по­сещение церкви, раздача милостыни, оплата собственных долгов и прощение чужих.

Сразу же после смерти человека зажигают лампаду или свечи, которые горят до тех пор, пока в доме находится по­койник Тело умершего обмывают. Омовение водой символи­зирует духовную чистоту жизни умершего, а также будущее воскрешение и предстояние перед лицом Божьим в чистоте и непорочности. Омовение совершалось у порога избы. Покой­ника клали на солому ногами к печи и обмывали два - три раза теплой водой с мылом из глиняного горшка.

После обмывания умершего одевали в чистые одежды, сообразно его званию и служению. На умершего мирянина одевали большей частью саван - белый покров, напоминаю­щей об одежде крещения. Женщин было принято хоронить в платках: молодых - в светлых, пожилых - в темных. Особен­ной была похоронная одежда умершей девушки или парня. Их смерть совпадала с брачным возрастом. Это служило ос­нованием для совмещения погребального обряда со свадеб­ным. Девушку одевали в подвенечный наряд, готовя ее к по­гребению как невесту.

Пока гроб не был готов, покойника клали на лавку, на солому, в переднем углу избы, лицом к иконам. В избе со­блюдали тишину и сдержанность. Над телом покойника днем и ночью читали псалтырь. Для этого приглашали либо цер­ковного чтеца, либо благочестивого мирянина. Родные и зна­комые приходили прощаться с умершим.

Гроб рассматривался как последний дом умершего Способы изготовления гроба трансформировались веками и в полной мере отражали эволюцию погребальной обрядности.

Гробы устилались изнутри чем-либо мягким, под голо­ву покойному клалась подушка, сверху полагалось покрыва­ло. Гроб окроплялся святой водой. Омытое и облаченное тело переносилось при чтении молитв в гроб. Уста покойника должны быть сомкнуты, руки - сложены крестообразно на груди, глаза закрыты. В руки полагалась икона Спасителя. Вокруг гроба ставили четыре свечи: в головах, в ногах и по обеим сторонам гроба, в совокупности образующие крест. От язычества осталась традиция класть в гроб пару белья, деньги и другие предметы обихода. На лоб усопшего полагался вен­чик, полученный в церкви при отпевании.

Сроки похорон, как правило, определялись по проше­ствии трех суток со времени кончины. Время похорон обыч­но назначал священник. Хоронили, как правило, после по­лудня, но обязательно до захода солнца, чтобы уходящее солнце захватило с собой душу умершего.

Порядок следования похоронной процессии в различ­ных регионах России в прошлом, да и по сей день оставался достаточно однотипным. Похоронное шествие возглавлял несущий икону, затем следовали один - два человека с крыш­кой гроба, узкой частью вперед, за ними - духовенство За духовенством несли гроб, далее шли близкие родственники. Траурную процессию заключали соседи, знакомые, любо­пытные Из суеверных соображений гроб несли не на руках, а на полотенцах, на жердях, на носилках. В некоторых местах доставляли мертвеца к месту захоронения на санях. Впослед­ствии сани перевертывали кверху полозьями или вовсе не использовали, бросая их на погосте, в лесу или в поле. При выносе покойника из дома проводился обряд первой встречи, символизирующий тесную связь мертвых и живых. Человеку, который первым встречался на пути процессии, вручалась краюха хлеба в полотенце. Первый встречный был обязан взять подношение и помолиться за новопреставленного В благодарность за это умерший первым встретит его на том свете."

Перед опусканием гроба в могилу происходит послед­нее целование умершего близкими и родственниками. Свя­щенник вкладывал в руки мертвого отпустительную грамоту. В могилу опускали церковные свечи, горевшие во время от­певания. После опускания гроба в могилу каждый присутст­вующий кидал горсть земли. Затем начиналась поминальная трапеза: на могиле ели кутью. Бедным и нищим раздавали

угощение и деньги, чтобы молились о спасении души ново­преставленного.

До первой половины XVIII века принято было хоро­нить умерших в церквях и вблизи церквей. Особым указом от 31 декабря 1731 года было постановлено производить захо­ронения в специально установленных для этого местах за го­родом - кладбищах. При кладбищах строились церкви и ча­совни. Над местом захоронений воздвигались надгробные памятники. Традиция захоронения внутри храмов и монасты­рей сохранилась для знатных и именитых лиц, и это соверша­лось по особому разрешению духовных властей. В пользу этих церквей или монастырей вносились вклады.

В могилу умерших клали лицом к востоку, а в ногах ус­танавливали крест - символ спасения. Христианские обычаи ставить кресты на могилах умерших восходили к глубокой древности, он сложился около III века в Палестине и утвер­дился после установления христианства при Константине Ве­ликом. Особым образом погребали самоубийц. Их не хорони­ли на кладбищах, а зарывали в лесу. По народным поверьям, если нарушить этот обычай, то весь край постигнут небыва­лые бедствия. Отверженных, недостойных быть похоронен­ными на кладбище - воров, разбойников, казненных или

умерших от ран (но не самоубийц) хоронили в убогих домах без отпевания.

" Кузьменко П. Русский православный обряд погребения М: Бук-мэн, 1996. С. 84.

Из глубокой древности идет обыкновение совершать о каждом усопшем поминовение в особо важные дни, ближай­шие к его кончине. Это третий, девятый и сороковой день по кончине. Церковь установила ряд молений об «упокоении умерших и даровании им милости Божией и царства небесно­го», которые также совершаются по вышеперечисленным да­там. Такое поминовение называется частным, к нему отно­сятся третины, девятины, сорочины и годовщина. Кроме цер­ковного обряда поминовения - заупокойных литургий, пани­хид и литий в обряд поминовения входит и поминальная тра­пеза. Поминальные трапезы, учреждаемые в особо значимые дни, являются отголоском древних тризн, совершавшихся после погребения на могилах язычников.

Кроме дней частного поминовения, опосредованных в каждом случае датой смерти покойного, существуют дни все­общего поминовения усопших. К таким дням относятся т. н. родительские субботы. Родительскими их нарекли по обычаю называть всех покойников родителями. А субботами они именуются по дню их отправления: православная церковь установила в каждую субботу недели, в день покоя, поминать умерших и близких. Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот:

Мясопустная родительская суббота (бывает за две не­дели до Великого поста),

Троицкая вселенская родительская суббота (отмечает­ся на 49 день после Пасхи, перед Троицей),

Родительские: вторая, третья, четвертая субботы Ве­ликого поста.

Поминки совершаются и по частным родительским дням: на Радуницу - во вторник Фоминой недели, на девятый день после Пасхи; в день Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи - 11 сентября по новому стилю; в Дмитриевскую родительскую субботу - за неделю перед 8 ноября н. с. -днем великомученика Дмитрия Солунского.

Множество традиций и обычаев, связанных с похоро­нами человека, отражает традиционное для нашего народа преклонение перед их памятью, милосердное и сострадатель­ное отношение к тем, кто навсегда покинул этот мир. Целая цепочка ритуальных действий, увековечивание памяти усоп­ших - проявления веры народа в бессмертие души.

Столетиями у русского народа, как и других народов, формировались традиции семейно-бытовых праздников и обрядов, развитие которых продолжается и в наше время. Попытки полностью заменить традиционную семейно-бытовую обрядность совершенно новыми (а их начиная с Ок­тябрьской революции предпринималось немало) не выдержа­ли испытания временем. Устойчивость старых традиций, в отличие от послереволюционных «комсомольских крестин» или «горбачевских безалкогольных свадеб», заставляет обра­тить особое внимание на эти культурные феномены. Конечно же, никто не призывает сегодня полностью воссоздавать или реконструировать в современной жизни русскую традицион­ную свадьбу с многодневным ритуальным «плачем» невесты, звать на роды повивальную бабку или «выть» по покойнику. Однако совершенно очевидно, что критическое осмысление и возрождение элементов этих традиций сегодня имеют важное значение, так как дают возможность по достоинству оценить, сохранить и развить содержащийся в них богатейший опыт, которого так не хватает в нашем современном, лишенном идеалов и нравственных ориентиров, обществе.

Тема похорон очень грустная, но сталкиваться с ней раньше или позже приходится каждому. Многие теряются от неожиданности, ведь смерть всегда приходит внезапно. Даже если человек тяжело болел, и кончина по всем прогнозам была неизбежна, печальный исход всегда воспринимается окружающими трагично. В такие моменты близкие люди теряют душевное равновесие, чувствуют себя покинутыми и беспомощными. Своим искренним участием мы можем поддержать их и облегчить страдания.

Траурный этикет требует особо тактичного поведения с родственниками усопшего, внимательного отношения к любым, даже самым мелким деталям церемонии погребения. Чтобы в такой нелегкий момент не огорчить кого-либо неуместными действиями или словами, следует заранее поинтересоваться правилами поведения на похоронах.

Во время отпевания

Если родственники покойного заказывают церемонию отпевания в храме, то решать вам, присутствовать на ней или нет . Самое правильное - узнать об этом заранее и уточнить, какие погребальные обряды приняты в определенной религии.

К примеру, у православных христиан все присутствующие держат в руках зажженные свечи и, стоя у гроба, читают молитвы. В еврейской традиции неуместно приносить на похороны венки или цветы. А католики рассылают письменные приглашения на панихиду - мессу.

На панихиде первые места у гроба всегда предназначены для близких родственников. Поэтому садиться или становиться нужно чуть дальше. К тому же, если вы несведущи в ритуалах, оттуда будет легче сориентироваться и повторять за другими то, что делают все: поклоны, наложение креста или повторение слов молитвы.

Если вы придерживаетесь иной веры и религиозных взглядов, вам необязательно выполнять обряды чужой веры . Можно просто постоять или посидеть в сторонке со скорбно опущенной головой и этим выразить уважение к покойнику и ко всем присутствующим.

Правильно будет выключить телефон или перевести в бесшумный режим. Неприлично и бестактно во время церемонии вести переписку по телефону, а также снимать церемонию на камеру без предварительного согласования с родственниками или распорядителем похорон.

  • В старые времена похоронная процессия двигалась пешком от храма до кладбища. Для переноса гроба с телом и крышки требуется несколько человек. Нельзя нести гроб близким родственникам. Традиционно сразу за гробом идут родные и друзья. Они же несут первые венки. Сейчас этот путь представляет собой расстояние до катафалка, а сопровождающие затем едут следом до кладбища на транспорте.
  • Траурный этикет предписывает для похорон соответствующий . Он должен соответствовать атмосфере скорби и печали. Одежда не обязательно должна быть черной, достаточно спокойных тонов, лучше темных. Мужчинам подойдет темный классический костюм.
  • Если прощальная церемония проходит в церкви, то женщинам нужно покрыть волосы платком или шарфом. Неуместно женщине надевать на похороны брюки. Обувь лучше использовать в этот день максимально удобную.
  • Поскольку на родственников в день похорон наваливается не только горе, но и целая лавина забот, у вас, при желании, будет возможность оказать посильную помощь. Этим вы не только облегчите их страдания, но выкажете уважение и отдадите последнюю дань .
    Возьмитесь за то, что вы в состоянии будете реально сделать. Например, помочь со столом на поминках, присмотреть за детьми, спасти кого-то от эмоционального срыва или отвезти людей на вокзал. Главное, чтобы ваша помощь была конкретной, а какой она может быть, вы увидите сами, по обстоятельствам.

Цветы и венки на похоронах

Погребальные венки издавна имели свою символику. В них используются вечнозеленые растения , как проводники в мир иной, а также искусственные и живые цветы - символ возрождения. Круг ритуального венка означает непрерывность и цикличность, вечную жизнь через умирание и возрождение души.

Последнее подношение покойному в виде венка готовят родные, друзья, коллеги. В венок вплетают ленты с памятными надписями. На лентах нежелательно писать чьи-либо имена, обычно указывают «От родных», «От коллег» и т. п. Венки несут за гробом, а после захоронения укладывают на могилу. Сохраняются они очень долго и украшают могилу яркими красками даже зимой.

Траурный этикет предписывает выбирать для похорон определенные сорта и расцветки живых цветов. На время церемонии, при прощании их кладут в гроб к усопшему, а перед погребением вынимают и выкладывают уже сверху на могиле.

Красные цветы , в том числе и красные розы, как символ любви, могут приносить на похороны только самые близкие родственники. Однако по некоторым поверьям розы являются неуместным цветком на похоронах из-за своих шипов. Можно оформить траурный букет с черной лентой из четного количества хризантем, гвоздик, калл, лилий или даже орхидей .

На кладбище

Некоторые предпочитают не ездить на кладбище, особенно люди не очень близкие для покойника. Правила на похоронах не предусматривают обязательное присутствие на всех этапах церемонии. Ведь главная цель пришедших на похороны - выразить соболезнование семье покойного и попрощаться с ушедшим из жизни человеком.

Если же вы решили присутствовать на погребении, то на кладбище соблюдается определенный церемониал.

  1. Сначала подходят к родным, чтобы сказать . Можно также пожать руку или обнять, в зависимости от вашей степени родства или знакомства с умершим.
  2. Во время похорон родные размещаются по левую руку от покойного, а знакомые и друзья - по правую. Это эмоционально самый тяжелый этап прощания, когда покойника предают земле и приходит осознание, что с ним больше невозможно будет увидеться. Так что, отправляясь на кладбище, запаситесь салфетками, водой и лекарствами - если не для себя, то для тех, кому намного сложнее пережить этот день.
  3. Мужчины на похоронах должны снимать головные уборы. Зимой, в холод, это нужно сделать обязательно хотя бы на короткое время опускания гроба в землю. Родственники бросают по три горсти земли на гроб, в знак прощания и отпускания - предания тела земле.
  4. Иногда на кладбище над гробом говорят слова прощания. Это своего рода гражданская панихида. Каждый может высказаться, если ему есть что сказать. Уместно будет поблагодарить покойного и попрощаться. Ведь о покойниках - или хорошо или ничего. Не следует говорить пустые банальные фразы, вроде «ему там лучше» или «время лечит».
  5. После погребения и возложения венков обычно немного задерживаются у могилы в молчании. Перед уходом уместно поклониться родственникам покойного. После кладбища участники похорон едут на поминальный обед.

Поминки после похорон

На поминки обычно приходят люди, которых туда пригласили. Оно и понятно, ведь обед заказывают на определенное количество человек. На поминках за тихим неспешным разговором поминают добрыми словами покойного. Можно сказать речь для всех присутствующих, а можно просто беседовать с ближайшими соседями по столу.

Обычно делают поминки на 3-й день после смерти, то есть в день похорон. Славяне считают, что именно в этот день душа усопшего предстает в первый раз перед Господом. Поэтому главным и первым блюдом на поминках является поминальная кутья – славянское ритуальное блюдо. Зерна кутьи символизируют воскрешение к новой жизни, а мед - сладость умиротворения в мире ином.

На поминках неуместны громкие шутки, шум, смех и бранные слова. Смеяться можно, если такая атмосфера возникает по инициативе родных покойника, когда, например, в разговоре вспоминают какой-то связанный с ним забавный случай. Это доброе воспоминание, которое действует не хуже молитвы. На поминках не принято употреблять спиртное.

В конце обеда вам могут дать с собой пирожки, печенья или конфеты. От угощения нельзя отказываться, им вы можете угостить других людей. Ведь принято считать, что чем больше людей по-хорошему помянет усопшего, тем легче будет его душе вознестись на небеса и попасть в рай.

После поминок, прощаясь, нужно еще раз подойти к родственникам и сказать простые слова сочувствия. Затем можно уходить. Будет очень благородно не оставлять убитых горем людей без внимания. Можно позвонить или заехать в ближайшие дни, показать, что жизнь продолжается, и ваше общение будет тоже продолжаться.