Краткая история шиизма. Различия суннитов и шиитов

Следует предупредить об ошибке, которая встречается очень часто: постоянное противопоставление терминов «суннизм» и «шиизм» приводит к убеждению, что шииты не признавали сунны пророка. Это не так. Но шииты основывают сунну исключительно на авторитете семьи пророка, тогда как правоверные сунниты признают еще и свидетельство сподвижников Мухаммеда . Шииты действительно являются «сторонниками» (это и есть значение арабского слова «шиит») семьи пророка и не признают других авторитетов. Хотя в сборниках суннитских преданий (хадисов) и шиитских преданий (ахбар ) большинство текстов являются общими и различаются лишь по именам тех, кто передавал их.

И в юридических элементах между суннитами и шиитами существуют лишь второстепенные расхождения. Единственное серьезное различие встречается в брачном праве: шиизм признает институт временного брака (впрочем, пришедший в упадок). Такой брак существовал в языческой Аравии , и в начале своей деятельности Мухаммед относился к нему терпимо. Расторжение временного брака наступает автоматически, по истечении срока, установленного по обоюдному согласию супругов. Поскольку отмена его была провозглашена халифом Омаром , которого шииты не признают, то у них не было никаких оснований изменять свое терпимое отношение к подобной форме брака.

Но из частного случая терпимости не следует делать вывода о том, что шииты менее строги в своих правилах, чем сунниты. Например, буквально толкуя слова Корана «многобожники – нечистота» (сура 9, стих 28), шииты тщательно избегают всякого соприкосновения с немусульманами и доходят до того, что разбивают посуду, к которой те прикасались. Эта непримиримость особенно ярко проявляется у мутавали , сирийских шиитов, которые называют себя джафаритами (от имени шестого имама Джафара, кодификатора имамитского фикха ).

Происхождение шиизма как политического движения является арабским, а не иранским. Он возник как партия, ратовавшая против выборности халифов, и выдвинувшая в противовес этому лозунг наследственной передачи халифата в роду потомков пророка Мухаммеда. Единственная линия этого потомства шла через дочь Мухаммеда, Фатиму, бывшую замужем за его племянником, Али . Однако эта партия вскоре тесно соединилась с персидским национальным движением, противопоставлявшем себя арабизму. Благодаря этому в религиозной доктрине шиитов распространились элементы старых персидских и просто доисламских религий. Некоторые элементы шиизма, в частности его упорный теократизм и вера в возвращение скрытого имама, представляются иудейско-христианскими (отдельные детали позволяют допустить также наличие влияния зороастрийцев , неоплатоников и манихеев). Внутри ислама шиизм представляет собой не конкретно-образную народную религию, как суннизм, а своеобразную «философскую веру», основанную на скрещении мусульманства с другими, более древними религиями. Философское свободомыслие доводит его до прямого деизма. Шиизм является чем-то вроде исламского «просветительства ».

Сильное влияние на присоединение иранцев к шиизму оказало одно предание, существовавшее в их стране. По этому преданию, Хусейн , сын халифа Али , внук по матери пророка Мухаммеда, мученик, павший в битве при Кербеле , взял в жены дочь последнего сасанидского царя Ирана, которая попала плен во время арабского завоевания. Таким образом, это предание удваивало законность власти потомков Али. Итак, базой шиизма политике является монархический легитимизм. Шииты считают, что Али был после смерти пророка несправедливо отстранен от халифата, который выборным путём перешёл в руки вначале Абу Бакра , потом Омара, а за ним – Османа . После Османа Али всё же добился халифского титула, однако был убит посреди борьбы со своим соперником, Муавией . Вслед за гибелью Али, Муавия незаконно отстранил от халифата его сыновей, основав собственную династию Омейядов .

Халиф Али, святой и мученик шиизма. Художник А. Овнатанян, XIX век

Шииты обвиняют суннитов в том, что последние изъяли стихи Корана и хадисы, устанавливавшие права Али на халифат. Один из наиболее известных шиитских хадисов гласит, что Пророк в присутствии многих своих сподвижников официально признал Али своим преемником. Годовщина этой инвеституры стала даже праздником шиитского календаря (ид аль-гадир ). К этомупразднику нужно еще прибавить ашуру , годовщину убийства Хусейна и его семьи при Кербеле. В глазах шиитов Али и двенадцать его прямых потомков – подлинные халифы или, вернее, имамы. Дело в том, что понятие имамата толкуется шиитами весьма расширенно и приобретает совершенно особое значение: в то время как в правоверном суннизме имам являетсядуховным и светским главой, которого избирают или назначают люди, шиитский имам (наследник миссии пророка) становится таковым в силу божественной благодати, наследственно передаваемой, по шиитскому преданию, в роду Мухаммеда. Он – имам по своей сущности благодаря таинственной эманации, переходящей от одного имама к другому начиная с самого Адама. Короче говоря, суннитский имам – начальник, шиитский – первосвященник. В дальнейшем шииты, придерживающиеся крайних взглядов, будут толковать понятие «имам» в весьма странном смысле, абсолютно противоречащем хариджитской теории.

«Учение шиитов состоит в следующем: двенадцать имамов непогрешимы; каждый из них творил чудеса; ...каждый из них, умирая, назначал себе преемника – имама, и так шло до Хасана ибн Али аль-Аскари. Последний передал имамат своему сыну, заявив: "Он – махди [мессия] и владыка времени". Этот сын родился в Самарре в 255 (869) г. Там есть подземелье, в котором, как говорят, произошло его исчезновение; это подземелье посещается паломниками» (Абу-ль-Маали).

Итак, по учению шиитов, Али и его потомки олицетворяют принцип наследственной верховной власти и принцип пророчества. Из этого следует, что имам обязательно должен существовать во все времена. Прямая линия от Али прерывается на 12-м имаме, но последний имам не умер, а удалился в потайное место, где ждет своего часа.

Более того, шиитские имамы в силу божественной эманации безгрешны и непогрешимы, т. е. обладают теми атрибутами, которые правоверные считают присущими только пророкам . А из непогрешимости имамов вытекает следствие, о котором пишет исламовед Гольдциер: в то время как суннизм является церковью, основывающейся на иджме (согласном мнении авторитетов мусульманской общины), шиизм – церковь, основанная на авторитете имама. Быть может, это более, чем что-либо другое, разделяет два учения. В самом деле, с одной стороны, суннизм считает, что со времени образования правоверных правовых систем (мазхабов ) иджтихад (личное мнение, складывающееся в результате свободного обсуждения принципов закона) был сменен таклидом (безоговорочным признанием авторитета). Но шиизм, признавая бессилие человеческого разума в области догмы, не может допустить, чтобы согласное мнение (иджма) служило критерием. По мнению шиитов, должен сохраняться иджтихад, так как применяющие его ученые (муджтахиды ) являются лишь орудиями «скрытого имама», – он вещает их устами; на этом-то и покоится их авторитет, стоящий значительно выше авторитета улемов (суннитских ученые). Муджтахид имел право критиковать даже действия шаха. Главные муджтахиды проживают в святых городах шиизма.

Ясно, что суннитские халифы не могли благосклонно взирать на развитие подобного учения. Поэтому они жестоко подавляли все выступления его сторонников, что вскоре придало шиизму облик «гонимой религии». Омейядам, занимавшимся главным образом мирскими делами, Алиды (потомки Али) противопоставили себя в качестве поборников духовного ислама. Что же касается Аббасидов , то сторонники Алидов не могли простить им того, как ловко они их использовали, чтобы свергнуть Омейядов. Несмотря на почести, воздаваемые Аббасидами некоторым имамам, шиизм выступал как оппозиционное течение, протестующее против незаконных халифов. Таким образом, шиизм вел настоящую «скрытую жизнь», которая развила в его сторонниках тенденцию скрывать свою веру и в случае опасности освобождать себя от выполнения предписаний культа. По сути, эта тенденция (такыйя , или китман , – «мысленная оговорка») была свойственна не только шиитам: мы находим ее следы уже в Коране (сура 3, стих 27; сура 16, стих 108); ханифитский суннизм и даже хариджизм считают ее дозволенной. Несмотря на ограничения, делавшиеся шиитскими теоретиками, такыйя применялась шиитами настолько широко, что стала одним из отличительных признаков крайних партий шиизма. Справедливость требует указать, что это произошло под влиянием обстоятельств, а не в результате свободного выбора: шииты прежде всего стремились избежать репрессий и кровопролития.

Течения шиизма

Шиизм, вынужденный отказаться от политической деятельности, тайно разрабатывал свое учение и, подобно хариджизму, породил много течений и сект. Некоторые из них впоследствии принесли шиизму то политическое влияние, которого он тщетно добивался ранее.

Но до того как придет этот успех, политические провалы шиизма обусловят формирование одного из его основных элементов – идеи страдания и искупления (идеи, вызвавшей иранские драматические представления, которые напоминают средневековые мистерии своим религиозным и народным характером и временами достигают пафоса). Смерть имама обязательно должна быть мученической (и если верить историкам, все шиитские имамы умерли насильственной смертью) Но так как в мире всегда должен быть имам, то последний имам, по верованию шиитов, не умер; он лишь находится в отсутствии и когда-нибудь непременно вернется. А пока не наступит конец этому отсутствию (гайба ), шиитская община полагает, что ею управляет «скрытый имам», которому каждый должен приносить присягу верности. Так, в 1910 г. иранский парламент приступил к работе, как утверждали, в присутствии «скрытого имама». В его предстоящее возвращение (раджа ) верует большинство шиитов.

Но шииты расходятся в вопросе о числе имамов и личности последнего из них – «скрытого имама». В то время как имамиты , или двунадесятники , верят в то, что было двенадцать имамов, следовавших один за другим, зейдиты завершают счет на пятом имаме, а исмаилиты , или семеричники , – на седьмом.

Зейдиты среди шиитов – течение, наименее удалившееся от правоверия. В 860 году они основали в Йемене независимый выборный имамат, который сохранился и после османского завоевания. Название секты произошло от имени Зейда (внука Хусейна), убитого омейядскими солдатами в 740 г., когда он пытался осуществить права Алидов на халифат. Зейдиты отвергают временный брак, отрицают божественную сущность имама и не ожидают возвращения «скрытого имама», полагая, что после смерти Зейда имамат должен быть выборным, а не наследственным.

Для имамитов же, составляющих основную массу шиитов, возвращение «скрытого имама» является догматом. Двенадцатый имам Мухаммед, родившийся в 873 г. и таинственным образом исчезнувший, должен появиться, когда пробьет час, в роли махди, мессии. Впоследствии имамизм станет официальной религией Ирана. Долгий период подготовки будет предшествовать его торжеству. Терпимость восточноиранской династии Саманидов дала возможность шиизму выступать открыто (в начале X в.). Через полвека шииты одержали верх, когда шиитская династия Буидов вступила в Багдад и присвоила себе светскую власть над этой резиденцией суннитских халифов. Тогда были составлены «четыре книги», сборники шиитских преданий, наподобие шести сборников суннитских преданий. Те имамиты, которые считают источниками закона только Коран и эти четыре книги, без иджтихада, составляют партию ахбари (сторонников священного предания). Но большинство имамитов является усули (сторонниками умозрительных методов). Мы видели, какое независимое положение сохранили иранские муджтахиды.

Итак, зейдиты считают, что имамом руководит бог, хотя и не обязательно, чтобы в нем самом заключалась частица божества. Для имамитов же имам несёт в себе субстанцию божественного света. Для крайних шиитов эта имманентность сверхъестественного в имаме (хулуль ) абсолютна: речь идет о вещественном соединении божества с имамом, становящимся в конце концов даже богом.

О крайних течениях в шиизме – см. статьи Махдизм , Карматы , Исмаилиты .

Процентная доля шиитов в населении мусульманских стран

Иран: 90-95%

Азербайджан: около 75%

Ирак: 65-70 %

Бахрейн: 65-75

Ливан: 45-55% (от числа мусульманских граждан), 25%-33% (от общего населения, включая христиан)

Йемен: 35-40% (зейдиты)

Кувейт: 20-25%

Сирия: 15-20%

Афганистан: 10-15%

Турция: 10-15%

Саудовская Аравия: 10-15%

Пакистан: 10-15%

Катар: около 10%

Объединённые Арабские Эмираты: около 10%

Шииты

приверженцы различных религиозных течений в Исламе, которые считают Али ибн Абу Талиба и его потомков (Алидов) единственными законными халифами, религиозными руководителями и духовными наставниками. Первоначально шиитское движение выступало с политическими требованиями. Параллельно с этим, шло постепенное доктринальное закрепление шиитских идей. Доктринальный спектр шиитских групп самый разнообразный, начиная от ультрарадикальных и «крайних» (гулат), которых представители ортодоксального Ислама мусульманами не считают (в частности из-за обожествления Али и других имамов), до умеренных. В настоящее время большинство шиитского населения проживает в Иране, где шиизм-иснаашаризм является государственной религией. Много последователей шиизма разных толков живет в Ираке, Ливане, Пакистане, Индии и других странах. Но, в целом, они составляют меньшинство верующих-мусульман. Современный шиизм, в основном представлен двумя умеренными течениями - иснаашаритами и зейдитами. Имеется также достаточно много последователей исмаилизма. Группы «крайних» шиитов (гулат) живут в Турции, Сирии и других странах. История шиизма восходит к самому раннему периоду истории Ислама. После смерти пророка Мухаммада, его мединские сподвижники выдвинули в качестве его преемника кандидатуру ансара Саада ибн Убады. Однако мекканские сподвижники пророка (мухаджиры) - Абу Бакр, Омар и Абу Убайда прибыли на место собрания мединцев и убедили их избрать халифом Абу Бакра. Его кандидатура была поддержана подавляющим большинством мусульман и Абу Бакр, в 11/632 году, стал первым Праведным халифом. Часть мусульман же, в числе которых были и достаточно влиятельные люди (например, Абу Зарр Гифари, Салман аль-Фариси) считала, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Их предпочтение основывалось на хороших личных качествах Али, его заслугах в деле распространения Ислама, и на близком родстве с покойным пророком. Но сам Али, и его сторонники также признали законность халифата Абу Бакра. После смерти Абу Бакра, Али, вместе со всеми мусульманами, признал следующих халифов - Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Он присягнул и добросовестно помогал им в управлении Халифатом. После трагической смерти халифа Османа большинство мусульман присягнуло Али. Он стал 4-м халифом (34/656-39/661 гг.). Но нестабильная внутриполитическая ситуация в Халифате, вызванная мятежами в различных провинциях и деятельностью хариджитских групп, доставляла ему массу проблем (См. Али ибн Абу Талиб). После трагической гибели Али от рук хариджитского террориста Ибн Мулджама в 39/661 году, радикально настроенные сторонники Али призывали его сына Хасана ибн Али возглавить Халифат, и начать военную конфронтацию с правителем Сирии Муавией ибн Абу Суфьяном, который к тому времени оказался единственным реальным кандидатом на власть (См. Омейяды). Но Хасан понял, что не имеет возможности и сил продолжать противостояние и занял реалистическую позицию. Он отказался от власти в пользу Муавии. Сам Хасан умер вскоре после этих событий. Но сторонники халифата наследников Али, продолжили борьбу против династии Омейядов, которую основал Муавия. Очередной всплеск антиомейяадских настроений начался после трагической гибели Хусайна - второго сына Али Ибн Абу Талиба. После смерти Муавии в Куфе (Ирак) вспыхнуло восстание против его наследника Йазида. Восставшие требовали отстранения Омейядов от власти и передачи власти в Халифате потомкам Али ибн Абу Талиба, наиболее известным из которых был Хусайн. Поэтому они пригласили Хусайна в Куфу для того, чтобы он возглавил восставших. Хусайн выехал к ним, но уже на полпути получил известие о том, что восстание подавлено, а большинство куфийцев перешло на сторону халифского наместника Куфы Убайдуллы ибн Зияда. Тем не менее, он продолжил свой путь туда в сопровождении маленького отряда, насчитывающего несколько десятков человек, включая и женщин, хотя не имел ни малейших шансов на успех. Убайдулла ибн Зияд же выставил на всех дорогах к Куфе военные отряды. В 58/680 году, с одним из этих отрядов встретился Хусайн в местечке Нинава, на месте которого позднее возник город Кербела. Халифские войска взяли в окружение маленький отряд Хусайна и начали переговоры с ними. Но, вскоре между сторонами произошло столкновение, в результате которого внук пророка Мухаммада был убит и обезглавлен. Погибли еще десятки его родственников, друзей и приближенных. Немалую роль в этих трагических событиях сыграло предательство, которое совершили куфийцы против Хусайна. Вначале они позвали его в город, а затем перешли на сторону халифского наместника. Смерть Хусайна ибн Али стала началом массовых волнений в Халифате. Мусульмане были возмущены жестокой расправой над потомками пророка Мухаммада. Естественно, что это недовольство сразу стали использоваться сторонниками Алидов в политических целях. Но главной действующей фигурой в антиомейядском восстании стал Абдулла ибн Зубайр - сын знаменитого сподвижника пророка Мухаммада. В ходе противостояния с силами Омейядов в Медине и других регионах Халифата произошли жесточайшие столкновения и погромы, осуществленные омейядскими командирами. Несмотря на все усилия Абдуллы ибн Зубайра Омейядам удалось сохранить власть. Правда, после этого власть перешла к представителям побочной ветви этой династии Марванитам, которые сменили Суфьянитов. Закрепление власти Омейядов сопровождалось жесточайшими репрессиями против политической оппозиции. Эти репрессии продолжились и после их свержения Аббасидами, которые рассматривали Алидов в качестве своих политических соперников. За этот период шииты подняли несколько восстаний, которые не привели к результатам и были потоплены в крови. После всех этих процессов, в среде различных шиитских групп начал формироваться культ мучеников, сложились мистические представления о верховной власти в Халифате. У имамитов также было окончательно оформлено учение о сокрытом и ожидаемом имаме (аль-Каим). Одновременно с процессом постепенного догматического закрепления учения шиитских групп, уже со II/VIII века, они начали распадаться множество сект и течений, каждая из которых действовала против властей своими методами. Поводом для противоречий были недоразумения между шиитами по вопросу о новом лидере-имаме после смерти старого. С протяжением времени это дробление еще более увеличилось. Крупный догматический раскол в имамитском шиизме произошел в середине II/VIII века. После смерти 6-го имама шиитов Джафара ас-Садика большинство приняло новым имамом его младшего сына Мусу аль-Казима. Однако часть из них признала имамом его умершего сына Исмаила, а после него его сына Мухаммада ибн Исмаила. Они стали называться исмаилитами. После смерти Мухаммада, исмаилиты стали объявлять «сокрытыми» имамами (аль-Каим) всех его потомков. Связь «сокрытых» имамов с общиной осуществляли так называемые «уполномоченные», которые получали приказы «сокрытого» имама. Исмаилитам удалось создать в Египте и Северной Африке крупное государство - Фатимидский халифат. Помимо исмаилитов, различные государства образовывали и другие течения шиитов. Например, зейдиты приходили к власти в Табаристане (Иран) в III/IX веке, и на севере Йемена, где и сегодня живет основная масса последователей этого течения. Представители другой, хасанидской, ветви Алидов сумели создать государство Идрисидов в Северной Африке. Шиитами-иснаашаритами же были Бувайхиды (Буиды), которые создали обширную империю и контролировали деятельность Аббасидских халифов в 334/946-467/1075 годах. А в X/XVI веке к власти в Иране пришла шиитская династия Сефевидов. Но спустя 2 века Сефевиды были низложены. Политическая активность шиитов-иснаашаритов возобновилась в Иране только после революции 1978-79 годов, в результате которой они установили контроль над страной. Относительно особенностей религиозной доктрины основных шиитских сект см. Джафаритский мазхаб , Друзы , Зейдитский мазхаб , Имамиты , Исмаилиты , Иснаашариты , Нусайриты , Кайсаниты , Карматы , Курабиты , Сабаиты , Хакимиты .

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Шиизм — одно из основных течений ислама , по числу приверженцев занимает второе место после суннизма. По статистике, каждый десятый мусульманин является шиитом.

С арабского "шиа" переводится как "партия", "приверженцы", "группировка".

Ключевым постулатом шиизма, явившемся причиной раскола и разделения мусульман на шиитов и суннитов, является признание единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков.

Это разночтение возникло во второй половине седьмого века, когда активизировалась борьба за власть в Халифате и остро встал вопрос преемнике Мухаммеда. Шииты настаивали на передаче власти Али , который был двоюродным братом и зятем Пророка. Сунниты придерживались мнения о выборности предводителя и не разделяли тезис о божественной природе Али и его потомков.

Итогом данного противостояния явилось фактическое военное поражение шиитов , в результате которого они оказались на обочине политической жизни. В середине восьмого века шиизм разделяется на два течение — крайнее и умеренное . К первому относились собственно "крайние" (гулат ) и исмаилиты , ко второму — зейдиты и имамиты . Также известны и другие, менее магистральные направления шиизма — друзы, алавиты, кайсаниты .

Последователи шиизма встречаются практически во всех исламских странах , но больше всего их в Иране, Азербайджане . Значительная часть населения является шиитами в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейн е . На территории России шиитов немного, главным образом — азербайджанцы. В Советском Союзе одним из очагов шиизма была Горно-Бадахшанская область Таджикистана.

Шиизм сыграл большую роль как знамя различных народных движений , использующих его идеи во время восстаний. Простым людям был близок постулат шиизма о непогрешимости имама , с приходом которого должно установиться царство справедливости .

Согласно шиитской легенде, последний 12-й имам исчез в возрасте 9 лет, это событие случилось не позднее 878 года. Есть версия, что он не умер, а находится под покровительством Аллаха и должен вернуться . Шииты называют последнего имама — "Скрытым имамом" или сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Надо отметить, что в шиизме, в отличие от того же суннизма, имам является посредником между Богом и человеком, своеобразным носителем божественной субстанции. Шииты верят, что имам непогрешим , обладает сверхъестественными способностями, обладает оккультными знаниями.

Сторонники шиизма придерживаются определённой иерархии религиозных деятелей, во главе которой стоит аятолла . Ему подчиняются муджтахиды , которые могут высказывать свое мнение по религиозным вопросам.

В целом, учение шиизма имеет четыре основы :

  • Таухид вера в единого Бога ,
  • Вера в Пророков и пророчества ,
  • Вера в Имамат ,
  • Вера в пришествие "Совершенного шиита".

Последние два постулата отличают шиизм от суннизма.

Важно отметить, что в последнее время предпринимаются попытки уменьшить напряженность отношений между суннитами и шиитами. Этому способствует донесение до мусульман достоверной информации о приверженцах противоположного им направления. Например, среди суннитов существует много ошибочных представлений о шиитах , якобы те имеют другой Коран, поклоняются Али как Богу (в исламе не допустимо поклонение кому-либо кроме Аллаха), не признают первых трёх халифов (правивших до Али), заменяют пять обязательных ежедневных молитв (намаз) одной, не выплачивают закят (2,5% сбережений в пользу бедных) и т.д. Легко убедиться, что эти представления не соответствуют действительности , и их развенчание позволит наладить диалог между шиитами и суннитами в рамках их общей веры ислама.

Шииты (ар. شيعة) - приверженцы, партия. Направление Ислама, признающее в качестве законных правителей мусульман, а также духовных преемников Пророка Мухаммада 4-го праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков.

Шииты признают пророческую миссию Посланника Аллаха, но отрицают, что кто-либо иной, кроме Али и его потомков - Имамов, может руководить мусульманской общиной. Такая форма власти (Имамат) предполагает легитимность правления мусульманами только наследников Пророка Мухаммада - потомкам Али и дочери Пророка Фатимы, которые, в свою очередь, входят в Ахль аль-Бейт - сообщество близких родственников Посланника Аллаха.

Шииты не приняли выборов халифом Абу Бакра и остальных халифов по причине того, что выбор руководителя общиной мусульман должен быть подобен назначению пророков и является исключительно прерогативой Аллаха.

Основа неприятия шиитами выборов Абу Бакра, Умара и Усмана халифами заключается в хадисах, известных как хадисы «Гадир Хум» и «Сакаляйн». В этих хадисах, по мнению шиитов, Пророк Мухаммад заявляет об исключительных правах Али и его рода на власть над мусульманами.

На сегодняшний день среди ученых-исламоведов нет единой точки зрения о дате возникновения шиизма. Некоторые считают, что это направление Ислама возникло ещё во времена Пророка, вторые- после его смерти, третьи относят зарождение шиизма ко временам правления Али, другие- к периоду после его убийства.

На заре своего возникновения и на протяжении почти двух веков шииты оставались исключительно политической партией. Политическая основа была и у основателей государства Идрисидов в Марокко, которые являлись последователями зейдизма, - т.н. «умеренного» шиизма. Религиозная составляющая шиизма впервые проявилась в начале девятого века, когда начало оформляться течение имамитов, или шиитов-двунадесятников (иснаашарийя). В наши дни течение шиитов-имамитов считается самым многочисленным по количеству последователей и самым распространенным. Шииты-имамиты составляют большинство жителей Азербайджана, Ирана, Бахрейна, Ливана, а также почти треть населения Ирака.

Шииты делятся на две крупные группировки: Умеренные шииты (шииты-зейдиты и шииты-имамиты) и крайние шииты (исмаилиты, алавиты и др.).

Шииты-зейдиты.

Шииты-зейдиты - приверженцы т. н. «умеренного» шиизма, наиболее близкие из шиитских сект к суннисткому вероучению. Основателем зейдизма считается внук Хусейна Зайд ибн Али.

Зейдизм как идеология получила распространение в Ираке, Иране и на Аравийском полуострове. Зейдите создали свое государство (государство Идрисидов) в Марокко, а также, на протяжении тысячи с лишнем лет, зейдиты являлись единоличными правителями Йемена где их имамы правили до революции 1962 года.

Зейдизм как политическое явление возникло в восьмом веке, когда Зейд ибн Али решил с боем вернуть потомкам Али право на власть в мусульманском государстве.

По своим богословским взглядам зейдиты близки к мугтазилитам, однако зейдиты, в отличие от остальных шиитов, не признают шиитских идей о «скрытом» имаме и не практикуют «такия» (скрывание своей веры из благоразумия). Шииты-зейдиты не являются антропоморфистами.

В вопросах догматики зейдиты наиболее близки суннисткому вероучению. Отрицая божественную природу имамата, зейдиты считали, что имамом может быть любой из рода Али (Алиды) и в разных странах имамами могут быть разные Алиды. Не желая продолжать смуту, зейдиты допустили правление халифов Абу Бакра, Умара и Усмана, однако считают Али и его род наиболее достойными из всех.

Продолжение следует.

Сунниты, шииты, алавиты - названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая - признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.

полный текст

Сунна - вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна - два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.

полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей - халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы - правовые школы и акиды - «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Что обозначает название

Шийа - «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка - халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе - главной святыне магометан в Мекке .

полный текст

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом - имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 - 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов - шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует - джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества - аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

полный текст

Основные черты суфизма - очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты - настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши - монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев - салафиты.

Что обозначает название

Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло

Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф - «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун - призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты - основные критики суфии. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане» .

Ваххабиты

Что обозначает название

Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Когда возникло

В XVIII веке.

Сколько приверженцев

В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания

Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления - Аравия.

Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание - ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Хуситы (зейдиты, джарудиты)

Что обозначает название

Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.

Когда возникло

Учение зейдитов - VIII век, джарудитов - IX век.

Хуситы - движение конца XX века.

Сколько приверженцев

Оценочно около 7 миллионов.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)- изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение. Джарудиты считают, что Али был выбран халифом только по описательным характеристикам. Хуситы - современная организация зейдитов-джарудитов.

Хариджиты

Что обозначает название

«Выступившие», «покинувшие».

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Разделяют основные взгляды суннитов, однако признают только первых двух праведных халифов - Умара и Абу Бакра, выступают за равенство всех мусульман уммы (арабов и других народов), за выборность халифов и обладание ими лишь исполнительной властью.

полный текст

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Одно из основных «исконных» направлений ислама вместе с шиизмом и суннизмом.

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

В конце VII века.

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

полный текст

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Азракиты и надждиты

Считается, что ваххабиты - самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.

Что обозначает название

Название азракитов по имени духовного лидера - Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов - по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.

Когда возникло

Идеи и обычаи азаркитов

Радикальное ответвление хариджизма. Отвергали шиитский принцип «благоразумного сокрытия своей веры» (например, под страхом смерти и других крайних случаях). Считали неверующими халифа Али ибн Абу Талиба (почитаемого многими мусульманами), Усмана ибн Аффана и их приверженцев. Неподконтрольные территории азракиты считали «землей войны» (дар аль-харб), а проживающее на ней население подлежало уничтожению. Азракиты испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, убивали сами.

Идеи и обычаи надждитов

Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика - Исмаила.

Когда возникло

Конец VIII века.

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка - Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

полный текст

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Именно исмаилитов-низаритов, применявших индивидуальный террор против турок, называли ассасинами.

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Более 3 миллионов человек. Происхождение друзов вызывает споры: одни их считают потомками старейшего арабского племени, другие - смешанным арабо-персидским (по другим версиям арабо-курдским или арабо-арамейским) населением много веков назад прибывшим на эти земли.

Основные районы проживания

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

полный текст

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл - творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

полный текст

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда - Имени Бога, Салмана аль-Фариси - Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.