Особенности жанра и композиции поэмы гоголя мертвые души. План сочинения — Особенности композиции поэмы Гоголя «Мертвые души

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

С самого начала писательской деятельно-
сти мечтал написать произведение, в
«котором бы явилась вся Русь». Это должно
было быть грандиозное описание быта и нра-
вов России первой трети XIX века. Таким
произведением стала поэма «Мертвые ду-
ши», написанная в 1842 году. Первое издание
книги называлось «Похождения Чичикова,
или Мертвые души». Такое название снижа-
ло истинное значение произведения, перево-
дило его в область авантюрного романа. Го-
голь пошел на это по цензурным соображе-
ниям, желая издать поэму.
Почему же назвал свое произведе-
ние поэмой? Определение жанра стало ясно
писателю только в последний момент, - ра-
ботая над рукописью, он говорит то о поэме,
то о романе.
Чтобы понять особенности жанра поэмы
«Мертвые души», можно сопоставить это про-
изведение с «Божественной комедией» Дан-
те, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние
чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная
комедия» состоит из трех частей. В первой
части к Данте является тень древнеримского
поэта Вергилия, которая сопровождает лири-
ческого героя в ад; они проходят все круги,
перед их взором предстает целая галерея
грешников. Фантастичность сюжета не ме-
шает Данте раскрыть тему своей родины -
Италии. По сути, задумал показать те
же круги ада, но ада России. Недаром назва-
ние поэмы «Мертвые души» идейно перекли-
кается с названием первой части поэмы Дан-
те «Божественная комедия», которая называ-
ется «Ад».
, наряду с сатирическим отрицани-
ем, вводит элемент воспевающий, созида-
тельный - образ России. С этим образом
связано «высокое лирическое движение», ко-
торое в поэме по временам подменяет коми-
ческое повествование.
Значительное место в поэме «Мертвые
души» занимают лирические отступления и
вставные эпизоды, что характерно для этого
литературного жанра. В них касается
самых острых российских общественных во-
просов. Мысли автора о высоком назначении
человека, о судьбе Родины и народа здесь
противопоставлены мрачным картинам рус-
ской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы «Мерт-
вые души» Чичиковым в город NN. С первых
же страниц произведения мы ощущаем увле-
кательность сюжета, так как читатель не мо-
жет предположить, что после встречи Чичи-
кова с Маниловым будут встречи с Собакеви-
чем, Ноздревым. Читатель не может дога-
даться и о том, что случится в конце поэмы,
потому что все ее персонажи выведены по
принципу градации: один хуже другого.
Например, Манилова, если рассматривать
его как отдельный образ, нельзя восприни-
мать в качестве положительного героя (на
столе у него лежит книга, открытая на одной
и той же странице, а его вежливость при-
творна: «Позвольте этого вам не позволить»),
но по сравнению с Плюшкиным Манилов во
многом даже выигрывает. Однако в центр
внимания поставил Коробочку, так
как она является своеобразным единым на-
чалом всех персонажей. По мысли Гоголя,
это символ «человека-коробочки», в котором
заложена идея неуемной жажды накопи-
тельства.
Тема разоблачения чиновничества прохо-
дит через все творчество Гоголя: она свойст-
венна и сборнику «Миргород», и комедии
«Ревизор». В поэме «Мертвые души» она пе-
реплетается с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает «Повесть
о капитане Копейкине». Она сюжетно не
связана с поэмой, но имеет большое значе-‘
ние для раскрытия идейного содержания
произведения. Форма сказа придает повести
жизненный характер: она обличает недо-
статки общественной жизни России на всех
уровнях..
Миру «мертвых душ» в поэме противо-
поставлен лирический образ народной Рос-
сии, о которой пишет с любовью и
восхищением. За страшным миром помещи-
ков и чиновников писатель чувствовал душу
русского народа, которую воплотил в образе
быстро несущейся вперед тройки, собрав-
шей в себе силы России: «Не так ли и ты,
Русь, что бойкая, необгонимая тройка не-
сешься?».
Итак, мы знаем, что в своем про-
изведении изображает социальные болезни
общества. Следует остановиться на том, как
удается это сделать писателю. Во-первых,
пользуется приемами социальной ти-
пизации. В изображении галереи помещи-
ков умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи статичны, их
развитие не показано (это не.относится к
Плюшкину и Чичикову), мы почти ничего
не знаем об их прошлом. Этот прием под-
черкивает еще раз, что маниловы, коробоч-
ки, собакевичи, Плюшкины и есть мертвые
души.
Для описания героев использует
свой излюбленный прием - характеристику
персонажа через деталь. Его можно назвать
«гением детализации»: так точно детали от-
ражают характер и внутренний мир персона-
жей. Чего стоит, например, описание дома
Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение
Манилова, он обратил внимание на заросший
английский пруд, на покосившуюся беседку,
на запустение, на обои в комнате Манило-
ва - то ли серые, то ли голубые, на обтяну-
тые рогожей два стула, до которых так и не
доходят руки хозяина. Эти и другие детали
подводят нас к главному выводу, сделанному
самим автором: «Ни то ни се, а черт знает
что такое!».
Вспомним Плюшкина, эту «прореху на че-
ловечестве», который потерял даже пол свой.
Он выходит к Чичикову в засаленном халате,
с немыслимым платком на голове. Везде ца-
рят грязь, неустройство. Плюшкин олицетво-
ряет крайнюю степень деградации, что пере-
дается через детали, через те мелочи жиз-
ни, которыми так восхищался А.С. :
«Еще ни у одного писателя не было этого
дара выставлять так ярко пошлость жизни,
уметь очертить в такой силе пошлость пош-
лого человека, чтобы вся та мелочь, которая
ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в
глаза всем».
И все-таки главная тема поэмы - это
судьба России: ее прошлое, настоящее и бу-
дущее. В первом томе уделяет боль-
ше внимания прошлому родины. Задуман-
ные им второй и третий тома должны были
повествовать о настоящем и будущем Рос-
сии. Этот замысел можно было бы сравнить
со второй и третьей частями «Божественной
комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Од-
нако этим замыслам не суждено было
сбыться: второй том оказался неудачным по
идее, а третий так и не был написан. Поэто-
му поездка Чичикова и осталась поездкой в
неизвестность.

Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.

Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.

Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так точно порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на человечестве", который потерял даже пол свой.

Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.

Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Нашёл своё выражение в том, что образы помещиков, крестьян, описание их жизни, хозяйства и нравов изображены в поэме так отчётливо, что, прочитав эту часть поэмы, запоминаешь её навсегда. Изображение помещичье-крестьянской Руси было очень актуально в гоголевское время в связи с обострением кризиса системы крепостного права. Многие помещики перестали быть полезными для общества, морально опустились и превратились в заложников своих прав на землю и людей. На передний план начал выходить другой слой российского общества — жители городов. Как и ранее в «Ревизоре», в этой поэме Гоголь представляет широкую картину чиновничества, дамского общества, простых горожан, слуг.

Итак, изображение современной Гоголю России определяет главные темы «Мёртвых душ»: тему родины, тему поместной жизни, тему города, тему души. Среди мотивов поэмы основными являются мотив дороги и мотив пути. Мотив дороги организует повествование в произведении, мотив пути выражает центральную авторскую идею — обретение русским человеком истинной и одухотворённой жизни. Гоголь достигает выразительного смыслового эффекта, сочетая эти мотивы со следующим композиционным приёмом: в начале поэмы бричка Чичикова въезжает в город, в конце — выезжает. Тем самым автор показывает, что описанное в первом томе является частью невообразимо долгой дороги в поиске пути. Все герои поэмы находятся в пути — Чичиков, автор, Русь.

«Мёртвые души» состоят из двух больших частей, которые можно условно назвать «деревня» и «город». Всего в первом томе поэмы одиннадцать глав: первую главу, описывающую приезд Чичикова, знакомство с городом и городским обществом, следует считать экспозиционной; затем идут пять глав о помещиках (главы вторая — шестая), в седьмой Чичиков возвращается в город, в начале одиннадцатой выезжает из него, и следующее содержание главы с городом уже не связано. Таким образом, на описание деревни и города приходятся равные части текста произведения, что в полной мере соотносится с главным тезисом замысла Гоголя: «Вся Русь явится в нём!»

В поэме также есть два внесюжетных элемента: «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Цель включения в текст произведения повести — уточнить некоторые идеи поэмы. Притча выполняет функцию обобщения, связывая характеры поэмы с мыслью о назначении ума и богатырства как двух бесценных даров, данных человеку.

Примечательно также то, что автор рассказывает «историю Чичикова» в одиннадцатой главе. Главная цель помещения предыстории героя в конец главы состоит в том, что автор хотел избежать предубеждённого, подготовленного восприятия читателем событий и героя. Гоголь стремился, чтобы читатель составил своё мнение о происходящем, наблюдая за всем так, как если бы это было в реальной жизни.

Наконец, соотношение эпического и лирического в поэме тоже имеет своё идейное значение. Первое лирическое отступление в поэме появляется в конце пятой главы в рассуждении о русском языке. В дальнейшем их количество увеличивается, в конце 11 главы автор с патриотизмом и гражданской страстью говорит о Руси, птице-тройке. Лирическое начало в произведении нарастает потому, что задумка Гоголя была утвердить свой светлый идеал. Он хотел показать, как в мечте о счастливом будущем страны рассеивается туман, сгустившийся над «грустной Россией» (так охарактеризовал первые главы поэмы Пушкин).

Особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

I. Вступление

Композиция гоголевской поэмы, наверное, самая нетради­ционная и необычная в мировой литературе. Целью автора было создать образ жизни целой нации, а не только показать отдельные типические характеры. Для этого требовалась очень высокая степень обобщения, которой невозможно дос­тичь при стандартной композиции.

II. Главная часть

Композиция — это состав, взаимосвязь и взаимораспо­ложение частей произведения. Применять такое определение к поэме Гоголя чрезвычайно сложно, т.к. части произведения, как правило, логически совершенно не-связаны между собой. Гоголь не очень заботился о связности и последовательности повествования. Он создал свободную композицию, при кото­рой главным было не развитие сюжета, а изображение повсе­дневной жизни обывателя, т.е. «пошлость пошлого человека»:

а) композиция сюжета. Последний очень своеобразен. Де­ло в том, что сюжет в поэме явно не один. Покупка «мертвых душ», «Повесть о капитане Копейкине», притча о Кифе Мо­киевиче и Мокии Кифовиче, предыстория Чичикова, судьбы беглых крестьян Плюшкина — все это лишь небольшая часть самостоятельных сюжетов. Они занимают большое место в поэме, но говорить о том, что какой-то сюжет главный, а какой-то второстепенный, не приходится. Для Гоголя все сюже­ты, даже самые маленькие, одинаково важны, т.к. все они яв­ляются частицами русской жизни;

б) композиция системы персонажей. В поэме все время появляются персонажи, вообще не связанные ни с каким из сюжетов, т.е. композиция системы персонажей тоже очень своеобразна. Главные, второстепенные, эпизодические персо­нажи отличаются только по объему отведенного им текста, но не по авторскому интересу и вниманию к ним.

Многие персонажи никак не влияют на ход сюжета, ме помогают раскрыть характеры героев; они просто существую! в поэме сами по себе. Таковы, например, поручик из Рязани, который «заказал уже четыре пары <сапог> и постоянно при­меривал пятую» (седьмая глава), уездный чиновник, идущий по дороге домой, и вся его родня (шестая глава), мужики, рас­суждающие о колесе (первая глава)… Всех упомянуть невоз­можно просто потому, что их бесконечное множество.

Более того, в персонажах, которых часто называют главны­ми, «существует» не один человек. Так, Чичиков предстает то как «подлец», то как «преприятнейший человек», то как просто «приобретатель». О Собакевиче Гоголь рассуждает не только как о помещике, но и как о человеке, «попробовавшем слегка вер­хушки какой-нибудь науки». Даже в таком, казалось бы, неслож­ном персонаже, как Коробочка, скрыто целых три человека;

в) композиция мира вещей тоже совершенно уникальна. Вещи не просто служат для характеристики героев, они могут существовать (и существуют) в поэме совершенно отдельно от людей. Например, портрет Багратиона в доме Собакевича, шарманка Ноздрева никак не характеризуют своих хозяев. Ог­ромное место занимают описания вещей в доме Плюшкина, на­крытого стола у полицмейстера (седьмая глава), непрерывной трапезы «господина средней руки» (четвертая глава). Следуя логике развития сюжета, без них можно было бы обойтись. Но Гоголю важна не динамика действия (что дальше случится), а вещи, мир (!) вещей сам по себе. И он не может пройти мимо любых, даже самых незначительных, явлений русской жизни;

г) авторские отступления. Важнейшей особенностью ком­позиции поэмы является сочетание сюжетных и внесюжетных элементов (Ср.: план на тему «Особенности композиции ро­мана «Евгений Онегин»). Может быть, сюжет понадобился Гоголю лишь для того, чтобы поминутно уходить в сторону. Именно поэтому авторские отступления, которые относятся к внесюжетным элементам произведения, занимают в компози­ции поэмы такое большое место.

Они не всегда оторваны от сюжета. Например, после возвышенных авторских размышлений о юности следует описание деревни Плюшкина, где беспощадная старость уничтожила все человеческое. Тем самым создается резкий контраст между авторским идеалом и действительностью (шестая глава).

Однако большинство авторских отступлений не подчиня­ется классическим принципам композиции. Некоторые из них лишь формально связаны с сюжетом, например рассуждение о толстых и тонких (первая глава), притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (одиннадцатая глава), рассказ о желудке «господина средней руки» (четвертая глава), рассуждения о дамах губернского города (восьмая глава). На самом же деле все эти авторские отступления существуют сами по себе, в них рассказываются свои истории, не двигающие сюжет и объясняющие не характеры героев, а русскую жизнь в целом.

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы

Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.

Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.

Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так точно порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на человечестве", который потерял даже пол свой.

Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.

Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа".