Работа и жизнь гика с проблемами концентрации внимания. Не могу думать, концентрировать внимание

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» — дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны — при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это — различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные «деликатесы»;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания — мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания — доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Каждый — гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям,
она всю жизнь проживет с верой в свою глупость.

Альберт Эйнштейн

Лень — это привычка отдыхать до того, как ты устанешь.

Жюль Ренар

Проблемы с концентрацией внимания? Внешнее воздействие сбивает с толку? Кажется, что все кругом рушится? Не получается запоминать вещи? Выход есть. Чтобы все было нормально, надо только чуть-чуть помочь. Надо принять себя и научиться с этим жить.

Решительно сократить количество проблем можно, придерживаясь следующих рекомендаций:

  1. В голове держать не больше трех-пяти вещей за раз, объединив действия в большие смысловые блоки.
  2. Раз и навсегда выбрать решение по ежедневному набору мелочей: вносить дела к календарь, проверять утюг и т.п.
  3. Разложить все вещи по своим местам и поддерживать заведенный порядок.
  4. Дублировать необходимые и часто используемые вещи; разложить их по всем углам.
  5. Умело пользоваться календарем, мобильником и другими инструментами интернет-века.
  6. И самое главное: НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ПО МЕЛОЧАМ!

1) Объединение действий

Необходимо стремиться к тому, чтобы оперировать за раз только тремя-пятью предметами. Для этого необходимо объединить мелкие предметы и действия в смысловые блоки, а их в свою очередь — в более крупные и т.д. Дело в том, что человеческая память конечна. У большинства людей объем оперативной памяти составляет 3-5, реже 7 смысловых единиц. Если превысить данное "магическое" число, становится нехорошо. Можно даже пойти на маленькую хитрость и попытаться ужать количество предметов до двух-трех, оставляя как можно больше места внешним раздражителям. В таком случае риск отвлечься до такой степени, чтобы забыть что-то важное, минимален.

Примеры смысловых блоков и их возможного укрупнения:

  • Рюкзак+папка, ключи+кошелек, документы, зонты+куртки+дождевики.
  • Бумажка/Билет/Документ/Блокнот -> Папка -> Рюкзак
  • Карточка/СНИЛС/ВУ/ПАСПОРТ -> Лопатник -> Рюкзак
  • Машина, Гараж, Ворота, Дом, Флешка -> Связка ключей в кармане
Тот же принцип необходимо использовать и в виртуальной сфере — не больше 3х цветов в календаре, не больше 3х смарт-папок в почте. Если их больше, значит плохо разбиты. Можно и нужно укрупнить.


Чтобы не перегружать объединенные связки лишними предметами, их можно разбивать по месту применения или действию. Например: машина, пешая прогулка, командировка и т.д. Таким образом вполне логично иметь две связки, каждая из которых содержит частично пересекающийся набор предметов, но предназначенный для конкретной цели.

Главное — чтобы общее количество одновременно используемых блоков составляло от трех до пяти шт. Больше в голове уместить трудно, а ведь надо еще оставить место на внешний мир.

Данное правило работает отменно, т.к. эксплуатирует особенности функционирования кратковременной памяти человека.

2) Однократный выбор для часто повторяющихся, мелких и незначительных действий

Воспользуемся советом из книги Т. Лимончелли: для всех незначительных действий, на которые каждый день тратятся умственные усилия, надо принять решение раз и навсегда. Если решить для себя, как поступать в выбранных ситуациях, во-первых, высвободится время думать над чем-то более важным, а во-вторых, сократится количество ошибок. Не составит труда всегда вносить дела в календарь, проверять перед выходом из дома утюг и т.п. Тратить силы на ежедневные раздумья о зонте или ежедневнике того не стоит.

Рассмотрим подробнее несколько жизненных ситуаций на примере того, как их решаю я.

  • Чтобы не мучиться без зонта под проливным дождем, я решил вопрос, одновременно разместив зонты дома, в машине и на работе. Единственной и обязательной задачей в таком случае является непременное возвращение предмета в исходное место после использования. Заметьте, мук выбора больше нет, ошибок тоже. Больше не надо гадать на прогнозе погоды.
  • Брать или не брать iPad? Брать! Лишним не будет даже если не пригодится.
  • Заносить или не заносить в календарь всякую мелочь, понадеявшись на память? Заносить обязательно! Не стоит себя переоценивать, лишние 3 минуты тыканья в смартфон потом возместятся сторицей. И, опять же, голова совершенно свободна.
  • Класть ли документ/файл в Dropbox или оставить локально? Обязательно класть! Очень "весело", умчавшись за 900 километров, вдруг обнаружить, что флешка с диссертацией мирно лежит дома на столике у зеркала. Dropbox — сила.
  • Заводить ли таймер, если надо что-то сделать в ближайшее время? Однозначно да! И молоко не убежит, и шефу не забудешь перезвонить.
  • Не отвечать на телефонные звонки за рулем. Совсем-совсем. Единственное исключение — настолько скучная и невообразимо длинная пробка, в которой можно не только успеть решить все вопросы, но и пару-тройку серий доктора Хауса посмотреть.
Объединение, описанное в п.1, тоже весьма способствует однократному выбору. Например можно не думать, что взять с собой, если на связке с ключами, к примеру, есть и дом, и машина с гаражом, и флеш-накопитель.

3) Всему свое место

Работать за столом, кушать на кухне, спать в кровати. То же касается и местоположения вещей — определив места для предметов, необходимо выработать в себе привычку постоянно их поддерживать. Со временем организм привыкает к определенному окружению и сам включается на привычные раздражители. Не стоит надеяться на свою память и потом лихорадочно переворачивать все вокруг, когда вдруг понадобится. Увидел что-то не на своем месте? Сразу встал и положил куда следует.

В книгах по борьбе со стрессом и бессонницей настоятельно советуют не пользоваться кроватью в качестве места для еды и работы. Это нужно для того, чтобы организм мог расслабиться в привычном, проверенном гнездышке.

Кстати! Если в голову пришла неподходящая по местоположению мысль (напр. рабочий вопрос дома и наоборот), неплохо это дело конспектировать в Evernote, который открываешь и там и там. Практика показала, что мне, к примеру, мысль приходит в одном и том же месте, посему возможны казусы — на работе задумываешь что-то сделать дома, дома планируешь, чем заняться на работе, а в итоге и там и там делаешь совсем другое, вспоминая о планах только в конце дня. Списки дел с легкостью рвут этот порочный круг.

4) Дублирование

Для того, чтобы удобно оперировать блоками, можно продублировать между ними некоторые предметы. Это нужно для оптимизации количества крупных блоков, используемых для решения повседневных задач. Если есть шанс забыть предмет, лучше всего постараться сделать так, чтобы он всегда был под рукой. Этого легко добиться, разложив одинаковые предметы по разным уголкам.

Как это делаю я:

  • Три зонта: дома, в машине и на работе. Оказаться застигнутым врасплох в такой ситуации довольно непросто.
  • Ключи от дома — и в бумажнике и на автомобильной связке: выходя на прогулку берешь бумажник, в автомобиль — свои ключи и никогда не окажешься перед запертой дверью.
  • Очки дома, в рюкзаке и в пара в машине (темные/светлые). "Очкарику"довольно неприятно оказаться за рулем или в незнакомой обстановке в состоянии "перманентного бокэ".
  • Таймер в компьютере, в наручных часах и, заодно, отдельный механический на кухне. Как народ вообще без них обходится, не понимаю!
  • Dropbox + Evernote дома, на работе, планшете и смартфоне — не надо задумываться о ручной синхронизации файлов и заметок между площадками и в поездках.
Ничего не забудется, ничего не потеряется.

5) Технические помощники

Все дела и напоминания сроком больше, чем через час, должны быть отражены в календаре . Видно свободные дни, можно решить когда и что делать. Никогда не надо держать в голове массу вещей, когда для этого есть отличный помощник. А если в календарь заносить не только планы, но и постфактум сделанную работу, потом при необходимости можно легко составлять необходимые отчеты о проделанной работе с точностью до часа.

Надо позвонить человеку в пятницу в 11.15 утра через 2 года? Нет проблем! Как сказал Петр Диденко — те, кто понимает фишку с календарями, всегда глумятся над теми, кто еще нет.

Evernote — гениальное изобретение и незаменимый помощник во всех видах структурирования и сохранения информации. Ну да про него отдельно много-много чего написано.

Wiki удобно использовать для описания рабочих процессов. Во-первых, позволяет в случае чего отвлечься от дела и вернуться к нему через некоторое время вновь. Хоть отвлекаться есть лютое зло, но на айтишной работе это происходит, к сожалению, постоянно. Во-вторых, в случае, если над задачей работает несколько человек, Wiki автоматически становится инструментом коллективной работы: видно кто чем занимается, у кого какие трудности, на страницах обсуждения можно вести дискуссии по задачам, прикладывать файлы и все-все-все. Заодно в качестве бонуса сама собой собирается документация.

Мобильный телефон для человека XXI века фактически то же самое, что церковный собор для средневекового горожанина. Он — окно в мир, центральное место в системе ценностей и просто масса возможностей. При должной настройке, телефон способен неплохо облегчить жизнь своему владельцу.

Технические "фишки" логично использовать на все 100%. Во всех контактах необходимо при первой возможности заполнять имена, фамилии, должности и фото. Иначе зачем покупался-то? Стоит воздержаться от кличек, аватарок и контактов трудной судьбы наподобие "123 перезвонить". Ночью будет неплохо, если телефон сам отключит звук и будет пропускать только важные звонки. Удобно заранее подготовить набор СМС-шаблонов на типовые ситуации, чтобы не тратить время на повторяющиеся сообщения.

Если среди коллег есть особо талантливые и надоедливые личности, на них вместо мелодии звонка можно установить звук тишины — остальным не помешает, а на этих друзей внимание будет переключаться когда реально есть возможность, а не по сотне раз на дню. Необходимо автоматически синхронизировать календарь с ПК или Облаком. Владельцам современных смартфонов этот совет покажется банальным, но еще в 2007 году для обычных телефонов это было не так-то просто организовать.

6) НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ!

Надо научиться не поддаваться внешним воздействиям и работать не отклоняясь от намеченной цели. Необходимо избавиться ото всех лишних раздражителей, которыми незаметно, но довольно плотно окутано наше внимание.


В первую очередь надо постараться отказаться от ICQ, Jabber"a, Skype, выплывающих нотификаторов Growl. Взять за правило проверять электронную почту по удобному расписанию, а не по уведомлению нотификатора. Уведомления не особо ускоряют скорость решения вопроса, чаще всего — сбивают с толку, прийдя не вовремя. Если надо пообщаться в реальном времени, всегда можно договориться по почте и выделить конкретное время в календаре.

Затем необходимо отключить второй телефон и(или) вторую линию. Проку мало, а проблем — вагон и маленькая тележка. Какой толк, решая важный вопрос, узнать, что звонят еще? Будут потрачены нервы и лишние деньги, разговор затянется, абонент с той стороны тоже будет нервничать. Игнорирование сигнала от второй линии выглядит нехорошо со стороны звонящего. Оставленный без ответа звонок психологически тяжелее неудачи при дозвоне. Вторая линия — с глаз долой, из сердца вон!

К минусам подхода можно со всей смелостью отнести напрочь отсутствующую у некоторых людей культуру элементарного планирования. Мобильные технологии не исправляют, а наоборот усугубляют данный феномен. Все крепко-накрепко становится завязано на сиюсекундную доступность удаленного абонента. Если до него ВНЕЗАПНО невозможно дозвониться или услышать ответ онлайн, множество народа банально впадает в ступор.

Я, к примеру, всегда, если не могу дозвониться до человека по срочному делу, сразу же дублирую вопрос по СМС и, по возможности, по электронной почте. Отменный результат достигается в 99,9% случаев. Или перезванивают или решают вопрос и перезванивают.

Телевизор, RSS-рассылки — смело в мусор! Необходимо оставить только нужное. Следует читать всякие сайты только тогда, когда есть время. Неудобно без ридера пролистывать 100500 сайтов? Дружищще, не многовато ли ты времени ты проводишь, читая шлак?

Для тех, кто никак не представляет себе жизни без агрегаторов, в книге Т. Лимончелли есть отличный совет: каждый месяц надо обязательно отписываться от одной rss-рассылки, usenet-группы или email-рассылки. Выбрать из общего списка самую ненужную и избавиться. Это позволит держать только актуальные вещи.

Заключение

Подытожим написанное выше. Если держать в голове не больше трех-пяти вещей за раз, то риск отвлечься и забыть что-то невелик. Не стоит отлынивать по мелочам и раздумывать о том, вносить ли дела к календарь, использовать ли dropbox и т.п. Необходимо раз и навсегда принять решение и не задумываясь следовать ему как ритуалу. Неплохо бы разложить все вещи по своим местам и поддерживать заведенный порядок. Особенно хорошо будет, если часто используемые и нужные предметы будут размножены и разложены во все возможные места и дома, и на работе. Пользоваться календарем! Хорошо бы содержать мобильный телефон в порядке: не держать мусорные контакты, заполнять фото, должности и адреса, синхронизировать с облаком. Не стоит отвлекаться на мелочи — не надо становиться рабом нотификаторов и информеров.
  1. Томас Лимончелли. Тайм-менеджмент для системных администраторов. (

1. Сосредоточьтесь на учебе, сделайте получение образования приоритетной деятельностью в своей жизни.

Одной из уникальных особенностей мозга является то, что его энергию можно легко концентрировать на том, что кажется человеку важным. Если все ваши действия будут руководствоваться приоритетом обучения, тогда и концентрации внимания вы добьетесь намного легче, так как мозг привлечет его к обучению автоматически, Ваше будущее зависит от знаний и умений, приобретенных в студенчестве. Только вы выигрываете от полученного вами образования. Поэтому предоставьте приоритет образованию в своей жизни, составив перечень преимуществ, которые оно несет, и хорошо их запомнив.

Самое важное преимущество в том, что образование делает полноценными все стороны жизни: духовную, финансовую, карьерную, а также личную, связанную со здоровьем и любовью.

2. Избавьтесь от внешних раздражителей, которые мешают концентрации внимания.

Мозг создан таким образом, чтобы обрабатывать всю информацию, которая достигает органов чувств. Благодаря этому мы узнаем о возможной опасности.

Не вините себя в том, что отвлекаетесь на окружающие вас обстоятельства и не можете сконцентрировать внимание на учебе, а просто постарайтесь удалить все то, что вам мешает. Вот что можно для этого сделать.

Обратитесь с просьбой к семье помочь вам сконцентрироваться на учебе.
+ Попросите их отключить (или приглушить) источники шума (телевизор, радио и т. д.) во время ваших занятий.
+ Если звук все равно вам мешает, воспользуйтесь берушами или наушниками. Естественно, в последних не должна звучать музыка!
+ Храните книги и другие интересующие вас вещи вне своей комнаты.
+ Отключите мобильный телефон и закройте дверь своей комнаты.

3. Избавьтесь от злейших врагов концентрации внимания - посторонних мыслей. После того как вы закрыли двери, выключили телевизор и радио и вставили в уши беруши, внутри вашего мозга зарождаются другие раздражители - мысли.

Даже открыв книгу и уставившись в нее, вы ловите себя на том, что думаете совсем о других вещах! Совершенно естественно, что у вас в голове роятся разные мысли. Это явление свойственно всем людям.

Как решить эту проблему? Ясно одно: бороться с мыслями не стоит. Когда вы начинаете борьбу с мыслью, вы передаете ей больше энергии и она становится более назойливой.

Вместо сопротивления просто заявите:

Следующие 2 часа я буду думать только о занятиях по химии, а об остальном я подумаю позже!

Повторяя эту установку, вы постепенно сможете сосредоточиться на занятиях. Сначала назойливые мысли не захотят вас покидать. А вы просто не обращайте на них внимания и продолжайте занятия. Тогда они перестанут докучать вам и требовать вашего внимания!

4. Используйте простые приемы для концентрации внимания в классе или дома и изучайте большой объем материала с малыми усилиями.

Сядьте удобно на время занятий.
+ Делайте глубокий вдох каждые 10 минут.
+ Мысленно задавайте вопросы по теме, пока слушаете лекцию или изучаете материал, чтобы привлечь внимание мозга к теме занятия.

Вопросы по ходу занятия заставляют быть бдительным. Это объясняется особенностью мозга: в тот момент, когда он слышит вопрос, он вступает в стадию поиска и остается в ней, пока не найдет ответа или вы не зададите следующий вопрос.

В тот момент, когда вы задаете вопрос и концентрируете свое внимание на все 100 % на изучаемом материале, посторонние мысли покидают вас. К тому же, какой бы предмет вы ни изучали, вы будете лучше понимать его. Продолжайте задавать вопросы в течение 3-4 недель, и у вас появится привычка концентрировать все свое внимание всякий раз, когда захотите.

5. Подзаряжайте свой организм энергией: перед началом занятий и в перерывах делайте 3-4 глубокие вдоха и разминайте тело.

Ваш организм состоит из триллионов живых клеток. Им необходим постоянный объем питательных веществ и частый отдых, чтобы они могли лучше функционировать и эффективно служить вам.

Необходимые питательные вещества по организму поставляются посредством правильной циркуляции крови.

Когда вы меняете свое положение или ослабляете напряжение, клетки получают время на отдых и слегка подзаряжаются энергией.

Это очень существенно, иначе даже самые простые занятия могут оказаться сложной работой для вас. Вот что нужно делать в помощь организму.

Потянитесь подобно кошке. Потягивания расслабляют тело, улучшают циркуляцию крови и уменьшают нагрузку на мозг.
+ Сделайте 3-4 медленных глубоких вдоха перед началом занятий и после них, чтобы обеспечить мозг кислородом.
+ Находясь в классе или дома, сидите удобно, чтобы ни одна часть вашего тела не чувствовала напряжения.

6. Пользуйтесь специфическими утверждениями, помогающими концентрировать внимание на долгий срок.

Можно сконцентрировать внимание на изучении темы и долго оставаться в сосредоточенном состоянии с помощью следующих специфических утверждений. + «Я могу сосредоточиться по желанию. Мне нравится заниматься чем-нибудь одним». + «Учеба является моим приоритетным занятием.

Потому что занятия помогут мне приобрести важные знания для начала моей карьеры».

+ «Следующие два часа я собираюсь сосредоточиться на изучении физики (или другого предмета). Я люблю физику. Она полезна и интересна».

Каждое утверждение нацелено на позитивные мысли, которые автоматически усиливают силу внимания и заставляют вас думать и поступать подобно прекрасно успевающему студенту! Пусть это станет вашей привычкой. А для этого повторяйте все утверждения по 3 раза перед началом занятий.

7. Уделяйте пристальное внимание каждому виду деятельности, даже приему пищи или просмотру телесериалов!

Как и любое умение, концентрация внимания развивается в результате практики.

Хотите - верьте, хотите - нет, но вы уже умеете концентрироваться на 100 %.

Удивлены? А о чем вы думаете, когда смотрите смешной телесериал, следите за жестокой схваткой героя и злодея в компьютерной игре или читаете приключенческую книгу? Да, в таких ситуациях вы настолько сильно сосредоточены, что не думаете ни о чем другом. Это как раз и есть 100 %-ная концентрация внимания. Итак, доказано, что вы уже обладаете способностью полностью концентрировать свое внимание в определенных условиях.

Теперь вам просто придется перенести это умение в другие обстоятельства - на лекцию в классе, на занятия дома, на следование за ходом разговора и т. д.

Фактически его можно использовать ежедневно в качестве тренировки. Например, когда ваш друг начнет вам что-то рассказывать, мысленно скажите себе: «Я полностью сконцентрируюсь на том, что говорит друг». А потом изо всех сил постарайтесь не пропустить ни единого слова.

8. Тренируйте умение задерживаться только на одном занятии в отведенное время.

Это простой и в то же время действенный метод усиления внимания. С его помощью вы сможете натренироваться делать то, чего хотите вы, и концентрироваться на этом долгое время.

Развив в себе такую способность, вы обретете полезную привычку. Вы представляете себе ее силу? Все прекрасные вещи вокруг вас являются результатом сфокусированного сознания каких-то людей. Вы тоже можете выработать в себе такую способность, натренировав свое сознание.

Вот два простых упражнения для тренировки.

Слушайте звучание музыкальных инструментов. Сидите тихо и закройте глаза. Представьте, что вы слушаете скрипку, флейту или другой музыкальный инструмент. Выбирайте только один инструмент в отведенное время и представляйте его звучание в течение двух минут. Затем выбирайте другой инструмент. Устно выполняйте математические действия. Закройте глаза и устно умножайте числа. Начните с двухзначных, а потом перейдите к более сложным числам.

9. Никогда не говорите, что вы не можете сконцентрироваться, - это укрепляет вашу неспособность сосредотачивать внимание. Вместо этого говорите: «Я могу концентрировать внимание на любом предмете и на любой срок».

Повторяющиеся мысли и действия становятся привычкой. Многие из нас неоднократно доставляли удовольствие следующим негативным мыслям.

+ «Я не могу полностью сосредоточиться».
+ «Требуются годы практики, чтобы научиться полностью концентрировать внимание хотя бы на минуту» Повторение таких мыслей создает уверенность в том, что научиться вниманию очень сложно. Но вы же знаете, что практика и тренировка способны улучшить любую способность.

Вот ещё один способ для быстрого улучшения внимания. Когда бы вы ни почувствовали, что концентрируете внимание лучше, сразу же закрепите свое умение следующими утверждениями.

+ «Мое умение концентрировать внимание улучшается».
+ «Изо дня в день я могу лучше и дольше удерживать внимание».

10. Развивайте привычку заниматься по расписанию, чтобы лучше концентрировать внимание.

Занимаясь по расписанию, вы чувствуете себя спокойно и уверенно в отношении того, что успеете весь материал пройти до экзаменов. А ощущение спокойствия помогает лучшей концентрации внимания во время занятий, потому что отсутствует напряжение.

Пусть это станет вашей политикой - заниматься по расписанию. Возможно, вы уже пользуетесь некоторым подобием расписания. Составив расписание, пользуйтесь им регулярно, чтобы извлечь все следующие выгоды.

Концентрация внимания во время занятий.
+ Жизнь без стрессов.
+ Достаточное количество времени для развития навыков, которые необходимы для лучшей жизни.

Эта привычка ценится на вес золота.

Все мы когда-либо испытывали проблемы с концентрацией внимания. Она может снижаться как у взрослых, так и детей. В этой статье вы узнаете всё о проблемах с концентрацией : что это и почему они возникают, каковы признаки, симптомы, а также возможные причины низкой концентрации внимания. Нужно ли волноваться по этому поводу? Также мы дадим вам 11 советов, которые могут помочь повысить концентрацию.

Концентрация внимания и мозг. Рис. My SPECT study from Amen Clinic

Концентрация внимания может снизиться у людей в любом возрасте, это довольно распространённая проблема. У детей это проявляется в ухудшении оценок и школьной успеваемости в целом. У взрослых уменьшается работоспособность, также изменение концентрации внимания может отразиться на семейной жизни и в целом негативно влиять на повседневную жизнь. Даже может нарушить наши социальные, рабочие отношения и т.д. Поэтому крайне важно вовремя принять необходимые меры, чтобы решить проблемы с концентрацией и улучшить внимательность.

Что такое проблемы с концентрацией?

Концентрация – это способность эффективно фокусировать наше внимание на задании, которое мы выполняем. Кроме того, при хорошей концентрации внимания мы способны блокировать различные отвлекающие факторы, например, посторонние звуки или даже наши собственные мысли.

Когда уровень концентрации внимания оптимален, нам легче выполнять работу, мы делаем меньше ошибок и тратим на неё меньше времени, лучше запоминаем информацию.

Проблемы с концентрацией, снижение концентрации внимания – это неспособность сконцентрироваться и сосредоточиться на нужном стимуле. При этом нас может отвлекать шум, звук мобильного телефона, различные мысли и т.д., в результате чего мы перестаём выполнять задачу.

Уровень концентрации человека зависит от следующих факторов:

  • Вовлечённость, приверженность задаче
  • Интерес к задаче
  • Способность её выполнить
  • Физическое и эмоциональное состояние
  • Подходящие условия с минимумом отвлекающих факторов

При выполнении этих условий мозгу гораздо легче сфокусировать внимание на важных стимулах и блокировать все остальные нежелательные стимулы и отвлекающие мысли.

Проблемы с концентрацией внимания

Симптомы низкой концентрации внимания

Проблемы с концентрацией у детей

Способность к концентрации у детей не так высока как у взрослых, поскольку их мозг ещё недостаточно развит. Дети, как правило, не способны концентрироваться и удерживать внимание в течение часа, пока идёт скучный урок. Это происходит не потому, что с ними что-то не так. Очень часто мы слишком много требуем от детей. Ребёнку необходимо играть и экспериментировать, поэтому занятия должны быть динамичными и увлекательными. В этом случае дети будут способны внимательно слушать целый час. Узнайте о том, и .

Если ребёнок не может сконцентрироваться в классе и при этом не страдает какими-либо нарушениями и не испытывает трудностей в других ситуациях, обычно проблема заключается в структуре урока и манере преподавания учителя, которая не соответствует возрасту и потребностям учеников.

Можно говорить о проблемах с концентрацией у ребёнка если:

  • Ему трудно удерживать внимание на уроке.
  • Он не может сконцентрироваться на заданиях.
  • Вам кажется, что он вас не слышит, когда вы с ним говорите.
  • Не может внимательно смотреть фильм.
  • Ему трудно сконцентрироваться даже на тех занятиях, которые доставляют ему удовольствие.
  • Ребёнок рассеян.
  • Он отвлекается, не может структурировать процесс игры.
  • Ребёнок замечтался, “витает в облаках”.

Если у ребёнка присутствуют все эти симптомы, возможно, всё гораздо серьёзнее, и есть риск того, что он страдает СДВГ .

Проблемы с концентрацией у взрослых

У взрослого нарушена концентрация внимания когда:

  • Он часто забывает. Что такое .
  • Долго не может сосредоточиться на выполнении задания.
  • Ему трудно продолжить чтение.
  • Ощущения, что голова “не соображает”, рассеянность.
  • Отвлекается, когда слышит чью-то речь.
  • Его легко “выбить из колеи”.
  • Слишком долго выполняет задание.

Причины проблем с концентрацией внимания

Очень важно понимать, почему нарушена концентрация, поскольку в ряде случаев, в первую очередь, необходимо лечить первопричину данной проблемы.

  • Усталось и эмоциональный стресс могут привести к ухудшению концентрации. .
  • Гормональные изменения , например, при менопаузе или беременности, могут влиять на наши когнитивные функции.
  • Проблемы с концентрацией связаны с определёнными физическими и психологическими расстройствами, такими, как, Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) .
  • Недосып и недостаток отдыха. Когда мы не даём нашему мозгу необходимый и достаточный отдых из-за нехватки времени или стресса, он работает хуже. Недосып – одна из самых очевидных причин проблем с концентрацией.
  • Голод и неправильная диета также могут быть причинами ухудшения концентрации внимания. Голод – это очень неприятное ощущение в теле, с помощью которого наш организм предупреждает нас о нехватке питательных веществ и энергии. Это ощущение будет полностью поглощать наши когнитивные ресурсы, не позволяя сосредоточиться на чём-то ещё. Недостаток питательных веществ также нарушает корректную работу мозга.
  • Чрезмерное беспокойство. Всем нам хорошо знакомо, что если мы очень сильно о чём-то переживаем, нам сложно сконцентрироваться на других вещах. Как правило, это проходит. Однако есть люди, постоянно испытывающие повышенную тревожность и чрезмерное беспокойство, что не даёт им возможности концентрироваться на чём-то ещё. Узнайте каковы .
  • Физическая боль. Концентрация снижается при продолжительной физической боли, когда мы получаем травму или страдаем хронической болью или фибромиалгией.
  • Медикаменты и наркотики . Некоторые лекарства могут влиять на концентрацию и внимание. Наркотики нарушают работу мозга и когнитивные функции, при этом больше всего страдает внимание.
  • Среда , в который мы работаем, также может ухудшить наше внимание. При наличии большого количества отвлекающих факторов – шума, людей, гаджетов и т.д. – вероятнее всего, мы начнём отвлекаться и потеряем концентрацию.
  • Наша индивидуальная способность концентрироваться . Есть люди, способность к концентрации у которых выше, чем у других, ровно как и одни люди более “гибкие”, чем другие. Однако это не означает, что концентрацию нельзя развить. Концентрация как мышца, её тоже можно тренировать.

1. Для повышения концентрации не нужны никакие пищевые добавки

2. Используйте CogniFit (“КогниФит”), программу-лидер в области когнитивного тестирования и стимуляции для детей и взрослых

Как развить концентрацию внимания? Концентрация – это когнитивный процесс, который можно улучшить с помощью подходящей тренировки. Батарея клинических упражнений от CogniFit (“КогниФит”) – это профессиональный инструмент, доступный всем . С помощью простых и увлекательных онлайн игр CogniFit (“КогниФит”) позволяет протестировать и тренировать мозговые функции, которые нарушаются при снижении концентрации.

Программа когнитивной стимуляции от CogniFit (“КогниФит”) для улучшения концентрации была разработана опытной командой учёных, неврологов и когнитивных психологов. Программа сначала с точностью тестирует уровень концентрации внимания и другие основные когнитивные функции, а затем на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексную персонализированную когнитивную тренировку . Программа CogniFit (“КогниФит”) рекомендована для детей от 6 лет и взрослых и доступна онлайн.

3. Планируйте отдых, чтобы избавиться от рассеянности и проблем с концентрацией

Концентрация часто ухудшается из-за усталости и умственного переутомления. После выполнения задач, требующих значительных усилий, таких, как работа или учёба, концентрация нарушается, если мы не отдыхаем. Необходимо отдыхать каждые полтора часа в течение 10 минут – это поможет вам взяться за задачу с новыми силами. Это время вы можете использовать для прогулки, растяжки, похода в туалет или приготовления себе чашки кофе…

4. Общайтесь с природой

Прогулка по парку или лесу может значительно улучшить уровень концентрации. Прогулка на природе помогает успокоиться и расслабиться, она не требует от нас повышенной концентрации и внимания. В отличие от города, когда мы должны постоянно следить за дорожным движением, окружающими людьми, что вынуждает нас постоянно быть настороже. Согласно данному исследованию , на природе мы можем отдохнуть, отключиться от проблем, улучшить свои когнитивные способности. Поэтому постарайтесь найти побольше времени для прогулки по парку и лесу – там, где много растительности. Заведите себе здоровые привычки!

5. Осознанная медитация “Mindfulness” повышает концентрацию

Как достигнуть 100% концентрации? Исследования показали, что помогает улучшить внимание, а также понижает уровень стресса, тревожности и депрессии. Поэтому это идеальное упражнение для повышения концентрации. С помощью медитации можно отогнать нежелательные мысли, она помогает нам сконцентрироваться на чём-то одном. Вы заметите улучшение даже если будете практиковать медитацию всего 5-10 минут в день или в перерывах между работой или учёбой. Программы осознанной медитации для детей также показали свою эффективность.

6. Исключите всё, что отвлекает вас

Если вы относитесь к тем людям, которые легко отвлекаются при выполнении заданий, лучше уберите всё то, что может вас отвлечь. Спрячьте гаджеты, а если вы работаете на компьютере – старайтесь не открывать страницы, не имеющие отношение к тому, над чем вы работаете. Если вас отвлекает шум, используйте наушники или беруши.

7. Расставьте приоритеты

Сложные задания выполняйте тогда, когда вы свежий и отдохнувший. В этом случае вы сможете эффективно решить их, а затем уделить внимания более простым. Если же наоборот, сначала вы выполните то, что попроще, при решении более сложных задач вы будете уставшим. Расставить приоритеты поможет список задач в порядке убывания их значимости и сложности.

8. Выделите время для ответов на звонки и сообщения

Зачастую мы ощущаем себя рабами электронной почты или телефонных звонков. Мы ошибочно считаем, что должны быть доступны 24 часа в сутки. Мало того, что это снижает нашу производительность, также ухудшается наша работоспособность и концентрация. Поэтому выделите определённое время в течение дня, когда вы доступны для телефонных звонков и ответов на сообщения.

9. Повышайте концентрацию внимания, заботясь о себе

Одна из самых больших инвестиций в улучшение ваших когнитивных способностей – это поддержание организма в отличной форме. Питайтесь правильно, не голодайте, ешьте здоровую пищу. Выделяйте время для сна и отдыха – 7-8 часов сна вполне достаточно. Посвящайте время досугу и релаксации, это поможет снизить уровень стресса и улучшить концентрацию.

10. Сосредоточьтесь на чём-то одном

Спасибо, что прочитали эту статью. Будем признательны за вопросы и комментарии.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Если время от времени вы испытываете дефицит внимания и не можете сосредоточиться на нужных вещах, это может сильно повлиять на ваши карьерные и личные успехи.

Американские эксперты помогут вам выделить основные отвлекающие факторы («убийцы внимания») и научат бороться с ними:

1. Социальные сети.

Соблазн социальных сетей состоит в том, что с их помощью очень легко общаться со своими друзьями и узнавать интересные новости. Но это отвлекает вас от работы, иногда по нескольку раз за час. Каждое обновление статуса запускает в вашей голове невидимый локомотив мыслей, который мешает вам заниматься действительно важными делами.

Решение проблемы.

Категорически откажитесь от посещения социальных сетей во время работы. Если вам не терпится проверить свою страничку, сделайте это во время перерыва. Только тогда сплошной поток постов не прервет ваши мысли. Если вы не в состоянии себя контролировать, просто уберите свой ноутбук в то место, откуда вы сможете его забрать только после смены. В этом случае речь может идти об интернет-зависимости, поэтому консультация психолога вам также не помешает.

2. Перегрузка электронной почтой.

В некоторых конторах эта проблема стоит особенно остро. Ваш электронный ящик каждый час наполняется многочисленными письмами, причем каждый человек хочет, чтобы ему ответили как можно скорее. Несмотря на то, что эти письма напрямую связаны с работой, они сильно отвлекают вас от дел, которыми вы хотели заняться в данный момент. Вы не достигнете прогресса ни в одном серьезном деле, если будете постоянно отписываться по электронной почте.

Решение проблемы.

Вместо ежеминутной проверки ящика вам нужно выделить для этого строго определенное время. В остальное рабочее время по возможности держите почтовую программу закрытой. Это позволит вам сосредоточиться на других делах.

3. Мобильные телефоны.

Рингтон мобильного телефона отвлекает гораздо сильнее, чем любое электронное письмо. Это звук, который мало кто из нас может игнорировать. Но ответ на вызов не только отнимает ваше время, но и может прервать вас на важной мысли.

Решение проблемы.

Найдите, наконец, подходящее применение идентификатору звонков. Если вызов не срочный, пусть он переключается на голосовую почту. Если у вас очень напряженная работа, поставьте на своем телефоне тихий режим, чтобы звонок не отрывал вас от мыслей так резко. Для проверки голосовой почты выделяйте строго определенное время. Прослушивание каждого сообщения по одному разу будет не столь утомительно, как постоянные ответы на звонки в течение дня.

4. Многозадачность.

Если вы освоили многозадачность и вам кажется, что вы успеваете сделать несколько дел за меньшее время, подумайте еще раз. Эксперты говорят, что вы на самом деле можете терять много времени на переключение внимания с одной задачи на другую. В конечном счете, выполнение трех проектов одновременно может занять больше времени, чем их выполнение по порядку.

Решение проблемы.

По возможности организуйте свою работу таким образом, чтобы в одно время вы были заняты только одним проектом. Иными словами, количество переключений внимания с одного дела на другое должно быть сведено к минимуму.

5. Скучные дела.

Некоторые задания, которые нам приходится выполнять на работе, гораздо интереснее других. Во время выполнения скучных заданий ваше внимание особенно легко может отвлечься на другие дела, такие как телефонный разговор, интернет, или даже разглядывание пыли на столе.

Решение проблемы.

Заключите сделку с собой: если вы усердно занимались скучной работой определенный период времени (например, час), вы заслужили 10 минут перерыва. Или вознаградите себя чашечкой кофе, любимым сэндвичем, короткой прогулкой. Скучную работу проще закончить, если вам есть к чему стремиться.

Кстати, скучные дела - это то, что можно делать в порядке многозадачности. Например, во время заполнения однообразных рецептов вы можете слушать радио. Это поможет вам «пережить» монотонную работу.

6. Тревожные мысли.

Трудно сфокусироваться на работе, если вас тревожат какие-то серьезные дела дома или на службе. Например, завтра вам предстоит сложный разговор, который вы все время прокручиваете в голове. Такие мысли - самые настоящие «убийцы внимания».

Решение проблемы.

Один из способов избавиться от назойливых мыслей о проблемах - записать их на бумаге и попытаться решить. Напишите список поручений, домашних обязанностей и других дел, которые вам предстоят. Укажите, почему эти мысли вас беспокоят. Укажите способы решения проблем. Как только вы все это оформите, вы, скорее всего, сможете освободить свой разум.

7. Стресс.

Если на вас взвалили слишком много работы, может быть трудно справляться со своими обязанностями. Перегрузка - это причина постоянного стресса, который отражается и на вашем разуме, и на вашем теле. У вас могут развиться боли в мышцах, головные боли, расстройства сердечной деятельности - все это никак не способствует концентрации и продуктивности труда.

Решение проблемы.

Освойте техники уменьшения стресса, такие как медитация. Это поможет вам вынырнуть из омута тяжелых мыслей, улучшит внимание и работоспособность. В одном западном исследовании люди, прошедшие 8-недельный курс медитации, продемонстрировали явное улучшение внимания по результатам психологических тестов. Если вы не можете найти группу по медитации у себя в городе, поищите в интернете.

8. Усталость.

Усталость мешает сосредоточиться даже тогда, когда вас ничто не отвлекает. Исследования убедительно доказывают, что недосыпание приводит к ухудшению внимания и нарушению кратковременной памяти.

Решение проблемы.

Большинству здоровых взрослых людей будет достаточно 7-9 (в среднем 8) ночного часов сна для полноценного отдыха. Вместо работы по ночам до красных глаз сделайте выбор в пользу здорового сна. Это поможет вам оставаться в форме в течение дня. Определите днем время, когда вы чувствуете себя отдохнувшим и свежим - это идеальное время для выполнения самых ответственных дел.

9. Голод.

Мозг не может работать без хорошего «топлива», поэтому пропуск приема пищи - не лучший способ сэкономить время для работы. Есть убедительные свидетельства того, что кратковременная память и внимание сильно страдают из-за голода.

Решение проблемы.

Будьте готовы в нужное время подпитать свой мозг, куда бы вы ни отправились:

Всегда хорошо завтракайте перед работой.
. Ешьте продукты с высоким содержанием протеинов (сыр, мясо).
. Отдавайте предпочтение сложным углеводам (цельные злаки).

10. Депрессия.

У большинства людей тенденция к появлению печальных мыслей - это признак депрессии. Но Национальный институт ментального здоровья США утверждает, что один из самых распространенных симптомов депрессии - это проблемы с концентрацией внимания. Если вы не можете сосредоточиться, чувствуете себя опустошенными, лишенными надежды или безразличными, то у вас может быть именно депрессия.

Решение проблемы.

Если у вас депрессия, первым правильным шагом является консультация у врача или психолога. Депрессия при квалифицированном подходе очень хорошо поддается лечению. Многие исследования убедительно доказали эффективность антидепрессантов и различных немедикаментозных методов терапии.

11. Лекарственные препараты.

К сожалению, некоторые препараты для лечения депрессии могут влиять на внимание. То же самое справедливо и в отношении многих других групп препаратов, особенно тех, которые действуют на центральную нервную систему.

Решение проблемы.

Если вы подозреваете, что причина ваших проблем с концентрацией в лекарствах, поговорите с врачом или фармацевтом. Неплохой вариант - поискать информацию о принимаемых вами лекарствах в интернете.

12. СДВГ.

Под этой сложной аббревиатурой скрывается распространенное нарушение - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Сразу оговоримся, что это не только проблема детей. По современным данным, более половины детей с СДВГ продолжают испытывать симптомы во взрослом возрасте. Классические признаки СДВГ - это быстрое переключение внимания и трудности с концентрацией на определенной задаче.

Решение проблемы.

Если вам все время трудно сосредоточиться и у вас были нарушения внимания в детстве, то стоит проконсультироваться с врачом по поводу СДВГ. Есть много методов, которые позволят эффективно справляться с вашим состоянием, включая поведенческую терапию и медикаменты.

Константин Моканов